РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ Министерство образования и молодежной политики Свердловской области Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области «Камышловский гуманитарно-технологический техникум» структурное подразделение школа-интернат, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для обучающихся 5 классов (АООП ООО 1 вариант) Пояснительная записка Изобразительное искусство как школьный учебный предмет имеет важное коррекционно - развивающее значение. Уроки изобразительного искусства при правильной их постановке оказывают существенное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы, способствуют формированию личности умственно отсталого ребенка, воспитанию у него положительных навыков и привычек. Цели обучения в предлагаемом курсе изобразительного искусства, сформулированы как линии развития личности ученика средствами предмета: – создание условий для осмысленного применения полученных знаний и умений при решении учебно-познавательных и интегрированных жизненнопрактических задач; – формирование умения использовать художественные представления для описания окружающего мира (предметов, процессов, явлений) в количественном и пространственном отношении, устанавливать сходство и различия между предметами; – содействие развитию основ творческого мышления, аналитико-синтетической деятельности, деятельности сравнения, обобщения; последовательного выполнения рисунка; улучшению зрительно-двигательной координации путем использования вариативных и многократно повторяющихся действий, применением разнообразного изобразительного материала; - коррекция недостатков познавательной деятельности учащихся путем систематического и целенаправленного воспитания и совершенствования у них правильного восприятия формы, строения, величины, цвета предметов, их положения в пространстве, моторики рук, образного мышления Задачи курса, состоят в том, чтобы: – сформировать у обучающихся элементарные знания основ реалистического рисунка; навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению, декоративного рисования и умения применять их в учебной и общественнополезной деятельности; – сформировать набор предметных и общеучебных умений, необходимых для изучения смежных дисциплин, дальнейшего обучения, применения в практической деятельности и в будущей профессии; – использовать процесс обучения изобразительному искусству для повышения общего развития обучающихся и коррекции недостатков их познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы и личностных качеств с учетом психофизических особенностей и потенциальных возможностей каждого ученика. - развивать у обучающихся эстетические чувства, умение видеть и понимать красивое; оценочные суждения о произведениях изобразительного искусства, декоративно-прикладного и народного искусства, скульптуры, архитектуры, дизайна. Описание места учебного предмета в учебном плане Предмет «Изобразительное искусство входит в обязательную часть учебного плана в предметную область «Искусство». Продолжительность изучения учебного предмета в 5 классе - 34 учебные недели по 2 часа в неделю. Курс изучения рассчитан на 68 часов в год. Личностные и предметные результаты изучения учебного предмета Развитие образного восприятия и освоение способов художественного, творческого самовыражения личности Гармонизация интеллектуального и эмоционального развития Формирование мировоззрения, целостного представления о мире, о формах искусства Развитие умений и навыков познания и самопознания через искусство, накопление опыта эстетического переживания Формирование готовности к труду, навыков самостоятельной работы Умение познавать мир через образы и формы изобразительного искусства Предметные результаты освоения АООП Минимальный уровень: знание названий художественных материалов, инструментов и приспособлений; их свойств, назначения, правил хранения, обращения и санитарно-гигиенических требований при работе с ними; знание элементарных правил композиции, цветоведения, передачи формы предмета и др.; знание некоторых выразительных средств изобразительного искусства: «изобразительная поверхность», «точка», «линия», «штриховка», «пятно», «цвет»; пользование материалами для рисования, аппликации, лепки; знание названий предметов, подлежащих рисованию, лепке и аппликации; знание названий некоторых народных и национальных промыслов, изготавливающих игрушки: Дымково, Гжель, Городец, Каргополь и др.; организация рабочего места в зависимости от характера выполняемой работы; следование при выполнении работы инструкциям учителя; рациональная организация своей изобразительной деятельности; планирование работы; осуществление текущего и заключительного контроля выполняемых практических действий и корректировка хода практической работы; владение некоторыми приемами лепки (раскатывание, сплющивание, отщипывание) и аппликации (вырезание и наклеивание); рисование по образцу, с натуры, по памяти, представлению, воображению предметов несложной формы и конструкции; передача в рисунке содержания несложных произведений в соответствии с темой; применение приемов работы карандашом, гуашью, акварельными красками с целью передачи фактуры предмета; ориентировка в пространстве листа; размещение изображения одного или группы предметов в соответствии с параметрами изобразительной поверхности; адекватная передача цвета изображаемого объекта, определение насыщенности цвета, получение смешанных цветов и некоторых оттенков цвета; узнавание и различение в книжных иллюстрациях и репродукциях изображенных предметов и действий. Достаточный уровень: знание названий жанров изобразительного искусства (портрет, натюрморт, пейзаж и др.); знание названий некоторых народных и национальных промыслов (Дымково, Гжель, Городец, Хохлома и др.); знание основных особенностей некоторых материалов, используемых в рисовании, лепке и аппликации; знание выразительных средств изобразительного искусства: «изобразительная поверхность», «точка», «линия», «штриховка», «контур», «пятно», «цвет», объем и др.; знание правил цветоведения, светотени, перспективы; построения орнамента, стилизации формы предмета и др.; знание видов аппликации (предметная, сюжетная, декоративная); знание способов лепки (конструктивный, пластический, комбинированный); нахождение необходимой для выполнения работы информации в материалах учебника, рабочей тетради; следование при выполнении работы инструкциям учителя или инструкциям, представленным в других информационных источниках; оценка результатов собственной изобразительной деятельности и одноклассников (красиво, некрасиво, аккуратно, похоже на образец); использование разнообразных технологических способов выполнения аппликации; применение разных способов лепки; рисование с натуры и по памяти после предварительных наблюдений, передача всех признаков и свойств изображаемого объекта; рисование по воображению; различение и передача в рисунке эмоционального состояния и своего отношения к природе, человеку, семье и обществу; различение произведений живописи, графики, скульптуры, архитектуры и декоративно-прикладного искусства; различение жанров изобразительного искусства: пейзаж, портрет, натюрморт, сюжетное изображение. Содержание программы Рисование с натуры. Совершенствование умения учащихся анализировать объекты изображения (определять форму, цвет, сравнивать величину составных частей), сравнивать свой рисунок с объектом изображения и части рисунка между собой, установление последовательности выполнения рисунка, передача в рисунке формы, строения, пропорции и цвета предметов; при рисовании предметов симметричной формы использование средней (осевой) линии; передача объема предметов доступными детям средствами, ослабление интенсивности цвета путем добавления воды в краску. Декоративное рисование. Составление узоров из геометрических т растительных элементов в полосе, квадрате, круге, применяя осевые линии; совершенствование умения соблюдать последовательность при рисовании узоров; нахождение гармонически сочетающихся цветов в работе акварельными и гуашевыми красками (ровная закраска элементов орнамента с соблюдением контура изображения). Рисование на темы. Развитие у учащихся умения отражать свои наблюдения в рисунке, передавать сравнительные размеры изображаемых предметов, правильно располагая их относительно друг друга (ближе – дальше); передавать в рисунке зрительные представления, возникающие на основе прочитанного; выбирать в прочитанном наиболее существенное, то что можно показать в рисунке; работать акварельными и гуашевыми красками. Беседы по изобразительному искусству. Развитие у учащихся активного и целенаправленного восприятия произведений изобразительного искусства; формирование общего понятия о художественных средствах, развивая чувство формы и цвета; обучение детей высказываться о содержании рассматриваемых произведений изобразительного искусства; воспитание умения определять эмоциональное состояние изображенных на картинах лиц, чувствовать красоту и своеобразие декоративно-прикладного искусства. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса Классная доска, шкафы для хранения учебников, альбомов, дидактических материалов, пособий, краски акварельные, гуашь, кисти, карандаши цветные, карандаш простой, ластик, природные материалы, бумага и картон, альбом. Учебно-методического обеспечение образовательного процесса Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования для обучающихся с умственной отсталостью; Адаптированная основная образовательная программа общего образования, разработанная на основе ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (вариант 1); Изобразительное искусство. 5 класс. Учебное пособие. Адаптированные программы. М.Ю. Рау, М.А. Зыкова: ФГОС ОВЗ Издательство: Просвещение, 2021 г.Страниц: 112 Дополнительная литература: Сайбединов А.Г. Диалоги с душой. Изобразительное искусство в школе.Томск: Изд-во «Дельтаплан», 2011. Дорожин Ю.Г. Жостовский букет, Искусство детям,Мозаика-синтез , 2010 Энциклопедия «Роспись» -М.: Владос,2011 Тематическое планирование 5 класс, 68 часов № Тема урока п.п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 Кол-во часов Материалы и инструменты, правила их хранения Беседа "Дымковская игрушка" Лепка барельефов на картоне "Козёл" Аппликация "Кувшин" Натюрморт "Кувшин и яблоко" Декоративное рисование "Узоры в полосе" Аппликация "Кисть винограда" Рисование геометрического орнамента Натюрморт "Яблоко и стакан" Декоративное рисование "Узор в круге" Аппликация "Кисть рябины" Аппликация "Кисть рябины" Беседа "Изобразительное искусство" Рисунок с натуры "Ваза" Рисунок с натуры "Листья дуба" Рисование "Осенний лес" Рисование с натуры дорожных знаков Аппликация "Современный город" Аппликация "Современный город" Натюрморт "Кринка и стакан" Рисование с натуры объемного предмета Элементы городецкой росписи Оформление новогоднего пригласительного билета 1 1 1 1 1 2 2 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 Беседа "Виды изобразительного искусства" Аппликация "Дома в городе" Лепка сказочного персонажа Рисование новогодних карнавальных очков Рисование "Лес зимой" Рисование "Новогодний фейерверк" Рисование по представлению, сказочный персонаж Беседа "Как и о чем создаются картины" Рисование с натуры фигуры человека Лепка человека в движении Аппликация "Кофейник, чашка, яблоко" Рисование "зимние развлечения" Рисование "зимние развлечения" Лепка "Сказочный город" Рисование с натуры цветочного горшка Рисование "Кружка" Рисование точками "Морской конёк" Составление композиции узора Объемная аппликация "Цветы в вазе" Рисование прямоугольного предмета Рисование плаката "8 марта" Рисование плаката "8 марта" Рисунок "Портрет мамы" Рисование геометрического тела, куб Рисование объемного предмета Аппликация "Аквариум с рыбками" Рисование предмета выше уровня зрения Рисование "Русалочка" Рисование "Путешествие Нильса" Рисование пожарной машины Лепка машин Рисование насекомых Аппликация "Бабочка в ромашке" Рисование "Стрекоза и тюльпан" Лепка "Сказочный богатырь" Рисование по представлению Составление коллажа "Берегите лес" Рисование "Сказочный лес" Беседа "Как и о чем создаются скульптуры" Рисование "Добрая и злая бабочка" Декоративное рисование одежды Рисование по представлению Рисование "Любимое время года" 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1