Ритмика 5 - 6 классов (1 вариант)

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области

«Камышловский гуманитарно-технологический техникум»
структурное подразделение
школа-интернат, реализующая адаптированные основные общеобразовательные
программы

Рабочая программа
коррекционного курса «Ритмика»
для обучающихся 5-6 классов
(АООП ООО 1 вариант)

Пояснительная записка
Данная рабочая программа разработана на основе Федерального
государственного образовательного стандарта образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальные нарушения), адаптированной
основной общеобразовательной программы образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
В системе образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) курс «Ритмика» в школе является
важным звеном в общей системе коррекционной работы. Данный курс
направлен на коррекцию недостатков психического и физического развития
детей
У детей с умственной отсталостью нарушены двигательные функции,
общая и речевая моторика. У детей с умственной отсталостью наблюдается
резкое снижение внимания к музыкальному звучанию, недостаточность
эмоциональной отзывчивости на музыку (остаются безучастными к звучанию
и спокойных лирических мелодий, и маршевой музыки). Детям свойственны
неадекватные эмоциональные проявления при восприятии различных
характерных пьес и песен, что связанно с общим нарушением эмоциональноволевой сферы слабостью интереса к окружающим предметам и явлениям
вообще.
Цель курса:
Развитие двигательной активности ребенка в процессе восприятия
музыки.
Задачи курса:
 Развивать восприятие музыкальных образов и способность выражать
их в движениях;
 Научить согласовывать движения с характером музыки наиболее
яркими средствами выразительности;
 Развивать музыкальные способности (эмоциональная отзывчивость на
музыку, слуховые представления;
 Развивать чувство ритма, темпа, проводить коррекцию общей и
речевой моторики, пространственной ориентировки;
 Научить школьников правильно и осмысленно двигаться в
соответствии с музыкальным сопровождением;
 Выработать достаточно прочные навыки выполнения упражнений;
 Развивать координацию движений;
 Развивать умение слушать музыку
 Научить выполнять под музыку различные движения, в том числе и
танцевальные, с речевым сопровождением и пением;
 Развивать творческие способности личности.
Ввиду психологических особенностей детей с нарушениями
познавательной деятельности с целью усиления практической
направленности обучения проводится коррекционная работа, которая
включает следующие направления:

Совершенствование движений и сенсомоторного развития:
- развитие мелкой моторики и пальцев рук;
- развитие артикуляционной моторики.
Коррекция отдельных сторон психической деятельности:
- коррекция - развитие восприятия, представлений, ощущений;
- коррекция - развитие двигательной памяти;
- коррекция – развитие внимания;
- формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет,
форма, величина);
- развитие пространственных представлений и ориентации;
- развитие представлений о времени.
Развитие различных видов мышления:
- развитие наглядно – образного мышления;
- развитие словесно – логического мышления (умение видеть и устанавливать
логические связи между предметами, явлениями и событиями).
Развитие основных мыслительных операций:
- развитие умения сравнивать, анализировать;
- развитие умения выделять сходство и различия понятий.
Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы:
- развитие инициативности, стремление доводить начатое дело до конца;
- формирование умения преодолевать трудности;
- воспитание способности самостоятельно принимать решения;
- формирование устойчивой и адекватной самооценки.
Коррекция развития речи:
- развитие фонематического слуха, зрительного и слухового восприятия.
Описание места курса в учебном плане
Коррекционный курс «Ритмика» входит в часть учебного плана,
формируемого участниками образовательного процесса, в коррекционноразвивающую область. На изучение курса в 5 классе отведено 2 часа в
неделю (68 часов за год), в 6 классе отведен – 1 час в неделю (34 часа в год).
Планируемые результаты
Минимальный уровень:
-Уметь слушать музыку;
-Готовиться к занятиям, строиться в колонну по одному;
- Выполнять несложные движения руками и ногами по показу учителя;
-Активно прихлопывать и притопывать вместе с учителем;
-Слушать и правильно выполнять инструкцию учителя.
Достаточный уровень:
-Уметь слушать музыку до конца, узнавать знакомую мелодию;
-Готовиться к занятиям, строиться в колонну по одному;
-Ритмично выполнять несложные движения руками и ногами;
-Выполнять задания после показа и по словесной инструкции учителя.

Содержание программы
Программа состоит из пяти направлений:
 упражнения на ориентировку в пространстве;
 ритмико-гимнастические упражнения (общеразвивающие упражнения,
упражнения на координацию движений, упражнение на расслабление
мышц);
 упражнения с детскими музыкальными инструментами;
 игры под музыку;
 танцевальные упражнения.
На каждом уроке осуществляется работа по всем пяти разделам
программы в изложенной последовательности. Однако в зависимости от
задач урока отводится различное количество времени на каждый раздел,
имея в виду, что в начале и конце урока включены упражнения на снятие
напряжения, расслабление, успокоение.
1. Упражнения на ориентировку в пространстве
 Перестроение из колонны по одному в колонну по четыре.
Построение в шахматном порядке.
 Перестроение из нескольких колонн в несколько кругов, сужение и
расширение их.
 Перестроение из простых и концентрических кругов в звездочки и
карусели.
 Ходьба по центру зала, умение намечать диагональные линии из
угла в угол.
 Сохранение правильной дистанции во всех видах построений с
использованием лент, обручей, скакалок.
 Упражнения с предметами, более сложные, чем в предыдущих
классах.
2. Ритмико- гимнастические упражнения
 Круговые движения головы, наклоны вперед, назад, в стороны.
 Выбрасывание рук вперед, в стороны, вверх из положения руки к
плечам.
 Круговые движения плеч, замедленные, с постоянным ускорением, с
резким изменением темпа движений.
 Плавные, резкие, быстрые, медленные движения кистей рук.
 Повороты туловища в положении стоя, сидя с передачей предметов.
 Круговые движения туловища с вытянутыми в стороны руками, за
голову, на поясе.
 Всевозможные сочетания движений ног: выставление ног вперед,
назад, в стороны, сгибание в коленном суставе, круговые движения,
ходьба на внутренних краях стоп.
 Упражнения на выработку осанки










Упражнения на координацию движений.
Разнообразные сочетания одновременных движений рук, ног,
туловища, кистей.
Выполнение упражнений под музыку с постепенным ускорением, с
резкой сменой темпа движений.
Поочередные хлопки над головой, на груди, перед собой, справа,
слева, на голени.
Самостоятельное составление несложных ритмических рисунков в
сочетании хлопков и притопов, с предметами (погремушками, бубном,
барабаном).
Упражнение на расслабление мышц.
Прыжки на двух ногах одновременно с мягкими расслабленными
коленями и корпусом, висящими руками и опущенной головой
(«петрушка»).
С позиции приседания на корточки с опущенной головой и руками 4
постепенное поднимание головы, корпуса, рук по сторонам (имитация
распускающегося цветка).
То же движение в обратном направлении (имитация увядающего
цветка).

3. Упражнения с детскими музыкальными инструментами
 Круговые
движения
кистью
(пальцы
сжаты
в
кулак).
Противопоставление одного пальца остальным.
 Движения кистей и пальцев рук в разном темпе: медленном, среднем,
быстром, с постепенным ускорением, с резким изменением темпа и
плавности движений.
 Выполнение несложных упражнений, песен на детском пианино,
аккордеоне, духовой гармонике.
 Упражнения в передаче на музыкальных инструментах основного
ритма знакомой песни и определении по заданному ритму мелодии
знакомой песни.
4. Игры под музыку
 Упражнения на самостоятельную передачу в движении ритмического
рисунка, акцента, темповых и динамических изменений в музыке.
 Самостоятельная смена движения в соответствии со сменой частей,
музыкальных фраз, малоконтрастных частей музыки.
 Упражнения на формирование умения начинать движения после
вступления мелодии.
 Разучивание и придумывание новых вариантов игр, элементов
танцевальных движений, их комбинирование.
5. Танцевальные упражнения
 Исполнение элементов плясок и танцев, разученных в 3 классе.
 Упражнения на различение элементов народных танцев.

 Шаг кадрили: три простых шага и один скользящий, носок ноги
вытянут.
 Пружинящий бег.
 Поскоки с продвижением назад (спиной).
Тематическое планирование
№

Название раздела

1
2
3

Упражнения на ориентировку в пространстве
Ритмико-гимнастические упражнения
Упражнения
с
детскими
музыкальными
инструментами
Игры под музыку
Танцевальные упражнения
Итого

4
5

Количество часов
5 «а» класс

Количество
часов 6 класс

6
9
5

12
18
10

6
8
34

12
16
68

Музыкальные произведения используемые на уроках
Круговой галоп. Венгерская народная мелодия.
Кадриль. Русская народная мелодия.
Бульба. Белорусская народная мелодия.
Узбекский танец. Музыка Р. Глиэра.
Грузинский танец «Лезгинка».
Материально – техническое обеспечение
• Магнитофон
• Погремушки
• Свистульки
• Деревянные ложки
• Скакалки, мячи, обручи, флажки.
Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса
1. АООП обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями), 5-9 классы.
2. Примерные рабочие программы по учебным предметам и
коррекционным курсам образования обучающихся с умственной
отсталостью, вариант 1, - М.: Просвещение, 2018. – 544 с.
3. Колодницкий Г.А. «Физическая культура. Ритмические упражнения,
хореография и игры»: метод. пособие. - Москва, Дрофа, 2003 г.
4. Кузнецов В.С., Колодницкий Г.А. «Методика обучения основным
видам движений на уроках физической культуры в школе». - Москва:
Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 612 г.
5. «Игровые и рифмованные формы физических упражнений». Авторсоставитель С.А. Авилова, Т.В. Калинина. (-Волгоград: Учитель, 2008)

Тематическое планирование « Ритмика»
5 класс (68 часов)
Тема урока

Количество
часов
Упражнения на ориентировку в пространстве 12 ч.

Игра « Кто внимательный»
Игра « Кто за кем стоит»
Игра « Что, где?», « Встань, где скажу»
Игра « Найди меня», «Где звонит колокольчик?»
Игра на ковре « Назови, что справа (слева), перед (за) тобой»
Игра « Кто, где стоит?»

2
2
2
2
2

Ритмико-гимнастические упражнения 18ч.
Игра « Японские жмурки»
Игра « Найди игрушку»
Упражнения на развитие общей моторики;
Упражнения на развитие мелкой моторики
Общеразвивающие упражнения
Упражнения на выработку осанки
Упражнения на активизацию речи
Упражнения, направленные на расслабление или напряжение
мышц
Упражнения на координацию движений
Упражнения на расслабление мышц

1
1
2
2
2
2
2
2
2
2

Упражнения с детскими музыкальными инструментами 10ч.
Круговые движения кистью (пальцы сжаты в кулак).
Движения кистей и пальцев рук в разном темпе
Упражнения, активизирующие внимание
Выполнение несложных упражнений, под разные мелодии
Рисование пальчиками под музыку
Прослушивание различных тематических мелодий

1
1
2
3
1
2

Игры под музыку 12 ч.
«Игровой модный рок»
Игра «Встаньте в круг по ...»
Игра «Запрещённое движение»
Игра «Кто первый?» (со скакалкой)
Танцевальная игра «Как мы умеем танцевать»
Танцевальная игра «Танец встреч и расставаний»

2
2
2
2
2
2

Танцевальные упражнения 16 ч.
Упражнение для кистей рук. Игры под музыку
Широкий, высокий бег
Сильные поскоки
Боковой галоп
Работа в группах, парах
Танцы и пляски

2
3
2
2
4
3

Тематическое планирование « Ритмика»
6 класс(34 часа)
Тема урока

Количество
часов

Упражнения на ориентировку в пространстве 6 ч.
Игра « Кто внимательный»
Игра « Кто за кем стоит»
Игра « Что, где?», « Встань, где скажу»
Игра « Найди меня», «Где звонит колокольчик?»
Игра на ковре « Назови, что справа (слева), перед (за) тобой»
Игра « Кто, где стоит?»

1
1
1
1
1
1

Ритмико-гимнастические упражнения 9ч.
Игра « Японские жмурки»
Игра « Найди игрушку»
Упражнения на развитие общей моторики;
Упражнения на развитие мелкой моторики
Общеразвивающие упражнения
Упражнения на выработку осанки
Упражнения на расслабление мышц

1
1
2
2
1
1
1

Упражнения с детскими музыкальными инструментами 5 ч.
Круговые движения кистью (пальцы сжаты в кулак).
Движения кистей и пальцев рук в разном темпе
Выполнение несложных упражнений, под разные мелодии
Выполнение несложных упражнений, под разные мелодии
Выполнение несложных упражнений, под разные мелодии
Упражнения на координацию движений

1
1
1
1
1

Игры под музыку 6 ч.
«Игровой модный рок»
Игра «Встаньте в круг по ...»
Игра «Запрещённое движение»
Игра «Кто первый?» (со скакалкой)
Танцевальная игра «Как мы умеем танцевать»
Танцевальная игра «Танец встреч и расставаний»

1
1
1
1
1
1

Танцевальные упражнения 8 ч.
Упражнение для кистей рук. Игры под музыку
Широкий, высокий бег
Сильные поскоки,
Боковой галоп

2
2
2
2


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».