Речевая практика 1 класс (НОО 1 вариант)

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области

«Камышловский гуманитарно-технологический техникум»
структурное подразделение
школа-интернат, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы

Рабочая программа
учебного курса «Речевая практика»
для обучающихся 1 класса
(АООП НОО 1 вариант)

Пояснительная записка
Программа по предмету
«Речевая практика» составлена в соответствии с
Федеральным
государственным
образовательным
стандартом
образования
обучающихся с умственной отсталостью, адаптированной основной образовательной
программой образования для обучающихся с умственной отсталостью и реализуется
для обучающихся с умственной отсталостью 1 класса.
Владение устной речью (в том числе и разговорной) – важнейшее умение, которое
спонтанно формируется в детстве и помогает человеку жить в мире людей. К
сожалению, есть дети, для которых знакомиться, благодарить, спрашивать, просить,
отвечать отказом на просьбу оказывается весьма сложным. Эти и многие другие
действия, сопряжённые с речевым общением, часто становятся для них невозможными
без специального обучения. Предусмотрена возможность проведения специальных
занятий по устной речи. Данная программа рассчитана на детей, обучающихся по
программе для детей с умственной отсталостью 1 класса.
Цель: Развитие речевой коммуникации, как способности использовать вербальные и
невербальные средства для осуществления общения с окружающими людьми в
различных ситуациях.
Задачи обучения:
- учить понимать и чётко выполнять речевые инструкции, взаимодействовать друг с
другом в ходе выполнения заданий, обращаться друг к другу и адекватно отвечать на
вопрос или просьбу, участвовать в мини-диалогах, которые знакомы им по бытовым
ситуациям;
- создавать условия для развития интонационной выразительности речи детей,
совершенствования их лексики, грамматического строя речи;
- формировать простейшие умения в части построения связного монологического
высказывания.
Общая характеристика учебного предмета
В соответствии с целями и задачами специального образования обучение детей с
умственной отсталостью имеет практическую направленность. Предмет позволяет
формировать социально значимые умения. Речь в социальном аспекте является
средством общения, позволяющим налаживать деловые и межличностные контакты.
Аудирование и понимание речи
Выполнение простых и составных устных инструкций учителя, словесный отчет о
выполненных действиях. Прослушивание и выполнение инструкций, записанных на
аудионосители. Чтение и выполнение словесных инструкций, предъявленных в
письменном виде.
Соотнесение речи и изображения (выбор картинки, соответствующей слову,
предложению).
Повторение и воспроизведение по подобию, по памяти отдельных слогов, слов,
предложений.
Слушание небольших литературных произведений в изложении педагога и с аудионосителей. Ответы на вопросы по прослушанному тексту, пересказ.

Дикция и выразительность речи
Развитие артикуляционной моторики. Формирование правильного речевого дыхания.
Практическое использование силы голоса, тона, темпа речи в речевых ситуациях.
Использование мимики и жестов в общении.
Общение и его значение в жизни
Речевое и неречевое общение. Правила речевого общения. Письменное общение
(афиши, реклама, письма, открытки и др.). Условные знаки в общении людей.
Общение на расстоянии. Кино, телевидение, радио». Виртуальное
общение. Общение в социальных сетях. Влияние речи на мысли,
чувства, поступки людей.
Организация речевого общения
Базовые формулы речевого общения
Обращение, привлечение внимания. «Ты» и «Вы», обращение по имени и отчеству,
по фамилии, обращение к знакомым взрослым и ровесникам. Грубое обращение,
нежелательное обращение (по фамилии).Ласковые обращения. Грубые и негрубые
обращения. Бытовые (неофициальные) обращения к сверстникам, в семье. Именные,
бытовые, ласковые обращения. Функциональные обращения (к продавцу, к сотруднику
полиции и др.). Специфика половозрастных обращений (дедушка, бабушка, тетенька,
девушка, мужчина и др.). Вступление в речевой контакт с незнакомым человеком без
обращения («Скажите, пожалуйста…»). Обращение в письме, в поздравительной
открытке.
Знакомство, представление, приветствие. Формулы «Давай познакомимся», «Меня
зовут…», «Меня зовут…, а тебя?». Формулы «Это …», «Познакомься пожалуйста,
это…». Ответные реплики на приглашение познакомиться («Очень приятно!», «Рад
познакомиться!»).
Приветствие и прощание. Употребление различных формул приветствия и прощания
в зависимости от адресата (взрослый или сверстник).
Формулы
«здравствуй»,
«здравствуйте», «до свидания». Развертывание формул с помощью
обращения по имени и отчеству. Жесты приветствия и прощания. Этикетные правила
приветствия: замедлить шаг или остановиться, посмотреть в глаза человеку.
Формулы «Доброе
утро», «Добрый день»,
«Добрый вечер»,
«Спокойной ночи». Неофициальные разговорные формулы «привет», «салют»,
«счастливо», «пока». Грубые (фамильярные) формулы «здорово», «бывай», «чао» и др.
(в зависимости от условий школы).Недопустимость дублирования
этикетных
формул, использованных
невоспитанными взрослыми. Развертывание формул с
помощью обращений.
Формулы, сопровождающие ситуации приветствия и прощания «Как дела?», «Как
живешь?», «До завтра», «Всего хорошего» и др. Просьбы при прощании «Приходи (те)
еще», «Заходи(те», «Звони(те)».
Приглашение, предложение. Приглашение домой. Правила поведения в гостях.
Поздравление, пожелание. Формулы «Поздравляю с …», «Поздравляю с праздником
…» и их развертывание с помощью обращения по имени и отчеству.
Пожелания близким и малознакомым людям, сверстникам и старшим. Различия
пожеланий в связи с разными праздниками. Формулы «Желаю тебе …», «Желаю Вам
…», «Я хочу пожелать …». Неречевые средства: улыбка, взгляд, доброжелательность
тона.
Поздравительные открытки.

Формулы, сопровождающие вручение подарка «Это Вам (тебе)», «Я хочу подарить
тебе …» и др. Этикетные и эмоциональные реакции на поздравления и подарки.
Одобрение, комплимент. Формулы «Мне очень нравится твой …», «Как хорошо ты
…», «Как красиво!» и др.
Телефонный разговор. Формулы обращения, привлечения внимания в телефонном
разговоре. Значение сигналов телефонной связи (гудки, обращения автоответчика
сотовой связи). Выражение просьбы позвать к телефону («Позовите, пожалуйста …»,
«Попросите, пожалуйста…», «Можно попросить (позвать)…»). Распространение этих
формул с помощью приветствия. Ответные реплики адресата «алло», «да», «Я
слушаю».
Просьба, совет. Обращение с просьбой к учителю, соседу по парте на уроке или на
перемене. Обращение с просьбой к незнакомому человеку. Обращение с просьбой к
сверстнику, к близким людям.
Развертывание просьбы с помощью мотивировки. Формулы «Пожалуйста, …»,
«Можно …, пожалуйста!», «Разрешите….», «Можно мне …», «Можно я …».
Мотивировка отказа. Формулы «Извините, но …».
Благодарность. Формулы «спасибо», «большое спасибо», «пожалуйста».
Благодарность за поздравления и подарки («Спасибо … имя»), благодарность как
ответная реакция на выполнение просьбы. Мотивировка благодарности. Формулы
«Очень приятно», «Я очень рада» и др. как мотивировка благодарности. Ответные
реплики на поздравление, пожелание («Спасибо за поздравление», «Я тоже
поздравляю тебя (Вас)».«Спасибо, и тебя (Вас) поздравляю»).
Замечание, извинение. Формулы «извините пожалуйста» с обращением и без него.
Правильная реакция на замечания. Мотивировка извинения («Я нечаянно», «Я не
хотел» и др.). Использование форм обращения при извинении.
Извинение перед старшим, ровесником. Обращение и мотивировка при извинении.
Сочувствие,
утешение. Сочувствие заболевшему
сверстнику,
взрослому.
Слова поддержки, утешения.
Одобрение, комплимент. Одобрение как реакция на поздравления, подарки:
«Молодец!», «Умница!», «Как красиво!»
Примерные темы речевых ситуаций
«Я – дома» (общение с близкими людьми, приём гостей)
«Я и мои товарищи» (игры и общение со сверстниками, общение в школе, в секции, в
творческой студии)
«Я за порогом дома» (покупка, поездка в транспорте, обращение за помощью (в т.ч. в
экстренной ситуации), поведение в общественных местах (кино, кафе и др.)
«Я в мире природы» (общение с животными, поведение в парке, в лесу)
Темы речевых ситуаций формулируются исходя из уровня развития
коммуникативных и речевых умений обучающихся и социальной ситуации их жизни.
Например, в рамках лексической темы «Я за порогом дома» для отработки этикетных
форм знакомства на уроках могут быть организованы речевые ситуации «Давайте
познакомимся!», «Знакомство во дворе», «Знакомство в гостях».
Особенности преподавания предмета в первом классе
Все дети с низким уровнем подготовленности к обучению. У обучающихся

наблюдаются дефекты звукопроизношения, как отдельных звуков, так и нескольких
групп. Уровень общего и речевого развития, а так же созревание психофизических
функций у обучающихся индивидуален. Разный уровень развития фонематического и
речевого слуха, правильного звукопроизношения, мыслительных операций: анализа и
синтеза, памяти, внимания, восприятия. Все обучающиеся имеют системное
недоразвитие речи. Кроме этого у всех обучающихся имеется нарушение
звукопроизношения. Исходя из вышеперечисленных положений, программный
материал по предмету для данной категории детей направлен на преодоление проблем,
возникших в результате нарушенного развития обучающихся. Поэтому уроки
планируются с учетом работы по развитию речи в трех направлениях:
 структурное (формирование разных структурных уровней системы языка:
фонетического, лексического, грамматического);
 функциональное формирование навыка владения языком в его коммуникативной
функции – развитие связной речи, речевого общения)
 когнитивное (формирование способности к элементарному осознанию языковых
и речевых явлений).
Учитывая специфику познавательной деятельности обучающихся с умственной
отсталостью 1 класса на уроках применяется система заданий и упражнений,
направленных на:
 воспитание звуковой культуры речи;
 развитие лексической стороны речи;
 формирование грамматического строя речи;
 развитие связной речи.
Тематика уроков направлена на обогащение и уточнение словаря.
Участие в беседе. Развитие вопросно-ответной, диалогической речи, связного
высказывания.
Место учебного предмета в учебном плане
Предмет «Речевая практика» входит в обязательную часть учебного плана раздела
«Язык и речевая культура».
Количество часов: 2 часа в неделю; 66 часов в учебный год.
Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета
«Речевая практика»
Личностные результаты
-осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою
Родину;
-формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре
других народов;
-развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно
необходимом жизнеобеспечении;
-овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире;
-овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;

-владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального
взаимодействия;
-способность к осмыслению социального окружения, своего места в нём, принятие
соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
-принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие
социально значимых мотивов учебной деятельности;
-развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных
ситуациях;
-развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
-формирование готовности к самостоятельной жизни.
Предметные результаты
Минимальный уровень:
-формулировка просьб и желаний с использованием этикетных слов и выражений;
-участие в ролевых играх в соответствии с речевыми возможностями;
-восприятие на слух сказок и рассказов;
-ответы на вопросы учителя по их содержанию с опорой на иллюстративный материал;
-выразительное произнесение чистоговорок, коротких стихотворений с опорой на
образец чтения учителя;
-участие в беседах на темы, близкие личному опыту ребенка;
-ответы на вопросы учителя по содержанию прослушанных и/или просмотренных
радио- и телепередач.
Достаточный уровень:
-понимание содержания небольших по объему сказок, рассказов и стихотворений;
ответы на вопросы;
-понимание содержания детских сказок, ответы на вопросы учителя;
-активное участие в диалогах по темам речевых ситуаций;
-высказывание своих просьб и желаний; выполнение речевых действий (приветствия,
прощания, извинения), используя соответствующие этикетные слова и выражения.
Основное содержание
Аудирование
Выполнение одночленных и двучленных инструкций учителя: «Сядь за парту и
достань книгу», «Возьми тетради и раздай их»
Слушание, запоминание и отчетливое воспроизведение ряда слоговых комплексов (2-3
слога), близких по звучанию и данных в рифмованной форме: Жа-жа-жа – есть иголки
у ежа. Ша-ша-ша – мам моет малыша.
Выбор из двух близких по содержанию картинок той, которая соответствует
услышанному предложению: Шура вытирает пыль. И т.д.
Слушание сказок и рассказов в устном изложении учителя, выбор учащимися
картинок по мере изложения текста.
Дикция и выразительность речи

Игры и упражнения на подвижность и четкость движений органов артикуляционного
аппарата. Заучивание чистоговорок с голоса учителя, четкое и выразительное их
произношение.
Упражнения на развитие речевого дыхания. Перечисление (2-3) предметов на одном
выдохе с указанием на эти предметы. Произношение небольших стихотворений в
сопровождении движений.
Различение тихой и громкой речи в игре.
Быстрое и медленное произнесение ряда звуков, слогов и слов. Упражнение на
изменение темпа речи (медленно спрашивает, быстро отвечает).
Вопросительная и восклицательная интонация в стихотворениях, разучиваемая с
голоса учителя (по подражанию).
Выражение лица: веселое, сердитое, грустное, удивленное. Соотнесение
соответствующего выражения лица с символическим рисунком.
Подготовка речевой ситуации и организация высказывания
Лексические темы: «Школьная жизнь», «Игры и игрушки», «Играем в сказку»
Рассматривание атрибутов к ролевой игре и распределение ролей. Использование
новых слов и предложений в ролевой игре.
Внятное выражение просьбы и желания, обращенных к учителю или товарищу.
Коллективное составление рассказа по теме речевой ситуации с одновременным
использованием картинно-символической схемы к каждому предложению, мелового
рисунка на доске, макетного тетра.
Культура общения
Обращение, привлечение внимания. «Ты» и «Вы», обращение по имени и отчеству,
по фамилии, обращение к знакомым
взрослым и ровесникам.
Приветствие и прощание в школе и дома. Употребление различных формул
приветствия и прощания в зависимости от адресата
(взрослый или сверстник).Употребление слов здравствуйте, доброе утро, добрый
день, добрый вечер, до свидания. Пока.
Употребление вежливых слов пожалуйста, спасибо в соответствии с речевой
ситуацией.
Повышение эффективности усвоения учебного содержания требует организации
большого количества упражнений, практических работ, игр, экскурсий для
ознакомления и накопления опыта первичного взаимодействия.
К формам обучения: относится урок, экскурсии, практические работы.
Ведущей формой работы учителя с обучающимися на уроке является фронтальная
работа при осуществлении дифференцированного и индивидуального подхода.
К методам обучения: беседа, рассказ, демонстрация и показ наглядных пособий.
Приёмы обучения: демонстрация; наблюдение, беседа, работа с учебником,
самостоятельная и практическая работа.

Для эффективного обучения проводится систематическое изучение динамики
развития базовых универсальных действий: индивидуального и фронтального опроса,
практических работ.
Обучение проводится без балльного оценивания знаний обучающихся и домашних
заданий.
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
Учебники
- Комарова С.В. Речевая практика: учебник для 1 класса / Комарова С.В. - М. :
Просвещение, 2017.Комарова С.В. Устная речь: учебник для 1 класса / Комарова С.В. М. : Просвещение, 2016г.
Методические пособия для учителя
- 1.Программа специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII
вида под редакцией И. М. Бгажноковой.– М.: «Просвещение», 2013 г
2. Васильева Н.Н. Развивающие игры для дошкольников/ Ярославль: Академия
развития, 2001.
3.Земцова О.Н. Что нас окружает. Познаем мир. Занимательный материал по развитию
речи детей младшего школьного возраста. – М.: ЗАО Компания «Махаон», 2006.
4..Лёвушкина О.Н. Словарная работа в начальных классах/М.: Владос, 2003
5.Новоторцева Н.В. Развитие речи детей/ Ярославль: Академия развития, 1996.
6.Тарабарина Т.И. Детям о времени/ Ярославль: Академия развития, 1996.
7.Обучение учащихся I – IV классов вспомогательной школы: Пособие для учителей/
Под ред. В.Г.Петровой. – М: Просвещение, 1992.
8. Ткачева. Т.А. «Дети 6-7 лет с ограниченными возможностями».- М.: «Гном», 2011 г.
УМК для обучающихся - Рабочая тетрадь (авторы С.В.Комарова, Т.М.Головкина,
С.В.Саакян) 2017г
С.В. Комарова, Т.М. Головкина, С.В. Саакян «Устная речь» (рабочая тетрадь).- М.:
«Просвещение», 2014 г.
Обеспечение кабинета
1.Мебель, соответствующая возрастным, ростовым особенностям обучающихся.
2.Компьютер.
3. Наборы игрушек: плоскостные игрушки, настольные игры в соответствии с
изучаемыми темами; тематические раскраски, тематический сменный стенд
«Календарь природы и труда».

Тематическое планирование
Название раздела, темы урока

Количество часов

Школьная жизнь
Давайте познакомимся.
Давайте познакомимся. Кто нас учит?
Кто нас лечит и кормит.

1 ч.
1 ч.
1 ч.

Экскурсия в спортивный зал.
Отгадай, что в моём ранце?

1 ч.
1 ч.
Я и мои товарищи

Экскурсия. Это школьный двор.
Знакомство во дворе.
Играем во дворе.
Давайте расскажем историю.

1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
Я за порогом дома

Дорога домой.
Давайте расскажем историю.
Ролевая игра «Разговор по телефону».
Играем в сказку
Теремок.
Играем в сказку.
Я за порогом дома
Знакомство в гостях.
Покупка школьных принадлежностей.
Ролевая игра «Магазин «Школьник».
Игры и игрушки
В магазине игрушек.
Моя любимая игрушка.
Ролевая игра «Ночь в магазине игрушек».
Школьная жизнь
Готовимся к празднику.
Ёлочная игрушка.
Моделирование возможных диалогов при подготовке к празднику.
Игры и игрушки
Новогодние чудеса.
Составление рассказа «Новогодние подарки».
Давайте расскажем историю о новогодних чудесах.
Игры под музыку к Новому году.
Зимние забавы детей.
Новый год. Ёлка.
Я и мои товарищи

1 ч.
1 ч.
1 ч.

Беседа на тему «Что мне запомнилось на Новогоднем празднике?
Зима и её особенности.
Зимняя одежда для прогулки.
Зимняя прогулка.
Составление рассказа «Мы ходили кататься на горку».
Мои товарищи в классе.
Как мы общаемся.

1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.

2 ч.
1 ч.
3 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.

Мне нужна помощь.

1 ч.
Я дома

Я дома.
Помощники.
Составление рассказа «Граница Родины на замке» по серии
сюжетных картинок.
Мамин праздник.
Подарок маме.
Составление описательного рассказа о маме по собственному
рисунку.
Я за порогом дома
Транспорт.
Прогулка в автобусе.
Я пешеход.
Я дома
Помощники.
Наша помощь в семье.
Вежливое общение.
Мой адрес.
Спокойной ночи.
Спокойной ночи. Составление предложений пожеланий перед сном
с опорой на условно – графическую схему.
Составление рассказа «Как я ложусь спать».
Доброе утро.
Доброе утро. Игра «Живые загадки».
Как начинается твоё утро?
Я в мире природы
Мир природы.
Кто как живёт.
Составление рассказа по сюжетной картинке «В живом уголке».
Составление рассказа «Заяц и морковка» по серии сюжетных
картин.
Сказка «Колосок».
Откуда хлеб пришёл?
Итоговое занятие.
Итого:

1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
66 ч.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».