ОУД.11 География, 2022

Министерство образования и молодёжной политики Свердловской области
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Свердловской области

«Камышловский гуманитарно-технологический техникум»
УТВЕ13Щ1АЮ:
j f --.". Директор ГАПОУ СО
/г
«Камышловский гуманитарно-

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
ОУД.11 ГЕОГРАФИЯ
общеобразовательного цикла
основной образовательной программы
08.01.07 Мастер общестроительных работ
профиль обучения: технологический

г. Камышлов, 2022

Рассмотрена на заседании предметной (цикловой) комиссии педагогических
работников общеобразовательных дисциплин ГАПОУ СО «КГТТ»

b u i л л ь ш л п и ;

Заместитель директора по УПР
Н.А. Польдяева
СОГЛАСОВАНО:
Заместитель директора по УМР
ТА . Мадыгина

Составитель: Н.Н. Чингина., преподаватель Государственного автономного
профессионального образовательного учреждения Свердловской области
«Камышловский гуманитарно-технологический техникум»

Содержание программы реализуется в процессе освоения студентами основной
образовательной программы с получением среднего общего образования,
разработанной в соответствии с требованиями ФГОС СОО, а также с учётом
требований ФГОС СПО 08.01.07 Мастер общестроительных работ.

СОДЕРЖАНИЕ

1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.............................................................................................................. 4
2. ОБЪЕМ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ...................................................... 9
3. СОДЕРЖАНИЕ И ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ГЕОГРАФИЯ»....................................................................................................................................... 10
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ........................................13
5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА........................15
6. ЛИСТ ИЗМЕНЕИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ, ВНЕСЕННЫХ В РАБОЧУЮ ПРОГРАММУ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа учебного предмета «География» разработана на основе:
S федерального

государственного

образовательного

стандарта

среднего общего образования (далее - ФГОС СОО);
S примерной основной образовательной программы среднего общего
образования (далее - ПООП СОО);
S федерального

государственного

образовательного

стандарта

среднего профессионального образования (далее - ФГОС СПО) по
профессии 08.01.07 Мастер общестроительных работ.
S учебного плана по профессии 08.01.07 Мастер общестроительных
работ;
S рабочей программы воспитания по профессии 08.01.07 Мастер
общестроительных работ.
Программа учебного предмета «География» разработана в соответствии с
Концепцией

преподавания

общеобразовательных

дисциплин

с

учетом

профессиональной направленности программ среднего профессионального
образования, реализуемых на базе основного общего образования, утвержденной
распоряжением

Министерства

просвещения

Российской

Федерации

от

30.04.2021 № Р-98, на основании письма Департамента государственной
политики

в

сфере

профессионального

среднего

обучения

профессионального

Министерства

образования

просвещения

и

Российской

Федерации от 30.08.2021 № 05-1136 «О направлении методик преподавания».
Содержание рабочей программы по предмету «География» разработано на
основе:
синхронизации образовательных результатов ФГОС СОО (личностных,
предметных, метапредметных) и ФГОС СПО (ОК, ПК) с учетом профильной
направленности специальности.
Содержание

программы

на достижение следующих задач:

образовательной

дисциплины

направлено

- освоение системы географических знаний о целостном, многообразном и
динамично изменяющемся мире, взаимосвязи природы, населения и
хозяйства на всех территориальных уровнях;
-

овладение умениями сочетать глобальный, региональный и локальный
подходы для описания и анализа природных, социально-экономических,
геоэкологических процессов и явлений;

- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих
способностей посредством ознакомления с важнейшими географическими
особенностями и проблемами мира в целом, его отдельных регионов и
ведущих стран;
-

воспитание уважения к другим народам и культурам, бережного отношения
к окружающей природной среде;

-

использование в практической деятельности и повседневной жизни
разнообразных географических методов, знаний и умений, а также
географической информации;

-

нахождение

и

применение

географической

информации,

включая

географические карты, статистические материалы, геоинформационные
системы и Интернет-ресурсы, для правильной оценки важнейших социальноэкономических вопросов международной жизни;
-

понимание географической специфики крупных регионов и стран мира в
условиях стремительного развития международного туризма и отдыха,
деловых и образовательных программ, телекоммуникаций и простого
общения.
1.1.Место учебного предмета в структуре основной образовательной
программы:
Учебная

дисциплина

общеобразовательного

«География»

цикла

основной

является

обязательной

образовательной

частью

программы

соответствии с ФГОС по профессии 08.01.07 Мастер общестроительных работ.
1.2. Планируемые результаты освоения дисциплины:

в

Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии общих
компетенций:
ОК 01 Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности,
применительно к различным контекстам
ОК 02 Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой
для выполнения задач профессиональной деятельности
ОК 03 Планировать и реализовывать собственное профессиональное и
личностное развитие
ОК 04 Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с
коллегами, руководством, клиентами
ОК 05 Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном
языке с учетом особенностей социального и культурного контекста
ОК 06 Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать
осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей
ОК 07 Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению,
эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях.
ОК 09 Использовать информационные технологии в профессиональной
деятельности
Содержание общеобразовательной дисциплины «География» (базовый
уровень)

направлено

на

достижение

всех

личностных

(далее

-

JIP),

метапредметных (далее - МР) и предметных (далее - ПР) результатов обучения,
регламентированных

ФГОС

СОО

и

с

учетом

примерной

основной

образовательной программой среднего общего образования (ПООП СОО).
Личностные результаты отражают:
ЛР 5 Демонстрирующий приверженность к родной культуре, исторической
памяти на основе любви к Родине, родному народу, малой родине, принятию
традиционных ценностей многонационального народа России.

JIP 7 Осознающий приоритетную ценность личности человека; уважающий
собственную и чужую уникальность в различных ситуациях, во всех формах и
видах деятельности.
JIP 8 Проявляющий и демонстрирующий уважение к представителям различных
этнокультурных, социальных, конфессиональных и иных групп. Сопричастный
к сохранению, преумножению и трансляции культурных традиций и ценностей
многонационального российского государства.
JIP 11 Проявляющий уважение к эстетическим ценностям, обладающий
основами эстетической культуры.
JIP 23 Самостоятельный и ответственный в принятии решений во всех сферах
своей деятельности, готовый к исполнению разнообразных социальных ролей,
востребованных бизнесом, обществом и государством.
Метапредметные результаты отражают:
МР 01. Владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и
проектной деятельности, а также навыками разрешения проблем; готовность и
способность к самостоятельному поиску методов решения практических задач,
применению различных методов познания;
МР 02. Умение ориентироваться в различных источниках географической
информации,

критически

оценивать

и

интерпретировать

информацию,

получаемую из различных источников;
МР

03.

Умение

самостоятельно

оценивать

и

принимать

решения,

определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных
ценностей;
МР 04. Осознанное владение логическими действиями определения понятий,
обобщения, установления аналогий, классификации на основе самостоятельного
выбора оснований и критериев;
МР 05. Умение устанавливать причинно-следственные связи, строить
рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и
делать аргументированные выводы;

МР

06. Представление о необходимости овладения географическими

знаниями с целью формирования адекватного понимания особенностей развития
современного мира;
МР 07. Понимание места и роли географии в системе наук; представление об
обширных междисциплинарных связях географии.
Предметные результаты на базовом уровне отражают:
ПР 01. Владение представлениями о современной географической науке, ее
участии в решении важнейших проблем человечества;
ПР

02.

Владение

географических

географическим

аспектов

мышлением

природных,

для

определения

социально-экономических

и

экологических процессов и проблем;
ПР

03.

Сформированность

системы

комплексных

социально

ориентированных географических знаний о закономерностях развития природы,
размещения населения и хозяйства, динамике и территориальных особенностях
процессов, протекающих в географическом пространстве;
ПР 04. Владение умениями проведения наблюдений за отдельными
географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в
результате природных и антропогенных воздействий;
ПР 05. Владение умениями использовать карты разного содержания для
выявления закономерностей и тенденций, получения нового географического
знания о природных социально-экономических и экологических процессах и
явлениях;
ПР 06. Владение умениями географического анализа и интерпретации
разнообразной информации;
ПР 07. Владение умениями применять географические знания для объяснения
и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания
уровня безопасности окружающей среды, адаптации к изменению ее условий;
ПР 08. Сформированность представлений и знаний об основных проблемах
взаимодействия природы и общества, природных и социально-экономических
аспектах экологических проблем.

2. ОБЪЕМ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ
Вид учебной работы
Объем образовательной программы учебного предмета

Объем в
часах
36

Основное содержание
в т. ч.:
теоретическое обучение

26

лабораторные/практические занятия

10

самостоятельная работа

0

консультации

0

Профессионально ориентированное содержание
в т. ч.:
теоретическое обучение

0

лабораторные/практические занятия

0

Форма контроля

Контрольна
я работа

3. СОДЕРЖАНИЕ И ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО
ПРЕДМЕТА «ГЕОГРАФИЯ»

Наименование разделов
и тем

1
Введение

Тема 1.
Политическая карта
мира

Содержание учебного материала и формы
организации деятельности обучающихся

2
Основное содержание
География как наука. Ее роль и значение в
системе наук. Цели и задачи географии при
освоении
специальности
СПО.
Виды
географической информации

Объем
в
часах

3
1

Основное содержание
Страны на современной политической карте
мира.
1

Практические занятия

Тема 2.
География мировых
природных ресурсов

П.з.№1. Знакомство с политической картой
мира

1

П.з.
№2.
Составление
картосхем,
характеризующих
государственное
устройство
стран
мира;
географию
международных конфликтов

1

Профессионально ориентированное содержание
Природные
ресурсы
и
экономическое
1
развитие
Ископаемые ресурсы
Водные ресурсы
Земельные ресурсы
Лесные ресурсы
Ресурсы мирового океана
Другие виды ресурсов
Природопользование и устойчивое развитие

1
1
1
1
1
1

Коды общих
компетенций
(указанных в
разделе 1.2) и
личностных
метапредметных,
предметных
результатов,
формированию
которых
способствует
элемент
программы
4
ОК 01-05;
ЛР 06; ЛР23;
МР 7;
ПР01
ЛР 7; ЛР 8;
МР 01;МР 02;
МР 05; МР 06;
ПР 03;ПР 05; ПР
06
ОК 01-07;

ЛР 8;
МР 01;МР 02;
МР 05; МР 06;
ПР 03;ПР 05; ПР
06
ОК 04-07;

ЛР 23;
МР 01; МР 02; МР
04; МР 06;
ПР 01; ПР 05; ПР
08
ОК 01-07; 09

1

ю

Наименование разделов
и тем

Содержание учебного материала и формы
организации деятельности обучающихся

Объем
в
часах

Практические занятия

П.з. №3. Оценка обеспеченности разных
регионов и стран основными видами
природных ресурсов

1

П.з. №4. Определение наиболее типичных
экологических проблем для каждой группы
природных ресурсов и их сочетаний, а также
возможных путей их решения

1

Тема 3.
География населения
мира
V

Практические занятия

Тема 4.
Г еография мирового
хозяйства.

Практические занятия

Тема 5.
Регионы и страны мира

Численность населения мира и ее динамика.
Наиболее населенные регионы и страны мира.
Размещение населения по территории земного
шара. Средняя плотность населения в
регионах и странах мира. Миграции населения
и их основные направления.
П.з.№5.
Определение
особенностей
расселения населения в разных странах и
регионах мира

1

1

1

Профессионально ориентированное содержание
Мировая экономика, его отраслевая и
1
территориальная структура.
Обрабатывающая промышленность
1
Сельское хозяйство
1
Транспорт и сфера услуг

1

П.з. №6. Определение географии основных
отраслей и производств мирового хозяйства

1

П.з. №7. Определение стран-экспортеров
основных
видов
промышленной
и
сельскохозяйственной
продукции,
видов
сырья; районов международного туризма и
отдыха

1

Различия стран современного мира по
размерам территории, численности населения,

1

Коды общих
компетенций
(указанных в
разделе 1.2) и
личностных
метапредметных,
предметных
результатов,
формированию
которых
способствует
элемент
программы
ЛР 23;
МР 01; МР 02; МР
04; МР 06;
ПР 01; ПР 05; ПР
08

ОК 01-07 09;
ЛР 7; ЛР 8; ЛР 23;
МР 01; МР 06;
МР 07;
ПР 03; ПР 06; ПР
08
ОК 02;
ЛР 7; ЛР 8;
МР 01;
ПР 03;ПР 06; ПР
08

ОК 06;
ЛР 23;
МР 02; МР 06;
МР 07;
ПР 02; ПР 05;
ОК 05-06;
ЛР 23;
МР 02; МР 06;
ПР 02; ПР 05

ЛР 5;

Наименование разделов
и тем

Содержание учебного материала и формы
организации деятельности обучающихся

особенностям
населения,
географического положения.

Практические занятия

Объем
в
часах

особенностям

Типы стран. Экономически развитые и
развивающиеся страны (главные).
Соединенные Штаты Америки. Канада
Западная Европа
Зарубежная Азия
Тропическая Африка и ЮАР
Австралия Океания
Россия на политической карте мира.
Изменение географического,
геополитического и геоэкономического
положения России. Характеристика
современного этапа развития хозяйства.
П.з.№
8.
Составление
комплексной
географической характеристики стран разных
типов и крупных регионов мира

Тема 6.
Г еографические
аспекты современных
глобальных проблем
человечества.

Географические аспекты глобальных проблем
человечества в прошлом и настоящем.
Сырьевая, демографическая,
продовольственная, экологическая проблемы
как особо приоритетные, пути их решения.

Практические занятия

П.з. №9. Выявление по картам регионов с
неблагоприятной экологической ситуацией, а
также географических аспектов других
глобальных проблем человечества

1
1
1
1
1
1

Коды общих
компетенций
(указанных в
разделе 1.2) и
личностных
метапредметных,
предметных
результатов,
формированию
которых
способствует
элемент
программы
МР 01; МР 02;
МР 06; МР 07;
ПР 01; ПР 02; ПР
03; ПР 05; ПР 07;
ПР 08
ОК 02-07;09

1

2

1

1

1

ЛР23;
МР 01; МР 02;
МР 06;
ПР 01; ПР 02; ПР
03; ПР 05
ОК 02-07
ЛР 7; ЛР 8;
МР 01; МР 02;
МР 05; МР 06;
ПР 02; ПР 04; ПР
07; ПР 08
ОК 07;
ЛР 7
МР 01; МР 02;
МР 05; МР 06
ПР 01; ПР 02; ПР
04; ПР 07; ПР 08

4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Освоение программы учебной дисциплины «География» происходит в учебном
кабинете, в котором имеется свободный доступ в Интернет во время учебного
занятия и в период внеучебной деятельности обучающихся.
Требования

к

минимальному

материально-техническому

обеспечению
Технические средства обучения:
- телевизор,
- ноутбук.
Оборудование учебного кабинета:
-

учебно-методический комплект преподавателя;

-

наглядные

пособия

(комплекты

учебных таблиц, плакатов,

настенных географических карт и др.);
-

комплект технической документации, в том числепаспорта

на

средства обучения, инструкции по их использованию и технике безопасности;
-

библиотечный фонд.

В библиотечный фонд входят учебники, учебно-методические комплекты
(УМК),

обеспечивающие

освоение

учебной

дисциплины

«География»,

рекомендованные или допущенные для использования в профессиональных
образовательных организациях, реализующих образовательную программу
среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе
основного общего образования.
Библиотечный

фонд

дополнен

энциклопедиями,

географическими

атласами, справочниками, научной и научно-популярной литературой и другой
литературой по географии.
В процессе освоения программы учебной дисциплины «География»
студенты имеют возможность доступа к электронным учебным материалам по
географии, имеющимся в свободном доступе в сети Интернет (электронным

книгам, практикумам, тестам)
Для выполнения практических заданий студентам используют простой и
цветные карандаши, линейку, ластик, циркуль, транспортир и калькулятор.

Информационное обеспечение обучения
Основные источники
Для преподавателей
1. Гладкий Ю.Н., Лавров С.Б. География. 10 класс. - М., «Просвещение» 2019.
2. Гладкий Ю.Н., Лавров С.Б. Глобальная география. 11 класс. - М., ООО «Дрофа»
2018.
3. Кузнецов А.П. География. Население и хозяйство мира. 10 кл. - М., 2018.
4. Максаковский В.П. Новое в мире. Цифры и факты. Дополнительные главы к
учебнике «Экономическая и социальная география мира». - М., 2019.
5. Максаковский В.П. «Экономическая и социальная география мира». 10 кл. -М .,
2091
6. Петрова Н.Н. География мира. Экспериментальное учебное пособие. ИРПО. М., 2008.
7. Петрова Н.Н. География. Современный мир. Учебник для студентов
учреждений среднего профессионального образования. - М., 2018
8. Петрова Н.Н. ЕГЭ. Эффективная подготовка. География в вопросах и ответах.
-М ., 2018.
9. Баранчиков Е.А., Горохов С.А., Козаренко А.Е. и др. Под редакцией
Баранчикова Е.В. География. Учебник для студ. образоват. учрежд. СПО. - М.,
2018.
Для студентов
1. Гладкий Ю.Н., Лавров С.Б. География. 10 класс. - М., «Просвещение» 2019.
2. Гладкий Ю.Н., Лавров С.Б. Глобальная география.11 класс. - М., ООО
«Дрофа» 2018.
3. Африка: энциклопедический справочник: в 2 т. / гл. ред. А. Громыко. — М.,
1987. Российский энциклопедический словарь. — М., 2017.
4. Универсальная школьная энциклопедия: в 2 т. / под ред. Е.Хлебалина, Д.
Володихина. — М., 2018.
5. Энциклопедия для детей. Культуры мира: мультимедийное приложение
(компакт-диск). — М., 2019.
6. Энциклопедия для детей. — Т 13. Страны. Народы. Цивилизации / гл. ред. М.
Д.Аксенова. — М., 2018.
7. Энциклопедия стран мира / гл. ред. Н.А. Симония. — М., 2018.
Интернет-ресурсы

1. www.wikipedia.org (сайт Общедоступной мультиязычной универсальной
интернет-энциклопедии).
2. www.faostat3.fao.org
(сайт
Международной
сельскохозяйственной
и
продовольственной организации при ООН (ФАО).
3. www.minerals.usgs.gov/minerals/pubs/county (сайт Геологической службы
США).
4. www.school-collection.edu.ru («Единая коллекции цифровых образовательных
ресурсов»).

5.
КОНТРОЛЬ
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

И

ОЦЕНКА

РЕЗУЛЬТАТОВ

ОСВОЕНИЯ

Методы оценки
Наименование образовательных результатов
ФГОС СОО (предметные результаты - ПР )
ПР 01. Владение представлениями о современной Практическая работа
географической науке, ее участии в решении № 1,№ 6№ ,9
важнейших проблем человечества;
ПР 02. Владение географическим мышлением для Практическая работа
определения географических аспектов природных, №2, №3, №4
социально-экономических
и
экологических
процессов и проблем;
ПР 03. Сформированность системы комплексных Практическая работа
социально
ориентированных
географических №5, №6
знаний о закономерностях развития природы,
размещения населения и хозяйства, динамике и
территориальных
особенностях
процессов,
протекающих в географическом пространстве;
ПР
04.
Владение
умениями
проведения Практическая работа
наблюдений за отдельными географическими №5, №7, №8
объектами,
процессами
и
явлениями,
их
изменениями
в
результате
природных
и
антропогенных воздействий;
ПР 05. Владение умениями использовать карты Практическая работа
разного
содержания
для
выявления №4, №5
закономерностей и тенденций, получения нового
географического знания о природных социальноэкономических и экологических процессах и
явлениях;

ПР 06. Владение умениями географического Практическая работа
анализа
и
интерпретации
разнообразной №3, №9
информации;
ПР 07. Владение умениями применять
Практическая работа №9
географические знания для объяснения и оценки
разнообразных явлений и процессов,
самостоятельного оценивания уровня
безопасности окружающей среды, адаптации к
изменению ее условий;
ПР 08. Сформированность представлений и знаний Практическая работа №9
об основных проблемах взаимодействия природы
и общества, природных и социальноэкономических аспектах экологических проблем.

6. ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ, ВНЕСЁННЫХ В РАБОЧУЮ ПРОГРАММУ

№
п/п

1
2

№ пункта
Дата
До
рабочей
внесения
внесения
программы изменений
изменений и
и
дополнений
дополнений

После
изменений и
дополнений

Дата и №
протокола
рассмотрения
цикловой
комиссией

Дата и №
протокола
рассмотрения
методическим
советом/
педагогическим
советом


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».