Математика 3 класс (НОО 1 вариант)

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области

«Камышловский гуманитарно-технологический техникум»
структурное подразделение
школа-интернат, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы

Рабочая программа
учебного курса «Математика»
для обучающихся 3 класса
(АООП НОО 1 вариант)

Пояснительная записка
Математика (образовательная область – математика) в обучении детей с УО
является одним из важных общеобразовательных предметов. Обучение математике
носит предметно-практическую направленность, тесно связано с жизнью и
профессионально-трудовой подготовкойобучающихся, другими учебными предметами.
Понятия числа, величины, геометрической фигуры, которые формируются у
обучающихся в процессе обучения математике, являются абстрактными.
Действия с предметами, направленные на объединения множеств, удаление части
множества, разделение множеств на равные части и другие предметно-практические
действия, позволяют подготовить обучающихся к усвоению абстрактных
математических понятий.
Практические действия с предметами, их заменителями обучающихся должны учиться
оформлять в громкой речи. Постепенно внешние действия с предметами переходят во
внутренний план. У обучающихся формируется способность мыслить отвлеченно,
действовать не только с множествами предметов, но и с числами, поэтому уроки
математики необходимо оснастить как демонстрационными пособиями, так и
раздаточным материалом для каждого обучающегося.
Контингент класса весьма неоднороден по характеру и степени сенсорной, речевой и
интеллектуальной недостаточности.
Все эти особенности важно учитывать при осуществлении дифференцированного и
индивидуального подхода, а также оценке знаний обучающихся.
Цель данной программы:
-социальная реабилитация и адаптация обучающихсяс интеллектуальными
нарушениями в современном обществе.
Процесс обучения математике неразрывно связан с решением задач:
-формированием начальных временных, пространственных, количественных
представлений, которые будут способствовать усвоению дальнейшего курса
математики;
-коррекцией
и
развитием
познавательной
деятельности
учащихся:
наблюдательности, воображения, речи, пространственной ориентировки и
пространственных представлений;
-воспитанием трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, настойчивости,
любознательности;
-формированием умений планировать свою деятельность, осуществлять контроль и
самоконтроль;
-компенсацией недоразвития эмоционально-волевой сферы (формирование
адекватной реакции на неудачи, самостоятельное преодоление трудностей, принятие
помощи учителя и т. д.);
-коррекцией недоразвития моторных функций (развитие плавности и координации
движений рук, зрительно-двигательной координации, дифференциации движения
пальцев, регуляции мышечного усилия и т. д.).

Коррекционная направленность обучения на уроках математики
предполагает:
-максимальное использование интеллектуальных, физических и эмоциональных
возможностей в работе по коррекции недостатков в развитии школьников;
-взаимосвязь двигательной деятельности с другими видами деятельности (игрой,
математикой, рисованием, развитием речи);
-неоднократное повторение и закрепление полученных знаний, умений и навыков на
разном по содержанию учебном материале;
-подачу учебного материала малыми порциями;
-максимально развёрнутую форму сложных понятий, умственных и практических
действий;
-предварение изучения нового материала пропедевтикой;
-руководство над действиями школьников вплоть до совместного выполнения их
учителем и учеником.
Основные направления коррекционной работы:
•
развитие зрительного восприятия и узнавания;
•
развитие пространственных представлений и ориентации;
•
развитие основных мыслительных операций;
•
развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления;
•
коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы;
•
обогащение словаря;
•
коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.
Формирование жизненной компетенции составляет основное содержание
специального образования и реализуется через:
-овладение началами математики (понятием “числа”, вычислениями, решением
простых арифметических задач и др.);
-овладение способностью пользоваться математическими знаниями при решении
соответствующих возрасту житейских задач
(ориентироваться и использовать
меры измерения пространства, времени, температуры и др. в различных видах
обыденной практической деятельности, разумно пользоваться карманными деньгами
и т.д.;
-развитие способности гибко и самостоятельно использовать математические знания
в жизни;
-привитие навыков самоконтроля и взаимоконтроля.
В программу заложен принцип опережающего обучения.
Геометрический материал, предложенный в программе, тесно связан с
арифметическим. Например, при изучении тем «Увеличение и уменьшение числа на
несколько единиц», обучающиеся строят отрезки больше, меньше данного на
несколько единиц.
В программе указаны практические упражнения.
Межпредметные связи
Занятия на уроках математики продуктивны в том случае, когда они тесно связаны с
другими учебными дисциплинами: русским языком, рисованием и ручным трудом.

В процессе уроков учитель может использовать различные виды деятельности:
игровую, ручной труд, конструктивную, изобразительную, которые будут
способствовать расширению, повторению и закреплению элементарных
математических представлений.
Основные виды организации учебного процесса
Формы работы: урок, фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах,
коллективная работа.
Методы обучения: словесные, наглядные, практические.
Технологии
обучения:
игровые,
здоровьесберегающие;
информационнокоммуникационные; личностно-ориентированные; технологии дифференцированного
обучения, ИКТ.
Основными видами деятельностиобучающихсяпо предмету являются:

действия с предметами, направленные на объединение множеств, удаление
части множеств, разделение множества на равные части;

устное решение примеров и задач;

практические упражнения в измерении величин, черчении отрезков, ломанных
и кривых линий, окружности и геометрических фигур;

работа, направленная на формирование умения слушать и повторять
рассуждения учителя;

развёрнутые объяснения при решении арифметических примеров и задач, что
содействует развитию речи и мышления, приучают к сознательному выполнению
задания, к самоконтролю;

самостоятельные письменные работы, которые способствуют воспитанию
прочных вычислительных умений;
 работа над ошибками, способствующая раскрытию причин, осознанию и
исправлению ошибок;
 индивидуальные занятия, обеспечивающие понимание приёмов
вычислений.
Место учебного предмета «Математика» в учебном плане
Предмет «Математика» входит в обязательную часть учебного плана в
образовательную область «Математика». Количество часов в 3 классе: 4 часа в
неделю; 136 часов в год.
Личностные и предметные результаты освоения
предмета «Математика»
В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным
результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом
социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели
современного образования — введения обучающихся с умственной отсталостью в
культуру, овладение ими социокультурным опытом.

Личностные результаты отражают:


осознание себя как ученика, формирование интереса (мотивации) к учению, как
одноклассника, друга;



формирование положительного отношения к мнению учителя, сверстников;



развитие способности оценивать результаты своей деятельности с помощью
педагога и самостоятельно;



способность к элементарной самооценке на основе наблюдения за результатами
собственной работы;



развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в процессе
выполнения задания, поручения;



формирование первоначальных знаний о безопасности и здоровом образе
жизни.

Минимальный и достаточный уровни усвоения предметных результатов по учебному
предмету «Математика» на конец обучения в 3 классе:
Достаточный уровень освоения предметных результатов
Обучающиеся должны знать:
-числовой ряд 1—100 в прямом и обратном порядке; смысл арифметических
действий умножения и деления (на равные части и по содержанию), различие двух
видов деления на уровне практических действий, способа чтения и записи каждого
вида деления;
-таблицы умножения и деления чисел в пределах 20, переместительное свойство
произведения, связь таблиц умножения и деления;
-порядок действий в примерах в 2—3 арифметических действия;
-единицы (меры) измерения стоимости, длины, массы, времени, соотношения
изученных мер;
-порядок месяцев в году, номера месяцев от начала года.
Обучающиеся должны уметь:
-считать, присчитывая, отсчитывая по единице и равными числовыми группами по 2,
5, 4, в пределах 100; откладывать на счетах любые числа в пределах 100; складывать и
вычитать числа в пределах 100 без перехода через разряд приемами устных
вычислений;
-использовать знание таблиц умножения для решения соответствующих примеров на
деление;
-различать числа, полученные при счете и измерении; записывать числа, полученные
при измерении двумя мерами, с полным набором знаков в мелких мерах: 5 м 62 см, 3
м 3 см, пользоваться различными табелями-календарями, отрывными календарями;

-определять время по часам (время прошедшее, будущее); находить точку
пересечения линий; чертить окружности разных радиусов, различать окружность и
круг.
Минимальный уровень освоения предметных результатов
 Обязательно знание только таблицы умножения числа 2, получение частных от
деления на 2 путем использования таблицы умножения.
 Достаточно умения определять время по часам только одним способом,
пользоваться календарем для установления порядка месяцев в году, количества
суток в месяцах, месяцев в году.
 Исключаются арифметические задачи в два действия.
Состав базовых учебных действий обучающихся
Базовые учебные действия, формируемые у младших школьников, обеспечивают, с
одной стороны, успешное начало школьного обучения и осознанное отношение к
обучению, с другой — составляют основу формирования в старших классах более
сложных действий, которые содействуют дальнейшему становлению ученика как
субъекта осознанной активной учебной деятельности на доступном для него уровне.
Личностные базовые учебные действия:


осознание себя как ученика, формирование интереса (мотивации) к учению, как
члена семьи, одноклассника, друга;



выполнение учебных заданий, поручений, договоренностей с помощью учителя
и самостоятельно.

Регулятивные базовые учебные действия:


входить и выходить из учебного помещения со звонком;



ориентироваться в пространстве класса;



пользоваться учебной мебелью;



адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку,
вставать и выходить из-за парты и т.д.);



работать с учебными принадлежностями по предмету математика (учебник,
тетрадь, счеты, счетные палочки, линейка, чертежный треугольник и др.) и
организовывать рабочее место под руководством учителя;



участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и
действия одноклассников самостоятельно и под руководством учителя;



соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами под
руководством учителя.

Познавательные базовые учебные действия:


выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов;



устанавливать видо - родовые отношения предметов;



делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном
материале;



выполнять арифметические действия самостоятельно и с помощью учителя;



ориентироваться в учебнике, на листе бумаги и у доски под руководством
учителя;



уметь слушать и отвечать на простые вопросы учителя.

Коммуникативные базовые учебные действия:


вступать в контакт и работать в коллективе (учитель – ученик, ученик – ученик,
ученик – класс, учитель - класс);



использовать
принятые
ритуалы
одноклассниками и учителем;



обращаться за помощью и принимать помощь;



слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах
деятельности и быту.

социального

взаимодействия

с

Содержание учебного предмета
Нумерация чисел в пределах 100. Получение ряда круглых десятков, сложение и
вычитание круглых десятков. Получение полных двузначных чисел из десятков и
единиц. Разложение полных двузначных чисел на десятки и единицы. Числовой ряд
1—100, присчитывание, отсчитывание по 1, по 2, равными группами по 5, по 4.
Сравнение в числовом ряду рядом стоящих чисел, сравнение чисел по количеству
разрядов, по количеству десятков и единиц. Понятие разряда. Разрядная таблица.
Увеличение и уменьшение чисел на несколько десятков, единиц. Числа четные и
нечетные.
Сложение и вычитание чисел в пределах 100 без перехода через разряд (60 + 7; 60 +
17; 61 + 7; 61 + 27; 61 + 9; 61 + 29; 92 + 8; 61 + 39 и соответствующие случаи
вычитания).
Нуль в качестве компонента сложения и вычитания.
Умножение как сложение нескольких одинаковых слагаемых, замена его
арифметическим действием умножения. Знак умножения (×). Запись и чтение
действия умножения. Название компонентов и результата умножения в речи учителя.

Таблица умножения числа 2.
Деление на равные части. Деление предметных совокупностей на 2, 3, 4, 5 равных
частей (поровну), запись деления предметных совокупностей на равные части
арифметическим действием деления. Знак деления (:). Чтение действия деления.
Таблица деления на 2. Название компонентов и результата деления в речи учителя.
Таблица умножения чисел 3, 4, 5, 6 и деления на 3, 4, 5, 6 равных частей в пределах
20. Взаимосвязь таблиц умножения и деления.
Соотношение: 1 р. = 100 к.
Скобки. Действия I и II ступени.
Единица (мера) длины — метр. Обозначение: 1 м. Соотношения: 1 м = 10 дм, 1 м =
100 см.
Числа, получаемые при счете и при измерении одной, двумя мерами (рубли с
копейками, метры с сантиметрами).
Единицы (меры) времени — минута, месяц, год. Обозначение: 1 мин, 1 месяц, 1
год. Соотношения: 1 ч = 60 мин, 1 сутки = 24 ч, 1 мес. = 30 или 31 сутки, 1 год =
12 мес. Порядок месяцев. Календарь. Определение времени по часам с точностью до
5 мин (10 ч 25 мин и без 15 мин 11 ч).
Простые арифметические задачи на нахождение произведения, частного (деление
на равные части и по содержанию).
Вычисление стоимости на основе зависимости между ценой, количеством и
стоимостью.
Составные арифметические задачи в два действия: сложения, вычитания,
умножения, деления.
Построение отрезка такой же длины, больше (меньше) данного. Пересечение
линий. Точка пересечения.
Окружность, круг. Циркуль. Центр, радиус. Построение окружности с помощью
циркуля.
Четырехугольник. Прямоугольник и квадрат.
Многоугольник. Вершины, углы, стороны.
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Учебники
Алышева Т.В. «Математика» 3 класс. Учеб.для ОУ для АООП.2 ч..М.
«Просвещение» 2018г.
Методические пособия для учителя
«Рабочие тетради» Алышева Т.В. «Математика» 3 класс. Рабочие тетради для ОУ
для АООП.2 ч..М. «Просвещение» 2018г
*Волина В.В. Праздник числа: Занимательная математика для детей. – М.:
Просвещение, 2000.

*Волкова С.И. Демонстрационный материал по математике. – М.: Просвещение,
1990.
*Залялетдинова Ф.Р. Нестандартные уроки математики в коррекционной школе. – М.:
Просвещение, 2007.
*Математика: коррекционно-развивающие занятия с уч-ся нач. школы/авт.-сост. А.
А. Шабанова. - Волгоград: Учитель, 2007
*Обучение учащихся I – IV классов вспомогательной школы: Пособие для учителей /
Под ред. В.Г.Петровой. – М: Просвещение, 1992.
*Перова М.Н. Дидактические игры и упражнения по математике во вспомогательной
школе. Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1996.
*Перова М.Н., Эк В.В. Обучение элементам геометрии во вспомогательной школе.
М.: Просвещение, 1992.
*Узорова О.В., Нефедова Е.А. Сборник контрольных работ и диктантов по
математике. – М.: «Астрель», 2010.
*Эк В.В. Обучение математике учащихся младших классов вспомогательной школы.
– М.: Просвещение, 1990.
Тематическое планирование
Название раздела, темы уроков

Второй десяток. Нумерация (повторение)
Сложение и вычитание в пределах 20 без перехода через
десяток.
Решение примеров и задач в пределах 20.
Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении.
Решение примеров вида 13-3-2.
Сложение в пределах 20 с переходом через десяток.
Прибавление чисел 9 и 8.
Линии
Числа полученные при измерении величин
Мера массы – килограмм.
Мера ёмкости – литр.
Вычитание в пределах 20 с переходом через десяток.
Вычитание числа 9.
Вычитание чисел 8 и 7.
Вычитание чисел 6, 5, 4, 3, 2.
Вычитание в пределах 20 с переходом через десяток.
Счет равными числовыми группами по 2, 3, 4, 5 в пределах 20.
Пересечение линий
Сложение и вычитание чисел без перехода через десяток
Решение примеров без перехода через десяток
Решение примеров с величинами
Точка пересечения линий
Сложение с переходом через десяток
Простые задачи с переходом через десяток
Вычитание с переходом через десяток

Количество часов

2 ч.
1 ч.
2 ч.
1 ч.
1 ч.
2 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
2 ч.
2 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
2 ч.
2 ч.
2 ч.
1 ч.
1 ч.
2 ч.
2 ч.

Углы
Подготовка к контрольной работе
Контрольная работа
Работа над ошибками
Повторение
Повторение
Решение примеров на сложение и вычитание с
переходом через десяток
Составные задачи с переходом через десяток
Решение примеров с величинами
Составные задачи с переходом через десяток
Четырехугольники
Сложение и вычитание с переходом через десяток
Скобки. Порядок действий в примерах со скобками
Меры времени - год, месяц
Решение задач
Треугольники
Умножение чисел
Решение задач на умножение чисел
Умножение числа 2
Составление и решение примеров на умножение
Деление на равные части
Составление и решение примеров на деление на
равные части
Деление на 2
Составление и решение примеров на деление
Подготовка к контрольной работе
Контрольная работа
Работа над ошибками
Многоугольники
Повторение
Умножение числа 3
Деление на 3
Решение задач на умножение и деление чисел
Умножение числа 4
Деление на 4
Умножение чисел 5 и 6
Последовательность месяцев в году
Умножение и деление чисел (все случаи)
Решение задач на умножение и деление чисел
Шар, круг, окружность
Круглые десятки
Меры стоимости
Числа 21-100

1 ч.
1 ч.
1ч.
1 ч.
1ч.
1ч
2 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
2 ч.
2 ч.
2 ч.
2 ч.
1 ч.
1 ч.
2 ч.
1 ч.
1 ч.
1ч
1 ч.
1 ч.
2 ч.
2 ч.
1 ч.
1 ч.
2 ч.
2 ч.
2 ч.
1 ч.
2 ч.
1 ч.
1 ч.
2 ч.
1 ч.
1 ч.

Решение примеров на круглые десятки.
Решение задач
Мера длины -метр
Меры времени. Календарь
Сложение двузначного числа с круглыми десятками.
Вычитание круглых десятков из двузначного числа.
Увеличение и уменьшение на несколько единиц
Сложение двузначных чисел.
Сложение и вычитание двузначных и однозначных чисел
Решение задач
Центр, радиус окружности и круга
Подготовка к контрольной работе
Контрольная работа
Работа над ошибками.
Повторение
Сложение и вычитание двузначных чисел и круглых
десятков
Сложение и вычитание двузначных чисел
числа, полученные при измерении двумя мерами
Получение в сумме круглых десятков и 100
Решение задач
Вычитание чисел из круглых десятков и 100
Меры времени - сутки, минута
Решение примеров и задач с числами, полученными при
измерении.
Умножение и деление чисел
Деление по содержанию.
Деление на две равные части и деление по два.
Деление на три равные части и деление по три.
Деление на четыре равные части и деление по четыре.
Деление на пять равных частей и деление по пять.
Порядок действий в примерах
Решение примеров и задач в пределах 100.
Подготовка к контрольной работе
Контрольная работа
Работа над ошибками.
Повторение

2 ч.
2 ч.
1 ч.
2 ч.
2 ч.
2 ч.
1 ч.
1 ч.
2 ч.
2 ч.
2 ч.
1 ч.
1ч
1 ч.
1ч
2 ч.
2 ч.
2 ч.
2 ч.
1 ч.
2 ч.
2ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1ч.
1 ч.
1ч
1 ч.
1ч.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».