РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ Министерство образования и молодежной политики Свердловской области Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области «Камышловский гуманитарно-технологический техникум» структурное подразделение школа-интернат, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы Рабочая программа коррекционного курса «Сенсорное развитие» для обучающихся 3 класса (АООП НОО 2 вариант) Пояснительная записка Программа коррекционного курса «Сенсорное развитие» имеет следующую цель: на основе создания оптимальных условий познания ребенком каждого объекта в совокупности сенсорных свойств, качеств, признаков дать правильное многогранное полифункциональное представление об окружающей действительности, способствующее оптимизации психического развития ребенка и более эффективной социализации его в обществе. Задачи коррекционного курса «Сенсорное развитие»: - формировать на основе активизации работы всех органов чувств адекватное восприятие явлений и объектов окружающей действительности в совокупности их свойств; - формировать у обучающихся систематическое и целенаправленное восприятие формы, конструкции, величины, цвета, особых свойств предметов, их положения в пространстве; - формировать пространственно-временные ориентировки; - обогащать словарный запас обучающихся на основе использования соответствующей терминологии; - коррекция недостатков моторики; совершенствовать зрительно-двигательной координацию; - коррекция точности и целенаправленности движений и действий. Данный курс осуществляется с обучающимися, имеющими умеренную и тяжелую интеллектуальную недостаточность и рассчитан на 34 часа, по 1 часу в неделю в каждом классе. На каждое занятие отводится по 20-25 минут учебного времени. Все занятия проводятся с подгруппами в 3-6 детей, что дает учителю возможность работать с опорой на знание индивидуальных возможностей каждого ребенка. В начале учебного года проводится первичная диагностика с целью выявления уровня сформированности сенсомоторных умений и навыков. Промежуточная аттестация проходит в конце года в форме динамического контроля. Основные методы и приемы: словесные, наглядные, практические, игровые. Основными видами деятельности обучающихся на занятиях являются: дидактические игры; двигательные игры; просмотр презентаций; прослушивание музыки и бытовых шумов; рисование; конструирование. Возможные результаты: целенаправленно выполнять действия по трех- и четырехзвенной инструкции педагога; 2 дорисовывать незаконченные изображения; группировать предметы по двум заданным признакам формы, величины или цвета, обозначать их словом; составлять цветовую гамму от темного до светлого тона разных оттенков; конструировать предметы из 5-6 деталей, геометрических фигур; Определять на ощупь поверхность предметов, обозначать в слове качества и свойства предметов; Зрительно дифференцировать 2—3 предмета по неярко выраженным качествам, определять их словом; Классифицировать предметы и явления на основе выделенных свойств и качеств; Различать запахи и вкусовые качества, называть их; Сравнивать предметы по тяжести на глаз, взвешивая на руке; Действовать по звуковому сигналу; Адекватно ориентироваться на плоскости и в пространстве; выражать пространственные отношения с помощью предлогов. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС №п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Методическое обеспечение Войлокова Е.Ф., Андрухович Ю.В., Ковалева Л.Ю. Сенсорное воспитание дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. – СПб.: КАРО, 2005 Забрамная С.Д., Боровик О.В. Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей. – М.: ВЛАДОС, 2005 Забрамная С.Д. Ваш ребенок учится во вспомогательной школе. – М.: Педагогика-Пресс, 1993 Клюева Н.В., Касаткин Ю.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. – Ярославль: Академия развития, 1996 Клюева Н.В., Касаткин Ю.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. – Ярославль: Академия развития, 1996 Метиева Л.А., Удалова Э.Я. Развитие сенсорной сферы детей. – М.: Просвещение, 2009 Метиева Л.А., Удалова Э.Я. Сенсорное воспитание детей с отклонениями в развитии: Сборник игр и игровых упражнений. – М.: Книголюб, 2008 Метиева Л.А., Удалова Э.Я. развитие сенсомоторики детей с ограниченными возможностями здоровья. – М.:Национальный книжный центр, 2016 Стребелева Е.А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии / Е.А. Стребелева. – М.: Гуманитарный изд.центр ВЛАДОС, 2005 Год издания 2005 2005 1993 1996 1996 2009 2008 2016 2005 3 10 Сековец Л.С. Развитие психомоторики и сенсорных процессов: программа коррекционного курса для учащихся 1-4 классов специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида. – Н.Новгород: Издательство «Автосинтез НН». 2005 2005 Тематическое планирование № п/п Тема Кол-во часов 1 2 Обследование детей Развитие моторики, графомоторных функций Упражнение на развитие меткости («Кольцеброс», дартс, «Тир») Развитие согласованности движений на разные группы мышц (по инструкции педагога) Обучение целенаправленным действиям по двух- и трехзвенной инструкции педагога Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением Совершенствование точности мелких движений рук Рисование бордюров по образцу Графический диктант (зрительный) Вырезание ножницами из бумаги по контуру предметных изображений Тактильно-двигательное восприятие Определение предметов на ощупь, выделение разных свойств и качеств Восприятие поверхности Игры с сюжетной мозаикой Восприятие пространства Ориентировка в пространстве (в помещении и на улице), вербализация пространственных отношений с использованием предлогов Развитие пространственного праксиса, словесный отчет о выполнении задания. Дидактическая игра «Куда пойдешь, то и найдешь» Моделирование пространственного расположения мебели в комнате. Дидактическая игра «Обставим комнату» Деление листа на глаз, на две и четыре равные части Расположение предметов в вертикальном и горизонтальном полях листа Ориентировка на листе бумаги разного размера, прикрепленного к доске (вертикальное расположение листа) Расположение предметов и их перемещение на поверхности парты Кинестетическое развитие Формирование ощущений от статических и динамических поз различных частей тела (глаз, рот, пальцы), вербализация собственных ощущений Выразительность движений (имитация повадок животных, инсценирование школьных событий) Восприятие формы, величины, цвета, конструирование предметов Сравнение и обозначение словом формы предметов (3 – 4 предмета) Понятие «овал». Упражнения в сравнении круга и овала Дидактическая игра «Часть и целое» Составление сериационных рядов по величине из 4 – 5 предметов Группировка предметов по самостоятельно выделенному признаку Цветовой спектр. Цвета теплые и холодные Составление сериационного ряда из 4 – 5 кругов разной насыщенности одного цвета Дидактическая игра «Цветик – семицветик» Узнавание предмета по его отдельным частям. Дорисовывание незаконченных изображений знакомых предметов 2 3 4-5 6 7 8 9-10 11-12 13-14 15-16 17-18 19 20-21 22-23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 1 1 2 1 1 1 2 2 2 2 2 2 2 2 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 4 39 9 40 41 42 43 44 45 46-47 48 49 50 51 52 53 54-55 56-57 58 59-60 61-62 63-64 65-66 67-68 Составление предмета или целостной конструкции из мелких деталей (пазлы, настольный «Лего» и т.п. Развитие зрительного восприятия Упражнения для профилактики и коррекции зрения. Совершенствование зрительно-двигательной координации рук и глаз. Рисование бордюров по наглядному образцу Упражнения для профилактики и коррекции зрения. Нахождение отличительных и общих признаков на наглядном материале (сравнение двух картинок) Упражнения для профилактики и коррекции зрения. Сравнение трех предметов, отличающихся незначительными качествами или свойствами Упражнения для профилактики и коррекции зрения. Тренировка зрительной памяти. Дидактическая игра «Что изменилось?» Упражнения для профилактики и коррекции зрения. Дидактическая игра «Повтори узор» («Сделай так же») Восприятие особых свойств предметов Развитие осязания (теплее – холоднее), словесное обозначение. Определение контрастных температур предметов (грелка, утюг, чайник) Различение пищевых запахов и вкусов, их словесное обозначение Определение различных свойств веществ (твердость, сыпучесть, вязкость, растворимость) Развитие дифференцированных ощущений чувства тяжести (тяжелее – легче). Взвешивание в ладони, определение на глаз Развитие слухового восприятия Определение направления звука в пространстве (справа – слева – спереди – сзади). Дидактическая игра «Догадайся, откуда звук» Выполнение действий по звуковому сигналу (поворот головы на определенный звук). Дидактическая игра «Прерванная песня» Различение музыкальных и речевых звуков по высоте тона Различение мелодий по темпу, прослушивание музыкальных отрывков Развитие чувства ритма. Дидактическая игра «Мы – барабанщики» Восприятие времени Определение времени по часам Длительность временных интервалов (1с, 1 мин, 5мин, 1час) Дидактическая игра «Успей за 1, 2, 5 мин» 1 Объемность времени (сутки, неделя, месяц, год) Времена года, их закономерная смена. Дидактическая игра «Когда это бывает?» Социально-эмоциональное развитие Маски эмоций Динамический контроль Как мы выражаем свои чувства 2 2 1 1 1 1 1 1 1 2 1 1 1 1 1 1 2 1 1 2 2 2 5