Ритмика 1-4 классы (НОО 1 вариант)

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области

«Камышловский гуманитарно-технологический техникум»
структурное подразделение
школа-интернат, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы

Рабочая программа
коррекционного курса
«Ритмика»
для обучающихся 1-4 классов
(АООП НОО 1 вариант)

Пояснительная записка
Данная рабочая программа разработана на основе Федерального
государственного образовательного стандарта образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальные нарушения), адаптированной основной
общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
В системе образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) курс «Ритмика» в школе является важным
звеном в общей системе коррекционной работы. Данный курс направлен на
коррекцию недостатков психического и физического развития детей
У детей с умственной отсталостью нарушены двигательные функции, общая и
речевая моторика. У детей с умственной отсталостью наблюдается резкое снижение
внимания к музыкальному звучанию, недостаточность эмоциональной отзывчивости
на музыку (остаются безучастными к звучанию и спокойных лирических мелодий, и
маршевой музыки). Детям свойственны неадекватные эмоциональные проявления
при восприятии различных характерных пьес и песен, что связанно с общим
нарушением эмоционально-волевой сферы слабостью интереса к окружающим
предметам и явлениям вообще.
Цель курса:
Развитие двигательной активности ребенка в процессе восприятия музыки.
Задачи курса:
 Развивать восприятие музыкальных образов и способность выражать их в
движениях;
 Научить согласовывать движения с характером музыки наиболее яркими
средствами выразительности;
 Развивать музыкальные способности (эмоциональная отзывчивость на музыку,
слуховые представления;
 Развивать чувство ритма, темпа, проводить коррекцию общей и речевой
моторики, пространственной ориентировки;
 Научить школьников правильно и осмысленно двигаться в соответствии с
музыкальным сопровождением;
 Выработать достаточно прочные навыки выполнения упражнений;
 Развивать координацию движений;
 Развивать умение слушать музыку
 Научить выполнять под музыку различные движения, в том числе и
танцевальные, с речевым сопровождением и пением;
 Развивать творческие способности личности.
Ввиду
психологических
особенностей
детей
с
нарушениями
познавательной деятельности с целью усиления практической направленности
обучения проводится коррекционная работа, которая включает следующие
направления:
Совершенствование движений и сенсомоторного развития:
- развитие мелкой моторики и пальцев рук;
- развитие артикуляционной моторики.

Коррекция отдельных сторон психической деятельности:
- коррекция - развитие восприятия, представлений, ощущений;
- коррекция - развитие двигательной памяти;
- коррекция – развитие внимания;
- формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма,
величина);
- развитие пространственных представлений и ориентации;
- развитие представлений о времени.
Развитие различных видов мышления:
- развитие наглядно – образного мышления;
- развитие словесно – логического мышления (умение видеть и устанавливать
логические связи между предметами, явлениями и событиями).
Развитие основных мыслительных операций:
- развитие умения сравнивать, анализировать;
- развитие умения выделять сходство и различия понятий.
Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы:
- развитие инициативности, стремление доводить начатое дело до конца;
- формирование умения преодолевать трудности;
- воспитание способности самостоятельно принимать решения;
- формирование устойчивой и адекватной самооценки.
Коррекция развития речи:
- развитие фонематического слуха, зрительного и слухового восприятия.
Описание места курса в учебном плане
Коррекционный курс «Ритмика» входит в часть учебного плана, формируемого
участниками образовательного процесса, в коррекционно-развивающую область. На
изучение курса в 1 классе отведено 1 час в неделю (33 часа за год, 1 дополнительная
неделя каникул), в 2 классе отведен – 1 час в неделю (34 часа в год), в 3 классе
отведен – 1 час в неделю (34 часа в год), в 4 классе отведен – 1 час в неделю (34 часа
в год).
Планируемые результаты
Минимальный уровень:
-Уметь слушать музыку;
-Готовиться к занятиям, строиться в колонну по одному;
- Выполнять несложные движения руками и ногами по показу учителя;
-Активно прихлопывать и притопывать вместе с учителем;
-Слушать и правильно выполнять инструкцию учителя.
Достаточный уровень:
-Уметь слушать музыку до конца, узнавать знакомую мелодию;
-Готовиться к занятиям, строиться в колонну по одному;
-Ритмично выполнять несложные движения руками и ногами;
-Выполнять задания после показа и по словесной инструкции учителя.
Содержание программы
Программа состоит из пяти направлений:

 упражнения на ориентировку в пространстве;
 ритмико-гимнастические
упражнения
(общеразвивающие
упражнения,
упражнения на координацию движений, упражнение на расслабление мышц);
 упражнения с детскими музыкальными инструментами;
 игры под музыку;
 танцевальные упражнения.
На каждом уроке осуществляется работа по всем пяти разделам программы в
изложенной последовательности. Однако в зависимости от задач урока отводится
различное количество времени на каждый раздел, имея в виду, что в начале и конце
урока включены упражнения на снятие напряжения, расслабление, успокоение.
1. Упражнения на ориентировку в пространстве
 Перестроение из колонны по одному в колонну по четыре. Построение в
шахматном порядке.
 Перестроение из нескольких колонн в несколько кругов, сужение и
расширение их.
 Перестроение из простых и концентрических кругов в звездочки и
карусели.
 Ходьба по центру зала, умение намечать диагональные линии из угла в угол.
 Сохранение правильной дистанции во всех видах построений с
использованием лент, обручей, скакалок.
 Упражнения с предметами, более сложные, чем в предыдущих классах.
2.









Ритмико- гимнастические упражнения
Круговые движения головы, наклоны вперед, назад, в стороны.
Выбрасывание рук вперед, в стороны, вверх из положения руки к плечам.
Круговые движения плеч, замедленные, с постоянным ускорением, с резким
изменением темпа движений.
Плавные, резкие, быстрые, медленные движения кистей рук.
Повороты туловища в положении стоя, сидя с передачей предметов.
Круговые движения туловища с вытянутыми в стороны руками, за голову, на
поясе.
Всевозможные сочетания движений ног: выставление ног вперед, назад, в
стороны, сгибание в коленном суставе, круговые движения, ходьба на
внутренних краях стоп.
Упражнения на выработку осанки

Упражнения на координацию движений.
 Разнообразные сочетания одновременных движений рук, ног, туловища,
кистей.
 Выполнение упражнений под музыку с постепенным ускорением, с резкой
сменой темпа движений.
 Поочередные хлопки над головой, на груди, перед собой, справа, слева, на
голени.



Самостоятельное составление несложных ритмических рисунков в сочетании
хлопков и притопов, с предметами (погремушками, бубном, барабаном).

Упражнение на расслабление мышц.
 Прыжки на двух ногах одновременно с мягкими расслабленными коленями и
корпусом, висящими руками и опущенной головой («петрушка»).
 С позиции приседания на корточки с опущенной головой и руками 4
постепенное поднимание головы, корпуса, рук по сторонам (имитация
распускающегося цветка).
 То же движение в обратном направлении (имитация увядающего цветка).
3. Упражнения с детскими музыкальными инструментами
 Круговые движения кистью (пальцы сжаты в кулак). Противопоставление
одного пальца остальным.
 Движения кистей и пальцев рук в разном темпе: медленном, среднем, быстром,
с постепенным ускорением, с резким изменением темпа и плавности движений.
 Выполнение несложных упражнений, песен на детском пианино, аккордеоне,
духовой гармонике.
 Упражнения в передаче на музыкальных инструментах основного ритма
знакомой песни и определении по заданному ритму мелодии знакомой песни.
4. Игры под музыку
 Упражнения на самостоятельную передачу в движении ритмического рисунка,
акцента, темповых и динамических изменений в музыке.
 Самостоятельная смена движения в соответствии со сменой частей,
музыкальных фраз, малоконтрастных частей музыки.
 Упражнения на формирование умения начинать движения после вступления
мелодии.
 Разучивание и придумывание новых вариантов игр, элементов танцевальных
движений, их комбинирование.
5. Танцевальные упражнения
 Исполнение элементов плясок и танцев, разученных в 3 классе.
 Упражнения на различение элементов народных танцев.
 Шаг кадрили: три простых шага и один скользящий, носок ноги вытянут.
 Пружинящий бег.
 Поскоки с продвижением назад (спиной).
Тематическое планирование
№

Название раздела

Количество часов

1
2
3

Упражнения на ориентировку в пространстве
Ритмико-гимнастические упражнения
Упражнения
с
детскими
музыкальными
инструментами

6
9
5

4
5

Игры под музыку
Танцевальные упражнения
Итого

6
8
34

Музыкальные произведения используемые на уроках
Круговой галоп. Венгерская народная мелодия.
Кадриль. Русская народная мелодия.
Бульба. Белорусская народная мелодия.
Узбекский танец. Музыка Р. Глиэра.
Грузинский танец «Лезгинка».
Материально – техническое обеспечение
• Магнитофон
• Погремушки
• Свистульки
• Деревянные ложки
• Скакалки, мячи, обручи.
Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса
1. АООП обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями), 5-9 классы.
2. Примерные рабочие программы по учебным предметам и коррекционным
курсам образования обучающихся с умственной отсталостью, вариант 1, - М.:
Просвещение, 2018. – 544 с.
3. Колодницкий Г.А. «Физическая культура. Ритмические упражнения,
хореография и игры»: метод. пособие. - Москва, Дрофа, 2003 г.
4. Кузнецов В.С., Колодницкий Г.А. «Методика обучения основным видам
движений на уроках физической культуры в школе». - Москва: Гуманит. изд.
центр ВЛАДОС, 2003. - 612 г.
5. «Игровые и рифмованные формы физических упражнений». Автор-составитель
С.А. Авилова, Т.В. Калинина. (-Волгоград: Учитель, 2008)
Тематическое планирование « Ритмика»
1 класс (33 часа)
Тема урока

Количество
часов
Упражнения на ориентировку в пространстве 6 ч.

1
2
3
4

Игра « Кто внимательный»
Игра « Кто за кем стоит»
Игра « Что, где?», « Встань, где скажу»
Игра « Найди меня», «Где звонит колокольчик?»

1
1
1
1

5
6

Игра на ковре « Назови, что справа (слева), перед (за) тобой»
Игра « Кто, где стоит?»

7
8
9
10
11
12
13
14
15
16

Игра « Японские жмурки»
Игра « Найди игрушку»
Упражнения на развитие общей моторики;
Упражнения на развитие мелкой моторики
Общеразвивающие упражнения
Упражнения на выработку осанки
Упражнения на активизацию речи
Упражнения, для расслабления и напряжения мышц
Упражнения на координацию движений
Упражнения на расслабление мышц

1
1

Ритмико-гимнастические упражнения 10ч.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Упражнения с детскими музыкальными инструментами 6ч.
17
18
19
20
21
22

Круговые движения кистью.
Движения кистей и пальцев рук в разном темпе
Упражнения, активизирующие внимание
Выполнение несложных упражнений, под разные мелодии
Рисование пальчиками под музыку
Прослушивание различных тематических мелодий

1
1
1
1
1

Игры под музыку 6 ч.
23
24
25
26
27
28

«Игровой модный рок»
Игра «Встаньте в круг по ...»
Игра «Запрещённое движение»
Игра «Кто первый?» (со скакалкой)
Танцевальная игра «Как мы умеем танцевать»
Танцевальная игра «Танец встреч и расставаний»

29
30
31
32
33

Упражнение для кистей рук. Игры под музыку
Широкий, высокий бег
Сильные и слабые подскоки,
Боковой галоп
Танцы и пляски

1
1
1
1
1
1

Танцевальные упражнения 5 ч.
1
1
1
1
1

Тематическое планирование « Ритмика»
2 класс (34 часа)
Тема урока

Количество
часов
Упражнения на ориентировку в пространстве 6 ч.

1
2
3
4
5
6

Игра « Кто, где стоит?»
Игра « Найди меня»
Игра « Что, где?», « Встань, где скажу»
Игра « Найди меня», «Где звонит колокольчик?»
Игра на ковре « Назови, что справа (слева), перед (за) тобой»
Игра « Кто внимательный»

7
8

Игра « Японские жмурки»
Игра « Найди игрушку»

1
1
1
1
1
1

Ритмико-гимнастические упражнения 10ч.
1
1

9
10
11
12
13
14
15
16

Упражнения на развитие общей моторики;
Упражнения на развитие мелкой моторики
Общеразвивающие упражнения
Упражнения на выработку осанки
Упражнения на активизацию речи
Упражнения, длярасслабление или напряжение мышц
Упражнения на координацию движений
Упражнения на расслабление мышц

1
1
1
1
1
1
1
1

Упражнения с детскими музыкальными инструментами 6ч.
17
18
19
20
21
22

Круговые движения кистью.
Движения кистей и пальцев рук в разном темпе
Упражнения, на внимание
Выполнение упражнений, под разные мелодии
Рисование пальчиками под музыку
Прослушивание различных тематических мелодий

23
24
25
26
27
28

«Игровой модный рок»
Игра «Встаньте в круг по ...»
Игра «Запрещённое движение»
Игра «Кто первый?» (со скакалкой)
Танцевальная игра «Как мы умеем танцевать»
Танцевальная игра «Танец встреч и расставаний»

1
1
1
1
1

Игры под музыку 6 ч.
1
1
1
1
1
1

Танцевальные упражнения 6 ч.
29
30
31
32
33
34

Упражнение для кистей рук. Игры под музыку
Широкий, высокий бег
Сильные и слабые подскоки.
Боковой галоп
Работа в группах, парах
Танцы и пляски

1
1
1
1
1
1

Тематическое планирование « Ритмика»
3 класс (34 часа)
Тема урока

Количество
часов
Упражнения на ориентировку в пространстве 6 ч.

1
2
3
4
5
6

Игра « Кто, где стоит?»Т.Б на уроке.
Игра « Найди меня»
Игра « Что, где?», « Встань, где скажу»
Игра « Найди меня», «Где звонит колокольчик?»
Игра на ковре « Назови, что справа (слева), перед (за) тобой»
Игра « Кто внимательный»

1
1
1
1
1
1

Ритмико-гимнастические упражнения 10ч.
7
8
9
10
11
12

Игра « Японские жмурки»
Игра « Найди игрушку»
Упражнения на развитие общей моторики;
Упражнения на развитие мелкой моторики
Общеразвивающие упражнения
Упражнения для осанки

1
1
1
1
1
1

13
14
15
16

Упражнения на активизацию речи
Упражнения, на расслабление или напряжение мышц
Упражнения на координацию движений
Упражнения на расслабление мышц

1
1
1
1

Упражнения с детскими музыкальными инструментами 6ч.
17
18
19
20
21
22

Круговые движения кистью.
Движения кистей и пальцев рук в разном темпе
Упражнения, на внимание
Выполнение упражнений, под разные мелодии
Рисование пальчиками под музыку
Прослушивание различных тематических мелодий

1
1
1
1
1

Игры под музыку 6 ч.
23
24
25
26
27
28

«Игровой модный рок»
Игра «Встаньте в круг по ...»
Игра «Запрещённое движение»
Игра «Кто первый?» (со скакалкой)
Танцевальная игра «Как мы умеем танцевать»
Танцевальная игра «Танец встреч и расставаний»

1
1
1
1
1
1

Танцевальные упражнения 6 ч.
29
30
31
32
33
34

Упражнение для кистей рук. Игры под музыку
Широкий, высокий бег
Сильные и слабые подскоки.
Боковой галоп
Работа в группах, парах
Танцы и пляски

1
1
1
1
1
1

Тематическое планирование « Ритмика»
4 класс (34 часа)
Тема урока

Количество
часов
Упражнения на ориентировку в пространстве 6 ч.

1
2
3
4
5
6

Игра « Кто, где стоит?» Т.Б на уроке.
Игра « Найди меня»
Игра « Что, где?», « Встань, где скажу»
Игра « Найди меня», «Где звонит колокольчик?»
Игра на ковре « Назови, что справа (слева), перед (за) тобой»
Игра « Кто внимательный»

1
1
1
1
1
1

Ритмико-гимнастические упражнения 10ч.
Игра « Японские жмурки»
Игра « Найди игрушку»
Упражнения на развитие общей моторики;
Упражнения на развитие мелкой моторики
Общеразвивающие упражнения
Упражнения на выработку осанки
Упражнения на активизацию речи
Упражнения, направленные на расслабление или напряжение
мышц
15 Упражнения на координацию движений
7
8
9
10
11
12
13
14

1
1
1
1
1
1
1
1
1

16 Упражнения на расслабление мышц

1

Упражнения с детскими музыкальными инструментами 6ч.
17
18
19
20
21
22

Круговые движения кистью.
Движения кистей и пальцев рук в разном темпе
Упражнения, активизирующие внимание
Выполнение упражнений, под разные мелодии
Рисование пальчиками под музыку
Прослушивание различных тематических мелодий

1
1
1
1
1

Игры под музыку 6 ч.
23
24
25
26
27
28

«Игровой модный рок»
Игра «Встаньте в круг по ...»
Игра «Запрещённое движение»
Игра «Кто первый?» (со скакалкой)
Танцевальная игра «Как мы умеем танцевать»
Танцевальная игра «Танец встреч и расставаний»

29
30
31
32
33
34

Упражнение для кистей рук. Игры под музыку
Широкий, высокий бег
Сильные и слабые подскоки.
Боковой галоп
Работа в группах, парах
Танцы и пляски

1
1
1
1
1
1

Танцевальные упражнения 6 ч.
1
1
1
1
1
1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».