Ручной труд 4 класс (НОО 1 вариант)

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области

«Камышловский гуманитарно-технологический техникум»
структурное подразделение
школа-интернат, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы

Рабочая программа
учебного курса
«Ручной труд»
для обучающихся 4 класса
(АООП НОО 1 вариант)

Пояснительная записка
Данная программа учитывает особенности познавательной деятельности детей с
нарушением интеллекта. Программа определяет оптимальный объём знаний, умений
по технологии, который доступен большинству обучающихся.
Цель программы обучения: способствовать развитию самостоятельности учащихся
при выполнении трудовых заданий, подготавливать их к общетехническому труду.
Обучение труду в 4 классе направлено на решение следующих задач:

воспитание положительных качеств личности ученика (трудолюбия,
настойчивости, умения работать в коллективе и т.д.);

уважение к людям труда;

сообщение элементарных знаний по видам труда, формирование трудовых
качеств, обучение доступным приемам труда, развитие самостоятельности в труде,
привитие интереса к труду;

формирование организационных умений в труде – вовремя приходить на
занятия, работать только на своем рабочем месте, правильно располагать на нем
материалы и инструменты, убирать их по окончании работы, знать и выполнять
правила внутреннего распорядка и безопасной работы, санитарно-гигиенические
требования.
Наряду с этими задачами на занятиях трудом решаются и специальные задачи,
направленные на коррекцию умственной деятельности обучающихся.
Коррекционная работа выражается в формировании умений:

ориентироваться в задании (анализировать объект, условия работы);

предварительно планировать ход работы над изделием (устанавливать
логическую последовательность изготовления поделки, определять приемы работы и
инструменты, нужные для их выполнения);

контролировать свою работу (определять правильность действий и
результатов, оценивать качество готовых изделий).
В процессе трудового обучения осуществляется исправление недостатков
познавательной
деятельности:
наблюдательности,
воображения,
речи,
пространственной ориентировки, а также недостатков физического развития, особенно
мелкой моторики рук.
Общая характеристика учебного предмета
Деятельностный подход к построению процесса обучения является основной
характерной особенностью этого учебного предмета, что способствует формированию
у обучающихся с интеллектуальными нарушениями не только представлений о
взаимодействии человека и окружающего мира, о роли трудовой деятельности людей в
развитии общества, но и позволяет сформировать у них начальные технологические
знания, важнейшие трудовые умения и навыки.
Вся работа на уроках должна носить целенаправленный характер,
способствовать развитию самостоятельности учащихся при выполнении трудовых

заданий, подготавливать их к общетехническому труду, который осуществляется на
базе школьных мастерских. Уроки труда должны быть тесно связаны с уроками
чтения, рисования, математики. Учебный материал в программе распределен по годам
обучения с учетом возрастных и психофизических особенностей умственно отсталых
школьников
Предусмотрены следующие виды труда:
 работа с бумагой и картоном;
 работа с текстильными материалами;
 работа с проволокой;
 работа с древесиной.
Описание места учебного предмета в учебном плане
Предмет «Ручной труд» входит в обязательную часть учебного плана в
образовательную область «Технология». Количество часов в 4 классе: 2 часа в
неделю; 68 часов в год.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Освоение минимума объема содержания основного образования и достижения
уровня функциональной грамотности, общекультурной компетентности, в
учебно-познавательной деятельности, включающие:
• уверенность в своих силах и возможностях;
• умения разрешать коммуникативные проблемы;
• достижения обязательного минимума содержания образования;
• сформированность умений социального взаимодействия;
• сформированность умений саморегуляции обучающихся в учебной деятельности.
Личностные и предметные результаты
освоения учебного предмета «Ручной труд»
Личностные результаты:










осознание себя как ученика, формирование интереса (мотивации) к учению;
формирование положительного отношения к мнению учителя, сверстников;
развитие способности оценивать результаты своей деятельности с помощью
педагога и самостоятельно;
умение обращаться за помощью, принимать помощь;
умение организовать своё рабочее место;
развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в процессе
выполнения задания, поручения;
формирование первоначальных эстетических потребностей, ценностей и чувств
(категории: красиво – не красиво, аккуратно - неаккуратно);
формирование мотивации к творческому труду;
формирование бережного отношения к материальным ценностям.
Предметные результаты имеют два уровня овладения: минимальный и
достаточный.

Минимальный уровень: знание правил организации рабочего места и умение
самостоятельно его организовать в зависимости от характера выполняемой работы,
(рационально располагать инструменты, материалы и приспособления на рабочем
столе, сохранять порядок на рабочем месте); знание видов трудовых работ; знание
названий и некоторых свойств поделочных материалов, используемых на уроках
ручного труда; знание и соблюдение правил их хранения, санитарно-гигиенических
требований при работе с ними; знание названий инструментов, необходимых на
уроках ручного труда, их устройства, правил техники безопасной работы с колющими
и режущими инструментами; знание приемов работы (разметки деталей, выделения
детали из заготовки, формообразования, соединения деталей, отделки изделия),
используемые на уроках ручного труда; анализ объекта, подлежащего изготовлению,
выделение и называние его признаков и свойств; определение способов соединения
деталей; пользование доступными технологическими (инструкционными) картами;
составление стандартного плана работы по пунктам; владение некоторыми
технологическими приемами ручной обработки материалов; использование в работе
доступных материалов (глиной и пластилином; природными материалами; бумагой и
картоном; нитками и тканью; проволокой и металлом; древесиной; выполнение
несложного ремонта одежды.
Слабые обучающиеся к концу учебного года должны усвоить основные приемы
работы с различными материалами, уметь с помощью учителя составлять план работы
над изделием, выполнять изделия с помощью учителя, несложные изделия —
самостоятельно, давать словесный отчёт и анализировать свои изделия и изделия
товарища с помощью учителя, в отдельных случаях — самостоятельно, отвечать
простыми предложениями, употребляя в речи слова, обозначающие пространственные
признаки предметов
Достаточный уровень: знание правил рациональной организации труда,
включающих упорядоченность действий и самодисциплину; знание об
исторической, культурной и эстетической ценности вещей; знание видов
художественных ремесел; нахождение необходимой информации в материалах
учебника, рабочей тетради; знание и использование правил безопасной работы с
режущими и колющими инструментами, соблюдение санитарно-гигиенических
требований при выполнении трудовых работ; осознанный подбор материалов по
их физическим, декоративно-художественным и конструктивным свойствам;
отбор оптимальных и доступных технологических приемов ручной обработки в
зависимости от свойств материалов и поставленных целей; экономное
расходование материалов; использование в работе с разнообразной наглядности:
составление плана работы над изделием с опорой на предметно-операционные и
графические планы, распознавание простейших технических рисунков, схем,
чертежей, их чтение и выполнение действий в соответствии с ними в процессе
изготовления изделия; осуществление текущего самоконтроля выполняемых
практических действий и корректировка хода практической работы; оценка
своих изделий (красиво, некрасиво, аккуратно, похоже на образец);
установление причинно-следственных связей между выполняемыми действиями

и их результатами; выполнение общественных
класса/мастерской после уроков трудового обучения.

поручений

по

уборке

В результате изучения предмета у обучающихся должны быть сформированы
личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные базовые учебные
действия как основа умения учиться, адаптироваться в меняющейся жизненной
обстановке.
Регулятивные базовые учебные действия:
входить и выходить из учебного помещения со звонком;
 ориентироваться в пространстве класса;
 пользоваться учебной мебелью;
 адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку,
вставать и выходить из-за парты и т.д.);
 работать с учебными принадлежностями (альбомами, кисточкой, краской,
линейкой и т.д.) и организовывать рабочее место под руководством учителя;
 принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать
предложенному плану и работать в общем темпе с помощью учителя;
 определить план выполнения заданий на уроках изобразительного искусства под
руководством учителя;
 корректировать выполнение задания в соответствии с планом под руководством
учителя;
 проверка работы по образцу;
 участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и
действия одноклассников с помощью учителя.
Познавательные базовые учебные действия:


ориентироваться в пространстве, на листе бумаги руководством учителя;
 уметь слушать и отвечать на простые вопросы учителя;
 назвать, характеризовать предметы по их основным свойствам (цвету, форме,
размеру, материалу); находить общее и различие с помощью учителя;
 овладение приемами работы различными графическими материалами.
 создание элементарных композиций на заданную тему на плоскости.
 делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном
материале;
 пользоваться знаками, символами, предметами – заместителями;
 наблюдать;
работать с информацией (понимать изображение, устное
высказывание, элементарное схематическое изображение, предъявленные на
бумажных, электронных и других носителях) под руководством учителя.
Коммуникативные базовые учебные действия:





участвовать в диалоге на уроке в жизненных ситуациях;
выражать свое отношение к произведению изобразительного искусства в
высказываниях;









оформлять свои мысли в устной речи;
соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться;
умение отвечать на вопросы различного характера;
обращаться за помощью и принимать помощь;
слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах
деятельности и быту;
сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
доброжелательно относиться, взаимодействовать с людьми на уроках
изобразительной деятельности.
Содержание программы

Работа с бумагой и картоном.
Проверка знаний о бумаге. Совершение умений дифференцировать и объединять в
группы материалы. Инструменты и приспособления. Повторение видов работы с
бумагой. Выявление знаний о подготовке рабочего места к работе с бумагой.
Формирование умения устанавливать логическую последовательность изготовления
поделки, определять приемы работы и инструменты, нужные для их выполнения.
Технические сведения: сорта картона и бумаги, применяемые для оформительских
работ; применение других материалов в сочетании с картоном и бумагой (нитки,
тесьма, обрезки кожи, фольги и др.); организация рабочего места и санитарногигиенические требования при работе с бумагой, картоном и другими материалами;
правила безопасной работы.
Работа с тканью.
Сведения о ткани и нитках. Получение ткани и её применение. Умение различать
стороны ткани. Ткачество. Долевая и поперечная нити, Полотняное переплетение.
Виды ниток. Способы закрепления ниток в начале и в конце работы.
Технические сведения. Применение тканей. Краткие сведения о получении нитей и
ткани. Нити основы и нити утка. Самое простое переплетение нитей в ткани —
полотняное.
Ознакомление
с
другими
видами
переплетений.
Анализ
демонстрационного макета и раздаточных образцов тканей полотняного переплетения.
Устройство и правила безопасной работы с ножницами. Цвета тканей и ниток.
Швейная игла. Ее назначение и устройство. Правила безопасной работы при ручном
шитье. Подбор и применение наперстков. Украшающий стежок «через край», правила
его выполнения. Виды возможного брака и меры его устранения.
Работа с различными материалами.
Работа с металлом. Изделия из проволоки.

Технические сведения. Стальная, алюминиевая, медная проволока. Применение
проволоки и различия свойств проволоки из разных металлов. Миллиметр — основная
мера длины в слесарном и столярном деле. Устройство измерительной линейки.
Кусачки, острогубцы, плоскогубцы, круглогубцы. Их устройство, применение и
правила безопасности при работе с проволокой.
Практические работы. Отмеривание заготовок из проволоки по заданным размерам.
Изгибание мягкой проволоки в руках по рисунку. Навивание спирали на оправке.
Откусывание колец для цепочки. Соединение колец в цепочку.
Правила безопасной работы. Организация рабочего места, соблюдение санитарногигиенических требований при работе с проволокой. Приёмы работы. Правильная
хватка инструмента.
Работа с деревом. Изделия из древесины.
Технические сведения. Распространённые в данной местности породы деревьев.
Свойства их древесины: твёрдость, цвет, рисунок (текстура), запах, обрабатываемость.
Практические работы. Анализ образцов изделий и технических рисунков их деталей.
Разметка деталей по заданным размерам. Отпиливание ножовкой и обработка деталей
напильником, шкуркой. Сборка на гвоздях и клею. Крепление дополнительных
деталей, раскраска.
Ремонтные работы.
Технические сведения. Виды ремонта. Сведения о пуговицах. Способы пришивания
пуговиц. Практические работы: Изготовление вешалки. Соединение вешалки с
изделием. Стачивание распоровшегося шва. Ручные швейные работы. Соединение
деталей из ткани строчкой петлеобразного стежка.
Практические работы. Определение места оторванной пуговицы. Пришивание пуговиц
с образованием стойки. Закрепление нитки. Разметка линий сгибов на заготовке для
вешалки. Загиб и наметывание. Прошивание вешалки стачным швом. Пришивание
вешалки к одежде. Стачивание распоровшихся швов одежды ручным стачным швом.
Картонажно-переплётные работы. Переплёт. Работать по намеченному плану.
Соблюдение правил по ТБ при картонажно-переплётных работах.
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Технология Ручной труд. 4 класс: Учебник для общеобразовательных организаций,
реализующих АООП/ А. Кузнецова. Я.С. Симукова 9-е издание – М. просвещение
2019г
Рабочая тетрадь.

Методические пособия для учителя
1.Рабочая программа 1-4 классы
2.Кузнецова Л.А. Методические рекомендации 1 - 4 классы
3.Интернет –ресурс
Тематическое планирование

№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19
20
21
22
23
24
25

26

Раздел программы
Работа с бумагой и картоном
«Что ты знаешь о бумаге?».
Складывание из треугольников. «Геометрическая фигура-раскладка
Складывание простых форм из квадрата. Фигура «Рыбка»
Нахождение на линейке длины, заданной в миллиметрах.
Игра «Геометрический конструктор» (силуэт самолета)
Работа с тканью.
Что ты знаешь о ткани?» Бумажная схема полотняного
переплетения нитей.
Виды работ и технологические операции при работе с нитками и
тканью.
Скручивание ткани. Игрушка «Кукла-скрутка»
Отделка изделий из ткани. Аппликация.
Изделие «Салфетка с аппликацией»
Работа с бумагой и картоном
Разметка округлых деталей по шаблонам. Подвижное соединение
деталей.
Игрушка с подвижным соединением деталей «Цыпленок в
скорлупе».
Игрушка «Летающий диск».
Экономное использование бумаги при вычерчивании нескольких
окружностей. Игрушка из бумажных кругов «Попугай»
Развертка изделия. Изготовление «Конверт для писем» с клеевым
соединением деталей.
Изготовление «Конверт для писем» с клеевым соединением деталей
Изготовление конверта с замком без клеевого соединения деталей
Изготовление конверта с замком без клеевого соединения деталей
Разметка геометрического орнамента с помощью угольника.
Аппликация «Коврик с геометрическим орнаментом»
Разметка прямоугольника с помощью угольника. Разметка
наклонных линий с помощью угольника
«Закладка для книг из зигзагообразных полос».
«Закладка для книг со «свободным плетением»».
Работа с тканью
Соединение деталей изделия строчкой косого стежка. «Салфетка –
прихватка».
Соединение деталей изделия строчкой косого стежка. «Салфетка –
прихватка».
Работа с металлом
«Что надо знать о металле». Сминание, сжимание, скручивание

Количество
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40

41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57

алюминиевой фольги.
Изделие «Дерево из алюминиевой фольги».
Работа с бумагой и картоном
Деление круга на равные части способом складывания. Изделие
«Геометрическая фигура – раскладка».
Деление круга на равные части с помощью угольника и линейки.
Изделие «Объемное елочное украшение»
Тиражирование элементов. Точечное клеевое соединение деталей.
Изделие «Растягивающаяся игрушка». (Матрешка)
Вырезание симметричных деталей и бумаги, сложенных пополам.
Игрушка «Птица».
Складывание из бумаги. Изделие «Снежинка
Выполнение разметки с опорой на чертеж. Летающая модель
«Планер».
Линии чертежа чтение чертежа. Летающая модель «Самолёт».
Работа с нитками
Связывание ниток в пучок. Изделие «Цветок из ниток»
Связывание ниток в пучок. «Помпон из ниток»
Связывание ниток в пучок. «Помпон из ниток»
Работа с проволокой
Изгибание проволоки. Декоративные фигурки птиц, зверей,
человечков
Сборка изделия из разных материалов. Изделие из проволоки,
бумаги, ниток «Муха»
Сборка изделия из разных материалов. Изделие из проволоки,
бумаги, ниток «Паук»
Работа с бумагой.
Складывание из бумаги. Изделие «Открытая коробочка»
Складывание из бумаги. Изделие «Открытая коробочка»
Изделие «Коробочка»
Изделие «Коробочка»
Работа с древесиной
Что ты знаешь о древесине? Образцы и изображения инструментов,
материалов, приспособлений
Аппликация из карандашной стружки
Приемы соединения кусочков карандашной стружки.
Обработка древесины ручными инструментами, Клеевое
соединение деталей из древесины
Аппликация из карандашной стружки «Цветок».
Аппликации из древесных заготовок Забор»
Аппликации из древесных заготовок «Дом».
Аппликации из древесных заготовок «Дом».
Ремонт одежды.
Пришивание пуговиц с четырьмя сквозными отверстиями.
Пришивание пуговицы с ушком.
Отделка изделий пуговицами. Аппликации с использованием
пуговиц «Медведь», «Кот», «Лягушка», «Собака».
Пришивание пуговиц.
Изготовление и пришивание вешалки. Зашивание простого разрыва
ткани. «Вешалка».

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

58
59
60
61

62
63
64
65
66
67
68

«Зашивание простого разрыва ткани».
Картонажно-переплетные работы.
Картонажные изделия. Изделия в переплете. Материалы.
Изготовление записной книжки - раскладушки с переплетной
крышкой.
Изготовление записной книжки - раскладушки с переплетной
крышкой.
Ручные швейные работы.
Экскурсия в школьную швейную мастерскую
Соединение деталей из ткани строчкой петлеобразного стежка.
Изделие «Подушечка для игл»
Изделие «Подушечка для игл»
Изделие «Тряпичная игрушка – подушка»
Изделие «Тряпичная игрушка – подушка»
Итоговый урок Игра.
Итого:

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
68 часов


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».