Чтение 5-9 классов (1 вариант)

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области

«Камышловский гуманитарно-технологический техникум»
структурное подразделение
школа-интернат, реализующая адаптированные основные общеобразовательные
программы

Рабочая программа
учебного предмета «Чтение (литературное чтение)»
для обучающихся 5-9 классов
(АООП ООО 1 вариант)

1

ЧТЕНИЕ
5-9 классы
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ОБЩИЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Цели:
 развитие речи обучающихся через совершенствование техники чтения
и понимание, осмысление и пересказ содержания художественных
произведений;
 продолжение воспитания потребности в самостоятельном чтении
произведений;
 продолжение совершенствования культуры речи и развития устной
речи.
Задачи:
 развивать у детей способность полноценно воспринимать
художественное произведение, сопереживать героям;
 учить детей чувствовать и понимать образный язык
художественного
произведения,
выразительные
средства,
создающие художественный образ, развивать образное мышление
учащихся;
 формировать потребность в постоянном чтении книги, развивать
интерес к литературному творчеству,
 расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров,
разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственноэстетический и познавательный опыт ребенка;
 обеспечивать развитие речи школьников и активно формировать
навык чтения и речевые умения;
 работать с различными типами текстов;
 овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей
и жанров в соответствии с целями и задачами;
 осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами
коммуникации.
Поставленные задачи определяются особенностями психической
деятельности воспитанников с интеллектуальной недостаточностью,
существенно отличающихся от нормально развивающихся сверстников.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Программа по чтению построена на коммуникативно-речевом подходе к
обучению. По мнению многих психологов и методистов, чтение как вид
речевой деятельности является одним из значимых способов коммуникации.
В связи с этим придается большое значение работе с авторским словом
(воображаемый диалог с автором), развитию умения не только отвечать на
2

вопросы, но и ставить вопросы к тексту, участвовать в чтении по ролям и
драматизации, добиваясь естественного общения, а также пересказывать
текст полно, кратко, выборочно, от лица различных героев произведения.
С учетом того, что подростковый период характеризуется более
осознанным восприятием социальных связей и отношений, программа по
чтению предусматривает комплексное решение задач нравственноэстетического и гражданского воспитания школьников на основе
произведений художественной литературы. Их содержание позволяет
учащимся осваивать эталоны нравственного поведения человека в обществе.
В 5 -6 классах ведётся работа по объяснительному чтению, которое
является продолжением предыдущего этапа и представляет собой целую
систему учебных занятий, в процессе которых у обучающихся
совершенствуется техника чтения, развиваются умения анализировать
произведения, объяснять поступки героев и причинную обусловленность
событий. Доступность анализа обеспечивается за счет группировки
материала в соответствии с определенными темами, связанными с жизнью и
опытом детей. Это сезонные изменения в природе, морально-этические
проблемы («Что такое хорошо?», «Дружная семья», «Наша Родина» и др.).
Такое расположение материала дает возможность опираться в разборе
произведений на наблюдаемые в данный момент сезонные изменения в
природе, школьные и классные мероприятия, поступки и дела детей. Таким
образом, начиная с 5-го класса программе используется тематический
принцип подбора литературного материала. В сравнении с содержанием
программы младших классов, рекомендуемые произведения становятся более
объемными, тематически и жанрово более обогащенными, что создает
предпосылки для межпредметных связей, расширения социального опыта
учащихся.
Начиная с 7 класса, обучающиеся включаются в круг литературного
чтения. Рекомендации программы по содержанию данного этапа обучения
обусловливаются монографическим принципом. В связи с этим в программе
по чтению для 8-9 класса предлагается примерный список авторов,
творчество которых изучается в хронологической последовательности.
Следуя основным положениям уроков чтения, рекомендуется знакомить
учащихся с биографическими сведениями об авторе, сообщать некоторые
литературоведческие понятия, отрабатывая их в процессе практической
деятельности. Среди них жанры народного творчества (сказка, былина,
песня, пословица, поговорка, потешка, загадка); виды сказок (волшебные,
бытовые, сказки о животных); языковые особенности сказки (присказка,
зачин, троекратные повторы); жанры художественных произведений
(рассказ, повесть, басня, стихотворение, поэма). Обучающиеся учатся
различать тему и идею произведения, выявлять характерные черты
литературного героя. Процесс обучения носит развивающий характер и
одновременно имеет коррекционную направленность. При обучении
происходит развитие познавательной деятельности, речи, эмоциональноволевой сферы воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.
3

Внеклассное чтение (проводится раз в месяц). Внеклассное чтение
ставит задачу начала формирования читательской самостоятельности у
детей: развития у них интереса к чтению, знакомства с лучшими,
доступными их пониманию произведениями детской литературы,
формирования навыков самостоятельного чтения книг, читательской
культуры, посещения библиотеки, умения выбирать книгу по интересу.
Внеклассное чтение носит рекомендательный характер с постепенным
увеличением
доли
самостоятельности
обучающихся
в
чтении
дополнительной литературы.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Предмет «Чтение» входит в обязательную часть учебного плана
основного общего образования, предметную область «Язык и речевая
практика»
На изучение предмета «Чтение» отводится:
 в 5 классе 136 часов, 34 учебные недели;
 в 6 классе 136 часов, 34 учебные недели;
 в 7 классе 136 часов, 34 учебные недели;
 в 8 классе 136 часов, 34 учебные недели;
 в 9 классе 136 часов, 34 учебные недели.

ЛИЧНОСТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Освоение обучающимися учебного предмета предполагает достижение
ими двух видов результатов: личностных и предметных.
В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит
личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение
комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для
достижения основной цели современного образования ― введения
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
в культуру, овладение ими социокультурным опытом.
Личностные результаты включают индивидуально-личностные качества и
социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые
ценностные установки.
Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку
продвижения ребенка в овладении социальными (жизненными)
компетенциями, которые, в конечном итоге, составляют основу этих
результатов.
Личностные результаты:
4

1. Способность инициировать и поддерживать коммуникацию со взрослыми
и сверстниками; способность использовать разнообразные средства
коммуникации согласно ситуации.
2. Знание и уважительное отношение к Государственным символам России;
понимание эмоций других людей, сочувствие, сопереживание; понимание
ценности семьи, формирование чувства уважения, благодарности,
ответственности по отношению к своим близким; любовь к своему краю, к
своей малой родине, месту проживания.
3. Способность идти на компромисс; проявление терпимости к людям иной
национальности.
4. Умение адекватно оценивать свои возможности и силы (различает «что я
хочу» и «что я могу»); сознательное и ответственное
отношение к
личной безопасности (что можно – что нельзя); владение навыками
самообслуживания.
5. Принятие и следование общественным и групповым нормам
жизнедеятельности; способность следовать усвоенным нормам при
изменении условий жизнедеятельности (переход в другой класс, школу,
переезд и т.д.).
6. Умение вступить в контакт и общаться в соответствии с возрастом,
близостью и социальным статусом собеседника; умение корректно
привлечь к себе внимание.
7. Наличие положительной учебной мотивации; ответственное отношение к
учению (выполнение всех требований, предъявляемых к ученикам).
8. Желание и умение выражать себя в доступных видах творчества;
способность проявлять интерес к чтению, произведениям искусства;
стремление к опрятному внешнему виду; способность ценить красоту
природы, труда и творчества.
9. Стремление к соблюдению морально-этических норм (соответственно
возрасту), проявление добра, умение сопереживать и чувствовать боль
других людей.
10. Ценностное отношение к своему здоровью, безопасности и здоровью
близких людей; наличие навыков безопасного экологически грамотного
нравственного поведения в природе, в быту, в обществе; проявление
дисциплинированности, последовательности и настойчивости в процессе
трудовой деятельности.
Предметные результаты включают освоенные обучающимися знания
и умения, специфичные для каждой предметной области, готовность их
применения. Предметные результаты обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) не являются основным
критерием при принятии решения о переводе обучающегося в следующий
класс, но рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых
достижений.
ФГОС определяет два уровня овладения предметными результатами:
минимальный и достаточный. Достаточный уровень освоения предметных
результатов не является обязательным для всех обучающихся.
5

Минимальный уровень является обязательным для большинства
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Вместе с тем, отсутствие достижения этого уровня отдельными
обучающимися по отдельным предметам не является препятствием к
продолжению образования по варианту программы.
Предметные результаты связаны с овладением обучающимися
содержанием каждой общеобразовательной области и характеризуют
достижения обучающихся в усвоении знаний и умений, способность их
применять в практической деятельности.
Минимальный и достаточный уровни усвоения предметных
результатов
на конец школьного обучения (IX класс):
Минимальный уровень:
правильное, осознанное чтение в темпе, приближенном к темпу устной
речи, доступных по содержанию текстов (после предварительной
подготовки);
определение темы произведения (под руководством учителя);
ответы на вопросы учителя по фактическому содержанию
произведения своими словами;
участие в коллективном составлении словесно-логического плана
прочитанного и разобранного под руководством учителя текста;
пересказ текста по частям на основе коллективно составленного плана
(с помощью учителя);
выбор заголовка к пунктам плана из нескольких предложенных;
установление последовательности событий в произведении;
определение главных героев текста;
составление элементарной характеристики героя на основе
предложенного плана и по вопросам учителя;
нахождение в тексте незнакомых слов и выражений, объяснение их
значения с помощью учителя;
заучивание стихотворений наизусть (7-9);
самостоятельное чтение небольших по объему и несложных по
содержанию произведений для внеклассного чтения, выполнение посильных
заданий.
Достаточный уровень:
правильное, осознанное и беглое чтение вслух, с соблюдением
некоторых усвоенных норм орфоэпии;
ответы на вопросы учителя своими словами и словами автора
(выборочное чтение);
определение темы художественного произведения;
определение основной мысли произведения (с помощью учителя);
самостоятельное деление на части несложного по структуре и
содержанию текста;
6

формулировка заголовков пунктов плана (с помощью учителя);
различение главных и второстепенных героев произведения с
элементарным обоснованием;
определение собственного отношения к поступкам героев (героя);
сравнение собственного отношения и отношения автора к поступкам героев с
использованием примеров из текста (с помощью учителя);
пересказ текста по коллективно составленному плану;
нахождение в тексте непонятных слов и выражений, объяснение их
значения и смысла с опорой на контекст;
ориентировка в круге доступного чтения; выбор интересующей
литературы (с помощью взрослого); самостоятельное чтение художественной
литературы;
знание наизусть 10-12 стихотворений и 1 прозаического отрывка.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЧТЕНИЕ»
Содержание чтения (круг чтения). Произведения устного народного
творчества (сказка, былина, предание, легенда). Стихотворные и
прозаические произведения отечественных и зарубежных писателей XIX XXI вв. Книги о приключениях и путешествиях. Художественные и научнопопулярные рассказы и очерки. Справочная литература: словари, книгисправочники, детская энциклопедия и пр.
Примерная тематика произведений: произведения о Родине,
героических подвигах во имя Родины, об отношении человека к природе, к
животным, труду, друг другу; о жизни детей, их дружбе и товариществе; о
нравственно-этических понятиях (добро, зло, честь, долг, совесть, жизнь,
смерть, правда, ложь и т.д.)
Жанровое разнообразие: народные и авторские сказки, басни, былины,
легенды, рассказы, рассказы-описания, стихотворения.
Ориентировка в литературоведческих понятиях:

литературное произведение, фольклор, литературные жанры
(сказка, былина, сказ, басня, пословица, рассказ, стихотворение),
автобиография писателя.

присказка, зачин, диалог, произведение.

герой (персонаж), гласный и второстепенный герой, портрет
героя, пейзаж.

стихотворение, рифма, строка, строфа.

средства выразительности (логическая пауза, темп, ритм).

элементы книги: переплёт, обложка, форзац, титульный лист,
оглавление, предисловие, послесловие.
Навык чтения: чтение вслух и про себя небольших произведений и
целых глав из произведений целыми словами. Выразительное чтение
произведений. Формирование умения самоконтроля и самооценки.
Формирование навыков беглого чтения.
Работа с текстом. Осознание последовательности смысла событий.
Выделение главной мысли текста. Определение мотивов поступков героев.
7

Сопоставление и оценка поступков персонажей. Выявление авторской
позиции и собственного отношения к событиям и персонажам. Деление
текста на части и их озаглавливание, составление плана. Выборочный,
краткий и подробный пересказ произведения или его части по плану.
Внеклассное чтение. Самостоятельное чтение книг, газет и журналов.
Обсуждение прочитанного. Отчет о прочитанном произведении. Ведение
дневников внеклассного чтения (коллективное или с помощью учителя).







МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
учебного предмета «ЧТЕНИЕ» включает:
учебники:
5 класс – Малышева З.Ф. 5 класс. Чтение. Учебник для общеобразоват.
организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват.
программы.– М.: Просвещение, 2019 г.;
6 класс – Бгажнокова И.М., Погостина Е.С. 6 класс. Чтение. Учебник
для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные
общеобразоват. программы. – М.: Просвещение, 2019 г.;
7 класс – Аксёнова А.К. 7 класс. Чтение. Учебник для общеобразоват.
организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват.
программы.– М.: Просвещение, 2019 г.;
8 класс – Малышева З.Ф. 8 класс. Чтение. Учебник для общеобразоват.
организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват.
программы. – М.: Просвещение, 2019 г.;
9 класс – Аксёнова А.К., Шишкова М.И. 9 класс. Чтение. Учебник для
общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные
общеобразоват. программы.– М.: Просвещение, 2019 г.;

программно-методическое обеспечение:
 Якубовская Э.В., Шишкова М.И., Бгажнокова И.М. Рабочие
программы по учебным предметам ФГОС образования обучающихся с
интеллектуальными нарушениями. Вариант 1. 5-9 классы, Русский
язык. Чтение.- М.: «Просвещение», 2018г.
 М.И. Шишкова. Методические рекомендации. 5-9 классы (электронная
версия)
Печатные пособия:
 наборы сюжетных картинок в соответствии с тематикой изучаемых
произведений, в том числе и в цифровой форме;
 репродукции картин художников в соответствии с тематикой читаемых
произведений;
 портреты поэтов и писателей; детские книги разного типа из круга
детского чтения.
8

Технические средства обучения;
Экранно-звуковые пособия:
 аудиозаписи
прочтения
мастерами
художественного
слова
произведений художественной литературы; слайды, соответствующие
содержанию обучения.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ЧТЕНИЕ»
 5 класс
Название раздела, тема урока

Кол-во
часов

Раздел 1 Устное народное творчество
Считалки, потешки, пословицы и поговорки, загадки

3 ч.

Раздел 2 Сказки
«Никита Кожемяка» (Русская сказка)
Тофаларская сказка. «Как наказали медведя».
«Золотые руки» (Башкирская сказка)

2 ч.
1ч.
2 ч.

Русская сказка «Морозко»

2ч.

«Два Мороза» (Русская сказка)
Татарская сказка «Три дочери»
«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» (Отрывки)

2 ч.
2ч.
3 ч.

По Д.Мамину – Сибиряку «Серая Шейка»
Раздел 3 Картины родной природы
Г.Скребицкий «Июнь»

2 ч.

И.Суриков «Ярко солнце светит…»
А.Платонов. Июльская гроза (Отрывки)
А.Прокофьев «Березка»
Ю.Гордиенко «Вот и клонится лето к закату…»

1ч.
2ч.
1 ч.
1ч.

Обобщающий урок по теме «Лето» Внеклассное чтение произведений о лете.

1ч.

«Сентябрь» по Г.Скребицкому

2ч.

По И. Соколову – Микитову «Золотая осень»
«Осень» К.Бальмонт
Добро пожаловать! По Г.Скребицкому
Осенние грусти… По В.Астафьеву
Первый снег. И. Бунин
Обобщающий урок по теме «Осень». Внеклассное чтение произведений об осени.
Раздел 4 О друзьях – товарищах
Ю.Яковлев «Колючка»

1 ч.
1ч.
2ч.
1ч.
2ч.
1ч.

Рыцарь Вася. Ю.Яковлев
Н.Носов «Витя Малеев в школе и дома
«Фосфорический» мальчик В. Медведев.
Л.Воронкова «Дорогой подарок»
Я. Аким. Твой друг

2ч.
3 ч.
2ч.
2 ч.
2ч.

Раздел 5 Басни И.Крылова
И.Крылов «Ворона и лисица», «Щука и кот», «Квартет»
Раздел 6 Спешите делать добро
Н.Хмелик «Будущий олимпиец»

1 ч.

2 ч.

2 ч.
2 ч.
9

Слепой домик. О. Бондарчук

1ч.

В.Осеева «Бабка»
Сухой хлеб. А.Платонов
В.Распутин «Люся»

3 ч.
2ч.
2ч.

В.Брюсов. Труд

1ч.

Р.Рождественский «Огромное небо»

1ч.

Обобщающий урок по теме «Спешите делать добро». Внеклассное чтение.

1ч.

Раздел 7 Картины родной природы
«Чародейкою зимою…» Ф.Тютчев
Декабрь. Г.Скребицкий.
К зиме. К.Бальмонт.
Г.Скребицкий «Всяк по – своему»
«Поет зима – аукает…» С.Есенин
С.Есенин «Береза»

1 ч.
1ч.
1ч.
2 ч.
1ч.
1 ч.

Зимняя дорога. А.Пушкин
Обобщающий урок по теме «Зима». Внеклассное чтение.

2ч.
2ч.

Г.Скребицкий «Март»
Вот уж снег последний в поле тает…» А.Толстой
Г.Скребицкий «От первых проталин до первой грозы»
Весна - красна
Грачи прилетели
Заветный кораблик.
В весеннем лесу
А.Толстой «Весенние ручьи»

1 ч.
1ч.
1 ч.
2ч.
1ч.
1ч.
2ч.
2 ч.

«Гонимы вешними лучами…» А.Пушкин

2ч.

Ворона. А.Блок

1ч.

Е.Серова «Подснежник»
И.Соколов – Микитин «Весна»

1 ч.
2 ч.

«Крупный дождь в лесу зеленом…» И.Бунин

1ч.

Черемуха. С.Есенин

1ч.

Весна, весною, о весне. Я.Аким
Обобщающий урок по теме «Весна». Внеклассное чтение.
Раздел 8 О животных
Н.Гарин – Михайловский «Тема и Жучка»
Желтухин. А.Толстой
Итого: 40 часов
К. Паустовский «Кот ворюга»
Про обезьянку. Б.Житков
Э.Асадов «Дачники»
Из рассказов Олены Даниловны. Ф.Абрамов
Будь человеком. С.Михалков
Обобщающий урок по теме «О животных». Внеклассное чтение
Раздел 9 Из прошлого нашего народа
По О.Тихомирову «На поле Куликовом

2ч.
2ч.
3ч.

Рассказы о войне 1812 года. По С.Алексееву. «…И снится ей жаркое лето…» Н.Некрасов
А.Куприн «Белый пудель»
Снега, поднимитесь метелью! По Л.Жарикову

2ч.
2ч.
2ч.

3ч.
3ч.
3ч.
2 ч.
3ч.
2ч.
1ч.
2ч.

10

У могилы Неизвестного Солдата. Ю.Коринец
Обобщающий урок по теме «Из прошлого нашего народа»
Раздел 10 Из произведений зарубежных писателей
В.Гюго «Гаврош»
Приключения Тома Сойера (Отрывок) М. Твен
С.Лагерлеф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями»
Г.Х.Андерсен «Русалочка»
Обобщающий урок по теме «Из произведений зарубежных писателей»
Итого за год: 136 часов.

6 класс
Название раздела, тема урока

1ч.
1ч.
1 ч.
2ч.
3 ч.
1 ч.
1ч.

Кол-во
часов

По В. Пескову «Отечество»

1ч

М. Ножкин «Россия»
М. Пришвин «Моя Родина»
В. Бианки «Сентябрь»
И. Бунин «Лес, точно терем расписной...»
Ю. Качаев «Грабитель»
Б. Житков «Белый домик»
Внеклассное чтение. Чтение произведений устного народного творчества
А. Белорусец «Звонкие ключи»
К. Паустовский «Заячьи лапы»
Внеклассное чтение. Чтение рассказов о животных
И. Тургенев «Осенний день в березовой роще»

1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
2ч
1ч
3ч
3ч
1ч
1ч

Е. Носов «Хитрюга»

2ч

В. Бианки «Октябрь»
С. Михалков «Будь человеком»
Б. Заходер «Петя мечтает»
По Д. Биссету «Слон и муравей»
По Д. Биссету «Кузнечик Денди»
Дж. Родари «Как один мальчик играл с палкой»
Дж. Родари «Пуговкин домик»
Внеклассное чтение. Чтение авторских сказок
«Илья Муромец и Соловей разбойник» (отрывок из былины)
Ф. Глинка «Москва» (в сокращении).
В. Бианки «Ноябрь». Обобщение произведений осенней тематики
По С. Алексееву «Без Нарвы не видать моря»,
По С. Алексееву «На берегу Невы»
Рассказы о русском подвиге. По С. Алексееву «Медаль»
Рассказы о русском подвиге. По С. Алексееву «Гришенька»
Великодушный русский воин. По Е. Холмогоровой
«Серебряный лебедь»
«Боевое крещение»
«День рождения Наполеона»
«В дни спокойные»
Внеклассное чтение. Чтение рассказов о подвигах народа
По Н. Носову «Как Незнайка сочинял стихи»

1ч
2ч
1ч
1ч
1ч
1ч
2ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
3ч
11

Е. Пермяк «Тайна цены»
Д. Гальперина «Здравствуйте!»
В. Бианки «Декабрь», Е. Благинина. «Новогодние загадки»
А. Никитин «Встреча зимы»
А. Дорохов «Теплый снег»
А. Пушкин «Вот север тучи нагоняя...»
Д. Хармс «Пушкин»
Внеклассное чтение. Чтение произведений А.С. Пушкина
В. Бианки «Январь»
Х.-К. Андерсен «Ель»
А. Чехов «Ванька»
И. Никитин «Весело сияет месяц над селом...»
И. Суриков «Белый снег пушистый...»
М. Зощенко «Леля и Минька. Елка»
Ю. Рытхэу «Пурга»
Ю. Дмитриев «Таинственный ночной гость»
В. Бианки «Февраль»
С. Маршак «Двенадцать месяцев»
Х. К. Андерсен «Снежная Королева»
Внеклассное чтение. Чтение произведений по зимней тематике
С. Смирнов «Первые приметы»
В. Бианки «Март»
По В. Пескову «Весна идет»
М. Пришвин «Жаркий час»
Г. Скребицкий «Весенняя песня»
В. Жуковский «Жаворонок»
А. Толстой «Детство Никиты»
А. Твардовский «Как после мартовских метелей...»
А. Плещеев «И вот шатер свой голубой опять раскинула весна...»
В. Бианки «Апрель»
Внеклассное чтение. Чтение произведений весенней тематики
К. Паустовский «Стальное колечко»
По В. Астафьеву «Злодейка»
По Е. Барониной «Рассказы про зверей»
В. Драгунский «Кот в сапогах»
Д. Хармс «Заяц и еж»
И. Крылов «Зеркало и обезьяна»

1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
3ч
3ч
1ч
1ч
2ч
2ч
2ч
1ч
6ч
8ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
2ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
3ч
3ч
2ч
2ч
1ч
1ч

Внеклассное чтение. Чтение рассказов о дружбе и взаимовыручке
По Р. Киплингу «Рикки-Тикки-Тави»
В. Набоков «Дождь пролетел и сгорел на лету...»
В. Бианки «Май»
М. Дудин «Наши песни спеты на войне»
В. Медведев «Звездолет «Брунька»
По К. Паустовскому «Корзина с еловыми шишками»
По А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц»
Внеклассное чтение. Чтение рассказов зарубежных писателей
В. Астафьев «Зорькина песня»
Н. Рыленков «Нынче ветер, как мальчишка, весел...»
Обобщающий урок по теме: «Весна»
Внеклассное чтение. Чтение юмористических стихотворений и рассказов
7 класс

1ч
6ч
3ч
1ч
1ч
4ч
4ч
4ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
12

Тема урока
I.Устное народное творчество
УНТ – вступительная статья.
Жанры УНТ.
«Сивка - бурка» - русская народная сказка.
«Журавль и Цапля» - русская народная сказка.
«Умный мужик» - русская народная сказка.
Внеклассное чтение «Русские народные сказки».
«Три поездки Ильи Муромца» - былина.
Народные песни.
Пословицы и загадки.
Викторина по УНТ.
2. Из произведений русской литературы XIX
А.С. Пушкин.Биография.
А.С. Пушкин. «Сказка о царе Салтане…»

Кол-во
часов
1ч
1ч
3ч
1ч
1ч
1ч
2ч
1ч
1ч
1ч
1ч
5ч

Отзыв о прочитанном
А.С. Пушкин «Зимний вечер»
А.С. Пушкин. «У лукоморья»
М.Ю. Лермонтов.Биография.
М.Ю. Лермонтов «Бородино».
И.А. Крылов .Биография
И.А. Крылов. «Кукушка и Петух»
И.А. Крылов «Волк и Журавль»
И.А. Крылов. «Слон Моська»
Внеклассное чтение «О чём рассказывают басни».
Н.А. Некрасов. Биография.
Н.А. Некрасов. «Несжатая полоса»
Н.А. Некрасов «Генерал Топтыгин» Л.Н. Толстой. Биография.
Л.Н.Толстой. «Кавказский пленник» Встреча с врагом.
В плену.
Доверие.
Подготовка к побегу
Неудачный побег.
Спасение.
Отзыв о прочитанном.
А.П. Чехов. Биография.
А. П. Чехов «Хамелеон»
Внеклассное чтение
«Мой Чехов» - внеклассное чтение.
В.Г. Короленко – биография.
«Дети подземелья» - В.Г. Короленко. Я и мой отец.
Новое знакомство.
Дружба.
Осень.
Кукла.
Отзыв о прочитанном.

1ч
1ч
1ч
1ч
3ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
2ч
1ч
1ч
2ч
1ч
1ч
1ч
2ч
1ч
1ч
3ч
1ч
1ч
1ч
1ч
2ч
1ч
1ч
2ч
1ч

Обобщающий урок по повести «Дети подземелья»-В.Г. Короленко.
Внеклассное чтение «Русские писатели 19 века».
3. Из произведений русской литературы XX века
А.М. Горький. Биография.
А.М. Горький. «Детство» -Тяжёлая обстановка в доме деда
История с напёрстком

1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
13

Наказание
Отношение к наказанию
Отзыв о прочитанном.
А.М. Горький. «В людях» Попытка учиться
Приём у врача
Отзыв о прочитанном
М.В. Исаковский «Детство».
М.В. Исаковский «Ветер»
М.В. Исаковский «Весна».
К.Г. Паустовский. Биография
К.Г. Паустовский. «Последний чёрт»
Внеклассное чтение «Мой любимый герой».
М.М. Зощенко – вступительная статья.
М.М. Зощенко. «Великие путешественники» К.М. Симонов, Биография
К.М. Симонов «Сын артиллериста»
В.П. Катаев Биография
В.П. Катаев «Флаг».
Н.И. Рыленков . Биография
Н.И. Рыленков «Деревья».
Н.И. Рыленков. «Весна без вещуньи-кукушки»
Н.И. Рыленков «Всё в тающей дымке».
Ю.И. Коваль. Биография
Ю.И. Коваль «Капитан Клюквин»
«Картофельная собака» - Ю.И. Коваль
Ю.Я. Яковлев «Багульник»
Внеклассное чтение по интересам.
Р.П. Погодин «Время говорит пора».
А.Г. Алексин «29 февраля».
Отзыв по прочитанному.
Внеклассное чтение
К.Я. Ваншенкин «Мальчишка».
К.Я. Ваншенкин «Снежки».
Проверка техники чтения.
Обобщающий урок по литературе XX века.
Внеклассное занятие по чтению.

 8 класс
Название раздела, тема урока
Роль книги в жизни человека.
Сказка –ложь, да в ней намек…Виды сказок.
Русская народная сказка «Волшебное кольцо». Чтение.
Русская народная сказка «Волшебное кольцо». Сюжет сказки.
Русская народная сказка «Волшебное кольцо». Характеристика героев.
Понятие о балладе.
В.А.Жуковский «Перчатка»
И.З.Суриков «Нашла коса на камень»
Понятие о былине.
Былина «Добрыня и змей»
Внеклассное чтение. Чтение произведений устного народного творчества разных жанров.
А.С.Пушкин. Биография
М.Я.Басина «Публичное испытание»
И.И.Пущин «Записки о Пушкине»

1ч
1ч
1ч
2ч
2ч
1ч
2ч
1ч
1ч
1ч
5ч
1ч
1ч
4ч
1ч
3ч
1ч
3ч
1ч
1ч
1ч
1ч
4ч
5ч
7ч
2ч
5ч
3ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
2ч

Кол-во
часов
1ч
2ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
2ч
1ч
1ч
1ч
1ч
14

А.С.Пушкин «Памятник»,»
А.С.Пушкин «Во глубине сибирских руд…»
А.С.Пушкин «Зимнее утро»
А.С.Пушкин «И.И.Пущину», «19 октября 1827».
А.С.Пушкин «Няне»
А.С.Пушкин «На холмах Грузии…»,
А.С.Пушкин «Сожженное письмо»,
А.С.Пушкин «Я вас любил..»
А.С.Пушкин «Сказка о попе и о работнике его Балде».
Урок – игра по творчеству А.С.Пушкина.
М.Ю.Лермонтов. Биография
М.Ю.Лермонтов «Смерть поэта»(отрывок)
М.Ю.Лермонтов «Родина»
М.Ю.Лермонтов «Парус»
М.Ю.Лермонтов «Сосна»
М.Ю.Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича..» (отрывки)
М.Ю.Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича..». Чтение произведения.
М.Ю.Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича…». Выявление исторической
основы. в произведении.
Внеклассное чтение по произведениям М.Ю Лермонтова
И.А.Крылов. Биография «Баснописец, каких не бывало»
И.А.Крылов «Волк на псарне»,
И.А.Крылов «Осел и Соловей»
И.А.Крылов «Муха и пчела»
Урок выразительного чтения одной из басен И.А.Крылова.
Н.А.Некрасов . Биография
Н.А.Некрасов «Размышления у парадного подъезда» (отрывок)
Н.А.Некрасов «В полном разгаре страда деревенская…»
Н.А.Некрасов «Мороз ,Красный нос» (Отрывок).Чтение произведения.
Н.А.Некрасов «Мороз ,Красный нос» (Отрывок).Тяжелая женская доля.
Н.А.Некрасов «Русские женщины» (Отрывок). Историческая основа произведения.
Н.А.Некрасов «Русские женщины» (Отрывок). Сравнение в поэме.
Обобщающий урок по творчеству Н.А. Некрасова
И.С.Никитин . Биография
И.С.Никитин «Русь»
И.С.Никитин «Утро на берегу озера»
И.С.Тургенев . Биография
И.С.Тургенев «Муму» (В сокращении).Историческая эпоха в произведении.
И.С.Тургенев «Муму» (В сокращении).Главные герои произведения.
И.С.Тургенев «Муму» (В сокращении).Нравы при дворе барыни.
И.С.Тургенев «Муму» (В сокращении).Герасим и Муму.
И.С.Тургенев «Муму» (В сокращении). Причина трагической развязки рассказа.
И.С.Тургенев «Муму». Обобщающий урок
Л.Н.Толстой . Биография
Л.Н.Толстой «После бала». Историческая основа рассказа.
Л.Н.Толстой «После бала». Духовный мир главного героя.
А.П.Чехов .Биография.
А.П.Чехов Юмор в творчестве А. П. Чехова.
А.П.Чехов. «Лошадиная фамилия».
А.П.Чехов. «Лошадиная фамилия». Юмор в рассказе.
Внеклассное чтение по произведениям А. П. Чехова
В.Г.Короленко. Биография

1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
3ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
2ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
15

В.Г.Короленко «Слепой музыкант». Чтение 1глава
В.Г.Короленко «Слепой музыкант» 2 глава
В.Г.Короленко «Слепой музыкант». 3 глава. Мир главного героя.
В.Г.Короленко «Слепой музыкант» 4 глава
В.Г.Короленко «Слепой музыкант». 5-6 главы. Роль музыки и дружбы в жизни людей.
В.Г.Короленко «Слепой музыкант» 7-8 главы. Петр и Эвелина. Анализ взаимоотношений
героев.
В.Г.Короленко «Слепой музыкант». 9 глава и эпилог. Что значит найти свое место в
жизни?
В.Г.Короленко Обобщающий урок
М.Горький. Биография
М.Горький «Макар Чудра». Понятие о свободе и жертвенности.
М.Горький «Макар Чудра»
М.Горький «Макар Чудра»
С.А.Есенин Биография
С.А.Есенин «Спит ковыль»
С.А.Есенин «Пороша»
С.А.Есенин «Отговорила роща золотая»
Урок выразительного чтения стихотворений С.А.Есенина.
А.П.Платонов Биография.
А.П.Платонов «Разноцветная бабочка»
А.П.Платонов Сказка «Разноцветная бабочка». Сравнение литературной и народной
сказок.
А.Н.Толстой. Слово о писателе. «Русский характер»
А.Н. Толстой. «Русский характер»
А.Н. Толстой. «Русский характер». Человеческая красота-высшее качество русского
народного характера.
Н.А.Заболоцкий. Биография
Н.А.Заболоцкий «Некрасивая девочка». Понятие о внешней и внутренней красоте.
К.Г.Паустовский. Биография
К.Г.Паустовский. Рассказ «Телеграмма»
К.Г.Паустовский «Телеграмма». Понятие о «непоправимой вине»
Р.И.Фраерман. Биография
Р.И.Фраерман «Дикая собака динго, или повесть о первой любви». Чтение и анализ 1-2
глав.
Р.И.Фраерман «Дикая собака динго, или повесть о первой любви». Чтение 3 главы. Катя и
Филька. Первые слезы.
Р.И.Фраерман «Дикая собака динго, или повесть о первой любви». Чтение 4 главы. Катя и
Коля. Анализ взаимоотношений.
Р.И.Фраерман «Дикая собака динго, или повесть о первой любви».
Р.И.Фраерман. Обобщающий урок
Л.А.Кассиль. Биография
Л.А Кассиль Чтение рассказа «Пекины бутсы»
Л.А Кассиль «Пекины бутсы».Личностные качества Пеки.
Л.А Кассиль «Пекины бутсы». Смешное и грустное в рассказе.
А.Т.Твардовский . Биография
А.Т.Твардовский «Василий Теркин». Отрывок «Гармонь»
А.Т.Твардовский «Василий Теркин».Отрывок «Кто стрелял»,
А.Т.Твардовский «Василий Теркин» «В наступлении»
Отзыв-мнение о личности литературного героя Василия Теркина.
В.М.Шукшин.Биография
В.М.Шукшин Рассказ «Гринька Малюгин»

1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
2ч
1ч
1ч
2ч
1ч
1ч
1ч
1ч
2ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
2ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
2ч
16

В.М.Шукшин . «Гринька Малюгин». Оценка главного героя.
В.М.Шукшин. «Гринька Малюгин». Понятие о красоте человека.
В.П.Астафьев. Биография
В.П.Астафьев «Далекая и близкая сказка» (глава из повести «Последний поклон).Анализ
жанра произведения.
В.П.Астафьев «Далекая и близкая сказка» (глава из повести «Последний поклон).Роль
музыки в жизни человека.
В.П.Астафьев «Далекая и близкая сказка» (глава из повести «Последний
поклон).Пересказ произведения.
Р.П.Погодин.Биография
Р.П.Погодин «Алфред». Система героев.
Р.П.Погодин «Алфред».Личностные качества главного героя
Р.П.Погодин «Алфред». Отношение к труду.
Р.П.Погодин «Алфред».Понятие о трусости и предательстве.
А.А.Сурков.Слово о поэте.
А.А.Сурков. Стихотворение «Родина». Душевные переживания лирического героя.
Внеклассное чтение. Чтение произведений зарубежных писателей
Итоговая обобщающая беседа по курсу чтения в 8 классе.
Рекомендации для чтения на лето.
Итого: 136 часов (4 часа в неделю)
 9 класс
Тема урока
1. Устное народное творчество
Обзорный урок. Устное народное творчество
Пословицы.
Русские народные песни. «Колыбельная».
Русские народные песни. «За морем синичка не пышно жила».
Былины. Былина «На заставе богатырской».
Былина «На заставе богатырской».
Работа по картине В.Васнецова «Богатыри».
Сказки. Русская народная сказка.
«Сказка про Василису Премудрую».
Русская народная сказка «Лиса и тетерев».
Сравнение волшебной сказки и былины
Повторение и обобщение по теме «Устное народное творчество».
2. Из произведений русской литературы XIX века
Басни. И.А.Крылов.
Жизнь и творчество великого русского баснописца.
И.А.Крылов. Басня «Кот и повар».
Сочинение- рассуждение «Жизненность басен И.А.Крылова».
Басни И.А.Крылова. Викторина по басням И.А.Крылова.
А.С.Пушкин. Жизнь и творчество поэта.
А.С.Пушкин. Поэма «Руслан и Людмила» (песнь первая).
А.С.Пушкин. Поэма «Руслан и Людмила» (песнь вторая).
А.С.Пушкин. Поэма «Руслан и Людмила» (песнь третья).
Работа по картине В.Васнецова «После побоища Игоря Святославовича с половцами».
Проза в творчестве А.С.Пушкина. Повесть «Барышня – крестьянка».
А.С.Пушкин. Повесть «Барышня – крестьянка».
А.С.Пушкин. Повесть «Барышня – крестьянка».
Викторина по творчеству А.С.Пушкина.
М.Ю.Лермонтов. Жизнь и творчество поэта.

1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч

Кол-во
часов
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
5ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
2ч
2ч
2ч
1ч
2ч
2ч
2ч
1ч
1ч
17

М.Ю.Лермонтов. Стихотворение «Тучи».
М.Ю.Лермонтов. «Баллада».
М.Ю.Лермонтов. «Морская царевна».
Описание моря в произведениях М.Ю.Лермонтова «Баллада» и «Морская царевна».
Викторина по произведениям М.Ю.Лермонтова.
Н.В.Гоголь. Жизнь и творчество писателя.
Н.В.Гоголь. «Майская ночь или утопленница» (глава 1 «Ганна»).
Н.В.Гоголь. «Майская ночь или утопленница»
(глава 5 «Утопленница»).
Н.В.Гоголь «Майская ночь или утопленница»
(гл. 6 «Пробуждение»).
Описание вечера в повести «Майская ночь или утопленница».
Н.А.Некрасов. Жизнь и творчество поэта.
Н.А.Некрасов. «Рыцарь на час» (отрывки).
Н.А.Некрасов. Поэма «Саша».
Описание леса в поэме Н.А.Некрасова «Саша».
Н.А.Некрасов. Поэма «Саша» (отрывки). Начало поэмы о детстве Саши.
Викторина по произведениям Н.А.Некрасова.
А.А.Фет. Жизнь и творчество поэта.
А.А.Фет. Стихотворение «На заре ты её не буди». Романс А.Е Варламова на слова
А.А.Фета «На заре ты её не буди».
А.А.Фет «Помню я: старушка няня…»
Сочинение – рассуждение на тему «Можно ли верить гаданию?»
А.А.Фет. «Это утро, радость эта».
Внеклассное чтение .А.А.Фет. Избранное. Чтение любимых стихотворений А.А.Фета.
А.П.Чехов. Жизнь и творчество писателя.
А.П.Чехов. Рассказ «Злоумышленник».
А.П.Чехов. Рассказ «Пересолил».
А. П.Чехов. «Дом с мезонином».
А.П.Чехов «Тоска»
А.П.Чехов «Смерть чиновника»
Внеклассное чтение по произведениям А.П.Чехова.
Л.Н Толстой .Жизнь и творчество
Л.Н.Толстой « Юность». Обзор содержания.
Л.Н.Толстой «Два гусара» (отрывки).
И.А.Бунин. Жизнь и творчество « Косцы»
А.И.Куприн «Тапер».
Тест по разделу «Из произведений русской литературы XIX века».
3. Из произведений русской литературы XX века
М.Горький. Жизнь и творчество писателя.
М.Горький. «Песня о Соколе».
Н.М.Рубцов. Жизнь и творчество поэта.
Н.М.Рубцов. «Тихая моя родина».
Н.М.Рубцов. «Русский огонёк».
Н.М.Рубцов. «Зимняя песня».
Работа по картине Левитана «Озеро»
Работа по картине Левитана «Озеро».
Н.М.Рубцов. Песни, написанные на слова Рубцова («В горнице моей светло»).
М.А Шолохов. Жизнь и творчество писателя.
М.А.Шолохов. «Судьба человека».
К.М.Симонов «Майор привез мальчишку на лафете»
В.М.Шукшин. Жизнь и творчество писателя «Волки»

1ч
2ч
2ч
1ч
1ч
1ч
2ч
2ч
2ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
3ч
3ч
2ч
1ч
1ч
1ч
1ч
3ч
2ч
2ч
2ч
1ч
1ч
2ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
6ч
1ч
1ч
18

В.М.Шукшин «Кляуза»
Ю.Коваль. Биография
Ю.Коваль «Приключения Васи Куролесова» (глава1.«В деревне Сычи»).
Ю.Коваль. «Приключения Васи Куролесова» (глава 2. «Тёртый калач»).
Ю.Коваль. «Приключения Васи Куролесова» (главы 3 и 4. «Парочка поросят», «Тёмная
ночь»).
Ю.Коваль. «Приключения Васи Куролесова» (главы 5 и 6. «Рыжий», «Обыкновенный
мешок»).
Ю.Коваль. «Приключения Васи Куролесова» (глава 7. «Вася бьёт черноусого»).
Тест по разделу «Из произведений русской литературы XX века».
4. Из произведений зарубежной литературы
Р.Л.Стивенсон. Биография
Р.Л.Стивенсон. «Вересковый мёд».
Сочинение – рассуждение «Можно ли жестокостью покорить народ?»
Э.Сетон – Томпсон. Биография
Э. Сетон – Томпсон «Снап»
Д.Дарелл. Биография
Д.Дарелл. «Живописный жираф».
Сравнительная характеристика Питера и Билли по составленному плану.
Сравнительная характеристика Питера и Билли по составленному плану.
Подведение итогов.
Список рекомендуемой литературы для чтения летом.
Итоговые уроки за четверти

1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
2ч
1ч
1ч
5ч
1ч
5ч
1ч
1ч
1ч
4ч

19


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».