Музыка 1-2класс (НОО 1 вариант)

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области

«Камышловский гуманитарно-технологический техникум»
структурное подразделение
школа-интернат, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы

Рабочая программа
учебного курса
«Музыка»
для обучающихся 1-2 класса
(АООП НОО 1 вариант)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Целью уроков музыки является формирование основ музыкальной
культуры обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) как неотъемлемой части духовной культуры личности.
Основы музыкальной культуры обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными
нарушениями)
—
интегративное
понятие,
предполагающее
овладение
элементарными
компонентами
качеств,
необходимых для занятий музыкальной деятельностью, доступных всем
обучающимся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с
незначительными музыкальными способностями (устойчивый интерес,
положительная мотивация; основы музыкальных знаний, внемузыкальные
представления; адекватность переживаний эмоциям, выраженным в музыке;
проявление усилий в овладении музыкальной деятельностью; верное
голосоведение мелодии, чистота интонирования; понимание содержания песен;
точное воспроизведение ритмического рисунка в музыкально-ритмической
деятельности; правильное звукоизвлечение при игре на простейших
музыкальных инструментах), что не предусматривает их целенаправленной
подготовки к профессиональным занятиям музыкой.
На основе поставленной цели определяются следующие задачи
преподавания музыки:
 накопление первоначальных впечатлений от музыкального искусства и
получение доступного опыта (овладение элементарными музыкальными
знаниями, слушательскими и доступнымиисполнительскими умениями);
 приобщение к культурной среде, дающей обучающемуся впечатления от
музыкального искусства, формирование стремления и привычки к
слушанию музыки, посещению выступлений профессиональных и
самодеятельных
музыкальных
исполнителей,
самостоятельной
музыкальной деятельности;
 развитие способности получать удовольствие от слушания музыкальных
произведений, выделение собственных предпочтений в восприятии
музыки,
приобретение
опыта
самостоятельной
музыкальноисполнительской и музыкально-оценочной деятельности;
 развитие музыкальности как комплекса способностей, необходимого для
занятий музыкальной деятельностью (музыкальное восприятие,
музыкально-познавательные
процессы,
музыкальная
память,
эмоциональные переживания, чувство ритма, звуковысотный слух и др.);
 обогащение представлений об отечественных музыкальных традициях
(праздники, обычаи, обряды), формирование духовно- нравственных
качеств личности (любовь к Родине, патриотизм, гордость за
отечественную музыкальную культуру) как в урочной, так и во
 внеурочной деятельности;
 формирование у обучающихся элементарных представлений о процессах
сочинения,
аранжировки,
звукозаписи,
звукоусиления
и
звуковоспроизведения, а также самостоятельного использования

доступных технических средств для реализации потребности в слушании
музыкальных произведений в записи;
 реализация психокоррекционных и психотерапевтических возможностей
музыкальной деятельности для преодоления у обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) имеющихся
нарушений развития и профилактики возможной социальной
дезадаптации.
Общая характеристика учебного предмета
В процессе обучения
музыке, в процессе эстетического познания и
художественного отражения окружающей действительности в музыкальной
деятельности
ребёнок
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) развивается разносторонне: формируются
его познавательная, речевая, эмоционально-волевая, двигательная сферы
деятельности и поведение.
Изучение учебного материала по музыке осуществляется в процессе
следующих видов работы:
‒хоровое пение;
‒восприятие музыки;
‒игра на музыкальных инструментах детского оркестра;
‒музыкально-дидактические игры, музыкально-ритмические упражнения;
‒изучение элементов нотной грамоты, произведений профессионального и
народного музыкального творчества на основе анализа высокохудожественных
образцов музыкального искусства с целью определения содержания и
элементарных, доступных пониманию обучающихся средств музыкальной
выразительности.
Обучение пению, слушанию музыки, игре на музыкальных инструментах
может осуществляться с опорой на записанные с помощью звукозаписывающих
устройств музыкальные произведения, но наибольший эффект достигается при
использовании
натурального,
естественного
звучания
музыкальных
инструментов, голоса педагога, музыкантов. Личный пример педагога является
самым эффективным средством музыкального воспитания и формирования
музыкальной культуры.
Использование всех перечисленных видов работы предполагает
формирование у детей исполнительского и слухового опыта, который
необходим в их музыкальной деятельности и творческой самореализации.
Место учебного предмета в учебном плане
Учебный предмет «Музыка» входит в обязательную часть учебного плана,
предметной области «Искусство. На изучение предмета в 1 классе отведено 2
часа в неделю, во 2 классе — 1 час в неделю. Всего на изучение предмета
«Музыка» 1 класс – 66 часов за год, 2 класс – 34 часа в год.




ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГОПРЕДМЕТА
ПО ИТОГАМ ОБУЧЕНИЯ В 1 КЛАССЕ
положительная мотивация к занятиям различными видами музыкальной
деятельности;
готовность к творческому взаимодействию и коммуникации со взрослыми и
другими обучающимися в различных видах музыкальной деятельности на
основе сотрудничества, толерантности, взаимопонимания и принятых норм
социального взаимодействия.
Предметные результаты освоения программы в 1 классе
Обучающиеся должны знать:
 характер и содержание знакомых музыкальных произведений;
 музыкальные инструменты и их звучание (труба, баян, гитара).Обучающиеся
должны уметь:
 петь с инструментальным сопровождением и без него (с помощью
педагога);
 выразительно
и
эмоционально исполнять выученные песни с
простейшими элементами динамических оттенков;
 правильно формировать
при пении
гласные
звуки и
отчётливопроизносить согласные звуки в конце и в середине слов;
 правильно исполнять мелодию в диапазоне ре1— си1;
 различать вступление, запев, припев, проигрыш, окончание песни;
 различать песню, танец, марш;
 верно передавать ритмический рисунок мелодии (хлопками, движениями,
при игре на металлофоне, голосом);
 определять разнообразные по содержанию
и
характеру
музыкальные произведения (весёлые, грустные и спокойные).
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА» В 1 КЛАССЕ
Содержание Программы базируется на изучении обучающимся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) основ музыкального
искусства:
 жанры музыки (песня, танец, марш и их разновидности);
 основные средства музыкальной выразительности;
 формы музыки (одночастная, двухчастная, трёхчастная, куплетная);
 зависимость формы музыкального произведения от содержания;
 основные виды музыкальной деятельности: сочинение, исполнение,
музыкальное восприятие.
Основу содержания Программы составляют: произведения отечественной
(русской) классической и современной музыкальной культуры — музыка
народная и композиторская; музыкальный фольклор как отражение жизни
народа, его истории, отношения к родному краю, природе, труду, человеку;
устная и письменная традиции существования музыки; основные жанры

русских народных песен; песенность как основная черта русской народной и
профессиональной музыки; народные истоки в творчестве русских
композиторов. Повторяемость музыкальных произведений отвечает принципу
концентризма построения учебного материала. Повторение обучающимися с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ранее изученных
музыкальных произведений способствует лучшему пониманию, осознанию
средств музыкальной выразительности, возникновению новых переживаний,
закреплению уже полученных представлений, знаний, исполнительских умений
и навыков, совершенствованию собственного музыкального опыта.
Выбор музыкальных произведений для слушания зависит от соответствия
содержания музыкальных произведений возможностям восприятия их
обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
В разделе «Музыкальное восприятие» обучающиеся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) овладевают умением слушать музыку,
адекватно реагируя на художественные образы, воплощённые в музыкальных
произведениях; элементарными представлениями о многообразии внутреннего
содержания прослушиваемых произведений; развивают эмоциональную
отзывчивость и учатся эмоционально реагировать на произведения различных
музыкальных жанров, разных по своему характеру; приобретают умение
передавать словами примерное содержание музыкального произведения;
умение определять разнообразные по форме и характеру музыкальные
произведения (марш, танец, песня; весёлая, грустная, спокойная мелодия);
умение самостоятельно узнавать и называть музыкальные произведения по
вступлению; умение выделять мелодию и аккомпанемент в песне и в
инструментальном произведении; умение различать части песни (запев, припев,
проигрыш, окончание); представления о сольном и хоровом пении, о
различных музыкальных коллективах (ансамбль, оркестр), о музыкальных
инструментах и их звучании.
Песенный репертуар раздела «Хоровое пение» составляют произведения
отечественной музыкальной культуры; музыка народная и композиторская;
детская, классическая, современная. Используемый песенный материал
характеризуется смысловой доступностью, отражает знакомые образы, события
и явления, имеет простой ритмический рисунок мелодии, короткие
музыкальные фразы, соответствующие требованиям организации щадящего
голосового режима. Примерная тематика произведений: о природе, труде,
профессиях, общественных явлениях, детстве, школьной жизни и т. д. Среди
жанров: песни-прибаутки, шуточные песни, игровые песни, трудовые песни,
колыбельные песни и пр.
Изучение элементов музыкальной грамоты делится на три периода,
соответствующих познавательным возможностям обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Дети накапливают опыт
восприятия музыки, первоначальные музыкальные впечатления, опыт
музыкально-слуховых и ритмических представлений, интонирования мелодии
голосом. Происходит ознакомление с характером музыки (спокойная, весёлая,

грустная); с динамическими особенностями (громкая, тихая); развиваются
элементарные представления о многообразии внутреннего содержания
прослушиваемых произведений; происходит знакомство с музыкальными
инструментами и их звучанием (фортепиано, барабан, скрипка, баян, гитара,
труба); формируются элементарные представления о форме песни (вступление,
запев, припев, проигрыш, окончание), некоторых жанрах (песня, танец, марш),
видах музыкальной деятельности (пение, слушание музыки, танец и т. д.) и
правилах поведения на уроках. Обучающиеся знакомятся с музыкальными
понятиями: высота и длительность звука, музыкальный коллектив (ансамбль,
оркестр, хор); продолжают изучать многообразие музыкальных инструментов
(орган, арфа, флейта, виолончель, саксофон, балалайка, другие народные
инструменты) и музыкальной формы (части произведения). У обучающихся
формируются элементарные представления о полифункциональности музыки
(развлекательная, спортивная, музыка для отдыха, трудовой деятельности);
разновидностях маршей (военный, спортивный, праздничный, траурный) и
танца (вальс, полька, танго, полонез, хоровод).
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО
ПРЕДМЕТА ПО ИТОГАМ ОБУЧЕНИЯ ВО 2 КЛАССЕ




Предметные результаты обучения
Минимальный уровень:
определение содержания знакомых музыкальных произведений;
представления о некоторых музыкальных инструментах и их звучании;
пение с инструментальным сопровождением и без него (с помощью
педагога);
выразительное совместное исполнение выученных песен с
простейшими
элементами динамических оттенков;
правильное формирование при пении гласных звуков и отчётливое
произнесение согласных звуков в конце и в середине слов;
правильная передача мелодии в диапазоне ре1 — си1;
различение вступления, запева, припева, проигрыша, окончания песни;
различение песни, танца, марша;
передача ритмического рисунка мелодии (хлопками, на металлофоне,
голосом);
определение разнообразных по содержанию и характеру музыкальных
произведений (весёлые, грустные и спокойные);
владение элементарными представлениями о нотной грамоте.
Достаточный уровень:
самостоятельное
исполнение разученных
песен как с
инструментальным сопровождением, так и без него;
представления обо всех включённых
в
Программу музыкальных
инструментах и их звучании;







сольное пение и
пениехором
с
выполнением
требований
художественного
исполнения,
с
учётом
средств
музыкальной
выразительности;
ясное и чёткое произнесение слов в песнях подвижного характера;
различение разнообразных по характеру и звучанию песен, маршей, танцев;
знание основных средств музыкальной выразительности: динамические
оттенки (форте — громко, пиано — тихо); особенности темпа (быстро,
умеренно, медленно); особенности регистра (низкий, средний, высокий) и др.;
владение элементами музыкальной грамоты как средствами графического
изображения музыки.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА» ВО 2 КЛАССЕ
Виды музыкальной деятельности
Пение
 Закрепление певческих навыков и умений на материале, пройденном в
предыдущих классах, а также на новом материале.
 Исполнение песенного материала в диапазоне до1 — до2.
 Дальнейшая работа над чистотой интонирования и выравниванием
звучания на всем диапазоне.
 Развитие умения правильно интонировать выученные песни в составе
группы и индивидуально, чётко выдерживать ритмический рисунок
произведения без сопровождения учителя и инструмента (а капелла).
 Совместное согласованное пение. Одновременное начало и окончание
исполнения.
 Развитие артикуляционного аппарата, умения правильно формировать
гласные и отчётливо произносить согласные звуки, интонационно
выделять
 гласные звуки в зависимости от смыслового отношения слова в тексте
песни.
Слушание музыки
 Развитие эмоциональной отзывчивости и реагирования на музыку
различного характера.
 Развитие умения различать звуки по высоте (высокие — низкие) и
длительности (долгие — короткие).
 Формирование представлений о плавном и отрывистом проведении
мелодии в музыкальных произведениях.
 Формирование представлений о различных музыкальных коллективах:
ансамбль, оркестр.
 Знакомство с музыкальными инструментами и их звучанием: арфа,
флейта, орган.
 Игра на музыкальных инструментах.

 Закрепление навыков игры на ударно-шумовых инструментах, обучение
игре на металлофоне.
Тематическое планирование
(2 часа в неделю, 66 часов в учебном году)
№

1
2
3
4
5
6
7
8

9

10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20

21

Название раздела, темы урока
1 класс
Исполнение известных и любимых детьми песен
Музыкально-дидактические игры
Знакомство с песней «Серенькая кошечка». Музыка В. Витлина,
слова Н. Найдёновой
Закрепление, исполнение песни «Серенькая кошечка».
Музыкально-дидактическая игра.
Знакомство « Весёлые гуси». Украинская народная песня.
Слушание.
Закрепление « Весёлые гуси». Украинская народная песня. Пение.
Игра на музыкальных инструментах.
Знакомство. «Савка и Гришка», белорусская народная песня. М.
Глинка «Полька» слушание.
Закрепление, исполнение песни «Савка и Гришка».
Знакомство. «Урожай собирай». Музыка А.
Филиппенко, слова Т. Волгиной
Во поле берёза стояла. Русская народная песня.
Слушание.
Закрепление, исполнение «Урожай собирай». Музыка А.
Филиппенко, слова Т. Волгиной
Во поле берёза стояла. Русская народная песня.
Слушание , исполнение
На горе-то калина. Русская народная песня
«Три поросёнка». Музыка М. Протасова, слова Н.
Соловьёвой
Закрепление, исполнение «Три поросёнка». Музыка М.
Протасова, слова Н. Соловьёвой
Знакомство «Бабушкин козлик». Русская народная
песня. Обработка Ю. Слонова
Закрепление, исполнение «Бабушкин козлик».
Музыкально-дидактическая игра.
Повторение песен: «Урожай собирай», «Савка и
Гришка», «Бабушкин козлик»
Музыкально-дидактическая игра
Знакомство, исполнение «К нам гости пришли». Музыка
Ан. Александрова, слова М. Ивенсен
Частушки-топотушки. Музыка Л. Маковской, слова И.
Черницкой
Частушки-топотушки. Музыка Л. Маковской, слова И.
Черницкой
Знакомство ,слушание Если добрый ты. Из мультфильма
«День рождения кота Леопольда».
Музыка Б. Савельева, слова А. Хайта
Слушание. Неприятность эту мы переживём. Из

Кол-во часов

1
1
1
1
1
1
1
1

1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1

22
23
24
25
26
27

28
29

30
31
32
33
34
35
36
37
37
39
40
41
42
43
44
45

мультфильма «Лето кота
Леопольда». Музыка Б. Савельева, слова А. Хайта
Знакомство «Что за дерево такое?». Музыка
М.Старокадомского, слова Л. Некрасовой
Исполнение, закрепление «Что за дерево такое? »
Исполнение, закрепление «Что за дерево такое? »
Игра на музыкальных инструментах детского оркестра.
Знакомство «Ёлочка». Музыка А. Филиппенко, слова М.
Познанской (перевод сукраинского А. Ковальчука)
Исполнение, закрепление «Ёлочка». Музыка А.
Филиппенко, слова М. Познанской (перевод с
украинского А. Ковальчука)
Знакомство «Новогодняя». Музыка А. Филиппенко,
слова Г. Бойко (перевод с украинского М. Ивенсен)
Исполнение, закрепление «Новогодняя». Музыка А.
Филиппенко, слова Г. Бойко (перевод с украинского М.
Ивенсен
Знакомство, «Новогодняя хороводная». Музыка А.
Островского, слова Ю. Леднева
Исполнение, закрепление «Новогодняя хороводная».
Музыка А. Островского, слова Ю. Леднева
Игра на музыкальных инструментах детского оркестра
Знакомство, слушание «Ракеты». Музыка Ю. Чичкова,
слова Я. Серпина.
Знакомство «Бескозырка белая» Музыка народная,
слова З. Александровой.
Исполнение, закрепление «Бескозырка белая» Музыка
народная, слова З. Александровой.
«Песню девочкам поём». Музыка Т. Попатенко, слова З.
Петровой
Знакомство, слушание «Маме в день 8 марта». Музыка
Е. Тиличеевой, слова М. Ивенсен
Закрепление, исполнение «Маме в день 8 марта». Игра
на музыкальных инструментах детского оркестра.
Закрепление, исполнение «Маме в день 8 марта». Игра
на музыкальных инструментах детского оркестра.
П. Чайковский. Танец маленьких лебедей. Из балета «Лебединое
озеро». Слушание.
Знакомство «Белые кораблики». Музыка В. Шаинского,
слова Л. Яхнина
Исполнение, закрепление «Белые кораблики».
Музыкально-дидактическая игра.
Знакомство, слушание «Песня друзей2. Из мультфильма
«Бременские музыканты». Музыка Г.Гладкова, слова Ю. Энтина.
Знакомство «Всё
мы делим
пополам». Музыка
В.Шаинского. слова М.Пляцковского
Закрепление, исполнение «Всё мы делим пополам».
Игра на музыкальных инструментах.

1
1
1
1
1
1

1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

46

47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
62
65
66

Знакомство, слушание песни «На крутом бережку». Из
мультфильма «Леопольд и Золотая рыбка».Музыка Б. Савельева,
слова А. Хайта
Музыкально-дидактическая игра.
Песенка
странного
зверя. Из мультфильма Странный
зверь».Музыка В. Казенина, слова Р. Лаубе. Слушание.
Повторение изученых песен.Игра на музыкальных
инструментах.
Знакомство «Трудимся с охотой». Музыка Е. Тиличеевой, слова Ю.
Ермолаева и В.Коркина.
Исполнение, закрепление «Трудимся с охотой». Игра на
музыкальных инструментах.
«На мосточке». Музыка А. Филиппенко, слова Г. Бойко
Закрепление, исполнение «На мосточке».
К. Вебер. Хор охотников. Из оперы «Волшебный
стрелок». Слушание.
Д. Кабалевский. Клоуны. Слушание.
Музыкально-дидактическая игра.
Песенка Львёнка и Черепахи. Из мультфильма «Как Львёнок и
Черепаха пели песню». Музыка Г. Гладкова, слова С. Козлова.
Игра на музыкальных инструментах.
«Песенка про кузнечика». Из мультфильма «Приключения
Незнайки».Музыка В. Шаинского, слова Н. Носова.
Исполнение «Песенка про кузнечика». Из
мультфильма «Приключения Незнайки».
Песенка о лете. Музыка Е. Крылатова,
слова Ю.
Энтина. Из мультфильма «Дед Мороз и лето»
М. П. Мусоргский. Гопак. Из оперы «Сорочинская ярмарка».
И. С. Бах. Прелюдия до мажор. Из «Хорошо темперированного
клавира». Слушание.
Повторение, исполнение изученных песен.
Игра на музыкальных инструментах.
Музыкально-дидактическая игра.

1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

2 класс
Название раздела,
темы урока

1
2
3
4

Исполнение знакомых песен.
Знакомство, исполнение «На горе-то калина». Русская народная
песня.
Знакомство с русской народной песней «Каравай».
Закрепление. Песня «Каравай».

Кол-во часов

1
1
1
1

5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

Знакомство «Огородная-хороводная».
Игра на музыкальных инструментах детского оркестра
Закрепление. «Огородная-хороводная», пение.
Знакомство «Неприятность эту мы переживём». слушание.
Закрепление «Неприятность эту мы переживём».
Знакомство. Русская народная песня «Как на тоненький ледок».
«Колыбельная Медведицы», слушание.
Музыкально-дидактическая игра.
Игра на музыкальных инструментах детского оркестра
Знакомство. «Новогодняя». Муз. Флиппенко, словаГ. Бойко.
Закрепление, исполнение «Новогодняя».
Знакомство. «Новогодняя хороводная». Муз. Островского, сл. Ю.
Леднёва. «Будьте добры» слушание.
Закрепление «Новогодняя хороводная».
Знакомство «Маленькой елочке холодно зимой».
Закрепление «Маленькой елочке холодно зимой».
Игра на музыкальных инструментах детского оркестра
Знакомство « Менуэт» Л. Боккерини.
Знакомство с музыкальными инструментами и их звучанием.
Орган.
Знакомство с музыкальными инструментами и их звучанием.
Арфа.
Знакомство с музыкальными инструментами и их звучанием.
Флейта.
Знакомство «Песня о пограничнике». «Марш деревянных
солдатиков». П. Чайковский, слушание.
Знакомство «Песню девочкам поём».
Игра на музыкальных инструментах детского оркестра
Знакомство «Мамин праздник». Муз. Ю. Гурьева, сл. С.
Вигдорова.
Закрепление «Мамин праздник».
Знакомство «Улыбка».
Закрепление, исполнение «Улыбка».
Знакомство. Русская народная песня. «Бабушкин козлик».
Закрепление, исполнение. Русская народная песня «Бабушкин
козлик».
Знакомство «Если добрый ты».

1

Закрепление, исполнение «Если добрый ты».
Знакомство «Марш». Из симфонической сказки «Петя и волк».
Слушание.
Знакомство «На крутом бережку». Из мультфильма «Леопольд и
золотая рыбка».
Закрепление. «На крутом бережку».
Игра на музыкальных инструментах детского оркестра
Музыкально-дидактическая игра.

1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».