Сенсорное развитие 2 класс (НОО 2 вариант)

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области

«Камышловский гуманитарно-технологический техникум»
структурное подразделение
школа-интернат, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы

Рабочая программа
коррекционного курса
«Сенсорное развитие»
для обучающихся 2 класса
(АООП НОО 2 вариант)

Пояснительная записка
Целью коррекционного курса обучения является обогащение чувственного
опыта через целенаправленное систематическое воздействие на различные
анализаторы.
Задачи:
- Развитие и коррекция зрительного восприятия;
- Развитие и коррекция слухового восприятия;
- Развитие и коррекция кинестетического восприятия;
Особенности обучения
Содержание каждого раздела представлено по принципу от простого к
сложному. Сначала проводится работа, направленная на расширение диапазона
воспринимаемых ощущений обучающихся, стимуляцию активности.
Под активностью подразумеваются психические, физические, речевые
реакции обучающихся, например: эмоционально-двигательная отзывчивость,
концентрация внимания, вокализация. В дальнейшем в ходе обучения формируются
сенсорно-перцептивные действия. Ребенок учится не только распознавать свои
ощущения, но и перерабатывать получаемую информацию, что в будущем поможет
ему лучше орентироваться в окружающем мире.
Общая характеристика коррекционного курса
Неоднородность состава обучающихся ярко проявляется в разных уровнях
усвоения ими программного материала. Коррекционные занятия — это специальная
пропедевтическая работа, основанная на использовании практических упражнений,
игр, элементов продуктивной и других видов и форм деятельности, в итоге
способствующая усвоению школьных базисных знаний и умений. Коррекционная
направленность их проявляется в исправлении нарушенных психических функций
(недостаточность зрительного, слухового восприятия, нарушения пространственной
ориентировки и др.), вызывающих у детей так называемые школьные трудности, в
развитии познавательных процессов.
Органическое единство практической и мыслительной деятельности, характерное
для занятий, обеспечивает решение названных выше задач.
Коррекционноразвивающие занятия способствуют овладению ребенком основными компонентами
интеллектуальной деятельности: мотивационно-ориентировочным (умение принять
инструкцию в полном объеме), операционным (способы действия, достижение
результата), контрольно-оценочным (умение проконтролировать ход работы и
адекватно оценить ее результаты).
Описание места коррекционного курса в учебном плане.
В учебном плане коррекционные занятия по «Сенсорному развитию» представлены
с расчетом по 2часа в неделю, 68 часов в год.

Планируемые результаты освоения программы
Предметные результаты
Личностные результаты
признаки и свойства предметов;
основные
плоскостные
геометрические
фигуры;
основные цвета и оттенки;
определения понятий величин;
виды особых свойств предметов;
виды вкусовых ощущений
обучающиеся должны уметь:
полноценно воспринимать окружающую
действительность;
концентрировать внимание;
зрительно
воспринимать
окружающие
предметы и явления;
различать звуки окружающей среды;
определять на ощупь предметы;
определять и вербализировать положения и
движения тела;
узнавать объекты по запаху;
различать основные виды вкуса продуктов

сформированность адекватных представлений о
собственных
возможностях,
о
насущно
необходимом жизнеобеспечении;
владение навыками коммуникации и принятыми
нормами социального взаимодействия;
способность к осмыслению социального
окружения, своего места в нем, принятие
соответствующих
возрасту
ценностей
и
социальных ролей;
формирование навыков сотрудничества с
взрослыми
и
сверстниками
в
разных
социальных ситуациях;
воспитание
эстетических
потребностей,
ценностей и чувств;
развитие
этических
чувств,
проявление
доброжелательности,
эмоциональнонравственной отзывчивости и взаимопомощи,
проявление сопереживания к чувствам других
людей;
формирование установки на безопасный,
здоровый образ жизни, наличие мотивации к
творческому труду, работе на результат,
бережному отношению к материальным и
духовным ценностям;

При реализации коррекционного курса ожидаются результаты:
Зрительное восприятие: фиксация взгляда на лице человека.
Фиксация взгляда на неподвижном светящемся предмете. Фиксация взгляда на
неподвижном предмете, расположенном напротив ребенка, справа и слева от него.
Прослеживание взглядом за движущимся близко расположенным предметом (по
горизонтали, по вертикали, по кругу, вперед/назад). Прослеживание взглядом за
движущимся удаленным объектом. Узнавание и различение цвета объекта.
Слуховое восприятие: локализация неподвижного источника звука,
расположенного на уровне уха, плеча, талии. Прослеживание за близко
расположенным перемещающимся источником звука. Локализация неподвижного
удаленного источника звука. Соотнесение звука с его источником. Нахождение
объектов, одинаковых по звучанию.
Кинестетическое восприятие: адекватная эмоционально-двигательная
реакция на прикосновения человека. Адекватная реакция на соприкосновение с
материалами (дерево, металл, клейстер, пластмасса, бумага, вода и др.), различными
по температуре (холодный, теплый), фактуре (гладкий, шероховатый), вязкости
(жидкий, густой, сыпучий).
Адекватная реакция на положение тела (горизонтальное, вертикальное). Адекватная
реакция на положение частей тела. Адекватная реакция на соприкосновение тела с
разными видами поверхностей.

Содержание программы
Программа коррекционного курса включает:
1) Развитие мыслительных операций сравнения и обобщения.
2) Аанализ и синтез геометрических фигур; поиск в целой фигуре ее частей и
фиксация этого соответствия цветом
3) Кклассификация множества на подмножества с незаданным признаком
классификации.
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
Материально – техническое обеспечение.
Для
проведения
коррекционной
работы
имеется
специально
организованная предметно-пространственная среда:
Функционально ориентированные игрушки и пособия для развития сенсомоторных
функций:
- строительные конструкторы с комплектом цветных деталей
- плоские и объёмные геометрические фигуры разной величины
- полоски цветного картона разной длины и ширины
- геометрическое лото;
- игрушки и пособия для развития мелкой моторики
- спортивный инвентарь для развития крупной моторики (шнуровки, мозаики, мячи,
массажный коврик, массажные мячики и др.);
- изобразительной деятельностью (музыка для релаксации, изобразительные
материалы и др.);
- Игры: «Обобщения», «Геометрические фигуры», пазлы, пирамидки, конструкторы.
Литература
1. ВенгерJI.A. и др. Воспитание сенсорной культуры ребёнка: Кн. для воспитателя
дет. Сада/JI.А.Венгер, Э.Г.Пилюгина, Н.Б.Венгер; Под ред. Л.А.Венгера.- М.:
Просвещение, 1988.- 144 е.: ил.
2.Метиева Л.А., Удалова Э.Я. Развитие сенсорной сферы детей. Пособие для
учителей специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. М.: «Просвещение»,2009.
3. Метиева Л.А., Удалова Э.Я. Развитие сенсомоторики детей с ограниченными
возможностями здоровья.- М.: Национальный книжный центр, 2016.

Тематическое планирование
№ п/п
1-2
3-4

Раздел, тема урока
Дидактическая игра «Фрукты и овощи»
Дидактическая игра «Четвертый лишний»

Количество
уроков
2
2

5-6
7-8
9-10
11-12
13-14
15-16
17-18
19-20
21-22
23-24
25-26
27-28
29-30
31-32
33-34
35-36
37-39
40-42
43-44
45-46
47-49
50-51
52-53

Дидактическая игра «Домашние животные. Лесные звери»
Дидактическая игра «Предметные и числовые фигуры»
Дидактическая игра «Пятый лишний»
Дидактическая игра «Собери домик. Кораблик»
Дидактическая игра «Светофор»
Дидактическая игра «Транспорт»
Дидактическая игра «Насекомые»
Дидактическая игра «Музыкальные инструменты»
Дидактическая игра «Геометрические фигуры»
Дидактическая игра «Цифры»
Дидактическая игра «Цвет»
Дидактическая игра «Собери квадрат»
Дидактическая игра «Собери круг»
Дидактическая игра «Собери бусы»
Дидактическая игра «Найди недостающий цветок»
Дидактическая игра«Паровоз»
Дидактическая игра«Построение рисунка по образцу»
Дидактическая игра«Убывание, возрастание»
Дидактическая игра«Лодка»
Дидактическая игра «Две подружки»
Дидактическая игра «Найди лишний предмет»
Повторение
Развитие осязания (теплее — холоднее), словесное обозначение.

54-55

Определение контрастных температур предметов (грелка, утюг, 2
чайник).
Различение пищевых запахов и вкусов, их словесное 2
обозначение
Развитие дифференцированных ощущений чувства тяжести 2
(тяжелее — легче).

56-57
58-59

2
2
2
2
2
2
2
2

2
2
2
2
2
2
3
2
3
3
2
2
3
2
2

60-61

Взвешивание на ладони, определение веса на глаз

62-64

Определение различных свойств веществ (твердость, сыпучесть, 3
вязкость, растворимость)
Повторение
4

65-68

2


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».