РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ Министерство образования и молодежной политики Свердловской области Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области «Камышловский гуманитарно-технологический техникум» структурное подразделение школа-интернат, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы Рабочая программа учебного курса «Окружающий природный мир» для обучающихся 3 класса (АООП НОО 2 вариант) ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Подобранный программный материал по предмету «Окружающий природный мир» рассчитан на формирование у обучающихся представлений о природе, её многообразии, о взаимосвязи живой, неживой природы и человека. Цель обучения – формирование представлений о живой и неживой природе, о взаимодействии человека с природой, бережного отношения к природе. Основными задачами программы являются: формирование представлений об объектах и явлениях неживой природы, формирование временных представлений, формирование представлений о растительном и животном мире. В процессе формирования представлений о неживой природе ребенок получает знания о явлениях природы (снег, дождь, туман и др.), о цикличности в природе – сезонных изменениях (лето, осень, весна, зима), суточных изменениях (утро, день, вечер, ночь), учится устанавливать общие закономерности природных явлений. Ребенок знакомится с разнообразием растительного и животного мира, получает представления о среде обитания животных и растений, учится выделять характерные признаки, объединять в группы по этим признакам, устанавливать связи между ними. Внимание ребенка обращается на связь живой и неживой природы: растения и животные приспосабливаются к изменяющимся условиям среды, ветер переносит семена растений и др. Наблюдая за трудом взрослых по уходу за домашними животными и растениями, ребенок учится выполнять доступные действия: посадка, полив, уход за растениями, кормление аквариумных рыбок, животных и др. Особое внимание уделяется воспитанию любви к природе, бережному и гуманному отношению к ней. Принципы организации учебного процесса: — Соблюдение интересов ребенка. Принцип определяет позицию специалиста, который призван решать проблему ребенка с максимальной пользой и в интересах ребенка. — Системность. Принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, т. е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений детей с ограниченными возможностями здоровья, а также всесторонний многоуровневый подход специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребенка; участие в данном процессе всех участников образовательного процесса. — Непрерывность. Принцип гарантирует ребенку и его родителям (законным представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или определения подхода к ее решению. — Вариативность. Принцип предполагает создание вариативных условий для получения образования детьми, имеющими различные недостатки в физическом и (или) психическом развитии. —Рекомендательный характер оказания помощи. Принцип обеспечивает соблюдение гарантированных законодательством прав родителей (законных представителей) детей с ограниченными возможностями здоровья выбирать формы получения детьми образования, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы детей, включая обязательное согласование с родителями (законными представителями) вопроса о направлении (переводе) детей с ограниченными возможностями здоровья в специальные (коррекционные) образовательные учреждения (классы, группы). Направления коррекционной работы: 1. Развитие сенсорной и моторной сферы. Особенно важно это направление при работе с детьми, имеющими сенсорные дефекты и нарушения опорнодвигательного аппарата. Но не менее важно и при работе со здоровыми детьми, отстающими или имеющими парциальные недостатки в развитии этих функций. Стимуляция сенсорного развития очень важна и в целях формирования творческих способностей детей. 2. Формирование и развитие речи. 3. Развитие познавательной деятельности. Система психологического и педагогического содействия полноценному развитию, коррекции и компенсации нарушений развития всех психических процессов (внимания, памяти, восприятия, мышления, речи). 4. Развитие эмоциональной сферы. Развитие эмоциональности детей, коррекция невротических проявлений (страхов, капризности и т. п.). Повышение эмоциональной компетентности, предполагающее умение понимать эмоции другого человека, адекватно проявлять и контролировать свои эмоции и чувства, важно для всех категорий детей. 5. Содействие личностному росту, и коррекция отклонений личностного развития. Работа в этом направлении предполагает воздействие на формирование системы мотивов ребенка, формирование адекватной самооценки, исправление недостатков характера, мешающих адаптации субъекта (например, застенчивости) и т. п. 6. Формирование видов деятельности: игровой, продуктивных видов (рисование, конструирование), учебной, общения, подготовки к трудовой деятельности. Особенно следует выделить специальную работу по формированию учебной деятельности у детей, испытывающих трудности при обучении. Эта работа предполагает комплексное психолого-педагогическое воздействие, направленное на коррекцию и формирование всех элементов учебной деятельности от формирования мотивов до конкретных операций, умений и навыков. Описание места учебного предмета в учебном плане: Предмет «Окружающий природный мир» входит в обязательную часть учебного плана в образовательную область «Окружающий мир». Количество часов в 3 классе: 2 часа в неделю; 68 часов в год. Планируемые результаты изучения учебного курса Личностные результаты: 1. Формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природной и социальной частей. 2. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. Предметные результаты: 1. Представления о явлениях и объектах неживой природы, смене времён года и соответствующих сезонных изменениях в природе, умений адаптироваться к конкретным природным и климатическим условиям: -интерес к объектам и явлениям неживой природы; -расширение представлений об объектах неживой природы (солнце, луна, звёзды, вода, воздух, земля); -представления о временах года, характерных признаках времён года, погодных изменениях, их влияние на жизнь человека; -умение учитывать изменения в окружающей среде для выполнения правил жизнедеятельности, охраны здоровья. 2. Представления о животном и растительном мире, их значении в жизни человека: -интерес к объектам живой природы; -расширение представлений о животном и растительном мире (растения: деревья, кустарники, травы, цветы; животные, их виды, понятия «дикие» «домашние» и др.); -опыт заботливого и бережного отношения к растениям и животным, ухода за ними; -умение соблюдать правила безопасного поведения в природе (в лесу, у реки и др.). 3. Элементарные представления о течении времени: -умение различать части суток, дни недели; -представления о течении времени: смена событий дня, суток. Деление обучающихся на группы по степени обучаемости В связи со значительной неоднородностью данного класса по характеру, выраженности различных первичных и последующих нарушений в развитии, специфики их сочетания, целесообразно деление детей на 2 группы, по степени обучаемости, по характеру овладения предметными действиями: 1 группа: - не пользуются фразовой речью, вербальные средства коммуникации – звукокомплексы и звукоподражание, понимают простые инструкции, грубые нарушения моторной сферы. 2 группа: - наличие простой фразы, недостаточность практического усвоения морфологической системы языка, затруднения в усвоении обобщающих и отвлеченных понятий, связная речь характеризуется недостаточной передачей смысловых отношений, множественные нарушения в произношении. Содержание курса состоит из следующих разделов: «Растительный мир» «Животный мир» «Временные представления» «Объекты неживой природы» Все разделы программы взаимосвязаны и соответствуют различным этапам формирования социально окружающего мира у детей. Содержание обучения на уроках очень разнообразно, что определяется многообразием различных дефектом, присущих детям с умеренной умственной отсталостью. Нарушения памяти, внимания, мышления, моторики, и в частности зрительно-двигательной координации, которые прямым образом отражаются на возможностях результатах у детей с умеренной умственной отсталостью, требуют проведение игр и упражнений, направленных па коррекцию этих нарушении. На эти работы не отводятся целиком отдельные уроки; они включаются в урок как определенный этап среди других видов деятельности. Для коррекции нарушения внимания предусмотрены специальные упражнения и игры. Все занятия необходимо сопровождать живой эмоциональной речью учителя, побуждать учащихся к активной речи по ходу деятельности. Учитель должен стимулировать и организовывать двигательную активность каждого ребенка. Учебную работу на уроках окружающий природный мир необходимо строить так, чтобы ранее пройденный материал постоянно включался в новые виды работ, закреплялся и вводился в самостоятельную деятельность детей на различных уроках. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ Требования к материально-техническим условиям Материально-техническая база реализации АООП ОО для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) соответствует действующим санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда работников образовательных организаций. Технические средства обучения -Компьютер Специальный учебный и дидактический материал, отвечающий особым образовательным потребностям обучающихся Учебник «Живой мир» для 1 класса специальных (коррекционных) школ VIII вида. Авторы - составители: Н.Б. Матвеева, М.С. Котина, Т.О. Куртова, М.: «Просвещение», 2011. Главную роль играют средства обучения, включающие наглядные пособия. В процессе обучения используются: натурные объекты предметов, которые предусмотрены программой; печатные пособия (таблицы) по разделам программы; предметные и сюжетные картинки по темам; пиктограммы для составления предложений, рассказов по плану. . Тематическое планирование Название раздела, темы урока 1 четверть (16 часов) «Временные представления» Узнавание и различение частей суток (утро, день, вечер, ночь). Представление о сутках как о последовательности (утро, день, вечер, ночь). Соотнесение частей суток с видами деятельности. Неделя. Представление о неделе как о последовательности 7 дней. Неделя. Различение выходных и рабочих дней. Соотнесение дней недели с определенными видами деятельности. «Осень, в гости просим!» Узнавание (различение) времени года по характерным признакам. Изменения, происходящие в жизни человека осенью. Одежда и обувь человека осенью. Занятия и труд людей осенью. «Растительный мир» «Что нам осень принесла?» - Овощи. «Что нам осень принесла?» - Фрукты. 2 четверть (16 часов) «Что нам осень принесла?» - Грибы. Ягоды. Узнавание растений (Дерево). Части дерева (корень, ствол, лист). Изменения в жизни растений осенью (листопад). Экскурсия в природу. «Животный мир» В мире животных. Строение животного. Дикие животные. Заяц. Дикие животные. Волк. Дикие животные. Медведь. Дикие животные. Белка. Изменения в жизни животных осенью. «Временные представления» «Здравствуй, зимушка-зима!» Узнавание (различение) времени года по характерным признакам. Количество часов 2 2 2 2 1 2 2 1 1 1 1 1 2 1 1 2 1 1 1 1 1 1 Изменения, происходящие в жизни человека зимой. Одежда и обувь человека зимой. 3 четверть (20 часов) Зимние забавы. Новый год. Занятия и труд людей зимой. «Растительный мир» Что делают растения зимой? Елка. «Животный мир» Домашние животные. Кошка. Уход. Домашние животные. Собака. Уход. Домашние животные. Корова. Уход. Домашние животные. Лошадь. Уход. Животные и их детеныши. Кто такие птицы? Строение птицы. Птицы домашние. Птицы дикие. Сравнение зверей и птиц. Животные и птицы зимой. «Временные представления» Весна. Оживает всё кругом! Явления природы: солнце, ветер. 3 четверть (16 часов) Экскурсия в природу. «Растительный мир» Растения весной. Части растений (лист, ветки). Мир растений (обобщение). «Животный мир» Жизнь птиц и животных весной. Аквариумные рыбки. Мир животных (обобщение). «Временные представления» Лето. Узнавание (различение) времени года по характерным признакам. Времена года (обобщение). Экскурсия в природу. «Объекты неживой природы» Человек и природа. Солнце. Земля и небо. Лес. Животные и растения леса. Вода. Река. Огонь. 2 2 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 2 2