Окружающий природный мир 3 класс (НОО 2 вариант)

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области

«Камышловский гуманитарно-технологический техникум»
структурное подразделение
школа-интернат, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы

Рабочая программа
учебного курса
«Окружающий природный мир»
для обучающихся 3 класса
(АООП НОО 2 вариант)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Подобранный программный материал по предмету «Окружающий
природный мир» рассчитан на формирование у обучающихся представлений о
природе, её многообразии, о взаимосвязи живой, неживой природы и человека.
Цель обучения – формирование представлений о живой и неживой
природе, о взаимодействии человека с природой, бережного отношения к
природе.
Основными
задачами
программы
являются:
формирование
представлений об объектах и явлениях неживой природы, формирование
временных представлений, формирование представлений о растительном и
животном мире.
В процессе формирования представлений о неживой природе ребенок
получает знания о явлениях природы (снег, дождь, туман и др.), о цикличности в
природе – сезонных изменениях (лето, осень, весна, зима), суточных изменениях
(утро, день, вечер, ночь), учится устанавливать общие закономерности
природных явлений. Ребенок знакомится с разнообразием растительного и
животного мира, получает представления о среде обитания животных и
растений, учится выделять характерные признаки, объединять в группы по этим
признакам, устанавливать связи между ними. Внимание ребенка обращается на
связь живой и неживой природы: растения и животные приспосабливаются к
изменяющимся условиям среды, ветер переносит семена растений и др.
Наблюдая за трудом взрослых по уходу за домашними животными и
растениями, ребенок учится выполнять доступные действия: посадка, полив,
уход за растениями, кормление аквариумных рыбок, животных и др. Особое
внимание уделяется воспитанию любви к природе, бережному и гуманному
отношению к ней.
Принципы организации учебного процесса:
— Соблюдение интересов ребенка. Принцип определяет позицию специалиста,
который призван решать проблему ребенка с максимальной пользой и в
интересах ребенка.
— Системность. Принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции и
развития, т. е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции
нарушений детей с ограниченными возможностями здоровья, а также
всесторонний многоуровневый подход специалистов различного профиля,
взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребенка;
участие в данном процессе всех участников образовательного процесса.
— Непрерывность. Принцип гарантирует ребенку и его родителям (законным
представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или
определения подхода к ее решению.

— Вариативность. Принцип предполагает создание вариативных условий для
получения образования детьми, имеющими различные недостатки в физическом
и (или) психическом развитии.
—Рекомендательный характер оказания помощи. Принцип обеспечивает
соблюдение гарантированных законодательством прав родителей (законных
представителей) детей с ограниченными возможностями здоровья выбирать
формы получения детьми образования, образовательные учреждения, защищать
законные права и интересы детей, включая обязательное согласование с
родителями (законными представителями) вопроса о направлении (переводе)
детей с ограниченными возможностями здоровья в специальные
(коррекционные) образовательные учреждения (классы, группы).
Направления коррекционной работы:
1. Развитие сенсорной и моторной сферы. Особенно важно это направление
при работе с детьми, имеющими сенсорные дефекты и нарушения опорнодвигательного аппарата. Но не менее важно и при работе со здоровыми детьми,
отстающими или имеющими парциальные недостатки в развитии этих функций.
Стимуляция сенсорного развития очень важна и в целях формирования
творческих способностей детей.
2. Формирование и развитие речи.
3. Развитие познавательной деятельности. Система психологического и
педагогического содействия полноценному развитию, коррекции и компенсации
нарушений развития всех психических процессов (внимания, памяти,
восприятия, мышления, речи).
4. Развитие эмоциональной сферы. Развитие эмоциональности детей,
коррекция невротических проявлений (страхов, капризности и т. п.).
Повышение эмоциональной компетентности, предполагающее умение понимать
эмоции другого человека, адекватно проявлять и контролировать свои эмоции и
чувства, важно для всех категорий детей.
5. Содействие личностному росту, и коррекция отклонений личностного
развития. Работа в этом направлении предполагает воздействие на
формирование системы мотивов ребенка, формирование адекватной
самооценки, исправление недостатков характера, мешающих адаптации
субъекта (например, застенчивости) и т. п.
6. Формирование видов деятельности: игровой, продуктивных видов
(рисование, конструирование), учебной, общения, подготовки к трудовой
деятельности. Особенно следует выделить специальную работу по
формированию учебной деятельности у детей, испытывающих трудности при

обучении. Эта работа предполагает комплексное психолого-педагогическое
воздействие, направленное на коррекцию и формирование всех элементов
учебной деятельности от формирования мотивов до конкретных операций,
умений и навыков.
Описание места учебного предмета в учебном плане:
Предмет «Окружающий природный мир» входит в обязательную часть учебного
плана в образовательную область «Окружающий мир».
Количество часов в 3
классе: 2 часа в неделю; 68 часов в год.

Планируемые результаты изучения учебного курса
Личностные результаты:
1. Формирование социально ориентированного взгляда на окружающий
мир в его органичном единстве и разнообразии природной и
социальной частей.
2. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни,
наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному
отношению к материальным и духовным ценностям.
Предметные результаты:
1. Представления о явлениях и объектах неживой природы, смене времён
года и соответствующих сезонных изменениях в природе, умений
адаптироваться к конкретным природным и климатическим
условиям:
-интерес к объектам и явлениям неживой природы;
-расширение представлений об объектах неживой природы (солнце, луна,
звёзды, вода, воздух, земля);
-представления о временах года, характерных признаках времён года,
погодных изменениях, их влияние на жизнь человека;
-умение учитывать изменения в окружающей среде для выполнения правил
жизнедеятельности, охраны здоровья.
2. Представления о животном и растительном мире, их значении в
жизни человека:
-интерес к объектам живой природы;

-расширение представлений о животном и растительном мире (растения:
деревья, кустарники, травы, цветы; животные, их виды, понятия «дикие» «домашние» и др.);
-опыт заботливого и бережного отношения к растениям и животным, ухода
за ними;
-умение соблюдать правила безопасного поведения в природе (в лесу, у реки
и др.).
3. Элементарные представления о течении времени:
-умение различать части суток, дни недели;
-представления о течении времени: смена событий дня, суток.
Деление обучающихся на группы по степени обучаемости
В связи со значительной неоднородностью данного класса по характеру,
выраженности различных первичных и последующих нарушений в развитии,
специфики их сочетания, целесообразно деление детей на 2 группы, по степени
обучаемости, по характеру овладения предметными действиями:
1 группа: - не пользуются фразовой речью, вербальные средства
коммуникации – звукокомплексы и звукоподражание, понимают простые
инструкции, грубые нарушения моторной сферы.
2 группа: - наличие простой фразы, недостаточность практического усвоения
морфологической системы языка, затруднения в усвоении обобщающих и
отвлеченных понятий, связная речь характеризуется недостаточной передачей
смысловых отношений, множественные нарушения в произношении.

Содержание курса состоит из следующих разделов:
«Растительный мир»
«Животный мир»
«Временные представления»
«Объекты неживой природы»
Все разделы программы взаимосвязаны и соответствуют различным этапам
формирования социально окружающего мира у детей.
Содержание обучения на уроках очень разнообразно, что определяется
многообразием различных дефектом, присущих детям с умеренной умственной
отсталостью. Нарушения памяти, внимания, мышления, моторики, и в частности
зрительно-двигательной координации, которые прямым образом отражаются на

возможностях результатах у детей с умеренной умственной отсталостью,
требуют проведение игр и упражнений, направленных па коррекцию этих
нарушении. На эти работы не отводятся целиком отдельные уроки; они
включаются в урок как определенный этап среди других видов деятельности.
Для коррекции нарушения внимания предусмотрены специальные упражнения и
игры.
Все занятия необходимо сопровождать живой эмоциональной речью учителя,
побуждать учащихся к активной речи по ходу деятельности. Учитель должен
стимулировать и организовывать двигательную активность каждого ребенка.
Учебную работу на уроках окружающий природный мир необходимо
строить так, чтобы ранее пройденный материал постоянно включался в новые
виды работ, закреплялся и вводился в самостоятельную деятельность детей на
различных уроках.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
Требования к материально-техническим условиям
Материально-техническая база реализации АООП ОО для обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) соответствует
действующим санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда
работников образовательных организаций.
Технические средства обучения
-Компьютер
Специальный учебный и дидактический материал, отвечающий особым
образовательным потребностям обучающихся
Учебник «Живой мир» для 1 класса специальных (коррекционных)
школ VIII вида. Авторы - составители: Н.Б. Матвеева, М.С. Котина, Т.О. Куртова,
М.: «Просвещение», 2011.
Главную роль играют средства обучения, включающие наглядные пособия. В
процессе обучения используются:
 натурные объекты предметов, которые предусмотрены программой;


печатные пособия (таблицы) по разделам программы;



предметные и сюжетные картинки по темам;



пиктограммы для составления предложений, рассказов по плану.

.

Тематическое планирование
Название раздела, темы урока
1 четверть (16 часов)
«Временные представления»
Узнавание и различение частей суток (утро,
день, вечер, ночь).
Представление
о
сутках
как
о
последовательности (утро, день, вечер, ночь).
Соотнесение частей суток с видами
деятельности.
Неделя. Представление о неделе как о
последовательности 7 дней.
Неделя. Различение выходных и рабочих дней.
Соотнесение дней недели с определенными
видами деятельности.
«Осень,
в
гости
просим!»
Узнавание
(различение) времени года по характерным
признакам.
Изменения, происходящие в жизни человека
осенью. Одежда и обувь человека осенью.
Занятия и труд людей осенью.
«Растительный мир»
«Что нам осень принесла?» - Овощи.
«Что нам осень принесла?» - Фрукты.
2 четверть (16 часов)
«Что нам осень принесла?» - Грибы.
Ягоды.
Узнавание растений (Дерево). Части дерева
(корень, ствол, лист).
Изменения в жизни растений осенью
(листопад).
Экскурсия в природу.
«Животный мир»
В мире животных. Строение животного.
Дикие животные. Заяц.
Дикие животные. Волк.
Дикие животные. Медведь.
Дикие животные. Белка.
Изменения в жизни животных осенью.
«Временные представления»
«Здравствуй, зимушка-зима!» Узнавание
(различение) времени года по характерным
признакам.

Количество часов

2
2
2
2
1

2

2
1
1
1
1
1
2
1
1
2
1
1
1
1
1
1

Изменения, происходящие в жизни человека
зимой. Одежда и обувь человека зимой.
3 четверть (20 часов)
Зимние забавы. Новый год.
Занятия и труд людей зимой.
«Растительный мир»
Что делают растения зимой? Елка.
«Животный мир»
Домашние животные. Кошка. Уход.
Домашние животные. Собака. Уход.
Домашние животные. Корова. Уход.
Домашние животные. Лошадь. Уход.
Животные и их детеныши.
Кто такие птицы? Строение птицы.
Птицы домашние.
Птицы дикие.
Сравнение зверей и птиц.
Животные и птицы зимой.
«Временные представления»
Весна. Оживает всё кругом! Явления природы:
солнце, ветер.
3 четверть (16 часов)
Экскурсия в природу.
«Растительный мир»
Растения весной. Части растений (лист, ветки).
Мир растений (обобщение).
«Животный мир»
Жизнь птиц и животных весной.
Аквариумные рыбки.
Мир животных (обобщение).
«Временные представления»
Лето. Узнавание (различение) времени года по
характерным признакам.
Времена года (обобщение).
Экскурсия в природу.
«Объекты неживой природы»
Человек и природа. Солнце. Земля и небо.
Лес. Животные и растения леса.
Вода. Река.
Огонь.

2

2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
2
2


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».