Мир природы и человека 1 класс (НОО 1 вариант)

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области

«Камышловский гуманитарно-технологический техникум»
структурное подразделение
школа-интернат, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы

Рабочая программа
учебного курса «Мир природы и человека»
для обучающихся 1 класса
(АООП НОО 1 вариант)

Пояснительная записка
Цель учебного предмета: углубление сведений, раскрывающих причинные,
следственные, временные и другие связи между объектами, явлениями и
состояниями природы.
Задачи:
уточнить имеющиеся у детей представления о неживой и живой природе,
дать новые знания об основных её элементах;


на основе наблюдений и простейших опытных действий расширить
представления о взаимосвязи живой и неживой природы, формах
приспособленности живого мира к условиям внешней среды;


выработать умения наблюдать природные явления, сравнивать их, составлять
устные описания, использовать в речи итоги наблюдений и опытных работ,
отмечать фенологические данные;


формировать эстетические потребности путем наблюдения за природой
родного края;




формировать знания обучающихся о природе своего края;

формировать
первоначальные
сведения
о
природоохранительной
деятельности человека, научить обучающихся бережному отношению к природе.


Курс «Мир природы и человека» является начальным звеном формирования
естествоведческих знаний, пропедевтическим этапом формирования у
обучающихся умений наблюдать, анализировать, взаимодействовать с
окружающим миром.
Содержание дисциплины предусматривает знакомство с объектами и явлениями
окружающего мира и дает возможность постепенно раскрывать причинноследственные связи между природными явлениями и жизнью человека.
Программа реализует современный взгляд на обучение естествоведческим
дисциплинам, который выдвигает на первый план обеспечение:
―полисенсорности восприятия объектов;
―практического взаимодействия обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) с предметами познания, по возможности в
натуральном виде и в естественных условиях или в виде макетов в специально
созданных учебных ситуациях;
―накопления представлений об объектах и явлениях окружающего мира через
взаимодействие с различными носителями информации: устным и печатным

словом, иллюстрациями, практической деятельностью в процессе решения учебнопознавательных задач, в совместной деятельности друг с другом в процессе
решения проблемных ситуаций;
―закрепления представлений, постоянное обращение к уже изученному,
систематизации знаний и накоплению опыта взаимодействия с предметами
познания в игровой, коммуникативной и учебной деятельности.
Программа разработана с учетом общих закономерностей и специфических
особенностей развития детей с интеллектуальными нарушениями школьного
возраста, предусматривает реализацию соответствующих коррекционных задач,
базируется на научных позициях специальной педагогики и специальной
психологии, обуславливающих необходимость коррекционной работы, широкое
использование предметно-практической деятельности, современных средств
наглядности и технических средств.
Основным методом обучения является
беседа. Главным компонентом беседы является речь самих обучающихся. Учителю
необходимо использовать на уроках естественные бытовые и трудовые ситуации.
На экскурсиях обучающиеся знакомятся с предметами и явлениями в естественной
обстановке; на предметных уроках – на основе непосредственных чувственных
восприятий.
Практические работы помогают закреплению полученных на уроках знаний и
умений, учат применять их в обычной жизнедеятельности.
Правильная организация занятий, специфические приемы и методы побуждают
обучающихся к самостоятельному высказыванию, активизируют их речевую и
познавательную деятельность.
В основу разработки программы обучающихся с умственной отсталостью
заложены дифференцированный и деятельностный подходы.
Дифференцированный подход к построению адаптированной рабочей
программы для обучающихся с умственной отсталостью предполагает учет их
особых образовательных потребностей, которые проявляются в неоднородности
возможностей освоения содержания образования. Это обусловливает необходимость
создания разных вариантов заданий. Применение дифференцированного подхода к
созданию образовательных программ обеспечивает разнообразие содержания,
предоставляя обучающимся с умственной отсталостью возможность реализовать
индивидуальный потенциал развития. Деятельностный подход строится на
признании того, что развитие личности обучающихся с умственной отсталостью
школьного возраста определяется характером организации доступной им
деятельности (предметно-практической и учебной). Основным средством
реализации деятельностного подхода является обучение как процесс организации

познавательной
и
предметно-практической
деятельности
обеспечивающий овладение ими содержанием образования.

обучающихся,

Место учебного предмета в учебном плане
Предмет «Мир природы и человека» входит в обязательную часть учебного плана
раздела «Естествознание». Количество часов: 2 часа в неделю; 66 часов в учебный
год.
Результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты
 владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального
взаимодействия;
 способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее временнопространственной организации;
 способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем,
принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
 принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и
развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;
 развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях;
 формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
 развитие этических чувств, доброжелательности и эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других
людей;
 формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие
мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению
к материальным и духовным ценностям.
Предметные результаты
Минимальный уровень:
-представления о назначении объектов изучения;
-узнавание и называние изученных объектов на иллюстрациях, фотографиях;
-отнесение изученных объектов к определенным группам (видо-родовые понятия);
называние сходных объектов, отнесенных к одной и той же изучаемой группе;
-представления об элементарных правилах безопасного поведения в природе и
обществе;
-знание основных правил личной гигиены и выполнение их в повседневной жизни;
-кормление зимующих птиц;
-адекватное взаимодействие с изученными объектами окружающего мира в
учебных ситуациях; адекватное поведение в классе, в школе, на улице в условиях
реальной или смоделированной учителем ситуации.
Достаточный уровень:
-представления о взаимосвязях между изученными объектами, их месте в
окружающем мире;

-узнавание и называние изученных объектов в натуральном виде в естественных
условиях;
-отнесение изученных объектов к определенным группам с учетом различных
оснований для классификации;
-знание отличительных существенных признаков групп объектов;
-умение находить необходимую информацию в материалах учебника, рабочей
тетради;
-знание правил гигиены органов чувств;
-знание некоторых правил безопасного поведения в природе и обществе с учетом
возрастных особенностей;
-готовность к использованию полученных знаний при решении учебных, учебнобытовых и учебно-трудовых задач;
-ответы на вопросы по содержанию изученного, проявление желания рассказать о
предмете изучения или наблюдения, заинтересовавшем объекте;
-выполнение задания без текущего контроля учителя (при наличии предваряющего
и итогового контроля), оценка своей работы и одноклассников, -- понимание
замечаний, адекватное восприятие похвалы;
-проявление активности в организации совместной деятельности и ситуативном
общении с детьми; адекватное взаимодействие с объектами окружающего мира;
-соблюдение элементарных санитарно-гигиенических норм.
Содержание учебного предмета
Неживая природа
Наблюдение за солнцем, небом, облаками, ветром.
Живые и неживые объекты природы.
Сутки. Части суток. День, вечер, ночь, утро.
Занятия взрослых и детей в течение суток.
Звезды, луна, Солнце, Земля. Значение Солнца для планеты Земля, животных,
растений, человека.
Сезонные изменения (времена года)
Причина сезонных изменений осенью, зимой, весной, летом (схема деревьев);
признаки осени, зимы, весны, лета. Понятие «листопад». Выбор одежды по
погоде.
Занятия людей в разные времена года.
Растения
Деревья, кустарники, травы, цветы.
Строение растений: корень, лист, стебель, цветок.
Полевые и садовые цветы.
Семена растений, определение растений по семенам.
Плоды растений, их польза, фрукты и овощи.
Условия жизни ля растений (свет, тепло, вода).
Способами приспособления растений к разным условиям жизни.
Животные
Мир животных, деление животных на группы: звери, птицы, рыбы, насекомые.
Части тела животных: голова, туловище, ноги (лапы, плавники, крылья), хвост.

Различия животных (форма тела, окраска, привычки и повадки, места обитания).
Детёныши животных.
Домашние животные. Названия. Внешнее строение. Условия обитания (чем
кормятся). Значение для человека. Забота и уход за животными.
Дикие животные. Названия. Внешнее строение. Условия обитания (чем кормятся).
Значение в природе. Помощь птицам зимой и весной.
Способы приспособления (окраска, размеры) животных к различным условиям
жизни.
Способы приспособления животных к разным временам года.
Человек
Различие людей по возрасту, полу.
Части тела человека (голова, туловище, шея, руки, ноги).
Основные гигиенические навыки людей. Практическое выполнение умывания и
чистки зубов.
Строение человеческого лица, основные части лица человека (глаза, нос, рот, уши
и т.д.)
Глаза – орган зрения, значение для человека. Определение строения глаза
(брови, веки, ресницы), назначении каждой части глаза.
Правила бережного отношения к глазам, забота о зрении.
Строение, работа и назначение органов слуха для человека. Правила, которые
помогают сохранить слух и органы слуха.
Орган обоняния и дыхания. Значение органов для жизни человека, правила ухода
за ним. Профилактика простудных заболеваний.
Строение ротовой полости. Язык – орган, помогающий различать вкусовые
ощущения, участвующий в пищеварении и образовании звуков речи.
Правила поведения во время еды. Правила ухода за ротовой полостью.
Кожа, осязание. Значение кожи, осязания для жизни человека. Уход за кожей.
Гигиенические навыки и средства защиты кожи от ожогов, порезов.
Представления об опорно-двигательном аппарате человека, его значении и
профилактике заболеваний.
Проведение исследования – сгибать и разгибать руку, нащупать мышцы под
кожей.
Учебно-методического и материально-техническое обеспечения
«Мир природы и человека» 1 класс, 1-2 части. Н.Б.Матвеева, И.А. Ярочкина, М.
«Просвещение» 2017 г.
Естественные объекты живой и неживой природы на пришкольном участке.
Презентационные материалы.
Иллюстрации. Плакаты.

Тематическое планирование
Название раздела, темы урока

Количество
часов

Неживая природа
Введение.
Объекты живой и неживой природы.
Земля и Солнце.
День и ночь.
Небо днём и ночью.
Сутки.
Занятия людей в течение суток.
Значение Солнца.
Солнце и жизнь растений.
Обобщение полученных знаний.
Сезонные изменения в природе
Времена года. Осень.
Признаки осени.
Занятия и одежда детей осенью.
Обобщение темы «Осень».
Времена года. Зима.
Признаки зимы.
Одежда и занятия детей зимой.
Обобщение темы «Зима».
Времена года. Весна.
Признаки весны.
Одежда и занятия детей весной.
Обобщение темы «Весна».
Времена года. Лето.
Признаки лета.
Одежда и занятия детей летом.
Обобщение темы «Лето».
Повторение
Растения
Строение и сходство растений.
Различие растений.
Разнообразие цветов.
Семена.
Плоды растений.
Овощи и фрукты.
Приспособление растений к сезонным изменениям в природе.
Приспособление растений к разным условиям жизни.
Обобщение темы «Растения».
Животные
Мир животных, деление животных на группы: звери, птицы, рыбы,
насекомые.
Строение и сходство животных.
Различие животных. Значение для человека. Забота и уход за
животными.
Детёныши животных.
Домашние животные.

1ч.
2ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
2ч.
1ч.
1ч.
1ч.
2ч.
1ч.
1ч.
1ч.
2ч.
1ч.
1ч.
1ч.
2ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
2ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.

Дикие животные.
Приспособление животных к различным условиям жизни.
Приспособление животных к временам года.
Обобщение темы «Животные».
Человек
Человек.
Части тела человека.
Гигиенические навыки
Лицо человека
Глаза. Строение и значение глаз.
Глаза. Гигиенический уход за глазами.
Уши. Строение и значение ушей.
Профилактика простудных заболеваний.
Нос. Значение.
Профилактика простудных заболеваний.
Рот. Строение и значение рта. Гигиенический уход.
Кожа. Строение и значение кожи. Гигиенический уход за кожей.
Защита кожи от ожогов и порезов.
Осанка. Скелет и мышцы человека.
Обобщение темы «Человек».
Итого:

1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
66ч.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».