Русский язык 1 класс (НОО 1 вариант)

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области

«Камышловский гуманитарно-технологический техникум»
структурное подразделение
школа-интернат, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы

Рабочая программа
учебного курса «Русского языка»
для обучающихся 1 класса
(АООП НОО 1 вариант)

Пояснительная записка
Программа по предмету
«Русский язык» составлена в соответствии с
Федеральным государственным образовательным стандартом образования
обучающихся
с
умственной
отсталостью,
адаптированной
основной
образовательной программой образования для обучающихся с умственной
отсталостью, на основе общегосударственной программы специальных
(коррекционных) образовательных школ и классов VIII вида под ред. Бгажноковой
И.М. и реализуется для обучающихся с умственной отсталостью 1 класса.
Цель программы: выработать элементарные навыки грамотного письма.
Основные разделы содержания курса
1. Добукварный.
2. Букварный.
Задачи добукварного периода:
-подготовить обучающихся к овладению первоначальными навыками письма;
-привить интерес к обучению;
-выявить особенности общего и речевого развития каждого ребенка;
-развивать слуховое восприятие и речевой слух.
Букварного периода:
- выработать элементарные навыки грамотного письма;
- повысить уровень общего и речевого развития обучающихся;
- формировать нравственные качества
Коррекционные задачи:
-развивать мелкую моторику пальцев рук;
-развивать слуховое и зрительное внимание;
-обучать навыкам самоконтроля;
-развивать устную речь;
-развивать пространственную ориентацию.
Особенности программы
Русский (родной) язык как учебный предмет является ведущим, так как от его
усвоения во многом зависит успешность всего школьного обучения. Практическая и
коррекционная направленность обучения языку обусловливает его специфику. Все
знания обучающихся, получаемые ими в основном при выполнении упражнений,
являются практически значимыми для их социальной адаптации и реабилитации.
Необходимость коррекции познавательной и речевой деятельности умственно

отсталых школьников обусловлена трудностями овладения ими русской (родной)
фонетикой, графикой и орфографией, своеобразием их общего и речевого развития,
имеющихся психофизических функций.
При обучении письму важно научить детей правильному начертанию букв
и соединению их в слоги, слова. Упражнения в написании слогов, слов,
предложений опираются на звукобуквенный анализ, предварительную условнографическую запись и составление слогов, слов, из букв разрезной азбуки.
Обучение грамоте в 1 классе для обучающихся обязательно предполагает
использование таких видов наглядности, как настенная касса для букв
разрезной азбуки, которая заполняется по мере изучения; наборное полотно;
касса слогов; слоговые таблицы; индивидуальные кассы с набором букв и
слогов.
Основными методами работы на данном этапе являются объяснение,
рассказ учителя, игра, упражнения. При этом в формировании навыков игра
занимает одно из ведущих мест. Учитывая сложность аналитических
упражнений и быструю утомляемость первоклассников, необходимо в работе
использовать наглядность.
Обучение безречевых детей осуществляется с помощью системы карточек.
Основной метод, который используется при обучении таких детей это – метод
глобального чтения.
Виды и формы организации учебного процесса
Формы работы: урок, индивидуальная работа с учеником.
Методы обучения:
-словесные (объяснение, рассказ учителя);
-наглядные (демонстрация, иллюстрации);
-практические (игры, упражнения и др.);
-метод глобального чтения.
1. Тренировочные упражнения, направленные на развитие мелкой моторики
пальцев рук и выработку графических навыков.
2. Проведение прямых, наклонных линий по обводке, по опорным точкам,
самостоятельно.
3. Штриховка изображений: горизонтальная, вертикальная, по диагонали, умение
раскрасить предмет, не выходя за его контур.
4. Письмо элементов печатных и рукописных букв, бордюров из элементов букв.
5. Упражнения в правильном удержании карандаша, ручки, расположения листа
бумаги, тетради на столе. Формирование правильной осанки.
6. Формирование пространственных представлений, умения ориентироваться на
листе бумаги.
7. Игры на развитие мелкой моторики «Мозаика», работа с сыпучими материалами,
нанизывание бусинок на нитку, «Конструктор».
8. Работа по обводке шаблонов, трафаретов геометрических фигур и знакомых
детям предметов, соединение точек.
9. Пальчиковая гимнастика.

Технологии обучения: игровые, здоровьесберегающие, личностно-ориентированные,
дифференцированного обучения, ИКТ.
Место учебного предмета в учебном плане
Предмет «Русский язык» входит в обязательную часть учебного плана раздела
«Язык и речевая культура».
Количество часов: 3 часа в неделю; 99 часов в учебный год.
Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты
1.
Воспринимать объединяющую роль России как государства, территории
проживания и общности языка. Соотносить понятия «родная природа» и «Родина».
2.
Ценить взаимопомощь и взаимоподдержку друзей.
3.
Принимать новый статус «ученик», внутреннюю позицию школьника на
уровне положительного отношения к школе, принимать образ «хорошего ученика».
4.
Внимательно относиться к собственным переживаниям и переживаниям
других людей; нравственному содержанию поступков. Выполнять правила личной
гигиены, безопасного поведения в школе, дома, на улице, в транспорте.
Предметные
1.
Отличать устную и письменную речь.
2.
Различать на слух выделенные из слов звуки речи, последовательно вычленять
звуки из слов, написание которых не расходится с произношением.
3.
Выделять из короткого текста предложения, оформлять предложение в устной
речи.
4.
Разделять слово на слоги с использованием графических схем.
5.
Делить слова на слоги; определять ударный слог в слове.
6.
Определять главную мысль предложения.
7.
Отличать гласные звуки от согласных, отличать буквы от звуков.
8.
Писать строчные и прописные буквы (самостоятельно, по пунктиру).
9.
Списывать с печатного и рукописного текста отдельные слоги и слова.
10.
Писать на слух отдельные буквы и слоги.
Базовые учебные действия
Познавательные БУД
1.
Обучающийся познакомится с начертанием букв, научится их воспроизводить
на письме, научится писать слоги, слова, короткие предложения с соблюдением
наклона, высоты и пропорций букв. Будет продолжено формирование навыка
безотрывного письма с наклоном.

2.
Ориентироваться в учебниках (система обозначений, структура текста,
рубрики, словарь, содержание).
3.
Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных
заданий, используя справочные материалы учебника (под руководством учителя).
4.
Понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем.
5.
Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие.
6.
Группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных
признаков, по заданным критериям.
Коммуникативные БУД
1.
Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться,
благодарить.
2.
Вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять
непонятное).
3.
Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и
соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках.
4.
Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы.
Регулятивные БУД
1.
Организовывать свое рабочее место под руководством учителя.
2.
Осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном.
3.
Формирование правильной посадки за столом.
4.
Правильно сидеть при письме, держать ручку, применять эти знания при
выполнении письменного задания, правильно ориентироваться на странице
прописей и тетради.
Содержание учебного предмета
Программа состоит из двух разделов, соответствующих добукварному и букварному
периодам.
Добукварный период составляет примерно один месяц первой четверти.
В тех
случаях, когда класс скомплектован из детей с более низким уровнем развития, этот
срок может быть увеличен до полутора-двух месяцев (соответственно период
обучения грамоте заканчивается во 2 классе).
1.
Знакомство с классом и школой, с режимом дня. Беседы о том, что находится
в классе. Беседы на темы: «Порядок в классе», «Учитель и ученики», «Имя и
отчество учителя», «Имена и фамилии учеников», «Перемены в школе и их
назначение», Я и моя семья», «Окружающий меня мир».
2.
Привитие обучающимся навыков учебной деятельности: умения правильно
сидеть за партой, вставать, слушать объяснения и указания учителя, поднимать руку
при желании что-то сказать, просить разрешения выйти из класса.

3.
Специальная подготовка к обучению письму. Привитие навыков правильной
посадки во время рисования и письма, правильного расположения на парте тетради
и пользования карандашом.
4.
Восприятие и воспроизведение простейших комбинаций из прямых линий и
фигур путем подбора их дубликатов из палочек или бумажных полосок разного
цвета (зрительный диктант).
5.
Конструирование простых, хорошо знакомых детям предметов (домик,
столик, скамейка, лесенка, забор, оконная рама, елочка и др.).
6.
Развитие и координация движений кисти руки и пальцев. Рисование мелом на
доске и карандашом на бумаге прямых линий в различных направлениях
(горизонтальные, вертикальные, наклонные), переключение с одного направления
на другое, соблюдение пределов при штриховке прямыми линиями. Обведение
карандашом на бумаге простейших фигур по трафаретам (круг, квадрат,
треугольник), их закраска и штриховка, рисование прямых линий и несложных
предметов из них (скамейка, лесенка, конверт, флажок, оконная рама, фигуры в
форме букв).
7.
Написание основных элементов рукописных букв на доске и в тетрадях в
такой последовательности: прямая палочка, прямые палочки в соединении с
наклонной, прямая палочка с закруглением вверху и внизу, овал, полуовал.

Букварный период
Последовательное изучение звуков и букв, усвоение основных слоговых структур.
Практическое знакомство с гласными и согласными звуками.
1-й этап. Изучение звуков и букв: а, у, о, м, с, х.
Усвоение рукописного начертания изучаемых строчных букв и прописных: о, м, с.
2-й этап. Повторение пройденных звуков и букв и изучение новых: т, л, н, ы, р.
Соотнесение звуков с соответствующими буквами, определение местонахождения
их в словах (в начале или в конце). Образование открытых и закрытых двух
звуковых слогов из вновь изученных звуков, чтение этих слогов протяжно и слитно.
Составление, чтение и запись слов из двух усвоенных слоговых структур (ма-ма,
мы-ла). Усвоение рукописного начертания изучаемых строчных букв и прописных:
ш, л, а, х, н. р. Списывание с классной доски прочитанных и разобранных слов,
состоящих из двух слогов.

Письмо под диктовку букв, слогов после предварительного звукобуквенного
анализа.
3-й этап. Повторение пройденных звуков и букв, изучение новых: к, п, и, з, в, ж, б, г,
д, й, ь, т.
Подбор слов с заданным звуком и определение его нахождения в словах (в начале, в
середине, в конце). Образование, чтение и запись открытых и закрытых слогов с
твердыми и мягкими согласными в начале слога (по, ли, лук, вил).
Усвоение рукописного начертания изучаемых строчных букв и прописных: у, п, т, к,
в, г, з, ж, и, б, д.
Списывание с классной доски и с букваря (рукописный шрифт), слов, состоящих из
усвоенных слоговых структур, предложений из двух слов. Большая буква в начале
предложения, точка в конце предложения. Письмо хорошо знакомых слов под
диктовку после анализа их звукового состава.
4-й этап. Повторение пройденных звуков и букв, изучение новых: е, я, ю, ц, ч, щ, ф, э,
ъ.
Практическое различение при чтении и письме гласных и согласных; согласных
звонких и глухих (в сильной позиции); твердых и мягких.
Усвоение рукописного начертания изучаемых строчных букв и прописных: е, я, ю,
ц, ч, щ, ф, э.
Списывание с классной доски и с букваря (рукописный и печатный текст) слов,
состоящих из усвоенных слоговых структур, и предложений из трех-четырех слов.
Прописная буква в именах людей (практическое ознакомление).
Письмо под диктовку слов и предложений из двух-трех слов с предварительным
анализом.
Самостоятельное составление из букв разрезной азбуки слов из трех-четырех букв с
последующей записью.
Вставка пропущенной буквы в словах при списывании с доски.
Повторение изученного материала за год
Учебно-методическое и материально техническое обеспечение
Учебники
А.К.Аксёнова, С.В.Комарова, М.И.Шишкова. Букварь, 1 класс. В 2 частях Москва,
«Просвещение», 2017 Аксёнова А.К.. Букварь. 1 класс. - М.: Просвещение, 2017

Методические пособия для учителя
-Адаптированная основная образовательная программа общего образования,
разработанная на основе ФГОС для обучающихся с УО.
-Программа специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII
вида под редакцией И. М. Бгажноковой.– М.: «Просвещение», 2013 г
-Аксенова, А.К. Дидактические игры на уроках русского языка в 1-4 классах
вспомогательной школы: Кн. для учителя/ А.К.Аксёнова, Э.В.Якубовская.- М.:
Просвещение, 1991.
-Аксенова, А.К. Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной)
школе: Учеб.для студентов дефектол. фак. педвузов. - М.: Гуманит. изд. центр
ВЛАДОС, 2000.
-Аксёнова А.К., Комарова С. В., Шишкова М. И. Обучение грамоте. 1 класс.
Методические рекомендации. - М.:«Просвещение», 2009
-Якубовская Э.В., Комарова С.В.. Методическое руководство к учебно-наглядному
пособию «Ступеньки к грамоте – Пропедевтика обучения чтению и письму»
Методические материалы для обучающихся
-Пропись 1 кл./ А.К. Аксенова, С.В. Комарова В.В.- М.: Просвещение, 2017
-Прописи по обучению грамоте в 2 частях.
Обеспечение кабинета
-Компьютер.
-Карточки с изображением различных предметов и игрушек.
-Наборы белого и цветного мела, цветных карандашей, фломастеров, маркеров,
цветных красок.
-Настенная доска для рисования мелом.
-Комплекты для обучения грамоте (наборное полотно, разрезная азбука
(общеклассная и индивидуальная, образцы начертания рукописных букв, дидактическая
азбука).
Тематическое планирование
Название раздела, темы урока
Добукварный период
Выявление знаний и умений обучающихся. Рисование и обводка по
трафарету. Раскрашивание.
Знакомство с более распространёнными цветами.
Различение полосок бумаги по цвету и расположению.
Обведение по шаблону, закрашивание «овощи», «фрукты».
Воспроизведение комбинаций из цветных полосок
бумаги. Рисование и обводка по трафарету.
Воспроизведение комбинаций из прямых линий путём подбора их
дубликатов из палочек. Рисование и обводка по трафарету геометрических
фигур.
Конструирование знакомых предметов (лесенка,
скамейка, оконная рама из палочек).

Количество
часов
1 ч.
2 ч.
1 ч.
2 ч.
2 ч.

1 ч.

Рисование мелом на доске и карандашом на нелинованной бумаге прямых
линий в вертикальном, горизонтальном и наклонном направлениях.

1 ч.

Обведение по трафарету и закрашивание геометрических фигур.
Письмо прямых палочек.
Письмо наклонных палочек.
Письмо прямой палочки с закруглением вверху и внизу.
Письмо элементов букв (палочек с закруглением внизу). Написание
полуовала.
Письмо полуовала и овала. Написание элементов и буквы А.
Письмо наклонных палочек с закруглением вверху.
Письмо двух наклонных палочек с закруглением внизу.
Письмо трёх палочек с закруглением внизу.

1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
2 ч.

Написание элементов буквы а (овала, палочки с закруглением внизу).
Написание элементов буквы у.

1 ч.
1 ч.

1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.

Букварный период
Буква А. Знакомство со строчной и прописной буквой -а- и упражнение в её
написании.
Буква У. Знакомство со строчной и прописной буквой -у- и упражнение в её
написании.

1 ч.

Буква М. Знакомство со строчной буквой -м- и упражнение в её написании.

1 ч.

Буква М. Знакомство прописной буквой -М- и упражнение в её написании.

1 ч.

Буква О,о. Знакомство со строчной и прописной буквой О,о. Правила
соединения букв.
Буква X. Знакомство со строчной буквой х. Упражнение в её написании.
Слоги Ах,Ох,Ух.
Буква X. Знакомство с прописной буквой X. Упражнение в её написании.
Слоги Ха,Хо,Ху.
Буква С. Знакомство со строчной и прописной буквой -С. с- и упражнение в
её написании.
Буква Н. Знакомство со строчной буквой -н- и упражнение в её написании.

1 ч.

Буква Н. Знакомство со прописной буквой -Н- и упражнение в её написании

1 ч.

Упражнение в написании прописной буквой -Н-, слогов и слов с
изученными буквами.
Буква ы. Знакомство со строчной буквой -ы- и упражнение в её написании.

1 ч.

Упражнение в написании буквы -ы-, слогов и слов с изученными буквами.

1 ч.

Буква Л. Знакомство со строчной буквой -л- и упражнение в её написании.

1 ч.

Буква Л. Знакомство с прописной буквой -Л- и упражнение в её написании.

1 ч.

1 ч.

1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.

1 ч.

Буква В. Знакомство со строчной буквой -в- и упражнение в её написании.
Слоги и слова с букой в.
Упражнение в написании слогов и слов с буквой В,в. Предложения.

1 ч.

Буква И. Знакомство со строчной буквой - и - и упражнение в её написании.
Буква И. Знакомство с прописной буквой -И-. Правила соединения букв.

1 ч.
1 ч.

Буквы Ы-И. Различение слогов и слов с буквами ы - и.

1 ч.

Буква Ш. Знакомство со строчной буквой ш. Правила соединения букв.

1 ч.

Буква Ш. Знакомство с прописной буквой - Ш - и упражнение в её
написании.
Различение слогов и слов с буквами Ш -С. Сравнительный звукобуквенный
анализ и написание слогов и слов.
Буква П. Знакомство со строчной буквой -п- и упражнение в её написании.
Буква П. Знакомство с прописной буквой -П- и упражнение в её написании.

1 ч.

1 ч.

1 ч.

Буква Т. Знакомство со строчной буквой -т- и упражнение в её написании.
Буква Т. Знакомство с прописной буквой - Т - и упражнение в её написании.

1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.

Буква К. Знакомство со строчной буквой -к- и упражнение в её написании.
Буква К. Знакомство с прописной буквой -К- и упражнение в её написании.

1 ч.
1 ч.

Буква З. Знакомство со строчной буквой з. Правила соединения букв.

1 ч.

Буква З. Знакомство с прописной буквой -З- и упражнение в её написании.

1 ч.

Различение слогов и слов с буквами З - С. Сравнительный звукобуквенный
анализ и написание слогов и слов.
Буква Р. Знакомство со строчной буквой -р- и упражнение в её написании.
Слоги и слова с букой р.
Буква Р. Знакомство с прописной буквой -Р- и упражнение в её написании.
Слоги и слова с буквой Р.
Упражнение в написании слогов и слов с буквой Р, р. Предложения.
Буква Й. Знакомство со строчной буквой - й - и упражнение в её
написании.
Буква Й. Знакомство с прописной буквой -Й - и упражнение в её
написании.

1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.

Различение слогов и слов с буквами и - й. Сравнительный звукобуквенный
анализ и написание слогов и слов.

1 ч.

Буква Ж. Знакомство со строчной буквой Ж. Правила соединения букв.
Буква Ж. Знакомство с прописной буквой - ж - и упражнение в её
написании.
Различение слогов и слов с буквами Ж-Ш. Сравнительный звукобуквенный
анализ и написание слогов и слов.
Упражнение в написании слогов и слов с изученными буквами. Жи - Ши .
Буква Б. Знакомство со строчной буквой -б- и упражнение в её написании.
Буква Б. Знакомство с прописной буквой -Б- и упражнение в её написании

1 ч.
1 ч.

Упражнение в написании слогов и слов с буквами Б-П. Сравнительный
звукобуквенный анализ слогов и слов.

1 ч.

1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.

Буква Д. Знакомство со строчной буквой -д- и упражнение в её написании.

1 ч.

Буква Д. Знакомство с прописной буквой - Д - и упражнение в её
написании.

1 ч.

Упражнение в написании изученных букв. Слоги и слова с буквой -д-.
Буква Г. Знакомство со строчной буквой -г- и упражнение в её написании.
Буква Г. Знакомство с прописной буквой - Г - и упражнение в её написании.
Различение слогов и слов с буквами г-к. Сравнительный звуко-буквенный
анализ слогов и слов.
Буква ь. Знакомство с буквой -ь- и упражнение в её написании.
Буква Е. Знакомство со строчной буквой -е- и упражнение в её написании.
Буква Е. Знакомство с прописной буквой - Е - и упражнение в её написании.
Буква Я. Знакомство со строчной буквой -я- и упражнение в её написании.
Буква Я. Знакомство с прописной буквой - Я - и упражнение в её написании.
Различение слогов и слов с буквами а-я. Сравнительный звуко-буквенный
анализ слогов и слов.
Буква Ю. Знакомство со строчной буквой -ю- и упражнение в её написании.
Буква Ю. Знакомство с прописной буквой -Ю- и упражнение в её
написании.
Буква Ё. Знакомство со строчной буквой -ё- и упражнение в её написании.
Буква Ё. Знакомство с прописной буквой -Ё- и упражнение в её написании.
Буква Г. Знакомство со строчной буквой -г- и упражнение в её написании.
Буква Г. Знакомство с прописной буквой -Г- и упражнение в её написании.
Различение слогов и слов с буквами г-к. Сравнительный звуко-буквенный
анализ слогов и слов.
Буква Ч. Знакомство со строчной буквой -ч- и упражнение в её написании.
Буква Ч. Знакомство с прописной буквой -Ч- и упражнение в её написании.

1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.

Буква Ф. Знакомство со строчной буквой -ф- и упражнение в её написании.
Буква Ф. Знакомство с прописной буквой -Ф- и упражнение в её написании.
Различение слогов и слов с буквами в-ф. Сравнительный звуко-буквенный
анализ слогов и слов.
Буква Ц. Знакомство со строчной буквой -ц- и упражнение в её написании.
Буква Ц. Знакомство с прописной буквой -Ц- и упражнение в её написании.

1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.

Буква Э. Знакомство со строчной буквой -э- и упражнение в её написании.
Буква Э. Знакомство с прописной буквой -Э- и упражнение в её написании.

1 ч.
1 ч.

Буква Щ. Знакомство со строчной буквой -щ- и упражнение в её написании.
Буква Щ. Знакомство с прописной буквой -Щ- и упражнение в её написании.

1 ч.
1 ч.

Сравнительный звукобуквенный анализ слогов ча-ща, чу-щу.
Буква ь. Знакомство с буквой -ь- и упражнение в её написании.

1 ч.
1 ч.
99 ч.

Итого:


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».