РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ Министерство образования и молодежной политики Свердловской области Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области «Камышловский гуманитарно-технологический техникум» структурное подразделение школа-интернат, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы Рабочая программа внеурочной деятельности «Ищу работу» для обучающихся 8-9 классов (АООП ООО 1 вариант) Пояснительная записка «Ищу работу» Программа внеурочной деятельности рассчитана на обучающихся 8-9 классов коррекционных школ занимающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе для детей с умственной отсталостью, которая отвечает требованиям специфики работы с детьми, имеющими отклонения в умственном развитии. Подростковый возраст, характеризующийся глубокими изменениями в сфере сознания, деятельности и системы взаимоотношений индивида, совпал у современного поколения подростков с периодом преобразования системы внешней и внутренней экономической политики страны, изменениями в международном сотрудничестве страны на мировой арене, и следовательно, возникновением новых профессиональных ориентиров в российском обществе. Подрастающее поколение несёт в себе потенциальную энергию дальнейшего развития. От того, насколько молодые люди будут готовы к социальному, профессиональному и культурному самоопределению, зависит путь и перспективы развития нашего общества. После окончания девятого класса перед современными молодыми людьми встаёт проблема осознанного первичного профессионального выбора и (или) продолжения своего обучения. Главное – это правильно определить направление дальнейшего пути и собственные возможности к этому. Главной целью программы является: повышение адаптивных возможностей самоопределения обучающихся в условиях первичной профессиональной ориентации, практическая подготовка детей к самостоятельной жизни и труду, формирование у них знаний и умений, способствующих социальной адаптации. Задачи: 1. Углубление знаний обучающихся о профессиях и требованиях, предъявляемых профессиями к человеку, отработка навыков общения в сфере поиска работы. 2. Формирование умения ориентироваться в мире профессий, умения работать с различными источниками информации. 3. Оказание помощи обучающимся в адекватном восприятии своих возможностей и способностей, овладение обучающимися навыками ориентации в личных психологических свойствах, способах самоанализа и самосовершенствования. 4. Развитие мотивации к саморазвитию и успешное профессиональное самоопределение. Данная программа составлена на основании программы «Новая модель обучения в специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждениях 8 вида». Под редакцией А.М Щербаковой, М., 2002 г.(автором программы являются Е.И Капланская,В.Н.Плыгунова). Для реализации поставленных задач созданы следующие психологопедагогические условия: доверительная и уважительная атмосфера общения; снятие психологической и коммуникативной зажатости; ориентация на ситуацию успеха; уважение творческой индивидуальности каждого ученика. Для детей с недостатками умственного развития характерны выраженные отклонения в речевом развитии. Применение на занятиях приемов, облегчающих восприятие (показ предметов, использование стимулирующих реплик и направляющих внимание вопросов, рассказ педагога, игра, создание проблемной ситуации и так далее), побуждает учеников к оречевлению того, что они видят, к выполнению действий с объектом и формулированию полученных результатов. Разные виды деятельности предоставляют большие возможности для обогащения словарного запаса детей. Особое внимание должно уделяться специальному формированию умений планировать предстоящую деятельность, контролировать ход работы и давать отчет по ее окончанию. Программа предусматривает развитие и воспитание обучающихся в различных видах деятельности (психологические тренинги, анкетирование, деловые игры и др.), преимущественно коллективных, что взаимно обогащает учеников, вызывает у них положительные эмоции, учит управлять собственным поведением,что не мало важно для будущей профессиональной деятельности. В программу включены различные формы обучения: уроки и экскурсии; различные методы: объяснение, беседа, деловое письмо, составление словаря понятий, пояснительное чтение, упражнения, ролевая игра, тестирование. Описание места программы в учебном плане Программа внеурочной деятельности относится социальному направлению. В учебном плане на изучение программы в 8,9 классе отведено–34 часа в год, 1 час в неделю. Требования к уровню подготовки обучающихся Данный курс способствует формированию у обучающихся личностных результатов. Личностные результаты: -развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных упражнений и заданий проблемного характера; -развитие внимательности, настойчивости, целеустремлённости, умения преодолевать трудности — важных качеств в практической деятельности любого человека; -выраженное стремление учиться и трудиться для дальнейшего осуществления своих жизненных планов; -самостоятельность в организации и выполнении различных работ; -определение адекватных способов решения учебной или трудовой задачи на основе заданных алгоритмов; -приведение примеров, подбор аргументов, формирование выводов по обоснованию своего выбора и отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности; -находить выход из проблемной ситуации, связанной с выбором пути продолжения образования; -объективно оценивать свои индивидуальные возможности в соответствии с избираемой деятельностью; -использовать приемы самосовершенствования в учебной и трудовой. Предметные результаты: - условия приема в ПУ, документы для поступления в ПУ, учебный процесс в ПУ. Выбор нужного образца заявления в зависимости от выбора обучения и трудоустройства; - краткие сведения о взаимодействии с работодателями, приемной комиссией ПУ, администрацией школы. - знание классификации видов профессий; -адекватное оценивание своих способностей и готовности к выбранной профессии; -понятие об интересах, мотивах и ценностях профессионального труда, а также психофизиологических и психологических ресурсах личности в связи с выбором профессии; -понятие темперамента, ведущих отношениях личности, эмоциональноволевой сферы, интеллектуальных способностей, стилей общения; -понимание значения профессионального самоопределения и его роли в самореализации личности; -пользоваться сведениями о путях получения профессионального образования; -представление о том, как составлять личное резюме. -ориентироваться в документе, находить требуемые сведения, заполнять анкету; -уметь написать заявление при поступлении на работу, в ПУ, соотносить свои желания и возможности, общаться с работодателями, с комиссией по приему в ПУ, с администрацией школы. Скомплектовать пакет документов для поступления в ПУ, написать заявление, ответить на анкету. Результаты деятельности определяются дифференцированными особенностями и возможностями данного класса. Все обучающиеся поделены на группы по степени успешности овладения учебным материалом. К первой группе относятся обучающиеся, которые успешно овладевают учебным материалом. Дети способны выполнять отработанные действия по образцу, с незначительной помощью учителя, самостоятельно. Для данной группы необходимо продумывать дополнительные задания, т.к. обучающиеся способны работать в более быстром темпе. При выполнении проверочных работ для обучающихся первой группы подбираются задания более сложного содержания с учетом их возможностей. Ко второй группе относятся обучающиеся, которые незначительно, но постоянно отстают от одноклассников в качестве усвоения знаний, однако они успешно участвуют во фронтальной работе со всем классом (решают несложные примеры, повторяют вопросы, действия, объяснения учителя, списывают с доски, работают у доски с помощью учителя). Данная категория детей выполняют проверочные по второму уровню сложности. К третьей группе педагогических возможностей относятся обучающиеся, которые с трудом усваивают программный материал. Данная категория детей нуждается в постоянной направляющей и координирующей помощи учителя. При выполнении проверочных работ содержание заданий подбирается с учетом их возможностей и соответствует третьему уровню сложности. Содержание программы делится на разделы: 1.Документы. 2. Профориентация.Ситуация выбора после окончания 9 класса. 3 .Профессиональное училище. 4. Ситуация выбора. Содержание программы отражает: общие сведения о документах гражданина РФ,предусматривает изучение всех нормативных документов,имеющих отношение к изучению той или иной темы,экскурсии и практическое ознакомление с работой всех служб,занимающихсятрудоустройством,а также тренинги, заполнение различных анкет и документов,которые могут встречаться в реальной обстановке с предполагаемым работодателем.Учебный материал содержит условия приема и экскурсии в ПУ,обязанности работников предприятия по соблюдению трудовой дисциплины и техники безопасности. Программа представляет обучающимся возможность в конце учебного года, посоветовавшись с родителями,классными руководителями, сделать свой осознанный выбор, что позволяет администрации школы иметь полное представление о предварительном трудоустройстве выпускников. Важную роль играет отработка навыков общения в сфере поиска работы. Решаются задачи нравственного воспитания:принятии норм и правил поведения,действующих в обществе,как регламентируемых Законом, так и общечеловеческих; выработка качеств,которые ценятся в работниках. Особое место отводится проблемам трудоустройства,где изучаются основные положения ТК РФ и разных нормативных актов. Изучается порядок обращения в службу занятости и одел кадров предприятия. Программа предусматривает практические занятия и упражнения по составлению заявлений о приеме на работу и об увольнении, заполнение анкет и карточек по учету кадров, бланков договоров при оформлении сберегательной книжки. Подробно изучаются документы необходимые при трудоустройстве и увольнении, обязанности работников предприятия по соблюдению трудовой дисциплины и техники безопасности. Общесоциальные и коррекционные задачи обучения и воспитания умственно отсталых детей определяют организационные методы и формы их решения, которые подчинены дидактическим принципам и способствуют оптимальной адаптации к самостоятельной жизни. Результатом реализации данной программы является осознанный выбор направления в продолжении обучения по окончании 8-9 классов, первичная подготовка к дальнейшему выбору будущей профессии. Кроме того, программа курса призвана способствовать формированию у обучающихся определенных свойств личности и черт характера, и прежде всего, нравственных качеств. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса Для проведения занятий используются: презентации. Презентация №1 В мире профессий. Презентация № 2 Паспорт. Презентация №3 Сведения о документах, удостоверяющих личность гражданина РФ. Презентация № 4 Моя профессия. Презентация № 5 Профессии. Презентация № 6 Все профессии важны - все профессии нужны. Презентация № 7 Профессиональное самоопределение. Презентация № 8 Новое время - новые профессии. Презентация № 9 Знакомство с профессией. Презентация №10 Составление пакета документов для поступления в КГТТ. Презентация №11 Виртуальная экскурсия в Камышловское училищеинтернат для инвалидов. Презентация №12 Документы необходимые для трудоустройства. Перечень учебно-методического обеспечения 1.Е.И. Капланская, В. Н. Плыгунова «Ищу работу», Москва ,2002 г. 2. Н.М Платонова Задачи курса «Ищу работу»,М., 2002 г. 3. «Новая модель обучения в специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждениях 8 вида». Под редакцией А.М Щербаковой, М., 2002 г. 4. О.А Махаева «Я выбираю профессию». Комплексная программа активного профессионального самоопределения школьников..Москва ,2002 г. 5. Никитин Ю.З., Никитина Е.Ю. Развитие сообразительности у детей. – Екатеринбург: Изд-во АРД ЛТД, 1999. – 192 с. 6. Степанова О.А. Игровая школа мышления: Методическое пособие. (Серия «Игровые технологии») – М.: ТЦ Сфера, 2003 – 128 с. 7. Стребелева Е.А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2005. – 180 с. 8.Холодова О. Е.Юным умникам и умницам М.: Издательство «Книголюб», 2012. –52 с. Демонстрационный и раздаточный материал :(паспорт, документы удостоверяющие личность, анкеты, заявления о приеме на работу, автобиография. ) Тематическое планирование, 8 класс Раздел и тема Раздел №1 «Документы» 1-2.Вводное занятие. Общие сведенияо документах, удостоверяющих личность гражданинаРФ. 3.Свидетельство о рождении. 4.Паспорт гражданина. 5.Страховой полис. 6.Пенсионное удостоверение. 7.Анкета.Заполнение анкет. 8. Содержание записей в документах. Условия хранения документов. Раздел №2 Профориентация.Ситуация выбора после окончания 9 класса. 9.Возможность самоопределения по окончанию 9 класса. 10. Трудоустройство. 11-12. Трудоустройство с помощью родителей. 13-14.Документы необходимые для трудоустройства, поступления в ПУ. 15.Экскурсия в центр занятости. Раздел № 3. Профессиональное образовательное учреждение. 16. Порядок зачисления на учебу в профессиональное образовательное учреждение. 17.Документы для поступления в ПОУ. 18.Сроки предоставления документов в ПОУ. 19. Учебный процесс в ПОУ. 20.Профессия, полученная после окончания ПОУ. 21. Трудоустройство по полученной профессии. 22. Ознакомительная экскурсия в ПОУ. Раздел № 4 Ситуация выбора 23.Возможности самоопределения выпускника 24. Анализ результатов анкетирования. 25. Образцы документов ианкет взависимости от выбора обучения и трудоустройства. 26. Заполнение анкеты. 27. Выбор нужного образца заявления в ПОУ. 28. Документы, используемые для заполнения анкет. 29-30. Составление пакета документов для поступления в ПОУ. Раздел № 5.Экскурсии. 31. Экскурсия в КГТТ. 32. Экскурсия в отдел кадров предприятия. 33-34.Экскурсия на завод и швейную фабрику. Количество часов 2 1 1 1 1 1 1 1 1 2 2 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 1 1 2 Тематическое планирование, 9 класс. Раздел и тема Раздел №1. «Документы» 1-2.Вводное занятие. Общие сведения о документах, удостоверяющих личность гражданина РФ. 3.Свидетельство о рождении. 4.Паспорт гражданина. 5.Страховой полис. Медицинский полис. 6.Пенсионное удостоверение. 7. Анкета «Планы на ближайшее будущее». 8. Содержание записей в документах. Условия хранения документов. Раздел №2 Профориентация. Ситуация выбора после окончания 9 класса. 9.Возможность самоопределения по окончанию 9 класса. 10. Трудоустройство. 11-12. Трудоустройство с помощью родителей. 13-14.Документы необходимые для трудоустройства, поступления в ПУ. 15.Экскурсия в центр занятости. Раздел № 3. Профессиональное образовательное учреждение. 16. Порядок зачисления на учебу в профессиональное образовательное учреждение. 17.Документы для поступления в ПОУ. 18.Сроки предоставления документов в ПОУ. 19. Учебный процесс в ПОУ. 20.Профессия, полученная после окончания ПОУ. 21. Трудоустройство по полученной профессии. 22. Ознакомительная экскурсия в ПОУ. Раздел № 4 Ситуация выбора 23. Требования профессии к человеку (в соответствии с классификацией профессий . 24. Диагностика.Анализ результатов анкетирования. 25. Образцы документов и анкет в зависимости от выбора обучения и трудоустройства. 26. Заполнение анкеты. 27. Выбор нужного образца заявления в ПОУ. 28. Документы, используемые для заполнения анкет. 29-30. Составление пакета документов для поступления в ПОУ. Раздел № 5.Экскурсии. 31. Экскурсия в КГТТ. 32. Экскурсия в отдел кадров предприятия. 33-34.Экскурсия на завод и швейную фабрику. Количество часов 2 1 1 1 1 1 1 1 1 2 2 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 1 1 2