РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ Министерство образования и молодежной политики Свердловской области Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области «Камышловский гуманитарно-технологический техникум» структурное подразделение школа-интернат, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы Рабочая программа учебного курса «Русского языка» для обучающихся 1 класса (АООП НОО 1 вариант) Пояснительная записка Программа по предмету «Русский язык» составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью, адаптированной основной образовательной программой образования для обучающихся с умственной отсталостью, на основе общегосударственной программы специальных (коррекционных) образовательных школ и классов VIII вида под ред. Бгажноковой И.М. и реализуется для обучающихся с умственной отсталостью 1 класса. Цель программы: выработать элементарные навыки грамотного письма. Основные разделы содержания курса 1. Добукварный. 2. Букварный. Задачи добукварного периода: -подготовить обучающихся к овладению первоначальными навыками письма; -привить интерес к обучению; -выявить особенности общего и речевого развития каждого ребенка; -развивать слуховое восприятие и речевой слух. Букварного периода: - выработать элементарные навыки грамотного письма; - повысить уровень общего и речевого развития обучающихся; - формировать нравственные качества Коррекционные задачи: -развивать мелкую моторику пальцев рук; -развивать слуховое и зрительное внимание; -обучать навыкам самоконтроля; -развивать устную речь; -развивать пространственную ориентацию. Особенности программы Русский (родной) язык как учебный предмет является ведущим, так как от его усвоения во многом зависит успешность всего школьного обучения. Практическая и коррекционная направленность обучения языку обусловливает его специфику. Все знания обучающихся, получаемые ими в основном при выполнении упражнений, являются практически значимыми для их социальной адаптации и реабилитации. Необходимость коррекции познавательной и речевой деятельности умственно отсталых школьников обусловлена трудностями овладения ими русской (родной) фонетикой, графикой и орфографией, своеобразием их общего и речевого развития, имеющихся психофизических функций. При обучении письму важно научить детей правильному начертанию букв и соединению их в слоги, слова. Упражнения в написании слогов, слов, предложений опираются на звукобуквенный анализ, предварительную условнографическую запись и составление слогов, слов, из букв разрезной азбуки. Обучение грамоте в 1 классе для обучающихся обязательно предполагает использование таких видов наглядности, как настенная касса для букв разрезной азбуки, которая заполняется по мере изучения; наборное полотно; касса слогов; слоговые таблицы; индивидуальные кассы с набором букв и слогов. Основными методами работы на данном этапе являются объяснение, рассказ учителя, игра, упражнения. При этом в формировании навыков игра занимает одно из ведущих мест. Учитывая сложность аналитических упражнений и быструю утомляемость первоклассников, необходимо в работе использовать наглядность. Обучение безречевых детей осуществляется с помощью системы карточек. Основной метод, который используется при обучении таких детей это – метод глобального чтения. Виды и формы организации учебного процесса Формы работы: урок, индивидуальная работа с учеником. Методы обучения: -словесные (объяснение, рассказ учителя); -наглядные (демонстрация, иллюстрации); -практические (игры, упражнения и др.); -метод глобального чтения. 1. Тренировочные упражнения, направленные на развитие мелкой моторики пальцев рук и выработку графических навыков. 2. Проведение прямых, наклонных линий по обводке, по опорным точкам, самостоятельно. 3. Штриховка изображений: горизонтальная, вертикальная, по диагонали, умение раскрасить предмет, не выходя за его контур. 4. Письмо элементов печатных и рукописных букв, бордюров из элементов букв. 5. Упражнения в правильном удержании карандаша, ручки, расположения листа бумаги, тетради на столе. Формирование правильной осанки. 6. Формирование пространственных представлений, умения ориентироваться на листе бумаги. 7. Игры на развитие мелкой моторики «Мозаика», работа с сыпучими материалами, нанизывание бусинок на нитку, «Конструктор». 8. Работа по обводке шаблонов, трафаретов геометрических фигур и знакомых детям предметов, соединение точек. 9. Пальчиковая гимнастика. Технологии обучения: игровые, здоровьесберегающие, личностно-ориентированные, дифференцированного обучения, ИКТ. Место учебного предмета в учебном плане Предмет «Русский язык» входит в обязательную часть учебного плана раздела «Язык и речевая культура». Количество часов: 3 часа в неделю; 99 часов в учебный год. Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета Личностные результаты 1. Воспринимать объединяющую роль России как государства, территории проживания и общности языка. Соотносить понятия «родная природа» и «Родина». 2. Ценить взаимопомощь и взаимоподдержку друзей. 3. Принимать новый статус «ученик», внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе, принимать образ «хорошего ученика». 4. Внимательно относиться к собственным переживаниям и переживаниям других людей; нравственному содержанию поступков. Выполнять правила личной гигиены, безопасного поведения в школе, дома, на улице, в транспорте. Предметные 1. Отличать устную и письменную речь. 2. Различать на слух выделенные из слов звуки речи, последовательно вычленять звуки из слов, написание которых не расходится с произношением. 3. Выделять из короткого текста предложения, оформлять предложение в устной речи. 4. Разделять слово на слоги с использованием графических схем. 5. Делить слова на слоги; определять ударный слог в слове. 6. Определять главную мысль предложения. 7. Отличать гласные звуки от согласных, отличать буквы от звуков. 8. Писать строчные и прописные буквы (самостоятельно, по пунктиру). 9. Списывать с печатного и рукописного текста отдельные слоги и слова. 10. Писать на слух отдельные буквы и слоги. Базовые учебные действия Познавательные БУД 1. Обучающийся познакомится с начертанием букв, научится их воспроизводить на письме, научится писать слоги, слова, короткие предложения с соблюдением наклона, высоты и пропорций букв. Будет продолжено формирование навыка безотрывного письма с наклоном. 2. Ориентироваться в учебниках (система обозначений, структура текста, рубрики, словарь, содержание). 3. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника (под руководством учителя). 4. Понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем. 5. Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие. 6. Группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям. Коммуникативные БУД 1. Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить. 2. Вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное). 3. Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках. 4. Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы. Регулятивные БУД 1. Организовывать свое рабочее место под руководством учителя. 2. Осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном. 3. Формирование правильной посадки за столом. 4. Правильно сидеть при письме, держать ручку, применять эти знания при выполнении письменного задания, правильно ориентироваться на странице прописей и тетради. Содержание учебного предмета Программа состоит из двух разделов, соответствующих добукварному и букварному периодам. Добукварный период составляет примерно один месяц первой четверти. В тех случаях, когда класс скомплектован из детей с более низким уровнем развития, этот срок может быть увеличен до полутора-двух месяцев (соответственно период обучения грамоте заканчивается во 2 классе). 1. Знакомство с классом и школой, с режимом дня. Беседы о том, что находится в классе. Беседы на темы: «Порядок в классе», «Учитель и ученики», «Имя и отчество учителя», «Имена и фамилии учеников», «Перемены в школе и их назначение», Я и моя семья», «Окружающий меня мир». 2. Привитие обучающимся навыков учебной деятельности: умения правильно сидеть за партой, вставать, слушать объяснения и указания учителя, поднимать руку при желании что-то сказать, просить разрешения выйти из класса. 3. Специальная подготовка к обучению письму. Привитие навыков правильной посадки во время рисования и письма, правильного расположения на парте тетради и пользования карандашом. 4. Восприятие и воспроизведение простейших комбинаций из прямых линий и фигур путем подбора их дубликатов из палочек или бумажных полосок разного цвета (зрительный диктант). 5. Конструирование простых, хорошо знакомых детям предметов (домик, столик, скамейка, лесенка, забор, оконная рама, елочка и др.). 6. Развитие и координация движений кисти руки и пальцев. Рисование мелом на доске и карандашом на бумаге прямых линий в различных направлениях (горизонтальные, вертикальные, наклонные), переключение с одного направления на другое, соблюдение пределов при штриховке прямыми линиями. Обведение карандашом на бумаге простейших фигур по трафаретам (круг, квадрат, треугольник), их закраска и штриховка, рисование прямых линий и несложных предметов из них (скамейка, лесенка, конверт, флажок, оконная рама, фигуры в форме букв). 7. Написание основных элементов рукописных букв на доске и в тетрадях в такой последовательности: прямая палочка, прямые палочки в соединении с наклонной, прямая палочка с закруглением вверху и внизу, овал, полуовал. Букварный период Последовательное изучение звуков и букв, усвоение основных слоговых структур. Практическое знакомство с гласными и согласными звуками. 1-й этап. Изучение звуков и букв: а, у, о, м, с, х. Усвоение рукописного начертания изучаемых строчных букв и прописных: о, м, с. 2-й этап. Повторение пройденных звуков и букв и изучение новых: т, л, н, ы, р. Соотнесение звуков с соответствующими буквами, определение местонахождения их в словах (в начале или в конце). Образование открытых и закрытых двух звуковых слогов из вновь изученных звуков, чтение этих слогов протяжно и слитно. Составление, чтение и запись слов из двух усвоенных слоговых структур (ма-ма, мы-ла). Усвоение рукописного начертания изучаемых строчных букв и прописных: ш, л, а, х, н. р. Списывание с классной доски прочитанных и разобранных слов, состоящих из двух слогов. Письмо под диктовку букв, слогов после предварительного звукобуквенного анализа. 3-й этап. Повторение пройденных звуков и букв, изучение новых: к, п, и, з, в, ж, б, г, д, й, ь, т. Подбор слов с заданным звуком и определение его нахождения в словах (в начале, в середине, в конце). Образование, чтение и запись открытых и закрытых слогов с твердыми и мягкими согласными в начале слога (по, ли, лук, вил). Усвоение рукописного начертания изучаемых строчных букв и прописных: у, п, т, к, в, г, з, ж, и, б, д. Списывание с классной доски и с букваря (рукописный шрифт), слов, состоящих из усвоенных слоговых структур, предложений из двух слов. Большая буква в начале предложения, точка в конце предложения. Письмо хорошо знакомых слов под диктовку после анализа их звукового состава. 4-й этап. Повторение пройденных звуков и букв, изучение новых: е, я, ю, ц, ч, щ, ф, э, ъ. Практическое различение при чтении и письме гласных и согласных; согласных звонких и глухих (в сильной позиции); твердых и мягких. Усвоение рукописного начертания изучаемых строчных букв и прописных: е, я, ю, ц, ч, щ, ф, э. Списывание с классной доски и с букваря (рукописный и печатный текст) слов, состоящих из усвоенных слоговых структур, и предложений из трех-четырех слов. Прописная буква в именах людей (практическое ознакомление). Письмо под диктовку слов и предложений из двух-трех слов с предварительным анализом. Самостоятельное составление из букв разрезной азбуки слов из трех-четырех букв с последующей записью. Вставка пропущенной буквы в словах при списывании с доски. Повторение изученного материала за год Учебно-методическое и материально техническое обеспечение Учебники А.К.Аксёнова, С.В.Комарова, М.И.Шишкова. Букварь, 1 класс. В 2 частях Москва, «Просвещение», 2017 Аксёнова А.К.. Букварь. 1 класс. - М.: Просвещение, 2017 Методические пособия для учителя -Адаптированная основная образовательная программа общего образования, разработанная на основе ФГОС для обучающихся с УО. -Программа специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией И. М. Бгажноковой.– М.: «Просвещение», 2013 г -Аксенова, А.К. Дидактические игры на уроках русского языка в 1-4 классах вспомогательной школы: Кн. для учителя/ А.К.Аксёнова, Э.В.Якубовская.- М.: Просвещение, 1991. -Аксенова, А.К. Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе: Учеб.для студентов дефектол. фак. педвузов. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. -Аксёнова А.К., Комарова С. В., Шишкова М. И. Обучение грамоте. 1 класс. Методические рекомендации. - М.:«Просвещение», 2009 -Якубовская Э.В., Комарова С.В.. Методическое руководство к учебно-наглядному пособию «Ступеньки к грамоте – Пропедевтика обучения чтению и письму» Методические материалы для обучающихся -Пропись 1 кл./ А.К. Аксенова, С.В. Комарова В.В.- М.: Просвещение, 2017 -Прописи по обучению грамоте в 2 частях. Обеспечение кабинета -Компьютер. -Карточки с изображением различных предметов и игрушек. -Наборы белого и цветного мела, цветных карандашей, фломастеров, маркеров, цветных красок. -Настенная доска для рисования мелом. -Комплекты для обучения грамоте (наборное полотно, разрезная азбука (общеклассная и индивидуальная, образцы начертания рукописных букв, дидактическая азбука). Тематическое планирование Название раздела, темы урока Добукварный период Выявление знаний и умений обучающихся. Рисование и обводка по трафарету. Раскрашивание. Знакомство с более распространёнными цветами. Различение полосок бумаги по цвету и расположению. Обведение по шаблону, закрашивание «овощи», «фрукты». Воспроизведение комбинаций из цветных полосок бумаги. Рисование и обводка по трафарету. Воспроизведение комбинаций из прямых линий путём подбора их дубликатов из палочек. Рисование и обводка по трафарету геометрических фигур. Конструирование знакомых предметов (лесенка, скамейка, оконная рама из палочек). Количество часов 1 ч. 2 ч. 1 ч. 2 ч. 2 ч. 1 ч. Рисование мелом на доске и карандашом на нелинованной бумаге прямых линий в вертикальном, горизонтальном и наклонном направлениях. 1 ч. Обведение по трафарету и закрашивание геометрических фигур. Письмо прямых палочек. Письмо наклонных палочек. Письмо прямой палочки с закруглением вверху и внизу. Письмо элементов букв (палочек с закруглением внизу). Написание полуовала. Письмо полуовала и овала. Написание элементов и буквы А. Письмо наклонных палочек с закруглением вверху. Письмо двух наклонных палочек с закруглением внизу. Письмо трёх палочек с закруглением внизу. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 2 ч. Написание элементов буквы а (овала, палочки с закруглением внизу). Написание элементов буквы у. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. Букварный период Буква А. Знакомство со строчной и прописной буквой -а- и упражнение в её написании. Буква У. Знакомство со строчной и прописной буквой -у- и упражнение в её написании. 1 ч. Буква М. Знакомство со строчной буквой -м- и упражнение в её написании. 1 ч. Буква М. Знакомство прописной буквой -М- и упражнение в её написании. 1 ч. Буква О,о. Знакомство со строчной и прописной буквой О,о. Правила соединения букв. Буква X. Знакомство со строчной буквой х. Упражнение в её написании. Слоги Ах,Ох,Ух. Буква X. Знакомство с прописной буквой X. Упражнение в её написании. Слоги Ха,Хо,Ху. Буква С. Знакомство со строчной и прописной буквой -С. с- и упражнение в её написании. Буква Н. Знакомство со строчной буквой -н- и упражнение в её написании. 1 ч. Буква Н. Знакомство со прописной буквой -Н- и упражнение в её написании 1 ч. Упражнение в написании прописной буквой -Н-, слогов и слов с изученными буквами. Буква ы. Знакомство со строчной буквой -ы- и упражнение в её написании. 1 ч. Упражнение в написании буквы -ы-, слогов и слов с изученными буквами. 1 ч. Буква Л. Знакомство со строчной буквой -л- и упражнение в её написании. 1 ч. Буква Л. Знакомство с прописной буквой -Л- и упражнение в её написании. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. Буква В. Знакомство со строчной буквой -в- и упражнение в её написании. Слоги и слова с букой в. Упражнение в написании слогов и слов с буквой В,в. Предложения. 1 ч. Буква И. Знакомство со строчной буквой - и - и упражнение в её написании. Буква И. Знакомство с прописной буквой -И-. Правила соединения букв. 1 ч. 1 ч. Буквы Ы-И. Различение слогов и слов с буквами ы - и. 1 ч. Буква Ш. Знакомство со строчной буквой ш. Правила соединения букв. 1 ч. Буква Ш. Знакомство с прописной буквой - Ш - и упражнение в её написании. Различение слогов и слов с буквами Ш -С. Сравнительный звукобуквенный анализ и написание слогов и слов. Буква П. Знакомство со строчной буквой -п- и упражнение в её написании. Буква П. Знакомство с прописной буквой -П- и упражнение в её написании. 1 ч. 1 ч. 1 ч. Буква Т. Знакомство со строчной буквой -т- и упражнение в её написании. Буква Т. Знакомство с прописной буквой - Т - и упражнение в её написании. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. Буква К. Знакомство со строчной буквой -к- и упражнение в её написании. Буква К. Знакомство с прописной буквой -К- и упражнение в её написании. 1 ч. 1 ч. Буква З. Знакомство со строчной буквой з. Правила соединения букв. 1 ч. Буква З. Знакомство с прописной буквой -З- и упражнение в её написании. 1 ч. Различение слогов и слов с буквами З - С. Сравнительный звукобуквенный анализ и написание слогов и слов. Буква Р. Знакомство со строчной буквой -р- и упражнение в её написании. Слоги и слова с букой р. Буква Р. Знакомство с прописной буквой -Р- и упражнение в её написании. Слоги и слова с буквой Р. Упражнение в написании слогов и слов с буквой Р, р. Предложения. Буква Й. Знакомство со строчной буквой - й - и упражнение в её написании. Буква Й. Знакомство с прописной буквой -Й - и упражнение в её написании. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. Различение слогов и слов с буквами и - й. Сравнительный звукобуквенный анализ и написание слогов и слов. 1 ч. Буква Ж. Знакомство со строчной буквой Ж. Правила соединения букв. Буква Ж. Знакомство с прописной буквой - ж - и упражнение в её написании. Различение слогов и слов с буквами Ж-Ш. Сравнительный звукобуквенный анализ и написание слогов и слов. Упражнение в написании слогов и слов с изученными буквами. Жи - Ши . Буква Б. Знакомство со строчной буквой -б- и упражнение в её написании. Буква Б. Знакомство с прописной буквой -Б- и упражнение в её написании 1 ч. 1 ч. Упражнение в написании слогов и слов с буквами Б-П. Сравнительный звукобуквенный анализ слогов и слов. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. Буква Д. Знакомство со строчной буквой -д- и упражнение в её написании. 1 ч. Буква Д. Знакомство с прописной буквой - Д - и упражнение в её написании. 1 ч. Упражнение в написании изученных букв. Слоги и слова с буквой -д-. Буква Г. Знакомство со строчной буквой -г- и упражнение в её написании. Буква Г. Знакомство с прописной буквой - Г - и упражнение в её написании. Различение слогов и слов с буквами г-к. Сравнительный звуко-буквенный анализ слогов и слов. Буква ь. Знакомство с буквой -ь- и упражнение в её написании. Буква Е. Знакомство со строчной буквой -е- и упражнение в её написании. Буква Е. Знакомство с прописной буквой - Е - и упражнение в её написании. Буква Я. Знакомство со строчной буквой -я- и упражнение в её написании. Буква Я. Знакомство с прописной буквой - Я - и упражнение в её написании. Различение слогов и слов с буквами а-я. Сравнительный звуко-буквенный анализ слогов и слов. Буква Ю. Знакомство со строчной буквой -ю- и упражнение в её написании. Буква Ю. Знакомство с прописной буквой -Ю- и упражнение в её написании. Буква Ё. Знакомство со строчной буквой -ё- и упражнение в её написании. Буква Ё. Знакомство с прописной буквой -Ё- и упражнение в её написании. Буква Г. Знакомство со строчной буквой -г- и упражнение в её написании. Буква Г. Знакомство с прописной буквой -Г- и упражнение в её написании. Различение слогов и слов с буквами г-к. Сравнительный звуко-буквенный анализ слогов и слов. Буква Ч. Знакомство со строчной буквой -ч- и упражнение в её написании. Буква Ч. Знакомство с прописной буквой -Ч- и упражнение в её написании. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. Буква Ф. Знакомство со строчной буквой -ф- и упражнение в её написании. Буква Ф. Знакомство с прописной буквой -Ф- и упражнение в её написании. Различение слогов и слов с буквами в-ф. Сравнительный звуко-буквенный анализ слогов и слов. Буква Ц. Знакомство со строчной буквой -ц- и упражнение в её написании. Буква Ц. Знакомство с прописной буквой -Ц- и упражнение в её написании. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. Буква Э. Знакомство со строчной буквой -э- и упражнение в её написании. Буква Э. Знакомство с прописной буквой -Э- и упражнение в её написании. 1 ч. 1 ч. Буква Щ. Знакомство со строчной буквой -щ- и упражнение в её написании. Буква Щ. Знакомство с прописной буквой -Щ- и упражнение в её написании. 1 ч. 1 ч. Сравнительный звукобуквенный анализ слогов ча-ща, чу-щу. Буква ь. Знакомство с буквой -ь- и упражнение в её написании. 1 ч. 1 ч. 99 ч. Итого: