Человек 1 класс (НОО 2 вариант)

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области

«Камышловский гуманитарно-технологический техникум»
структурное подразделение
школа-интернат, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы

Рабочая программа
учебного курса «Человек»
для обучающихся 1 класса
(АООП НОО 2 вариант)

Пояснительная записка
Программа учебного предмета «Человек» разработана на основе Федерального
государственного образовательного стандарта образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),
адаптированной
основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2).
Цель: формирование представления о себе самом и ближайшем окружении.
Задачи:
*формирование представлений о собственном теле;
*распознание своих ощущений и обогащение сенсорного опыта;
*соотнесение себя со своим именем, своим изображением на фотографии,
отражением в зеркале;
*отнесение себя к определенному полу;
*развитие способности осознавать и выражать свои интересы;
*формировать представления о возрастных изменениях;
*формировать адекватное отношение к своим возрастным изменениям;
*формировать умения поддерживать образ жизни, соответствующему
возрасту, потребностям и ограничениям здоровья;
*формировать умения поддерживать режим дня с необходимыми
оздоровительными процедурами;
*формирование умений определять своё самочувствие (как хорошее, или плохое),
локализировать болезненные ощущения и сообщать о них взрослому;
*формировать умения соблюдать режимные моменты (чистка зубов утром,
вечером, мытье рук перед едой, после посещения туалета);
*формировать умения решать возникающие жизненные задачи, связанные с
удовлетворением первоочередных потребностей;
*формировать умения обслуживать себя;
*формировать умения следить за своим внешним видом;
*формировать представление о своей семье, социальной роли, бытовой и
досуговой деятельности;
*формирование положительного отношения ребенка к занятиям;
*развитие собственной активности ребенка;
*формирование устойчивой мотивации к выполнению заданий;
*формирование и развитие целенаправленных действий;
*развитие планирования и контроля деятельности;
*развитие способности применять полученные знания для решения новых
аналогичных задач.
Общая характеристика учебного предмета
Приобщение ребенка к социальному миру начинается с развития представления о
себе. Становление личности ребенка происходит при условии его активности,

познания им окружающего мира, смысла человеческих отношений, осознания себя в
системе социального мира. Социальную природу «Я» ребенок начинает понимать в
процессе взаимодействия с другими людьми, и в первую очередь со своими родными
и близкими. Программа представлена следующими разделами:
*представление о себе;
*семья.
Кроме основных, можно выделить и коррекционные задачи:
*развитие зрительного восприятия;
*развитие зрительного и слухового внимания;
*развитие вербальных и невербальных коммуникативных навыков;
*формирование и развитие реципрокной координации;
*развитие пространственных представлений;
*развитие мелкой моторики, зрительно-моторной координации.
Направления коррекционной работы
*Налаживание эмоционального контакта с ребенком, на основе которого
впоследствии строится взаимодействие педагога с ребенком в процессе совместной
деятельности.
*Принимать поставленную задачу и адекватно пользоваться помощью взрослого.
Поэтому для каждого ребенка сначала нужно подобрать
подходящий для него набор коммуникативных средств (фраза, слово, звук, жест,
карточка), а затем обучать его пользоваться ими.
*Постоянно поддерживать собственную активность ребенка, так как развитие
социально окружающего мира невозможно без активного и сознательного
участия ребенка в процессе.
*Одним из показателей активности ребенка является его положительное
отношение к заданию. Если у ребенка быстрая истощаемость, нужно следить за его
реакциями, так как иногда такой ребенок не показывает, что он устал, а
сразу переходит к деструктивным формам поведения (агрессия, истерика и т. п.).
Лучше устроить дополнительную паузу или закончить занятие пораньше.
*У ребёнка может быть свой темп восприятия происходящих событий, поэтому
педагог должен стараться взаимодействовать с ним, не навязывая свой темп, а
терпеливо дожидаясь ответной реакции.
*Взрослый поддерживает интерес к заданию. Например, помогает в тех
ситуациях, когда ребенок не может справиться самостоятельно, но при этом не делает
за ребенка то, что он может (пусть и с трудом) сделать сам.
*С поддержанием активности ребенка тесно связана задача развития мотивации
деятельности. При неадекватной мотивации ребенок или откажется от деятельности
вообще, или его действия будут механическими. Чаще всего такие действия не
приводят даже к усвоению ребенком конкретных навыков, тем более не
способствуют развитию ребенка. Именно изменением мотивации достигается
переход активности из ненаправленной в целенаправленную.

На первых занятиях поддерживается четкая пространственно-временная
структура. Каждое занятие должно иметь явно выраженные начало и конец,
отдельные задания внутри занятия отделяются друг от друга. Структурировано и
пространство помещения – определенные задания связаны с определенным местом
или предметом.
Сложные задания чередуются с простыми, а напряжение с расслаблением. Для
этого включаются тактильно-ритмические игры (или другие занятия, которые
нравятся ребенку).
Описание места учебного предмета в учебном плане
Предмет «Человек» входит в обязательную часть учебного плана раздела
«Окружающий мир». Количество часов в 1 классе: 3 часа в неделю; 99 часов в
учебный год.
Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета
В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным
результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных
(жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели
современного образования — введения обучающихся с умственной отсталостью в
культуру, овладение ими социо-культурным опытом.
Личностные результаты должны отражать:

осознание себя как гражданина России;

формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его
органичном единстве и разнообразии природы;

формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире;

овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной
жизни.
Предметные результаты:
*понимание обращенной речи и смысла доступных невербальных
графических знаков (рисунков, фотографий, пиктограмм и других графических
изображений), жестов;
*овладение вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя
традиционные (вербальные) и альтернативные средства коммуникации,
соблюдая общепринятые правила поведения;
*умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике
экспрессивной и импрессивной речи для решения соответствующих возрасту

житейских задач;
*умение использование предметов для выражения путем на них жестом,
взглядом;
*использование доступных жестов для передачи сообщения;
*понимание слов, обозначающие объекты и явления природы, объекты
рукотворного мира и деятельность человека;
*умение использовать усвоенный словарный и фразовый материал в
коммуникативных ситуациях;
*обучение глобальному чтению в доступных ребенку пределах;
*формирование навыка понимания смысла узнаваемого слова; копирование с образца
отдельных букв.
Базовые учебные действия
Подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к
эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся:
*входить и выходить из учебного помещения со звонком;
*ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения);
*пользоваться учебной мебелью;
*адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку,
вставать и выходить из-за парты и т. д.);
*принимать цели и произвольно включаться в деятельность;
*передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения.
Содержание учебного предмета состоит из следующих разделов
*Формирование представлений о себе, осознание общности и различий с
другими
 Представления о собственном теле.
 Распознавание своих ощущений и обогащение сенсорного опыта.
 Соотнесение себя со своим именем, своим изображением на фотографии,
отражением в зеркале.
 Отнесение себя к определенному полу.
 Умение определять «моё» и «не моё», осознавать и выражать свои интересы,
желания.
 Умение сообщать общие сведения о себе: имя, фамилия, возраст, пол, место
жительства, свои интересы, хобби и др.
 Представления о возрастных изменениях человека, адекватное отношение к
своим возрастным изменениям.

*Умение поддерживать образ жизни, соответствующий возрасту, потребностям и
ограничениям
здоровья;
поддерживать
режим
дня
с
необходимыми
оздоровительными процедурами
 Формирование умений определять свое самочувствие (как хорошее или
плохое), локализировать болезненные ощущения и сообщать о них взрослым.
 Умение соблюдать режимные моменты (чистка зубов утром и вечером, мытье
рук после посещения туалета и перед едой).
*Представления о своей семье, взаимоотношениях в семье
 Представления о членах семьи, родственных отношениях в семье и своей
социальной роли, обязанностях членов семьи, бытовой и досуговой
деятельности семьи.
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
- Невербальные средства общения (жест, мимика, голос).
- Электронные презентации.
- Дидактические игры по лексическим темам.
- Шнуровки, липучки.
- Посуда - вставления (стаканчики одинаковой величины).
- Виды одежды и обуви.
- Принадлежности для ухода за своим телом- оборудования, позволяющего
выполнять упражнения на сортировку, группировку различных
предметов, их соотнесения по определенным признакам.
- Пазлы, лото, разрезные картинки.
- Доска большая универсальная (с возможностью магнитного крепления).
- Персональный компьютер.
- Предметы для нанизывания на стержень, шнур, нить (кольца, шары,
бусины).
- Звучащие предметы для встряхивания.
- Предметы для сжимания (фактуры разного диаметра).
- Различные по форме, величине, цвету наборы материала (в т.ч.
природного).
- Мозаики.
Тематическое планирование
Название раздела, темы урока

Количество
часов

Представления о себе
Я – человек.
Моё имя
Кто я?

3 ч.
2 ч.
2 ч.

Все люди разные

2 ч.
Представления о частях тела

Мои руки
Уход за руками
Мои ноги
Уход за ногами

1 ч.
2 ч.
1 ч.
2 ч.
Представления о себе

Мой рот и язычок
Уход за полостью рта
Мои зубки
Уход за зубами
Мои глаза
Уход за глазами
Мои уши
Уход за ушами
Повторение
Мой нос
Уход за носом
Гигиена тела
Умывальная комната
Атрибуты в умывальной комнате
Намачивание и намыливание рук
Мытьё рук
Смывание мыла с рук
Вытирание рук
Туалет
Раковина
Унитаз
Кнопка слива
Смывание унитаза
Нужды человека
Я хочу есть, пить
Снятие нижнего белья
Туалетная бумага. Отматывание бумаги
Одевание нижнего белья
Изнаночная и лицевая сторона
Гигиенические процедуры после посещение туалета
Мытье рук, вытирание рук
Моё личное полотенце
Моя метка
Повторение
Гигиена тела
Водные процедуры, душ
Изучаем своё тело
Голова. Туловище
Моё не моё
Мои не мои
Возрастные изменения
Я малыш
Я подросток

1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.

Виды одежды
Нижняя одежда. Лицевая и изнаночная сторона
Верхняя одежда. Лицевая и изнаночная сторона
Виды обуви
Виды обуви
Виды застежек
Режим дня
Утро
День
Вечер
Правильное питание
Правильное питание
Овощи и фрукты в жизни человека
Культура поведения в столовой
Культура поведения в столовой
Добрые слова
Посуда
Сервировка стола
К нам пришли гости, накроем на стол
Моё самочувствие
Моё самочувствие
У меня болит голова
Мне плохо
Мои данные
Как тебя зовут, сколько тебе лет, где ты живешь?
Моя семья
Мама, папа, братья, сестры
Наши праздники
Наши праздники
Новый год
8 марта
Мой дом
Мой дом
Мои учителя
Игра, хобби
Закрепление пройденного материала
Мои части тела
Овощи и фрукты в жизни человека
Нужды человека
Моё самочувствие
Повторение

2 ч.
3 ч.
2 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
2 ч.
2 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1
1
1
2
2
1
2
1
1
1
1

Итого:

2
2
2
2
2
99 ч.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».