Министерство образования и молодёжной политики Свердловской области Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области «Камышловский гуманитарно-технологический техникум» УТВЕ13Щ1АЮ: j f --.". Директор ГАПОУ СО /г «Камышловский гуманитарно- РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ОУД.11 ГЕОГРАФИЯ общеобразовательного цикла основной образовательной программы 08.01.07 Мастер общестроительных работ профиль обучения: технологический г. Камышлов, 2022 Рассмотрена на заседании предметной (цикловой) комиссии педагогических работников общеобразовательных дисциплин ГАПОУ СО «КГТТ» b u i л л ь ш л п и ; Заместитель директора по УПР Н.А. Польдяева СОГЛАСОВАНО: Заместитель директора по УМР ТА . Мадыгина Составитель: Н.Н. Чингина., преподаватель Государственного автономного профессионального образовательного учреждения Свердловской области «Камышловский гуманитарно-технологический техникум» Содержание программы реализуется в процессе освоения студентами основной образовательной программы с получением среднего общего образования, разработанной в соответствии с требованиями ФГОС СОО, а также с учётом требований ФГОС СПО 08.01.07 Мастер общестроительных работ. СОДЕРЖАНИЕ 1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.............................................................................................................. 4 2. ОБЪЕМ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ...................................................... 9 3. СОДЕРЖАНИЕ И ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ГЕОГРАФИЯ»....................................................................................................................................... 10 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ........................................13 5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА........................15 6. ЛИСТ ИЗМЕНЕИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ, ВНЕСЕННЫХ В РАБОЧУЮ ПРОГРАММУ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа учебного предмета «География» разработана на основе: S федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (далее - ФГОС СОО); S примерной основной образовательной программы среднего общего образования (далее - ПООП СОО); S федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (далее - ФГОС СПО) по профессии 08.01.07 Мастер общестроительных работ. S учебного плана по профессии 08.01.07 Мастер общестроительных работ; S рабочей программы воспитания по профессии 08.01.07 Мастер общестроительных работ. Программа учебного предмета «География» разработана в соответствии с Концепцией преподавания общеобразовательных дисциплин с учетом профессиональной направленности программ среднего профессионального образования, реализуемых на базе основного общего образования, утвержденной распоряжением Министерства просвещения Российской Федерации от 30.04.2021 № Р-98, на основании письма Департамента государственной политики в сфере профессионального среднего обучения профессионального Министерства образования просвещения и Российской Федерации от 30.08.2021 № 05-1136 «О направлении методик преподавания». Содержание рабочей программы по предмету «География» разработано на основе: синхронизации образовательных результатов ФГОС СОО (личностных, предметных, метапредметных) и ФГОС СПО (ОК, ПК) с учетом профильной направленности специальности. Содержание программы на достижение следующих задач: образовательной дисциплины направлено - освоение системы географических знаний о целостном, многообразном и динамично изменяющемся мире, взаимосвязи природы, населения и хозяйства на всех территориальных уровнях; - овладение умениями сочетать глобальный, региональный и локальный подходы для описания и анализа природных, социально-экономических, геоэкологических процессов и явлений; - развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями и проблемами мира в целом, его отдельных регионов и ведущих стран; - воспитание уважения к другим народам и культурам, бережного отношения к окружающей природной среде; - использование в практической деятельности и повседневной жизни разнообразных географических методов, знаний и умений, а также географической информации; - нахождение и применение географической информации, включая географические карты, статистические материалы, геоинформационные системы и Интернет-ресурсы, для правильной оценки важнейших социальноэкономических вопросов международной жизни; - понимание географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, телекоммуникаций и простого общения. 1.1.Место учебного предмета в структуре основной образовательной программы: Учебная дисциплина общеобразовательного «География» цикла основной является обязательной образовательной частью программы соответствии с ФГОС по профессии 08.01.07 Мастер общестроительных работ. 1.2. Планируемые результаты освоения дисциплины: в Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии общих компетенций: ОК 01 Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам ОК 02 Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности ОК 03 Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие ОК 04 Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами ОК 05 Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста ОК 06 Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей ОК 07 Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях. ОК 09 Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности Содержание общеобразовательной дисциплины «География» (базовый уровень) направлено на достижение всех личностных (далее - JIP), метапредметных (далее - МР) и предметных (далее - ПР) результатов обучения, регламентированных ФГОС СОО и с учетом примерной основной образовательной программой среднего общего образования (ПООП СОО). Личностные результаты отражают: ЛР 5 Демонстрирующий приверженность к родной культуре, исторической памяти на основе любви к Родине, родному народу, малой родине, принятию традиционных ценностей многонационального народа России. JIP 7 Осознающий приоритетную ценность личности человека; уважающий собственную и чужую уникальность в различных ситуациях, во всех формах и видах деятельности. JIP 8 Проявляющий и демонстрирующий уважение к представителям различных этнокультурных, социальных, конфессиональных и иных групп. Сопричастный к сохранению, преумножению и трансляции культурных традиций и ценностей многонационального российского государства. JIP 11 Проявляющий уважение к эстетическим ценностям, обладающий основами эстетической культуры. JIP 23 Самостоятельный и ответственный в принятии решений во всех сферах своей деятельности, готовый к исполнению разнообразных социальных ролей, востребованных бизнесом, обществом и государством. Метапредметные результаты отражают: МР 01. Владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, а также навыками разрешения проблем; готовность и способность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания; МР 02. Умение ориентироваться в различных источниках географической информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников; МР 03. Умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей; МР 04. Осознанное владение логическими действиями определения понятий, обобщения, установления аналогий, классификации на основе самостоятельного выбора оснований и критериев; МР 05. Умение устанавливать причинно-следственные связи, строить рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать аргументированные выводы; МР 06. Представление о необходимости овладения географическими знаниями с целью формирования адекватного понимания особенностей развития современного мира; МР 07. Понимание места и роли географии в системе наук; представление об обширных междисциплинарных связях географии. Предметные результаты на базовом уровне отражают: ПР 01. Владение представлениями о современной географической науке, ее участии в решении важнейших проблем человечества; ПР 02. Владение географических географическим аспектов мышлением природных, для определения социально-экономических и экологических процессов и проблем; ПР 03. Сформированность системы комплексных социально ориентированных географических знаний о закономерностях развития природы, размещения населения и хозяйства, динамике и территориальных особенностях процессов, протекающих в географическом пространстве; ПР 04. Владение умениями проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; ПР 05. Владение умениями использовать карты разного содержания для выявления закономерностей и тенденций, получения нового географического знания о природных социально-экономических и экологических процессах и явлениях; ПР 06. Владение умениями географического анализа и интерпретации разнообразной информации; ПР 07. Владение умениями применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к изменению ее условий; ПР 08. Сформированность представлений и знаний об основных проблемах взаимодействия природы и общества, природных и социально-экономических аспектах экологических проблем. 2. ОБЪЕМ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ Вид учебной работы Объем образовательной программы учебного предмета Объем в часах 36 Основное содержание в т. ч.: теоретическое обучение 26 лабораторные/практические занятия 10 самостоятельная работа 0 консультации 0 Профессионально ориентированное содержание в т. ч.: теоретическое обучение 0 лабораторные/практические занятия 0 Форма контроля Контрольна я работа 3. СОДЕРЖАНИЕ И ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ГЕОГРАФИЯ» Наименование разделов и тем 1 Введение Тема 1. Политическая карта мира Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся 2 Основное содержание География как наука. Ее роль и значение в системе наук. Цели и задачи географии при освоении специальности СПО. Виды географической информации Объем в часах 3 1 Основное содержание Страны на современной политической карте мира. 1 Практические занятия Тема 2. География мировых природных ресурсов П.з.№1. Знакомство с политической картой мира 1 П.з. №2. Составление картосхем, характеризующих государственное устройство стран мира; географию международных конфликтов 1 Профессионально ориентированное содержание Природные ресурсы и экономическое 1 развитие Ископаемые ресурсы Водные ресурсы Земельные ресурсы Лесные ресурсы Ресурсы мирового океана Другие виды ресурсов Природопользование и устойчивое развитие 1 1 1 1 1 1 Коды общих компетенций (указанных в разделе 1.2) и личностных метапредметных, предметных результатов, формированию которых способствует элемент программы 4 ОК 01-05; ЛР 06; ЛР23; МР 7; ПР01 ЛР 7; ЛР 8; МР 01;МР 02; МР 05; МР 06; ПР 03;ПР 05; ПР 06 ОК 01-07; ЛР 8; МР 01;МР 02; МР 05; МР 06; ПР 03;ПР 05; ПР 06 ОК 04-07; ЛР 23; МР 01; МР 02; МР 04; МР 06; ПР 01; ПР 05; ПР 08 ОК 01-07; 09 1 ю Наименование разделов и тем Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся Объем в часах Практические занятия П.з. №3. Оценка обеспеченности разных регионов и стран основными видами природных ресурсов 1 П.з. №4. Определение наиболее типичных экологических проблем для каждой группы природных ресурсов и их сочетаний, а также возможных путей их решения 1 Тема 3. География населения мира V Практические занятия Тема 4. Г еография мирового хозяйства. Практические занятия Тема 5. Регионы и страны мира Численность населения мира и ее динамика. Наиболее населенные регионы и страны мира. Размещение населения по территории земного шара. Средняя плотность населения в регионах и странах мира. Миграции населения и их основные направления. П.з.№5. Определение особенностей расселения населения в разных странах и регионах мира 1 1 1 Профессионально ориентированное содержание Мировая экономика, его отраслевая и 1 территориальная структура. Обрабатывающая промышленность 1 Сельское хозяйство 1 Транспорт и сфера услуг 1 П.з. №6. Определение географии основных отраслей и производств мирового хозяйства 1 П.з. №7. Определение стран-экспортеров основных видов промышленной и сельскохозяйственной продукции, видов сырья; районов международного туризма и отдыха 1 Различия стран современного мира по размерам территории, численности населения, 1 Коды общих компетенций (указанных в разделе 1.2) и личностных метапредметных, предметных результатов, формированию которых способствует элемент программы ЛР 23; МР 01; МР 02; МР 04; МР 06; ПР 01; ПР 05; ПР 08 ОК 01-07 09; ЛР 7; ЛР 8; ЛР 23; МР 01; МР 06; МР 07; ПР 03; ПР 06; ПР 08 ОК 02; ЛР 7; ЛР 8; МР 01; ПР 03;ПР 06; ПР 08 ОК 06; ЛР 23; МР 02; МР 06; МР 07; ПР 02; ПР 05; ОК 05-06; ЛР 23; МР 02; МР 06; ПР 02; ПР 05 ЛР 5; Наименование разделов и тем Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся особенностям населения, географического положения. Практические занятия Объем в часах особенностям Типы стран. Экономически развитые и развивающиеся страны (главные). Соединенные Штаты Америки. Канада Западная Европа Зарубежная Азия Тропическая Африка и ЮАР Австралия Океания Россия на политической карте мира. Изменение географического, геополитического и геоэкономического положения России. Характеристика современного этапа развития хозяйства. П.з.№ 8. Составление комплексной географической характеристики стран разных типов и крупных регионов мира Тема 6. Г еографические аспекты современных глобальных проблем человечества. Географические аспекты глобальных проблем человечества в прошлом и настоящем. Сырьевая, демографическая, продовольственная, экологическая проблемы как особо приоритетные, пути их решения. Практические занятия П.з. №9. Выявление по картам регионов с неблагоприятной экологической ситуацией, а также географических аспектов других глобальных проблем человечества 1 1 1 1 1 1 Коды общих компетенций (указанных в разделе 1.2) и личностных метапредметных, предметных результатов, формированию которых способствует элемент программы МР 01; МР 02; МР 06; МР 07; ПР 01; ПР 02; ПР 03; ПР 05; ПР 07; ПР 08 ОК 02-07;09 1 2 1 1 1 ЛР23; МР 01; МР 02; МР 06; ПР 01; ПР 02; ПР 03; ПР 05 ОК 02-07 ЛР 7; ЛР 8; МР 01; МР 02; МР 05; МР 06; ПР 02; ПР 04; ПР 07; ПР 08 ОК 07; ЛР 7 МР 01; МР 02; МР 05; МР 06 ПР 01; ПР 02; ПР 04; ПР 07; ПР 08 4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению Освоение программы учебной дисциплины «География» происходит в учебном кабинете, в котором имеется свободный доступ в Интернет во время учебного занятия и в период внеучебной деятельности обучающихся. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению Технические средства обучения: - телевизор, - ноутбук. Оборудование учебного кабинета: - учебно-методический комплект преподавателя; - наглядные пособия (комплекты учебных таблиц, плакатов, настенных географических карт и др.); - комплект технической документации, в том числепаспорта на средства обучения, инструкции по их использованию и технике безопасности; - библиотечный фонд. В библиотечный фонд входят учебники, учебно-методические комплекты (УМК), обеспечивающие освоение учебной дисциплины «География», рекомендованные или допущенные для использования в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования. Библиотечный фонд дополнен энциклопедиями, географическими атласами, справочниками, научной и научно-популярной литературой и другой литературой по географии. В процессе освоения программы учебной дисциплины «География» студенты имеют возможность доступа к электронным учебным материалам по географии, имеющимся в свободном доступе в сети Интернет (электронным книгам, практикумам, тестам) Для выполнения практических заданий студентам используют простой и цветные карандаши, линейку, ластик, циркуль, транспортир и калькулятор. Информационное обеспечение обучения Основные источники Для преподавателей 1. Гладкий Ю.Н., Лавров С.Б. География. 10 класс. - М., «Просвещение» 2019. 2. Гладкий Ю.Н., Лавров С.Б. Глобальная география. 11 класс. - М., ООО «Дрофа» 2018. 3. Кузнецов А.П. География. Население и хозяйство мира. 10 кл. - М., 2018. 4. Максаковский В.П. Новое в мире. Цифры и факты. Дополнительные главы к учебнике «Экономическая и социальная география мира». - М., 2019. 5. Максаковский В.П. «Экономическая и социальная география мира». 10 кл. -М ., 2091 6. Петрова Н.Н. География мира. Экспериментальное учебное пособие. ИРПО. М., 2008. 7. Петрова Н.Н. География. Современный мир. Учебник для студентов учреждений среднего профессионального образования. - М., 2018 8. Петрова Н.Н. ЕГЭ. Эффективная подготовка. География в вопросах и ответах. -М ., 2018. 9. Баранчиков Е.А., Горохов С.А., Козаренко А.Е. и др. Под редакцией Баранчикова Е.В. География. Учебник для студ. образоват. учрежд. СПО. - М., 2018. Для студентов 1. Гладкий Ю.Н., Лавров С.Б. География. 10 класс. - М., «Просвещение» 2019. 2. Гладкий Ю.Н., Лавров С.Б. Глобальная география.11 класс. - М., ООО «Дрофа» 2018. 3. Африка: энциклопедический справочник: в 2 т. / гл. ред. А. Громыко. — М., 1987. Российский энциклопедический словарь. — М., 2017. 4. Универсальная школьная энциклопедия: в 2 т. / под ред. Е.Хлебалина, Д. Володихина. — М., 2018. 5. Энциклопедия для детей. Культуры мира: мультимедийное приложение (компакт-диск). — М., 2019. 6. Энциклопедия для детей. — Т 13. Страны. Народы. Цивилизации / гл. ред. М. Д.Аксенова. — М., 2018. 7. Энциклопедия стран мира / гл. ред. Н.А. Симония. — М., 2018. Интернет-ресурсы 1. www.wikipedia.org (сайт Общедоступной мультиязычной универсальной интернет-энциклопедии). 2. www.faostat3.fao.org (сайт Международной сельскохозяйственной и продовольственной организации при ООН (ФАО). 3. www.minerals.usgs.gov/minerals/pubs/county (сайт Геологической службы США). 4. www.school-collection.edu.ru («Единая коллекции цифровых образовательных ресурсов»). 5. КОНТРОЛЬ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ Методы оценки Наименование образовательных результатов ФГОС СОО (предметные результаты - ПР ) ПР 01. Владение представлениями о современной Практическая работа географической науке, ее участии в решении № 1,№ 6№ ,9 важнейших проблем человечества; ПР 02. Владение географическим мышлением для Практическая работа определения географических аспектов природных, №2, №3, №4 социально-экономических и экологических процессов и проблем; ПР 03. Сформированность системы комплексных Практическая работа социально ориентированных географических №5, №6 знаний о закономерностях развития природы, размещения населения и хозяйства, динамике и территориальных особенностях процессов, протекающих в географическом пространстве; ПР 04. Владение умениями проведения Практическая работа наблюдений за отдельными географическими №5, №7, №8 объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; ПР 05. Владение умениями использовать карты Практическая работа разного содержания для выявления №4, №5 закономерностей и тенденций, получения нового географического знания о природных социальноэкономических и экологических процессах и явлениях; ПР 06. Владение умениями географического Практическая работа анализа и интерпретации разнообразной №3, №9 информации; ПР 07. Владение умениями применять Практическая работа №9 географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к изменению ее условий; ПР 08. Сформированность представлений и знаний Практическая работа №9 об основных проблемах взаимодействия природы и общества, природных и социальноэкономических аспектах экологических проблем. 6. ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ, ВНЕСЁННЫХ В РАБОЧУЮ ПРОГРАММУ № п/п 1 2 № пункта Дата До рабочей внесения внесения программы изменений изменений и и дополнений дополнений После изменений и дополнений Дата и № протокола рассмотрения цикловой комиссией Дата и № протокола рассмотрения методическим советом/ педагогическим советом