ОУД.11 Физика, 2023

Министерство образования и молодёжной политики Свердловской области
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Свердловской области

«Камышловский гуманитарно-технологический техникум»
'УТВЫ’ЖДЛ Ю:
Директор. ГАПОУ СО
»o^v.
«Камышловский гуманитарно«камышяшсшшШ ^ вЫсий техникум»
1°|(г тнхнологйчр^я^1Ьг Е.Е. Бочкарева

(/

’У

/

£ОЛЗг

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОУД. 11 «Физика»
основной образовательной программы
подготовки специалистов среднего звена
по специальности среднего профессионального образования
40.02.01 «Право и организация социального обеспечения»
профиль обучения: социально-экономический
уровень образования: базовый

г. Камышлов, 2023

Рассмотрена на заседании предметной (цикловой) комиссии педагогических
работников общеобразовательных дисциплин ГАПОУ СО «КГТТ»
Председатель
J [.А. Цытыркина

СОГЛАСОВАНО:
Заместитель директора по УПР
_______________Н.А. Польдяева
СОГЛАСОВАНО:
Заместитель директора по УМР
Т.А. Мадыгина
;

Составитель: Бекетов М.В., преподаватель первой категории
Содержание программы реализуется в процессе освоения студентами основной
образовательной программы с получением среднего общего образования,
разработанной в соответствии с требованиями ФГОС СОО, а также с учётом
требований ФГОС СПО по специальности 40.02.01 «Право и организация
социального обеспечения».

2

СОДЕРЖАНИЕ
1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА............................................................................................................. 4
2. ОБЪЕМ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ФИЗИКА» ........................................... 19
И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ ................................................................................................................ 19
3. СОДЕРЖАНИЕ И ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ «ФИЗИКА» .................................................................................................................. 20
4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ..... 27
5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ «ФИЗИКА» .................................................................................................................. 30

3

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа общеобразовательной дисциплины «Физика» разработана на основе:

федерального государственного образовательного стандарта среднего общего
образования (утверждённый приказом Минобразования и науки РФ от 17.05. 2012 г. № 413 с
изменениями и дополнениями 12.08.2022г.);

примерной основной образовательной программы среднего общего
образования (далее – ПООП СОО);

федерального государственного образовательного стандарта среднего
профессионального образования (далее – ФГОС СПО) 40.02.01 «Право и организация
социального обеспечения»;

примерной рабочей программы общеобразовательной дисциплины «Физика»
(для профессиональных образовательных организаций);

учебного плана по специальности 40.02.01 «Право и организация социального
обеспечения»;

Методическими материалами по обязательной общеобразовательной
дисциплине «Физика».
Программа общеобразовательной дисциплины «Физика ОУД 11» разработана в
соответствии с Концепцией преподавания общеобразовательных дисциплин с учетом
профессиональной направленности программ среднего профессионального образования,
реализуемых на базе основного общего образования, утвержденной распоряжением
Министерства просвещения Российской Федерации от 30.04.2021 № Р-98, на основании
письма Департамента государственной политики в сфере среднего профессионального
образования и профессионального обучения Министерства просвещения Российской
Федерации от 30.08.2021 № 05-1136 «О направлении методик преподавания».
Содержание рабочей программы по общеобразовательной дисциплине «Физика ОУД
11» разработано с учётом:
синхронизации образовательных результатов ФГОС СОО (личностных, предметных,
метапредметных) и ФГОС СПО (ОК, ПК) с учетом профессионализации.
Содержание
программы
общеобразовательной
дисциплины
направлено
на достижение следующих целей и задач.
Содержание программы общеобразовательной дисциплины «Физика» направлено на
достижение следующих целей:
• формирование у обучающихся уверенности в ценности образования, значимости
физических знаний для современного квалифицированного специалиста при осуществлении
его профессиональной деятельности;
• формирование естественно-научной грамотности;
•овладение специфической системой физических понятий, терминологией и
символикой;
• освоение основных физических теорий, законов, закономерностей;
• овладение основными методами научного познания природы, используемыми в
физике (наблюдение, описание, измерение, выдвижение гипотез, проведение эксперимента);
• овладение умениями обрабатывать данные эксперимента, объяснять полученные
результаты, устанавливать зависимости между физическими величинами в наблюдаемом
явлении, делать выводы;
• формирование умения решать физические задачи разных уровней сложности;
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в
процессе приобретения знаний с использованием различных источников информации и
современных информационных технологий; умений
в рамках решения природы, действия формулировать и обосновывать собственную позицию
по отношению к физической информации, получаемой из разных источников;
• воспитание чувства гордости за российскую физическую науку.
4

Освоение курса ОД «Физика» предполагает решение следующих задач:
• приобретение знаний о фундаментальных физических законах, лежащих в основе
современной физической картины мира, принципов действия технических устройств и
производственных процессов, о наиболее важных открытиях в области физики, оказавших
определяющее влияние на развитие техники и технологии;
• понимание физической сущности явлений, проявляющихся
производственной деятельности;
• освоение способов использования физических знаний для практических и
профессиональных задач, объяснения явлений производственных и технологических
процессов, принципов технических приборов и устройств, обеспечения безопасности
производства и охраны природы;
• формирование умений решать учебно-практические задачи физического содержания
с учётом профессиональной направленности;
• приобретение опыта познания и самопознания; умений ставить задачи и решать
проблемы с учётом профессиональной направленности;
• формирование умений искать, анализировать и обрабатывать физическую
информацию с учётом профессиональной направленности;
• подготовка обучающихся к успешному освоению дисциплин и модулей
профессионального цикла: формирование у них умений и опыта деятельности, характерных
для профессий / должностей служащих или специальностей, получаемых в
профессиональных образовательных организациях;
• подготовка к формированию общих компетенций будущего специалиста:
самообразования, коммуникации, проявления гражданско- патриотической позиции,
сотрудничества, принятия решений в стандартной и нестандартной ситуациях,
проектирования, проведения физических измерений, эффективного и безопасного
использования различных технических устройств, соблюдения правил охраны труда при
работе с физическими приборами и оборудованием.
Особенность формирования совокупности задач изучения физики для системы
среднего профессионального образования заключается в необходимости реализации
профессиональной направленности решаемых задач, учёта особенностей сферы
деятельности будущих специалистов.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
• смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория, вещество,
взаимодействие, электромагнитное поле, волна, фотон, атом, атомное ядро, ионизирующие
излучения;
• смысл физических величин: скорость, ускорение, масса, сила, импульс,
работа, механическая энергия, внутренняя энергия, абсолютная температура, средняя
кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты, элементарный электрический
заряд;
• смысл физических законов классической механики, всемирного тяготения,
сохранения энергии, импульса и электрического заряда, термодинамики, электромагнитной
индукции, фотоэффекта;
• вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на
развитие физики;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
• проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты,
• выдвигать гипотезы и строить модели,
• применять полученные знания по физике для объяснения разнообразных физических
явлений и свойств веществ;
• практически использовать физические знания;
• оценивать достоверность естественно-научной информации;
• использовать приобретенные знания и умения для решения практических задач
5

повседневной жизни, обеспечения безопасности собственной жизни, рационального
природопользования и охраны окружающей среды.
• описывать и объяснять физические явления и свойства тел: свойства газов,
жидкостей и твердых тел; электромагнитную индукцию, распространение электромагнитных
волн; волновые свойства света; излучение и поглощение света атомом; фотоэффект;
• отличать гипотезы от научных теорий;
• делать выводы на основе экспериментальных данных;
• приводить примеры, показывающие, что: наблюдения и эксперимент являются
основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических
выводов; физическая теория дает возможность объяснять известные явления природы и
научные факты, предсказывать еще неизвестные явления;
• приводить примеры практического использования физических знаний: законов
механики, термодинамики и электродинамики в энергетике; различных видов
электромагнитных излучений для развития радио и телекоммуникаций, квантовой физики в
создании ядерной энергетики, лазеров;
• воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать
информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях.
• применять полученные знания для решения физических задач;
• определять характер физического процесса по графику, таблице, формуле*;
измерять ряд физических величин, представляя результаты измерений с учетом их
погрешностей.
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1. Место общеобразовательной дисциплине в структуре основной
образовательной программы:
Общеобразовательная дисциплина «Физика» является обязательной частью
общеобразовательного цикла основной образовательной программы в соответствии с ФГОС
по специальности 40.02.01 «Право и организация социального обеспечения».
1.2. Планируемые результаты освоения дисциплины:
Содержание общеобразовательной дисциплины «Физика» (базовый уровень)
направлено на достижение личностных, метапредметных и предметных (далее – Пр)
результатов обучения, регламентированных ФГОС СОО и с учетом федеральной основной
рабочей программой по «Физике».
Личностные результаты освоения основной образовательной программы
обучающимися должны отражать готовность и способность обучающихся руководствоваться
сформированной внутренней позицией личности, системой ценностных ориентации,
позитивных внутренних убеждений, соответствующих традиционным ценностям
российского общества, расширение жизненного опыта и опыта деятельности в процессе
реализации основных направлений воспитательной деятельности, в том числе в части:
гражданского воспитания:
сформированность гражданской позиции обучающегося как активного и
ответственного члена российского общества;
осознание своих конституционных прав и обязанностей, уважение закона и
правопорядка;
принятие традиционных национальных, общечеловеческих гуманистических и
демократических ценностей;
готовность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии,
дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам;

6

готовность вести совместную деятельность в интересах гражданского общества,
участвовать в самоуправлении в общеобразовательной организации и детско-юношеских
организациях;
умение взаимодействовать с социальными институтами в соответствии с их
функциями и назначением;
готовность к гуманитарной и волонтерской деятельности;
патриотического воспитания:
сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к
своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину,
свой язык и культуру, прошлое и настоящее многонационального народа России;
ценностное отношение к государственным символам, историческому и природному
наследию, памятникам, традициям народов России, достижениям России в науке, искусстве,
спорте, технологиях и труде;
идейная убежденность, готовность к служению и защите Отечества, ответственность
за его судьбу;
духовно-нравственного воспитания:
осознание духовных ценностей российского народа;
сформированность нравственного сознания, этического поведения;
способность оценивать ситуацию и принимать осознанные решения, ориентируясь на
морально-нравственные нормы и ценности;
осознание личного вклада в построение устойчивого будущего;
ответственное отношение к своим родителям и (или) другим членам семьи, созданию
семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни в соответствии с
традициями народов России;
эстетического воспитания:
эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического
творчества, спорта, труда и общественных отношений;
способность воспринимать различные виды искусства, традиции и творчество своего
и других народов, ощущать эмоциональное воздействие искусства;
убежденность в значимости для личности и общества отечественного и мирового
искусства, этнических культурных традиций и народного творчества;
готовность к самовыражению в разных видах искусства, стремление проявлять
качества творческой личности;
физического воспитания:
сформированность здорового и безопасного образа жизни, ответственного отношения
к своему здоровью;
потребность в физическом совершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной
деятельностью;
активное неприятие вредных привычек и иных форм причинения вреда физическому
и психическому здоровью;
трудового воспитания:
готовность к труду, осознание ценности мастерства, трудолюбие;
готовность к активной деятельности технологической и социальной направленности,
способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такую деятельность;
интерес к различным сферам профессиональной деятельности, умение совершать
осознанный выбор будущей профессии и реализовывать собственные жизненные планы;
готовность и способность к образованию и самообразованию на протяжении всей
жизни;
экологического воспитания:
сформированность экологической культуры, понимание влияния социальноэкономических процессов на состояние природной и социальной среды, осознание
глобального характера экологических проблем;
7

планирование и осуществление действий в окружающей среде на основе знания целей
устойчивого развития человечества;
активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде;
умение
прогнозировать
неблагоприятные
экологические
последствия
предпринимаемых действий, предотвращать их;
расширение опыта деятельности экологической направленности;
ценности научного познания:
сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития
науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, способствующего
осознанию своего места в поликультурном мире;
совершенствование языковой и читательской культуры как средства взаимодействия
между людьми и познания мира;
осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять проектную и
исследовательскую деятельность индивидуально и в группе.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы
должны отражать:
Овладение универсальными учебными познавательными действиями:
а) базовые логические действия:
самостоятельно формулировать и актуализировать проблему, рассматривать ее
всесторонне;
устанавливать существенный признак или основания для сравнения, классификации и
обобщения;
определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их достижения;
выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых явлениях;
вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям,
оценивать риски последствий деятельности;
развивать креативное мышление при решении жизненных проблем;
б) базовые исследовательские действия:
владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками
разрешения проблем;
способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических
задач, применению различных методов познания;
овладение видами деятельности по получению нового знания, его интерпретации,
преобразованию и применению в различных учебных ситуациях, в том числе при создании
учебных и социальных проектов;
формирование научного типа мышления, владение научной терминологией,
ключевыми понятиями и методами;
ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и
жизненных ситуациях;
выявлять причинно-следственные связи и актуализировать задачу, выдвигать гипотезу
ее решения, находить аргументы для доказательства своих утверждений, задавать параметры
и критерии решения;
анализировать полученные в ходе решения задачи результаты, критически оценивать
их достоверность, прогнозировать изменение в новых условиях;
давать оценку новым ситуациям, оценивать приобретенный опыт;
разрабатывать план решения проблемы с учетом анализа имеющихся материальных и
нематериальных ресурсов;
осуществлять целенаправленный поиск переноса средств и способов действия в
профессиональную среду;
уметь переносить знания в познавательную и практическую области
жизнедеятельности;
уметь интегрировать знания из разных предметных областей;
8

выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные подходы и решения;
ставить проблемы и задачи, допускающие альтернативные решения;
в) работа с информацией:
владеть навыками получения информации из источников разных типов,
самостоятельно осуществлять поиск, анализ, систематизацию и интерпретацию информации
различных видов и форм представления;
создавать тексты в различных форматах с учетом назначения информации и целевой
аудитории, выбирая оптимальную форму представления и визуализации;
оценивать достоверность, легитимность информации, ее соответствие правовым и
морально-этическим нормам;
использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении
когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований
эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических
норм, норм информационной безопасности;
владеть навыками распознавания и защиты информации, информационной
безопасности личности.
Овладение универсальными коммуникативными действиями:
а) общение:
осуществлять коммуникации во всех сферах жизни;
распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков,
распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты;
владеть различными способами общения и взаимодействия;
аргументированно вести диалог, уметь смягчать конфликтные ситуации;
развернуто и логично излагать свою точку зрения с использованием языковых
средств;
б) совместная деятельность:
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы;
выбирать тематику и методы совместных действий с учетом общих интересов и
возможностей каждого члена коллектива;
принимать цели совместной деятельности, организовывать и координировать
действия по ее достижению: составлять план действий, распределять роли с учетом мнений
участников, обсуждать результаты совместной: работы;
оценивать качество своего вклада и каждого участника команды в общий результат по
разработанным критериям;
предлагать новые проекты, оценивать идеи с позиции новизны, оригинальности,
практической значимости;
координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и
комбинированного взаимодействия;
осуществлять позитивное стратегическое поведение в различных ситуациях,
проявлять творчество и воображение, быть инициативным.
Овладение универсальными регулятивными действиями:
а) самоорганизация:
самостоятельно осуществлять познавательную деятельность, выявлять проблемы,
ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных
ситуациях;
самостоятельно составлять план решения проблемы с учетом имеющихся ресурсов,
собственных возможностей и предпочтений;
давать оценку новым ситуациям;
расширять рамки учебного предмета на основе личных предпочтений;
делать осознанный выбор, аргументировать его, брать ответственность за решение;
оценивать приобретенный опыт;

9

способствовать формированию и проявлению широкой эрудиции в разных областях
знаний, постоянно повышать свой образовательный и культурный уровень;
б) самоконтроль:
давать оценку новым ситуациям, вносить коррективы в деятельность, оценивать
соответствие результатов целям;
владеть навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и
мыслительных процессов, их результатов и оснований;
использовать приемы рефлексии для оценки ситуации, выбора верного решения;
уметь оценивать риски и своевременно принимать решения по их снижению;
в) эмоциональный интеллект, предполагающий сформированность:
самосознания, включающего способность понимать свое эмоциональное состояние,
видеть направления развития собственной эмоциональной сферы, быть уверенным в себе;
саморегулирования, включающего самоконтроль, умение принимать ответственность
за свое поведение, способность адаптироваться к эмоциональным изменениям и проявлять
гибкость, быть открытым новому;
внутренней мотивации, включающей стремление к достижению цели и успеху,
оптимизм, инициативность, умение действовать, исходя из своих возможностей;
эмпатии, включающей способность понимать эмоциональное состояние других,
учитывать его при осуществлении коммуникации, способность к сочувствию и
сопереживанию;
социальных навыков, включающих способность выстраивать отношения с другими
людьми, заботиться, проявлять интерес и разрешать конфликты;
г) принятие себя и других людей:
принимать себя, понимая свои недостатки и достоинства;
принимать мотивы и аргументы других людей при анализе результатов деятельности;
признавать свое право и право других людей на ошибки;
развивать способность понимать мир с позиции другого человека.

10

Код и
наименование
формируемых
компетенций
ОК 02.
Организовывать
собственную
деятельность,
выбирать
типовые методы
и способы
выполнения
профессиональны
х задач,
оценивать их
эффективность и
качество.
ОК 03.
Принимать
решения в
стандартных и
нестандартных
ситуациях и
нести за них
ответственность.

Планируемые результаты освоения дисциплины «ФИЗИКА»
Общие
В части трудового воспитания:
- готовность к труду, осознание ценности мастерства,
трудолюбие;
- готовность к активной деятельности технологической и
социальной направленности, способность инициировать,
планировать и самостоятельно выполнять такую
деятельность;
- интерес к различным сферам профессиональной
деятельности,
Овладение универсальными учебными
познавательными действиями:
а) базовые логические действия:
- самостоятельно формулировать и актуализировать
проблему, рассматривать ее всесторонне; -устанавливать
существенный признак или основания для сравнения,
классификации и обобщения;
- определять цели деятельности, задавать параметры и
критерии их достижения; - выявлять закономерности и
противоречия в рассматриваемых явлениях;
- вносить коррективы в деятельность, оценивать
соответствие результатов целям, оценивать риски
последствий деятельности;
- развивать креативное мышление при решении жизненных
проблем
б) базовые исследовательские действия:
- владеть навыками учебно-исследовательской и проектной
деятельности, навыками разрешения проблем; выявлять
причинно-следственные связи и актуализировать задачу,

Дисциплинарные (предметные)1
ПРб 1- сформировать представления о роли и месте
физики и астрономии в современной научной картине
мира, о системообразующей роли физики в развитии
естественных наук, техники и современных технологий,
о вкладе российских и зарубежных ученых-физиков в
развитие науки; понимание физической сущности
наблюдаемых явлений микромира, макромира и
мегамира; понимание роли астрономии в практической
деятельности человека и дальнейшем научнотехническом развитии, роли физики в формировании
кругозора и функциональной грамотности человека для
решения практических задач;
ПРб 7- сформировать умения решать расчетные задачи с
явно заданной физической моделью, используя
физические законы и принципы; на основе анализа
условия задачи выбирать физическую модель, выделять
физические величины и формулы, необходимые для ее
решения, проводить расчеты и оценивать реальность
полученного значения физической величины; решать
качественные задачи, выстраивая логически
непротиворечивую цепочку рассуждений с опорой на
изученные законы, закономерности и физические
явления;
ПРб 3- владеть основополагающими физическими
понятиями и величинами, характеризующими
физические процессы (связанными с механическим
движением, взаимодействием тел, механическими
колебаниями и волнами; атомно-молекулярным

Дисциплинарные (предметные) результаты указываются в соответствии с их полным перечнем во ФГОС СОО от 17.05.2012г. № 413 (в последней редакции от
12.08.2022)
1

выдвигать гипотезу ее решения, находить аргументы для
доказательства своих утверждений, задавать параметры и
критерии решения;
- анализировать полученные в ходе решения задачи
результаты, критически оценивать их достоверность,
прогнозировать изменение в новых условиях;
- уметь переносить знания в познавательную и
практическую области жизнедеятельности;
- уметь интегрировать знания из разных предметных
областей;
- выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные подходы
и решения;
- способность их использования в познавательной и
социальной практике.

ОК 04.
Осуществлять
поиск и
использование
информации,

В области ценности научного познания:
- сформированность мировоззрения, соответствующего
современному уровню развития науки и общественной
практики, основанного на диалоге культур,
способствующего осознанию своего места в
12

строением вещества, тепловыми процессами;
электрическим и магнитным полями, электрическим
током, электромагнитными колебаниями и волнами;
оптическими явлениями; квантовыми явлениями,
строением атома и атомного ядра, радиоактивностью);
владение основополагающими астрономическими
понятиями, позволяющими характеризовать процессы,
происходящие на звездах, в звездных системах, в
межгалактической среде; движение небесных тел,
эволюцию звезд и Вселенной;
ПРб 4 - владеть закономерностями, законами и теориями
(закон всемирного тяготения, I, II и III законы Ньютона,
закон сохранения механической энергии, закон
сохранения импульса, принцип суперпозиции сил,
принцип равноправности инерциальных систем отсчета;
молекулярно-кинетическую теорию строения вещества,
газовые законы, первый закон термодинамики; закон
сохранения электрического заряда, закон Кулона, закон
Ома для участка цепи, закон Ома для полной
электрической цепи, закон Джоуля - Ленца, закон
электромагнитной индукции, закон сохранения энергии,
закон прямолинейного распространения света, закон
отражения света, закон преломления света; закон
сохранения энергии, закон сохранения импульса, закон
сохранения электрического заряда, закон сохранения
массового числа, постулаты Бора, закон радиоактивного
распада); уверенное использование законов и
закономерностей при анализе физических явлений и
процессов.
ПРб 5 -уметь учитывать границы применения изученных
физических моделей: материальная точка, инерциальная
система отсчета, идеальный газ; модели строения газов,
жидкостей и твердых тел, точечный электрический
заряд, ядерная модель атома, нуклонная модель атомного

необходимой для
эффективного
выполнения
профессиональны
х задач,
профессионально
го и личностного
развития.
ОК 05.
Использовать
информационнокоммуникационн
ые технологии в
профессионально
й деятельности.

ОК 06.
Работать в
коллективе и
команде,
эффективно
общаться с
коллегами,
руководством,

поликультурном мире;
- совершенствование языковой и читательской культуры как
средства взаимодействия между людьми и познания мира;
- осознание ценности научной деятельности, готовность
осуществлять проектную и исследовательскую деятельность
индивидуально и в группе;
- Овладение универсальными учебными
познавательными действиями:
в) работа с информацией:
- владеть навыками получения информации из источников
разных типов, самостоятельно осуществлять поиск, анализ,
систематизацию и интерпретацию информации различных
видов и форм представления;
- создавать тексты в различных форматах с учетом
назначения информации и целевой аудитории, выбирая
оптимальную форму представления и визуализации;
- оценивать достоверность, легитимность информации, ее
соответствие правовым и морально-этическим нормам;
- использовать средства информационных и
коммуникационных технологий в решении когнитивных,
коммуникативных и организационных задач с соблюдением
требований эргономики, техники безопасности, гигиены,
ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм
информационной безопасности;
- владеть навыками распознавания и защиты информации,
информационной безопасности личности.
- готовность и способность к образованию и саморазвитию,
самостоятельности и самоопределению; -овладение
навыками учебно-исследовательской, проектной и
социальной деятельности;
Овладение универсальными коммуникативными
действиями:
б) совместная деятельность:
- понимать и использовать преимущества командной и
13

ядра при решении физических задач;
ПРб 9 -уметь сформировать собственную позицию по
отношению к физической информации, получаемой из
разных источников, умений использовать цифровые
технологии для поиска, структурирования,
интерпретации и представления учебной и научнопопулярной информации; развитие умений критического
анализа получаемой информации;

ПРб 10-овладеть умениями работать в группе с
выполнением различных социальных ролей, планировать
работу группы, рационально распределять деятельность
в нестандартных ситуациях, адекватно оценивать вклад
каждого из участников группы в решение
рассматриваемой проблемы.

потребителями.
ОК 07.
Брать на себя
ответственность
за работу членов
команды
(подчиненных),
результат
выполнения
заданий.

ОК 08.
Самостоятельно
определять
задачи
профессионально
го и личностного
развития,
заниматься
самообразование
м, осознанно
планировать
повышение
квалификации.

индивидуальной работы;
- принимать цели совместной деятельности, организовывать
и координировать действия по ее достижению: составлять
план действий, распределять роли с учетом мнений
участников обсуждать результаты совместной работы;
- координировать и выполнять работу в условиях реального,
виртуального и комбинированного взаимодействия;
- осуществлять позитивное стратегическое поведение в
различных ситуациях, проявлять творчество и воображение,
быть инициативным
Овладение универсальными регулятивными
действиями:
г) принятие себя и других людей:
- принимать мотивы и аргументы других людей при анализе
результатов деятельности;
- признавать свое право и право других людей на ошибки;
развивать способность понимать мир с позиции другого
человека.
В области духовно-нравственного воспитания:
- сформированность нравственного сознания, этического
поведения;
- способность оценивать ситуацию и принимать осознанные
решения, ориентируясь на морально-нравственные нормы и
ценности;
- осознание личного вклада в построение устойчивого
будущего;
- ответственное отношение к своим родителям и (или)
другим членам семьи, созданию семьи на основе
осознанного принятия ценностей семейной жизни в
соответствии с традициями народов России;
Овладение универсальными регулятивными
действиями:
а) самоорганизация:
14

ПРб 6- владеть основными методами научного познания,
используемыми в физике: проводить прямые и
косвенные измерения физических величин, выбирая
оптимальный способ измерения и используя известные
методы оценки погрешностей измерений, проводить
исследование зависимостей физических величин с
использованием прямых измерений, объяснять
полученные результаты, используя физические теории,
законы и понятия, и делать выводы; соблюдать правила
безопасного труда при проведении исследований в
рамках учебного эксперимента и учебноисследовательской деятельности с использованием
цифровых измерительных устройств и лабораторного
оборудования; сформированность представлений о
методах получения научных астрономических знаний

- самостоятельно осуществлять познавательную
деятельность, выявлять проблемы, ставить и формулировать
собственные задачи в образовательной деятельности и
жизненных ситуациях;
- самостоятельно составлять план решения проблемы с
учетом имеющихся ресурсов, собственных возможностей и
предпочтений;
- давать оценку новым ситуациям; способствовать
формированию и проявлению широкой эрудиции в разных
областях знаний, постоянно повышать свой
образовательный и культурный уровень;
б) самоконтроль: использовать приемы рефлексии для
оценки ситуации, выбора верного решения;
-уметь оценивать риски и своевременно принимать решения
по их снижению;
в) эмоциональный интеллект, предполагающий
сформированность: внутренней мотивации, включающей
стремление к достижению цели и успеху, оптимизм,
инициативность, умение действовать, исходя из своих
возможностей;
- эмпатии, включающей способность понимать
эмоциональное состояние других, учитывать его при
осуществлении коммуникации, способность к сочувствию и
сопереживанию;
- социальных навыков, включающих способность
выстраивать отношения с другими людьми, заботиться,
проявлять интерес и разрешать конфликты.
ОК 10.
В области экологического воспитания:
Соблюдать
- сформированность экологической культуры, понимание
основы здорового влияния социально-экономических процессов на состояние
образа жизни,
природной и социальной среды, осознание глобального
требования
характера экологических проблем;
охраны труда.
- планирование и осуществление действий в окружающей
среде на основе знания целей устойчивого развития
15

ПРб 11-овладеть (сформировать представления)
правилами записи физических формул рельефноточечной системы обозначений Л. Брайля (для слепых и
слабовидящих обучающихся).

ПРб 8-сформировать умения применять полученные
знания для объяснения условий протекания физических
явлений в природе и для принятия практических
решений в повседневной жизни для обеспечения
безопасности при обращении с бытовыми приборами и
техническими устройствами, сохранения здоровья и
соблюдения норм экологического поведения в

ОК 11.
Соблюдать
деловой этикет,
культуру и
психологические
основы общения,
нормы и правила
поведения.
ПК 1.1.
Осуществлять
профессионально
е толкование
нормативных
правовых актов
для реализации
прав граждан в
сфере
пенсионного
обеспечения и
социальной
защиты.
ПК 1.4.
Осуществлять
установление
(назначение,
перерасчет,
перевод),
индексацию и
корректировку
пенсий,
назначение
пособий,
компенсаций и

человечества;
- активное неприятие действий, приносящих вред
окружающей среде;
- умение прогнозировать неблагоприятные экологические
последствия предпринимаемых действий, предотвращать их;
- расширение опыта деятельности экологической
направленности на основе знаний по физике.

окружающей среде; понимание необходимости
применения достижений физики и технологий для
рационального природопользования.

В области трудового воспитания:
-готовность к труду, осознание ценности мастерства,
трудолюбие;
-готовность к активной деятельности технологической и
социальной направленности, способность инициировать,
планировать и самостоятельно выполнять такую
деятельность;
-интерес к различным сферам профессиональной
деятельности, умение совершать осознанный выбор
будущей профессии и реализовывать собственные
жизненные планы;
-готовность и способность к образованию и
самообразованию на протяжении всей жизни;
Овладение универсальными учебными
познавательными действиями:
а) базовые логические действия:
самостоятельно формулировать и актуализировать
проблему, рассматривать ее всесторонне;
устанавливать существенный признак или основания для
сравнения, классификации и обобщения;
определять цели деятельности, задавать параметры и
критерии их достижения;
выявлять закономерности и противоречия в
рассматриваемых явлениях;
вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие
результатов целям, оценивать риски последствий

ПРб 6- владеть основными методами научного познания,
используемыми в физике: проводить прямые и
косвенные измерения физических величин, выбирая
оптимальный способ измерения и используя известные
методы оценки погрешностей измерений, проводить
исследование зависимостей физических величин с
использованием прямых измерений, объяснять
полученные результаты, используя физические теории,
законы и понятия, и делать выводы; соблюдать правила
безопасного труда при проведении исследований в
рамках учебного эксперимента и учебноисследовательской деятельности с использованием
цифровых измерительных устройств и лабораторного
оборудования; сформированность представлений о
методах получения научных астрономических знаний.
ПРб 7- сформировать умения решать расчетные задачи с
явно заданной физической моделью, используя
физические законы и принципы; на основе анализа
условия задачи выбирать физическую модель, выделять
физические величины и формулы, необходимые для ее
решения, проводить расчеты и оценивать реальность
полученного значения физической величины; решать
качественные задачи, выстраивая логически
непротиворечивую цепочку рассуждений с опорой на
изученные законы, закономерности и физические
явления.

16

других
социальных
выплат,
используя
информационнокомпьютерные
технологии.

деятельности;
развивать креативное мышление при решении жизненных
проблем;
Овладение универсальными коммуникативными
действиями:
а) общение:
осуществлять коммуникации во всех сферах жизни;
распознавать невербальные средства общения, понимать
значение социальных знаков, распознавать предпосылки
конфликтных ситуаций и смягчать конфликты;
владеть различными способами общения и взаимодействия;
аргументированно вести диалог, уметь смягчать
конфликтные ситуации;
развернуто и логично излагать свою точку зрения с
использованием языковых средств;
Овладение универсальными регулятивными
действиями:
а) самоорганизация:
самостоятельно осуществлять познавательную деятельность,
выявлять проблемы, ставить и формулировать собственные
задачи в образовательной деятельности и жизненных
ситуациях;
самостоятельно составлять план решения проблемы с
учетом имеющихся ресурсов, собственных возможностей и
предпочтений;
давать оценку новым ситуациям;
расширять рамки учебного предмета на основе личных
предпочтений;
делать осознанный выбор, аргументировать его, брать
ответственность за решение;
оценивать приобретенный опыт;
способствовать формированию и проявлению широкой
эрудиции в разных областях знаний, постоянно повышать
свой образовательный и культурный уровень
17

ПРб 8-сформировать умения применять полученные
знания для объяснения условий протекания физических
явлений в природе и для принятия практических
решений в повседневной жизни для обеспечения
безопасности при обращении с бытовыми приборами и
техническими устройствами, сохранения здоровья и
соблюдения норм экологического поведения в
окружающей среде; понимание необходимости
применения достижений физики и технологий для
рационального природопользования.

1.Примерные темы монологических выступлений (докладов),
индивидуальных проектов
1. Александр Степанович Попов — русский ученый, изобретатель радио.
2. Альтернативная энергетика.
3. Асинхронный двигатель.
4. Астероиды.
5. Атомная физика. Изотопы. Применение радиоактивных изотопов.
6. Бесконтактные методы контроля температуры.
7. Голография и ее применение.
8. Жидкие кристаллы.
9. Законы Кирхгофа для электрической цепи.
10. Использование электроэнергии в транспорте.
11. Классификация и характеристики элементарных частиц.
12. Конструкционная прочность материала и ее связь со структурой.
13. Конструкция и виды лазеров.
14. Лазерные технологии и их использование.
15. Метод меченых атомов.
16. Молния — газовый разряд в природных условиях.
17. Нанотехнология — междисциплинарная область фундаментальной и прикладной
науки и техники.
18. Оптические явления в природе.
19. Открытие и применение высокотемпературной сверхпроводимости.
20. Плазма — четвертое состояние вещества.
21. Планеты Солнечной системы.
22. Полупроводниковые датчики температуры.
23. Применение жидких кристаллов в промышленности.
24. Применение ядерных реакторов.
25. Проблемы экологии, связанные с использованием тепловых машин.
26. Производство, передача и использование электроэнергии.
27. Развитие средств связи и радио
28. Реактивные двигатели и основы работы тепловой машины.
29. Реликтовое излучение.
30. Рентгеновские лучи. История открытия. Применение
31. Рождение и эволюция звезд.
32. Современные средства связи.
33. Ультразвук (получение, свойства, применение).
34. Управляемый термоядерный синтез.
35. Ускорители заряженных частиц.
36. Физика и музыка
37. Черные дыры.
38. Шкала электромагнитных волн.
39. Экологические проблемы и возможные пути их решения.
Перечень мероприятий
(в соответствие с календарем памятных и знаменательных дат)
15 февраля - Галилео Галилей, астроном
9 марта – Юрий Алексеевич Гагарин, советский лётчик-космонавт, Герой Советского Союза
14 марта – Альберт Эйнштейн, физик-теоретик, один из создателей современной физики,
лауреат Нобелевской премии
16 марта – Александр Степанович Попов, русский физик, электротехник. Изобретатель радио
5 апреля – Сергей Алексеевич Чаплыгин, советский ученый в области теоретической
механики

15 мая – Пьер Кюри, французский ученый-физик, нобелевский лауреат
30 мая – Алексей Леонов, первый человек, вышедший в открытый космос
12 июня – Юрий Батурин, лётчик-космонавт
8 июля – Пётр Капица, физик

2. ОБЪЕМ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ФИЗИКА»
И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ
Вид учебной работы

Объем в часах

Объем образовательной программы учебного предмета

108

Основное содержание

108

в т. ч.:
теоретическое обучение

82

лабораторные/практические занятия

16*

контрольные работы

8

Профессионально ориентированное содержание
в т. ч.:
теоретическое обучение
лабораторные/практические занятия
индивидуальный проект (да/нет)**
Промежуточная аттестация (Дифференцированный зачет)

Профессионально ориентированное содержание*

19

2

3. СОДЕРЖАНИЕ И ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ФИЗИКА»
Объем
Наименование
Формируемые
Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся
в
разделов и тем
компетенции
часах
1
2
3
4
Основное содержание
Введение
2
Введение.
2
ОК 05
Содержание учебного материала:
Физика и методы
Физика — фундаментальная наука о природе. Естественно-научный метод познания, его
ОК 08
научного познания.
возможности и границы применимости. Эксперимент и теория в процессе познания природы.
Моделирование физических явлений и процессов. Роль эксперимента и теории в процессе
познания природы. Физическая величина. Физические законы. Границы применимости
физических законов и теорий. Принцип соответствия. Понятие о физической картине мира.
Погрешности измерений физических величин.
Раздел 1. Механика
12
Тема 1.1
2
ОК 02
Содержание учебного материала:
Основы кинематики.
Механическое движение и его виды. Материальная точка. Скалярные и векторные
ОК 03
физические величины. Относительность механического движения. Система отсчета. Принцип
ОК 04
относительности Галилея. Траектория. Путь. Перемещение.
ОК 05
ОК 06
2
Содержание учебного материала:
ОК 07
Равномерное прямолинейное движение. Скорость. Уравнение движения. Мгновенная и
ОК 10
средняя скорости. Ускорение. Прямолинейное движение с постоянным ускорением.
ОК 11
Движение с постоянным ускорением свободного падения. Равномерное движение точки по
окружности, угловая скорость. Центростремительное ускорение. Кинематика абсолютно
твердого тела.
2
Содержание учебного материала:
Основная задача динамики. Сила. Масса. Законы механики Ньютона. Силы в природе. Сила
Тема 1.2
тяжести и сила всемирного тяготения. Закон всемирного тяготения.
Основы динамики.
Первая космическая скорость. Движение планет и малых тел Солнечной системы. Вес.
2
Невесомость. Силы упругости. Силы трения.
2
Содержание учебного материала:
Тема 1.3
Импульс тела. Импульс силы. Закон сохранения импульса. Реактивное движение.
Законы сохранения в
Механическая работа и мощность. Кинетическая энергия. Потенциальная энергия. Закон
механике.
сохранения механической энергии.
20

Наименование
разделов и тем

Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся

Содержание учебного материала:
Работа силы тяжести и силы упругости. Применение законов сохранения. Использование
законов механики для объяснения движения небесных тел и для развития космических
исследований, границы применимости классической механики.
Раздел 2. Молекулярная физика и термодинамика
Тема 2.1
Содержание учебного материала:
Основы молекулярно- Основные положения молекулярно-кинетической теории. Размеры и масса молекул и атомов.
кинетической теории.
Броуновское движение. Строение газообразных, жидких и твердых тел. Идеальный газ.
Давление газа. Основное уравнение молекулярно-кинетической теории газов.

Содержание учебного материала:
Температура и ее измерение. Абсолютный нуль температуры. Термодинамическая шкала
температуры. Температура звезд. Скорости движения молекул и их измерение. Уравнение
состояния идеального газа. Изопроцессы и их графики. Газовые законы.

Тема 2.2
Основы
термодинамики.

Тема 2.3
Агрегатные состояния
вещества и фазовые
переходы.

Лабораторные работы №1:
Изучение одного из изопроцессов.
Содержание учебного материала:
Внутренняя энергия. Работа и теплопередача. Количество теплоты. Уравнение теплового
баланса.
Содержание учебного материала:
Первое начало термодинамики. Адиабатный процесс. Второе начало термодинамики.
Содержание учебного материала:
Тепловые двигатели. КПД теплового двигателя. Охрана природы.
Содержание учебного материала:
Испарение и конденсация. Насыщенный пар и его свойства. Относительная влажность
воздуха. Приборы для определения влажности воздуха. Кипение. Зависимость температуры
кипения от давления.
Содержание учебного материала:
Характеристика жидкого состояния вещества. Ближний порядок. Поверхностное натяжение.
Смачивание. Капиллярные явления. Характеристика твердого состояния вещества.
21

Объем
в
часах
2

20
2

2

2
2
2
2
2

2

Формируемые
компетенции

ОК 02
ОК 03
ОК 04
ОК 05
ОК 06
ОК 07
ОК 08
ОК 10
ОК 11

ПК 1.1
ПК 1.4
ОК 02
ОК 03
ОК 04
ОК 05
ОК 06
ОК 07
ОК 08
ОК 10
ОК 11

Наименование
разделов и тем

Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся

Кристаллические и аморфные тела.
Лабораторные работы №2:
« Определение влажности воздуха.»
Контрольная работа №1 «Молекулярная физика и термодинамика»
Раздел 3. Электродинамика
Содержание учебного материала:
Электрические заряды. Элементарный электрический заряд. Закон сохранения заряда. Закон
Кулона. Электрическое поле. Напряженность электрического поля. Принцип суперпозиции полей.
Проводники в электрическом поле. Диэлектрики в электрическом поле. Поляризация
Тема 3.1
диэлектриков.
Электрическое поле.
Содержание учебного материала:
Потенциал. Разность потенциалов. Эквипотенциальные поверхности. Связь между
напряженностью и разностью потенциалов электрического
поля. Электроемкость. Конденсаторы. Энергия заряженного конденсатора. Применение
конденсаторов.
Содержание учебного материала:
Условия, необходимые для возникновения и поддержания электрического тока. Сила тока.
Электрическое сопротивление.
Содержание учебного материала:
Закон Ома для участка цепи. Параллельное и последовательное соединение проводников.
Тема 3.2
Содержание учебного материала:
Законы постоянного
Работа и мощность постоянного тока. Тепловое действие тока Закон Джоуля—Ленца.
тока.
Электродвижущая сила источника тока. Закон Ома для полной цепи.
Лабораторные работы №3:
«Изучение законов последовательного и параллельного соединений проводников.»
Лабораторные работы №4:
«Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока.»
Содержание учебного материала:
Электрический ток в металлах, в электролитах, газах, в вакууме. Электролиз. Закон электролиза
Тема 3.3
Фарадея. Виды газовых разрядов. Термоэлектронная эмиссия. Плазма.
Электрический ток в
Содержание учебного материала:
различных средах.
Электрический ток в полупроводниках. Собственная и примесная проводимости. Р-n переход.
Полупроводниковые приборы. Применение полупроводников.
22

Объем
в
часах
2

Формируемые
компетенции
ПК 1.1
ПК 1.4

2
30
2

2

2
2

ОК 02
ОК 03
ОК 04
ОК 05
ОК 06
ОК 07
ОК 08
ОК 10
ОК 11

2
2
2
2
2

ПК 1.1
ПК 1.4
ОК 02
ОК 03
ОК 04
ОК 05
ОК 06

Наименование
разделов и тем

Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся

Содержание учебного материала:
Вектор индукции магнитного поля. Взаимодействие
токов. Сила Ампера. Применение силы Ампера.
Тема 3.4
Содержание учебного материала:
Магнитное поле.
Магнитный поток. Действие магнитного поля на движущийся заряд. Сила Лоренца. Применение
силы Лоренца. Магнитные свойства вещества. Солнечная активность и её влияние на Землю.
Магнитные бури.
Содержание учебного материала:
Явление электромагнитной индукции. Закон электромагнитной индукции. Правило Ленца.
Вихревое электрическое поле.
Содержание учебного материала:
Тема 3.5
ЭДС индукции в движущихся проводниках. Явление самоиндукции. Индуктивность. Энергия
Электромагнитная
магнитного поля тока. Электромагнитное поле.
индукция.
Лабораторные работы №5:
«Изучение явления электромагнитной индукции.»
Контрольная работа №2
«Электрическое поле. Законы постоянного тока. Магнитное поле. Электромагнитная индукция».
Раздел 4. Колебания и волны
10
Содержание учебного материала:
Гармонические колебания. Свободные механические колебания. Превращение энергии при
Тема 4.1
колебательном движении. Математический маятник. Пружинный маятник. Вынужденные
механические колебания. Резонанс..
Механические
Содержание учебного материала:
колебания и волны.
Поперечные и продольные волны. Характеристики волны. Звуковые волны. Ультразвук и его
применение
Содержание учебного материала:
Свободные электромагнитные колебания. Превращение энергии в колебательном контуре.
Период свободных электрических колебаний. Формула Томсона. Затухающие
Тема 4.2
электромагнитные колебания. Вынужденные электрические колебания.
Электромагнитные
Содержание учебного материала:
колебания и волны.
Переменный ток. Резонанс в электрической цепи. Генератор переменного тока.
Трансформаторы .Получение, передача и распределение электроэнергии.
Содержание учебного материала:

23

Объем
в
часах
2
2

Формируемые
компетенции
ОК 07
ОК 08
ОК 10
ОК 11

2
2
2
2

ПК 1.1
ПК 1.4

2

2
2

2
2

ОК 02
ОК 03
ОК 04
ОК 05
ОК 06
ОК 07
ОК 10
ОК 11

Наименование
разделов и тем

Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся

Объем
в
часах

Формируемые
компетенции

Электромагнитные волны. Свойства электромагнитных волн. Открытый колебательный контур.
Опыты Г.Герца. Изобретение радио А.С. Поповым. Понятие о радиосвязи. Принцип радиосвязи.
Применение электромагнитных волн
Раздел 5. Оптика
Содержание учебного материала:
Точечный источник света. Скорость распространения света. Законы отражения и преломления
света. Принцип Гюйгенса. Солнечные и лунные затмения. Полное отражение.

Тема 5.1
Природа света.

Тема 5.2
Волновые свойства
света.

Тема 5.3
Специальная теория
относительности.

16
2

Линзы. Построение изображения в линзах. Формула тонкой линзы. Увеличение линзы. Глаз как
оптическая система. Оптические приборы. Телескопы.

2

Лабораторные работы №6:
«Определение показателя преломления стекла».

2

Содержание учебного материала:
Интерференция света. Когерентность световых лучей. Интерференция в тонких пленках. Кольца
Ньютона. Использование интерференции в науке и технике. Дифракция света. Дифракция на
щели в параллельных лучах. Дифракционная решетка. Поляризация поперечных волн.
Поляризация света. Поляроиды. Дисперсия света.
Содержание учебного материала:
Виды излучений. Виды спектров. Спектры испускания. Спектры поглощения. Спектральный
анализ. Спектральные классы звезд. Ультрафиолетовое излучение. Инфракрасное излучение.
Рентгеновские лучи. Их природа и свойства. Шкала электромагнитных излучений.

2

Лабораторные работы №7:
«Определение длины световой волны с помощью дифракционной решетки».

2

Контрольная работа № 3
«Колебания и волны. Оптика»
Содержание учебного материала:
Движение со скоростью света. Постулаты теории относительности и следствия из них.
Инвариантность модуля скорости света в вакууме. Энергия покоя. Связь массы и энергии
свободной частицы. Элементы релятивистской динамики.
24

2

2

2

ОК 02
ОК 03
ОК 04
ОК 05
ОК 06
ОК 07
ПК 1.1
ПК 1.4

ОК 02
ОК 03
ОК 04
ОК 05
ОК 06
ОК 07

ПК 1.1
ПК 1.4
ОК 02
ОК 03
ОК 04

Наименование
разделов и тем

Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся

Объем
в
часах

Формируемые
компетенции
ОК 05
ОК 06
ОК 07

Раздел 6. Квантовая физика
Содержание учебного материала:
Квантовая гипотеза Планка. Тепловое излучение. Корпускулярно-волновой дуализм. Фотоны.
Тема 6.1
Гипотеза де Бройля о волновых свойствах частиц. Давление света. Химическое действие света.
Опыты П.Н. Лебедева и Н.И. Вавилова.
Квантовая оптика.
Содержание учебного материала:
Фотоэффект. Уравнение Эйнштейна для фотоэффекта. Применение фотоэффекта.
Содержание учебного материала:
Развитие взглядов на строение вещества. Модели строения атомного ядра. Ядерная модель
атома. Опыты Э.Резерфорда. Модель атома водорода по Н.Бору. Квантовые постулаты Бора.
Лазеры. Радиоактивность. Закон радиоактивного распада. Радиоактивные превращения. Способы
наблюдения и регистрации заряженных частиц. Строение атомного ядра. Дефект массы, энергия
связи и устойчивость атомных ядер.
Тема 6.2
Ядерные реакции.
Физика атома и
Содержание учебного материала:
атомного
Ядерная энергетика. Энергетический выход ядерных реакций. Искусственная радиоактивность.
ядра.
Деление тяжелых ядер. Цепная ядерная реакция. Управляемая цепная реакция. Ядерный реактор.
Термоядерный синтез. Энергия звезд. Получение радиоактивных изотопов и их применение.
Биологическое действие радиоактивных излучений. Элементарные частицы.
Контрольная работа № 4
«Квантовая физика».
Раздел 7. Строение Вселенной
6
Содержание учебного материала:
Тема 7.1
Солнечная система: планеты и малые тела, система Земля—Луна.
Строение Солнечной
Системы.
Содержание учебного материала:
Строение и эволюция Солнца и звёзд. Классификация звёзд. Звёзды и источники их
Тема 7.2
Эволюция Вселенной. энергии.
Галактика. Современные представления о строении и эволюции Вселенной.

25

10
2

2
2

ОК 02
ОК 03
ОК 04
ОК 05
ОК 06
ОК 07
ОК 10
ОК 11

2

2

ПК 1.1
ПК 1.4

2

ОК 02
ОК 03
ОК 04
ОК 05
ОК 06
ОК 07
ОК 08

2

Наименование
разделов и тем

Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся

Объем
в
часах

Формируемые
компетенции
ОК 10
ОК 11

Лабораторные работы №8:
« Изучение карты звездного неба».

2

ПК 1.1
ПК 1.4

2

ОК 02,
ОК 03
ПК 1.1
ПК 1.4

Промежуточная аттестация: дифференцированный зачет
Всего

26

108

4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
4.1Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Для освоения программы учебной дисциплины «Физика» в техникуме имеется учебный
кабинет, в котором имеется возможность обеспечить свободный доступ в Интернет во время
учебного занятия и в период внеучебной деятельности обучающихся. В состав кабинета физики
входит лаборатория с лаборантской комнатой. Помещение кабинета физики удовлетворяет
требованиям Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов и оснащено типовым
оборудованием, указанным в настоящих требованиях, в том числе специализированной учебной
мебелью и средствами обучения, достаточными для выполнения требований к уровню
подготовки обучающихся. В кабинете имеется мультимедийное оборудование, посредством
которого участники образовательного процесса могут просматривать визуальную информацию
по физике, создавать презентации, видеоматериалы и т. п.
В состав учебно-методического и материально-технического обеспечения программы
учебной дисциплины «Физика», входят:
 многофункциональный комплекс преподавателя;
 наглядные пособия (комплекты учебных таблиц, плакаты: «Физические величины и
фундаментальные константы», «Международная система единиц СИ», «Периодическая
система химических элементов Д. И. Менделеева», портреты выдающихся ученых-физиков и
астрономов);
 информационно-коммуникативные средства;
 экранно-звуковые пособия;
 комплект электроснабжения кабинета физики;
 технические средства обучения;
 демонстрационное оборудование (общего назначения и тематические наборы);
 лабораторное оборудование (общего назначения и тематические наборы); • статические,
динамические, демонстрационные и раздаточные модели;
 вспомогательное оборудование;
 комплект технической документации, в том числе паспорта на средства обучения,
инструкции по их использованию и технике безопасности;
 библиотечный фонд.
В библиотечный фонд входят:
 учебники,
 учебно-методические комплекты (УМК), обеспечивающие освоение учебной дисциплины
«Физика», рекомендованные или допущенные для использования в профессиональных
образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего
образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования.
В процессе освоения программы учебной дисциплины «Физика» студенты имеют
возможность доступа к электронным учебным материалам по физике, имеющимся в свободном
доступе в сети Интернет (электронным книгам, практикумам, тестам, материалам ЕГЭ и др.)

27

4.2 Информационное обеспечение обучения

1
2.

Для студентов
Основные источники
.Мякишев, Г.Я. Физика: учебник с диском 10 класс. - М: Просвещение, 2018
Мякишев, Г.Я.. Физика: учебник с диском 11 класс. - М: Просвещение, 2018
Дополнительные источники

.Разумовский, В.Г. Физика. В 2-х ч. Ч.1: учебник 10класс. - М: Владос , 2010
Разумовский, В.Г. Физика. В 2-х ч. Ч.2: учебник 10класс. - М: Владос , 2010
Касьянов, В.А. Физика: учебник 11 класс. - М: Академия, 2004
Дмитриева В.Ф. Физика для профессий и специальностей технического профиля: учебник
для образовательных учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.
4. Дмитриева В.Ф. Физика для профессий и специальностей технического профиля. Сбор- ник
задач: учеб. пособие для образовательных учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.
5. Дмитриева В.Ф., Васильев Л.И. Физика для профессий и специальностей технического
профиля. Контрольные материалы: учеб. пособия для учреждений сред. проф. образования /
В. Ф. Дмитриева, Л. И. Васильев. — М., 2014.
6. Дмитриева В.Ф. Физика для профессий и специальностей технического профиля. Лабораторный практикум: учеб. пособия для учреждений сред. проф. образования / В.Ф.Дмитриева,
А. В. Коржуев, О. В. Муртазина. — М., 2015.
7. Дмитриева В.Ф. Физика для профессий и специальностей технического профиля:
электронный учеб.-метод. комплекс для образовательных учреждений сред. проф.
образования. — М., 2014.
8. Дмитриева В.Ф. Физика для профессий и специальностей технического профиля: электронное учебное издание (интерактивное электронное приложение) для образовательных
учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.
9. Касьянов В.А. Иллюстрированный атлас по физике: 10 класс.— М., 2010.
10. Касьянов В.А. Иллюстрированный атлас по физике: 11 класс. — М., 2010.
11. Трофимова Т.И., Фирсов А.В. Физика для профессий и специальностей технического и
естественно-научного профилей: Сборник задач. — М., 2013.
12. Трофимова Т.И., Фирсов А.В. Физика для профессий и специальностей технического и
естественно-научного профилей: Решения задач. — М., 2015.
13. Трофимова Т.И., Фирсов А.В. Физика. Справочник. — М., 2010.
14. Фирсов А.В. Физика для профессий и специальностей технического и естественно-научного
профилей: учебник для образовательных учреждений сред. проф. образования / под ред. Т.
И. Трофимовой. — М., 2014.
13. Разумовский В.Г. и др.. Физика: учебник для уч-ся 10 кл. общеобразовательных
учреждений в 2 ч. Ч. 1 – М.: Владос,2010
14. Разумовский В.Г. и др.. Физика: учебник для уч-ся 10 кл. общеобразовательных
учреждений в 2 ч. Ч. 2 – М.: Владос,2010
1
2.
3.
3.

Для преподавателей
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с
учетом поправок, внесенных федеральными конституционными законами РФ о поправках к
Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // СЗ РФ. — 2009. — № 4.
— Ст. 445.
2. Федеральный закон от 29.12. 2012 № 273-ФЗ (в ред. федеральных законов от 07.05.2013 №
99-ФЗ, от 07.06.2013 № 120-ФЗ, от 02.07.2013 № 170-ФЗ, от 23.07.2013 № 203-ФЗ, от
25.11.2013 № 317-ФЗ, от 03.02.2014 № 11-ФЗ, от 03.02.2014 № 15-ФЗ, от 05.05.2014 № 84-ФЗ,
от 27.05.2014 № 135-ФЗ, от 04.06.2014 № 148-ФЗ, с изм., внесенными Федеральным законом
от 04.06.2014 № 145-ФЗ) «Об образовании в Российской Федерации».
28

3. Приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования» (зарегистрирован в Минюсте РФ 07.06.2012 № 24480).
4. Приказ Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1645 «О внесении изменений в Приказ
Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного)
общего образования”».
5. Письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО
Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259 «Рекомендации по организации получе- ния
среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего
профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований
федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или
специальности среднего профессионального образования».
6. Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в ред. от
25.06.2012, с изм. от 05.03.2013) // СЗ РФ. — 2002. — № 2. — Ст. 133.
7. Дмитриева В.Ф., Васильев Л.И. Физика для профессий и специальностей технического
профиля: методические рекомендации: метод. пособие. — М., 2010.
Интернет- ресурсы
1. www. fcior. edu. ru (Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов). wwww.
dic. academic. ru (Академик. Словари и энциклопедии).
2. www.booksgid.com (Воокs Gid. Электронная библиотека).
3. www.globalteka.ru
(Глобалтека.
Глобальная
библиотека
научных
ресурсов).
www.window.edu.ru (Единое окно доступа к образовательным ресурсам).
4. www. st-books.ru (Лучшая учебная литература).
5. www. school.edu.ru (Российский образовательный портал. Доступность, качество, эффективность).
6. www.ru/book (Электронная библиотечная система).
7. www.alleng.ru/edu/phys.htm (Образовательные ресурсы Интернета — Физика).
8. www.school-collection.edu.ru (Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов).
9. https//fiz.1september.ru (учебно-методическая газета «Физика»).
10. www.n-t.ru/nl/fz (Нобелевские лауреаты по физике).
11. www.nuclphys. sinp.msu.ru (Ядерная физика в Интернете).
12. www.college.ru/fizika (Подготовка к ЕГЭ).
13. www.kvant.mccme.ru (научно-популярный физико-математический журнал «Квант»).

29

5.
КОНТРОЛЬ
И
ОЦЕНКА
РЕЗУЛЬТАТОВ
ОСВОЕНИЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ФИЗИКА»
Общая/профессиональная
Раздел/Тема
Тип оценочных
компетенция
мероприятий
Раздел 1. Темы 1.1., 1.2, 1.3
устный опрос;
ОК 02.
- фронтальный опрос;
Организовывать собственную
Раздел 2. Темы 2.1., 2.2., 2.3.
оценка
деятельность, выбирать типовые
Раздел 3. Темы 3.1., 3.2., 3.3.,
контрольных работ;
методы и способы выполнения
3.4., 3.5.
наблюдение
за
профессиональных задач,
Раздел 4. Темы 4.1., 4.2.
ходом
выполнения
оценивать их эффективность и
Раздел 5. Темы 5.1., 5.2., 5.3.
лабораторных работ;
качество.
Раздел 6. Темы 6.1., 6.2.
- оценка выполнения
Раздел 7. Темы 7.1., 7.2.
лабораторных
Раздел 1. Темы 1.1., 1.2, 1.3
ОК 03.
работ;
Принимать решения в
Раздел 2. Темы 2.1., 2.2., 2.3.
оценка
стандартных и нестандартных
Раздел 3. Темы 3.1., 3.2., 3.3.,
практических работ
ситуациях и нести за них
3.4., 3.5.
(решения
ответственность.
Раздел 4. Темы 4.1., 4.2.
качественных,
Раздел 5. Темы 5.1., 5.2., 5.3.
расчетных,
Раздел 6. Темы 6.1., 6.2.
профессионально
ориентированных
Раздел 7. Темы 7.1., 7.2.
задач);
Раздел 1. Темы 1.1., 1.2, 1.3
ОК 04.
- оценка тестовых
Осуществлять поиск и
Раздел 2. Темы 2.1., 2.2., 2.3.
заданий;
использование информации,
Раздел 3. Темы 3.1., 3.2., 3.3.,
наблюдение
за
необходимой для эффективного
3.4., 3.5.
ходом
выполнения
выполнения профессиональных
Раздел 4. Темы 4.1., 4.2.
индивидуальных
задач, профессионального и
Раздел 5. Темы 5.1., 5.2., 5.3.
проектов и оценка
личностного развития.
Раздел 6. Темы 6.1., 6.2.
выполненных
Раздел 7. Темы 7.1., 7.2.
проектов;
Раздел 1. Темы 1.1., 1.2, 1.3
ОК 05.
- оценка выполнения
Использовать информационноРаздел 2. Темы 2.1., 2.2., 2.3.
домашних
коммуникационные технологии в
Раздел 3. Темы 3.1., 3.2., 3.3.,
самостоятельных
профессиональной деятельности.
3.4., 3.5.
работ;
Раздел 4. Темы 4.1., 4.2.
наблюдение
и
оценка решения кейсРаздел 5. Темы 5.1., 5.2., 5.3.
задач;
Раздел 6. Темы 6.1., 6.2.
наблюдение
и
Раздел 7. Темы 7.1., 7.2.
оценка
деловой
игры;
Раздел 1. Темы 1.1., 1.2, 1.3
ОК 06.
Работать в коллективе и команде,
Раздел 2. Темы 2.1., 2.2., 2.3.
дифференцированный
эффективно общаться с
Раздел 3. Темы 3.1., 3.2., 3.3.,
зачет.
коллегами, руководством,
3.4., 3.5.
потребителями.
Раздел 4. Темы 4.1., 4.2.
Раздел 5. Темы 5.1., 5.2., 5.3.
Раздел 6. Темы 6.1., 6.2.
Раздел 7. Темы 7.1., 7.2.
Раздел 1. Темы 1.1., 1.2, 1.3
ОК 07.
Брать на себя ответственность за
Раздел 2. Темы 2.1., 2.2., 2.3.
работу членов команды
Раздел 3. Темы 3.1., 3.2., 3.3.,
(подчиненных), результат
3.4., 3.5.
выполнения заданий.
Раздел 4. Темы 4.1., 4.2.
Раздел 5. Темы 5.1., 5.2., 5.3.
30

ОК 08.
Самостоятельно определять задачи
профессионального и личностного
развития, заниматься
самообразованием, осознанно
планировать повышение
квалификации.
ОК 10.
Соблюдать основы здорового
образа жизни, требования охраны
труда.

ОК 11.
Соблюдать деловой этикет,
культуру и психологические
основы общения, нормы и правила
поведения.

ПК 1.1.
Осуществлять профессиональное
толкование нормативных
правовых актов для реализации
прав граждан в сфере
пенсионного обеспечения и
социальной защиты.
ПК 1.4.
Осуществлять установление
(назначение, перерасчет,
перевод), индексацию и
корректировку пенсий,
назначение пособий, компенсаций
и других социальных выплат,
используя информационнокомпьютерные технологии.

Раздел 6. Темы 6.1., 6.2.
Раздел 7. Темы 7.1., 7.2.
Раздел 1. Темы 1.1., 1.2, 1.3
Раздел 2. Темы 2.1., 2.2., 2.3.
Раздел 3. Темы 3.1., 3.2., 3.3.,
3.4., 3.5.
Раздел 7. Темы 7.1., 7.2.
Раздел 1. Темы 1.1., 1.2, 1.3
Раздел 2. Темы 2.1., 2.2., 2.3.
Раздел 3. Темы 3.1., 3.2., 3.3.,
3.4., 3.5.
Раздел 4. Темы 4.1., 4.2.
Раздел 6. Темы 6.1., 6.2.
Раздел 7. Темы 7.1., 7.2.
Раздел 1. Темы 1.1., 1.2, 1.3
Раздел 2. Темы 2.1., 2.2., 2.3.
Раздел 3. Темы 3.1., 3.2., 3.3.,
3.4., 3.5.
Раздел 4. Темы 4.1., 4.2.
Раздел 6. Темы 6.1., 6.2.
Раздел 7. Темы 7.1., 7.2.
Раздел 2. Темы 2.1., 2.3.
Раздел 3. Темы 3.2.,3.5.
Раздел 5. Темы 5.1., 5.2.
Раздел 6. Темы 6.2.
Раздел 7. Темы 7.2.

31

- наблюдение за
ходом выполнения
лабораторных работ;
- оценка выполнения
лабораторных
работ;
- оценка
практических работ
(решения
качественных,
расчетных,
профессионально
ориентированных
задач)
оценка
контрольных работ;

6. ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ, ВНЕСЕННЫХ В РАБОЧУЮ ПРОГРАММУ
№
п/п

№ пункта
Дата
рабочей
внесения
программы изменений
и
дополнений

До
внесения
изменений
и
дополнений

После
изменений и
дополнений

1
2

32

Дата и №
протокола
рассмотрения
цикловой
комиссией

Дата и №
протокола
рассмотрения
методическим
советом/
педагогическим
советом


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».