Русский язык 3 класс (НОО 1 вариант)

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области

«Камышловский гуманитарно-технологический техникум»
структурное подразделение
школа-интернат, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы

Рабочая программа
учебного курса «Русский язык»
для обучающихся 3 класса
(АООП НОО 1 вариант)

Пояснительная записка
Русский язык как учебный предмет является одним из основных предметов в
специальных (коррекционных) школах, так как от его усвоения во многом зависит
успешность всего школьного обучения. Практическая и коррекционная
направленность обучения языку обуславливает его специфику. Все знания
обучающихся являются практически значимыми для их социальной адаптации и
реабилитации. Необходимость коррекции познавательной и речевой деятельности
детей с недостатками интеллекта обусловлена трудностями овладения ими русской
фонетикой, графикой и орфографией, своеобразием их общего и речевого развития,
имеющихся психофизических функций. Обучение русскому языку носит
элементарно-практический характер.
Основные
задачи:
выработать
элементарные
навыки
грамотного
письма;
повысить
уровень
общего
и
речевого
развития
обучающихся;
- научить последовательно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной
форме;
повысить
уровень
общего
развития
обучающихся;
формировать
нравственные
качества.
Основными
методами
являются:
словесные
методы:
- рассказ, используется при объяснении нового материала, дети получают полную
информацию
о
новых
незнакомых
понятиях;
- беседа, используется при выяснении уровня знаний обучающихся;
- объяснение, используется для раскрытия причинно - следственных связей;
словесные методы способствуют развитию и коррекции активного словаря,
логического мышления школьников и позволяют передать больший объем
информации в короткие сроки.
наглядные методы (демонстрация и показ наглядных пособий) развивают
зрительную память школьников, способствуют более полному восприятию
информации. Применение наглядных методов развивает активность, интерес
обучающихся с лёгкой степенью умственной отсталости к изучаемому материалу.
Общая характеристика учебного предмета
Основной целью курса являются: формирование и совершенствование знаний,
умений, навыков, владение языком в разных сферах речевого общения.
Изучение русского языка в начальной школе направлено на достижение
следующих задач:
- развитие познавательного интереса к родному языку и формирование
первоначальных языковых обобщений;
- развитие речи, мышления, воображения школьников;
- дальнейшее совершенствование произносительной стороны речи;
- овладение элементарными способами анализа изучаемых явлений языка;
- уточнение, расширение и активизация словаря;
- воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к родному языку,
чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение
познавательного интереса к родному слову, стремления совершенствовать свою речь.
В младших классах умственно отсталым школьникам даются элементарные
сведения по грамматике, усвоение которых важно для выработки у них достаточно

осмысленного отношения к основным элементам языка. Овладение элементарными
знаниями по грамматике, прежде всего, необходимо для приобретения практических
навыков устной и письменной речи, формирования основных орфографических и
пунктуационных навыков, в воспитании интереса к русскому языку. Обучающиеся
должны приобрести ряд грамматических умений в области фонетики, морфологии и
синтаксиса.
Умение анализировать, обобщать, группировать, систематизировать, давать
простейшие объяснения должны способствовать коррекции мышления, развитию
познавательной деятельности школьников.
Русский язык в 3-ем классе включает следующие разделы:
«Звуки и буквы» - обучающиеся приобретают начальные сведения по фонетике и
графике: о звуках и буквах, о гласных и согласных, об алфавите, о слоге и переносе
по слогам, о гласных ударных и безударных, о согласных звонких и глухих, твёрдых
и мягких, непроизносимых и двойных и др.;
«Слово» - изучаются различные разряды слов – названия предметов, действий,
признаков;
«Предложение» - дети учатся составлять и различать предложения по интонации и
овладевают пунктуационными навыками постановки точки, вопросительного и
восклицательного знаков; составляют предложения на определённую тему, по
картинкам, по опорным словам, восстанавливают нарушенный порядок слов в
предложении; разбирают по составу, устанавливают связь между словами по
вопросам.
«Связная речь» - работа по развитию фонематического слуха и правильного
произношения, обогащению и уточнению словаря, обучению построению
предложения создаёт предпосылки формирования умения высказываться в устной и
письменной форме, ответы на последовательно поставленные вопросы, подписи под
серией рисунков, работа с деформированным текстом;
«Грамматические навыки» - у обучающихся совершенствуются графические навыки;
работа заключается в закреплении написания строчных и прописных букв и их
соединений.
Место учебного предмета в учебном плане
Предмет «Русский язык» входит в обязательную часть учебного плана в
образовательную область «Язык и речевая практика». Количество часов в 3 классе: 3
часа в неделю; 102 часа в год.
Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты включают: овладение обучающимися социальными
(жизненными) компетенциями, необходимыми для
решения
практикоориентированных задач и обеспечивающими становление социальных отношений,
обучающихся в различных средах, сформированности мотивации к обучению и
познанию. Достижение личностных результатов обеспечивается содержанием
отдельных учебных предметов и внеурочной деятельности, овладением доступными
видами деятельности, опытом социального взаимодействия.

Предметные результаты связаны с овладением обучающимися содержанием
каждой предметной области и характеризуют их достижения в усвоении знаний и
умений, возможности их применения в практической деятельности и жизни, опыт
специфической для предметной области деятельности по получению нового знания.
Предметные результаты, достигнутые обучающимися с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), не являются основным критерием при принятии
решения о переводе обучающегося в следующий класс и рассматриваются как одна
из составляющих при оценке итоговых достижений:
формирование интереса к изучению русского языка;
коммуникативно-речевые умения, необходимые для обеспечения коммуникации в
различных ситуациях общения;
овладение основами грамотного письма;
использование знаний в области русского языка и сформированных грамматикоорфографических умений для решения практических задач.
Предметные результаты имеют два уровня овладения знаниями: минимальный и
достаточный.
Минимальный уровень:
-деление слов на слоги для переноса;
-списывание по слогам и целыми словами с рукописного и печатного текста с
орфографическим проговариванием;
-запись под диктовку слов и коротких предложений (2-4 слова) с изученными
орфограммами;
-дифференциация и подбор слов, обозначающих предметы, действия, признаки;
-составление предложений, восстановление в них нарушенного порядка слов с
ориентацией на серию сюжетных картинок;
-выделение из текста предложений на заданную тему; участие в обсуждении темы
текста и выбора заголовка к нему.
Достаточный уровень:
-списывание рукописного и печатного текста целыми словами с орфографическим
проговариванием;
-запись под диктовку текст, включающие слова с изученными орфограммами (30-35
слов);
-дифференциация и подбор слова различных категорий по вопросу (название
предметов, действий и признаков предметов);
-составление и распространение предложений, установление связи между словами с
помощью учителя, постановка знаков препинания в конце предложения (точка,
вопросительный и восклицательный знак);
-деление текста на предложения;
-выделение темы текста (о чём идет речь), озаглавливание его;
-самостоятельная запись 3-4 предложений из составленного текста после его анализа.
Содержание программы
Повторение. Употребление простого предложения. Большая буква в начале
предложения, точка в конце. Составление предложений по вопросу, картинке, на

тему из слов, данных в нужной форме вразбивку. Выделение предложений из речи и
текста.
Звуки и буквы. Звуки и буквы. Порядок букв в русской азбуке. Алфавит.
Расположение в алфавитном порядке несколько слов. Составление списков учащихся
по алфавиту. Нахождение слов в словаре.
Звуки гласные и согласные. Слогообразующая роль гласных. Деление слов на
слоги. Гласные и, е, ю, я, э в начале слова и после гласных. Перенос части слова при
письме. Ударение. Постановка ударения в двусложных и трехсложных словах.
Гласные ударные и безударные. Согласные твердые и мягкие. Различение твердых и
мягких согласных при обозначении мягкости буквами и, е, ё, ю, я. Обозначение
мягкости согласных в конце и середине слова буквой ь. Разделительный ь перед
гласными е, ё, я, и. Шипящие согласные. Сочетание гласных с шипящими.
Правописание жи, ши, ща, чу, щу. Парные звонкие и глухие согласные. Написание
звонких и глухих согласных на конце слова. Проверка написания путем изменения
формы слова (гриб-грибы).
Слово. Закрепление знаний о словах, обозначающих названия предметов, умение
выделять их в тексте, различать по вопросам к т о? ч т о? и правильно употреблять в
речи в различных формах в зависимости от связи их с другими словами в
предложениях (по вопросам к о г о? ч е г о? к о м у? ч е м у? и др.). Расширение
круга собственных имен: названия городов, сел, деревень, улиц. Большая буква в
этих названиях. Знание своего домашнего адреса, адреса школы. Закрепление знаний
о словах, обозначающих действия, умения находить их в тексте, различать по
вопросам ч т о д е л а е т? ч т о д е л а л? ч т о с д е л а л? ч т о б у д е т д е л а т
ь? ч т о с д е л а е т?, правильно согласовывать их в речи со словами,
обозначающими предметы. Подбор к данному предмету ряда действий и определение
предмета по ряду действий. Слова, обозначающие признаки (качества) предметов:
называние признака (качества) данного предмета по вопросам: к а к о й? к а к а я? к
а к о е? к а к и е?; нахождение слов, обозначающих признаки (качества) в тексте и
правильное отнесение их к словам, обозначающим предметы; подбор и называние
ряда признаков (качеств) данного предмета и определение предмета по ряду
признаков (качеств), сравнение двух предметов по их качествам (снег белый, а уголь
черный; камень твердый, а вата мягкая); согласование слов, обозначающих признаки,
со словами, обозначающими предметы.
Предлог. Умение находить предлоги к, от, под, над, о (об) и писать их раздельно со
словами (с помощью учителя).
Разделительный ъ. Правописание слов с непроверяемыми написаниями в корне;
умение пользоваться словарем, данным в учебнике.
Предложение. Практическое знакомство с построением простого предложения.
Составление предложений с употреблением винительного падежа (вижу к о г о? или
ч т о?), родительного падежа (к о г о? или
ч е г о? нет у к о г о?), дательного
падежа (к о м у? ч е м у?), предложного падежа (г д е? с предлогами в и на, о к о м?
о ч е м?), творительного падежа (к е м? ч е м?). Выделение в тексте или составление
предложений на заданную учителем тему. Умение закончить предложение или
дополнить его по одному-двум вопросам. Составление предложений из слов, данных

в начальной форме (столяр, строгать, доска). Умение ответить на заданный вопрос,
пользуясь словами этого вопроса, и записать ответ.
Связная письменная речь. Умение восстанавливать несложный деформированный
текст по картинкам. Последовательное расположение данных учителем предложений
по смыслу (в более легких случаях – самостоятельно). Коллективное составление
текстов изложений с последовательной записью предложений, сформулированных
под руководством учителя. Коллективные ответы на вопросы по картинке, по теме,
данной учителем.
Письмо и чистописание. Выработка навыка правильного письма и списывания с
постепенным ускорением темпа письма. Четкое и графически правильное написание
строчных букв и их соединений: 1-я группа – и, й, ш, п, т, н, г, р, у; 2-я группа – л, м,
ц, щ, ь, ы; 3-я группа – б, ф. ю, ф, в, д. з; 4-я группа – с, е, ё, ч, ъ, я; 5-я группа – э, х,
ж, к.
Письмо заглавных букв: 1-я группа – И, Ц, Ш, Щ, Ч, Л, М, Ф; 2-я группа – О, С, З,
Х, Е, Ж, Э, Я; 3-я группа – У, Н, Л, Ю, Р, В; 4-я группа – Г, П, Т, Б, Ф, Д.
Выполнение письменных упражнений по учебнику в соответствии с заданием.
Списывание сплошного и печатного текста целыми словами и словосочетаниями.
Списывание слов и предложений со вставкой в них пропущенных букв или слов.
Выборочное списывание по указанию учителя. Письмо под диктовку предложений с
соблюдением изученных правил правописания. Восстановление нарушенного
порядка слов в предложении.
Устная речь. Правильное составление простых распространенных предложений и
сложных с союзом и. Связное высказывание по плану в виде вопросов, назывных
предложений, по картинному плану (серии картинок). Повторение пройденного за
год.
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного
процесса:
Учебный комплекс:
* «Русский язык» 3 класс, учебник для общеобразовательных организаций,
реализующая АООП. Авторы – составители: Я.В.Коршунова, Э.В. Якубовская. В 2 ч.
Москва «Просвещение», 2018 год,
Учебно – методические пособия:
* Э.В. Якубовская Русский язык 3 класс: поурочные планы по учебнику А.К.
Аксеновой, Э.В. Якубовской. Издательство «Учитель» Волгоград, 2012 г. 350 стр.
* А.К. Асенова, Э.В. Якубовская Дидактические игры на уроках русского языка в 1-4
классах вспомогательной школы. Книга для учителя. - 2е изд., доп.- М.:
Просвещение. - 1991. - 176 с.: ил.
Средства обучения:
печатные пособия: наборы картинной азбуки; наборы предметных картинок; наборы
сюжетных картинок по отдельным темам; репродукции картин в соответствии с
тематикой и видами работ; учебно-практическое оборудование: комплекты для
обучения грамоте (наборное полотно, разрезная азбука); опорные таблицы по

отдельным изучаемым темам; схемы (звуко-буквенного разбора слова; разбора слов
по составу); дидактический раздаточный материал (карточки с заданиями); наборы
муляжей (фрукты, овощи, ягоды и т.д.);
технические средства обучения: ноутбук; интерактивная доска; магнитная доска.
Тематическое планирование
Название раздела, темы уроков
Повторение. Предложение.
Выделение предложения из текста
Предложение и его схема
Предложения-вопросы и предложения-ответы
Завершение начатого предложения
Различение набора слов и предложения
Порядок слов в предложении
Предложение. Закрепление знаний
Звуки и буквы. Знакомство с алфавитом
Звуки гласные и согласные
Гласные звуки и буквы. Ударение в словах
Гласные ударные и безударные. Выделение ударной гласной в слове.
Гласные ударные и безударные. Выделение ударной гласной в слове
Деление слов на слоги
Гласные буквы е,ё,ю,я в начале слова или слога
Перенос части слова при письме
Согласные звуки и буквы.
Различение твердых и мягких согласных перед гласными
Обозначение мягкости согласных при письме буквами и, е, ё, ю, я.
Буква мягкий знак на конце слова
Буква мягкий знак в середине слова
Различение твердых и мягких согласных
Гласные после шипящих согласных ш,ж,ч,щ.
Написание жи- ши в словах
Написание ча-ща в словах
Написание чу-щу в словах
Контрольная работа
Работа над ошибками.
Написание жи-ши, ча-ща, чу-щу
Парные звонкие и глухие согласные.
Составление пар звонких и глухих согласных
Различение б-п, в-ф
Различение д-т, г-к
Различение ж-ш, з-с
Составление рассказа по сюжетной картинке. Письмо по памяти.
Наблюдение за звонкими и глухими согласными на конце слова
Правописание звонких и глухих согласных на конце слова
Проверка написания звонких и глухих согласных на конце слова
Запись ответов на вопросы.
Словарные слова. Словарный диктант.
Правила правописания в словах. Закрепление знаний
Составление и запись предложений.
Контрольная работа

Количество
часов
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
2 ч.
2 ч.
1 ч.
2 ч.
1 ч.
1ч.
2 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1ч.
1 ч.
2ч.
2 ч.
2 ч.
2 ч.
1 ч.
1 ч.
2 ч.
2 ч.
1 ч.
1ч.
2 ч.
1 ч.
1 ч.

Работа над ошибками.
Слово.
Различение названий предметов по вопросам кто?что?
Обобщающее название для группы однородных предметов
Выделение названий предмета из предложения
Большая буква в именах, отчествах, фамилиях людей и в кличках животных
Названия действий.
Различение названий действий по вопросам что делает? Что делают?
Различение названий действий по вопросам что делал? что делала? Что сделал?
Что сделала?
Различение названий действий по вопросам что делал? что делала? Что делали?
Что сделал? Что сделала? Что сделали?
Различение названий действий по вопросам что сделает? Что сделают?
Постановка вопросов к названиям действий
Подбор названий действий к названиям предметов по вопросам
Название признаков.
Определение признака предмета по вопросам какой? какая? какое? какие?
Различение предметов по их признакам
Постановка вопросов к названиям признаков предмета
Дописывание предложений по вопросам.
Составление предложений по вопросам и сюжетной картинке.
Выделение названий признаков предмета из предложения
Название предметов, действий и признаков
Контрольная работа .
Работа над ошибками.
Повторение
Предлоги.
Предлоги в, на, у, с, из
Предлоги к, по со словами
Предлог от со словами
Предлоги над, под со словами
Предлог о со словами
Предлоги к, по, от, над, под со словами

1ч.
1ч.
1 ч.
2 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
2 ч.
1 ч.
2 ч.
2 ч.
2 ч.
2 ч.
2 ч.
1 ч.
1 ч.
2 ч.
2 ч.
1 ч.
1ч.
2ч.
2 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1ч.

Предложение.
Выделение предложения из текста
Предложение законченное и незаконченное
Распространение предложений
Слова в предложении
Порядок слов в предложении
Составление предложений
Повторение.
Слово. Правила правописания в слове.
Название предметов и признаков
Название действий
Предложение
Контрольная работа

1 ч.
2 ч.
2 ч.
1 ч.
2 ч.
2 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».