ОПД.07 Семейное право, 2022

Министерство образования и молодёжной политики Свердловской области
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Свердловской области .

«Камышловский гуманитарно-технологический техникум»

УТВЕРЖДАЮ:
Директор ГА! ЮУ СО
«Камышловский гуманитарнотехиолштгческий техникум»
1.К, Бочкарева
05.07.2022.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОП.07 «СЕМЕЙНОЕ ПРАВО»

для специальности СПО
40.02.01 «Право и организация социального обеспечения»
Форма обучения - очная
Срок обучения - 2 года 10 мес. на базе основного общего образования
Профиль получаемого профессионального образования:
социально-экономический

сопиально-экономический

^Камышлов, 2022

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального
государственного
образовательного
стандарта
по
специальности
среднего
профессионального образования 40.02.01 «Право и организация социального
обеспечения» (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации N 508
12.05.2014 г., зарегистрирован в Министерстве юстиции РФ 29.07.2014 г. N 3332)

Разработчик: Чудинова Елена Васильевна
квалификационной категории ГАПОУ СО «КГТТ»

-

преподаватель

высшей

комиссии педагогических работников

СОГЛАСОВАНО:

СОГЛАСОВАНО:
Заместитель
:ститель дир<
директора по УМР
Т.А. Мадыгина

СОДЕРЖАНИЕ
1 ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

стр.

2 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4 КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
5 ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ, ВНЕСЁННЫХ В РАБОЧУЮ ПРОГРАММУ

к

4
6
10
11
14

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«Семейное право»
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая
программа учебной дисциплины является
частью
основной
профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности
СПО 40.02.01. «Право и организация социального обеспечения».
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в
дополнительном
профессиональном
образовании
(в
программах
повышения
квалификации и переподготовки) и профессиональной подготовке, в которых
предусмотрено освоение знаний и умений в области семейного права.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной
образовательной программы:
»
Дисциплина «Семейное право» является общепрофессиональной дисциплиной
профессионального цикла.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоения
учебной дисциплины:
В результате освоения дисциплины «Семейное право» обучающийся должен уметь:
- применять нормативные правовые акты при разрешении практических ситуаций;
- составлять брачный договор и алиментное соглашение;
- оказывать правовую помощь с целью восстановления нарушенных прав;
- анализировать и решать юридические проблемы в сфере семейно-правовых отношений.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- основные понятия и источники семейного права;
- содержание основных институтов семейного права.
1.4.
Результатом
освоения
дисциплины
является
определенный
сформированности следующих профессиональных и общих компетенций:
Код
Наименование компетенций

этап

ПК 1.1. Осуществлять профессиональное толкование нормативных правовых актов для
реализации прав граждан в сфере пенсионного обеспечения и социальной защиты.
ПК 1.2. Осуществлять прием граждан по вопросам пенсионного обеспечения и социальной
защиты.
1
ПК 1.4. Осуществлять установление (назначение, перерасчет, перевод), индексацию и
корректировку пенсий, назначение пособий, компенсаций и других социальных выплат, используя
информационно-компьютерные технологии.
ПК 1.5. Осуществлять формирование и хранение дел получателей пенсий, пособий и других
социальных выплат.

ПК 2.2. Выявлять лиц, нуждающихся в социальной защите и осуществлять их учет,
используя информационно-компьютерные технологии.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы
выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного
выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной
деятельности.

OK 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат
выполнения заданий.
,
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития,
заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях постоянного изменения правовой базы.
OK 11. Соблюдать деловой этикет, культуру и психологические основы общения, нормы и
правила поведения.
ОК 12. Проявлять нетерпимость к коррупционному поведению.
ПК 1.1. Осуществлять профессиональное толкование нормативных правовых актов для
реализации прав граждан в сфере пенсионного обеспечения и социальной защиты.
ПК 1.2. Осуществлять прием граждан по вопросам пенсионного обеспечения и социальной
защиты.
ПК 1.4. Осуществлять установление (назначение, перерасчет, перевод), индексацию и
корректировку пенсий, назначение пособий, компенсаций и других социальных выплат, используя
информационно-компьютерные технологии.

1.5 Результатом освоения дисциплины является достижение обучающимися
следующих личностных результатов:
Код
Наименование личностного результата
JIP 12. Принимающий семейные ценности, готовый к созданию семьи и воспитанию
детей; демонстрирующий неприятие насилия в семье, ухода от родительской
ответственности, отказа от отношений со своими детьми и их финансового содержания
JIP 13. Демонстрирующий готовность и способность вести диалог с другими людьми,
достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их
достижения в профессиональной деятельности
JIP 14. Проявляющий сознательное отношение к непрерывному образованию как условию
успешной профессиональной и общественной деятельности
J1P 15. Проявляющий гражданское отношение к профессиональной деятельности как к
возможности личного участия в решении общественных, ‘государственных,
общенациональных проблем
JIP 16. Умение реализовать лидерские качества в профессиональной деятельности
JIP 17. Стрессоустойчивость, коммуникабельность
JIP 18. Осознающий значимость всех форм собственности, готовность к защите своей
собственности
'
JIP 19. Открытый к текущим и перспективным изменениям в мире труда и профессий
JIP 20. Способный к трудовой профессиональной деятельности как к возможности участия
в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем
ЛР 21. Осознающий потребность в труде, уважении к труду и людям труда, трудовым
достижениям, добросовестное, ответственное и творческое отношение к разным видам
трудовой деятельности
ЛР 22. Мотивация к самообразованик) и развитию
ЛР 23. Самостоятельный и ответственный в принятии решений во всех сферах своей
деятельности, готовый к исполнению разнообразных социальных ролей, востребованных
бизнесом, обществом и государством
ЛР 24. Готовый к профессиональной конкуренции и конструктивной реакции на критику
ЛР 25. Сохранение традиций и поддержание престижа своей образовательной
организации
1.6. Рекомендуемое количество часов(на освоение программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося - 48 часов, в том числе:
- обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 32 часа;
- самостоятельной работы обучающегося - 16 часов.

2 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
в том числе:
практические занятия
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
в том числе:
работа с учебной литературой и законодательством
подготовка к зачёту
составление документов (брачного договора и соглашения об уплате
алиментов)
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачёта

48
32
10
16
6
6
4

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Семейное право»
Наименование
разделов и тем
1

Содержание учебного материала, практические работы, самостоятельная
работа обучающихся
2

Объем часов
3

Уровень
освоения
4

Тема 1.
Понятие семейного
права

Содержание учебного материала
Понятие, предмет и метод семейного права. Принципы семейного права.
Система семейного права. Источники семейного права. Отграничение
семейного права от гражданского права.
Самостоятельная работа: работа с учебной литературой, законодательством
Содержание учебного материала
Понятие семейного правоотношения, его субъекты, объекты и содержание.
Правоспособность и дееспособность в семейном праве. Юридические факты в
семейном праве. Понятие родства, супружества и свойства.
Самостоятельная работа: работа с учебной литературой, законодательством,
подготовка к зачёту
Содержание учебного материала
Понятие брака по семейному праву. Условия заключения и препятствия к
заключению брака. Регистрация брака и ее значение. Порядок регистрации
брака. Прекращение брака. Расторжение брака в органах записи актов
гражданского состояния. Расторжение брака в судебном порядке. Юридические
последствия прекращения брака. Признание брака недействительным.
Основания признания брака недействительным.
Практическое занятие: Решение задач по определению условий вступления в
брак, обстоятельств, препятствующих заключению брака, оснований признания
брака недействительным, порядка расторжения брака.
Самостоятельная работа:работа с учебной литературой, законодательством,
подготовка к зачёту
Содержание учебного материала
Личные права и обязанности супругов. Имущественные права и обязанности

2

1

Тема 2.
Семейные
правоотношения

Тема 3.
Брак

Тема 4.
Личные и

Формируемые
ОК, ПК, ЛР
5
ПК 1.1,1.2,
1.4,1.5, 2.2
ОК 2, 4, 5, 7-9,
11,12
ЛР 12-25

2
2
•
2
6

2

2

,

шаг - « й||

2
6

2
7

имущественные вг
правоотношения ;0]
супругов.
д;
э(
i'.
Д<
30

уч
а.1
Тема 5.
Правоотношения. I
родителей и детейп
ва
Д£
га
прв
■ос
Ы

Тема 6.
Алиментные
обязательства
членов семьи.

ЭЯ

в;
ei
•IX

ш
т
ie
V''V
et
zrfo:
оъу
гл

супругов. Законный режим имущества супругов. Договорный режим
имущества супругов (брачный договор). Ответственность супругов по
обязательствам.
Практическое занятие: Решение задач по определению имущества,
подлежащего разделу по требованию одного из супругов, определению условий
брачного договора и последствий недействительности его части. Определение
подсудности семейных: дел с использованием ГПК РФ._______________________
Самостоятельная работа:работа с учебной литературой, законодательством,
подготовка к зачёту. Составление брачного договора.________________________
Содержание учебного материала
Установление происхождения детей. Права несовершеннолетних детей. Права
и обязанности родителей. Споры о детях. Защита родительских прав.
Восстановление в родительских правах. Ограничение родительских прав._____
Практическое занятие: Решение задач по определению порядка и
применению правил установления отцовства, прав и обязанностей родителей, а
также их ответственности за неисполнение (ненадлежащее исполнение)
обязанностей. Определение подсудности семейных дел с использований ГПК
р ф ;________________ :________________________________
_______
Самостоятельная работа: работа с учебной литературой, законодательством,
подготовка к зачёту______________________________________________________
Содержание учебного материала
Общие положения об алиментных обязательствах. Соглашение об уплате
алиментов. Алиментные обязательства родителей и детей. Обязанности
родителей по содержанию несовершеннолетних детей. Право на алименты
нетрудоспособных совершеннолетних детей. Обязанности совершеннолетних
детей по содержанию родителей. Алиментные обязательства супругов и
бывших супругов. Алиментные обязательства других членов семьи._________
Практическое занятие: Определение видов дохода, с которого возможно
удержание алиментов, размера алиментов, ответственности за уклонение от
уплаты алиментов, оснований освобождения от уплаты алиментов. _________ *_
Самостоятельная работа: Работа с учебной литературой и законодательством,
подготовка к зачёту. Составление соглашения об уплате алиментов.___________

Гема 7.
3>ормы устройства
цетей, оставшихся
эез попечения
родителей.

Тема 8.
Акты гражданского
состояния.

Содержание учебного материала
Выявление и устройство детей, оставшихся без попечения родителей. Понятие,
условия и порядок усыновления. Юридические последствия усыновления.
Отмена усыновления. Опека и попечительство над несовершеннолетними
детьми. Приемная семья.
Самостоятельная работа:Работа с учебной литературой и законодательством,
подготовка к зачёту.
Содержание учебного материала
Акты гражданского состояния. Законодательство об актах гражданского
состояния. Порядок государственной регистрации актов гражданского
состояния.
Самостоятельная работа: Работа с учебной литературой и законодательством,
подготовка к зачёту.
Всего:

4

1

2

2

2

-

■

2

'

■

'•

48

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. - ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. - репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3. - продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).

9

J
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
При реализации рабочей программы для формирования и развития общих и
профессиональных компетенций (умений и знаний) обучающихся в образовательном
процессе предусмотрено использование активных и интерактивных форм проведения
занятий (решение ситуационных задач, составление правовых документов) в сочетании с
внеаудиторной самостоятельной работой.
ЗЛ. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета юридических
дисциплин.
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя.
Технические средства обучения:
- ноутбук с лицензионным программным обеспечением и телевизор.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов,”дополнительной
литературы
Нормативные правовые акты:
1.
Конституция РФ от 12.12. 1993г. (в ред.от 01.07.2020)
2.
Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.95 № 223 (в последней редакции)
3.
Гражданский кодекс Российской Федерации (части первая, вторая и третья) (в
последней редакции)
4.
Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.12.96 г. (в последней редакции)
5.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от
30.12.2001 г. (в последней редакции)
6.
Федеральный закон от 15.11.97 №143 «Об актах гражданского состояния» (в
последней редакции)
7.
Федеральный закон от 24.07.98 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в
T.HOVTOVK о, лицензионным поогоаммным обеспечением и телевизоо.
:.
Российской Федерации» (в последней редакции)
8.
Федеральный закон от 24.06.99 № 120-ФЗ «Об основных системы профилактики
безнадзорности
и правонарушений
несовершеннолетних»
(в последней редакции)
.. „
I Грпрцрш .
n p i^ n M P tin v A M iifY
vu p h u u v
ч тгташ ш
М п т а п и а т - п д т / п Р А п 1 т тли п т т и п т а т п .и л и .
9.
Федеральный закон от 16.04.2001 № 44-ФЗ «О государственном банке данных о
детях, оставшихся без попечения родителей» (в последней редакции)
10. Федеральный закон «Об опеке и попечительстве» от24.04.2008 г.№ 48 (в последней
редакции)
11. Федеральный закон «О дополнительных мерах государственной поддержки семей,
имеющих детей» от 29.12.2006 г. №256'(в последней редакции)
12. Конвенция о правах ребенка
Перечень рекомендуемых учебных изданий
Основной источник:
1.
Корнеева, И. Л. Семейное право: учебник и практикум для среднего
профессионального образования / И. Л. Корнеева. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва :
Издательство Юрайт, 2022. — 361 с'. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5534-03868-2. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL:
https://urait.ru/bcode/489611
Дополнительные источники:
1.
Агапов, С. В.
Семейное право:
учебник и практикум для среднего
профессионального образования / С. В. Агапов. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. —
258 с .— (Профессиональное образование).— ISBN 978-5-534-02868-3. — Текст :

электронный
//
Образовательйая
платформа
Юрайт
[сайт].
—
URL:
https://urait.ru/bcode/489616
2.
Рабец, А. М. Ювенальное право Российской Федерации : учебник и практикум для
вузов / А. М. Рабец. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. —
362 с .— (Высшее образование).— ISBN 978-5-534-08810-6. —- Текст : электронный //
Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/488827 (дата
обращения: 18.09.2022)
Информационные справочно-правовое системы:
«КонсультантПлюс», «Гарант» или другие.
Интернет-ресурсы
http:// www.minjust.ru/
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
J

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется
преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ,
тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов,
исследований.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные
знания, ОК, ПК, ЛР)
У-1. Применять нормативные
правовые акты при разрешении
практических ситуаций
У-2. Составлять брачный договор и
алиментное соглашение
У-3. Оказывать правовую помощь о
целью восстановления нарушенных
прав

Формы и методы контроля и оценки результатов
обучения
практические занятия по решению ситуационных
задач
практические занятия по составлению документов
правового характера (брачный договор, алиментное
соглашение)
практические занятия по решению ситуационных
задач

У-4. Анализировать и решать
юридические проблемы в сфере
семейно-правовых отношений
3-1. Основные понятия и источники
семейного права
3-2. Содержание основных институтов
семейного права

практические занятия по решению ситуационных
задач

ОК 2. Организовывать собственную
деятельность, выбирать типовые
методы и способы выполнения
профессиональных задач, оценивать
их эффективность и качество

практические занятия по решению ситуационных
задач

дифференцированный зачёт
дифференцированный зачёт

OK 4. Осуществлять поиск и
использование информации,
(
необходимой для эффективного
выполнения профессиональных задач,
профессионального и личностного
развития

практические занятия по решению ситуационных
задач и составлению правовых документов

ОК 5. Использовать информационно­
коммуникационные технологии в
профессиональной деятельности
ОК 7. Брать на себя ответственность за
работу членов команды
(подчиненных), результат выполнения
заданий
ОК 8. Самостоятельно определять
задачи профессионального и
личностного развития, заниматься
самообразованием-, .осознанно ,
планировать повышение
квалификации
ОК л9. Ориентироваться в условиях
постоянного изменения правовой базы

практические занятия по решению ситуационных
задач и составлению правовых документов

ОК 11. Соблюдать деловой этикет,
культуру и психологические основы
общения, нормы и правила поведения
ОК 12. Проявлять нетерпимость к
коррупционному поведению
ПК 1.1. Осуществлять профессиональное
толкование нормативных правовых актов
для реализации прав граждан в сфере
пенсионного обеспечения и социальной
защиты.
ПК 1.2. Осуществлять прием граждан по

дифференцированный зачёт

вопросам

пенсионного

обеспечения

и

социальной защиты.
ПК 1.4. Осуществлять установление
(назначение,
перерасчет,
перевод),
индексацию и корректировку пенсий,
назначение пособий, компенсаций и
других социальных выплат, используя
информационно-компьютерные
технологии.
'
ПК 1.5. Осуществлять формирование и
хранение дел получателей пенсий,
пособий и других социальных выплат.

практические занятия по решению ситуационных
задач и составлению правовых документов

дифференцированный зачёт

практические занятия по решению ситуационных
задач и составлению правовых документов

дифференцированный зачёт
практические занятия по решению ситуационных
задач и составлению правовых документов

практические занятия по решению ситуационных
задач
практические занятия по решению ситуационных
задач и составлению гражданско-процессуальных
документов

практические занятия по решению ситуационных
задач и составлению гражданско-процессуальных
документов

ПК 2.2. Выявлять лиц, нуждающихся в практические занятия по решению ситуационных
социальной защите и осуществлять их задач
учет,
используя
информационно­
компьютерные технологии.

JTP 12. Принимающий семейные
ценности, готовый к созданию семьи и
воспитанию детей; демонстрирующий
неприятие насилия в семье, ухода от
родительской ответственности, отказа
от отношений со своими детьми и их
финансового содержания
ЛР 13. Демонстрирующий готовность
и способность вести диалог с другими
людьми,
достигать
в
нем
взаимопонимания, находить общие
цели
и
сотрудничать
для
их
достижения
в
профессиональной
деятельности
ЛР 16. Умение реализовать лидерские
качества
в
профессиональной
деятельности
ЛР 18. Осознающий значимость всех
форм собственности, готовность к
защите своей собственности
ЛР
23.
Самостоятельный
и
ответственный в принятии решений во
всех сферах своей деятельности,
готовый к исполнению разнообразных
социальных ролей, востребованных
бизнесом, обществом и государством
JIP 24. Готовый к профессиональной
конкуренции
и
конструктивной
реакции на критику
ЛР 25. Сохранение традиций и
поддержание
престижа
своей
образовательной организации
ЛР 14. Проявляющий сознательное
отношение
к
непрерывному
образованию как условию успешной
профессиональной и общественной
деятельности
ЛР 15. Проявляющий гражданское
отношение
к
профессиональной
деятельности как к возможности
личного
участия
в
решении
общественных,
государственных,
общенациональных проблем
ЛР
17.
Стрессоустойчивость,
коммуникабельность
ЛР 19. Открытый к текущим и
перспективным изменениям в мире
труда и профессий
ЛР 20. Способный к трудовой
профессиональной деятельности как к
возможности участия в решении
личных,
общественных,

практические занятия по решению ситуационных
задач и составлению гражданско-процессуальных
документов

i

практические занятия по решению ситуационных
задач и составлению гражданско-процессуальных
документов, дифференцированный зачёт

государственных, общенациональных
проблем
JIP 21. Осознающий потребность в
труде, уважении к труду и людям
.., , , , труда,,:..., трудовым,,*,*,• достижениям,,
добросовестное,
ответственное
и
творческое отношение к разным видам
трудовой деятельности
ЛР 22. Мотивация к самообразованию
и развитию_________________________

5 ЛИ СТ И ЗМ ЕН ЕН И Й И ДО П О Л Н ЕН И Й , ВН ЕС ЁН Н Ы Х В РА БО Ч У Ю
ПРОГРАМ М У*

№
п/п

№ пункта
рабочей
программы

Дата
внесения
изменений
и
дополнений

До
внесения
изменений и
дополнений

После
изменений и
дополнений

Дата и №
протокола
рассмотрения
цикловой
комиссией

Дата и №
протокола
рассмотрения
методическим
советом/
педагогическим
советом

*лист изменений и дополнений, внесённых в рабочую программу, располагается, на отдельном
листе (с новой страницы)

I

лл


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».