ОПД.03 Статистика, 2022

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Свердловской области
«К амы ш ловский гуманитарно-технологичес!

нитарноникум»;
Бочкарева

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОП.ОЗ «СТАТИСТИКА»
для специальности СПО
38.02.05 «Товароведение и экспертиза
качества потребительских товаров»

Форма обучения - очная
Срок обучения 2 года 10 месяцев
Уровень освоения: базовый

К ам ы ш лов, 2022

Рассмотрена на заседани:
сиональных дисциплин
Председатель

редметной (цикловой) комиссии педагогических работников професЬ у СО «КГТТ»
Е.В. Чудинова

СОГЛАСОВАНО:
Заместитель директора по УПР
Н.А. П ольдяева
СОГЛАСОВАНО:
Заместитель директора по УМР
M u '} / Т.А. М адыгина
V

Составитель: Чуркина А нна Тимофеевна - преподаватель высш ей квалификационной ка­
тегории ГАПОУ СО «КГТТ»

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Ф едерального государ­
ственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образова­
ния 38.02.05 «Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров» (приказ М ини­
стерства образования и науки Российской Федерации № 835 от 28.07.2014 г. «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта по специальности СПО 38.02.05 То­
вароведение и экспертиза качества потребительских товаров»).

СОДЕРЖАНИЕ

1. Паспорт программы учебной дисциплины
2. Структура и примерное содержание учебной дисциплины
3. Условия реализации программы учебной дисциплины
4. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины
5. Лист изменений и дополнений, внесенных в рабочую программу

1. П А С П О РТ П РО ГРА М М Ы У ЧЕБНО Й ДИ СЦ И П Л И Н Ы
1.1. Область применения программы
П рограмма учебной дисциплины является частью образовательной программы подготовки
специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальности СПО 38.02.05 «Товаро­
ведение и экспертиза качества потребительских товаров».
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной про­
граммы: дисциплина является общ епрофессиональной и входит в профессиональный цикл.
1.3. Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
У 1- использовать основные методы и приемы статистики для реш ения практических задач
в профессиональной деятельности;
- У2- собирать и регистрировать статистическую информацию;
- УЗ - проводить первичную обработку и контроль материалов наблюдения;
- У4 - выполнять расчеты статистических показателей и формулировать основные выводы;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
31 -предмет, метод и задачи статистики;
- 32- статистическое изучение связи между явлениями;
- 33- абсолютные и относительные величины;
- 34- средние величины и показатели вариации;
- 35- ряды: динамики и ряды распределения, индексы;
- 36- современные тенденции развития статистического учета;
37- основные способы сбора, обработки, анализа и наглядного представления информации;
38- порядок ведения статистической деятельности и организации статистического учета в
Российской Федерации;
39- формы, виды и способы статистических наблюдений;
3-10 основные формы действую щ ей статистической отчетности;
1.4. Результатом освоения дисциплины является определенный этап сформированности сле­
дующих профессиональных и общих компетенций:
OK 1. Понимать сущ ность и социальную значимость своей будущ ей профессии, проявлять к
ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выпол­
нения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать реш ения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответ­
ственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного вы­
полнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с исполь­
зованием информационно-коммуникационных технологий.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, по­
требителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат вы­
полнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, зани­
маться самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности
ПК
ПК
ПК
ПК

1.1.
1.4.
3.1.
3.4.

Выявлять потребность в товарах.
Оформлять документацию на поставку и реализацию товаров
Участвовать в планировании основных показателей деятельности организации
Контролировать ход и оценивать результаты выполнения работ исполнителями

4

1.5 Результатом освоения дисциплины является достиж ение обучаю щ имися следую­
щих личностны х результатов:
JIP4 П роявляю щ ий и демонстрирую щ ий уважение к людям труда, осознаю щ ий ценность соб­
ственного труда. Стремящ ийся к формированию в сетевой среде личностно и профессионального
конструктивного «цифрового следа».;
J1P 7 Осознающ ий приоритетную ценность личности человека; уважающий собственную и
чужую уникальность в различных ситуациях, во всех формах и видах деятельности;
JIP 13 Соблюдающий в своей профессиональной деятельности этические принципы: честно­
сти, независимости, профессионального скептицизма, противодействия коррупции и экстре­
мизму, обладающий системным мыш лением и умением принимать реш ение в условиях риска и
неопределенности
ЛР14 Готовый соответствовать ожиданиям работодателей: проектно-мыслящ ий, эффективно
взаимодействующ ий с членами команды и сотрудничающ ий с другими лю дьми, осознанно вы ­
полняющ ий профессиональные требования, ответственный, пунктуальный, дисциплинирован­
ный, трудолюбивый, критически мыслящий, нацеленный на достижение поставленных целей;
демонстрирующий профессиональную жизнестойкость
ЛР19 Открытый к текущ им и перспективным изменениям в мире труда и профессий
ЛР23 Готовый к профессиональной конкуренции и конструктивной реакции на критику
ЛР 24 Сохранение традиций и поддержание престижа своей образовательной организации.
1.6. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины :
■ максимальной учебной нагрузки обучающегося - 75 часов, в том числе:
- обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 50 часов;
- самостоятельной работы обучающегося - 25 часов.

5

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. О бъем учебн ой ди сциплины и виды учебн ой работы
Вид учебн ой работы
Максимальная учебная нагрузка (всего)
О бязательная ауд и торн ая учебная нагрузка (всего)
в том числе:
практические занятия
Самостоятельная работа обучаю щ егося (всего)
Итоговая аттестация в форме диф ф еренцированного зачета

Объем часов
75
50
30
25

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование
разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятель­
ная работа обучающихся

Раздел 1. Введение в статистику
Содержание учебного материала
Предмет, метод и задачи статистики. Особенности статистической методологии. Система госу­
дарственной статистики в Р.Ф. Задачи и принципы организации государственного статистиче­
ского учета, структура органов государственной статистики. Функции органов государствен­
ной статистики. Современные технологии организации статистического учета
Содержание учебного материала
Понятие и этапы, цели, задачи, программа, объект и единицы статистического наблюдения.
Организационный план. Ошибки наблюдения: ошибки регистрации и ошибки репрезентатив­
ности. Арифметический и логический контроль материалов наблюдения. Формы, виды и спо­
Тема 1.2.
собы
статистического наблюдения, основные формы и виды действующей статистической от­
Статистические
четности.
наблюдения
Практические занятия
Сбор и регистрация статистической информации.
Первичная обработка и контроль материалов наблюдения.
Самостоятельная работа
Подготовка реферата по истории развития статистики.
Ознакомление с работой местных органов статистики.
Подготовка реферата по истории переписи.
Подготовка сообщения «Твой город в цифрах».
Тема 1.1.
Предмет, метод и за­
дачи статистики. Орга­
низация статистики в
Р.Ф.

Объем
часов

Уровень
освоения

O K I,2,4
ЛР 4,19,23

11

2

1

2

1

4

2

5

ОК 1-7
ПК3.2
ЛР 13,14,19

Раздел 2. Метод обобщения статистической информации
Содержание учебного материала
Статистическая сводка. Виды сводки по глубине и форме обработки материала, технике вы­
полнения. Программа статистической сводки. Группировка статистических данных. Виды
Тема 2.1.
Сводка и группировка группировок. Выбор группировочных признаков. Определение числа групп и интервалов. Ме­
тод вторичной группировки. Понятие о классификации. Понятие, виды и правила построения
статистических дан­
ных, табличный и гра­ статистических таблиц. Графический метод в статистике. Ряд распределения. Атрибутивные и
фический метод. Ряды вариационные ряды распределения. Графическое изображение рядов распределения: полигон,
гистограмма, кумулята, огива.
распределения
Практические занятия
Построение и анализ рядов распределения.
Самостоятельная работа

Формируемые
ОК,ПК,ЛР

2

2

4

о

4

7

оставления опорного конспекта по теме: «Способы наглядного представления информации с использованием материаов периодической печати».
ОК 2,3,6,8
ПК 3.2.,3.5
ЛР
13,19,23,24

*аздел 3. Расчет н анализ статистических показателей
Содержание учебного материала
Статический показатель и его значение, виды. Понятие об абсолютных и относительных пока­
зателях. Индивидуальные и сводные абсолютные показатели. Натуральные, стоимостные, тру­
Тема 3.1
довые единицы измерения .Относительные показатели динамики, плана, выполнения плана,
Обобщение статисти­
структуры, координации, интенсивности и сравнения.
ческих показателей
Практические занятия
Расчет и анализ относительных величин. Оформление результатов в статических таблицах и
графиках.
Самостоятельная работа
Привести примеры относительных величин из материалов периодической печати.
Содержание учебного материала
Средняя величина, сущность, определение, виды. Средняя арифметическая и её свойства. Дру­
гие виды средних. Мажорантность средних величин. Структурные средние. Мода, медиана.
Понятие о вариации. Абсолютные показатели вариации: размах вариации, среднее линейное
отклонение, дисперсия, среднее квадратическое отклонение.
Тема 3.2
Виды и свойства дисперсии. Правило сложения дисперсий. Относительные показатели вариа­
Сравнение величин и
ции: линейный коэффициент вариации, простой коэффициент вариации, коэффициент осцил­
показатели вариации
ляции.
Практические занятия
Определение среднего уровня изучаемого явления и анализ полученных результатов.
Оценка степени вариации изучаемого признака
Самостоятельная работа
Составление опорного конспекта по темам: «Средние величины» и «Показатели вариации»
Содержание учебного материала
Выборочное наблюдение: понятие, причины и условия применения, этапы. Методы и способы
отбора. Ошибки выборочного наблюдения. Определение доверительных границ обобщающих
Тема 3.3
характеристик генеральной совокупности. Определение необходимой численности выбороч­
Метод выборочного
ной совокупности. Малая выборка. Практика применения выборочного наблюдения.
наблюдения
Практические занятия
Оценка характеристик генеральной совокупности
Самостоятельная работа
Составление опорного конспекта по теме: «Выборочное наблюдение».
Подготовка реферата о применении выборочного наблюдения в практике хозяйствующих субъектов

2

2

4

2

4

2

1

4
3
4

2

1

4

3

4

8

Содержание учебного материала
Понятие корреляционной связи. Статистические методы выявления корреляционной связи.
Тема 3.4
Показатели тесности корреляционной связи. Множественная корреляционная зависимость.
Статистическое изуче­
Уравнение регрессии.
ние взаимосвязей
Практические занятия
Выявление наличия, направления и тесности взаимосвязи изучаемых процессов и явлений.
Содержание учебного материала
Ряды динамики: понятие, виды, элементы, правила построения, сопоставимость. Статистиче­
ские показатели характеристики рядов динамики, приемы анализа рядов динамики. Средние
величины в рядах динамики. Статистические методы прогнозирования уровней рядов дина­
Тема 3.5
мики. Выявление основной тенденции развития. Анализ сезонных колебаний.
Ряды динамики
Практические занятия:
Анализ изучаемых явлений динамики, выявление основных закономерностей изменения про­
цессов и явлений.
Освоение статистических методов прогнозирования уровней рядов динамики.
Самостоятельная работа
Проведение исследования сезонных колебаний производства и реализации продукции по материалам организации города.
Содержание учебного материала
Индексы и их виды. Индивидуальные и общие индексы. Агрегатный индекс. Средние индексы.
Тема 3.6
Индексы структурных сдвигов. Взаимосвязь индексов. Факторный анализ
Статистические ин­
Практические занятия:
дексы
Изучение структурных сдвигов и факторный анализ на основе индексного метода

2

1

2

3

2

1

4

3

4
2

1

4

3

2

Дифференцированный зачет
Всего

ОК 2,3,6,8
ПК 3.2.,3.5
ЛР 13,19,23

75

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1 - ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2 - репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3 - продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)

9

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Статистика»
Оборудование учебного кабинета:
- компьютеры
Технические средства обучения:
- мультимедиа, аудиовизуальные, интернет, СПС «Гарант».
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий,
Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1. Мхитарян B.C. Статистика: учебник для СПО. - М.: ИЦ «Академия», 2019
Дополнительные источники:
1. Мхитарян B.C., Дуброва Т.А., Минашкин В.Г. Статистика. - М.: Академия, 2018
2. Мхитарян B.C. Статистика: учебник. - М.: Академия, 2016
3. Социально-экономическая статистика: Практикум: Учеб. пособие / Под ред. Салина В.Н., Шпаковской Е.П. - М.: Финансы и статистика, 2016.
Интернет-ресурсы:
1. http://statistika.ru/
2. http://www.gks.ru/ - Федеральная служба государственной статистики
3. http://www.statsoft.ru/home/textbook/default.htm - электронный учебник по статистике

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляются преподавателем в процессе про­

ведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися
индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)

-

-

-

-

-

-

Формы и методы контроля и
оценки результатов обучения

У1- Использовать основные методы и приемы статистики
для решения практических задач в профессиональной дея­
тельности;
У2- Собирать и регистрировать статистическую информа­
цию.
УЗ- Проводить первичную обработку и контроль материа­
лов наблюдения
У -4 Выполнять расчет статистических показателей и фор­
мулировать основные выводы.

Текущий -практическая работа,
контрольная работа
Дифференцированный зачет

31 - предмет, метод и задачи статистики;
32- статистическое изучение связи между явлениями;
33- абсолютные и относительные величины;
34- средние величины и показатели вариации;
35- ряды: динамики и ряды распределения, индексы;
36- современные тенденции развития статистического
учета;
37- основные способы сбора, обработки, анализа и нагляд­
ного представления информации;
38- порядок ведения статистической деятельности и органи­
зации статистического учета в Российской Федерации;
39- формы, виды и способы статистических наблюдений;
310- основные формы действующей статистической отчет­
ности;

Текущий - тестирование, практи­
ческая работа, контрольная ра­
бота.
Дифференцированный зачет

OK 1. Понимать сущ ность и социальную значимость
своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый
интерес.
ОК 2. О рганизовывать собственную деятельность, вы­
бирать типовые методы и способы выполнения профес­
сиональных задач, оценивать их эффективность и каче­
ство.
ОК 3. Принимать реш ения в стандартных и нестандарт­
ных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осущ ествлять поиск и использование информа­
ции, необходимой для эффективного выполнения про­
фессиональных задач, профессионального и личност­
ного развития.
ОК 5. Владеть информационной культурой, анализиро­
вать и оценивать информацию с использованием информационно-коммуникационных технологий.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно об­
щаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов
команды (подчиненных), результат выполнения зада­
ний.

Текущий -практическая работа,
контрольная работа
Дифференцированный зачет

-

OK 8. Самостоятельно определять задачи профессио­
нального и личностного развития, заниматься самообра­
зованием, осознанно планировать повышение квалифи­
кации.
- ОК 9. О риентироваться в условиях частой смены техно­
логий в профессиональной деятельности
- ПК 1.4. О формлять документацию на поставку и реализа­
цию товаров.
- ПК 3.1. Участвовать в планировании основных показате­
лей деятельности организации.
- ПК 3.4. Контролировать ход и оценивать результаты вы ­
полнения работ исполнителями

5.ЛИСТ И ЗМ ЕН ЕН И Й И Д О П О Л Н ЕН И Й , ВН ЕС ЁН Н Ы Х В РА БО Ч У Ю П РОГРАМ М У*

№
п/п

1
2

№ пункта
рабочей
программы

Дата
внесения
изменений
и дополне­
ний

До

внесения из­
менений и
дополнений

После
изменений и
дополнений

Дата и № прото­
кола рассмотрения
цикловой комис­
сией

Дата и № про­
токола рас­
смотрения ме­
тодическим
советом/ педа­
гогическим со­
ветом


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».