Психокоррекционные занятия 2 класс (НОО 1 вариант)

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области

«Камышловский гуманитарно-технологический техникум»
структурное подразделение
школа-интернат, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы

Рабочая программа
коррекционного курса
«Психокоррекционные занятия»
для обучающихся 2 класса
(АООП НОО 1 вариант)

Пояснительная записка
Рабочая программа по коррекционному курсу «Психокоррекционные
занятия» для обучающихся 2 класса разработана в соответствии:
- учебным планом общего образования обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на 2021-2022 учебный год 2
классы (I вариант);
-на основе адаптированной основной общеобразовательной программы
образования
обучающихся
с
легкой
умственной
отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) 1-4 класс (I вариант)
- Программы коррекционного курса «Развитие психомоторики и сенсорных
процессов» для учащихся 1-4 классов специальной (коррекционной)
общеобразовательной школы VIII вида / Составитель Л.С. Сековец. –
Н.Новгород: Издательство «Автосинтез НН», 2005.
Коррекционный курс «Психокоррекционные занятия» интегрирует в
себе два раздела: психомоторные и сенсорные процессы. Психомоторика –
совокупность сознательно управляемых двигательных действий человека, а
также «живые» движения человека, составляющие некое единство с мышечным
чувством. Психомоторика предназначена для осуществления произвольных
движений, целесообразных действий в процессе получения и преобразования
информации.
Психомоторика имеет определённую специализацию, а именно:
- произвольные моторные процессы: движения, действия, поступки;
- сенсорные процессы, решающие задачи отражения и регуляции предметных
свойств в окружающей действительности.
Развитие моторной системы у обучающихся, воспитанников тесно
связано с развитием сенсорного опыта. Сенсорные системы (визуальная,
слуховая, вестибулярная, соматическая) и двигательную функцию, необходимо
рассматривать как единое целое.
Сенсомоторная сфера лежит в основе развития познавательный функций,
восприятия поступающей информации и накопления социоэмоционального
опыта. Поэтому сенсомоторная сфера является важнейшим механизмом, с
помощью которого человек входит в окружающую среду, взаимодействует с
ней и становится частью её.
Проблема психомоторного и сенсорного развития детей с
интеллектуальными недостатками рассматривается как одна из существенных
при решении задач социально-трудовой адаптации их в специальной
(коррекционной) школе и формировании жизненной компетентности.
Развитие психомоторики и сенсорных процессов у обучающихся,
воспитанников создаёт предпосылку для более полноценного участия их в
овладении школьной программой и социальной адаптации в целом.
Курс "Развитие психомоторики и сенсорных процессов" наиболее
востребован в начальной школе, так как данный период является сенситивным
для развития функций эмоционально-волевой регуляции, самоконтроля,
учебной мотивации, познавательной активности, коррекции отдельных

психических процессов, двигательной расторможенности, координации
движений и формирования элементарных сенсорных эталонов.
Цель программы: Расширение психосоциальной и эмоциональной
компетенции обучающихся через обогащение и развитие психомоторики и
сенсорных процессов.
Задачи программы.
Образовательные:
1.Формировать представление обучающихся о себе и об окружающей
действительности.
2. Обогащать сенсорный опыт обучающихся.
Коррекционно-развивающие:
1. Совершенствовать общую и мелкую моторику, развивать двигательную
сферу обучающихся.
2. Коррегировать психические процессы (восприятие, внимание, память,
мышление, воображение), развивать познавательную сферу обучающихся.
3. Развивать социально-эмоциональную и волевую сферы обучающихся.
Воспитательные:
1. Способствовать формированию адекватной самооценки, восприятия
себя и окружающих.
2. Развивать личностные качества и социальные навыки обучающихся.
Описание места учебного курса в учебном плане
Данный курс осуществляется с обучающимися 2 класса и рассчитан на
68 часов учебный год, по 2 часа в неделю.
Программа носит модульных характер (инвариантная и вариативная
части).
Инвариантная часть предусматривает темы, направленные на развитие и
коррекцию психических процессов, формирование адекватной самооценки,
положительной восприятие себя и других, развитие произвольности в
социально-эмоциональной сфере.
Вариативная часть программы предполагает подбор индивидуальнодифференцированных заданий с учётом психофизических возможностей
обучающихся, воспитанников, разработку индивидуального образовательного
маршрута для формирования базовых компонентов психомоторного и
сенсорного опыта обучающихся, воспитанников.
Структура содержания программы представлена 4-мя блоками:
- двигательная сфера;
- сенсорная сфера;
- коррекция психических процессов;
- социально-эмоциональное развитие.
Принципы построения программы:
коррекционная направленность - предусматривает преодоление
недостатков
психофизического
развития
обучающихся
посредством

формирования новых способов познавательной деятельности, общения,
поведения и эмоционального реагирования,
индивидуально-дифференцированный
подход
обеспечивает
реализацию программы с учётом особенностей обучающихся в процессе
коррекционно-развивающей работы,
принцип
комплексного
подхода
–
способствует
развитию
сенсомоторных и познавательных процессов, эмоционально-волевой сферы и
личности умственно-отсталого школьника в целом,
преемственность - обеспечивает взаимосвязь ранее полученных знаний и
личного опыта обучающихся.
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ
ОБУЧАЮЩИХСЯ
2 КЛАСС
Достаточный уровень
Обучающиеся должны знать:
 названия частей тела;
 расположение кабинетов директора, зам.директора, физкультурного
зала, кабинета сенсорного развития;
 3 – 4 пальчиковые игры;
 3 - 4 подвижные игры;
 эталоны геометрических фигур;
 параметры величины;
 целое больше части;
 названия пространственных отношений;
 измерение меры времени;
 неречевые и речевые звуки.
 названия и свойства изучаемых предметов.
Обучающиеся должны уметь:
 ориентироваться в схеме собственного тела;
 выполнять выразительные движения разными частями тела;
 ориентироваться в пространстве; использовать пространственные
характеристики;
 ощущать напряжение и расслабление пальцев рук;
 рисовать и обводить по трафарету орнамент из геометрических
форм.
 группировать предметы по форме, величине;
 делить целое на равные 2- 4 части;
 располагать предметы по вертикали и горизонтали;
 определять время по часам;
 определять звуки по высоте, силе, тембру и воспроизводить
ритмический рисунок.






узнавать свойства предметов по поверхности, весу и температуре;
определять па вкус и по запаху продукты питания, цветы.
действовать одновременно с 3 - 4 предметами;
заниматься одним видом деятельности в течение 7 - 8 мин
 запоминать предметы, действия, звуки;
 уметь классифицировать предметы, сравнивать, делать
элементарные обобщения.
 выделять отличительные особенности внешности других
детей;
 определять по внешним признакам эмоциональные
состояния человека, называть их словом;
 определять качества личности.
Минимальный уровень
Обучающиеся должны знать:
 названия частей тела;
 расположение кабинетов директора, физкультурного зала, кабинета
сенсорного развития;
 2 пальчиковые игры;
 2 подвижные игры;
 основные геометрические фигуры;
 неречевые и речевые звуки.
Обучающиеся должны уметь:
 ориентироваться в схеме собственного тела;
 выполнять движения разными частями тела;
 ощущать напряжение и расслабление пальцев рук;
 рисовать и обводить по трафарету отдельные формы.
 группировать предметы по форме цвету;
 делить целое на части;
 действовать одновременно с 1 - 2 предметами;
 запоминать предметы;
 уметь классифицировать предметы.
 определять по внешним признакам эмоциональные состояния
человека.
Тематическое планирование
№
1
2
3
4

Тема
Обследование детей, комплектование групп для коррекционных
занятий.
Ориентирование в схеме собственного тела и названий частей тела.
Различение основных направлений пространства в схеме
собственного тела.
Различение основных направлений пространства относительно
собственного тела.

Количество
часов
2
2
2
2

5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27

Овладение выразительными движениями.
Элементы расслабления.
Различение основных направлений пространства относительно
определённого предмета.
Ориентировка на листе бумаги.
Развитие ручной моторики и зрительно-двигательных координаций
Различение основных цветов и их оттенков.
Группировка предметов по форме.
Группировка предметов по величине.
Формирование целостного образа предмета
Ориентировка во времени.
Развитие неречевых и речевых звуков
Развитие тактильно-зрительного восприятия и термического чувства.
Развитие барического чувства.
Развитие чувства обоняния и вкуса.
Развитие внимания.
Развитие памяти.
Сравнение предметов и установление между ними сходства и
различия по 2-3 признакам.
Обобщающие понятия.
Ты и другие в зеркале.
Язык эмоций.
Один и вместе с друзьями.
Учимся честно говорить о поступке.
Динамический контроль в рамках промежуточной аттестации.
Итого:
Учебно-методическое и материально–техническое
обеспечение образовательной деятельности
по коррекционному курсу «Психокоррекционные занятия» во 2 классе

3
4
1
6
8
2
2
3
2
4
3
2
2
2
2
2
2
2
1
2
1
2
2
68

Для реализации программного содержания используются следующие учебнометодические и материально-технические средства обучения:
1. "Развитие психомоторики и сенсорных процессов". Программа коррекционного курса
для учащихся 1-4 классов специальной(коррекционной) общеобразовательной школы
VIII вида. НИРО , 2005. Издательство "Автосинтез НН".
2. Программа курса коррекционных занятий «Развитие психомоторных и сенсорных
процессов», авторы Э.Я. Удалова, Л.А. Метиева. (Развитие сенсорной сферы детей. –
М.: Просвещение, 2009)
3. Войлокова Е.Ф., Андрухович Ю.В., Ковалева Л.Ю. Сенсорное воспитание
дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. – СПб.: КАРО, 2005
4. Забрамная С.Д., Боровик О.В. Практический материал для проведения психологопедагогического обследования детей. – М.: ВЛАДОС, 2005
5. Забрамная С.Д. Ваш ребенок учится во вспомогательной школе. – М.: ПедагогикаПресс, 1993
6. Клюева Н.В., Касаткин Ю.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. –
Ярославль: Академия развития, 1996
7. Клюева Н.В., Касаткин Ю.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. –
Ярославль: Академия развития, 1996

8. Метиева Л.А., Удалова Э.Я. Развитие сенсорной сферы детей. – М.: Просвещение,
2009
9. Метиева Л.А., Удалова Э.Я. Сенсорное воспитание детей с отклонениями в развитии:
Сборник игр и игровых упражнений. – М.: Книголюб, 2008
10. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Исследование особенностей развития познавательной
сферы детей дошкольного и младшего школьного возрастов: Диагностический
комплект. – М.: АРКТИ, 2001
11. Стребелева Е.А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии / Е.А.
Стребелева. – М.: Гуманитарный изд.центр ВЛАДОС, 2005
12. Демонстрационные картинки и иллюстрации различной тематики;
13. Наборы мелких предметов разных цветов, величины, фактуры, цвета;
14. Сыпучий материал;
15. Контурные изображения предметов;
16. Шнуровка;
17. Плоскостные геометрические фигуры;
18. Объемные геометрические фигуры;
19. Трафареты для ободки, штриховки;
20. Карточки основных цветов;
21. Дидактические игры;
22. Игрушки;
23. Конструктор;
24. Компьютер.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».