РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ Министерство образования и молодежной политики Свердловской области Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области «Камышловский гуманитарно-технологический техникум» структурное подразделение школа-интернат, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы Рабочая программа учебного курса «Русский язык» для обучающихся 2 класса (АООП НОО 1 вариант) Пояснительная записка Основной целью курса являются формирование и совершенствование знаний, умений, навыков, владение языком в разных сферах речевого общения. Задачи обучения русскому языку: научить обучающихся правильно и осмысленно читать доступный их пониманию текст; выработать элементарные навыки грамотного письма; повысить уровень общего и речевого развития обучающихся; научить последовательно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме; формировать нравственные качества. Наряду с этими задачами на занятиях решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности обучающихся. Место учебного предмета «Русский язык» в учебном плане Предмет «Русский язык» входи в обязательную часть предметной области «Язык и речевая практика». На изучение предмета «Русский язык» во 2 классе отводится 3 часа в неделю и 102 часа в год. Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета «Русский язык» Осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга. Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей. Положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию. Целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей. Понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе. Готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе. Предметные результаты освоения учебного предмета «Русский язык» в конце 2 класса Достаточный уровень дифференцировать на слух и в произношении звонкие и глухие, [р] - [л]. свистящие и шипящие, твёрдые и мягкие согласные; правильно обозначать их соответствующими буквами на письме (в сильной позиции); определять значение слов, соотнося их с картинками; делить слова на слоги; группировать слова-названия предметов и названия действий; приводить в качестве примеров слова этих категорий: списывать по слогам с рукописного и печатного текстов; грамотно писать по памяти словарные слова; писать под диктовку слова и предложения из слов, написание которых не расходится с произношением (8-10 слов) минимальный уровень различать сходные по начертанию буквы; называть предметы на картинках и подбирать к ним названия действий; составлять предложение по действию или по картинке с помощью учителя; списывать по слогам слова с рукописного и печатного текстов; составлять буквенную схему слои типа шар, суп, Мила; делить слова на слоги; 1 • писать под диктовку буквы, слоги и слова (из 3—4 букв), написание которых не расходится с произношением (6 слов). Содержание учебного предмета «Русский язык» во 2 классе Звуки и буквы. Соотношение звука и буквы, различение звуков и букв. Буквы, сходные по начертанию, их различение. Наша речь. Слово, слог как часть слова, предложение, текст. Слова, отличающиеся одним звуком, последовательностью и количеством звуков в слове. Слова со стечением согласных. Составление предложений из двух-трех слов. Звуки и буквы - Звуки гласные и согласные, их различение. - Гласные ударные и безударные. Их различение в двусложных словах. Постановка знака ударения. - Слова с гласной э. - Слова с буквами и и й, их различение. - Слова с гласными и, е, ю, я в начале слова и после гласных. - Согласные звонкие и глухие, артикулярном сходные (р — л), свистящие и шипящие, аффрикаты, их различение на слух и в произношении. Написание слов с этими согласными. - Согласные твердые и мягкие, их различение на слух и в произношении. Обозначение мягкости согласных буквами и, е, ю, я. - Буква ь для обозначения мягкости согласных в конце слова. - Практические упражнения в чтении и написании слов с разделительными ь и ъ. Слово - Изучение слов, обозначающих предметы: · называние предметов и различение их по вопросам кто? что?; · называние одного предмета и нескольких одинаковых предметов (стол — столы; рама — рамы); · различение основных частей хорошо знакомых предметов (стул — спинка, сиденье, ножки); · сравнение двух предметов и определение признаков различия и сходства (стакан — кружка, кушетка — диван). - Умение различать слова по их отношению к родовым категориям (игрушка, одежда, обувь и др.). - Большая буква в именах, фамилиях людей, в кличках животных. - Изучение слов, обозначающих действия: · называние действий предметов по вопросам что делает? что делают? · группировка действий по признаку их однородности (кто как голос подает, кто как передвигается); · различение предметов по их действиям (птица летает, а рыба плавает); · умение согласовывать обозначающими предметы. слова, обозначающие действия, со словами, - Знакомство с предлогом как отдельным словом (в, из, на, у, с). Раздельное написание предлога со словом, к которому он относится (под руководством учителя). - Правописание слов с непроверяемыми написаниями в корне, взятых из словаря учебника. Предложение - Практическое знакомство с построением простого предложения: · составление предложения по вопросу, картинке, на тему, предложенную учителем; · закачиванием начатого предложения (Собака громко...); · составление предложения из слов, данных в нужной форме вразбивку; · выделение предложения из текста. - Написание прописной буквы в начале предложения и точки в конце предложения. Связная письменная речь - Расположение двух-трех коротких предложений в последовательном порядке (по картинкам или после устного разбора с учителем). - Составление подписей к серии из двух-трех сюжетных картинок. Правильное использование существительного. личных местоимений вместо имени Письмо и чистописание - Совершенствование техники письма. · Письмо строчных и прописных букв, соединение их в слова. · Выполнение с помощью учителя письменных упражнений по учебнику в соответствии с заданием. · Списывание рукописного и печатного текстов по слогам. Проверка слов путем орфографического проговаривания. · Письмо под диктовку простых по структуре предложений, состоящих из слов, написание которых не расходится с произношением; списывание слов со вставкой пропущенных букв. · Списывание предложений с дополнением пропущенных слов по картинкам. · Выписывание слов, начинающихся с определенной буквы, определенного слога и т. д. · Составление под руководством учителя из букв разрезной азбуки слов — подписей под предметными рисунками и их запись; составление и запись предложений из трех-четырех данных вразбивку слов. · Запись коротких предложений, составленных с помощью учителя в связи с чтением, работой по картинкам и с календарем природы. Устная речь - Повторение пройденного за год. · Составление простых распространенных предложений по вопросам учителя на основе демонстрируемого действия, по предметным и сюжетным картинкам, на предложенную тему. · Правильное употребление форм знакомых слов при ответах на вопросы и составление предложений. Использование предлогов у, к, с и некоторых наречий. · Связное высказывание по предложенному плану в виде вопросов (3—4 пункта). Список слов, правописание которых обучающиеся должны усвоить: Барабан, береза, ветер, воробей, ворона, горох, дежурный, заяц, здесь, капуста, карандаш, коньки, корова, лопата, машина, молоко, морковь, мороз, Москва, огурец, орех, отец, пальто, пенал, помидор, рабочий, ребята, сахар, собака, стакан, тарелка, тетрадь, теперь, топор, улица, учитель. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение Э.В.Якубовская, Я.В.Коршунова частях.М.Просвещение-2018. учебник для ОО, реализующих АООП в 2 Аксенова А.К. Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе: учеб. для студ.дефектол. фак. педвузов. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004. - 316 с. Аксенова А.К. Сборник диктантов для вспомогательной школы (I – IV классы). М., «Просвещение», 1968г. Раздаточный материал по предмету Алфавит (магнитный, в картинках, орфографический). Тематическое планирование № п/п 1-2 3-4 5 6-7 8-9 10 11-12 13-14 15 16 17 18 19 20 21 22 23-24 1 2 3-4 5 Раздел, тема урока раздел «Повторение. Звуки и буквы » Выделение звука и буквы в слове Предмет и слово, называющее предмет Правило записи предложения Предложение и его схема Распространение предложений Составление предложений с данным словом раздел «Звуки и буквы» Гласные звуки и буквы Согласные звуки и буквы раздел «Различение слов, сходных по звуковому составу» Слова, которые различаются одним звуком Слова, которые различаются количеством звуков Слова, которые различаются последовательностью звуков раздел «Ударение в словах» Знакомство со знаком ударения Выделение ударного гласного в слове Подготовка к контрольной работе Контрольная работа «Звуки и буквы. Ударение » Работа над ошибками раздел «Слог» Деление слов на слоги раздел «Слог» Гласные в образовании слогов Деление слов со звуком и-й на слоги Перенос слов по слогам раздел «Парные звонкие и глухие согласные» Кол-во часов 2 2 1 2 2 1 2 2 1 1 1 1 1 1 1 1 2 1 1 2 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 1-2 3 4 5 6 7 8 9 10 11-12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 Различение Б-П Различение В-Ф Различение Г-К Различение Д-Т Различение Ж-Ш Различение З-С Различение звонких и глухих согласных Контрольное списывание раздел «Шипящие и свистящие согласные» Шипящие согласные Свистящие согласные Различение свистящих и шипящих согласных раздел «Гласные буквы е, ё, ю, я в начале слова или слога» Буква Е в начале слова или слога Буква Ё в начале слова или слога Буква Ю в начале слова или слога Буква Я в начале слова или слога Подготовка к контрольной работе Контрольная работа «Парные звонкие и глухие согласные. Перенос слов по слогам» Работа над ошибками Буквы Е, Ё, Ю, Я в начале слова или слога Повторение Повторение раздел «Твердые и мягкие согласные» Гласные ы-и после твердых и мягких согласных Гласные о-ё после твердых и мягких согласных Гласные у-ю после твердых и мягких согласных Гласные а-я после твердых и мягких согласных Гласная Е после мягких согласных Различение твердых и мягких согласных раздел «Мягкий знак на конце слова» Буква ь для обозначение мягкости согласных на конце слова Письмо слов с мягкими согласными на конце Различение твердых и мягких согласных на конце слова Словарь раздел «Слово» Предмет и его название Название предметов, отвечающих на вопрос что? Название частей предмета Различение сходных предметов и их названий Обобщающее слово к группе однородных предметов Название предметов, отвечающие на вопрос кто? Обобщающее слово к группе однородных предметов Слова, отвечающие на вопросы кто? и что? слова, обозначающие один и несколько одинаковых предметов раздел «Большая буква в именах и фамилиях людей, кличках животных» Большая буква в именах людей Большая буква в именах и фамилиях людей Подготовка к контрольной работе 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 1 1 1 1 1 1 1 1 2 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 26 27 28 29 30 1 2 3-4 5-6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17-18 19 20 21 22 23-24 Контрольная работа «Слово. Твердые и мягкие согласные» Работа над ошибками Большая буква в кличках животных Большая буква в именах и фамилиях людей, кличках животных Повторение раздел «Название действий» Действие и его название. Название действий, отвечающие на вопрос что делает? Название действий, отвечающие на вопрос что делают? Подбор названий действий к названиям предметов Различение названий действий по вопросам раздел «Предлоги» Предлог как отдельное слово Употребление предлогов в предложении раздел «Слова с непроверяемыми гласными» Выделение трудной гласной в словах Написание гласных в словах-родственниках раздел «Предложение» Выделение предложения из текста Правила записи предложения Предложение и его схема Различение набора слов и предложения Порядок слов в предложении Завершение начатого предложения Составление предложений по предметной картинке Предложения –вопросы и предложения-ответы Подготовка к контрольной работе Контрольная работа Работа над ошибками Повторение 1 1 1 1 1 1 1 2 2 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 1 1 1 1 2