Сенсорное развитие 1 класс (НОО 2 вариант)

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области

«Камышловский гуманитарно-технологический техникум»
структурное подразделение
школа-интернат, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы

Рабочая программа
коррекционного курса
«Сенсорное развитие»
для обучающихся 1 класса
(АООП НОО 2 вариант)

Пояснительная записка
Сенсорное развитие направлено на формирование полноценного восприятия
окружающей
действительности.
Успешностью
умственного,
физического,
эстетического воспитания в значительной степени зависит от качества сенсорного
опыта детей, т.е. от того насколько полно ребенок воспринимает окружающий мир. У
детей с ТМНР сенсорный опыт спонтанно не формируется. Чем тяжелее нарушения у
ребенка, тем значительнее роль развития чувственного опыта: ощущений и
восприятий. Дети с ТМНР наиболее чувствительны к воздействиям на сохранные
анализаторы. Поэтому педагогически продуманный выбор средств и способов
сенсорного воздействия будет благоприятствовать их дальнейшему психическому и
физическому развитию.
Целью обучения является обогащение чувственного опыта в процессе
целенаправленного систематического воздействия на сохранные анализаторы.
Задачи:
1. учить замечать раздражители, создавать стимулирующие условия для развития
элементарного восприятия;
2. учить реагировать на различные раздражители;
3. учить выражать свои ощущения, предпочтения;
5. учить узнавать людей, предметы и ситуации.
Описание места коррекционного курса в учебном плане
Коррекционный курс «Сенсорное развитие» разработан для обучающихся 1 класса.
Количество часов в 1 классе: 2 часа в неделю; 66 часов в год.
Планируемые результаты освоения коррекционного курса
Программой предусматривается формирование внимания и интереса ребенка к
новизне и изменчивости окружающего.
Минимальный уровень:
 стимуляция активности ребенка;
 умение воспринимать тактильные, кинестетические, зрительные, слуховые,
обонятельные, слуховые воздействия;
 умение демонстрировать двигательные, эмоциональные и другие реакции на
тактильные, двигательные, зрительные, вкусовые воздействия;
 уметь принимать ситуации повторения взрослых, его собственных звуков,
движений, действий с предметами.
Содержание коррекционного курса
Программа коррекционного курса «Сенсорное развитие» включает в себя 5
разделов:

*зрительное восприятие
*слуховое восприятие
*кинестетическое восприятие
*восприятие запаха
*восприятие вкуса
Содержание каждого раздела представлено по принципу от простого к сложному.
Сначала
проводится
работа,
направленная
на
расширение
диапазона
воспринимаемых ощущений ребенка, стимуляцию активности. Под активностью
подразумевается психические, физические, речевые реакции ребенка, например:
эмоционально-двигательная отзывчивость, концентрация внимания, вокализация. В
дальнейшем ходе обучения формируются сенсорно-перцептивные действия. Ребенок
учится не только распознавать свои ощущения, но и перерабатывать получаемую
информацию, что в будущем поможет ему лучше ориентироваться в окружающем
мире.
Материально-техническое оснащение учебного предмета
Для реализации курса необходимо специальное материально – техническое
оснащение, включающее оборудованную сенсорную комнату, игрушки и предметы
со световыми, звуковыми эффектами. Образцы материалов, различных по фактуре,
вязкости, температуре, плотности, сенсорные панели.
Тематическое планирование
Наименование раздела, темы урока
Зрительноe восприятие
Фиксация взгляда на лице человека
Фиксация взгляда на неподвижном светящемся предмете – фонарик,
пламя свечи
Фиксация взгляда на светящейся игрушке
Фиксация взгляда на неподвижном предмете, расположенном на уровне
глаз (выше и ниже уровня глаз)
Фиксация взгляда на предмете, находящемся напротив (справа, слева) от
ребенка
Прослеживание взглядом за движущимся близко расположенным
предметом (по горизонтали, по вертикали)
Прослеживание взглядом за движущимся близко расположенным
предметом (по кругу, вперед-назад)
Прослеживание взглядом за движущимся удаленным объектом (шарик)
Узнавание(различение) цвета объектов (красный, зеленый)
Слуховое восприятие
Прослеживание за близко расположенным перемещающимся источником
звука (дудочка)
Реагирование на произношение звуков громкой и тихой речью
Реагирование на шуршание (бумага, целлофан)
Отбивание такта отдельных слогов с их отхлопыванием
Соотнесение звука с его источником
Восприятие запаха

Количество
часов
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
2 ч.
1 ч.
1 ч.
2 ч.
2 ч.
2 ч.
1 ч.
2 ч.

1 ч.

Реагирование на запах цитрусовых (лимон, апельсин)
Узнавание (реагирование запаха хвои, кофе)
Восприятие вкуса
Реакция на продукты, различные по вкусовым качествам (горький,
сладкий)
Реакция на продукты различные по вкусовым качествам (кислый,
соленый)
Реакция на продукты, различные по консистенции (жидкий, твердый)
Узнавание (различение) продуктов по вкусу сладкий, горький
Реакция на продукты, различные по консистенции (жидкий, твердый)
Кинестетическое восприятие
Эмоционально-двигательная реакция на прикосновение человека
Реакция на соприкосновение с материалами, различными по температуре
(холодный-теплый)
Реакция на соприкосновение с материалами, различными по фактуре
(гладкий-шероховатый)
Реакция на соприкосновение с материалами, различными по фактуре
(острый-гладкий)
Реакция на вибрацию, исходящую от объекта.
Реакция на давление на поверхность тела
Развитие чувствительности (поглаживание ваткой, щеткой, поролоном)
Сжимание предметов (резиновый мячик, эспандер)
Стимулирование движений пальцев (сжимание и разжимание их)
Формирование ладонного захвата.
Массаж рук
Массаж лица
Реакция на массаж с использованием массажной варежки
Ощупывание ткани с нашитыми пуговицами
Реакция на вертикальное - горизонтальное положение тела
Совместное сжимание резинового мячика, резиновой игрушки
Развитие восприятия собственного тела. Ощупывание и массирование рук
и ног. Получение отпечатков рук и ног
Умение доставать и отпускать предмет из емкости
Обучение ребенка стучать предметом о предмет
Перенос предмета (в баночку)
Развинчивание и завинчивание предметов
Открывание и закрывание дверных замков
Застегивание молний
Захват палочки (вертикальный), захват круглого предмета. Удерживание
предмета

2 ч.
1 ч.

Итого:

66 ч.

2 ч.
2 ч.
2 ч.
2 ч.
2 ч.
1 ч.
2 ч.
2 ч.
2 ч.
1 ч.
1 ч.
2 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
2 ч.
2 ч.
2 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
2 ч.
2 ч.
2 ч.
1 ч.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».