Изобразительное искусство 5 класс (1 вариант)

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области

«Камышловский гуманитарно-технологический техникум»
структурное подразделение
школа-интернат, реализующая адаптированные основные общеобразовательные
программы

Рабочая программа
учебного курса «Изобразительное искусство»
для обучающихся 5 классов
(АООП ООО 1 вариант)

Пояснительная записка
Изобразительное искусство как школьный учебный предмет имеет важное
коррекционно - развивающее значение. Уроки изобразительного искусства при
правильной их постановке оказывают существенное воздействие на
интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы, способствуют
формированию личности умственно отсталого ребенка, воспитанию у него
положительных навыков и привычек.
Цели обучения в предлагаемом курсе изобразительного искусства,
сформулированы как линии развития личности ученика средствами предмета:
– создание условий для осмысленного применения полученных знаний и
умений при решении учебно-познавательных и интегрированных жизненнопрактических задач;
– формирование умения использовать художественные представления для
описания окружающего мира (предметов, процессов, явлений) в
количественном и пространственном отношении, устанавливать сходство и
различия между предметами;
– содействие развитию основ творческого мышления, аналитико-синтетической
деятельности, деятельности сравнения, обобщения; последовательного
выполнения рисунка; улучшению зрительно-двигательной координации путем
использования вариативных и многократно повторяющихся действий,
применением разнообразного изобразительного материала;
- коррекция недостатков познавательной деятельности учащихся путем
систематического и целенаправленного воспитания и совершенствования у них
правильного восприятия формы, строения, величины, цвета предметов, их
положения в пространстве, моторики рук, образного мышления
Задачи курса, состоят в том, чтобы:
– сформировать у обучающихся элементарные знания основ реалистического
рисунка; навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению,
декоративного рисования и умения применять их в учебной и общественнополезной деятельности;
– сформировать набор предметных и общеучебных умений, необходимых для
изучения смежных дисциплин, дальнейшего обучения, применения в
практической деятельности и в будущей профессии;
– использовать процесс обучения изобразительному искусству для повышения
общего развития обучающихся и коррекции недостатков их познавательной
деятельности, эмоционально-волевой сферы и личностных качеств с учетом
психофизических особенностей и потенциальных возможностей каждого
ученика.
- развивать у обучающихся эстетические чувства, умение видеть и понимать
красивое; оценочные суждения о произведениях изобразительного искусства,
декоративно-прикладного и народного искусства, скульптуры, архитектуры,
дизайна.

Описание места учебного предмета в учебном плане
Предмет «Изобразительное искусство входит в обязательную часть учебного
плана в предметную область «Искусство». Продолжительность изучения
учебного предмета в 5 классе - 34 учебные недели по 2 часа в неделю. Курс
изучения рассчитан на 68 часов в год.







Личностные и предметные результаты изучения учебного предмета
Развитие образного восприятия и освоение способов художественного,
творческого самовыражения личности
Гармонизация интеллектуального и эмоционального развития
Формирование мировоззрения, целостного представления о мире, о
формах искусства
Развитие умений и навыков познания и самопознания через искусство,
накопление опыта эстетического переживания
Формирование готовности к труду, навыков самостоятельной работы
Умение познавать мир через образы и формы изобразительного искусства
Предметные результаты освоения АООП
Минимальный уровень:

 знание названий художественных материалов, инструментов и
приспособлений; их свойств, назначения, правил хранения, обращения и
санитарно-гигиенических требований при работе с ними;
 знание элементарных правил композиции, цветоведения, передачи формы
предмета и др.;
 знание некоторых выразительных средств изобразительного искусства:
«изобразительная поверхность», «точка», «линия», «штриховка», «пятно»,
«цвет»;
 пользование материалами для рисования, аппликации, лепки;
 знание названий предметов, подлежащих рисованию, лепке и аппликации;
 знание названий некоторых народных и национальных промыслов,
изготавливающих игрушки: Дымково, Гжель, Городец, Каргополь и др.;
 организация рабочего места в зависимости от характера выполняемой
работы;
 следование при выполнении работы инструкциям учителя; рациональная
организация своей изобразительной деятельности; планирование работы;
осуществление текущего и заключительного контроля выполняемых
практических действий и корректировка хода практической работы;
 владение некоторыми приемами лепки (раскатывание, сплющивание,
отщипывание) и аппликации (вырезание и наклеивание);

 рисование по образцу, с натуры, по памяти, представлению, воображению
предметов несложной формы и конструкции; передача в рисунке
содержания несложных произведений в соответствии с темой;
 применение приемов работы карандашом, гуашью, акварельными
красками с целью передачи фактуры предмета;
 ориентировка в пространстве листа; размещение изображения одного или
группы предметов в соответствии с параметрами изобразительной
поверхности;
 адекватная передача цвета изображаемого объекта, определение
насыщенности цвета, получение смешанных цветов и некоторых оттенков
цвета;
 узнавание и различение в книжных иллюстрациях и репродукциях
изображенных предметов и действий.
Достаточный уровень:
 знание названий жанров изобразительного искусства (портрет,
натюрморт, пейзаж и др.);
 знание названий некоторых народных и национальных промыслов
(Дымково, Гжель, Городец, Хохлома и др.);
 знание основных особенностей некоторых материалов, используемых в
рисовании, лепке и аппликации;
 знание
выразительных
средств
изобразительного
искусства:
«изобразительная поверхность», «точка», «линия», «штриховка»,
«контур», «пятно», «цвет», объем и др.;
 знание правил цветоведения, светотени, перспективы; построения
орнамента, стилизации формы предмета и др.;
 знание видов аппликации (предметная, сюжетная, декоративная);
 знание
способов
лепки
(конструктивный,
пластический,
комбинированный);
 нахождение необходимой для выполнения работы информации в
материалах учебника, рабочей тетради;
 следование при выполнении работы инструкциям учителя или
инструкциям, представленным в других информационных источниках;
 оценка результатов собственной изобразительной деятельности и
одноклассников (красиво, некрасиво, аккуратно, похоже на образец);
 использование разнообразных технологических способов выполнения
аппликации;
 применение разных способов лепки;
 рисование с натуры и по памяти после предварительных наблюдений,
передача всех признаков и свойств изображаемого объекта; рисование по
воображению;

 различение и передача в рисунке эмоционального состояния и своего
отношения к природе, человеку, семье и обществу;
 различение произведений живописи, графики, скульптуры, архитектуры и
декоративно-прикладного искусства;
 различение жанров изобразительного искусства: пейзаж, портрет,
натюрморт, сюжетное изображение.
Содержание программы
Рисование с натуры.
Совершенствование умения учащихся анализировать объекты изображения
(определять форму, цвет, сравнивать величину составных частей), сравнивать
свой рисунок с объектом изображения и части рисунка между собой,
установление последовательности выполнения рисунка, передача в рисунке
формы, строения, пропорции и цвета предметов; при рисовании предметов
симметричной формы использование средней (осевой) линии; передача объема
предметов доступными детям средствами, ослабление интенсивности цвета
путем добавления воды в краску.
Декоративное рисование.
Составление узоров из геометрических т растительных элементов в полосе,
квадрате, круге, применяя осевые линии; совершенствование умения соблюдать
последовательность при рисовании узоров; нахождение гармонически
сочетающихся цветов в работе акварельными и гуашевыми красками (ровная
закраска элементов орнамента с соблюдением контура изображения).
Рисование на темы.
Развитие у учащихся умения отражать свои наблюдения в рисунке,
передавать сравнительные размеры изображаемых предметов, правильно
располагая их относительно друг друга (ближе – дальше); передавать в рисунке
зрительные представления, возникающие на основе прочитанного; выбирать в
прочитанном наиболее существенное, то что можно показать в рисунке;
работать акварельными и гуашевыми красками.
Беседы по изобразительному искусству.
Развитие у учащихся активного и целенаправленного восприятия
произведений изобразительного искусства; формирование общего понятия о
художественных средствах, развивая чувство формы и цвета; обучение детей
высказываться о содержании рассматриваемых произведений изобразительного
искусства; воспитание умения определять эмоциональное состояние
изображенных на картинах лиц, чувствовать красоту и своеобразие
декоративно-прикладного искусства.
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Классная доска, шкафы для хранения учебников, альбомов, дидактических
материалов, пособий, краски акварельные, гуашь, кисти, карандаши цветные,
карандаш простой, ластик, природные материалы, бумага и картон, альбом.

Учебно-методического обеспечение образовательного процесса
 Федеральный государственный образовательный стандарт общего
образования для обучающихся с умственной отсталостью;
 Адаптированная
основная
образовательная
программа
общего
образования, разработанная на основе ФГОС для обучающихся с
умственной отсталостью (вариант 1);
 Изобразительное искусство. 5 класс. Учебное пособие. Адаптированные
программы.
М.Ю.
Рау,
М.А.
Зыкова:
ФГОС
ОВЗ
Издательство: Просвещение, 2021 г.Страниц: 112
Дополнительная литература:
 Сайбединов А.Г. Диалоги с душой. Изобразительное искусство в школе.Томск: Изд-во «Дельтаплан», 2011.
 Дорожин Ю.Г. Жостовский букет, Искусство детям,Мозаика-синтез , 2010
 Энциклопедия «Роспись» -М.: Владос,2011
Тематическое планирование 5 класс, 68 часов
№

Тема урока

п.п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23

Кол-во
часов

Материалы и инструменты, правила их хранения
Беседа "Дымковская игрушка"
Лепка барельефов на картоне "Козёл"
Аппликация "Кувшин"
Натюрморт "Кувшин и яблоко"
Декоративное рисование "Узоры в полосе"
Аппликация "Кисть винограда"
Рисование геометрического орнамента
Натюрморт "Яблоко и стакан"
Декоративное рисование "Узор в круге"
Аппликация "Кисть рябины"
Аппликация "Кисть рябины"
Беседа "Изобразительное искусство"
Рисунок с натуры "Ваза"
Рисунок с натуры "Листья дуба"
Рисование "Осенний лес"
Рисование с натуры дорожных знаков
Аппликация "Современный город"
Аппликация "Современный город"
Натюрморт "Кринка и стакан"
Рисование с натуры объемного предмета
Элементы городецкой росписи
Оформление новогоднего пригласительного билета

1
1
1
1
1
2
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66

Беседа "Виды изобразительного искусства"
Аппликация "Дома в городе"
Лепка сказочного персонажа
Рисование новогодних карнавальных очков
Рисование "Лес зимой"
Рисование "Новогодний фейерверк"
Рисование по представлению, сказочный персонаж
Беседа "Как и о чем создаются картины"
Рисование с натуры фигуры человека
Лепка человека в движении
Аппликация "Кофейник, чашка, яблоко"
Рисование "зимние развлечения"
Рисование "зимние развлечения"
Лепка "Сказочный город"
Рисование с натуры цветочного горшка
Рисование "Кружка"
Рисование точками "Морской конёк"
Составление композиции узора
Объемная аппликация "Цветы в вазе"
Рисование прямоугольного предмета
Рисование плаката "8 марта"
Рисование плаката "8 марта"
Рисунок "Портрет мамы"
Рисование геометрического тела, куб
Рисование объемного предмета
Аппликация "Аквариум с рыбками"
Рисование предмета выше уровня зрения
Рисование "Русалочка"
Рисование "Путешествие Нильса"
Рисование пожарной машины
Лепка машин
Рисование насекомых
Аппликация "Бабочка в ромашке"
Рисование "Стрекоза и тюльпан"
Лепка "Сказочный богатырь"
Рисование по представлению
Составление коллажа "Берегите лес"
Рисование "Сказочный лес"
Беседа "Как и о чем создаются скульптуры"
Рисование "Добрая и злая бабочка"
Декоративное рисование одежды
Рисование по представлению
Рисование "Любимое время года"

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».