ОУД.01. 01Родной язык

Министерство образования и молодёжной политики Свердловской области
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Свердловской области

«Камышловский гуманитарно-технологический техникум»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«РОДНОЙ ЯЗЫК»
для специальности СПО

08.01.07 «Мастер общестроительных работ»
Форма обучения – очная
Срок обучения – 2 года 10 мес. на базе основного общего образования
Профиль получаемого профессионального образования:
технологический
Уровень освоения - базовый

Камышлов, 2021

Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины разработана на
основе требований ФГОС среднего общего образования, утвержденного приказом
Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. № 413 (с изменениями и
дополнениями от 29.12.2014 г., 31.12.2015 г.)
Рассмотрена на заседании предметной (цикловой) комиссии педагогических работников
общеобразовательных дисциплин ГАПОУ СО «КГТТ»

Разработчик: Цытыркина Любовь Александровна - преподаватель ГАПОУ СО «КГТТ»

2

Содержание
1.Пояснительная записка………………………………………………………………………4
2. Объем учебного предмета и виды учебной работы……………………………………….9
3.Содержание и тематическое планирование учебной дисциплины…………………….….10
4.Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение программы учебной дисциплины…………………………………………………………………………………………14
5. Контроль и оценка результатов освоения учебного процесса………………………….18

3

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа общеобразовательной учебной дисциплины «Родной язык» предназначена для изучения русского языка в профессиональных

образовательных организациях,

реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы СПО (ОПОП СПО) на базе
основного общего образования при подготовке квалифицированных рабочих, служащих,
специалистов среднего звена. Программа разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины «Русский язык», и в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных
программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и
получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования
(письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и
ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259).
Содержание программы образовательной дисциплины направлено на достижение
следующих целей и задач:
Цели освоения ОД (в соответствии с требованиями ФГОС СОО, ориентацией на
результаты ФГОС СПО): − способствовать достижению личностных, метапредметных и
предметных результатов обучения;
−

формировать

коммуникативную,

языковую,

лингвистическую

и

культуроведческую компетенции; − способствовать формированию ОК и ПК.
Задачи освоения ОД (в соответствии с требованиями ФГОС СОО, ориентацией на
результаты ФГОС СПО):
− формировать представления о роли языка в жизни человека, общества,
государства;
− обеспечить освоение знаний о русском языке как системе, о его уровнях и
единицах, закономерностях его функционирования, базовых понятиях лингвистики;
− воспитать ценностное отношение к русскому языку как государственному языку
Российской Федерации, языку межнационального общения народов России;
− формировать представление о русском языке как духовной, нравственной и
культурной ценности народа;
− развивать способность свободно общаться в различных формах и на разные темы;
− совершенствовать умение использовать русский литературный язык во всей
4

полноте его функциональных возможностей в соответствии с нормами устной и
письменной речи, правилами русского речевого этикета;
− формировать умения устной и письменной коммуникации на русском языке в
различных

формах

на

различные

темы,

в

том

числе

в

речевых

ситуациях

профессиональной направленности;
− способствовать свободному использованию словарного запаса, в том числе и
профессиональной лексики, в различных речевых ситуациях.
1.1. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
учебная дисциплина «Родной язык» принадлежит к общеобразовательному циклу
1.2. Цели и планируемые результаты освоения дисциплины
Код
ПК,
ОК

умения

знания

– создавать устные и письменные
монологические и диалогические
высказывания различных типов и
жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;

- связь языка и истории, культуры русского и других народов;
- смысл понятий: речевая ситуация и ее
компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;

– анализировать текст с точки зрения наличия в нём явной и скрытой,
основной и второстепенной информации;
– представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров;

- основные единицы и уровни языка, их
признаки и взаимосвязь;
- орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
- нормы речевого поведения в социальнокультурной, учебно-научной, официальноделовой сферах общения;

– учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст
творчества писателя в процессе
анализа текста;
– выявлять в художественных
текстах образы, темы и проблемы и
выражать своё отношение к теме,
проблеме текста в развёрнутых аргументированных устных и письменных высказываниях;
– анализировать тексты с учётом их
5

стилистической и жанрово-родовой
специфики; осознание художественной картины жизни, созданной
в литературном произведении, в
единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания;

ОК 05 Осуществлять устную и письменную коммуникацию на
государственном языке с учетом особенностей социального
и культурного контекста
ОК 02 Осуществлять поиск, анализ и
интерпретацию информации,
необходимой для выполнения
задач профессиональной деятельности

- Сущность гражданско-патриотической
позиции
- Общечеловеческие ценности
- Правила поведения в ходе выполнения
профессиональной деятельности
- Содержание актуальной нормативноправовой документации
- Современная научная и профессиональная терминология
- Возможные траектории профессионального развития и самообразования

ОК 09 Использовать информацион- - Номенклатура информационных источные технологии в профессио- ников применяемых в профессиональной
деятельности
нальной деятельности
- Приемы структурирования информации
- Формат оформления результатов поиска
информации

ОК 4

Работать в коллективе и ко- - Психология коллектива
манде, эффективно взаимодей- - Психология личности
ствовать с коллегами, руко- Основы проектной деятельности
водством, клиентами

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«РОДНОЙ ЯЗЫК»
Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России, основа формирования гражданской
идентичности в поликультурном обществе.
Русский язык является родным языком русского народа, основой его духовной
культуры. Он формирует и объединяет нацию, связывает поколения, обеспечивает преемственность и постоянное обновление национальной культуры. Изучение русского языка и
6

владение им – могучее средство приобщения к духовному богатству русской культуры и
литературы, основной канал социализации личности, приобщения её к культурноисторическому опыту человечества.
Родной язык, выполняя свои базовые функции общения и выражения мысли, обеспечивает межличностное и социальное взаимодействие людей, участвует в формировании
сознания, самосознания и мировоззрения личности, является важнейшим средством хранения и передачи информации, культурных традиций и истории народа, говорящего на
нём. Высокий уровень владения родным языком определяет способность аналитически
мыслить, успешность в овладении способами интеллектуальной деятельности, умениями
убедительно выражать свои мысли и точно понимать мысли других людей, извлекать и
анализировать информацию из различных текстов, ориентироваться в ключевых проблемах современной жизни и в мире духовно-нравственных ценностей.
Как средство познания действительности русский родной язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное
мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности.
Обучение русскому родному языку совершенствует нравственную и коммуникативную культуру студента. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми учебными дисциплинами, имеет особый статус: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Он влияет на качество
усвоения всех других учебных предметов, что способствует овладению будущей профессией.
Содержание курса «Русский родной язык» направлено на удовлетворение потребности обучающихся в изучении родного языка как инструмента познания национальной
культуры и самореализации в ней. Учебный предмет «Родной язык» не ущемляет права
тех обучающихся, кто изучает иные (не русский) родные языки. Поэтому учебное время,
отведённое ни изучение данной дисциплины, не может рассматриваться как время для
углублённого изучения основного курса «Русский язык».
В содержании курса «Родной язык» предусматривается расширение сведений,
имеющих отношение не к внутреннему системному устройству языка, а к вопросам реализации языковой системы в речи‚ внешней стороне существования языка: к многообразным
связям русского языка с цивилизацией и культурой, государством и обществом. Программа учебного предмета отражает социокультурный контекст существования русского языка, в частности, те языковые аспекты, которые обнаруживают прямую, непосредственную
культурно-историческую обусловленность.
7

Важнейшими задачами курса являются приобщение обучающихся к фактам русской языковой истории в связи с историей русского народа, формирование преставлений
студентов о сходстве и различиях русского и других языков в контексте богатства и своеобразия языков, национальных традиций и культур народов России и мира; расширение
представлений о русской языковой картине мира, о национальном языке как базе общезначимых нравственно-интеллектуальных ценностей, поведенческих стереотипов и
т.п., что способствует воспитанию патриотического чувства, гражданственности, национального самосознания и уважения к языкам и культурам других народов нашей страны и
мира.
Содержание курса направлено на формирование представлений о языке как живом,
развивающемся явлении, о диалектическом противоречии подвижности и стабильности
как одной из основных характеристик литературного языка, что способствует преодолению языкового нигилизма студентов, пониманию важнейших социокультурных функций
языковой кодификации.
Изучение родного языка завершается подведением итогов в рамках текущего контроля знаний студентов в процессе освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (ППКРС, ППССЗ).

8

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы

Объем в часах

Объем образовательной программы учебной дисциплины

36

Основное содержание

36

в т. ч.:
теоретическое обучение

24

практические занятия

12

Промежуточная аттестация (дифференцированный зачет)

9

3.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
При реализации содержания общеобразовательной учебной дисциплины «Родной
язык» в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования с
получением среднего общего образования (ППКРС, ППССЗ) максимальная учебная
нагрузка обучающихся составляет:

№
1-2

Тема 1.1.
Русский язык как зеркало
национальной
культуры и истории
народа (обобщение).

Раздел 1. Язык и культура
Примеры ключевых слов (концептов)
русской культуры, их национально- историческая значимость. Крылатые слова и выражения (прецедентные тексты)
из произведений художественной литературы, кинофильмов, песен, рекламных текстов.

Общее представление о внешних и
Тема 1.2.
Развитие языка как внутренних факторах языковых изменений, об активных процессах в совреобъективный процесс
менном русском языке. Рост словарного
состава языка.
Раздел 2. Культура речи
Основные орфоэпические нормы со5-6 Тема 2.1.
Нарушение орфоэпиче- временного русского литературного
ской нормы как худо- языка. Активные процессы в области
произношения и ударения.
жественный прием
7-8
Практическое занятие 1.
Работа с орфоэпическим минимумом.
Отражение произносительных вариантов в современных произносительных
словарях.
Основные лексические нормы совре9-10 Тема 2.2.
Речевая избыточность менного русского литературного языка.
и точность. Типичные Лексическая сочетаемость слова и точошибки, связанные с ность. Типичные ошибки, связанные с
речевой
избыточно- нарушением лексической сочетаемости.
Тавтология. Плеоназм. Современные
стью.
толковые словари. Отражение вариантов лексической нормы в современных
3-4

10

Формируемые ОК,
ПК, ЛР

Практические
занятия

Наименование разделов и тем

Теоретические
занятия

Для профессии 08.01.07 «Мастер общестроительных работ»
Общее количество — 36 часов, из них аудиторная (обязательная) нагрузка обучающихся— 36 часов.

ОК
2,4
ЛР
1,7,8

2

2

ОК
2,4,5
ЛР 5,
11

2

2

2

1112

1314

1516

1718

1920

2122

2324

2526

2728
2930

словарях.
Практическое занятие 2.
Основные грамматические нормы современного русского литературного
языка.
Типичные
грамматические
ошибки. Отражение вариантов грамматической нормы в современных грамматических словарях. Словарные пометы
Этикет и этика в электронной среде
Тема 2.4.
Этика и этикет в элек- общения. Понятие электронного этикетронной среде общения. та. Интернет - переписки.
Тема 2.3.
Отражение вариантов
грамматической нормы
в современных словарях и справочниках. .

Тема 2.5.
Практическое занятие 3.
Правила ведения дис- Этические нормы, правила этикета Интернет – дискуссии, Интернет - полемикуссии, полемики
ки.
Составление текстов профессиональной
направленности.
Понятие делового общения. Речевая
Тема 2.6.
Этикетное речевое по- ситуация. Этикет в деловом общении.
ведение в ситуациях де- Деловые письма.
лового общения.
Раздел 3.
Язык и речь. Виды речевой деятельности.
Понятие информационной безопасноТема 3.1
Русский язык в интер- сти в языке. Контактное и дистантное
нете. Правила инфор- общение.
мационной безопасности при общении в социальных сетях.
Текст как единица языка и речи. АнноТема 3.2
Виды преобразования тация. Конспект. Использование графиков, диаграмм, схем для представления
текстов.
информации.
Функциональные разновидности языка.
Тема 3.3
Разговорная
речь: Разговорная речь и ее особенности. Отанекдот, шутка, посло- личие пословиц от поговорок. Пословицы и поговорки как отражение русвицы и поговорки
ского национального характера.
Тема 3.4
Практическое занятие 4.
Официально- деловой Деловое письмо. Виды деловых писем и
стиль, его структурные их функции. Составление текстов проэлементы и языковые фессиональной направленности
особенности.
Доклад. Содоклад. Сообщение. РефеТема 3.5
Учебно-научный стиль. рат. Типы рефератов.
Особенности употребления публициТема 3.6
стического стиля. Понятие очерка.
Публицистический
стиль.
Проблемный Проблемный очерк.
очерк.
11

2

2

2

2

ОК
4,5, 8
ЛР
7,12,5

2

2

2

2

2
2

3132

3334

Тема 3.7
Язык художественной
литературы. Диалогичность в художественном
произведении.
Тема 3.8
Научно- практическая
конференция:
«Роль
родного
языка
для
формирования личности человека и народа».

3536

Понятие диалогичности. Текст и интертекст. Афоризмы. Прецедентные тексты.

2

Практическое занятие 5.
Выступление студентов с докладами по
выбранной теме.

2

Дифференцированный зачет

2
24

Итог

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
ции речи.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.

12
36

Примерные темы рефератов (докладов), индивидуальных проектов
Простор как одна из ценностей в русской языковой картине мира.
Этимология фразеологизмов.
Из истории русских имен.
Русские пословицы и поговорки о гостеприимстве и хлебосольстве.
Пословицы о характере человека.
Пословицы о временах года.
Роль топонимов в русском языке.
Роль и уместность заимствований в современном русском языке.
Язык А. С. Пушкина
Этимология числительных в русском языке.
Названия денежных единиц в русском языке.
Этикетные формы обращения.
Интернет- сленг.
Как быть вежливым?
Жесты как универсальный язык человека.
Русское письмо и его эволюция.
Функционирование звуков языка в тексте: звукопись, анафора, аллитерация.
Искусство комплимента в русском языке.
Синонимия в русском языке. Типы синонимов. Роль синонимов в организаСтарославянизмы и их роль в развитии русского языка.
Язык и юмор.
В.И.Даль как создатель «Словаря живого великорусского языка».
Языковая игра в шутках и анекдотах.
Виды спора. Как быть убедительным?
Речевой портрет героев произведений русской литературы 19 века.
Речевой портрет современной молодежи.
Употребление анахронизмов в речи.
Крылатые выражения о русском языке.
Возникновение письменности на Руси.
Жаргонизмы в русской речи.
Использование устаревших слов в повседневной жизни.
Лингвистическая география. Сколько языков в мире?
Пословицы и поговорки в творчестве русских писателей.
12

ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ
Содержание
обучения
Язык и культура

Культура речи

Язык и речь.
Виды речевой
деятельности.

Характеристика основных видов учебной деятельности студентов (на уровне учебной дисциплины)
извлекать из разных источников и преобразовывать информацию о языке как развивающемся явлении, о связи языка и культуры;
характеризовать на отдельных примерах взаимосвязь языка,
культуры и истории народа — носителя языка; анализировать
пословицы и поговорки о русском языке;
составлять связное высказывание (сочинение-рассуждение)
в устной или письменной форме;
приводить примеры, которые доказывают, что изучение языка
позволяет лучше узнать историю и культуру страны;
определять тему, основную мысль текстов о роли русского языка в жизни общества;
вычитывать разные виды информации; проводить языковой разбор текстов; извлекать информацию из разных источников (таблиц, схем);
преобразовывать информацию; строить рассуждение о роли русского языка в жизни человека.
владеть нормами русского литературного языка;
проводить фонетический разбор; извлекать необходимую информацию по изучаемой теме из таблиц, схем учебника;
извлекать необходимую информацию из мультимедийных орфоэпических словарей и справочников; использовать ее в различных видах деятельности;
находить и исправлять типичные ошибки в текстах разных стилей.
владеть всеми видами речевой деятельности: аудирование и чтение;
владеть умением анализировать текст с точки зрения наличия в
нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации;
владеть умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов,
аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров;
выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и
выражать свое отношение к теме, проблеме текста в развернутых
аргументированных устных и письменных высказываниях;
аргументировать различие лексического и грамматического значения слова;
опознавать основные выразительные средства лексики и фразеологии в публицистической и художественной речи и оценивать
их; объяснять особенности употребления лексических средств в
текстах научного и официально-делового стилей речи; извлекать
необходимую информацию из лексических словарей разного типа
(толкового словаря, словарей синонимов, антонимов, устаревших
слов, иностранных слов, фразеологического словаря и др.) и
справочников, в том числе мультимедийных; использовать эту
информацию в различных видах деятельности.

13

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕИ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «РОДНОЙЯЗЫК»
Освоение программы учебной дисциплины «Родной язык» предполагает наличие в
профессиональной образовательной организации, реализующей образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного
общего образования, учебного кабинета, в котором имеется возможность обеспечить обучающимся свободный доступ в Интернет во время учебного занятия и период внеучебной
деятельности.
Помещение

кабинета

должно

удовлетворять

требованиям

Санитарно-

эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.4.2 № 178-02) и быть оснащено типовым оборудованием, указанным в настоящих требованиях, в том числе специализированной учебной мебелью и средствами обучения, достаточными для выполнения требований к уровню подготовки обучающихся.
В состав учебно-методического и материально-технического обеспечения программы учебной дисциплины «Родной язык» входят:
•

многофункциональный комплекс преподавателя;

•

информационно-коммуникативные средства;

•

экранно-звуковые пособия;

•

комплект технической документации, в том числе паспорта на средства

обучения, инструкции по их использованию и технике безопасности;
•

библиотечный фонд.

В библиотечный фонд входят учебники, учебно-методические комплекты (УМК),
обеспечивающие освоение учебной дисциплины «Родной языка», рекомендованные или
допущенные для использования в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения
ОПОП СПО на базе основного общего образования.
Библиотечный фонд может быть дополнен энциклопедиями, справочниками, научной, научно-популярной и другой литературой по родному языку.
В процессе освоения программы учебной дисциплины «Родной язык» студенты
имеют возможность доступа к электронным учебным материалам по родному языку,
имеющимся в свободном доступе в сети Интернет (электронным книгам, практикумам,
тестам и др.).

14

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Обязательная
1.

Воителева Т.М. Русский язык: учебник 10 класс - М: Академия, 2018г.

2.

Воителева Т.М. Русский язык: учебник 10 класс – М: Академия, 2020 г. -

Электронный учебник
3.

Воителева Т.М. Русский язык: учебник 11 класс - М: Академия, 2018г.

4.

Воителева Т.М. Русский язык: учебник 11 класс – М: Академия, 2020 г. -

Электронный учебник
Дополнительная литература
Для обучающихся
1.

Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык: учебник для студентов про-

фессиональных образовательных организаций, осваивающих профессии и специальности
СПО. – М.: 2017.
2.

Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык: пособие для подготовки к

ЕГЭ: учеб. пособие для студентов профессиональных образовательных организаций,
осваивающих профессии и специальности СПО. – М.: 2017.
3.

Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык: электронный учебно-

методический комплекс для студентов профессиональных образовательных организаций,
осваивающих профессии и специальности СПО. – М.: 2017.
4.

Бабайцева В.В. Русский язык. 10-11 кл. – М., 2004.

5.

Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили

речи. Учебник для 10-11 кл. общеобразов. учрежд. – М., 2005.
6.

Воителева Т.М. Русский язык и культура речи: дидактические материалы:

учеб. пособ. для студ. сред. проф. учеб. заведений. – М., 2007.
7.

Герасименко Н.А., Канафьева А.В., Леденева В.В. и др. Русский язык: учеб-

ник. – 4-е изд., испр. – М., 2006.
8.

Гольцова Н.Г., Шамшин И.В. Русский язык. 10-11 кл. – М., 2005.

9.

Гольцова Н.Г. Русский язык: учебник 10 класс - М: Русское слово, 2013 г.

10.

Горшков А.И. Русская словесность. От слова к словесности. 10-11 классы.

Учебник для общеобразоват. Учрежд. – М., 2005.
11.

Дейкина А.Д., Пахнова Т.М. Русский язык. 10-11 кл. – М., 2005.

12.

Львова С.И. Таблицы по русскому языку. – М., 2003.

13.

Пахнова Т.М. Готовимся к экзаменам по русскому языку. – М., 2001.

14.

Солганик Г.Я. От слова к тексту. – М., 1993.

15.

Шанский Н.М. Лингвистические детективы. – М., 2002.
15

16.

Шклярова Т.В. Справочник по русскому языку для школьников и абитури-

ентов. – М., 2002.
17.

Энциклопедия для детей: Т. 10: Языкознание. Русский язык. – М., 1998.

1.

Власенков А.И. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи: учебник для

10-11 кл. общеобразовательных учреждений. – М.: Академия, 2001
2.

Бабайцев В.В. Русский язык. Сборник заданий 10-11 кл. – М.: Акаде-

мия,1997
3.

Греков В.Ф. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах. –

М.: Просвещение, 1998
4.

Розенталь Д.Э. Русский язык 10-11 кл.- М.: Академия, 1999

Для преподавателя
1.

Антонова Е.С. Тайны текста. М., 2001.

2.

Архипова Е.В. Основы методики развития речи учащихся. – М., 2004.

3.

Блинов Г.И. Упражнения, задания и ответы по пунктуации: Книга для учи-

телей. – М., 2002.
4.

Валгина Н.С. Трудности современной пунктуации. – М., 2000.

5.

Валгина Н.С. Теория текста. – М., 2004.

6.

Воителева Т.М. Теория и методика обучения русскому языку. – М., 2006.

7.

Готовимся к единому государственному экзамену / Вакурова О.Ф., Львова

С.И., Цыбулько И.П. – М. 2006.
8.

Костяева Т.А. Тесты, проверочные и контрольные работы по русскому язы-

ку. – М., 2002.
9.

Комплексный словарь русского языка / Под ред. А.Н. Тихонова. – М., 2001.

10.

Культура русской речи. / Под ред. Проф. Л.К. Граудиной и Е.Н. Ширяева. –

М., 2000.
11.

Культура устной и письменной речи делового человека: Справочник. Прак-

тикум. – М., 2001.
12.

Обучение русскому языку в школе / Под ред. Е.А. Быстровой. – М., 2004.

13.

Развитие речи. Выразительные средства художественной речи / Под ред.

Г.С. Меркина, Т.М. Зыбиной. – М., 2005.
14.

Розенталь Д.Э. Справочник по русскому языку. Практическая стилистика. –

М., 2004.
15.

Русские писатели о языке: Хрестоматия / Авт.-сост. Е.М. Виноградова и др.;

под ред. Н.А. Николиной. – М.. 2004.

16

16.

Сборник нормативных документов. Русский язык / Сост. Э.Д. Днепров, А.Г.

Аркадьев. – М., 2004.
17.

Цейтлин С.Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи. – М., 2000.

18.

Штрекер Н.Ю. Современный русский язык: Историческое комментирова-

ние. – М.. 2005.
Словари
1.

Горбачевич К.С. Словарь трудностей произношения и ударения в современ-

ном русском языке. – СПб., 2000.
2.

Горбачевич К.С. Словарь трудностей современного русского языка. – СПб.

3.

Граудина Л.К., Ицкович В.А., Катлинская Л.П. Грамматическая правиль-

2003.
ность русской речи. Стилистический словарь вариантов. – 2-е изд., испр. и доп. – М., 2001.
4.

Лекант П.А. Орфографический словарь русского языка. Правописание, про-

изношение, ударение, формы. – М., 2001.
5.

Лекант П.А., Леденева В.В. Школьный орфоэпический словарь русского

языка. – М., 2005.
6.

Львов В.В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. – М., 2004.

7.

Новый орфографический словарь-справочник русского языка / Отв. Ред.

В.В. Бурцева. – 3-е изд., стереотипн. – М., 2002.
8.

Ожегов С.И. Словарь русского языка. Около 60 000 слов и фразеологиче-

ских выражений. – 25-е изд., испр. и доп. /Под общей ред. Л.И. Скворцова. – М., 2006.
9.

Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М., 1992.

10.

Семенюк А.А., Матюшина М.А. Школьный толковый словарь русского язы-

ка. – М., 2001.
11.

Скворцов Л.И. Большой толковый словарь правильной русской речи. – М.,

12.

Скорлуповская Е.В., Снетова Г.П. Толковый словарь русского языка с лек-

2005.
сико-грамматическими формами. – М., 2002.
13.

Толковый словарь современного русского языка. Языковые изменения конца

ХХ столетия / Под ред. Г.Н. Скляревской. – М., 2001.
14.

Ушаков Д.Н., Крючков С.Е. Орфографический словарь. – М., 2006.

15.

Через дефис, слитно или раздельно? Словарь-справочник русского языка /

Сост. В.В. Бурцева. – М., 2006.

17

16.

Чеснокова Л.Д., Бертякова А.Н. Новый школьный орфографический словарь

русского языка. Грамматические формы слов. Орфограммы. Правила и примеры / Под
ред. Л.Д. Чесноковой. – М., 2000.
17.

Чеснокова Л.Д., Чесноков С.П. Школьный словарь строения и изменения

слов русского языка. – М., 2005.
18.

Шанский Н.М. и др. Школьный фразеологический словарь русского языка:

значение и происхождение словосочетаний. – М., 2000.
19.

Шанский Н.М., Боброва Т.А. Школьный этимологический словарь русского

языка: Происхождение слов. – М., 2000.
20.

Школьный словарь иностранных слов / Под ред. В.В. Иванова – М., 2000.

21.

Шанский Н.М., Боброва Т.А. Школьный этимологический словарь русского

языка: Происхождение слов. – М., 2000.
22.

Школьный словарь иностранных слов / Под ред. В.В. Иванова – М., 2000.

5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в
процессе проведения практических занятий и выполнения обучающимися индивидуальных заданий самостоятельной работы.
Результаты обучения
(усвоенные знания, освоенные умения

̶

̶

̶

̶

Умения:
осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки
зрения языкового оформления,
эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
анализировать языковые единицы
с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей
языка;
создавать устные и письменные
монологические и диалогические
высказывания различных типов и
жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и
деловой сферах общения;
Знания:

Коды формируемых профессиональных и общих
компетенций

Формы и методы контроля и
оценки результатов обучения

ОК 2, ОК 4, ОК 9

Практические занятия
Самостоятельная внеаудиторная работа

18

̶ связь языка и истории, культуры

русского и других народов;
̶ смысл понятий: речевая ситуация
и ее компоненты, литературный
язык, языковая норма, культура
речи;
̶ основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
̶ орфоэпические, лексические,
грамматические, орфографические
и пунктуационные нормы современного русского литературного
языка;
̶ нормы речевого поведения в социально-культурной,
учебнонаучной,
официально-деловой
сферах общения;

ОК 4, ОК 5, ОК 9

Практические занятия
Самостоятельная внеаудиторная работа
Контрольная работа

19

5. ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ, ВНЕСЁННЫХ В РАБОЧУЮ ПРОГРАММУ*

№
п/п

№ пункта
Дата
рабочей
внесения
программы изменений
и дополнений

До
внесения изменений и дополнений

После
изменений и
дополнений

Дата и № протокола рассмотрения цикловой
комиссией

1

1.3

01.09. 2022

Пункт о формировании ЛР
в рабочей
программе
отсутствует

ЛР 1;. ЛР 5;
ЛР7;ЛР8;
ЛР 11; ЛР
12;

Протокол №1
заседания ПЦК
ГАПОУ СО
«КГТТ» от
13.09.22г.

2

2.2

01.09. 2022

Графа тематического плана
и содержания
учебной дисциплины отсутствует

В каждый
раздел внесены ЛР и
ОК

Протокол №1
заседания ПЦК
ГАПОУ СО
«КГТТ» от
13.09.22г.

20

Дата и № протокола рассмотрения методическим
советом/ педагогическим советом
Протокол №1
заседания методического
совета ГАПОУ
СО «КГТТ» от
19.09.22
Протокол №1
заседания методического
совета ГАПОУ
СО «КГТТ» от
19.09.22


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».