Аннотации к рабочим программам учебных курсов по реализации АООП ООО образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), 2 вариант Название учебного курса Классы Речь и альтернативная коммуникация 5-9 Математические представления 5-9 Аннотация Учебные предметы Цель обучения: формирование коммуникативных и речевых навыков с использованием средств вербальной и невербальной коммуникации, умения пользоваться ими в процессе социального взаимодействия. Задачи: формировать первичные ценностные представления обучающихся о книгах и иллюстрациях, картинках и картинах; знакомить их с жестовыми, жестовографическими, изобразительными и другими средствами выразительности через погружение в среду художественной литературы; приобщать к словесному искусству в доступных для обучающихся ситуациях; развивать коммуникативную функцию речи обучающихся, удовлетворяя их коммуникативную потребность; создавать условия для пробуждения речевой активности учеников и использования усвоенного речевого материала в процессе «чтения» в быту, на уроках-занятиях, в играх, в самообслуживании и в повседневной жизни; расширять словарный запас обучающихся, связанный с содержанием эмоционального, бытового, предметного, игрового, трудового опыта в процессе «чтения»; учить задавать вопросы, строить простейшие сообщения и побуждения (то есть пользоваться различными типами коммуникативных высказываний) по содержанию прочитанного или рассказанного; формировать умение обучающихся пересказывать прочитанное с помощью педагога; знакомить обучающихся с простыми по содержанию рассказами, историями, сказками, стихотворениями, разыгрывать их содержание по ролям. В ходе обучения чтению необходима организация речевой среды, стимулирование речевой активности обучающихся на основе прочитанного педагогом или элементарного самостоятельного «чтения» (чтение картинок, пиктограмм, букв, слогов, слов и предложений). Цель обучения – формирование элементарных математических представлений и умения применять их в повседневной жизни. Окружающий природный мир 5-9 Человек 5-8 Домоводство 5-9 Окружающий социальный мир 5-9 Задачи: формирование элементарных математических представлений о форме, величине, количественных (дочисловых), пространственных, временных представлениях; формирование представлений о количестве, числе, знакомство с цифрами, составом числа в доступных ребёнку пределах, счёт, решение простых арифметических задач с опорой на наглядность; овладение способностью пользоваться математическими знаниями при решении соответствующих возрасту житейских задач. Цель обучения – формирование представлений о живой и неживой природе, о взаимодействии человека с природой, бережного отношения к природе. Задачи: формирование первоначальных представлений о природе, об объектах и явлениях неживой природы; формирование временных представлений; формирование представлений о растительном и животном мире. Цель: формирование представления о частях собственного тела, их назначении, расположении, о собственных возможностях и умениях. Задачи: формировать представления о себе как «Я», осознание общности и различий «Я» от других; • формировать умение решать каждодневные жизненные задачи, связанные с удовлетворением первоочередных потребностей (принимать пищу и пить, ходить в туалет и т.д.); • развивать способность выражать свое настроение и потребности с помощью доступных пантомимических, мимических и других средств; • учить устанавливать простейшие родственные отношения между людьми (бабушка, дедушка, папа, мама, я). Цель образовательно-коррекционной работы с учетом специфики учебного предмета: повышение самостоятельности детей в выполнении хозяйственнобытовой деятельности. Задачи: формирование умений обращаться с инвентарем и электроприборами; освоение действий по приготовлению пищи, осуществлению покупок, уборке помещения и территории, уходу за вещами. Цель: формирование представлений о человеке, его социальном окружении, ориентации в социальной среде и общепринятых правилах поведения. Задачи: знакомство с явлениями социальной жизни (человек и его деятельность, общепринятые Музыка и движение 5-9 Изобразительная деятельность 5-7 Адаптивная физкультура 5-9 нормы поведения), формирование представлений о предметном мире, созданном человеком (многообразие, функциональное назначение окружающих предметов, действия с ними). Цель ― приобщение к музыкальной культуре обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) как к неотъемлемой части духовной культуры. Задачи: накопление первоначальных впечатлений от музыкального искусства и получение доступного опыта (овладение элементарными музыкальными знаниями, слушательскими и доступными исполнительскими умениями); приобщение к культурной среде, дающей обучающемуся впечатления от музыкального искусства, формирование стремления и привычки к слушанию музыки, посещению концертов, самостоятельной музыкальной деятельности и др.; развитие способности получать удовольствие от музыкальных произведений, выделение собственных предпочтений в восприятии музыки, приобретение опыта самостоятельной музыкально деятельности; формирование простейших эстетических ориентиров и их использование в организации обыденной жизни и праздника; развитие восприятия, в том числе восприятия музыки, мыслительных процессов, певческого голоса, творческих способностей обучающихся. Целью обучения изобразительной деятельности является формирование умений изображать предметы и объекты окружающей действительности художественными средствами. Задачи: развитие интереса к изобразительной деятельности; формирование умений пользоваться инструментами; обучение доступным приемам работы с различными материалами; обучение изображению (изготовлению) отдельных элементов; развитие художественно-творческих способностей. Целью занятий по адаптивной физической культуре является повышение двигательной активности детей и обучение использованию полученных навыков в повседневной жизни. Задачи: формирование и совершенствование основных и прикладных двигательных навыков; формирование туристических навыков, умения кататься на велосипеде, ходить на лыжах, Профильный труд (Хозяйственнобытовой труд) 6-9 плавать, играть в спортивные игры; укрепление и сохранение здоровья детей; профилактика болезней и возникновения вторичных заболеваний. Цель программы: содействие общему развитию детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, подготовке их к самостоятельности в быту, активному познанию окружающей действительности. Задачи программы: сообщение обучающимся необходимых знаний и формирование практических умений и навыков по бытовому труду; отработка трудовых операций по санитарно гигиеническим требованиям и самообслуживанию; привитие навыков самостоятельности. Коррекционные курсы Коррекционноразвивающие занятия 5-9 Сенсорное развитие 5-9 Цель: обеспечение освоения обучающимися АООП, коррекция речевого развития, активизация познавательной деятельности, формирование навыков и умений учебной деятельности. Программа нацелена на исправление нарушений письма и чтения, выразительности речи, которые проявляются в неспособности запоминать, логически употребить и проконтролировать на письме правила орфографии, в нарушении словообразования и словоизменения; в трудности осмысления написанного и неспособность обобщить содержание написанного; в нарушении программирования фразы, развитие навыков связной речи. Цель программы: обогащение чувственного опыта у обучающихся в процессе целенаправленного систематического воздействия на сохранные анализаторы. Задачи программы: обогащение чувственного познавательного опыта, нацеленное на развитие памяти, мышления, речи, воображения; формирование на основе активизации работы всех органов чувств, адекватного восприятия явлений и объектов окружающей действительности в совокупности их свойств; коррекция недостатков познавательной деятельности детей в процессе систематического и целенаправленного формирования полноценного восприятия формы, конструкции, величины, цвета, особых свойств предметов, их положения в пространстве; формирование способности воспринимать окружающий мир во всем многообразии свойств и признаков его объектов (цветов, вкусов, запахов, ритмов); совершенствование сенсорно - перцептивной деятельности; Предметнопрактические действия 5-9 Двигательное развитие 5-9 Альтернативная коммуникация 5-9 обогащение словарного запаса детей на основе использования соответствующей терминологии; исправление недостатков моторики, совершенствование зрительно – двигательной координации. Цель курса - используя различные многообразные виды деятельности (предметная деятельность, игровая, конструирование, действия с разборными игрушками, ручной труд и т. д.) корригировать недостатки восприятия, внимания, зрительно - двигательной координации, пространственных представлений, наглядно-действенного, наглядно-образного мышления детей, а также их речи и связи с практической деятельностью Задачи: формирование положительного отношения ребенка к занятиям; развитие собственной активности ребенка; формирование устойчивой мотивации к выполнению заданий; формирование и развитие целенаправленных действий; развитие планирования и контроля деятельности; развитие способности применять полученные знания для решения новых аналогичных задач. Цель программы является работа по обогащению сенсомоторного опыта, поддержанию и развитию способности к движению и функциональному использованию двигательных навыков. Основные задачи: мотивация двигательной активности; поддержка и развитие имеющихся движений; расширение диапазона движений и профилактика возможных нарушений; освоение новых способов передвижения (включая передвижение с помощью технических средств реабилитации). Цель курса – формирование коммуникативных и речевых навыков с использованием средств вербальной и невербальной коммуникации, умения пользоваться ими в процессе социального взаимодействия. Задачи: учить пользоваться альтернативными средствами коммуникации для взаимодействия в окружающем мире; учить общаться, пользуясь альтернативными средствами; учить аккумулировать и актуализировать доречевой и речевой опыт; формировать и развивать речевое внимание; учить пользоваться мануальными и графическими символами.