Ручной труд 2 класс (НОО 1 вариант)

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области

«Камышловский гуманитарно-технологический техникум»
структурное подразделение
школа-интернат, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы

Рабочая программа
учебного курса «Ручной труд»
для обучающихся 2 класса
(АООП НОО 1 вариант)

Пояснительная записка
Цели:
• развитие самостоятельности обучающихся при выполнении трудовых заданий;
• подготовка обучающихся к профессионально - трудовому обучению.
Обучение труду в младших классах направлено на решение следующих задач:

воспитание положительных качеств личности ученика (трудолюбия,
настойчивости, умения работать в коллективе и т. д.);


уважение к людям труда;


сообщение элементарных знаний по видам труда, формирование
трудовых
качеств,
обучение
доступным
приемам
труда,
развитие
самостоятельности в труде, привитие интереса к труду;

формирование организационных умений в труде — вовремя приходить
на занятия, организованно входить в класс, работать только на своем рабочем
месте, правильно располагать на нем материалы и инструменты, убирать их по
окончании работы, знать и выполнять правила внутреннего распорядка и
безопасной работы, санитарно-гигиенические требования.
Наряду с этими задачами на занятиях трудом в школах, реализующих
адаптированные основные общеобразовательные программы, решаются и
специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности
школьников.
Коррекционная работа выражается в формировании умений:


ориентироваться в задании (анализировать объект, условия работы);


предварительно планировать ход работы над изделием (устанавливать
логическую последовательность изготовления поделки, определять приемы работы
и инструменты, нужные для их выполнения);

контролировать свою работу (определять
результатов, оценивать качество готовых изделий).

правильность

действий

и

В процессе трудового обучения осуществляется исправление недостатков
познавательной
деятельности:
наблюдательности,
воображения,
речи,
пространственной ориентировки, а также недостатков физического развития,
особенно мелкой моторики рук.

Вся работа на уроках должна носить целенаправленный характер, способствовать
развитию самостоятельности обучающихся при выполнении трудовых заданий,
подготавливать их к общетехническому труду, который осуществляется на базе
школьных мастерских.
Место учебного предмета в учебном плане
Предмет «Ручной труд» входит в обязательную часть учебного плана раздела
«Технологии». Количество часов: 2 час в неделю; 68 часов в год.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся на конец учебного года
Обучающиеся должны уметь:
Минимальный уровень:
 знание названий некоторых материалов;
 представления об основных свойствах используемых материалов;
 санитарно-гигиенических требований при работе с материалами;
 отбор (с помощью учителя) материалов и инструментов, необходимых для
работы;
 представления о правилах безопасной работы с инструментами;
 понимание значения и ценности труда;
 понимание красоты труда и его результатов;
 понимание значимости организации школьного рабочего места;
 выражение отношения к результатам собственной и чужой творческой
деятельности («нравится»/«не нравится»);
 соблюдения в процессе выполнения трудовых заданий порядка и
аккуратности.
Достаточный уровень:
 экономное расходование материалов;
 планирование (с помощью учителя) предстоящей практической работы;
 осуществление текущего самоконтроля выполняемых практических действий
и корректировка хода практической работы.
Деление обучающихся на группы по возможностям обучения в школе.
Перед школой стоит важная задача создания оптимальных условий обучения,
всестороннего развития обучающихся с нарушением интеллекта, а также
коррекции имеющихся у них недостатков. Организация таких условий
предполагает глубокое знание психологических особенностей обучающихся,
выявление их возможностей. Индивидуальный и дифференцированный подход
предполагает деление обучающихся на группы (по интересам, по
успеваемости).Способность к усвоению учебного материала является одним из
главных критериев при делении обучающихся на группы.

1 группа
Относятся обучающиеся, наиболее успешно овладевающие программным
материалом в процессе фронтального обучения. Большинство заданий ими
выполняется самостоятельно, при выполнении работы, требующей переноса
знаний в новые условия ,они в основном правильно используют имеющийся опыт.
Объяснения им даются относительно обобщенно, на доступном их возможностям
уровне. При выполнении сравнительно сложных видов работ им нужна
активизирующая помощь учителя.
2 группа
Входят дети, также успешно обучающиеся в классе. Однако в ходе обучения они
испытывают несколько большие трудности, чем дети первой группы; они в
основном понимают фронтальное объяснение учителя, неплохо запоминают
изучаемый материал, но без помощи учителя и обобщения и выводы сами делать
не могут. Перенос знаний в новые условия их в основном не затрудняет, но при
этом заметно снижается темп работы, допускаются ошибки, которые могут быть
исправлены с незначительной помощью.
3 группа
Относятся обучающиеся, которые с трудом усваивают программный материал,
нуждаются в разнообразной помощи со стороны учителя. Им трудно определить
главное в изучаемом, отделить его от второстепенного, установить логическую
связь между частями. Далеко не полностью понимая фронтальное объяснение, они
нуждаются в дополнительных конкретных разъяснениях, малосамостоятельные.
Темп усвоения материала у этих обучающихся значительно ниже, чем у других
детей, отнесенных ко второй группе. Их действия необходимо постоянно
корректировать. Однотипные упражнения они выполняют сами, пока не встретятся
с новым видом работ.
Содержание учебного курса
Во 2 классе предусмотрены следующие виды труда:
-

работа с глиной и пластилином;
работа с природными материалами;
работа с бумагой и картоном;
работа с нитками;

Работа с глиной и пластилином. Программа предлагает лепку предметов
различных геометрических форм по образцу (прямоугольных геометрических

форм, брусков, молотка. Лепка чашки цилиндрической формы, изделия
конической формы. Лепка чайной посуды в форме шара. Лепка фигурки
«Медвежонок» из отдельных частей, из целого куска пластилина. Лепка
композиции к сказке «Колобок».
Работа с природными материалами. Предусматривается экскурсии в
природу с целью сбора природного материала (цветов, листьев, сучков и т.д.).
Предлагаются следующие виды работ: изготовление (по образцам)
Изготовление игрушек из желудей, из скорлупы ореха. Аппликация из
засушенных листьев. Изделия из шишек. Композиция из шишки и листьев.
Работа с бумагой и картоном. Учатся (по образцу) создавать такие изделия,
как аппликация из мятой бумаги, складывание фигурок из бумаги.
Изготовление пакета для хранения изделий. Аппликация из обрывной ткани.
Изготовление игрушек в форме шара, бумажного шара из кругов, из бумажных
полос. Аппликация состоящая из геометрических фигур. Изготовление
дорожного знака «Пешеход».
Работа с нитками. На уроках ручного труда – изучение свойства ниток,
применение ниток, виды работ с нитками. Связывание ниток в пучок.
Пришивание пуговиц. Сматывание ниток в клубок.
Работа с тканью. Применение и назначение ткани в жизни людей. Свойства
ткани. Инструменты при работе с тканью. Изготовление игольницы. Правила
хранения игл.
Работа с текстильными материалами. Вышивка . приемы вышивания
нитками.
Работа с тесьмой. Применение тесьмы. Изготовление салфетки с аппликацией
из тесьмы.
Учебно-методический и материально-техническое обеспечение
образовательного процесса
Л. А. Кузнецова «Технология Ручной труд 1 класс». Кузнецовой «Ручной труд»
Москва «Просвещение» 2018 г Учебник для общеобразовательных организаций,
реализующих АООП.
 Наглядные пособия. Коллекция «Виды и сорта ниток» (толстые, тонкие;
шерстяные, хлопчатобумажные). Коллекция «Виды пуговиц».
Оборудование для уроков ручного труда
Работа с глиной и пластилином - подкладной лист, набор пластилина 8 цветов,
стека.

Работа с природными материалами - сбор природного материала в школьном
парке (шишки, листья, веточки, желуди).
Работа с бумагой и картоном - Бумага цветная (разной плотности). Картон
цветной для ручного труда (тонкий). Картон цветной для ручного труда (толстый).
Клеящий карандаш1 шт. Ножницы. Линейка. Угольник с прямым углом.
Работа с нитками - Иглы с удлинённым и широким ушком. Нитки мулине, ирис
(разного цвета) несколько мотков. Нитки для шитья № 40 (разного цвета)
несколько катушек. Ножницы.
Работа с текстильными материалами - вышивка, мулине. Ножницы.
Работа с тесьмой - тесьма. Ножницы.
Тематическое планирование
№
п/п
1-2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
1
2
3
4
5
6
7
8

Тема урока
раздел «Повторение пройденного в 1 классе»
Правила поведения и работы на уроках ручного труда
раздел «Работа с глиной и пластилином»
Глина, пластилин- строительные материалы.
Экскурсия в штукатурно-малярную мастерскую
Изготовление из пластилина брусков
Лепка из пластилина молотка
раздел «Работа с природными материалами»
Экскурсия в природу с целью сбора природного материала
Изготовление игрушек из желудей. Зайчик.
Изготовление игрушек из желудей. Поросенок
Изготовление игрушек из скорлупы ореха. Кораблик.
Изготовление игрушек из скорлупы ореха. Черепаха.
Изготовление игрушек из скорлупы ореха. Рыбка.
раздел «Работа с бумагой»
Виды и сорта бумаги
Подставка для кисти.
Изготовление аппликации из мятой бумаги. Дерево летом
Изготовление аппликации из мятой бумаги. Дерево осенью.
Складывание фигурок из бумаги. Маска собаки.
раздел «Работа с картоном»
Применение, свойства картона
Обведение шаблонов геометрических фигур
Инструменты и материалы для работы с бумагой и картоном. Правила
работы.
Изготовление пакета для хранения изделий
раздел «Работа с нитками»
Свойства ниток. Виды работы с нитками
Связывание ниток в пучок
Пришивание пуговиц с двумя сквозными отверстиями

Кол-во
часов
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

9
10
11
12
13
14
15
16
1

2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
1
2
3
4
5
6
7
8

раздел «Работа с бумагой»
Изготовление аппликации из мятой бумаги. Дерево зимой
раздел «Работа с природными материалами»
Аппликация из засушенных листьев
Рамочка для фотографий из сухих листьев
раздел «Работа с бумагой»
Аппликация из обрывной бумаги. Яблоко.
Аппликация из обрывной бумаги. Рыба.
Изготовление из бумаги игрушек в форме шара из 2 кругов
Изготовление шара из бумажных полос
Изготовление новогодней маски на карнавал.
раздел «Работа с глиной и пластилином»
Применение глины для изготовления посуды. Изделия цилиндрической
формы
Лепка из пластилина чашки цилиндрической формы
Глиняные изделия конической формы
Лепка из пластилина чашки конической формы из 6 пластилиновых
жгутиков.
раздел «Работа с нитками»
Применение ниток
Изготовление фигурки из связанных пучков ниток. Фигурка девочки
раздел «Работа с глиной и пластилином»
Применение глины для изготовления посуды. Изделия в форме шара
Лепка чайной посуды в форме шара. Чайник для заварки.
раздел «Работа с бумагой»
Изготовление аппликации из мятой бумаги. Дерево весной
раздел «Работа с нитками»
Сматывание ниток в клубок
раздел «Работа с глиной и пластилином»
Применение глины для скульптуры
Лепка из пластилина фигурки «Медвежонок» из отдельных частей
Лепка из целого куска пластилина. Фигурки утки
Лепка из целого куска пластилина. Фигурки змея
раздел «Работа с природными материалами»
Изделия из шишек. Фигурки человечков
Изделия из шишек. Фигурка совы
Изделия из шишек. Фигура утки
Изделия из шишек. Фигура журавля.
Изделия из шишек. Фигура лебедя
Композиция из шишки и листьев «Пальма»
раздел «Работа с бумагой и картоном»
Разметка бумаги и картона по линейке
Изготовление предметной аппликации, состоящей из геометрических
фигур. Аппликация «Грузовик»
Аппликация «Автофургон»
раздел «Работа с тканью»
Применение и назначение ткани в жизни людей
Из чего делают ткань. Свойства ткани.
Сорта тканей и их назначение
Раскрой деталей изделия из ткани
Соединение деталей, выкроенных из ткани, прямой строчкой

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

9
10-11
12
13

14
15
16

Изготовление игольницы «Конверт»
раздел «Работа с бумагой и картоном»
Поздравительная открытка « Сказочный цветок»
раздел «Работа с пластилином»
Лепка композиции к сказке «Колобок»
раздел «Работа с бумагой и картоном»
Изготовление композиции к сказке «Колобок» из складных бумажных
фигурок
изготовление из бумаги дорожного знака «Переход»
раздел «Работа с текстильными материалами»
Вышивка
раздел «Работа с тесьмой»
Применение тесьмы

1
2
1
1
1
1
1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».