Логопедические занятия 1-4 классы (НОО 1 вариант)

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области

«Камышловский гуманитарно-технологический техникум»
структурное подразделение
школа-интернат, реализующая адаптированные основные общеобразовательные
программы

Рабочая программа
коррекционного курса
«Логопедические занятия»
для обучающихся 1-4 классов
(АООП НОО 1 вариант)

Пояснительная записка
Логопедические занятия в школе-интернат, реализующая АООП для
детей с нарушением интеллекта являются одной из важных составляющих
процесса обучения, коррекции и успешной социализации детей данной
категории. Как известно, развитие речи происходит параллельно с
психофизическим развитием ребенка, эти процессы взаимообусловлены и
взаимозависимы. Степень недоразвития речи, как правило, соответствует
степени общего психического недоразвития. Поэтому правильно и
своевременно организованная логопедическая помощь детям с умственной
отсталостью решает не только задачи речевого развития, но и корригирует
интеллектуальную сферу обучающихся, способствует развитию навыков
коммуникативного поведения, формированию социально адаптированной
личности выпускника, что и является конечной целью организации процесса
обучения и воспитания.
Цель программы: коррекция и компенсация чтения и письма, а также
недостатков высших психических функций, лежащих в их основе,
обеспечение эмоционального благополучия посредством интеграции
содержания образования, организации комплексного взаимодействия
участников образовательного процесса (учителя-логопеда, воспитателей,
родителей, педагогов, педагога-психолога), через реализацию задач
общеразвивающей и коррекционной направленности во всех видах
деятельности.
Особенности логопедических
занятий
заключаются в том, что
программа направлена на формирование образовательной среды,
обеспечивающей коррекцию отклонений в развитии, психологопедагогическую и медико-социальную реабилитацию, социализацию и
интеграцию в общество обучающихся воспитанников с ограниченными
возможностями здоровья.
Рабочая программа нацелена на исправление нарушений письма и
чтения, выразительности речи, которые проявляются в неспособности
запоминать, логически употребить и проконтролировать на письме правила
орфографии, в нарушении словообразования и словоизменения; в трудности
осмысления написанного и неспособность обобщить содержание
написанного; в нарушении программирования фразы, развитие навыков
связной речи.
Основой для формирования различных видов и качеств речи являются
следующие:
- развитие общей и артикуляционной моторики, движений кистей рук,
пальцев;
- развитие речевого слуха посредством дифференциации неречевых
звуков окружающей среды;
- развитие фонематического слуха на основе игр, игровых действий и
упражнений;
- формирование простейших умений звукового анализа;
- развитие графических умений в ходе выполнения различных по
характеру упражнений: рисование, раскрашивание, обведение и др.

Цель реализации программы для 1 – 4 класса: обеспечение освоения
обучающимися АООП, коррекция речевого развития, активизация
познавательной деятельности, формирование навыков и умений учебной
деятельности.
Задачи:
1. Коррекционно-образовательные:
- коррекция фонетической стороны речи, как основы для формирования
фонематического слуха посредством развития навыков звукового анализа;
формирование
и
коррекция
пространственно-временных
представлений как основы правильного усвоения навыков письменной речи;
- формирование умения узнавать графемы в различных вариантах;
- формирование и коррекция слоговой структуры слова и ритмического
рисунка посредством развития артикуляторного, акустического, зрительного
гнозиса;
- формирование и коррекция навыков словообразования и
словоизменения посредством обогащения и развития словарного запаса;
- формирование и коррекция психологической базы речи, как основы
усвоения языковых категорий;
- формирование и развитие навыков каллиграфии посредством
выполнения упражнений в обводке, штриховке и т.д.
2. Коррекционно – развивающие:
- коррекция и развитие высших психических процессов, с учетом
индивидуальных возможностей ребенка, основанная на принципе
компенсации дефекта;
- коррекция и развитие графических навыков, посредством развития
мелкой моторики руки и зрительно-пространственного восприятия;
- коррекция и
развитие звуковой стороны речи посредством
формирования умений ориентироваться в качественной характеристике
звуков;
- коррекция и развитие навыков звуко-слогового анализа посредством
упражнений в использовании разных видов моделей измерения
протяженности слов и подбора слов заданной слоговой структуры.
3. Коррекционно-воспитательные:
- формирования мотивации к обучению и преодолению учебных
затруднений.
- формирование функций контроля и самоконтроля: целенаправленной
деятельности, саморегуляции, самоконтроля;
формирование личностных качеств, таких как: трудолюбие,
самостоятельность, настойчивость в достижении цели;
- формирование способности согласовывать свои действия с действиями
товарищей.

Описание места учебного курса в учебном плане
Логопедические занятия включены в учебный план и входят в
коррекционно – развивающую область. Групповые занятия проводятся в 1
классе 2 раза в неделю, за год 66 часов; во 2- 4 классах 2 раза в неделю, всего
за год – 68 часов.
Личностные и предметные результаты освоения курса 1 – 4 классы
В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит
личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение
комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для
достижения основной цели современного образования – введение
обучающихся с умственной отсталость в культуру, овладение ими
социально - культурным опытом:
- осознание себя как гражданина России;
формирование и развитие социально значимых мотивов учебной
деятельности;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях.
Планируемый результат:
-овладение
обучающимися
коммуникативно-речевыми
умениями,
необходимыми для совершенствования их речевой практики;
- сформированность умения называть и характеризовать предметы и
явления, сравнивать и классифицировать, устанавливать общие и
отличительные свойства;
- сформированность умения образовывать новые слова;
- составлять простые распространенные предложения, правильно используя
формы
знакомых слов.
- расширение словарного запаса;
-сформированность коммуникативных умений и навыков, адекватных
ситуации учебной деятельности;
- осмысление значимости речи для коммуникативных и познавательных
задач;
- использование диалогической формы
речи в различных ситуациях
общения;
-осознанное, плавное, правильное чтение по слогам слова, предложения и
коротких текстов.
- понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление
национальной культуры и основное средство человеческого общения,
осознание русского языка как государственного языка Российской
Федерации, языка межнационального общения.
Содержание коррекционного курса
Отбор содержания обучающего материала каждого класса определяется
в соответствии с нарушениями письма и чтения и возрастом обучающихся.

Материал занятий тесно связан с содержанием обучения по предмету
русский язык и речевая практика, и развитие речи.
Организация единого речевого режима осуществляется благодаря
организации внутрисистемного взаимодействия в работе учителя-логопеда и
других педагогов, узких специалистов, родителей, определяется
тематическим планом.
Задачи занятий по развитию речи взаимосвязаны и решаются в процессе
специально организованной речевой практики с использованием
тренировочных упражнений, направленных на восполнение дефицитарности
лексико-грамматических обобщений в качестве необходимой базы,
формирующей и развивающей самостоятельную речевую деятельность
обучающихся.
Работа над словом:
- обогащение и развитие словарного запаса детей, как путём накопления
новых слов, так и за счёт развития умения пользоваться различными
способами словообразования;
- уточнения значения слов;
- развитие лексической системности;
-актуализация словаря;
- расширение и закрепление связей слова с другими словами;
- тренировка в правильном употреблении слов в самостоятельной речи.
Развитие словаря осуществляется в тесной связи с развитием
познавательной деятельности обучающихся на основе ознакомления с
предметами и явлениями окружающей действительности, употребления и
обобщения знаний о них. Обучающиеся должны уметь выделять
существенные признаки предметов и явлений, устанавливать связи и
отношения между ними и выражать их в речи.
В процессе усвоения значения слова вначале уточняется его конкретное
значение. В дальнейшем проводится работа над понятийным компонентом
значения слова. По мере
уточнения значения слова осуществляется
включение данного слова в определённую лексическую систему,
формирование семантических полей.
Работа над предложением:
развитие и совершенствование
грамматического оформления речи путём овладения словосочетаниями
различных типов, связью слов в предложении.
Работа над связной речью:
- формирование умений планировать содержание связного собственного
высказывания;
- формирование умения самостоятельно выбирать и адекватно
использовать языковые средства оформления связного высказывания.
Курсом предусматривается овладение разными формами связной речи
(диалогической и монологической), видами (устная и письменная), и типами
или стилями (сообщение, повествование, описание, рассуждение).

Вначале обучающиеся усваивают диалогическую форму речи, учатся
составлять диалоги под руководством учителя-логопеда.
Раздел 1 «Развитие и уточнение пространственно-временных
представлений» В данный раздел входит определение схемы собственного
тела. Определение пространственных взаимоотношений объектов. Времена
года. Сутки. Месяцы. Возраст и роли в семье.
Раздел 2 «Коррекционная работа на фонетическом уровне» Устная
и письменная речь. Звук и буква. Образование звуков речи. Узнавание
гласного звука. Узнавание согласного звука. Вычленение звука на слух.
Звуковой анализ слов с опорой на числовой ряд. Дифференциация гласных.
Дифференциация фонем имеющих кинетическое сходство. Дифференциация
фонем имеющих акустико-артикуляционное сходство.
«Развитие ВПФ» входят: игры и упражнения на развитие психических
процессов, которые позволяют активизировать мыслительную деятельность
и задания, формирующие у ребенка «языковое чутье».
«Связная речь» включает различные виды работ по развитию речи, с
указанием тем рассказов.
«Развитие графических навыков» содержатся задания на развитие
графических навыков (рисунки, штриховки и задания по конструированию).
В работе практические методы сочетаются с наглядными и словесными.
Учебно-методическое и материально – техническое обеспечение
Данная рабочая программа предназначена для обучения, воспитания и
коррекции нарушений чтения и письма воспитанников с ограниченными
возможностями здоровья, составлена на основе следующего методического
комплекса:
1.
Петрова В.Г., Белякова И.В. Психология умственно отсталых
школьников. – М.: Академия, 2002 г.
2.
Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи
учащихся начальных классов: пособие для логопеда – М.: «Гуманит. Изд.
Центр ВЛАДОС!, 2004 г.
3.
Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах.
Методическое пособие для учителя-логопеда. – М.: «Гуманит. Изд. Центр
ВЛАДОС»,2004г.
4.
Поваляева М.А. Справочник логопеда – Изд. 6-е – Ростов н,Д:
Феникс, 2006 г.
Печатные пособия: кассы букв, слогов; разрезные азбуки; альбомы с
предметными и сюжетными картинками; картинные лото; альбомы с
картинками для исследования звуков;
Игры и игрушки: настольные игры (кубики, мозаика, лото…); игрушки
предназначенные для развития дыхания; наборы игрушек, предназначенные
для развития и обогащения словарного запаса;
Технические средства обучения: компьютер с программным
обеспечением;

Интернет ресурсы.
Мебель и оборудование: парты, стол, стул, шкафы для пособий,
классная доска, зеркала (настольные для индивидуальной работы), стенные
часы, раковина, мыло, полотенце.
Тематическое планирование, 1 класс
№

1
2
3
4
5
6

7
8

9
10
11
12
13
14
15

16

17
18

19

Название раздела, темы занятий
1 четверть (18 часов)
Диагностическое обследование.
Осень. Признаки осени.
Звук и буква [А], активизация мышц языка.
Огород. Овощи.
Звук и буква [У], активизация мышц губ.
Сад. Фрукты.
Звук и буква [М], развитие плавного длительного выдоха.
Овощи-фрукты.
Звук и буква [О], развитие силы голоса и речевого дыхания.
Грибы.
Звуки и буквы А, У, М, О.
Определение направлений в пространстве.
Ягоды.
Звук и буква [С], развитие слухового внимания.
Инструменты.
Звук и буква [Х], уточнение представлений о схеме тела.
2 четверть (14 часов)
Одежда.
Звук и буква [Ш], развитие мелкой моторики.
Обувь.
Звук и буква [Л], открытые слоги.
Одежда – обувь.
Звук и буква [Ы], закрытые слоги
Зима. Признаки зимы.
Звук и буква [Н], дифференциация открытых и закрытых слогов.
Посуда.
Звук и буква [Р], нахождения звуков в словах.
Дом. Мебель.
Звук и буква [К], нахождение звука в начале слова.
Праздник –« Новый год!».
Звук и буква [П], построение словосочетаний, простых предложений.
3 четверть (20 часов)
Зимующие птицы.
Звук и буква [Т], последовательное выделение звуков в двусложных
словах (осы).
Домашние животные и их детёныши: кошка, собака, корова, свинья.
Звук и буква [И], составление схем звукобуквенного анализа слов.
Домашние птицы и их птенцы.
Звук и буква [З], последовательное выделение звуков в двусложных
словах с открытыми слогами
Домашние животные и птицы.

Кол-во
часов
4
2
2
2
2
2

2
2

2
2
2
2
2
2
2

2

2
2

2

20
21
22
23
24

25

26
27
28
29
30
31
32

Звук и буква [В], временные представления (сутки, неделя).
Дикие животные и их детёныши: заяц, волк, лиса, медведь.
Звук и буква [Ж], составление рассказа по сюжетной картинке
23февраля - День защитника Отечества.
Звук и буква [Б], нахождение места звука в середине слова.
Профессии: врач, повар, продавец.
Звук и буква [Д], составление слов из слогов.
Весна. Признаки весны.
Звук и буква [Г], слова, обозначающие предметы.
8 марта – Мамин праздник.
Звук и буква [Й], воспроизведение линейной последовательности ряда
предметов.
Весна. Перелётные птицы.
Ь, д/и «Прогулка в лес».
4 четверть (16 часов)
Человек. Строение тела. Гигиена.
Буква Е, составление слов с определенным количеством слогов.
Я и моя семья.
Буква Ё, выделение первого гласного в словах.
Транспорт. Правила дорожного движения.
Буква Я, деление слов на слоги.
Цветы: одуванчик, ромашка.
Буква Ю, звуки, слоги
Насекомые: жук, бабочка.
Буква [Ц], пересказ сказки.
Игрушки.
Звук и буква [Ч], слова, предложения.
Диагностическое обследование.

2
2
2
2
2

2

2
2
2
2
2
2
4

Тематическое планирование 2 класс
Темы занятий
Обследование звукопроизношения, письменной и устной речи.
Определение схемы собственного тела.
Определение правого и левого направлений в пространстве.
Определение пространственных взаимоотношений объектов.
Определение схемы тела стоящего напротив.
Определение последовательности предметного ряда.
Определение последовательности числового ряда.
Графическое обозначение направлений.
Сутки (четыре времени суток). Неделя.
Времена года.
Месяцы.
Возраст и роли в семье.
Закрепление
Звук и буква. Сходство, отличия.

Кол-во
часов
4
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Образование звуков речи.
Узнавание гласного звука
Вычленение гласного звука
Узнавание согласного звука (на слух).
Вычленение согласного звука на слух в начальной позиции.
Вычленение согласного звука в середине слова.
Вычленение последнего согласного в слове.
Звуковой анализ односложных слов.
Работа с текстом стихотворения А.Шибаева «Буква заблудилась».
Звуковой анализ слов с опорой на цифровой ряд.
Гласные буквы 2 ряда (я, е, ю, ё, и)
Парные гласные. Их сходство и различие.
Дифференциация гласных А-Я
Дифференциация гласных У-Ю
Закрепление.
Дифференциация гласных Э-Е
Дифференциация гласных О-Ё
Дифференциация гласных Ы-И.
Твердые и мягкие согласные звуки.
Первый способ обозначения мягкости согласных на письме
Второй способ обозначения мягкости согласных
Различие в произношении и написании гласных после шипящих.
Дифференциация Б – Д
Дифференциация А – О
Дифференциация И-У
Дифференциация И-Е
Дифференциация гласных Е – Ю (О –У).
Дифференциация звонких и глухих парных согласных В – Ф
Дифференциация звонких и глухих парных согласных Б-П
Закрепление
Дифференциация Д-Т
Дифференциация звонких и глухих парных согласных Д'-Т'
Дифференциация звонких и глухих парных согласных З-С
Дифференциация звонких и глухих парных согласных З'-С'
Дифференциация звонких и глухих парных согласных Г-К
Дифференциация звонких и глухих парных согласных Г'-К'
Дифференциация звонких и глухих парных согласных Ж-Ш
Оглушение звонких согласных.
Дифференциация согласных С-Ш
Дифференциация согласных З-Ж
Дифференциация согласных С'-Щ
Дифференциация согласных Л-Л'
Дифференциация согласных Р-Р'
Обследование устной речи обучающихся

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
2
2
2
1
1
1
1
1
1
1
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
3

Тематическое планирование 3 класс
Темы занятий
1 четверть – 18 часов
Обследование устной речи обучающихся
Определение пространственных взаимоотношений
Определение схемы тела стоящего напротив
Определение последовательности предметного ряда.
Определение последовательности числового ряда.
Графическое обозначение направлений.
Сутки. Неделя.
Времена года. Месяцы.
Закрепление
Устная и письменная речь.
Образование звуков речи. Органы речи.
Звук и буква. Сходство, отличия.Образование звуков речи.
Закрепление.
Узнавание и вычленение гласного звука (на слух в начале, середине и конце
слова)
Узнавание и вычленение согласного звука
2 четверть – 14 часов
Звуковой анализ односложных слов.
Звуковой анализ слов с опорой на звуковой ряд.
Гласные буквы. Парные гласные. Их сходство и различие.
Дифференциация гласных А-Я, У-Ю, Э-Е, О-Ё, Ы-И.
Твердые и мягкие согласные звуки.
Первый способ обозначения мягкости согласных на письме
Второй способ обозначения мягкости согласных (посредством буквы Ь).
Различие в произношении и написании гласных после шипящих.
Дифференциация фонем, имеющих кинетическое сходство Б – Д
Дифференциация фонем, имеющих кинетическое сходство А – О, И-У, И-Е
Закрепление
Дифференциация гласных Е – Ю (О –У).
Дифференциация звонких и глухих парных согласных В – Ф (изолированно,
в слогах, словах).
Закрепление.
3 четверть – 20 часов
Дифференциация звонких и глухих парных согласных Б-П (изолированно, в
слогах, словах).
Дифференциация звонких и глухих парных согласных Д-Т, Д'-Т'
(изолированно, в слогах, словах).
Дифференциация звонких и глухих парных согласных З-С, З'-С'
(изолированно, в слогах, словах).
Дифференциация звонких и глухих парных согласных Г-К, Г'-К' .
(изолированно, в слогах, словах)
Дифференциация звонких и глухих парных согласных Ж-Ш (изолированно,
в слогах, словах).
Оглушение звонких согласных.

Кол-во
часов
4
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Дифференциация согласных С-Ш (изолированно, в слогах, словах).
Дифференциация согласных З-Ж (изолированно, в слогах, словах).
Дифференциация согласных С'-Щ (изолированно, в слогах, словах).
Дифференциация согласных Р-Л, Р'-Л' (изолированно, в слогах, словах).
Закрепление
Слово – единица языка.
Схема слов.
Анализ и синтез слов, полученных путем перестановки слогов.
Типы слогов.
Ударение в слове.
Двусложные слова.
Трехсложные слова.
4 четверть – 16 часов
Безударные гласные.
Слова, отвечающие на вопросы кто? что?
Образование слов, обозначающих предмет
Понятие единственного и множественного числа слов, обозначающих
предмет.
Слова, отвечающие на вопрос что делает?
Время слов, обозначающих действие предмета.
Согласование слов, обозначающих действие предмета со словом,
обозначающим предмет в числе и роде.
Слова, отвечающие на вопросы какой? какая? какое? какие?
Простое двусоставное нераспространенное предложение
Большая буква в начале предложения. Точка в конце предложения.
Графическое изображение предложений
Составление простых предложений с опорой на схему и предметную
картинку.
Обследование устной речи обучающихся.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
2
1
1
1
1
1
1
1
2
1
1
1
1
3

Тематическое планирование 4 класс
Темы занятий
Обследование обучающихся
Определение пространственных взаимоотношений
Определение схемы тела стоящего напротив
Определение последовательности предметного ряда.
Определение последовательности числового ряда.
Графическое обозначение направлений.
Сутки. Неделя.
Времена года. Месяцы.
Закрепление
Устная и письменная речь
Образование звуков речи. Органы речи.
Звук и буква. Сходство, отличия.
Закрепление.

Кол-во
часов
4
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Узнавание и вычленение гласного звука
Узнавание и вычленение согласного звука
Звуковой анализ односложных слов.
Звуковой анализ слов с опорой на звуковой ряд.
Гласные буквы.
Дифференциация гласных А-Я, У-Ю, Э-Е, О-Ё, Ы-И.
Твердые и мягкие согласные звуки.
Первый способ обозначения мягкости согласных на письме
Второй способ обозначения мягкости согласных (посредством
буквы Ь).
Различие в произношении и написании гласных после шипящих.
Дифференциация фонем, имеющих кинетическое сходство Б – Д
Дифференциация фонем, имеющих кинетическое сходство А – О,
И-У, И-Е
Закрепление
Дифференциация гласных Е – Ю (О –У).
Дифференциация звонких и глухих парных согласных В – Ф
(изолированно, в слогах, словах).
Закрепление.
Дифференциация звонких и глухих парных согласных Б-П
(изолированно, в слогах, словах).
Дифференциация звонких и глухих парных согласных Д-Т, Д'-Т'
(изолированно, в слогах, словах).
Дифференциация звонких и глухих парных согласных З-С, З'-С'
(изолированно, в слогах, словах).
Дифференциация звонких и глухих парных согласных Г-К, Г'-К' .
(изолированно, в слогах, словах)
Дифференциация звонких и глухих парных согласных Ж-Ш
(изолированно, в слогах, словах).
Оглушение звонких согласных.
Дифференциация согласных С-Ш (изолированно, в слогах,
словах).
Дифференциация согласных З-Ж (изолированно, в слогах,
словах).
Дифференциация согласных С'-Щ (изолированно, в слогах,
словах).
Дифференциация согласных Р-Л, Р'-Л' (изолированно, в слогах,
словах).
Закрепление
Слово – единица языка.
Схема слов.
Анализ и синтез слов, полученных путем перестановки слогов.
Типы слогов.
Ударение в слове.
Двусложные слова.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2

Трехсложные слова.
Безударные гласные.
Слова, отвечающие на вопросы кто? что?
Образование слов, обозначающих предмет
Понятие единственного и множественного числа слов,
обозначающих предмет.
Слова, отвечающие на вопрос что делает?
Время слов, обозначающих действие предмета.
Согласование слов, обозначающих действие предмета со словом,
обозначающим предмет в числе и роде.
Слова, отвечающие на вопросы какой? какая? какое? какие?
Простое двусоставное нераспространенное предложение
Большая буква в начале предложения. Точка в конце
предложения.
Графическое изображение предложений
Составление простых предложений с опорой на схему и
предметную картинку.
Обследование устной речи обучающихся.

2
1
1
1
1
1
1
1
2
1
1
1
1
3


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».