РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ Министерство образования и молодежной политики Свердловской области Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области «Камышловский гуманитарно-технологический техникум» структурное подразделение школа-интернат, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы Рабочая программа коррекционного курса «Ритмика» для обучающихся 5-6 классов (АООП ООО 1 вариант) Пояснительная записка Данная рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальные нарушения), адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). В системе образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) курс «Ритмика» в школе является важным звеном в общей системе коррекционной работы. Данный курс направлен на коррекцию недостатков психического и физического развития детей У детей с умственной отсталостью нарушены двигательные функции, общая и речевая моторика. У детей с умственной отсталостью наблюдается резкое снижение внимания к музыкальному звучанию, недостаточность эмоциональной отзывчивости на музыку (остаются безучастными к звучанию и спокойных лирических мелодий, и маршевой музыки). Детям свойственны неадекватные эмоциональные проявления при восприятии различных характерных пьес и песен, что связанно с общим нарушением эмоциональноволевой сферы слабостью интереса к окружающим предметам и явлениям вообще. Цель курса: Развитие двигательной активности ребенка в процессе восприятия музыки. Задачи курса: Развивать восприятие музыкальных образов и способность выражать их в движениях; Научить согласовывать движения с характером музыки наиболее яркими средствами выразительности; Развивать музыкальные способности (эмоциональная отзывчивость на музыку, слуховые представления; Развивать чувство ритма, темпа, проводить коррекцию общей и речевой моторики, пространственной ориентировки; Научить школьников правильно и осмысленно двигаться в соответствии с музыкальным сопровождением; Выработать достаточно прочные навыки выполнения упражнений; Развивать координацию движений; Развивать умение слушать музыку Научить выполнять под музыку различные движения, в том числе и танцевальные, с речевым сопровождением и пением; Развивать творческие способности личности. Ввиду психологических особенностей детей с нарушениями познавательной деятельности с целью усиления практической направленности обучения проводится коррекционная работа, которая включает следующие направления: Совершенствование движений и сенсомоторного развития: - развитие мелкой моторики и пальцев рук; - развитие артикуляционной моторики. Коррекция отдельных сторон психической деятельности: - коррекция - развитие восприятия, представлений, ощущений; - коррекция - развитие двигательной памяти; - коррекция – развитие внимания; - формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина); - развитие пространственных представлений и ориентации; - развитие представлений о времени. Развитие различных видов мышления: - развитие наглядно – образного мышления; - развитие словесно – логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями). Развитие основных мыслительных операций: - развитие умения сравнивать, анализировать; - развитие умения выделять сходство и различия понятий. Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы: - развитие инициативности, стремление доводить начатое дело до конца; - формирование умения преодолевать трудности; - воспитание способности самостоятельно принимать решения; - формирование устойчивой и адекватной самооценки. Коррекция развития речи: - развитие фонематического слуха, зрительного и слухового восприятия. Описание места курса в учебном плане Коррекционный курс «Ритмика» входит в часть учебного плана, формируемого участниками образовательного процесса, в коррекционноразвивающую область. На изучение курса в 5 классе отведено 2 часа в неделю (68 часов за год), в 6 классе отведен – 1 час в неделю (34 часа в год). Планируемые результаты Минимальный уровень: -Уметь слушать музыку; -Готовиться к занятиям, строиться в колонну по одному; - Выполнять несложные движения руками и ногами по показу учителя; -Активно прихлопывать и притопывать вместе с учителем; -Слушать и правильно выполнять инструкцию учителя. Достаточный уровень: -Уметь слушать музыку до конца, узнавать знакомую мелодию; -Готовиться к занятиям, строиться в колонну по одному; -Ритмично выполнять несложные движения руками и ногами; -Выполнять задания после показа и по словесной инструкции учителя. Содержание программы Программа состоит из пяти направлений: упражнения на ориентировку в пространстве; ритмико-гимнастические упражнения (общеразвивающие упражнения, упражнения на координацию движений, упражнение на расслабление мышц); упражнения с детскими музыкальными инструментами; игры под музыку; танцевальные упражнения. На каждом уроке осуществляется работа по всем пяти разделам программы в изложенной последовательности. Однако в зависимости от задач урока отводится различное количество времени на каждый раздел, имея в виду, что в начале и конце урока включены упражнения на снятие напряжения, расслабление, успокоение. 1. Упражнения на ориентировку в пространстве Перестроение из колонны по одному в колонну по четыре. Построение в шахматном порядке. Перестроение из нескольких колонн в несколько кругов, сужение и расширение их. Перестроение из простых и концентрических кругов в звездочки и карусели. Ходьба по центру зала, умение намечать диагональные линии из угла в угол. Сохранение правильной дистанции во всех видах построений с использованием лент, обручей, скакалок. Упражнения с предметами, более сложные, чем в предыдущих классах. 2. Ритмико- гимнастические упражнения Круговые движения головы, наклоны вперед, назад, в стороны. Выбрасывание рук вперед, в стороны, вверх из положения руки к плечам. Круговые движения плеч, замедленные, с постоянным ускорением, с резким изменением темпа движений. Плавные, резкие, быстрые, медленные движения кистей рук. Повороты туловища в положении стоя, сидя с передачей предметов. Круговые движения туловища с вытянутыми в стороны руками, за голову, на поясе. Всевозможные сочетания движений ног: выставление ног вперед, назад, в стороны, сгибание в коленном суставе, круговые движения, ходьба на внутренних краях стоп. Упражнения на выработку осанки Упражнения на координацию движений. Разнообразные сочетания одновременных движений рук, ног, туловища, кистей. Выполнение упражнений под музыку с постепенным ускорением, с резкой сменой темпа движений. Поочередные хлопки над головой, на груди, перед собой, справа, слева, на голени. Самостоятельное составление несложных ритмических рисунков в сочетании хлопков и притопов, с предметами (погремушками, бубном, барабаном). Упражнение на расслабление мышц. Прыжки на двух ногах одновременно с мягкими расслабленными коленями и корпусом, висящими руками и опущенной головой («петрушка»). С позиции приседания на корточки с опущенной головой и руками 4 постепенное поднимание головы, корпуса, рук по сторонам (имитация распускающегося цветка). То же движение в обратном направлении (имитация увядающего цветка). 3. Упражнения с детскими музыкальными инструментами Круговые движения кистью (пальцы сжаты в кулак). Противопоставление одного пальца остальным. Движения кистей и пальцев рук в разном темпе: медленном, среднем, быстром, с постепенным ускорением, с резким изменением темпа и плавности движений. Выполнение несложных упражнений, песен на детском пианино, аккордеоне, духовой гармонике. Упражнения в передаче на музыкальных инструментах основного ритма знакомой песни и определении по заданному ритму мелодии знакомой песни. 4. Игры под музыку Упражнения на самостоятельную передачу в движении ритмического рисунка, акцента, темповых и динамических изменений в музыке. Самостоятельная смена движения в соответствии со сменой частей, музыкальных фраз, малоконтрастных частей музыки. Упражнения на формирование умения начинать движения после вступления мелодии. Разучивание и придумывание новых вариантов игр, элементов танцевальных движений, их комбинирование. 5. Танцевальные упражнения Исполнение элементов плясок и танцев, разученных в 3 классе. Упражнения на различение элементов народных танцев. Шаг кадрили: три простых шага и один скользящий, носок ноги вытянут. Пружинящий бег. Поскоки с продвижением назад (спиной). Тематическое планирование № Название раздела 1 2 3 Упражнения на ориентировку в пространстве Ритмико-гимнастические упражнения Упражнения с детскими музыкальными инструментами Игры под музыку Танцевальные упражнения Итого 4 5 Количество часов 5 «а» класс Количество часов 6 класс 6 9 5 12 18 10 6 8 34 12 16 68 Музыкальные произведения используемые на уроках Круговой галоп. Венгерская народная мелодия. Кадриль. Русская народная мелодия. Бульба. Белорусская народная мелодия. Узбекский танец. Музыка Р. Глиэра. Грузинский танец «Лезгинка». Материально – техническое обеспечение • Магнитофон • Погремушки • Свистульки • Деревянные ложки • Скакалки, мячи, обручи, флажки. Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса 1. АООП обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), 5-9 классы. 2. Примерные рабочие программы по учебным предметам и коррекционным курсам образования обучающихся с умственной отсталостью, вариант 1, - М.: Просвещение, 2018. – 544 с. 3. Колодницкий Г.А. «Физическая культура. Ритмические упражнения, хореография и игры»: метод. пособие. - Москва, Дрофа, 2003 г. 4. Кузнецов В.С., Колодницкий Г.А. «Методика обучения основным видам движений на уроках физической культуры в школе». - Москва: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 612 г. 5. «Игровые и рифмованные формы физических упражнений». Авторсоставитель С.А. Авилова, Т.В. Калинина. (-Волгоград: Учитель, 2008) Тематическое планирование « Ритмика» 5 класс (68 часов) Тема урока Количество часов Упражнения на ориентировку в пространстве 12 ч. Игра « Кто внимательный» Игра « Кто за кем стоит» Игра « Что, где?», « Встань, где скажу» Игра « Найди меня», «Где звонит колокольчик?» Игра на ковре « Назови, что справа (слева), перед (за) тобой» Игра « Кто, где стоит?» 2 2 2 2 2 Ритмико-гимнастические упражнения 18ч. Игра « Японские жмурки» Игра « Найди игрушку» Упражнения на развитие общей моторики; Упражнения на развитие мелкой моторики Общеразвивающие упражнения Упражнения на выработку осанки Упражнения на активизацию речи Упражнения, направленные на расслабление или напряжение мышц Упражнения на координацию движений Упражнения на расслабление мышц 1 1 2 2 2 2 2 2 2 2 Упражнения с детскими музыкальными инструментами 10ч. Круговые движения кистью (пальцы сжаты в кулак). Движения кистей и пальцев рук в разном темпе Упражнения, активизирующие внимание Выполнение несложных упражнений, под разные мелодии Рисование пальчиками под музыку Прослушивание различных тематических мелодий 1 1 2 3 1 2 Игры под музыку 12 ч. «Игровой модный рок» Игра «Встаньте в круг по ...» Игра «Запрещённое движение» Игра «Кто первый?» (со скакалкой) Танцевальная игра «Как мы умеем танцевать» Танцевальная игра «Танец встреч и расставаний» 2 2 2 2 2 2 Танцевальные упражнения 16 ч. Упражнение для кистей рук. Игры под музыку Широкий, высокий бег Сильные поскоки Боковой галоп Работа в группах, парах Танцы и пляски 2 3 2 2 4 3 Тематическое планирование « Ритмика» 6 класс(34 часа) Тема урока Количество часов Упражнения на ориентировку в пространстве 6 ч. Игра « Кто внимательный» Игра « Кто за кем стоит» Игра « Что, где?», « Встань, где скажу» Игра « Найди меня», «Где звонит колокольчик?» Игра на ковре « Назови, что справа (слева), перед (за) тобой» Игра « Кто, где стоит?» 1 1 1 1 1 1 Ритмико-гимнастические упражнения 9ч. Игра « Японские жмурки» Игра « Найди игрушку» Упражнения на развитие общей моторики; Упражнения на развитие мелкой моторики Общеразвивающие упражнения Упражнения на выработку осанки Упражнения на расслабление мышц 1 1 2 2 1 1 1 Упражнения с детскими музыкальными инструментами 5 ч. Круговые движения кистью (пальцы сжаты в кулак). Движения кистей и пальцев рук в разном темпе Выполнение несложных упражнений, под разные мелодии Выполнение несложных упражнений, под разные мелодии Выполнение несложных упражнений, под разные мелодии Упражнения на координацию движений 1 1 1 1 1 Игры под музыку 6 ч. «Игровой модный рок» Игра «Встаньте в круг по ...» Игра «Запрещённое движение» Игра «Кто первый?» (со скакалкой) Танцевальная игра «Как мы умеем танцевать» Танцевальная игра «Танец встреч и расставаний» 1 1 1 1 1 1 Танцевальные упражнения 8 ч. Упражнение для кистей рук. Игры под музыку Широкий, высокий бег Сильные поскоки, Боковой галоп 2 2 2 2