Чтение 3 класс (НОО 1 вариант)

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области

«Камышловский гуманитарно-технологический техникум»
структурное подразделение
школа-интернат, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы

Рабочая программа
учебного курса «Чтение»
для обучающихся 3 класса
(АООП НОО 1 вариант)

Пояснительная записка
Программа составлена с учетом уровня обученности обучающихся,
индивидуально-дифференцированного к ним подхода. Обучающимся предлагается
материал, содержащий доступные для усвоения детьми с ограниченными
возможностями здоровья, понятия.
В целях максимального коррекционного
воздействия в содержание программы включен учебно-игровой материал,
коррекционно-развивающие игры и упражнения, направленные на повышение
интеллектуального уровня обучающихся.
Цель: овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как
базовым навыком в системе образования младших школьников.
Задачи: создание условий для:
1. обучения детей чтению доступного их пониманию текста вслух, осмысленному
восприятию прочитанного;
2. формирования читательского кругозора и совершенствования всех видов речевой
деятельности; научить
приобретать умения работать с разными видами
информации;
3. развития художественно-творческих и познавательных способностей,
эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений,
овладеватьпервоначальныминавыкамиработысучебнымиинаучнопознавательнымитекстами;
4. воспитания интереса к чтению и книге;
5. обогащения нравственного опыта школьников;
6. формирования представления о добре и зле;
7. развития нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной
России и других стран;
8. повышения уровня общего и речевого развития учащихся;
9. обучения последовательному и
правильному изложению своих мыслей в
устной форме;
10.развития фонематического слуха, зрительного и слухового восприятия;
11.развития памяти и внимания;
12.развитие наглядно-образного, наглядно-действенного и словесно-логического
мышления, основных мыслительных операций (анализ, синтез, группировка,
обобщение);
13.коррекции нарушений эмоционально-личностной сферы;
14.коррекции индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.
Общая характеристика программы
Для чтения подбираются произведения народного творчества, классиков русской и
зарубежной литературы, доступные пониманию статьи из газет и журналов. В
процессе обучения чтению у обучающихся последовательно формируется умение с
помощью учителя разбираться в содержании прочитанного.

Тематика произведений для чтения подобрана с учётом максимального развития
познавательных интересов обучающихся, расширения их кругозора, воспитания
нравственных качеств.
Читаются произведения о нашей Родине, ее прошлом и настоящем, о мудрости и
героизме русского народа.
Постоянное внимание следует уделять формированию навыка правильного чтения,
которым умственно отсталые обучающиеся в силу особенностей психического
развития овладевают с большим трудом, что затрудняет понимание содержания
прочитанного.
Систематическая работа по обучению чтению "про себя" начинается с 3 класса.
Систематическое формирование выразительного чтения начинается примерно в 3
классе с перехода на чтение целыми словами.
Усвоение содержания читаемого осуществляется в процессе анализа произведений.
При этом очень важна система работы по установлению причинно-следственных
связей и закономерностей, так как этот вид деятельности имеет огромное
коррекционное значение.
Учитель в процессе обучения чтению должен уделить особое внимание работе с
иллюстративным материалом как одним из эффективных средств формирования
познавательной деятельности учащихся и коррекции недостатков их развития.
Развитие устной речи. Большое внимание на уроках чтения уделяется развитию
связной устной речи. Обучающиеся овладевают правильным, полным и
последовательным пересказом в процессе систематической работы, направленной на
понимание содержания произведений, обогащение и уточнение словарного запаса,
обучение правильному построению предложений, и в процессе упражнений в
воспроизведении прочитанного. С этой целью в младших классах в зависимости от
сложности текста используются вопросы, готовый или коллективно составленный
план, картинный план.
Внеклассное чтение ставит задачу начала формирования читательской
самостоятельности у обучающихся: развития у них интереса к чтению, знакомства с
лучшими, доступными их пониманию произведениями детской литературы,
формирования навыков самостоятельного чтения книг, читательской культуры;
посещения библиотеки; умения выбирать книгу по интересу.
Основной формой организации процесса обучения чтению и обучению речи является
урок. Ведущей формой работы учителя с учащимися на уроке является
фронтальная работа при осуществлении дифференцированного и индивидуального
подхода. Обучающиеся, нуждающиеся в дифференцированной помощи со стороны
учителя, участвуют во фронтальной работе со всем классом, а самостоятельно читают
более облегчённые тексты, пересказывают по наводящим вопросам учителя или
повторяют ответы сильных обучающихся. Осуществляется повседневный и текущий
контроль. Обобщающий урок проводится после каждого раздела.
В 3 классе продолжается работа по формированию у детей общеречевых навыков, по
развитию слухового и зрительного восприятия, совершенствованию произношения и
пространственной ориентировки, а также развитию мелких мышц рук. Обучение

осуществляется в процессе ознакомления с предметами и явлениями окружающей
действительности, организации дидактических игр и игровых упражнений.
На уроках чтения и развития речи значительное место отводится развитию речи.
Обучающиеся учатся слушать и понимать собеседника, выполнять несложные
инструкции (сядь, встань, подойди к доске и т.д.), отвечать на вопросы.
На уроках чтения и развития речи формируется у детей правильная артикуляция и
дикция.
Основными видами работы в этом направлении являются беседы,
заучивание с голоса учителя коротких стихотворений, загадок, скороговорок,
небольшие инсценировки.
Ведущие приёмы и методы обучения чтению и обучению речи: беседа,
рассказ, работа с учебником, работа с иллюстрациями. Наряду с вышеназванными
ведущими методами используются и другие: экскурсии, демонстрация, наблюдение,
нахождение сходства и различия, выделение существенных признаков,
классификация и дифференциация, усыновление причинно - следственных связей
между понятиями, самостоятельная работа и др.
Большое внимание на уроках чтении уделяется развитию связной устной речи.
Обучающиеся овладевают правильным, полным и последовательным пересказом в
процессе систематической работы, направленной на понимание содержания
произведений, обогащение и уточнение словарного запаса, обучение правильному
построению предложений, и в процессе упражнений в воспроизведении
прочитанного. С этой целью в зависимости от сложности текста используются
вопросы, готовый или коллективно составленный план, картинный план.
Для проведения занятий по чтению в 3 классе используется следующая наглядность:
настенная касса для букв разрезной азбуки, наборное полотно, касса слогов, слоговые
таблицы, индивидуальные кассы с набором букв и слогов.
Использование наглядных пособий, дидактических игр, игровых приёмов,
занимательных упражнений необходимо для пробуждения у учащихся интереса к
чтению.
Формы контроля
- устный опрос
- практическая работа
- индивидуальные задания
- самостоятельная работа
Место учебного предмета «Чтение» в учебном плане
Предмет «Чтение» входит в обязательную часть учебного плана в образовательную
область «Язык и речевая практика». Количество часов в 3 классе: 4 часа в неделю;
136 часов в год.
Личностные и предметные результаты изучения учебного предмета
Личностные:

-осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением,
занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга;
- самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей;
- понимание

личной ответственности за свои поступки.

Предметные результаты имеют два уровня: минимальный и достаточный.
Достаточный уровень освоения предметных результатов:
- осознанно и правильно читать текст вслух целыми словами после работы над ним
под руководством учителя;
- читать по слогам трудные по смыслу и по слоговой структуре слова;
- отвечать на вопросы по содержанию прочитанного или по иллюстрациям к тексту;
-высказывать своё отношение к поступку героя, событию;
-пересказывать содержание прочитанного;
- рассказывать наизусть 5-7 коротких стихотворения, отчётливо читать их перед
классом;
- участвовать в коллективном составлении рассказа на тему, близкую к теме
прочитанного текста.
Минимальный уровень освоения предметных результатов:
-читать текст вслух после работы над ним под руководством учителя;
-трудные по смыслу и по слоговой структуре слова читать по слогам;
-отвечать на вопросы по прочитанному;
-с помощью высказывать свое отношение к поступку героя, событию;
-пересказывать содержание прочитанного по вопросам;
-с помощью устно рассказывать на темы, близкие интересам обучающихся.
Обучающиеся должны знать:
наизусть 5 стихотворений.
Базовые учебные действия
Коммуникативные учебные действия
- вступать в контакт и работать в коллективе (учитель−ученик, ученик– ученик,
ученик–класс, учитель−класс);
- обращаться за помощью и принимать помощь;
- доброжелательно относиться, сопереживать, взаимодействовать с людьми;
- договариваться и изменять свое поведение в соответствии с объективным мнением
большинства в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с окружающими.
Регулятивные учебные действия

- адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и
выходить из-за парты и т. д.);
- принимать цели и произвольно включаться в деятельность;
- соотносить свои действия и результаты одноклассников с заданными образцами,
принимать оценку деятельности;
- корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.
Содержание программы учебного курса
ТЕХНИКА ЧТЕНИЯ
·
Осознанное, правильное чтение текста вслух целыми словами после работы над
ним под руководством учителя. Слоговое чтение трудных по смыслу и слоговой
структуре слов.
·
Соблюдение при чтении знаков препинания и нужной интонации.
·
Чтение про себя простых по содержанию текстов.
ПОНИМАНИЕ ЧИТАЕМОГО
·
Ответы на вопросы, о ком или о чем говорится в прочитанном тексте.
Понимание и объяснение слов и выражений, употребляемых в тексте. Установление
связи отдельных мест текста, слов и выражений с иллюстрацией.
·
Подведение обучающихся к выводам из прочитанного, сравнение прочитанного
с опытом детей и с содержанием другого знакомого текста.
·
Деление текста на части с помощью учителя и коллективное придумывание
заголовков к выделенным частям; составление картинного плана; рисование
словарных картин.
РАЗВИТИЕ УСТНОЙ РЕЧИ
·
Подробный пересказ содержания прочитанного рассказа или сказки.
·
Чтение диалогов. Драматизация простейших оценок из рассказов и сказок.
·
Самостоятельная работа по заданиям и вопросам, помещенным в книге для
чтения.
·
Разучивание в течение года небольших по объему стихотворений, чтение их
перед классом.
ВНЕКЛАССНОЕ ЧТЕНИЕ
·
Подготовка учеников к формированию читательской самостоятельности:
стимуляция интереса к детским книгам, навыка работы с классной библиотечкой и
постепенный переход к пользованию школьной библиотекой.
·
Чтение доступных детских книжек. Ответы на вопросы по содержанию
прочитанного и объяснение иллюстраций.
Примерная тематика
·
Произведения о Родине, о Москве; о рабочих профессиях; об отношении людей
к труду, природе, друг к другу; об общественно полезных делах. Произведения о
сезонных изменениях в природе, жизни животных, занятиях людей.
·
Рассказы, сказки, статьи, стихотворения, пословицы на морально-этические
темы, на темы мира и дружбы.
Стихотворений наизусть – 5-7

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Учебники
1.Чтение: 3 кл./ Авт.-сост. С.Ю.Ильина, А.А.Богданова. в 2 ч.-М.:Просвещение,
2018г..
Методические пособия для учителя
1.Агеева И.Д. Загадки про слова. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
2.Бурау И.Я. Загадки мира букв.- Д.: Сталкер, 1997.
3.Волина В.В. Занимательноеазбуковедение.- М.: Просвещение, 1994.
4.Гостинская Е.С., Михайлова М.И. Внеклассное чтение. Дидактический материал 1
кл., М., 2005.
5. Гризик Т.И. Учимся играя. Пособие по подготовке детей к обучению грамоте: Кн.
для учителя. – М.: Просвещение,2006.
6.Кобзарева Л.Г. Система упражнений по коррекции письма и чтения у детей с ОНР. /
Практическое пособие для логопедов. – Воронеж: Издательство «Учитель», 2003
7.Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении чтению. М.: Ось – 89, 2004.
8. Максимук, Н.Н. Игры по обучению грамоте и чтению.- М.: ВАКО, 2004.- 128с.
9.Обучение учащихся I – IV классов вспомогательной школы: Пособие для учителей /
Под ред. В.Г.Петровой. – 2-е изд., перераб. – М: Просвещение, 1992.
10.Светловская Н.Н. Джежелей О.В. Внеклассное чтение во 2 классе. Пособие для
учителя. М., Просвещение, 2003.
11.Узорова О.В., Нефедова Е.А. Тесты по проверке техники чтения для начальной
школы: М.: Астрель, 2006.
Тематическое планирование
Название раздела, темы уроков
Здравствуй, школа!
Сентябрь. М.Садовский.
Весёлая улица. По В.Воскобойникову.
Первое сентября. В.Берестов.
Завтра в школу. По В.Драгунскому.
Пятёрки. По Э.Шиму.
Кто лучшим будет. В.Бирюков.
Обида. По В.Хомченко.
Наша учительница. А.Аксёнова.
Обобщающий урок по теме «Здравствуй, школа!»
Осень наступила…
Осень. О.Высотская.
Последний лист. По Ю.Ковалю.
Сентябрь на дворе. По Н.Сладкову.
Воробей. В.Степанов.
Лето на верёвочке. По А.Баркову.
Улетают, улетели… Е.Благинина.
Ворона и синица. По Э.Шиму.
За кормом для птиц. По Л.Воронковой.
В октябре. Г.Ладонщиков.
Страшный невидимка. По Н.Сладкову.

Количество часов
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.

Осень наступила… А.Плещеев.
Сказка об осеннем ветре. По Н.Абрамцевой.
Обобщающий урок по теме: «Осень наступила…»
Учимся трудиться
Всё для всех. Ю.Тувим.
Работа. По Д.Габе.
Мои помощники. В.Орлов.
Бабушка и внучка. По А.Потаповой.
Повара. Б.Заходер.
Сюрприз. По М.Дружининой.
Маргаритка. О.Высотская.
Пуговица. По В.Хомченко.
Портниха. Г.Ладонщиков.
Пуговица. В.Осеева.
Как я помогал маме мыть пол. По В.Голявкину.
Как Алёшке учиться надоело. По С.Баруздину.
Чем пахнут ремёсла. Дж.Родари.
Обобщающий урок по теме: «Учимся трудиться».
Ребятам о зверятах
Лисята. По Е.Чарушину.
Лисица и ёж. По Н.Сладкову.
Заяц. Е.Тараховская.
Ёж. По М.Пришвину.
Материнская забота. По А.Баркову.
Белёк. По Г.Снегирёву.
Пин и Гвин. В.Приходько.
Галка. По Б.Житкову.
Куриный воспитанник. По В.Гаранжину.
Добрый волк. По М.Тарловскому.
Живая шляпа. По Н.Носову.
Котята. По Н.Павловой.
Кошкин щенок. В.Берестов.
Сердитый дог Буль. По М.Пляцковскому.
Обобщающий урок по теме: «Ребятам о зверятах».
Чудесный мир сказок
Лиса и журавль. Русская народная сказка.
Храбрый баран. Русская народная сказка.
Лиса и тетерев. Русская народная сказка.
Овечка и волк. Украинская народная сказка.
Медведь и пчёлы. Башкирская народная сказка.
Тигр и лиса. Таджикская народная сказка.
Лиса и куропатка. Французская народная сказка.
Куцый Хвост. Абхазская народная сказка.
Глупый котёнок. Удмуртская народная сказка.
Обобщающий урок по теме: «Чудесный мир сказок».
Зимушка-зима
Ой ты, зимушка-зима! (русская народная песня)
Заяц, Косач, Медведь и Дед Мороз. По В.Бианки.
Декабрь. М.Садовский.
Как ёлку наряжали. По Л.Воронковой.
В новогоднюю ночь. С.Попов.
Как Дед Мороз сделал себе помощников. По А.Усачёву.

1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1ч
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.

Такой вот герой. По А.Потаповой.
Зима. С.Есенин.
Подарок. С.Суворова.
У Ники новые лыжи. По В.Голявкину.
С прогулки. И.Шевчук.
Неудачная находка. По М.Быковой.
Детство. И.Суриков.
Что за зверь? По Е.Чарушину.
Не стучать - все спят. По Э.Шиму.
Зайка. В.Степанов.
Еловая каша. По Н.Сладкову.
Снежок. З.Александрова.
Коллективная печка. По С.Баруздину.
Обобщающий урок по теме: «Зимушка-зима».
Так нельзя, а так можно
Снегирь и Синичка. По А.Ягафаровой.
Птица – синица. По В.Хомченко.
Дельный совет. Г.Ладонщиков.
Положили на подушки. Г.Лагздынь.
Косточка. По Л.Толстому.
Праздничный стол. По С.Георгиеву.
За игрой. В.Берестов.
Бревно. С.Баруздин.
Как Артёмка котёнка спас. А.Седугин.
Подвиг. По В.Осеевой.
Девочка – копуша. И.Демьянов.
Лесные доктора. По В.Бирюкову.
Обобщающий урок по теме:«Так нельзя, а так можно».
Весна в окно стучится
Зима недаром злится… Ф.Тютчев.
Весенняя песня. По В.Бирюкову.
Сосулька. По Э.Шиму.
Мамин портрет. С.Вербова.
Разноцветный подарок. П.Синявский.
Тихо – тихо. А.Седугин.
Лицом к весне. Р.Сеф.
Ледоход. С.Вербова.
Сон Медвежонка. По Р.Фархади.
Медведь проснулся. Г.Ладонщиков.
Заяц на дереве. По В.Бианки.
Наши гости. С.Погореловский.
Скворушка. По Г.Скребицкому.
Весенняя гостья. И.Белоусов.
Пчёлки на разведках. По К.Ушинскому.
Тюльпаны. По А.Баркову.
Обобщающий урок по теме: «Весна в окно стучится».
Весёлые истории Перепутаница. Р.Фархади.
Эхо. По Г.Остеру.
Кто кем становится. А.Шибаев.
Волшебный баран. А.Усачёв.
Шишки. М.Пляцковский.
Портрет. По Ю.Степанову.

1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.

Булочная песенка. М.Бородицкая.
Обобщающий урок по теме: «Весёлые истории».
Родина любимая.
Скворец на чужбине. Г.Ладонщиков.
Наше Отечество. По К.Ушинскому.
Флаг России. По Т.Кудрявцевой.
Главный город страны. М.Ильин.
Песня. В.Степанов.
День Победы. А.Усачёв.
Страшный клад. По С.Баруздину.
Тульские пряники. По С.Алексееву.
Обобщающий урок по теме: «Родина любимая».
Здравствуй, лето!
Что такое лето? А.Усачёв.
Что сказала бы мама? По Л.Воронковой.
Земляника. М.Дружинина.
Куда исчез гриб? По В.Хомченко.
Ёж – спаситель. По В.Бианки.
Жарко. Р.Фархади.
Верное время. По Э.Шиму.
Обобщающий урок по теме: «Здравствуй, лето»!

1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».