Министерство образования и молодежной политики Свердловской области Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области «К амы ш ловский гуманитарно-технологичес! нитарноникум»; Бочкарева РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.ОЗ «СТАТИСТИКА» для специальности СПО 38.02.05 «Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров» Форма обучения - очная Срок обучения 2 года 10 месяцев Уровень освоения: базовый К ам ы ш лов, 2022 Рассмотрена на заседани: сиональных дисциплин Председатель редметной (цикловой) комиссии педагогических работников професЬ у СО «КГТТ» Е.В. Чудинова СОГЛАСОВАНО: Заместитель директора по УПР Н.А. П ольдяева СОГЛАСОВАНО: Заместитель директора по УМР M u '} / Т.А. М адыгина V Составитель: Чуркина А нна Тимофеевна - преподаватель высш ей квалификационной ка тегории ГАПОУ СО «КГТТ» Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Ф едерального государ ственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образова ния 38.02.05 «Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров» (приказ М ини стерства образования и науки Российской Федерации № 835 от 28.07.2014 г. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта по специальности СПО 38.02.05 То вароведение и экспертиза качества потребительских товаров»). СОДЕРЖАНИЕ 1. Паспорт программы учебной дисциплины 2. Структура и примерное содержание учебной дисциплины 3. Условия реализации программы учебной дисциплины 4. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины 5. Лист изменений и дополнений, внесенных в рабочую программу 1. П А С П О РТ П РО ГРА М М Ы У ЧЕБНО Й ДИ СЦ И П Л И Н Ы 1.1. Область применения программы П рограмма учебной дисциплины является частью образовательной программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальности СПО 38.02.05 «Товаро ведение и экспертиза качества потребительских товаров». 1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной про граммы: дисциплина является общ епрофессиональной и входит в профессиональный цикл. 1.3. Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины: В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь: У 1- использовать основные методы и приемы статистики для реш ения практических задач в профессиональной деятельности; - У2- собирать и регистрировать статистическую информацию; - УЗ - проводить первичную обработку и контроль материалов наблюдения; - У4 - выполнять расчеты статистических показателей и формулировать основные выводы; В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать: 31 -предмет, метод и задачи статистики; - 32- статистическое изучение связи между явлениями; - 33- абсолютные и относительные величины; - 34- средние величины и показатели вариации; - 35- ряды: динамики и ряды распределения, индексы; - 36- современные тенденции развития статистического учета; 37- основные способы сбора, обработки, анализа и наглядного представления информации; 38- порядок ведения статистической деятельности и организации статистического учета в Российской Федерации; 39- формы, виды и способы статистических наблюдений; 3-10 основные формы действую щ ей статистической отчетности; 1.4. Результатом освоения дисциплины является определенный этап сформированности сле дующих профессиональных и общих компетенций: OK 1. Понимать сущ ность и социальную значимость своей будущ ей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выпол нения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. ОК 3. Принимать реш ения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответ ственность. ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного вы полнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. ОК 5. Владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с исполь зованием информационно-коммуникационных технологий. ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, по требителями. ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат вы полнения заданий. ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, зани маться самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности ПК ПК ПК ПК 1.1. 1.4. 3.1. 3.4. Выявлять потребность в товарах. Оформлять документацию на поставку и реализацию товаров Участвовать в планировании основных показателей деятельности организации Контролировать ход и оценивать результаты выполнения работ исполнителями 4 1.5 Результатом освоения дисциплины является достиж ение обучаю щ имися следую щих личностны х результатов: JIP4 П роявляю щ ий и демонстрирую щ ий уважение к людям труда, осознаю щ ий ценность соб ственного труда. Стремящ ийся к формированию в сетевой среде личностно и профессионального конструктивного «цифрового следа».; J1P 7 Осознающ ий приоритетную ценность личности человека; уважающий собственную и чужую уникальность в различных ситуациях, во всех формах и видах деятельности; JIP 13 Соблюдающий в своей профессиональной деятельности этические принципы: честно сти, независимости, профессионального скептицизма, противодействия коррупции и экстре мизму, обладающий системным мыш лением и умением принимать реш ение в условиях риска и неопределенности ЛР14 Готовый соответствовать ожиданиям работодателей: проектно-мыслящ ий, эффективно взаимодействующ ий с членами команды и сотрудничающ ий с другими лю дьми, осознанно вы полняющ ий профессиональные требования, ответственный, пунктуальный, дисциплинирован ный, трудолюбивый, критически мыслящий, нацеленный на достижение поставленных целей; демонстрирующий профессиональную жизнестойкость ЛР19 Открытый к текущ им и перспективным изменениям в мире труда и профессий ЛР23 Готовый к профессиональной конкуренции и конструктивной реакции на критику ЛР 24 Сохранение традиций и поддержание престижа своей образовательной организации. 1.6. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины : ■ максимальной учебной нагрузки обучающегося - 75 часов, в том числе: - обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 50 часов; - самостоятельной работы обучающегося - 25 часов. 5 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2.1. О бъем учебн ой ди сциплины и виды учебн ой работы Вид учебн ой работы Максимальная учебная нагрузка (всего) О бязательная ауд и торн ая учебная нагрузка (всего) в том числе: практические занятия Самостоятельная работа обучаю щ егося (всего) Итоговая аттестация в форме диф ф еренцированного зачета Объем часов 75 50 30 25 2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятель ная работа обучающихся Раздел 1. Введение в статистику Содержание учебного материала Предмет, метод и задачи статистики. Особенности статистической методологии. Система госу дарственной статистики в Р.Ф. Задачи и принципы организации государственного статистиче ского учета, структура органов государственной статистики. Функции органов государствен ной статистики. Современные технологии организации статистического учета Содержание учебного материала Понятие и этапы, цели, задачи, программа, объект и единицы статистического наблюдения. Организационный план. Ошибки наблюдения: ошибки регистрации и ошибки репрезентатив ности. Арифметический и логический контроль материалов наблюдения. Формы, виды и спо Тема 1.2. собы статистического наблюдения, основные формы и виды действующей статистической от Статистические четности. наблюдения Практические занятия Сбор и регистрация статистической информации. Первичная обработка и контроль материалов наблюдения. Самостоятельная работа Подготовка реферата по истории развития статистики. Ознакомление с работой местных органов статистики. Подготовка реферата по истории переписи. Подготовка сообщения «Твой город в цифрах». Тема 1.1. Предмет, метод и за дачи статистики. Орга низация статистики в Р.Ф. Объем часов Уровень освоения O K I,2,4 ЛР 4,19,23 11 2 1 2 1 4 2 5 ОК 1-7 ПК3.2 ЛР 13,14,19 Раздел 2. Метод обобщения статистической информации Содержание учебного материала Статистическая сводка. Виды сводки по глубине и форме обработки материала, технике вы полнения. Программа статистической сводки. Группировка статистических данных. Виды Тема 2.1. Сводка и группировка группировок. Выбор группировочных признаков. Определение числа групп и интервалов. Ме тод вторичной группировки. Понятие о классификации. Понятие, виды и правила построения статистических дан ных, табличный и гра статистических таблиц. Графический метод в статистике. Ряд распределения. Атрибутивные и фический метод. Ряды вариационные ряды распределения. Графическое изображение рядов распределения: полигон, гистограмма, кумулята, огива. распределения Практические занятия Построение и анализ рядов распределения. Самостоятельная работа Формируемые ОК,ПК,ЛР 2 2 4 о 4 7 оставления опорного конспекта по теме: «Способы наглядного представления информации с использованием материаов периодической печати». ОК 2,3,6,8 ПК 3.2.,3.5 ЛР 13,19,23,24 *аздел 3. Расчет н анализ статистических показателей Содержание учебного материала Статический показатель и его значение, виды. Понятие об абсолютных и относительных пока зателях. Индивидуальные и сводные абсолютные показатели. Натуральные, стоимостные, тру Тема 3.1 довые единицы измерения .Относительные показатели динамики, плана, выполнения плана, Обобщение статисти структуры, координации, интенсивности и сравнения. ческих показателей Практические занятия Расчет и анализ относительных величин. Оформление результатов в статических таблицах и графиках. Самостоятельная работа Привести примеры относительных величин из материалов периодической печати. Содержание учебного материала Средняя величина, сущность, определение, виды. Средняя арифметическая и её свойства. Дру гие виды средних. Мажорантность средних величин. Структурные средние. Мода, медиана. Понятие о вариации. Абсолютные показатели вариации: размах вариации, среднее линейное отклонение, дисперсия, среднее квадратическое отклонение. Тема 3.2 Виды и свойства дисперсии. Правило сложения дисперсий. Относительные показатели вариа Сравнение величин и ции: линейный коэффициент вариации, простой коэффициент вариации, коэффициент осцил показатели вариации ляции. Практические занятия Определение среднего уровня изучаемого явления и анализ полученных результатов. Оценка степени вариации изучаемого признака Самостоятельная работа Составление опорного конспекта по темам: «Средние величины» и «Показатели вариации» Содержание учебного материала Выборочное наблюдение: понятие, причины и условия применения, этапы. Методы и способы отбора. Ошибки выборочного наблюдения. Определение доверительных границ обобщающих Тема 3.3 характеристик генеральной совокупности. Определение необходимой численности выбороч Метод выборочного ной совокупности. Малая выборка. Практика применения выборочного наблюдения. наблюдения Практические занятия Оценка характеристик генеральной совокупности Самостоятельная работа Составление опорного конспекта по теме: «Выборочное наблюдение». Подготовка реферата о применении выборочного наблюдения в практике хозяйствующих субъектов 2 2 4 2 4 2 1 4 3 4 2 1 4 3 4 8 Содержание учебного материала Понятие корреляционной связи. Статистические методы выявления корреляционной связи. Тема 3.4 Показатели тесности корреляционной связи. Множественная корреляционная зависимость. Статистическое изуче Уравнение регрессии. ние взаимосвязей Практические занятия Выявление наличия, направления и тесности взаимосвязи изучаемых процессов и явлений. Содержание учебного материала Ряды динамики: понятие, виды, элементы, правила построения, сопоставимость. Статистиче ские показатели характеристики рядов динамики, приемы анализа рядов динамики. Средние величины в рядах динамики. Статистические методы прогнозирования уровней рядов дина Тема 3.5 мики. Выявление основной тенденции развития. Анализ сезонных колебаний. Ряды динамики Практические занятия: Анализ изучаемых явлений динамики, выявление основных закономерностей изменения про цессов и явлений. Освоение статистических методов прогнозирования уровней рядов динамики. Самостоятельная работа Проведение исследования сезонных колебаний производства и реализации продукции по материалам организации города. Содержание учебного материала Индексы и их виды. Индивидуальные и общие индексы. Агрегатный индекс. Средние индексы. Тема 3.6 Индексы структурных сдвигов. Взаимосвязь индексов. Факторный анализ Статистические ин Практические занятия: дексы Изучение структурных сдвигов и факторный анализ на основе индексного метода 2 1 2 3 2 1 4 3 4 2 1 4 3 2 Дифференцированный зачет Всего ОК 2,3,6,8 ПК 3.2.,3.5 ЛР 13,19,23 75 Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения: 1 - ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств); 2 - репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством) 3 - продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач) 9 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ 3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Статистика» Оборудование учебного кабинета: - компьютеры Технические средства обучения: - мультимедиа, аудиовизуальные, интернет, СПС «Гарант». 3.2. Информационное обеспечение обучения Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы Основные источники: 1. Мхитарян B.C. Статистика: учебник для СПО. - М.: ИЦ «Академия», 2019 Дополнительные источники: 1. Мхитарян B.C., Дуброва Т.А., Минашкин В.Г. Статистика. - М.: Академия, 2018 2. Мхитарян B.C. Статистика: учебник. - М.: Академия, 2016 3. Социально-экономическая статистика: Практикум: Учеб. пособие / Под ред. Салина В.Н., Шпаковской Е.П. - М.: Финансы и статистика, 2016. Интернет-ресурсы: 1. http://statistika.ru/ 2. http://www.gks.ru/ - Федеральная служба государственной статистики 3. http://www.statsoft.ru/home/textbook/default.htm - электронный учебник по статистике 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляются преподавателем в процессе про ведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований. Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) - - - - - - Формы и методы контроля и оценки результатов обучения У1- Использовать основные методы и приемы статистики для решения практических задач в профессиональной дея тельности; У2- Собирать и регистрировать статистическую информа цию. УЗ- Проводить первичную обработку и контроль материа лов наблюдения У -4 Выполнять расчет статистических показателей и фор мулировать основные выводы. Текущий -практическая работа, контрольная работа Дифференцированный зачет 31 - предмет, метод и задачи статистики; 32- статистическое изучение связи между явлениями; 33- абсолютные и относительные величины; 34- средние величины и показатели вариации; 35- ряды: динамики и ряды распределения, индексы; 36- современные тенденции развития статистического учета; 37- основные способы сбора, обработки, анализа и нагляд ного представления информации; 38- порядок ведения статистической деятельности и органи зации статистического учета в Российской Федерации; 39- формы, виды и способы статистических наблюдений; 310- основные формы действующей статистической отчет ности; Текущий - тестирование, практи ческая работа, контрольная ра бота. Дифференцированный зачет OK 1. Понимать сущ ность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. ОК 2. О рганизовывать собственную деятельность, вы бирать типовые методы и способы выполнения профес сиональных задач, оценивать их эффективность и каче ство. ОК 3. Принимать реш ения в стандартных и нестандарт ных ситуациях и нести за них ответственность. ОК 4. Осущ ествлять поиск и использование информа ции, необходимой для эффективного выполнения про фессиональных задач, профессионального и личност ного развития. ОК 5. Владеть информационной культурой, анализиро вать и оценивать информацию с использованием информационно-коммуникационных технологий. ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно об щаться с коллегами, руководством, потребителями. ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения зада ний. Текущий -практическая работа, контрольная работа Дифференцированный зачет - OK 8. Самостоятельно определять задачи профессио нального и личностного развития, заниматься самообра зованием, осознанно планировать повышение квалифи кации. - ОК 9. О риентироваться в условиях частой смены техно логий в профессиональной деятельности - ПК 1.4. О формлять документацию на поставку и реализа цию товаров. - ПК 3.1. Участвовать в планировании основных показате лей деятельности организации. - ПК 3.4. Контролировать ход и оценивать результаты вы полнения работ исполнителями 5.ЛИСТ И ЗМ ЕН ЕН И Й И Д О П О Л Н ЕН И Й , ВН ЕС ЁН Н Ы Х В РА БО Ч У Ю П РОГРАМ М У* № п/п 1 2 № пункта рабочей программы Дата внесения изменений и дополне ний До внесения из менений и дополнений После изменений и дополнений Дата и № прото кола рассмотрения цикловой комис сией Дата и № про токола рас смотрения ме тодическим советом/ педа гогическим со ветом