Ищу работу 8-9 класс (1 вариант)

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области

«Камышловский гуманитарно-технологический техникум»
структурное подразделение
школа-интернат, реализующая адаптированные основные общеобразовательные
программы

Рабочая программа
внеурочной деятельности «Ищу работу»
для обучающихся 8-9 классов
(АООП ООО 1 вариант)

Пояснительная записка «Ищу работу»
Программа внеурочной деятельности рассчитана на обучающихся 8-9
классов коррекционных школ занимающихся по адаптированной основной
общеобразовательной программе для детей с умственной отсталостью,
которая отвечает требованиям специфики работы с детьми, имеющими
отклонения в умственном развитии.
Подростковый возраст, характеризующийся глубокими изменениями в
сфере сознания, деятельности и системы взаимоотношений индивида, совпал
у современного поколения подростков с периодом преобразования системы
внешней и внутренней экономической политики страны, изменениями в
международном сотрудничестве страны на мировой арене, и следовательно,
возникновением новых профессиональных ориентиров в российском
обществе.
Подрастающее поколение несёт в себе потенциальную энергию дальнейшего
развития. От того, насколько молодые люди будут готовы к социальному,
профессиональному и культурному самоопределению, зависит путь и
перспективы развития нашего общества.
После окончания девятого класса перед современными молодыми людьми
встаёт проблема осознанного первичного профессионального выбора и (или)
продолжения своего обучения. Главное – это правильно определить
направление дальнейшего пути и собственные возможности к этому.
Главной целью программы является: повышение адаптивных
возможностей самоопределения обучающихся в условиях первичной
профессиональной ориентации, практическая подготовка детей к
самостоятельной жизни и труду, формирование у них знаний и умений,
способствующих социальной адаптации.
Задачи:
1. Углубление знаний обучающихся о профессиях и требованиях,
предъявляемых профессиями к человеку, отработка навыков общения в
сфере поиска работы.
2. Формирование умения ориентироваться в мире профессий, умения
работать с различными источниками информации.
3. Оказание помощи обучающимся в адекватном восприятии своих
возможностей и способностей, овладение обучающимися навыками
ориентации в личных психологических свойствах, способах самоанализа и
самосовершенствования.
4. Развитие мотивации к саморазвитию и успешное профессиональное
самоопределение.
Данная программа составлена на основании программы
«Новая модель
обучения
в
специальных
(коррекционных)
общеобразовательных
учреждениях 8 вида». Под редакцией А.М Щербаковой, М., 2002 г.(автором
программы являются Е.И Капланская,В.Н.Плыгунова).
Для реализации поставленных задач созданы следующие психологопедагогические условия:
 доверительная и уважительная атмосфера общения;
 снятие психологической и коммуникативной зажатости;
 ориентация на ситуацию успеха;

 уважение творческой индивидуальности каждого ученика.
Для детей с недостатками умственного развития характерны
выраженные отклонения в речевом развитии. Применение на занятиях
приемов, облегчающих восприятие (показ предметов, использование
стимулирующих реплик и направляющих внимание вопросов, рассказ
педагога, игра, создание проблемной ситуации и так далее), побуждает
учеников к оречевлению того, что они видят, к выполнению действий с
объектом и формулированию полученных результатов. Разные виды
деятельности предоставляют большие возможности для обогащения
словарного запаса детей. Особое внимание должно уделяться специальному
формированию
умений
планировать
предстоящую
деятельность,
контролировать ход работы и давать отчет по ее окончанию. Программа
предусматривает развитие и воспитание обучающихся в различных видах
деятельности (психологические тренинги, анкетирование, деловые игры и
др.), преимущественно коллективных, что взаимно обогащает учеников,
вызывает у них положительные эмоции, учит управлять собственным
поведением,что не мало важно для будущей профессиональной
деятельности.
В программу включены различные формы обучения: уроки и экскурсии;
различные методы: объяснение, беседа, деловое письмо, составление словаря
понятий, пояснительное чтение, упражнения, ролевая игра, тестирование.
Описание места программы в учебном плане
Программа
внеурочной
деятельности
относится
социальному
направлению. В учебном плане на изучение программы в 8,9 классе
отведено–34 часа в год, 1 час в неделю.
Требования к уровню подготовки обучающихся
Данный курс способствует формированию у обучающихся личностных
результатов.
Личностные результаты:
-развитие
любознательности,
сообразительности
при
выполнении
разнообразных упражнений и заданий проблемного характера;
-развитие внимательности, настойчивости, целеустремлённости, умения
преодолевать трудности — важных качеств в практической деятельности
любого человека;
-выраженное стремление учиться и трудиться для дальнейшего
осуществления своих жизненных планов;
-самостоятельность в организации и выполнении различных работ;
-определение адекватных способов решения учебной или трудовой задачи на
основе заданных алгоритмов;
-приведение примеров, подбор аргументов, формирование выводов по
обоснованию своего выбора и отражение в устной или письменной форме
результатов своей деятельности;
-находить выход из проблемной ситуации, связанной с выбором пути
продолжения образования;

-объективно оценивать свои индивидуальные возможности в соответствии с
избираемой деятельностью;
-использовать приемы самосовершенствования в учебной и трудовой.
Предметные результаты:
- условия приема в ПУ, документы для поступления в ПУ, учебный процесс в
ПУ. Выбор нужного образца заявления в зависимости от выбора обучения и
трудоустройства;
- краткие сведения о взаимодействии с работодателями, приемной комиссией
ПУ, администрацией школы.
- знание классификации видов профессий;
-адекватное оценивание своих способностей и готовности к выбранной
профессии;
-понятие об интересах, мотивах и ценностях профессионального труда, а
также психофизиологических и психологических ресурсах личности в связи с
выбором профессии;
-понятие темперамента, ведущих отношениях личности, эмоциональноволевой сферы, интеллектуальных способностей, стилей общения;
-понимание значения профессионального самоопределения и его роли в
самореализации личности;
-пользоваться сведениями о путях получения профессионального
образования;
-представление о том, как составлять личное резюме.
-ориентироваться в документе, находить требуемые сведения, заполнять
анкету;
-уметь написать заявление при поступлении на работу, в ПУ, соотносить свои
желания и возможности, общаться с работодателями, с комиссией по приему
в ПУ, с администрацией школы. Скомплектовать пакет документов для
поступления в ПУ, написать заявление, ответить на анкету.
Результаты
деятельности определяются дифференцированными
особенностями и возможностями данного класса.
Все обучающиеся поделены на группы по степени успешности овладения
учебным материалом.
К первой группе относятся обучающиеся, которые успешно овладевают
учебным материалом. Дети способны выполнять отработанные действия по
образцу, с незначительной помощью учителя, самостоятельно. Для данной
группы необходимо продумывать дополнительные задания, т.к.
обучающиеся способны работать в более быстром темпе. При выполнении
проверочных работ для обучающихся первой группы подбираются задания
более сложного содержания с учетом их возможностей.
Ко второй группе относятся обучающиеся, которые незначительно, но
постоянно отстают от одноклассников в качестве усвоения знаний, однако
они успешно участвуют во фронтальной работе со всем классом (решают
несложные примеры, повторяют вопросы, действия, объяснения учителя,
списывают с доски, работают у доски с помощью учителя). Данная категория
детей выполняют проверочные по второму уровню сложности.
К третьей группе педагогических возможностей относятся обучающиеся,
которые с трудом усваивают программный материал. Данная категория

детей нуждается в постоянной направляющей и координирующей помощи
учителя. При выполнении проверочных работ содержание заданий
подбирается с учетом их возможностей и соответствует третьему уровню
сложности.
Содержание программы делится на разделы:
1.Документы.
2. Профориентация.Ситуация выбора после окончания 9 класса.
3 .Профессиональное училище.
4. Ситуация выбора.
Содержание программы отражает: общие сведения о документах гражданина
РФ,предусматривает изучение всех нормативных документов,имеющих
отношение к изучению той или иной темы,экскурсии и практическое
ознакомление с работой всех служб,занимающихсятрудоустройством,а также
тренинги, заполнение различных анкет и документов,которые могут
встречаться
в
реальной
обстановке
с
предполагаемым
работодателем.Учебный материал содержит условия приема и экскурсии в
ПУ,обязанности работников предприятия по соблюдению трудовой
дисциплины и техники безопасности.
Программа представляет обучающимся возможность в конце учебного года,
посоветовавшись с родителями,классными руководителями, сделать свой
осознанный выбор, что позволяет администрации школы иметь полное
представление о предварительном трудоустройстве выпускников.
Важную роль играет отработка навыков общения в сфере поиска работы.
Решаются задачи нравственного воспитания:принятии норм и правил
поведения,действующих в обществе,как регламентируемых Законом, так и
общечеловеческих; выработка качеств,которые ценятся
в работниках.
Особое место отводится
проблемам трудоустройства,где изучаются
основные положения ТК РФ и разных нормативных актов.
Изучается порядок обращения в службу занятости и одел кадров
предприятия. Программа предусматривает практические занятия и
упражнения по составлению заявлений о приеме на работу и об увольнении,
заполнение анкет и карточек по учету кадров, бланков договоров при
оформлении сберегательной книжки.
Подробно изучаются документы необходимые при трудоустройстве и
увольнении, обязанности работников предприятия по соблюдению трудовой
дисциплины и техники безопасности.
Общесоциальные и
коррекционные
задачи обучения и воспитания
умственно отсталых детей определяют организационные методы и формы
их решения, которые подчинены дидактическим принципам и способствуют
оптимальной адаптации к самостоятельной жизни.
Результатом реализации данной программы является осознанный выбор
направления в продолжении обучения по окончании 8-9 классов, первичная
подготовка к дальнейшему выбору будущей профессии. Кроме того,
программа курса призвана способствовать формированию у обучающихся
определенных свойств личности и черт характера, и прежде всего,
нравственных качеств.

Описание учебно-методического и материально-технического
обеспечения образовательного процесса
Для проведения занятий используются: презентации.
Презентация №1 В мире профессий.
Презентация № 2 Паспорт.
Презентация №3 Сведения о документах, удостоверяющих личность
гражданина РФ.
Презентация № 4 Моя профессия.
Презентация № 5 Профессии.
Презентация № 6 Все профессии важны - все профессии нужны.
Презентация № 7 Профессиональное самоопределение.
Презентация № 8 Новое время - новые профессии.
Презентация № 9 Знакомство с профессией.
Презентация №10 Составление пакета документов для поступления в
КГТТ.
Презентация №11 Виртуальная экскурсия в Камышловское училищеинтернат для инвалидов.
Презентация №12 Документы необходимые для трудоустройства.
Перечень учебно-методического обеспечения
1.Е.И. Капланская, В. Н. Плыгунова «Ищу работу», Москва ,2002 г.
2. Н.М Платонова Задачи курса «Ищу работу»,М., 2002 г.
3.
«Новая
модель обучения в
специальных (коррекционных)
общеобразовательных учреждениях 8 вида». Под редакцией
А.М
Щербаковой, М., 2002 г.
4. О.А Махаева «Я выбираю профессию». Комплексная программа
активного профессионального самоопределения школьников..Москва ,2002 г.
5.
Никитин Ю.З., Никитина Е.Ю. Развитие сообразительности у детей. –
Екатеринбург: Изд-во АРД ЛТД, 1999. – 192 с.
6.
Степанова О.А. Игровая школа мышления: Методическое пособие.
(Серия «Игровые технологии») – М.: ТЦ Сфера, 2003 – 128 с.
7.
Стребелева Е.А. Формирование мышления у детей с отклонениями в
развитии. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2005. – 180 с.
8.Холодова О. Е.Юным умникам и умницам М.: Издательство «Книголюб», 2012. –52 с.
Демонстрационный и раздаточный материал :(паспорт, документы
удостоверяющие личность, анкеты, заявления о приеме на работу,
автобиография. )

Тематическое планирование, 8 класс
Раздел и тема

Раздел №1 «Документы»
1-2.Вводное
занятие.
Общие
сведенияо
документах,
удостоверяющих личность гражданинаРФ.
3.Свидетельство о рождении.
4.Паспорт гражданина.
5.Страховой полис.
6.Пенсионное удостоверение.
7.Анкета.Заполнение анкет.
8. Содержание записей в документах. Условия хранения
документов.
Раздел №2 Профориентация.Ситуация выбора
после
окончания 9 класса.
9.Возможность самоопределения по окончанию 9 класса.
10. Трудоустройство.
11-12. Трудоустройство с помощью родителей.
13-14.Документы
необходимые
для
трудоустройства,
поступления в ПУ.
15.Экскурсия в центр занятости.
Раздел № 3. Профессиональное
образовательное
учреждение.
16. Порядок зачисления на учебу в
профессиональное
образовательное учреждение.
17.Документы для поступления в ПОУ.
18.Сроки предоставления документов в ПОУ.
19. Учебный процесс в ПОУ.
20.Профессия, полученная после окончания ПОУ.
21. Трудоустройство по полученной профессии.
22. Ознакомительная экскурсия в ПОУ.
Раздел № 4 Ситуация выбора
23.Возможности самоопределения выпускника
24. Анализ результатов анкетирования.
25. Образцы документов ианкет взависимости от выбора
обучения и трудоустройства.
26. Заполнение анкеты.
27. Выбор нужного образца заявления в ПОУ.
28. Документы, используемые для заполнения анкет.
29-30. Составление пакета документов для поступления в ПОУ.
Раздел № 5.Экскурсии.
31. Экскурсия в КГТТ.
32. Экскурсия в отдел кадров предприятия.
33-34.Экскурсия на завод и швейную фабрику.

Количество
часов

2
1
1
1
1
1
1

1
1
2
2
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
1
1
2

Тематическое планирование, 9 класс.
Раздел и тема

Раздел №1. «Документы»
1-2.Вводное занятие. Общие сведения о документах,
удостоверяющих личность гражданина РФ.
3.Свидетельство о рождении.
4.Паспорт гражданина.
5.Страховой полис. Медицинский полис.
6.Пенсионное удостоверение.
7. Анкета «Планы на ближайшее будущее».
8. Содержание записей в документах. Условия хранения
документов.
Раздел №2 Профориентация. Ситуация выбора
после
окончания 9 класса.
9.Возможность самоопределения по окончанию 9 класса.
10. Трудоустройство.
11-12. Трудоустройство с помощью родителей.
13-14.Документы
необходимые
для
трудоустройства,
поступления в ПУ.
15.Экскурсия в центр занятости.
Раздел № 3. Профессиональное
образовательное
учреждение.
16. Порядок зачисления на учебу в
профессиональное
образовательное учреждение.
17.Документы для поступления в ПОУ.
18.Сроки предоставления документов в ПОУ.
19. Учебный процесс в ПОУ.
20.Профессия, полученная после окончания ПОУ.
21. Трудоустройство по полученной профессии.
22. Ознакомительная экскурсия в ПОУ.
Раздел № 4 Ситуация выбора
23. Требования профессии к человеку (в соответствии с
классификацией профессий .
24. Диагностика.Анализ результатов анкетирования.
25. Образцы документов и анкет в зависимости от выбора
обучения и трудоустройства.
26. Заполнение анкеты.
27. Выбор нужного образца заявления в ПОУ.
28. Документы, используемые для заполнения анкет.
29-30. Составление пакета документов для поступления в ПОУ.
Раздел № 5.Экскурсии.
31. Экскурсия в КГТТ.
32. Экскурсия в отдел кадров предприятия.
33-34.Экскурсия на завод и швейную фабрику.

Количество
часов

2
1
1
1
1
1
1

1
1
2
2
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
1
1
2


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».