Речевая практика 2 класс (НОО 1 вариант)

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области

«Камышловский гуманитарно-технологический техникум»
структурное подразделение
школа-интернат, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы

Рабочая программа
учебного курса «Речевая практика»
для обучающихся 2 класса
(АООП НОО 1 вариант)

Пояснительная записка
Цель учебного предмета «Речевая практика» - развитие речевой коммуникации
школьников с нарушениями интеллекта для осуществления общения с
окружающими людьми. Основной формой организации деятельности детей на
уроках речевой практики является речевая ситуация (тематическая ролевая игра),
позволяющая воспроизвести базовые условия естественного общения. Речевые
навыки, сформированные в речевых ситуациях, переносятся в спонтанное общение.
Задачи раздела «Речевая практика»:
Ускорить процесс овладения разговорной речью на основе коррекции всех
составляющих речевой акт компонентов;
Помочь детям ускорить и обобщить имеющийся у них речевой опыт:
Улучшить качественные характеристики устной речи, как звукопроизношение,
темп, ритм, дикция, интонация, выразительность;
Способствовать совершенствованию речевого опыта учащихся.
Корригировать и обогащать языковую базу устных высказываний детей
Учить строить устные связные высказывания; Воспитывать культуру речевого
общения.
Место учебного предмета «Речевая практика» в учебном плане
Предмет «Речевая практика» входит в обязательную часть предметной области
«Язык и речевая практика» на изучение предмета во 2 классе отводится 2 часа в
неделю, 68 часов в год. Учебный предмет «Речевая практика» включает в себя 4
раздела с постепенным расширением и усложнением учебного материала.
Личностные результаты освоения учебного предмета «Речевая практика»
 Осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы,
обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга;
 Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем,
принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
 Положительное отношение к окружающей действительности, готовность к
организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию;
 Целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его
природной и социальной частей;
 Понимание личной ответственности за свои поступки на основе
представлений об этических нормах и правилах поведения в современном
обществе;
 Готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе;

Предметные результаты освоения учебного предмета «Речевая практика» в конце 2
класса
Обучающиеся должны уметь:
1. Выполнять задания словесной инструкции,
2. Различать громкую и щепотную речь, менять темп речи, использовать
вопросительную интонацию в отработанных речевых ситуациях.
3. Называть предметы и действия, соотносить их с картинками
, 4. Внятно выражать просьбы, употреблять «вежливые слова»,
5. Соблюдать правила речевого этикета при встрече и прощании,
6. Сообщать свое имя, фамилию, имена родственников, имена и отчества учителей
и воспитателей,
7. Называть свою улицу,
8. Участвовать в ролевых играх,
9. Слушать сказку или рассказ и уметь отвечать на вопросы с опорой на
иллюстрационный материал.
Минимальный и достаточный уровни усвоения предметных результатов по
учебному предмету «Речевая практика» на конец обучения в младших классах
Минимальный уровень:
формулировка
выражений;

просьб

и

желаний

с

использованием

этикетных

слов

и

участие в ролевых играх в соответствии с речевыми возможностями;
восприятие на слух сказок и рассказов; ответы на вопросы учителя по их
содержанию с опорой на иллюстративный материал;
выразительное произнесение чистоговорок, коротких стихотворений с опорой на
образец чтения учителя;
участие в беседах на темы, близкие личному опыту ребенка;
ответы на вопросы учителя по
просмотренных радио- и телепередач.

содержанию

прослушанных

и/или

Достаточный уровень:
понимание содержания небольших
стихотворений; ответы на вопросы;

по

объему

сказок,

рассказов

и

понимание содержания детских радио - и телепередач, ответы на вопросы
учителя;

выбор правильных средств интонации с опорой на образец речи учителя и
анализ речевой ситуации;
активное участие в диалогах по темам речевых ситуаций;
высказывание своих просьб и желаний; выполнение речевых действий
(приветствия, прощания, извинения и т. п.), используя соответствующие
этикетные слова и выражения;
участие в коллективном составлении рассказа или сказки по темам речевых
ситуаций;
составление рассказов с опорой на картинный или картинно-символический
план.
Состав базовых учебных действий обучающихся:
Базовые учебные действия, формируемые у младших школьников, обеспечивают,
с одной стороны, успешное начало школьного обучения и осознанное отношение к
обучению, с другой — составляют основу формирования в старших классах более
сложных действий, которые содействуют дальнейшему становлению ученика как
субъекта осознанной активной учебной деятельности на доступном для него уровне.
Личностные действия:


осознание себя как ученика, формирование интереса (мотивации) к учению,
как одноклассника, друга;



положительное отношение к окружающей действительности осознание языка
как основного средства человеческого общения;



понимание того, что правильная устная речь – это показатель индивидуальной
культуры человека;



способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;



развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях;



формирование умение проявлять эмоции в процессе чтения и пересказа
произведений, выражать эмоции в мимике, жестах, экспрессивности
высказываний;



осваивать положительный и позитивный стиль общения со сверстниками и
взрослыми в школе и дома.
Регулятивные действия:



входить и выходить из учебного помещения со звонком;



ориентироваться в пространстве класса;



пользоваться учебной мебелью;



адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку,
вставать и выходить из-за парты и т.д.);



работать с учебными принадлежностями (учебник, наглядный материал,
материал для театрализованных постановок) и организовывать рабочее место
под руководством учителя;



принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать
предложенному плану и работать в общем темпе с помощью учителя;



работать в группе, в паре;



участвовать в деятельности на уроках речевой практики, контролировать и
оценивать свои действия и действия одноклассников с помощью учителя.
Познавательные действия:



выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов;



делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном
материале;



пользоваться знаками, символами, предметами – заместителями;



читать;



писать;



наблюдать; работать с информацией (понимать изображение, текст, устное
высказывание, элементарное схематическое изображение, предъявленные на
бумажных, электронных и других носителях) под руководством и с помощью
учителя.

Коммуникативные действия:


вступать в контакт и работать в коллективе (учитель – ученик, ученик –
ученик, ученик – класс, учитель - класс);



отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу;



использовать
принятые
ритуалы
одноклассниками и учителем.

социального

взаимодействия

с

Содержание учебного предмета «Речевая практика» во 2 классе
№
1.

2.

3.

4.

Раздел
Аудирование

Содержание
Развитие у детей у детей способности воспринимать и
понимать обращенную к ним речь.
Слушание и
запоминание ряда речевых комплексов и слов (2 слога, 2 –
3 слова). Слоги и слова с рядом свистящих и шипящих
звуков, дифференциация свистящих и шипящих звуков.
Слоги и односложные слова со стечением двух – трех
согласных. Слова, близкие по звучанию.
. Дикция и выразительность Отработка у школьников четкости
произношения,
речи
эмоциональной выразительности речи. Голос, сила голоса.
Индивидуальные и хоровые упражнения с использованием
силы голоса. Мимика и жесты. Лицо, выражение лица.
Практическое использование мимики в речевых ситуациях.
Подготовка речевой ситуации и В содержание раздела входит перечень лексических тем и
организация высказывания.
речевых ситуаций по названным темам, связанных со
школьной жизнью и бытом детей, их играми,
взаимоотношениями с окружающими. Тематика речевых
ситуаций: игры детей, моя семья, доктор Айболит,
Мойдодыр, юный художник, разговор по секрету, я в
зеркале, разговор с игрушкой, в гостях у бабушки, на
школьной перемене, любимое занятие и др. Рассказ и не
рассказ, тема рассказа, ее обсуждение. Заголовок к речевой
ситуации. Активизация, обогащение, уточнение словаря по
теме. Составление предложений с опорой на заданную
синтаксическую конструкцию. Фиксация символами
каждого предложения. Составление из символов связного
высказывания из 3 – 5 предложений. Использование
личных местоимении вместо существительного для связи
предложений в тексте. Использование известных, новых
слов в ролевой игре по теме.

Культура общения.

Проведение специальной работы по обогащению речи
учащихся словами, оборотами, служащими для выражения
благодарности,
просьбы,
приветствия.
Выражение
благодарности. Вежливые слова. Тон речи. Речевое
внимание к собеседнику. Поведение собеседников в ходе
беседы. Тренировочные упражнения на готовом речевом
материале.

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
С.В. Комарова. Устная речь. 2 класс. Учебник для специальных (коррекционных)
образовательных учреждений VIII вида. Москва, «Просвещение», 2013 год.
Методический комплект для учителя.


«Программы
специальных
(коррекционных)
образовательных
учреждений VIII вида 0 – 4 классы» под редакцией И.М. Бгажноковой Москва «Просвещение»,2011 год.



А. К. Аксёнова. Методика обучения русскому языку во вспомогательной
школе (Развитие речи). М.: ВЛАДОС, 2002



Н.Е. Богусловская, Н.А. Купина Веселый этикет (развитие коммуникативных
способностей ребёнка). Екатеринбург АРД ЛТД 1997 год.



Л.В. Гангнус Азбука вежливости. Москва. «Педагогика» 1988 год.

Методика: В. В. Базарного «Педагогика здорового развития».
Элементы педагогических технологий: Е. Д. Худенко «Коррекционно - развивающее
обучение».
Печатное оборудование: наборы предметных и сюжетных картинок в соответствии
с изучаемыми темами.
Наборы игрушек: плоскостные игрушки, настольные игры в соответствии с
изучаемыми темами.
Технические средства обучения: компьютер, колонки.
Интернет
ресурсы: http://nsportal.ru/, http://infourok.ru/, http://www.uchportal.ru/,http://pedsovet.su
/, http://www.proshkolu.ru/, http://www.myshared.ru/, http://www.pedlib.ru/,http://www.v
iki.rdf.ru/, http://www.festival.1september.ru/, http://www.metodiki.ru/,http://www.nachal
ka.ucoz.ru/, http://www.happy-kids.ru/.

Тематическое планирование
Раздел, тема урока
раздел «Добро пожаловать!»
Добро пожаловать
У нас новая ученица, ученик
Кто нас лечит и кормит
Правила для школьника
Дежурим с другом (подругой)
«Ура! Перемена!»
раздел «Истории о лете»
Я расскажу вам, где отдыхал
Летние игры
Слушаем, играем в сказку «Три поросенка»
Коллективное рассказывание сказки «Три поросенка»
Представление сказки «Три поросенка»
раздел «Расскажи мне о школе!»
Кабинеты школы
Как я собираю портфель в школу, школьную форму
Повторение
Раздел «Алло, алло!»
Организация речевой ситуации «Правила разговоров по телефону»
Организация речевой ситуации «Разговор по телефону»
Организация речевой ситуации «Звонок по телефону по номеру 101»
Организация речевой ситуации «Звонок по телефону по номеру 102»
Организация речевой ситуации «Звонок по телефону по номеру 103»
Организация речевой ситуации «Звонок по телефону по номеру 104»
Организация речевой ситуации «Звонок по телефону по номеру 112»
раздел «С днем рождения!»
Организация речевой ситуации «Сегодня мой день рождения! Я принимаю
поздравления»
Организация речевой ситуации «Я приглашаю гостей на день рождение»
Организация речевой ситуации «Мне дарят подарки»
Организация речевой ситуации «Кому какие подарки дарить»
раздел «Игры и игрушки»
Игрушки
«Моя любимая игрушка»
«Магазин игрушек»
«Уложим куклу спать»
«Мы уже не малыши»
раздел «Готовим новогодний праздник»
Готовимся к празднику
Организация речевой ситуации «Новогодние чудеса»
Организация речевой ситуации «Новогодние поздравления»
Повторение
раздел «Дежурство»
Организация речевой ситуации «Распределение обязанностей между
дежурными по классу, по столовой»
Составление рассказа о дежурстве
раздел «У меня есть щенок!»

Количество
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1

Организация речевой ситуации «О домашних питомцах»
Знакомство со стихотворением С. Михалкова «Мой щенок»
Организация речевой ситуации «Я должен ухаживать и следить за своим
питомцем»
Организация речевой ситуации «Похождения домашнего питомца»
раздел «Играем в сказку»
Знакомство со сказкой «Красная Шапочка»
Коллективное рассказывание сказки «Красная шапочка»
Представление сказки «Красная шапочка»
Знакомство со сказкой «Три медведя»
Коллективное рассказывание сказки «Три медведя»
Инсценировка сказки «Три медведя»
раздел «Я дома»
В воскресенье все дома
Организация речевой ситуации «Наши дела в выходной день»
раздел «Зимняя прогулка»
Зимняя одежда
Зимние забавы
Организация речевой ситуации «Мы катаемся с горы»
Организация речевой ситуации «Мы лепим снеговика» .
раздел «Мои товарищи в школе»
Организация речевой ситуации «Играем во дворе»
Организация речевой ситуации «Не надо больше ссориться»
Организация речевой ситуации «Дружат в нашем классе девочки и
мальчики»
Организация речевой ситуации «Наш товарищ заболел»
раздел «Мир природы»
«К нам весна шагает…»
Первоцветы
Весенняя прогулка. Составление рассказа о весне по впечатлениям о
прогулке
раздел «Мойдодыр»
Организация речевой ситуации «Режим дня школьника»
раздел «Я за порогом дома».
Организация речевой ситуации Садитесь, пожалуйста! (Поведение в
автобусе)
Организация речевой ситуации «Мы не знаем, как пройти, Как быть?»
раздел «Я иду в кружок».
Организация речевой ситуации «Я хочу себя развивать»

2
1
1

Организация речевой ситуации «Кто со мной?»
Организация речевой ситуации «Впечатления о посещения кружка»
раздел «Мир природы»
Здравствуй лето!
Повторение

1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1

1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».