Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области «К амы ш ловский гуманитарно-технологический техникум» Согласовано Педагогическим советом (протокол N° Z. от 25.03.2020 г.) Утверждено приказом директора ГАПОУ СО «Камышловский гуманитарно-технологический техникум» № 188-од от 01.04.2020г. Положение о реализации адаптированных основных общеобразовательных программ образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с использованием различных образовательных технологий, позволяющих обеспечить взаимодействие обучающихся и педагогических работников опосредованно (на расстоянии) в структурном подразделении «Школа-интернат, реализующая АООП» ГАПОУ СО «Камышловский гуманитарно-технологический техникум» Камышлов 2020год 1. Общие положения 1.1. Настоящее Положение по реализации адаптированных основных общеобразовательных программ образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее - АООП) с использованием различных образовательных технологий, позволяющих обеспечивать взаимодействие обучающихся и педагогических работников опосредованно (на расстоянии), в том числе с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в ГАПОУ СО «Камышловский гуманитарно-технологический техникум» структурное подразделение «Школа - интернат, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы» (далее Положение) разработано в соответствии с: • Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЭ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 273-ФЗ); •Федеральным законом от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных»; •Приказом Минобрнауки от 23.08.2017 №81 6 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»; •Федеральным государственным образовательным стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденным Приказом Министерства образования и науки № 1599 от 19 декабря 2014 года; •Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10 июля 2015 г. № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарноэпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»; •локальными нормативными актами ГАПОУ СО «Камышловский гуманитарно - технологический техникум» структурное подразделение «Школа интернат, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы» (далее - Школа). 1.2. В Положении определяется: •порядок организации образовательной деятельности обучающихся с использованием различных образовательных технологий, позволяющих обеспечивать взаимодействие обучающихся и педагогических работников опосредованно (на расстоянии), в том числе с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий; •порядок проведения текущей и промежуточной аттестации обучающихся в условиях реализации АООП с использованием различных образовательных технологий, позволяющих обеспечивать взаимодействие обучающихся и педагогических работников опосредованно (на расстоянии), в том числе с применением электронного обучения и дистанционных образовательных 'Г v x r n ППГМЙ ■ • порядок оформления классных журналов; •алгоритм деятельности педагогических работников Школы по реализации АООП образования обучающихся с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с использованием различных образовательных технологий, позволяющих обеспечивать взаимодействие обучающихся и педагогических работников опосредованно (на расстоянии), в том числе с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий ; •порядок организации сопровождения обучающихся в процессе реализации СИПР опосредованно (на расстоянии) с применением электронных ресурсов; •алгоритм деятельности педагогических работников Школы по организации сопровождения обучающихся в процессе реализации СИПР опосредованно (на расстоянии) с применением электронных ресурсов и средств связи. 2. Компетенция Школы при реализации АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с использованием различных образовательных технологий, позволяющих обеспечивать взаимодействие обучающихся и педагогических работников опосредованно (на расстоянии), в том числе с применением электронного обучения и дистанционных образовательные технологий 2.1. Школа вправе применять различные образовательные технологии, позволяющие обеспечивать взаимодействие обучающихся и педагогических работников опосредованно (на расстоянии), в том числе с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий при реализации АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). 2.2. Школа доводит до участников образовательных отношений информацию о реализации АООП или ее частей с применением различных образовательных технологий, позволяющих обеспечивать взаимодействие обучающихся и педагогических работников опосредованно (на расстоянии), в том числе с применением электронного обучения и дистанционных образовательные технологий, обеспечивающую возможность их правильного выбора. 2.3. При реализации АООП с применением различных образовательных технологий, позволяющих обеспечивать взаимодействие обучающихся и педагогических работников опосредованно (на расстоянии), в том числе с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий Школа: - обеспечивает соответствующий применяемым технологиям уровень подготовки педагогических, учебно-вспомогательных, административных работников; - оказывает учебно-методическую помощь обучающимся, их родителям (законным представителям), в том числе в форме индивидуальных консультаций, оказываемых дистанционно с использованием информационных и телекоммуникационных технологий; - самостоятельно определяет соотношение объема занятий, проводимых путем непосредственного взаимодействия педагогического работника с обучающимся, и учебных занятий с применением различных образовательных технологий; - ведет учет и осуществляет хранение результатов образовательного процесса и внутренний документооборот на бумажном носителе и/или в электронно-цифровой форме в соответствии с требованиями Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных». - осуществляет контроль процесса обучения опосредованно (на расстоянии), в том числе с применением электронного обучения и дистанционных образовательные технологий, анализ и учет результатов обучения. 2.4. При реализации АООП с применением различных образовательных технологий, позволяющих обеспечивать взаимодействие обучающихся и педагогических работников опосредованно (на расстоянии), в том числе с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий Школа самостоятельно и (или) с использованием ресурсов иных организаций: - создает условия для функционирования информационно-образовательной среды, обеспечивающей освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся; - обеспечивает идентификацию личности обучающегося, выбор способа которой, осуществляется организацией самостоятельно, и контроль соблюдения условий проведения мероприятий, в рамках которых осуществляется оценка результатов обучения. 3. Алгоритм деятельности педагогических работников Школы по реализации АООП образования обучающихся с лёгкой умственной отсталостью (с интеллектуальными нарушениями) (АООП вариант I) с использованием различных образовательных технологий, позволяющих обеспечивать взаимодействие обучающихся и педагогических работников опосредованно (на расстоянии), в том числе с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий № п/п М ероприятие 1. И нформирование родителей (законных представителей) обучаю щ ихся Результат Подготовительный этап На официальном сайте образовательной организации размещается: информационное сообщ ение администрации Ш колы о переходе на образовательную деятельность с использованием различных образовательных технологий, позволяющих обеспечивать взаимодействие обучаю щихся и педагогических работников опосредованно (на расстоянии), в том числе с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, и дате её начала; информация о возможных вариантах взаимодействия с педагогическими работниками с использованием электронных ресурсов: электронной почты, мессенджеров - W hatsApp, 2. Опрос, анкетирование родителей (законных представителей) обучаю щ ихся о J. Составление консультаций графика Viber. Skype, Zoom, телефонной связи. - родителям (законным представителям) обучающихся вручается уведомление: • о дате начала образования с использованием различных образовательных технологий, позволяющих обеспечивать взаимодействие обучаю щ ихся и педагогических работников опосредованно (на расстоянии), в том числе с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий: • о возможных вариантах обмена информацией с педагогическими работниками с использованием электронных ресурсов, телефонной связи. Классными руководителями проводится устный опрос (по телефону) или анкетирование родителей (законных представителей) обучаю щихся с использованием электронных ресурсов. По результатам анализа данных опроса или анкетирования определяю тся оптимальные формы взаимодействия Ш колы с родителями (законными представителями) обучающихся. Классными руководителями составляется сводная таблица по обучаю щ имся класса с указанием доступных для родителей (законных представителей) обучаю щ ихся средств обмена информацией. Составляется график консультаций педагогическими работниками Ш кола родителей (законных представителей) обучающихся. Консультационные часы устанавливаю тся в рабочее время педагогов. График консультаций размещ ается на официальном сайте ГАПОУ СО ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ 4. Разработка заданиями 5. Ф ормирование электронной папки заданиями бланков «КАМЫШ ЛОВСКИЙ ТЕХНИКУМ», главная ГУМ АНИТАРНО страница, раздел «Дистанционное обучение», вкладка «Ш кола» О рганизационно-действенны й этап с В соответствии с рабочей программой учебного или коррекционного курса каждый педагог подбирает, разрабатывает задания и упражнения для обучающихся и оформляет бланк с заданиями к изучаемой теме в электронном виде. При разработке бланков с заданиями по темам программы учитывается индивидуальный и дифференцированный подход к обучающимся. Содержание заданий должно быть направлено на повторение и закрепление ранее изученного учебного материала. Электронная папка с заданиями формируется на одну в соответствии с расписанием учебных и с неделю коррекционных занятий, утверждённым на начало учебного года. Бланки с заданиями структурирую тся по учебным предметам и коррекционным курсам (например, наименование электронной папки: «М атематика», (3 часа в неделю), наименование бланков: Урок № 1, тем а « ........». Урок № 2 тема « ........». У рок № 3, тема « .........»). Н а бланке с заданиями указывается срок и форма сдачи отчётности по уроку, теме. Классный руководитель формирует электронную папку с заданиями по предметам, преподаваемым учителями, и 6. Передача электронной папки родителям (законным представителям) обучаю щ ихся 7. Консультирование родителей (законных представителей) обучающихся педагогическими работниками Контроль выполнения заданий 8. 9. Текущ ий успеваемости обучаю щ ихся контроль 10. Оформление журналов классных коррекционным курсам, реализуемым учителем-логопедом, педагогом-психологом. П ередача электронной папки с заданиями осущ ествляется педагогическими работниками (классным руководителем) способом, указанным родителями (законными представителями) обучаю щихся при опросе или анкетировании на подготовительном этапе с применением электронных ресурсов. Консультирование педагогическими работниками родителей обучаю щ ихся по выполнению заданий осущ ествляется с использованием средств связи и электронных ресурсов, указанных прй опросе или анкетировании, в соответствии с графиком консультаций. П едагогические работники осущ ествляю т контроль выполнения заданий в назначенный срок, определяемый педагогом. Способы контроля выполнения заданий могут быть разными в зависимости от вида работ: • графические задания, письменные работы могут быть переданы учителю на проверку через электронную почту, в виде скан-копии; в виде фотографии бланка с выполненным заданием через мессенджеры: WhatsApp, Viber, социальную сеть - ВКонтакте; • выполнение практических заданий по формированию навыков самообслуживания, устных заданий могут передаваться в формате видео - или фотоотчета через мессенджеры: W hatsApp, Viber, социальную сеть Вконтакте. Оценивание выполненных заданий осущ ествляется учителем в соответствии с П оложением о текущ ем контроле успеваемости и промежуточной аттестация обучающихся структурного подразделения «Ш кола-интернат, реализующ ая адаптированные основные общ еобразовательные программы». Электронный классный журнал заполняется ежедневно по мере проведения уроков, согласно недельного расписания. Темы уроков указываю тся в соответствии с рабочей программой учебного, коррекционного курса. Отметки выставляются учителем в журнал по проверенным работам обучающихся. По прекращ ению обучения опосредованно (на расстоянии) информация с электронных журналов переносится в Классный журнал. В журнале напротив темы указывается «опосредованно» (в крайней третьей колонке). 1. Алгоритм деятельности педагогических работников Школы по организации сопровождения обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), (АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант II) в процессе реализации специальных индивидуальных программ развития (далее - СИПР) опосредованно (на расстоянии) с применением электронных ресурсов В целях реализации АООП образования обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), (вариант II) педагогические работники Школы организуют сопровождение каждого обучающегося в процессе реализации СИПР на дому. № п/п 1. М ероприятие И нформирование родителей (законных представителей) обучаю щихся 2. Опрос, анкетирование родителей (законных представителей) обучаю щ ихся О Составление графика J. Т Г П Т Т Г 'Л /Т П ^ Т Т Я ТТ1ЯГХТ Результат На официальном сайте образовательной организации размещается: информационное сообщение администрации Ш колы о переходе на образовательную деятельность с использованием различных образовательных технологий, позволяющих обеспечивать взаимодействие обучаю щихся и педагогических работников опосредованно (на расстоянии), в том числе с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, и дате её начала; информация о возможных вариантах взаимодействия с педагогическими работниками с использованием электронных ресурсов: электронной почты, мессенджеров - W hatsApp, Viber, Skype, Zoom, телефонной связи. - родителям (законным представителям) обучаю щ ихся вручается уведомление: • о дате начала образования с использованием различных образовательных технологий, позволяю щ их обеспечивать взаимодействие обучающихся и педагогических работников опосредованно (на расстоянии), в том числе с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий; • о возможных вариантах обмена информацией с педагогическими работниками с использованием электронных ресурсов, телефонной связи. Классными руководителями проводится устный опрос (по телефону) или анкетирование родителей (законных представителей) обучаю щ ихся с использованием электронных ресурсов. По результатам анализа данных опроса или анкетирования определяю тся оптимальные формы взаимодействия Ш колы с родителями (законными представителями) обучающихся. Классными руководителями составляется сводная таблица по обучающимся класса с указанием доступных для родителей (законных представителей) обучаю щ ихся средств обмена информацией. Составляется график консультаций педагогическими работниками Ш кола родителей (законных представителей) обучающихся. ТГг>нггл/ттт.тятт1т н н 1лр чягтл vrTaHaRrrHRflTnTca R пябочее ВПемя педагогов. График консультаций размещ ается на официальном сайте Школы. Организационно-действенный этап 4. Разработка заданий для обучаю щ ихся и рекомендаций для родителей (законных представителей) 5. О посредованное (на расстоянии) сопровождение обучаю щ ихся в процессе реализации СИПР Для обучаю щ ихся разрабатываю тся задания, объём и содержание которых определяю тся индивидуальными возможностями каждого обучающегося в рамках утверждённой и согласованной с родителями (законными представителями) СИПР. Электронную папку с заданиями и рекомендациями для родителей формирую т все члены экспертной группы, принимавш ие участие в разработке СИПР: учитель класса, учитель-предметник, учительлогопед, педагог-психолог. При подготовке заданий и рекомендаций для родителей педагог может использовать методические рекомендации и видеоматериалы, размещ ённые на интернет-сайте УМ КСИПР. РФ: 1) раздел «Содержательный»; 2) меню «Содержание образования»; 3) вкладка «Возможные результаты и методические рекомендации по учебным предметам» / «Возможные результаты и методические рекомендации по коррекционным курсам»; 4) вкладка с наименованием предмета (например, «Домоводство»; 5) вкладка с наименованием раздела программы (например, «Уход за вещами»); 6) вкладка с наименованием темы (например, «Стирка белья»); 7) далее, выбираем вкладки по конкретным формируемым действиям, выбираем материал для занятий с ребёнком (PDFфайл) или просмотр обучающего видеофрагмента (значок «видеокамера»). Карточки для занятий с ребёнком, видеофрагменты по формированию какого-либо конкретного действия можно найти в разделе по каждому учебному предмету или коррекционному курсу. Педагогам при разработке заданий и рекомендаций для родителей следует ориентироваться на уровень актуального развития обучающегося. Наибольшее внимание следует уделять формированию навыков самообслуживания, социально-бытовых умений, организации развиваю щ их игр и досуга, а также закреплению предметно-практических действий, которые формировались в течение предыдущ его периода обучения. О посредованное (на расстоянии) сопровождение обучающихся педагогическими работниками Ш колы в процессе реализации СИПР включает: 1) передачу разработанных рекомендаций (заданий) родителям; 2) консультирование родителей по вопросам реализации рекомендаций и выполнения заданий; 3) фиксацию отчёта о выполнении рекомендаций и заданий. Взаимодействие с родителями (законными представителями) осущ ествляется способом, указанным ими при анкетировании или опросе на подготовительном этапе с применением электронных ресурсов, посредством телефонной связи. Отчёт о выполнении родителями рекомендаций или заданий в совместной бытовой и практической деятельности с детьми может быть принят педагогом в устной форме (по телефону), по электронной почте, через мессенджеры: W hatsApp, Viber. 6. Текущ ий контроль успеваемости обучаю щ ихся Оценивание выполненных заданий осущ ествляется педагогами, которые участвую т в реализации специальной индивидуальной программы развития в соответствии с Положением о текущем контроле успеваемости и промежуточной аттестация обучающихся структурного подразделения «Ш кола-интернат, реализующ ая адаптированные основные общ еобразовательные программы». 7. Оформление классных журналов Электронный классный журнал заполняется ежедневно по мере проведения уроков, согласно недельного расписания. Темы уроков указываются в соответствии с рабочей программой учебного, коррекционного курса. Отметки выставляю тся учителем в журнал по проверенным работам обучающихся. По прекращ ению обучения опосредованно (на расстоянии) информация с электронных журналов переносится в Классный журнал. В журнале напротив темы указывается «опосредованно» (в крайней третьей колонке). 5. Порядок осуществления текущего контроля результатов обучения 5.1. Текущий контроль результатов обучения проводится учителями. Они используют формы проверки и контроля знаний, предусмотренные образовательными программами. Оценивание учебных достижений обучающихся при обучении опосредованно (на расстоянии), в том числе с применением электронного обучения осуществляется в соответствии с Положением о текущем контроле успеваемости и промежуточной аттестация обучающихся структурного подразделения «Школа-интернат, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы». 5.3. Отметки, полученные обучающимися при обучении опосредованно (на расстоянии), в том числе с применением электронного обучения за выполненные задания, заносятся в журнал.