РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ Министерство образования и молодежной политики Свердловской области Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области «Камышловский гуманитарно-технологический техникум» структурное подразделение школа-интернат, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы Рабочая программа учебного курса «Математика» для обучающихся 3 класса (АООП НОО 1 вариант) Пояснительная записка Математика (образовательная область – математика) в обучении детей с УО является одним из важных общеобразовательных предметов. Обучение математике носит предметно-практическую направленность, тесно связано с жизнью и профессионально-трудовой подготовкойобучающихся, другими учебными предметами. Понятия числа, величины, геометрической фигуры, которые формируются у обучающихся в процессе обучения математике, являются абстрактными. Действия с предметами, направленные на объединения множеств, удаление части множества, разделение множеств на равные части и другие предметно-практические действия, позволяют подготовить обучающихся к усвоению абстрактных математических понятий. Практические действия с предметами, их заменителями обучающихся должны учиться оформлять в громкой речи. Постепенно внешние действия с предметами переходят во внутренний план. У обучающихся формируется способность мыслить отвлеченно, действовать не только с множествами предметов, но и с числами, поэтому уроки математики необходимо оснастить как демонстрационными пособиями, так и раздаточным материалом для каждого обучающегося. Контингент класса весьма неоднороден по характеру и степени сенсорной, речевой и интеллектуальной недостаточности. Все эти особенности важно учитывать при осуществлении дифференцированного и индивидуального подхода, а также оценке знаний обучающихся. Цель данной программы: -социальная реабилитация и адаптация обучающихсяс интеллектуальными нарушениями в современном обществе. Процесс обучения математике неразрывно связан с решением задач: -формированием начальных временных, пространственных, количественных представлений, которые будут способствовать усвоению дальнейшего курса математики; -коррекцией и развитием познавательной деятельности учащихся: наблюдательности, воображения, речи, пространственной ориентировки и пространственных представлений; -воспитанием трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, настойчивости, любознательности; -формированием умений планировать свою деятельность, осуществлять контроль и самоконтроль; -компенсацией недоразвития эмоционально-волевой сферы (формирование адекватной реакции на неудачи, самостоятельное преодоление трудностей, принятие помощи учителя и т. д.); -коррекцией недоразвития моторных функций (развитие плавности и координации движений рук, зрительно-двигательной координации, дифференциации движения пальцев, регуляции мышечного усилия и т. д.). Коррекционная направленность обучения на уроках математики предполагает: -максимальное использование интеллектуальных, физических и эмоциональных возможностей в работе по коррекции недостатков в развитии школьников; -взаимосвязь двигательной деятельности с другими видами деятельности (игрой, математикой, рисованием, развитием речи); -неоднократное повторение и закрепление полученных знаний, умений и навыков на разном по содержанию учебном материале; -подачу учебного материала малыми порциями; -максимально развёрнутую форму сложных понятий, умственных и практических действий; -предварение изучения нового материала пропедевтикой; -руководство над действиями школьников вплоть до совместного выполнения их учителем и учеником. Основные направления коррекционной работы: • развитие зрительного восприятия и узнавания; • развитие пространственных представлений и ориентации; • развитие основных мыслительных операций; • развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления; • коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы; • обогащение словаря; • коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках. Формирование жизненной компетенции составляет основное содержание специального образования и реализуется через: -овладение началами математики (понятием “числа”, вычислениями, решением простых арифметических задач и др.); -овладение способностью пользоваться математическими знаниями при решении соответствующих возрасту житейских задач (ориентироваться и использовать меры измерения пространства, времени, температуры и др. в различных видах обыденной практической деятельности, разумно пользоваться карманными деньгами и т.д.; -развитие способности гибко и самостоятельно использовать математические знания в жизни; -привитие навыков самоконтроля и взаимоконтроля. В программу заложен принцип опережающего обучения. Геометрический материал, предложенный в программе, тесно связан с арифметическим. Например, при изучении тем «Увеличение и уменьшение числа на несколько единиц», обучающиеся строят отрезки больше, меньше данного на несколько единиц. В программе указаны практические упражнения. Межпредметные связи Занятия на уроках математики продуктивны в том случае, когда они тесно связаны с другими учебными дисциплинами: русским языком, рисованием и ручным трудом. В процессе уроков учитель может использовать различные виды деятельности: игровую, ручной труд, конструктивную, изобразительную, которые будут способствовать расширению, повторению и закреплению элементарных математических представлений. Основные виды организации учебного процесса Формы работы: урок, фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах, коллективная работа. Методы обучения: словесные, наглядные, практические. Технологии обучения: игровые, здоровьесберегающие; информационнокоммуникационные; личностно-ориентированные; технологии дифференцированного обучения, ИКТ. Основными видами деятельностиобучающихсяпо предмету являются: действия с предметами, направленные на объединение множеств, удаление части множеств, разделение множества на равные части; устное решение примеров и задач; практические упражнения в измерении величин, черчении отрезков, ломанных и кривых линий, окружности и геометрических фигур; работа, направленная на формирование умения слушать и повторять рассуждения учителя; развёрнутые объяснения при решении арифметических примеров и задач, что содействует развитию речи и мышления, приучают к сознательному выполнению задания, к самоконтролю; самостоятельные письменные работы, которые способствуют воспитанию прочных вычислительных умений; работа над ошибками, способствующая раскрытию причин, осознанию и исправлению ошибок; индивидуальные занятия, обеспечивающие понимание приёмов вычислений. Место учебного предмета «Математика» в учебном плане Предмет «Математика» входит в обязательную часть учебного плана в образовательную область «Математика». Количество часов в 3 классе: 4 часа в неделю; 136 часов в год. Личностные и предметные результаты освоения предмета «Математика» В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования — введения обучающихся с умственной отсталостью в культуру, овладение ими социокультурным опытом. Личностные результаты отражают: осознание себя как ученика, формирование интереса (мотивации) к учению, как одноклассника, друга; формирование положительного отношения к мнению учителя, сверстников; развитие способности оценивать результаты своей деятельности с помощью педагога и самостоятельно; способность к элементарной самооценке на основе наблюдения за результатами собственной работы; развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в процессе выполнения задания, поручения; формирование первоначальных знаний о безопасности и здоровом образе жизни. Минимальный и достаточный уровни усвоения предметных результатов по учебному предмету «Математика» на конец обучения в 3 классе: Достаточный уровень освоения предметных результатов Обучающиеся должны знать: -числовой ряд 1—100 в прямом и обратном порядке; смысл арифметических действий умножения и деления (на равные части и по содержанию), различие двух видов деления на уровне практических действий, способа чтения и записи каждого вида деления; -таблицы умножения и деления чисел в пределах 20, переместительное свойство произведения, связь таблиц умножения и деления; -порядок действий в примерах в 2—3 арифметических действия; -единицы (меры) измерения стоимости, длины, массы, времени, соотношения изученных мер; -порядок месяцев в году, номера месяцев от начала года. Обучающиеся должны уметь: -считать, присчитывая, отсчитывая по единице и равными числовыми группами по 2, 5, 4, в пределах 100; откладывать на счетах любые числа в пределах 100; складывать и вычитать числа в пределах 100 без перехода через разряд приемами устных вычислений; -использовать знание таблиц умножения для решения соответствующих примеров на деление; -различать числа, полученные при счете и измерении; записывать числа, полученные при измерении двумя мерами, с полным набором знаков в мелких мерах: 5 м 62 см, 3 м 3 см, пользоваться различными табелями-календарями, отрывными календарями; -определять время по часам (время прошедшее, будущее); находить точку пересечения линий; чертить окружности разных радиусов, различать окружность и круг. Минимальный уровень освоения предметных результатов Обязательно знание только таблицы умножения числа 2, получение частных от деления на 2 путем использования таблицы умножения. Достаточно умения определять время по часам только одним способом, пользоваться календарем для установления порядка месяцев в году, количества суток в месяцах, месяцев в году. Исключаются арифметические задачи в два действия. Состав базовых учебных действий обучающихся Базовые учебные действия, формируемые у младших школьников, обеспечивают, с одной стороны, успешное начало школьного обучения и осознанное отношение к обучению, с другой — составляют основу формирования в старших классах более сложных действий, которые содействуют дальнейшему становлению ученика как субъекта осознанной активной учебной деятельности на доступном для него уровне. Личностные базовые учебные действия: осознание себя как ученика, формирование интереса (мотивации) к учению, как члена семьи, одноклассника, друга; выполнение учебных заданий, поручений, договоренностей с помощью учителя и самостоятельно. Регулятивные базовые учебные действия: входить и выходить из учебного помещения со звонком; ориентироваться в пространстве класса; пользоваться учебной мебелью; адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.д.); работать с учебными принадлежностями по предмету математика (учебник, тетрадь, счеты, счетные палочки, линейка, чертежный треугольник и др.) и организовывать рабочее место под руководством учителя; участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников самостоятельно и под руководством учителя; соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами под руководством учителя. Познавательные базовые учебные действия: выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов; устанавливать видо - родовые отношения предметов; делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале; выполнять арифметические действия самостоятельно и с помощью учителя; ориентироваться в учебнике, на листе бумаги и у доски под руководством учителя; уметь слушать и отвечать на простые вопросы учителя. Коммуникативные базовые учебные действия: вступать в контакт и работать в коллективе (учитель – ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель - класс); использовать принятые ритуалы одноклассниками и учителем; обращаться за помощью и принимать помощь; слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту. социального взаимодействия с Содержание учебного предмета Нумерация чисел в пределах 100. Получение ряда круглых десятков, сложение и вычитание круглых десятков. Получение полных двузначных чисел из десятков и единиц. Разложение полных двузначных чисел на десятки и единицы. Числовой ряд 1—100, присчитывание, отсчитывание по 1, по 2, равными группами по 5, по 4. Сравнение в числовом ряду рядом стоящих чисел, сравнение чисел по количеству разрядов, по количеству десятков и единиц. Понятие разряда. Разрядная таблица. Увеличение и уменьшение чисел на несколько десятков, единиц. Числа четные и нечетные. Сложение и вычитание чисел в пределах 100 без перехода через разряд (60 + 7; 60 + 17; 61 + 7; 61 + 27; 61 + 9; 61 + 29; 92 + 8; 61 + 39 и соответствующие случаи вычитания). Нуль в качестве компонента сложения и вычитания. Умножение как сложение нескольких одинаковых слагаемых, замена его арифметическим действием умножения. Знак умножения (×). Запись и чтение действия умножения. Название компонентов и результата умножения в речи учителя. Таблица умножения числа 2. Деление на равные части. Деление предметных совокупностей на 2, 3, 4, 5 равных частей (поровну), запись деления предметных совокупностей на равные части арифметическим действием деления. Знак деления (:). Чтение действия деления. Таблица деления на 2. Название компонентов и результата деления в речи учителя. Таблица умножения чисел 3, 4, 5, 6 и деления на 3, 4, 5, 6 равных частей в пределах 20. Взаимосвязь таблиц умножения и деления. Соотношение: 1 р. = 100 к. Скобки. Действия I и II ступени. Единица (мера) длины — метр. Обозначение: 1 м. Соотношения: 1 м = 10 дм, 1 м = 100 см. Числа, получаемые при счете и при измерении одной, двумя мерами (рубли с копейками, метры с сантиметрами). Единицы (меры) времени — минута, месяц, год. Обозначение: 1 мин, 1 месяц, 1 год. Соотношения: 1 ч = 60 мин, 1 сутки = 24 ч, 1 мес. = 30 или 31 сутки, 1 год = 12 мес. Порядок месяцев. Календарь. Определение времени по часам с точностью до 5 мин (10 ч 25 мин и без 15 мин 11 ч). Простые арифметические задачи на нахождение произведения, частного (деление на равные части и по содержанию). Вычисление стоимости на основе зависимости между ценой, количеством и стоимостью. Составные арифметические задачи в два действия: сложения, вычитания, умножения, деления. Построение отрезка такой же длины, больше (меньше) данного. Пересечение линий. Точка пересечения. Окружность, круг. Циркуль. Центр, радиус. Построение окружности с помощью циркуля. Четырехугольник. Прямоугольник и квадрат. Многоугольник. Вершины, углы, стороны. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса Учебники Алышева Т.В. «Математика» 3 класс. Учеб.для ОУ для АООП.2 ч..М. «Просвещение» 2018г. Методические пособия для учителя «Рабочие тетради» Алышева Т.В. «Математика» 3 класс. Рабочие тетради для ОУ для АООП.2 ч..М. «Просвещение» 2018г *Волина В.В. Праздник числа: Занимательная математика для детей. – М.: Просвещение, 2000. *Волкова С.И. Демонстрационный материал по математике. – М.: Просвещение, 1990. *Залялетдинова Ф.Р. Нестандартные уроки математики в коррекционной школе. – М.: Просвещение, 2007. *Математика: коррекционно-развивающие занятия с уч-ся нач. школы/авт.-сост. А. А. Шабанова. - Волгоград: Учитель, 2007 *Обучение учащихся I – IV классов вспомогательной школы: Пособие для учителей / Под ред. В.Г.Петровой. – М: Просвещение, 1992. *Перова М.Н. Дидактические игры и упражнения по математике во вспомогательной школе. Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1996. *Перова М.Н., Эк В.В. Обучение элементам геометрии во вспомогательной школе. М.: Просвещение, 1992. *Узорова О.В., Нефедова Е.А. Сборник контрольных работ и диктантов по математике. – М.: «Астрель», 2010. *Эк В.В. Обучение математике учащихся младших классов вспомогательной школы. – М.: Просвещение, 1990. Тематическое планирование Название раздела, темы уроков Второй десяток. Нумерация (повторение) Сложение и вычитание в пределах 20 без перехода через десяток. Решение примеров и задач в пределах 20. Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении. Решение примеров вида 13-3-2. Сложение в пределах 20 с переходом через десяток. Прибавление чисел 9 и 8. Линии Числа полученные при измерении величин Мера массы – килограмм. Мера ёмкости – литр. Вычитание в пределах 20 с переходом через десяток. Вычитание числа 9. Вычитание чисел 8 и 7. Вычитание чисел 6, 5, 4, 3, 2. Вычитание в пределах 20 с переходом через десяток. Счет равными числовыми группами по 2, 3, 4, 5 в пределах 20. Пересечение линий Сложение и вычитание чисел без перехода через десяток Решение примеров без перехода через десяток Решение примеров с величинами Точка пересечения линий Сложение с переходом через десяток Простые задачи с переходом через десяток Вычитание с переходом через десяток Количество часов 2 ч. 1 ч. 2 ч. 1 ч. 1 ч. 2 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 2 ч. 2 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 2 ч. 2 ч. 2 ч. 1 ч. 1 ч. 2 ч. 2 ч. Углы Подготовка к контрольной работе Контрольная работа Работа над ошибками Повторение Повторение Решение примеров на сложение и вычитание с переходом через десяток Составные задачи с переходом через десяток Решение примеров с величинами Составные задачи с переходом через десяток Четырехугольники Сложение и вычитание с переходом через десяток Скобки. Порядок действий в примерах со скобками Меры времени - год, месяц Решение задач Треугольники Умножение чисел Решение задач на умножение чисел Умножение числа 2 Составление и решение примеров на умножение Деление на равные части Составление и решение примеров на деление на равные части Деление на 2 Составление и решение примеров на деление Подготовка к контрольной работе Контрольная работа Работа над ошибками Многоугольники Повторение Умножение числа 3 Деление на 3 Решение задач на умножение и деление чисел Умножение числа 4 Деление на 4 Умножение чисел 5 и 6 Последовательность месяцев в году Умножение и деление чисел (все случаи) Решение задач на умножение и деление чисел Шар, круг, окружность Круглые десятки Меры стоимости Числа 21-100 1 ч. 1 ч. 1ч. 1 ч. 1ч. 1ч 2 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 2 ч. 2 ч. 2 ч. 2 ч. 1 ч. 1 ч. 2 ч. 1 ч. 1 ч. 1ч 1 ч. 1 ч. 2 ч. 2 ч. 1 ч. 1 ч. 2 ч. 2 ч. 2 ч. 1 ч. 2 ч. 1 ч. 1 ч. 2 ч. 1 ч. 1 ч. Решение примеров на круглые десятки. Решение задач Мера длины -метр Меры времени. Календарь Сложение двузначного числа с круглыми десятками. Вычитание круглых десятков из двузначного числа. Увеличение и уменьшение на несколько единиц Сложение двузначных чисел. Сложение и вычитание двузначных и однозначных чисел Решение задач Центр, радиус окружности и круга Подготовка к контрольной работе Контрольная работа Работа над ошибками. Повторение Сложение и вычитание двузначных чисел и круглых десятков Сложение и вычитание двузначных чисел числа, полученные при измерении двумя мерами Получение в сумме круглых десятков и 100 Решение задач Вычитание чисел из круглых десятков и 100 Меры времени - сутки, минута Решение примеров и задач с числами, полученными при измерении. Умножение и деление чисел Деление по содержанию. Деление на две равные части и деление по два. Деление на три равные части и деление по три. Деление на четыре равные части и деление по четыре. Деление на пять равных частей и деление по пять. Порядок действий в примерах Решение примеров и задач в пределах 100. Подготовка к контрольной работе Контрольная работа Работа над ошибками. Повторение 2 ч. 2 ч. 1 ч. 2 ч. 2 ч. 2 ч. 1 ч. 1 ч. 2 ч. 2 ч. 2 ч. 1 ч. 1ч 1 ч. 1ч 2 ч. 2 ч. 2 ч. 2 ч. 1 ч. 2 ч. 2ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1ч. 1 ч. 1ч 1 ч. 1ч.