Психокоррекционные занятия 4 класс (НОО 1 вариант)

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области

«Камышловский гуманитарно-технологический техникум»
структурное подразделение
школа-интернат, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы

Рабочая программа
коррекционного курса
«Психокоррекционные занятия»
для обучающихся 4 класса
(АООП НОО 1 вариант)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа составлена с учетом особенностей психофизического развития,
индивидуальных возможностей умственно отсталых обучающихся, тем самым
обеспечивает коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.
Цель коррекционного курса «Психокоррекционные занятия»: сформировать
правильное многогранное полифункциональное представление об окружающей
действительности, способствующее оптимизации психического развития ребенка и более
эффективной социализации его в обществе на основе создания оптимальных условий
познания ребенком каждого объекта в совокупности сенсорных свойств, качеств,
признаков.
Задачи:
1.Формирование на основе активизации работы всех органов чувств адекватного
восприятия явлений и объектов окружающей действительности в совокупности их
свойств.
2.Коррекция
недостатков
познавательной
деятельности
школьников
путем
систематического и целенаправленного воспитания у них полноценного восприятия
формы, конструкции, величины, цвета, особых свойств предметов, их положения в
пространстве.
3.Формирование пространственно-временных ориентировок.
4. Развитие слухоголосовых координаций.
5.Формирование способности эстетически воспринимать окружающий мир во всем
многообразии свойств и признаков его объектов (цветов, вкусов, запахов, звуков,
ритмов).
6.Совершенствование сенсорно-перцептивной деятельности.
7.Обогащение словарного запаса детей на основе использования соответствующей
терминологии.
8.Исправление недостатков моторики (совершенствование координации движений,
преодоления моторной неловкости, скованности движений, развития мелкой моторики
руки и др.).
9.Совершенствование зрительно-двигательной координации.
10.Формирование точности и целенаправленности движений и действий.
11.Воспитание самостоятельности, ответственности за свои поступки, аккуратности,
настойчивости, трудолюбия, терпения, умения доводить дело до конца.
12.Воспитание у обучающихся толерантности, патриотизма.
Курс имеет коррекционную направленность: наряду с развитием общих способностей
предполагается исправление присущих обучающимся
с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) недостатков психофизического развития и
формирование у них относительно сложных видов психофизической деятельности.
Каждое занятие направлено на развитие умственной активности обучающихся, их
самостоятельности, работоспособности. Коррекционная поддержка и разнообразные
виды помощи оказывается в первую очередь обучающимся, которые с трудом
усваивают программный материал по математике, письму, трудовому обучению.
Коррекционная направленность занятий не заменяет учебную работу, а дополняет её.

В процессе коррекционно-развивающей работы используются следующие формы и
методы работы:
― занятия индивидуальные и групповые,
― игры, упражнения, этюды,
― психокоррекционные методики и технологии,
― беседы с учащимися,
― организация деятельности (игра, труд, изобразительная, конструирование и др.).
Специфика программы состоит в том, что в ней четко просматриваются два основных
направления работы: формирование знаний сенсорных эталонов — определенных систем
и шкал, являющихся общепринятыми мерками, которые выработало человечество (шкала
величин, цветовой спектр, система фонем и др.), и обучение использованию
специальных (перцептивных) действий, необходимых для выявления свойств и качеств
какого-либо предмета.
Структура программы курса коррекционных занятий по развитию психомоторики и
сенсорных процессов включает в себя следующие разделы:
*Развитие моторики,
графомоторных навыков
*Тактильно-двигательное восприятие
*Кинестетическое и кинетическое развитие
*Восприятие формы, величины, цвета
*Конструирование предметов
*Развитие зрительного восприятия
*Восприятие особых свойств предметов через развитие осязания, обоняния, барических
ощущений, вкусовых качеств
*Развитие слухового восприятия
*Восприятие пространства
*Восприятие времени
Общая характеристика программы
При составлении программы были использованы материалы:
-Программа курса коррекционных занятий «Развитие психомоторики и сенсорных
процессов» для учащихся 1-4 кл. специальных (коррекционных) образовательных
учреждений VIII вида Л. А. Метиевой, Э.Я.Удаловой.
-Комплексная методика психомоторной практики. А. В. Семенович, Воробьёва Е.А.
В программе чётко просматриваются два основных направления работы:
1.Формирование знаний сенсорных эталонов — определенных систем и шкал,
являющихся общепринятыми мерками, которые выработало человечество (шкала
величин, цветовой спектр, система фонем и др.).
2. Обучение использованию специальных (перцептивных) действий, необходимых для
выявления свойств и качеств какого-либо предмета.
Овладение сенсорными эталонами как способами ориентировки в предметном мире,
формирование сенсорно-перцептивных действий невозможно без закрепления опыта
ребенка в слове. Через все разделы программы в качестве обязательной прошла задача
постепенного усложнения требований к речевому опосредованию деятельности
учащихся: от овладения соответствующей терминологией до развернутого

сопровождения собственных действий речью и вербального определения цели и
программы действий, т. е. планирования.
На каждом занятии осуществляется тесная работа по двум блокам: сенсорике и
психомоторике. В зависимости от задач занятия на каждый блок отводится различное
количество времени.
Развитие сенсорной системы тесно связано с развитием моторной системы, поэтому в
программу включены задачи совершенствования координации движений, преодоления
моторной неловкости, скованности движений, развития мелкой моторики руки и др.
Программа подразумевает поэтапное включение в коррекционный процесс упражнений
1, 2 и 3 уровней.
Главная задача педагога на данном этапе работы — полноценное обследование
учащихся с позиций системного подхода, выделение видимых затруднений ребенка в
процессе учебной деятельности, определение их первичного и вторичного характера,
установление причинности.
Методы и приемы реализации программы
Программа предусматривает развитие и воспитание детей на занятии через обучение,
игру, музыку, движение, изобразительную деятельность, психогимнастику,
коррекционно-развивающие упражнения, задания и т.д.
Приёмы и методы:
-совместные действия ребёнка и взрослого, действия по подражанию (в основном на
начальном этапе обучения и при изучении нового содержания);
-действия детей по образцу, по инструкции;
-действия с контурными изображениями, использование приёмов наложения и обводки
шаблонов, трафаретов для создания целостного образа изображаемого предмета;
-предварительное рассматривание, самостоятельное называние, показ по словесной
инструкции педагога рисунков, картин, специально подобранных игрушек, картинок и
т.п.;
-соотнесение предметов с соответствующими им изображениями с последующим их
называнием или указанием на них с помощью жеста;
наблюдения за явлениями природы, предметами окружающего мира, живыми объектами;
-использование рисунков и аппликаций.
Занятия состоят из 3 этапов:
1.Организационно-подготовительный. На данном этапе применяются упражнения
направленные на снятие психомышечного напряжения, развитие концентрации внимания
детей, пальчиковая гимнастика, упр. на повышение энергетического потенциала,
создание положительного настроя к продуктивной совместной деятельности.
2.Основной этап. Предполагает повторение пройденного и реализацию
соответствующего раздела программы.
3.Заключительный этап. На данном этапе осуществляется закрепление пройденного
материала, рефлексия.
Место коррекционного курса в учебном плане
Коррекционные занятия входят в
«Коррекционно-развивающую область».
Количество часов в 4 классе: 2 часа в неделю; 68 часов в год.

В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит
личностным
результатам.
Личностные результаты:
У обучающихся будут сформированы:
–адекватные представления о собственных возможностях и ограничениях, насущно
необходимом жизнеобеспечении;
–способность вступать в коммуникацию со взрослыми по вопросам создания
специальных условий для пребывания в школе, своих нуждах и правах в организации
обучения;
– владение социально-бытовыми умениями в повседневной жизни: умение пользоваться
окружающими в быту вещами и предметами; умение ориентироваться в пространстве
школы (расписание, кабинеты, места общего пользования); умение включаться в
разнообразные школьные дела, принимать в них посильное участие;
– владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального
взаимодействия;
–осмысление и дифференциация картины мира, ее временно пространственной
организации: а) умение передать свои впечатления, делиться своими воспоминаниями,
перенимать жизненный опыт других людей, используя вербальные и невербальные
возможности; б) умение осваивать места за пределами дома и школы, накапливать и
упорядочивать личные впечатления, связанные с явлениями окружающего мира; в)
умение устанавливать связь между природным порядком и укладом собственной жизни в
семье и в школе; г) умение активно взаимодействовать с миром, накапливать опыт
освоения нового при помощи экскурсий, путешествий;
– осмысление социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих
возрасту ценностей и социальных ролей: умение выражать свои чувства соответственно
ситуации социального контакта; знание правил поведения с учителями и учениками в
школе.
Предметные результаты имеют два уровня овладения: минимальный и достаточный.
Минимальный и достаточный уровни усвоения предметных результатов по
коррекционному курсу «Психокоррекционные занятия» на конец обучения в 4 классе:
Минимальный уровень

Достаточный уровень

Обучающиеся
овладеют
следующими
умениями:
- выполнять действия по четырехзвенной
инструкции педагога с использованием
помощи;
- выполнять точные движения при
штриховке двумя руками с помощью
педагога;
- пользоваться элементами расслабления с
помощью;
группировать
предметы
по
двум
выделенным учителем признакам;
-смешивать цвета, называть их с помощью
педагога;

Обучающиеся получат возможность
овладеть умениями:
- целенаправленно выполнять действия
по четырехзвенной инструкции педагога,
составлять план действий;
- самостоятельно выполнять точные
движения при штриховке двумя руками;
самостоятельно
использовать
элементами расслабления;
- группировать предметы по двум
самостоятельно выделенным признакам,
обозначать их словом.
- самостоятельно смешивать цвета,
называть их;

-конструировать формы из 6—8 элементов
с помощью педагога;
- находить несколько нереальных элементов
нелепых картинок с использованием
помощи педагога;
-определять противоположные качества и
свойства предметов с помощью педагога;
классифицировать
предметы
по
различным признакам с помощью педагога;
- распознавать предметы по запаху, весу,
температуре,
поверхности,
продукты
питания по запаху и вкусу;
-определять на слух звучание нескольких
музыкальных инструментов;
-моделировать расположение предметов в
заданном пространстве с использованием
образца и помощи учителя;
- определять возраст людей по картинкам с
помощью учителя.

самостоятельно
конструировать
сложные формы из 6—8 элементов;
- самостоятельно находить нереальные
элементы нелепых картинок
самостоятельно
определять
противоположные качества и свойства
предметов;
-самостоятельно
классифицировать
предметы по различным признакам
- самостоятельно распознавать предметы
по
запаху,
весу,
температуре,
поверхности, продукты питания по
запаху и вкусу;
- самостоятельно определять на слух
звучание
различных
музыкальных
инструментов;
самостоятельно
моделировать
расположение предметов в заданном
пространстве;
- самостоятельно определять возраст
людей.

4 класс
Учащиеся должны уметь:
Минимальный уровень:
- целенаправленно выполнять действия по четырехзвенной инструкции педагога,
составлять план действий в знакомой ситуации;
- группировать предметы по двум самостоятельно выделенным признакам, обозначать
их словом;
- конструировать сложные формы из 6 – 8 элементов
- проводить зрительный анализ наглядного материала, находить нереальные элементы
«нелепых» картинок;
- определять противоположные качества и свойства предметов смешивать цвета,
называть их;
- самостоятельно классифицировать предметы по различным признакам;
- распознавать предметы по запаху, весу, температуре, поверхности, продукты питания
по запаху и вкусу;
- моделировать расположение предметов в заданном пространстве;
- пользоваться календарём;
- определять возраст людей;
- ориентировка в пространстве листа; размещение изображения одного или группы
предметов в соответствии с параметрами изобразительной поверхности;
- адекватная передача цвета изображаемого объекта, определение насыщенности цвета,
получение смешанных цветов и некоторых оттенков цвета;
- выполнять простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном
материале, группировать и составлять сериационные ряды предметов по заданным
признакам формы, величины или цвета, обозначение их словом;
- конструировать предметы из 5 – 6 деталей, геометрических фигур;

- осознанно и правильно читать текст вслух по слогам и целыми словами, пересказывать
содержания прочитанного текста по вопросам, выделять из текста предложений на
заданную тему;
- участвовать в обсуждении темы текста и выбора заголовка к нему, в коллективной
работе по оценке поступков героев и событий;
- составление рассказов с опорой на картинный или картинно-символический план;
- определять на ощупь величину и разные свойства предметов (по поверхности, весу,
температуре) и называть их;
- адекватно ориентироваться на плоскости и в пространстве, пространственные
отношения с помощью предлогов, определять возраст людей по внешним признакам и
данным возраста, определять время по часам.
- понимать проявление основных эмоций;
- участвовать в коллективной работе по оценке поступков героев и событий;
- формулировать просьбы и желания с использованием этикетных слов и выражений;
- участвовать в ролевых играх в соответствии с речевыми возможностями;
- выразительно произносить чистоговорки, короткие стихотворения с опорой на образец
чтения учителя;
- участвовать в беседах на темы, близкие личному опыту ребенка, ответчать на вопросы
учителя по содержанию прослушанных и/или просмотренных радио- и телепередач.
- знать правила организации рабочего места и умение самостоятельно его организовать в
зависимости от характера выполняемой работы, (рационально располагать инструменты,
материалы и приспособления на рабочем столе, сохранять порядок на рабочем месте);
- анализировать объект подлежащий изготовлению, выделять и называть его признаки и
свойства;
- использовать в работе доступные материалы (глина и пластилин; природный материал;
бумага и картон; нитки и ткань; проволока; конструировать из металлоконструктора);
Достаточный уровень:
- целенаправленно выполнять действия по инструкции;
- самопроизвольно согласовывать свои движения и действия; опосредовать свою
деятельность речью;
- иметь представления о взаимосвязях между изученными объектамит, их месте в
окружающем мире;
- читать текст после предварительного анализа вслух целыми словами (сложные по
семантике и структуре слова ― по слогам) с соблюдением пауз, с соответствующим
тоном голоса и темпом речи;
- отвечать на вопросы учителя по прочитанному тексту; определять основную мысль
текста после предварительного его анализа;
текста целыми словами с орфографическим проговариванием;
- выделять тему текста (о чём идет речь), выбор одного заголовка из нескольких,
подходящего по смыслу;
- понимать содержание небольших по объему сказок, рассказов и стихотворений; ответы
на вопросы;
- составление повествовательного или описательного рассказа из 3-5 предложений об
изученных объектах по предложенному плану;

- активно участвовать в диалогах по темам речевых ситуаций;
- высказывать просьбы и желания; выполнять речевые действия (приветствия, прощания,
извинения и т. п.), используя соответствующие этикетные слова и выражения;
- в общении с окружающими проявлять дружелюбие, согласовывать свои действия с
товарищем;
- знание единиц измерения (меры) стоимости, длины, массы, времени и их соотношения;
- различение чисел, полученных при счете и измерении, запись числа, полученного при
измерении двумя мерами;
- пользование календарем для установления порядка месяцев в году, количества суток в
месяцах;
- определение времени по часам (одним способом), использование в речи временной
терминологии;
- решение, составление, иллюстрирование изученных простых арифметических задач;
- решение составных арифметических задач в два действия (с помощью учителя);
- понимать проявление основных эмоций, оказывать помощь и участие друг другу, с
помощью педагога анализировать свои поступки и поступки других детей
- осуществлять текущий самоконтроль выполняемых практических действий и
корректировка хода практической работы;
- оценивать свои изделия (красиво, некрасиво, аккуратно, похоже на образец);
- устанавливать причинно-следственные связи между выполняемыми действиями и их
результатами;
- выполнять поручения по уборке класса после урока;
- выполнение задания без текущего контроля учителя (при наличии предваряющего и
итогового контроля), оценка своей работы и одноклассников, проявление к ней
ценностного отношения, понимание замечаний, адекватное восприятие похвалы;
- проявление активности в организации совместной деятельности и ситуативном
общении с детьми; адекватное взаимодействие с объектами окружающего мира;
- соблюдение элементарных санитарно-гигиенических норм;
- готовность к использованию сформированных умений при решении учебных, учебнобытовых и учебно-трудовых задач в объеме программы.
Содержание коррекционного курса
Обследование детей.
Развитие моторики, графомоторных навыков.
Развитие согласованности движений на разные группы мышц при выполнении
упражнений по инструкции педагога. Выполнение целенаправленных действий по трехи четырехзвенной инструкции педагога, опосредование в речи своей деятельности.
Соотношение движений с поданным звуковым сигналом. Совершенствование точности
мелких движений рук. Штриховка изображений двумя руками. Вычерчивание
геометрических фигур, дорисовывание симметричной половины изображения.
Графический диктант с усложненным заданием. Вырезание ножницами на глаз
изображений предметов.
Тактильно-двигательное восприятие.
Определение на ощупь разных свойств и качеств предметов, их величины и формы
(выпуклый, вогнутый, колючий, горячий, деревянный, круглый и т. д.). Нахождение на

ощупь двух одинаковых контуров предмета из 4—5 предложенных. Закрепление
тактильных ощущений при работе с пластилином, тестом, глиной. Игры с мелкой
мозаикой.
Развитие дифференцированных осязательных ощущений (сухое — еще суше, влажное —
мокрое), их словесное обозначение. Определение веса различных предметов на глаз.
Измерение веса разных предметов на весах.
Кинестетическое и кинетическое развитие.
Произвольное и по инструкции педагога сочетание движений и поз разных частей тела;
вербализация собственных ощущений. Воображаемые действия (вдеть нитку в иголку,
подбросить мяч, наколоть дров и т. д.). Упражнения на расслабление и снятие мышечных
зажимов.
Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов.
Группировка предметов по двум самостоятельно выделенным признакам; обозначение
словом. Сравнение и группировка предметов по заданным параметрам формы, величины,
цвета. Составление сериационных рядов по самостоятельно выделенным признакам из
5—6 предметов. Использование простых мерок для измерения и сопоставления
предметов. Смешение цветов. Определение постоянных цветов (белый снег, зеленый
огурец и т. д.). Узнавание целого по одному фрагменту. Определение предмета по
словесному описанию. Конструирование сложных форм предметов с использованием
объемных геометрических фигур (треугольная призма, цилиндр и др.) из 6—8 элементов.
Составление целого из частей на разрезном наглядном материале, предъявленном в
произвольном порядке (5—7 частей).
Развитие зрительного восприятия.
Формирование произвольности зрительного восприятия; дорисовывание незаконченных
изображений. Развитие зрительной памяти в процессе рисования по памяти.
Запоминание 5—6 предметов, изображений и воспроизведение их в исходной
последовательности. Нахождение отличительных и общих признаков на наглядном
материале (2—3-предметные или сюжетные картинки). Выделение нереальных
элементов нелепых картинок. Профилактика зрения. Гимнастика для глаз.
Восприятие особых свойств предметов (развитие осязания, обоняния, вкусовых
качеств, барических ощущений).
Развитие дифференцированных осязательных ощущений (сухое — еще суше, влажное —
мокрое), их словесное обозначение. Измерение температуры с помощью измерительных
приборов (градусник для измерения температуры тела, воды, воздуха).
Дифференцировка вкусовых ощущений (сладкий — слаще, кислый — кислее). Ароматы
(парфюмерные, цветочные и др.). Измерение веса разных предметов на весах. Измерение
объема жидких тел с помощью условной меры. Противоположные качества предметов
(чистый — грязный, темный — светлый, вредный — полезный) и противоположные
действия, совершаемые с предметами (открыть — закрыть, одеть — раздеть, расстегнуть
— застегнуть).
Развитие слухового восприятия.
Характеристика неречевых, речевых и музыкальных звуков по громкости, длительности,
высоте тона. Развитие слухомоторной координации; выполнение упражнений на
заданный звук. Определение на слух звучания различных музыкальных инструментов.
Формирование чувства ритма. Различение по голосу ребенка и взрослого.

Восприятие пространства.
Ориентировка в помещении и на улице; вербализация пространственных отношений.
Выполнение заданий педагога, связанных с изменением направления движения;
предоставление словесного отчета. Моделирование расположения различных объектов
по отношению друг к другу в ближнем и дальнем пространстве. Самостоятельное
моделирование пространственных ситуаций (расстановка мебели в кукольной комнате);
предоставление словесного отчета. Составление простейших схем-планов комнаты.
Ориентировка на листе бумаги разного формата (тетрадный, альбомный, ватман) и поразному расположенного (горизонтально, вертикально, под углом) при выполнении
заданий педагога на расположение и перемещение на нем предметов, игрушек.
Восприятие времени.
Определение времени по часам. Длительность различных временных интервалов. Работа
с календарем и моделью календарного года. Последовательность основных жизненных
событий. Возраст людей. Использование в речи временной терминологии.
Тематическое планирование
Название раздела, темы занятий

Количество
часов
1

Обследование уровня сформированности моторных и сенсорных навыков
Развитие моторики, графомоторных навыков - 10 часов
Развитие согласованности движений на разные группы мышц (по
1
инструкции педагога).
Соотношение движений с поданым звуковым сигналом.
1
Выполнение целенаправленных действий по трехзвенной инструкции
2
педагога; словесный отчет о выполнении.
Совершенствование точности мелких движений рук.
1
Графический диктант с усложненными заданиями.
2
Вычерчивание геометрических фигур (окружность, квадрат, треугольник).
1
Дорисовывание симметричной половины изображения.
1
Вырезание ножницами «на глаз» изображений предметов (елочка,
1
снежинка, яблоко).
Тактильно-двигательное восприятие – 5 часов
Тонкая дифференцировка предметов на ощупь по разным качествам и
2
свойствам (выпуклый, вогнутый, колючий, деревянный, горячий).
Закрепление тактильных ощущений при работе с пластилином и глиной.
1
Игры с мелкой мозаикой.
2
Кинестетическое и кинетическое развитие – 4 часа
Сочетание движений и поз различных частей тела (по инструкции
2
педагога); вербализация поз и действий.
Кинестетическое и кинетическое развитие – ( Продолжение)
Упражнения на расслабление и снятие мышечных зажимов.
1
Воображаемые действия (вдеть нитку в иголку, подбросить мяч, наколоть
1
дров, прополоскать белье).
Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов – 12 часов
Группировка предметов по самостоятельно выделенным двум признакам;
1
обозначение словом.
Сравнение и группировка предметов по форме, величине и цвету.
2
Составление сериационных рядов по самостоятельно выделенным
1

признакам из 4-5 предметов.
Использование простых мерок для измерения и сопоставления отдельных
параметров предметов (по длине, ширине, высоте).
Цветовой спектр. Смешение цветов (оттенки).
Определение постоянных цветов.
Конструирование сложных форм предметов).
Узнавание предметов по одному элементу.
Узнавание предметов по словесному описанию.
Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти - 7 часов
Нахождение отличных и общих признаков на наглядном материале.
Нахождение «нелепиц» на картинках.
Тренировка зрительной памяти.
Профилактика зрения. Гимнастика для глаз.
Восприятие особых свойств предметов – 13 часов
Развитие дифференцированных осязательных ощущений (сухое – влажное
– мокрое, т.д.); их словесное обозначение.
Температура. Градусники для измерения температуры тела, воды,
воздуха.
Восприятие дифференцированных вкусовых ощущений (сладкий – слаще,
кислый – кислее, т.д.); словесное обозначение.
Дифференцированное восприятие ароматов (запах фруктов, цветов,
парфюмерии).
Упражнения в измерении веса предметов на весах.
Определение противоположных качеств предметов (чистый – грязный,
темный – светлый, вредный – полезный).
Определение противоположных действий, совершаемых с предметами
(открыть – закрыть, расстегнуть – застегнуть, одеть – раздеть).
Развитие слухового восприятия и слуховой памяти – 5 часов
Различение звуков по длительности и громкости (неречевых, речевых,
музыкальных).
Дифференцировка звуков по громкости и по высоте тона (неречевых,
речевых, музыкальных).
Развитие слухомоторной координации.
Определение на слух звучания различных музыкальных инструментов.
Формирование чувства ритма. Игровые упражнения.
Восприятие пространства – 6 часов
Ориентировка в помещении и на улице по словесной инструкции.
Определение расположения предметов в ближнем и дальнем пространстве.

2
1
1
1
1
2
1
2
2
2
2
2
2
2
1
2
2

1
1
1
1
1
1
1

Моделирование расположения предметов в пространстве; вербализация
пространственных отношений.

1

Моделирование пространственных ситуаций по инструкции педагога.

1

Ориентировка на листе бумаги разного формата (тетрадный, альбомный,
ватман) и по-разному расположенного (горизонтально, вертикально, под
углом).
Восприятие времени – 5 часов
Определение времени по часам.

2

1

Длительность временных интервалов.
Работа с календарем и моделью календарного года.
Последовательность основных жизненных событий.
Возраст людей.

1
1
1
1

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Для проведения занятий по развитию психомоторики и сенсорных процессов требуется
специально организованная коррекционно-развивающая среда, к которой относятся
сенсорно-стимулирующее пространство, дидактические игры и пособия:
игрушки для развития сенсомоторных функций (конструкторы);
игрушки для развития тонкой и общей моторики;
иллюстрированный и образно-символический материал;
нормативно-знаковый материал: наборы цифр и букв, алфавитные таблицы и др., т.е.
материал, который способствует овладению ребенком универсальными человеческими
средствами внутренней мыслительной деятельности;
материалы и принадлежности для изобразительной деятельности (для рисования,
лепки, аппликации, выполнения графических заданий).
-компьютер, принтер, доска, тетради, карандаши, ручки.

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.

Литература
Галанов, А.С. Игры, которые лечат: пособие для работы с дошкольниками и
младшими школьниками/ А.С. Галанов. – М.: Просвещение,2008
Метиева, Л.А. Развитие сенсорной сферы детей: пособие для учителей СКОШ VIII
вида/ Л.А. Метиева - М.: Просвещение,2009.
Метиева, Л.А. Сенсорное воспитание детей с отклонениями в развитии: сборник
игр и игровых упражнениЙ/Л.А. Метиева.-М.: Книголюб,2008
Организация психопедагогической деятельности в начальной школе/ сост. Л.И.
Кононенко. – Волгоград: Корифей, 2007
Ермакова, Е.С. развитие гибкости мышления детей. Дошкольный и младший
школьный возраст/Е.С. Ермакова. – СПб.: Речь,2007
Образцова, Т.Н. Логические игры для детей/Т.Н. Образцова. – М.: ИКТЦ ЛАДА,
2010
Дубовицкая, Е.Г. Увлекательные поделки из спичек/ Е.Г. Дубовицкая. - Ростов н/Д:
Феникс,2011
Истратова, О.Н. Практикум по детской психокоррекции: игры, упражнения,
техники./ О.Н. Истратова. - Ростов н/Д: Феникс,2011


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».