РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ Министерство образования и молодежной политики Свердловской области Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области «Камышловский гуманитарно-технологический техникум» структурное подразделение школа-интернат, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы Рабочая программа учебного курса «Речевая практика» для обучающихся 1 класса (АООП НОО 1 вариант) Пояснительная записка Программа по предмету «Речевая практика» составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью, адаптированной основной образовательной программой образования для обучающихся с умственной отсталостью и реализуется для обучающихся с умственной отсталостью 1 класса. Владение устной речью (в том числе и разговорной) – важнейшее умение, которое спонтанно формируется в детстве и помогает человеку жить в мире людей. К сожалению, есть дети, для которых знакомиться, благодарить, спрашивать, просить, отвечать отказом на просьбу оказывается весьма сложным. Эти и многие другие действия, сопряжённые с речевым общением, часто становятся для них невозможными без специального обучения. Предусмотрена возможность проведения специальных занятий по устной речи. Данная программа рассчитана на детей, обучающихся по программе для детей с умственной отсталостью 1 класса. Цель: Развитие речевой коммуникации, как способности использовать вербальные и невербальные средства для осуществления общения с окружающими людьми в различных ситуациях. Задачи обучения: - учить понимать и чётко выполнять речевые инструкции, взаимодействовать друг с другом в ходе выполнения заданий, обращаться друг к другу и адекватно отвечать на вопрос или просьбу, участвовать в мини-диалогах, которые знакомы им по бытовым ситуациям; - создавать условия для развития интонационной выразительности речи детей, совершенствования их лексики, грамматического строя речи; - формировать простейшие умения в части построения связного монологического высказывания. Общая характеристика учебного предмета В соответствии с целями и задачами специального образования обучение детей с умственной отсталостью имеет практическую направленность. Предмет позволяет формировать социально значимые умения. Речь в социальном аспекте является средством общения, позволяющим налаживать деловые и межличностные контакты. Аудирование и понимание речи Выполнение простых и составных устных инструкций учителя, словесный отчет о выполненных действиях. Прослушивание и выполнение инструкций, записанных на аудионосители. Чтение и выполнение словесных инструкций, предъявленных в письменном виде. Соотнесение речи и изображения (выбор картинки, соответствующей слову, предложению). Повторение и воспроизведение по подобию, по памяти отдельных слогов, слов, предложений. Слушание небольших литературных произведений в изложении педагога и с аудионосителей. Ответы на вопросы по прослушанному тексту, пересказ. Дикция и выразительность речи Развитие артикуляционной моторики. Формирование правильного речевого дыхания. Практическое использование силы голоса, тона, темпа речи в речевых ситуациях. Использование мимики и жестов в общении. Общение и его значение в жизни Речевое и неречевое общение. Правила речевого общения. Письменное общение (афиши, реклама, письма, открытки и др.). Условные знаки в общении людей. Общение на расстоянии. Кино, телевидение, радио». Виртуальное общение. Общение в социальных сетях. Влияние речи на мысли, чувства, поступки людей. Организация речевого общения Базовые формулы речевого общения Обращение, привлечение внимания. «Ты» и «Вы», обращение по имени и отчеству, по фамилии, обращение к знакомым взрослым и ровесникам. Грубое обращение, нежелательное обращение (по фамилии).Ласковые обращения. Грубые и негрубые обращения. Бытовые (неофициальные) обращения к сверстникам, в семье. Именные, бытовые, ласковые обращения. Функциональные обращения (к продавцу, к сотруднику полиции и др.). Специфика половозрастных обращений (дедушка, бабушка, тетенька, девушка, мужчина и др.). Вступление в речевой контакт с незнакомым человеком без обращения («Скажите, пожалуйста…»). Обращение в письме, в поздравительной открытке. Знакомство, представление, приветствие. Формулы «Давай познакомимся», «Меня зовут…», «Меня зовут…, а тебя?». Формулы «Это …», «Познакомься пожалуйста, это…». Ответные реплики на приглашение познакомиться («Очень приятно!», «Рад познакомиться!»). Приветствие и прощание. Употребление различных формул приветствия и прощания в зависимости от адресата (взрослый или сверстник). Формулы «здравствуй», «здравствуйте», «до свидания». Развертывание формул с помощью обращения по имени и отчеству. Жесты приветствия и прощания. Этикетные правила приветствия: замедлить шаг или остановиться, посмотреть в глаза человеку. Формулы «Доброе утро», «Добрый день», «Добрый вечер», «Спокойной ночи». Неофициальные разговорные формулы «привет», «салют», «счастливо», «пока». Грубые (фамильярные) формулы «здорово», «бывай», «чао» и др. (в зависимости от условий школы).Недопустимость дублирования этикетных формул, использованных невоспитанными взрослыми. Развертывание формул с помощью обращений. Формулы, сопровождающие ситуации приветствия и прощания «Как дела?», «Как живешь?», «До завтра», «Всего хорошего» и др. Просьбы при прощании «Приходи (те) еще», «Заходи(те», «Звони(те)». Приглашение, предложение. Приглашение домой. Правила поведения в гостях. Поздравление, пожелание. Формулы «Поздравляю с …», «Поздравляю с праздником …» и их развертывание с помощью обращения по имени и отчеству. Пожелания близким и малознакомым людям, сверстникам и старшим. Различия пожеланий в связи с разными праздниками. Формулы «Желаю тебе …», «Желаю Вам …», «Я хочу пожелать …». Неречевые средства: улыбка, взгляд, доброжелательность тона. Поздравительные открытки. Формулы, сопровождающие вручение подарка «Это Вам (тебе)», «Я хочу подарить тебе …» и др. Этикетные и эмоциональные реакции на поздравления и подарки. Одобрение, комплимент. Формулы «Мне очень нравится твой …», «Как хорошо ты …», «Как красиво!» и др. Телефонный разговор. Формулы обращения, привлечения внимания в телефонном разговоре. Значение сигналов телефонной связи (гудки, обращения автоответчика сотовой связи). Выражение просьбы позвать к телефону («Позовите, пожалуйста …», «Попросите, пожалуйста…», «Можно попросить (позвать)…»). Распространение этих формул с помощью приветствия. Ответные реплики адресата «алло», «да», «Я слушаю». Просьба, совет. Обращение с просьбой к учителю, соседу по парте на уроке или на перемене. Обращение с просьбой к незнакомому человеку. Обращение с просьбой к сверстнику, к близким людям. Развертывание просьбы с помощью мотивировки. Формулы «Пожалуйста, …», «Можно …, пожалуйста!», «Разрешите….», «Можно мне …», «Можно я …». Мотивировка отказа. Формулы «Извините, но …». Благодарность. Формулы «спасибо», «большое спасибо», «пожалуйста». Благодарность за поздравления и подарки («Спасибо … имя»), благодарность как ответная реакция на выполнение просьбы. Мотивировка благодарности. Формулы «Очень приятно», «Я очень рада» и др. как мотивировка благодарности. Ответные реплики на поздравление, пожелание («Спасибо за поздравление», «Я тоже поздравляю тебя (Вас)».«Спасибо, и тебя (Вас) поздравляю»). Замечание, извинение. Формулы «извините пожалуйста» с обращением и без него. Правильная реакция на замечания. Мотивировка извинения («Я нечаянно», «Я не хотел» и др.). Использование форм обращения при извинении. Извинение перед старшим, ровесником. Обращение и мотивировка при извинении. Сочувствие, утешение. Сочувствие заболевшему сверстнику, взрослому. Слова поддержки, утешения. Одобрение, комплимент. Одобрение как реакция на поздравления, подарки: «Молодец!», «Умница!», «Как красиво!» Примерные темы речевых ситуаций «Я – дома» (общение с близкими людьми, приём гостей) «Я и мои товарищи» (игры и общение со сверстниками, общение в школе, в секции, в творческой студии) «Я за порогом дома» (покупка, поездка в транспорте, обращение за помощью (в т.ч. в экстренной ситуации), поведение в общественных местах (кино, кафе и др.) «Я в мире природы» (общение с животными, поведение в парке, в лесу) Темы речевых ситуаций формулируются исходя из уровня развития коммуникативных и речевых умений обучающихся и социальной ситуации их жизни. Например, в рамках лексической темы «Я за порогом дома» для отработки этикетных форм знакомства на уроках могут быть организованы речевые ситуации «Давайте познакомимся!», «Знакомство во дворе», «Знакомство в гостях». Особенности преподавания предмета в первом классе Все дети с низким уровнем подготовленности к обучению. У обучающихся наблюдаются дефекты звукопроизношения, как отдельных звуков, так и нескольких групп. Уровень общего и речевого развития, а так же созревание психофизических функций у обучающихся индивидуален. Разный уровень развития фонематического и речевого слуха, правильного звукопроизношения, мыслительных операций: анализа и синтеза, памяти, внимания, восприятия. Все обучающиеся имеют системное недоразвитие речи. Кроме этого у всех обучающихся имеется нарушение звукопроизношения. Исходя из вышеперечисленных положений, программный материал по предмету для данной категории детей направлен на преодоление проблем, возникших в результате нарушенного развития обучающихся. Поэтому уроки планируются с учетом работы по развитию речи в трех направлениях: структурное (формирование разных структурных уровней системы языка: фонетического, лексического, грамматического); функциональное формирование навыка владения языком в его коммуникативной функции – развитие связной речи, речевого общения) когнитивное (формирование способности к элементарному осознанию языковых и речевых явлений). Учитывая специфику познавательной деятельности обучающихся с умственной отсталостью 1 класса на уроках применяется система заданий и упражнений, направленных на: воспитание звуковой культуры речи; развитие лексической стороны речи; формирование грамматического строя речи; развитие связной речи. Тематика уроков направлена на обогащение и уточнение словаря. Участие в беседе. Развитие вопросно-ответной, диалогической речи, связного высказывания. Место учебного предмета в учебном плане Предмет «Речевая практика» входит в обязательную часть учебного плана раздела «Язык и речевая культура». Количество часов: 2 часа в неделю; 66 часов в учебный год. Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета «Речевая практика» Личностные результаты -осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину; -формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; -развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении; -овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; -овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни; -владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия; -способность к осмыслению социального окружения, своего места в нём, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; -принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности; -развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; -развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; -формирование готовности к самостоятельной жизни. Предметные результаты Минимальный уровень: -формулировка просьб и желаний с использованием этикетных слов и выражений; -участие в ролевых играх в соответствии с речевыми возможностями; -восприятие на слух сказок и рассказов; -ответы на вопросы учителя по их содержанию с опорой на иллюстративный материал; -выразительное произнесение чистоговорок, коротких стихотворений с опорой на образец чтения учителя; -участие в беседах на темы, близкие личному опыту ребенка; -ответы на вопросы учителя по содержанию прослушанных и/или просмотренных радио- и телепередач. Достаточный уровень: -понимание содержания небольших по объему сказок, рассказов и стихотворений; ответы на вопросы; -понимание содержания детских сказок, ответы на вопросы учителя; -активное участие в диалогах по темам речевых ситуаций; -высказывание своих просьб и желаний; выполнение речевых действий (приветствия, прощания, извинения), используя соответствующие этикетные слова и выражения. Основное содержание Аудирование Выполнение одночленных и двучленных инструкций учителя: «Сядь за парту и достань книгу», «Возьми тетради и раздай их» Слушание, запоминание и отчетливое воспроизведение ряда слоговых комплексов (2-3 слога), близких по звучанию и данных в рифмованной форме: Жа-жа-жа – есть иголки у ежа. Ша-ша-ша – мам моет малыша. Выбор из двух близких по содержанию картинок той, которая соответствует услышанному предложению: Шура вытирает пыль. И т.д. Слушание сказок и рассказов в устном изложении учителя, выбор учащимися картинок по мере изложения текста. Дикция и выразительность речи Игры и упражнения на подвижность и четкость движений органов артикуляционного аппарата. Заучивание чистоговорок с голоса учителя, четкое и выразительное их произношение. Упражнения на развитие речевого дыхания. Перечисление (2-3) предметов на одном выдохе с указанием на эти предметы. Произношение небольших стихотворений в сопровождении движений. Различение тихой и громкой речи в игре. Быстрое и медленное произнесение ряда звуков, слогов и слов. Упражнение на изменение темпа речи (медленно спрашивает, быстро отвечает). Вопросительная и восклицательная интонация в стихотворениях, разучиваемая с голоса учителя (по подражанию). Выражение лица: веселое, сердитое, грустное, удивленное. Соотнесение соответствующего выражения лица с символическим рисунком. Подготовка речевой ситуации и организация высказывания Лексические темы: «Школьная жизнь», «Игры и игрушки», «Играем в сказку» Рассматривание атрибутов к ролевой игре и распределение ролей. Использование новых слов и предложений в ролевой игре. Внятное выражение просьбы и желания, обращенных к учителю или товарищу. Коллективное составление рассказа по теме речевой ситуации с одновременным использованием картинно-символической схемы к каждому предложению, мелового рисунка на доске, макетного тетра. Культура общения Обращение, привлечение внимания. «Ты» и «Вы», обращение по имени и отчеству, по фамилии, обращение к знакомым взрослым и ровесникам. Приветствие и прощание в школе и дома. Употребление различных формул приветствия и прощания в зависимости от адресата (взрослый или сверстник).Употребление слов здравствуйте, доброе утро, добрый день, добрый вечер, до свидания. Пока. Употребление вежливых слов пожалуйста, спасибо в соответствии с речевой ситуацией. Повышение эффективности усвоения учебного содержания требует организации большого количества упражнений, практических работ, игр, экскурсий для ознакомления и накопления опыта первичного взаимодействия. К формам обучения: относится урок, экскурсии, практические работы. Ведущей формой работы учителя с обучающимися на уроке является фронтальная работа при осуществлении дифференцированного и индивидуального подхода. К методам обучения: беседа, рассказ, демонстрация и показ наглядных пособий. Приёмы обучения: демонстрация; наблюдение, беседа, работа с учебником, самостоятельная и практическая работа. Для эффективного обучения проводится систематическое изучение динамики развития базовых универсальных действий: индивидуального и фронтального опроса, практических работ. Обучение проводится без балльного оценивания знаний обучающихся и домашних заданий. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение Учебники - Комарова С.В. Речевая практика: учебник для 1 класса / Комарова С.В. - М. : Просвещение, 2017.Комарова С.В. Устная речь: учебник для 1 класса / Комарова С.В. М. : Просвещение, 2016г. Методические пособия для учителя - 1.Программа специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией И. М. Бгажноковой.– М.: «Просвещение», 2013 г 2. Васильева Н.Н. Развивающие игры для дошкольников/ Ярославль: Академия развития, 2001. 3.Земцова О.Н. Что нас окружает. Познаем мир. Занимательный материал по развитию речи детей младшего школьного возраста. – М.: ЗАО Компания «Махаон», 2006. 4..Лёвушкина О.Н. Словарная работа в начальных классах/М.: Владос, 2003 5.Новоторцева Н.В. Развитие речи детей/ Ярославль: Академия развития, 1996. 6.Тарабарина Т.И. Детям о времени/ Ярославль: Академия развития, 1996. 7.Обучение учащихся I – IV классов вспомогательной школы: Пособие для учителей/ Под ред. В.Г.Петровой. – М: Просвещение, 1992. 8. Ткачева. Т.А. «Дети 6-7 лет с ограниченными возможностями».- М.: «Гном», 2011 г. УМК для обучающихся - Рабочая тетрадь (авторы С.В.Комарова, Т.М.Головкина, С.В.Саакян) 2017г С.В. Комарова, Т.М. Головкина, С.В. Саакян «Устная речь» (рабочая тетрадь).- М.: «Просвещение», 2014 г. Обеспечение кабинета 1.Мебель, соответствующая возрастным, ростовым особенностям обучающихся. 2.Компьютер. 3. Наборы игрушек: плоскостные игрушки, настольные игры в соответствии с изучаемыми темами; тематические раскраски, тематический сменный стенд «Календарь природы и труда». Тематическое планирование Название раздела, темы урока Количество часов Школьная жизнь Давайте познакомимся. Давайте познакомимся. Кто нас учит? Кто нас лечит и кормит. 1 ч. 1 ч. 1 ч. Экскурсия в спортивный зал. Отгадай, что в моём ранце? 1 ч. 1 ч. Я и мои товарищи Экскурсия. Это школьный двор. Знакомство во дворе. Играем во дворе. Давайте расскажем историю. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. Я за порогом дома Дорога домой. Давайте расскажем историю. Ролевая игра «Разговор по телефону». Играем в сказку Теремок. Играем в сказку. Я за порогом дома Знакомство в гостях. Покупка школьных принадлежностей. Ролевая игра «Магазин «Школьник». Игры и игрушки В магазине игрушек. Моя любимая игрушка. Ролевая игра «Ночь в магазине игрушек». Школьная жизнь Готовимся к празднику. Ёлочная игрушка. Моделирование возможных диалогов при подготовке к празднику. Игры и игрушки Новогодние чудеса. Составление рассказа «Новогодние подарки». Давайте расскажем историю о новогодних чудесах. Игры под музыку к Новому году. Зимние забавы детей. Новый год. Ёлка. Я и мои товарищи 1 ч. 1 ч. 1 ч. Беседа на тему «Что мне запомнилось на Новогоднем празднике? Зима и её особенности. Зимняя одежда для прогулки. Зимняя прогулка. Составление рассказа «Мы ходили кататься на горку». Мои товарищи в классе. Как мы общаемся. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 2 ч. 1 ч. 3 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. Мне нужна помощь. 1 ч. Я дома Я дома. Помощники. Составление рассказа «Граница Родины на замке» по серии сюжетных картинок. Мамин праздник. Подарок маме. Составление описательного рассказа о маме по собственному рисунку. Я за порогом дома Транспорт. Прогулка в автобусе. Я пешеход. Я дома Помощники. Наша помощь в семье. Вежливое общение. Мой адрес. Спокойной ночи. Спокойной ночи. Составление предложений пожеланий перед сном с опорой на условно – графическую схему. Составление рассказа «Как я ложусь спать». Доброе утро. Доброе утро. Игра «Живые загадки». Как начинается твоё утро? Я в мире природы Мир природы. Кто как живёт. Составление рассказа по сюжетной картинке «В живом уголке». Составление рассказа «Заяц и морковка» по серии сюжетных картин. Сказка «Колосок». Откуда хлеб пришёл? Итоговое занятие. Итого: 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 66 ч.