РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ Министерство образования и молодежной политики Свердловской области Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области «Камышловский гуманитарно-технологический техникум» структурное подразделение школа-интернат, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы Рабочая программа коррекционного курса «Коррекционно-развивающие занятия» для обучающихся 5-9 классов (АООП ООО 2 вариант) Пояснительная записка Коррекционно - развивающие занятия в специальной (коррекционной) школе для детей с нарушением интеллекта являются одной из важных составляющих процесса обучения, коррекции и успешной социализации детей данной категории. Как известно, развитие речи происходит параллельно с психофизическим развитием ребенка, эти процессы взаимообусловлены и взаимозависимы. Степень недоразвития речи, как правило, соответствует степени общего психического недоразвития. Поэтому правильно и своевременно организованная логопедическая помощь детям с умственной отсталостью решает не только задачи речевого развития, но и корригирует интеллектуальную сферу обучающихся, способствует развитию навыков коммуникативного поведения, формированию социально адаптированной личности выпускника, что и является конечной целью организации процесса обучения и воспитания. Цель программы: Коррекция и компенсация чтения и письма, а также недостатков высших психических функций, лежащих в их основе, обеспечение эмоционального благополучия посредством интеграции содержания образования, организации комплексного взаимодействия участников образовательного процесса (учителя-логопеда, воспитателей, родителей, педагогов, педагога-психолога), через реализацию задач общеразвивающей и коррекционной направленности во всех видах деятельности. Особенности логопедических коррекционных занятий заключаются в том, что программа направлена на формирование образовательной среды, обеспечивающей коррекцию отклонений в развитии, психолого-педагогическую и медико-социальную реабилитацию, социализацию и интеграцию в общество обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Рабочая программа нацелена на исправление нарушений письма и чтения, выразительности речи, которые проявляются в неспособности запоминать, логически употребить и проконтролировать на письме правила орфографии, в нарушении словообразования и словоизменения; в трудности осмысления написанного и неспособность обобщить содержание написанного; в нарушении программирования фразы, развитие навыков связной речи. Цель реализации программы для 5 – 9 класса: обеспечение освоения обучающимися АООП, коррекция речевого развития, активизация познавательной деятельности, формирование навыков и умений учебной деятельности. Описание места коррекционного курса в учебном плане Коррекционно - развивающие занятия включены в учебный план и входят в коррекционно – развивающую область. Групповые коррекционные занятия проводятся в 5 - 9 классах 2 раза в неделю. Всего за год – 68 часов. Содержание коррекционного курса Отбор содержания обучающего материала каждого класса определяется в соответствии с нарушениями письма и чтения и возрастом обучающихся. Организация единого речевого режима осуществляется благодаря организации внутрисистемного взаимодействия в работе учителя-логопеда и других педагогов, узких специалистов, родителей, определяется тематическим планом. Задачи занятий по развитию речи взаимосвязаны и решаются в процессе специально организованной речевой практики с использованием тренировочных упражнений, направленных на восполнение дефицитарности лексико-грамматических обобщений в качестве необходимой базы, формирующей и развивающей самостоятельную речевую деятельность обучающихся. Работа над словом: - обогащение и развитие словарного запаса детей как путём накопления новых слов, так и за счёт развития умения пользоваться различными способами словообразования; - уточнения значения слов; - развитие лексической системности; -актуализация словаря; - расширение и закрепление связей слова с другими словами; - тренировка в правильном употреблении слов в самостоятельной речи. Развитие словаря осуществляется в тесной связи с развитием познавательной деятельности обучающихся на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности, употребления и обобщения знаний о них.Обучающиеся должны уметь выделять существенные признаки предметов и явлений, устанавливать связи и отношения между ними и выражать их в речи. В процессе усвоения значения слова вначале уточняется его конкретное значение. В дальнейшем проводится работа над понятийным компонентом значения слова. По мере уточнения значения слова осуществляется включение данного слова в определённую лексическую систему, формирование семантических полей. Работа над предложением: развитие и совершенствование грамматического оформления речи путём овладения словосочетаниями различных типов, связью слов в предложении. Работа над связной речью: - формирование умений планировать содержание связного собственного высказывания; - формирование умения самостоятельно выбирать и адекватно использовать языковые средства оформления связного высказывания. Курсом предусматривается овладение разными формами связной речи (диалогической и монологической), видами (устная и письменная), и типами или стилями (сообщение, повествование, описание, рассуждение). Вначале обучающиеся усваивают диалогическую форму речи, учатся составлять диалоги под руководством учителя-логопеда. Раздел 1 «Развитие и уточнение пространственно-временных представлений» В данный раздел входит определение схемы собственного тела. Определение пространственных взаимоотношений объектов. Времена года. Сутки. Месяцы. Возраст и роли в семье. Раздел 2 «Коррекционная работа на фонетическом уровне» Устная и письменная речь. Звук и буква. Образование звуков речи. Узнавание гласного звука. Узнавание согласного звука. Вычленение звука на слух. Звуковой анализ слов с опорой на числовой ряд. Дифференциация гласных. Дифференциация фонем имеющих кинетическое сходство. Дифференциация фонем имеющих акустико-артикуляционное сходство. «Развитие ВПФ» входят: игры и упражнения на развитие психических процессов, которые позволяют активизировать мыслительную деятельность и задания, формирующие у ребенка «языковое чутье». «Связная речь» включает различные виды работ по развитию речи, с указанием тем рассказов. «Развитие графических навыков» содержатся задания на развитие графических навыков (рисунки, штриховки и задания по конструированию). Учебно-методическое и материально – техническое обеспечение Данная рабочая программа предназначена для обучения, воспитания и коррекции нарушений чтения и письма воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, составлена на основе следующего методического комплекса: 1. Петрова В.Г., Белякова И.В. Психология умственно отсталых школьников. – М.: Академия, 2002 г. 2. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: пособие для логопеда – М.: «Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2004 г. 3. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. Методическое пособие для учителя-логопеда. – М.: «Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС», 2004г. 4. Поваляева М.А. Справочник логопеда – Изд. 6-е – Ростов н,Д: Феникс, 2006 г. Печатные пособия: кассы букв, слогов; разрезные азбуки; альбомы с предметными и сюжетными картинками; картинные лото; альбомы с картинками для исследования звуков, пазлы; развивающие игры. Игры и игрушки: настольные игры (кубики, мозаика, лото…); игрушки, предназначенные для развития дыхания; наборы игрушек, предназначенные для развития и обогащения словарного запаса. Технические средства обучения: компьютер с программным обеспечением; Мебель и оборудование: парты, стол, стул, шкафы для пособий, классная доска, зеркала (настольные для индивидуальной работы), настенное зеркало. Тематическое планирование 5 класс 68 часов № п.п тема занятий кол-во часов 1 Обследование обучающихся 1 2 Обследование понимания речи 1 3 Обследование фонематического восприятия 1 4 Обследование звукопроизносительной стороны речи 1 5 Развитие словарного запаса 1 6 Развитие связной речи 1 7 Развитие грамматического строя речи 1 8 Развитие слоговой структуры слов 1 9 Развитие мелкой моторики 1 10 Слова с согласными е, ё, ю, я 4 11 Деление слов на слоги 1 12 Различение букв и звуков и, й 2 13 Работа с буквами разрезной азбуки 1 14 Печатные и прописные буквы 1 15 Различение букв, повторение 1 16 Печатные и прописные буквы 3 17 Узнавание гласного звука 1 18 Вычленение гласного звука 1 19 Узнавание согласного звука на слух 1 20 Вычленение согласного звука на слух в начальной позиции 1 21 Вычленение согласного звука в середине слова 1 22 Вычленение последнего согласного в слове 1 23 Дифференциация гласных А-Я 2 24 Дифференциация гласных О-Е 2 25 Дифференциация гласных У-Ю 1 26 Дифференциация гласных В-Ф в словах 1 27 Дифференциация гласных В-Ф в предложении 1 28 Дифференциация гласных З-С в словах 1 29 Дифференциация гласных З-С в предложении 1 30 Дифференциация гласных Ж-Ш в словах 1 31 Дифференциация гласных Ж-Ш в предложении 1 32 Дифференциация гласных Б-П в словах 1 33 Дифференциация гласных Д-Т в словах 1 34 Дифференциация гласных Д-Т в предложении 1 35 Дифференциация гласных Г-К в словах 1 36 Дифференциация гласных Г-К в предложении 1 37 Дифференциация согласных С-Ш 1 38 Дифференциация согласных З-Ж 1 39 Дифференциация согласных С-Щ 1 40 Дифференциация согласных Р-Л, Р-Л 1 41 Закрепление материала 2 42 Слова - единица языка 1 43 Схема предложения 2 44 Анализ и синтез слов 1 45 Родственные слова 1 46 Корень слова 1 47 Однокоренные и родственные слова 1 48 Ударение 1 49 Ударные и безударные гласные в корне слова 1 50 Приставки 1 51 Суффиксы 1 52 Окончания 1 53 Сложные слова 1 54 Соединительные гласные о, е 1 55 Схема слова 1 56 Морфологический состав слова 1 57 Обследование обучающихся 2