РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ Министерство образования и молодежной политики Свердловской области Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области «Камышловский гуманитарно-технологический техникум» структурное подразделение школа-интернат, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы Рабочая программа коррекционного курса «Психокоррекционные занятия» для обучающихся 2 класса (АООП НОО 1 вариант) Пояснительная записка Рабочая программа по коррекционному курсу «Психокоррекционные занятия» для обучающихся 2 класса разработана в соответствии: - учебным планом общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на 2021-2022 учебный год 2 классы (I вариант); -на основе адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 1-4 класс (I вариант) - Программы коррекционного курса «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» для учащихся 1-4 классов специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида / Составитель Л.С. Сековец. – Н.Новгород: Издательство «Автосинтез НН», 2005. Коррекционный курс «Психокоррекционные занятия» интегрирует в себе два раздела: психомоторные и сенсорные процессы. Психомоторика – совокупность сознательно управляемых двигательных действий человека, а также «живые» движения человека, составляющие некое единство с мышечным чувством. Психомоторика предназначена для осуществления произвольных движений, целесообразных действий в процессе получения и преобразования информации. Психомоторика имеет определённую специализацию, а именно: - произвольные моторные процессы: движения, действия, поступки; - сенсорные процессы, решающие задачи отражения и регуляции предметных свойств в окружающей действительности. Развитие моторной системы у обучающихся, воспитанников тесно связано с развитием сенсорного опыта. Сенсорные системы (визуальная, слуховая, вестибулярная, соматическая) и двигательную функцию, необходимо рассматривать как единое целое. Сенсомоторная сфера лежит в основе развития познавательный функций, восприятия поступающей информации и накопления социоэмоционального опыта. Поэтому сенсомоторная сфера является важнейшим механизмом, с помощью которого человек входит в окружающую среду, взаимодействует с ней и становится частью её. Проблема психомоторного и сенсорного развития детей с интеллектуальными недостатками рассматривается как одна из существенных при решении задач социально-трудовой адаптации их в специальной (коррекционной) школе и формировании жизненной компетентности. Развитие психомоторики и сенсорных процессов у обучающихся, воспитанников создаёт предпосылку для более полноценного участия их в овладении школьной программой и социальной адаптации в целом. Курс "Развитие психомоторики и сенсорных процессов" наиболее востребован в начальной школе, так как данный период является сенситивным для развития функций эмоционально-волевой регуляции, самоконтроля, учебной мотивации, познавательной активности, коррекции отдельных психических процессов, двигательной расторможенности, координации движений и формирования элементарных сенсорных эталонов. Цель программы: Расширение психосоциальной и эмоциональной компетенции обучающихся через обогащение и развитие психомоторики и сенсорных процессов. Задачи программы. Образовательные: 1.Формировать представление обучающихся о себе и об окружающей действительности. 2. Обогащать сенсорный опыт обучающихся. Коррекционно-развивающие: 1. Совершенствовать общую и мелкую моторику, развивать двигательную сферу обучающихся. 2. Коррегировать психические процессы (восприятие, внимание, память, мышление, воображение), развивать познавательную сферу обучающихся. 3. Развивать социально-эмоциональную и волевую сферы обучающихся. Воспитательные: 1. Способствовать формированию адекватной самооценки, восприятия себя и окружающих. 2. Развивать личностные качества и социальные навыки обучающихся. Описание места учебного курса в учебном плане Данный курс осуществляется с обучающимися 2 класса и рассчитан на 68 часов учебный год, по 2 часа в неделю. Программа носит модульных характер (инвариантная и вариативная части). Инвариантная часть предусматривает темы, направленные на развитие и коррекцию психических процессов, формирование адекватной самооценки, положительной восприятие себя и других, развитие произвольности в социально-эмоциональной сфере. Вариативная часть программы предполагает подбор индивидуальнодифференцированных заданий с учётом психофизических возможностей обучающихся, воспитанников, разработку индивидуального образовательного маршрута для формирования базовых компонентов психомоторного и сенсорного опыта обучающихся, воспитанников. Структура содержания программы представлена 4-мя блоками: - двигательная сфера; - сенсорная сфера; - коррекция психических процессов; - социально-эмоциональное развитие. Принципы построения программы: коррекционная направленность - предусматривает преодоление недостатков психофизического развития обучающихся посредством формирования новых способов познавательной деятельности, общения, поведения и эмоционального реагирования, индивидуально-дифференцированный подход обеспечивает реализацию программы с учётом особенностей обучающихся в процессе коррекционно-развивающей работы, принцип комплексного подхода – способствует развитию сенсомоторных и познавательных процессов, эмоционально-волевой сферы и личности умственно-отсталого школьника в целом, преемственность - обеспечивает взаимосвязь ранее полученных знаний и личного опыта обучающихся. ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ ОБУЧАЮЩИХСЯ 2 КЛАСС Достаточный уровень Обучающиеся должны знать: названия частей тела; расположение кабинетов директора, зам.директора, физкультурного зала, кабинета сенсорного развития; 3 – 4 пальчиковые игры; 3 - 4 подвижные игры; эталоны геометрических фигур; параметры величины; целое больше части; названия пространственных отношений; измерение меры времени; неречевые и речевые звуки. названия и свойства изучаемых предметов. Обучающиеся должны уметь: ориентироваться в схеме собственного тела; выполнять выразительные движения разными частями тела; ориентироваться в пространстве; использовать пространственные характеристики; ощущать напряжение и расслабление пальцев рук; рисовать и обводить по трафарету орнамент из геометрических форм. группировать предметы по форме, величине; делить целое на равные 2- 4 части; располагать предметы по вертикали и горизонтали; определять время по часам; определять звуки по высоте, силе, тембру и воспроизводить ритмический рисунок. узнавать свойства предметов по поверхности, весу и температуре; определять па вкус и по запаху продукты питания, цветы. действовать одновременно с 3 - 4 предметами; заниматься одним видом деятельности в течение 7 - 8 мин запоминать предметы, действия, звуки; уметь классифицировать предметы, сравнивать, делать элементарные обобщения. выделять отличительные особенности внешности других детей; определять по внешним признакам эмоциональные состояния человека, называть их словом; определять качества личности. Минимальный уровень Обучающиеся должны знать: названия частей тела; расположение кабинетов директора, физкультурного зала, кабинета сенсорного развития; 2 пальчиковые игры; 2 подвижные игры; основные геометрические фигуры; неречевые и речевые звуки. Обучающиеся должны уметь: ориентироваться в схеме собственного тела; выполнять движения разными частями тела; ощущать напряжение и расслабление пальцев рук; рисовать и обводить по трафарету отдельные формы. группировать предметы по форме цвету; делить целое на части; действовать одновременно с 1 - 2 предметами; запоминать предметы; уметь классифицировать предметы. определять по внешним признакам эмоциональные состояния человека. Тематическое планирование № 1 2 3 4 Тема Обследование детей, комплектование групп для коррекционных занятий. Ориентирование в схеме собственного тела и названий частей тела. Различение основных направлений пространства в схеме собственного тела. Различение основных направлений пространства относительно собственного тела. Количество часов 2 2 2 2 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 Овладение выразительными движениями. Элементы расслабления. Различение основных направлений пространства относительно определённого предмета. Ориентировка на листе бумаги. Развитие ручной моторики и зрительно-двигательных координаций Различение основных цветов и их оттенков. Группировка предметов по форме. Группировка предметов по величине. Формирование целостного образа предмета Ориентировка во времени. Развитие неречевых и речевых звуков Развитие тактильно-зрительного восприятия и термического чувства. Развитие барического чувства. Развитие чувства обоняния и вкуса. Развитие внимания. Развитие памяти. Сравнение предметов и установление между ними сходства и различия по 2-3 признакам. Обобщающие понятия. Ты и другие в зеркале. Язык эмоций. Один и вместе с друзьями. Учимся честно говорить о поступке. Динамический контроль в рамках промежуточной аттестации. Итого: Учебно-методическое и материально–техническое обеспечение образовательной деятельности по коррекционному курсу «Психокоррекционные занятия» во 2 классе 3 4 1 6 8 2 2 3 2 4 3 2 2 2 2 2 2 2 1 2 1 2 2 68 Для реализации программного содержания используются следующие учебнометодические и материально-технические средства обучения: 1. "Развитие психомоторики и сенсорных процессов". Программа коррекционного курса для учащихся 1-4 классов специальной(коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида. НИРО , 2005. Издательство "Автосинтез НН". 2. Программа курса коррекционных занятий «Развитие психомоторных и сенсорных процессов», авторы Э.Я. Удалова, Л.А. Метиева. (Развитие сенсорной сферы детей. – М.: Просвещение, 2009) 3. Войлокова Е.Ф., Андрухович Ю.В., Ковалева Л.Ю. Сенсорное воспитание дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. – СПб.: КАРО, 2005 4. Забрамная С.Д., Боровик О.В. Практический материал для проведения психологопедагогического обследования детей. – М.: ВЛАДОС, 2005 5. Забрамная С.Д. Ваш ребенок учится во вспомогательной школе. – М.: ПедагогикаПресс, 1993 6. Клюева Н.В., Касаткин Ю.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. – Ярославль: Академия развития, 1996 7. Клюева Н.В., Касаткин Ю.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. – Ярославль: Академия развития, 1996 8. Метиева Л.А., Удалова Э.Я. Развитие сенсорной сферы детей. – М.: Просвещение, 2009 9. Метиева Л.А., Удалова Э.Я. Сенсорное воспитание детей с отклонениями в развитии: Сборник игр и игровых упражнений. – М.: Книголюб, 2008 10. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Исследование особенностей развития познавательной сферы детей дошкольного и младшего школьного возрастов: Диагностический комплект. – М.: АРКТИ, 2001 11. Стребелева Е.А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии / Е.А. Стребелева. – М.: Гуманитарный изд.центр ВЛАДОС, 2005 12. Демонстрационные картинки и иллюстрации различной тематики; 13. Наборы мелких предметов разных цветов, величины, фактуры, цвета; 14. Сыпучий материал; 15. Контурные изображения предметов; 16. Шнуровка; 17. Плоскостные геометрические фигуры; 18. Объемные геометрические фигуры; 19. Трафареты для ободки, штриховки; 20. Карточки основных цветов; 21. Дидактические игры; 22. Игрушки; 23. Конструктор; 24. Компьютер.