Аннотации к рабочим программам учебных курсов по реализации АООП НОО образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), 1 вариант Название учебного курса Классы Русский язык 1-4 Чтение 1-4 Речевая практика 1-4 Аннотация Учебные предметы Цель: формирование и совершенствование знаний, умений, навыков, владение языком в разных сферах речевого общения. Изучение русского языка в начальной школе направлено на достижение следующих задач: - развитие познавательного интереса к родному языку и формирование первоначальных языковых обобщений; развитие речи, мышления, воображения школьников; - дальнейшее совершенствование произносительной стороны речи; - овладение элементарными способами анализа изучаемых явлений языка; - уточнение, расширение и активизация словаря; воспитание позитивного эмоциональноценностного отношения к родному языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к родному слову, стремления совершенствовать свою речь. Цель: формирование у обучающихся навыка сознательного, правильного, беглого и выразительного чтения. Задачи: научить детей читать доступный их пониманию текст; осмысленно воспринимать прочитанное; последовательно излагать мысли в устной форме; корректировать недостатки эмоциональноличностного и социального развития; отвечать на вопросы учителя, спрашивать одноклассников о непонятных словах, делиться впечатлениями о прочитанном, дополнять пересказы текста, рисовать к тексту словесные картинки, коллективно обсуждать предполагаемый материал; воспитание у детей интереса к уроку чтения и к чтению как процессу Цель – развитие речевой коммуникации обучающихся как способности использовать вербальные невербальные средства для осуществления общения с окружающими людьми в различных ситуациях; Математика 1-4 Мир природы и человека 1-4 Задачи учебного предмета: расширение возможностей понимания обучающимися обращенной речи, за счет включения на прослушивание знакомой речи в записи; совершенствование диалогических умений школьников; развитие умений участвовать в контекстном диалоге, составлять развернутые связные высказывания с опорой на план; расширить представления детей о правилах поведения в обществе; развитие интонационной и жестовомимической выразительности. В соответствии с целями и задачами специального образования обучение детей с умственной отсталостью имеет практическую направленность. Предмет позволяет формировать социально значимые умения. Речь в социальном аспекте является средством общения, позволяющим налаживать деловые и межличностные контакты. Основная цель обучения математике подготовка обучающихся к жизни в современном обществе и овладение доступными профессиональнотрудовыми навыками. Задачи программы: формирование доступных математических знаний и умений, необходимых для решения учебно-познавательных, учебно-практических, житейских и профессиональных задач и развитие способности их использования при решении соответствующих возрасту задач; коррекция и развитие познавательной деятельности и личностных качеств обучающихся средствами математики с учетом их индивидуальных особенностей; формирование положительных качеств личности, в частности аккуратности, настойчивости, трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, умения планировать свою деятельность, доводить начатое дело до конца, осуществлять контроль и самоконтроль. Обучение математике носит предметнопрактическую направленность, тесно связано с жизнью и профессионально-трудовой подготовкой обучающихся, другими учебными предметами. Основной целью программы будет являться: создание условий для формирования естествоведческих знаний, пропедевтическим этапом развития у младших школьников понятийного мышления на материале сведений о живой и неживой природе. Реализовать данную цель можно будет через решение следующих задач: формировать у детей представления о живой и неживой природе, об основных ее элементах; на основе наблюдений и простейших опытных действий расширить представления о взаимосвязи неживой и живой природы, формах приспособленности живого мира к условиям внешней среды; формировать представления о Солнце как источнике света и тепла на Земле, уяснить роль Солнца как причины, обуславливающей смену времен года, его значение в жизни живой природы; выработать умение наблюдать природные явления, сравнивать их, составлять устные описания, использовать в речи итоги наблюдений; сформировать знания обучающихся о природе своего края; сформировать первоначальные сведения о природоохранной деятельности человека, научить учащихся бережному отношению к природе; воспитание интереса и бережного отношения к природе. Музыка 1-4 Цель ― приобщение к музыкальной культуре обучающихся как к неотъемлемой части духовной культуры. Задачи учебного предмета: накопление первоначальных впечатлений от музыкального искусства и получение доступного опыта (овладение элементарными музыкальными знаниями, слушательскими и доступными исполнительскими умениями); приобщение к культурной среде, дающей обучающемуся впечатления от музыкального искусства, формирование стремления и привычки к слушанию музыки, посещению концертов, самостоятельной музыкальной деятельности и др.; развитие способности получать удовольствие от музыкальных произведений, выделение собственных предпочтений в восприятии музыки, приобретение опыта самостоятельной музыкально деятельности; формирование простейших эстетических ориентиров и их использование в организации обыденной жизни и праздника; развитие восприятия, в том числе восприятия Рисование 1-4 Физическая культура 1-4 музыки, мыслительных процессов, певческого голоса, творческих способностей обучающихся. Коррекционная направленность учебного предмета «Музыка» обеспечивается композиционностъю, игровой направленностью, эмоциональной дополнительностью используемых методов. Музыкально-образовательный процесс основан на принципе индивидуализации и дифференциации процесса музыкального воспитания, взаимосвязи обучения и воспитания, оптимистической перспективы, комплексности обучения, доступности, систематичности и последовательности, наглядности. Цели обучения: создание условий для осмысленного применения полученных знаний и умений при решении учебно-познавательных и интегрированных жизненно-практических задач; коррекция недостатков познавательной деятельности учащихся путем систематического и целенаправленного воспитания и совершенствования у них правильного восприятия формы, строения, величины, цвета предметов, их положения в пространстве, моторики рук, образного мышления. Задачи курса, состоят в том, чтобы: сформировать у обучающихся элементарные знания основ реалистического рисунка; навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению, декоративного рисования и умения применять их в учебной и общественнополезной деятельности; сформировать набор предметных и общеучебных умений, необходимых для изучения смежных дисциплин, дальнейшего обучения, применения в практической деятельности и в будущей профессии; использовать процесс обучения изобразительному искусству для повышения общего развития обучающихся и коррекции недостатков их познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы и личностных качеств с учетом психофизических особенностей и потенциальных возможностей каждого ученика; развивать у обучающихся эстетические чувства, умение видеть и понимать красивое; оценочные суждения о произведениях изобразительного искусства, декоративно-прикладного и народного искусства, дизайна. Основная цель изучения физической культуры заключается во всестороннем развитии личности Ручной труд 1-4 обучающихся в процессе приобщения их к физической культуре, повышении уровня их психофизического развития, расширении индивидуальных двигательных возможностей, комплексной коррекции нарушений развития, социальной адаптации. Задачи, реализуемые в ходе уроков физической культуры: коррекция нарушений физического развития; формирование двигательных умений и навыков; развитие двигательных способностей в процессе обучения; укрепление здоровья и закаливание организма, формирование правильной осанки; раскрытие возможных избирательных способностей и интересов ребенка для освоения доступных видов спортивно-физкультурной деятельности; формирование и воспитание гигиенических навыков при выполнении физических упражнений; формирование установки на сохранение и укрепление здоровья, навыков здорового и безопасного образа жизни; поддержание устойчивой физической работоспособности на достигнутом уровне; воспитание устойчивого интереса к занятиям физическими упражнениями; воспитание нравственных, морально-волевых качеств (настойчивости, смелости), навыков культурного поведения. Цель: подготовить обучающихся к профессионально-трудовому обучению. Задачи: воспитание положительных качеств личности ученика (трудолюбия, настойчивости, умения работать в коллективе и т.д.); уважение к людям труда; сообщение элементарных знаний по видам труда, формирование трудовых качеств, обучение доступным приемам труда, развитие самостоятельности в труде, привитие интереса к труду; формирование организационных умений в труде – вовремя приходить на занятия, работать только на своем рабочем месте, правильно располагать на нем материалы и инструменты, убирать их по окончании работы; знать и выполнять правила внутреннего распорядка и безопасной работы, санитарногигиенические требования. Культура безопасности жизнедеятельности 2-4 Цель: формирование культуры безопасности как качества личности, представленное в виде совокупности знаний и осознанных действий, направленных на понимание опасных и безопасных факторов в окружающей действительности. Задачи: развивать у детей чувства ответственности за своё поведение, бережное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих; стимулировать у ребёнка самостоятельность в принятии решений и выработке умений и навыков безопасного поведения в реальной жизни. Коррекционные курсы Ритмика 1- 4 Логопедические занятия 1-4 Цель курса: развитие двигательной активности ребенка в процессе восприятия музыки. Задачи курса: развивать восприятие музыкальных образов и способность выражать их в движениях; научить согласовывать движения с характером музыки наиболее яркими средствами выразительности; развивать музыкальные способности (эмоциональная отзывчивость на музыку, слуховые представления; развивать чувство ритма, темпа, проводить коррекцию общей и речевой моторики, пространственной ориентировки; научить школьников правильно и осмысленно двигаться в соответствии с музыкальным сопровождением; выработать достаточно прочные навыки выполнения упражнений; развивать координацию движений; научить выполнять под музыку различные движения, в том числе и танцевальные, с речевым сопровождением и пением; развивать творческие способности личности. Цель программы: коррекция и компенсация недостатков нарушений письменной и устной речи обучающихся. Задачи: обогащение словаря (за счет усвоения новых слов и их значений); преодоление и предупреждение ошибочных словосочетаний в речи учащихся, усвоение ими сочетаемости слов, осознанное построение предложений разной структуры; формирование лексической системности и семантических полей; формирование умения читать письменные и печатные тексты, соблюдая правильную интонацию, паузы, логические ударения и др. последовательное и грамотное изложение своих мыслей в устной и письменной форме с учетом соблюдения знаков препинания; формирование умения самостоятельно добывать и обмениваться информацией, расширять способы коммуникации посредством обучения работы на современных технических носителях информации. Психокоррекционные занятия 1-4 Цель психокорреционных занятий заключается в применении разных форм взаимодействия с обучающимися, направленными на преодоление или ослабление проблем в психическом и личностном развитии, гармонизацию личности и межличностных отношений обучающихся; формирование навыков адекватного поведения. Задачи: выявление особых образовательных потребностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), обусловленных структурой и глубиной имеющихся у них нарушений, недостатками в физическом и психическом развитии; осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей обучающихся; реализация системы мероприятий по социальной адаптации обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Лечебная физическая культура 1-4 Цель: укрепление здоровья обучающихся, профилактика и коррекция нарушений, вызванных заболеваниями. Задачи: всестороннее развитие личности в процессе приобщения и установки на сохранение и укрепление здоровья, навыков здорового и безопасного образа жизни, соблюдение индивидуального режима питания и сна; воспитание интереса к лечебной физкультуре и спорту, формирование потребности в систематических занятиях; коррекция и компенсация недостатков физического развития (нарушения осанки, плоскостопие, отставание в росте, в массе тела, дисплазии и т. д.); коррекция нарушений в движениях (нарушение координации, ориентировки в пространстве, точность в движении, равновесия и т. д.); устранение недостатков в развитии двигательных и иных качеств (силы, быстроты, ловкости, выносливости, гибкости, прыгучести и т. д.).