Министерство образования и молодёжной политики Свердловской области Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области «Камышловский гуманитарно-техиодолзд^йедй техникум» итарноикум» очкарева РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.Ю «БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЕ» для специальности СПО 38.02.05. «Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров» Форма обучения - очная Срок обучения 2 года 10 месяцев Уровень освоения: базовый Профиль обучения: естественно-научный Камышлов, 2022 Рассмотрена на заседании предметной (цикловой) комиссии педагогических работников профессиональ- СОГЛАСОВАНО: СОГЛАСОВАНО: Заместитель директора по УМР Т.А. Мадыгина - Составитель: Степанова Екатерина Александровна - преподаватель ГАПОУ СО «КГТТ» i Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государствен ного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального обра зования по специальности 38.02.05. «Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров» , (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 28 июля 2014 г. N 835), а также требований производства к подготовке современных востребованных специалистов, спо собных адаптироваться к изменяющимся условиям профессиональной деятельности (Про грамма социально-экономического развития Камышловского городского округа). СОДЕРЖАНИЕ Паспорт рабочей программы учебной дисциплины...................... Структура и содержание учебной дисциплины............................. Условия реализации рабочей программы учебной дисциплины Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины Лист изменений и дополнений, внесенных в рабочую программу 1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 1.1. Область применения программы Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образователь ной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 38.02.05. «Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров» (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 28 июля 2014 г. N 835). 1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной про граммы: программа учебной дисциплины относится к циклу общепрофессиональных дисци плин. 1.3. Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины: В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь: использовать для планирования, функционирования и развития предприятия основные принципы и методы бизнес-планирования; определять четкие и ясные цели бизнес-плана; вести эффективное интерактивное общение в интернете, представлять и защищать свои письменные работы; превращать информацию в знания, применять и делиться полученным знанием; выбирать конкретные применения знаний и умений к анализу ситуации; В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать: современные методики и требования к разработке бизнес-проекта; структуру и основные разделы, разрабатываемые в бизнес-плане; методы продвижения и реализации готового бизнес-проекта; определение планирования и его основных понятий; методы, алгоритмы и инструменты бизнес-планирования. Результатом освоения общепрофессиональной дисциплины является овладение обучающимися общими (ОК) компетенциями: OK 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выпол нения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответствен ность. ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного вы полнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. ОК 5. Владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с использо ванием информационно-коммуникационных технологий. ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потре бителями. ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выпол нения заданий. ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, зани маться самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности, профессиональными (ПК)компетенциями: ПК 1.1. Выявлять потребность в товарах. ПК 1.2. Осуществлять связи с поставщиками и потребителями продукции. ПК 1.3. Управлять товарными запасами и потоками. ПК 1.4. Оформлять документацию на поставку и реализацию товаров. , ПК 3.1. Участвовать в планировании основных показателей деятельности организации. ПК 3.2. Планировать выполнение работ исполнителями. ПК 3.3. Организовывать работу трудового коллектива. ПК 3.4. Контролировать ход и оценивать результаты выполнения работ исполнителями. ПК 3.5. Оформлять учетно-отчетную документацию. Результатом освоения дисциплины является достижение обучающимися следующих лич ностных результатов: JIP 4Проявляющий и демонстрирующий уважение к людям труда, осознающий ценность собственного труда. Стремящийся к формированию в сетевой среде личностно и профессионального конструктив ного «цифрового следа». ЛР ЮЗаботящийся о защите окружающей среды, собственной и чужой безопасности, в том числе цифровой. JIP 13Соблюдающий в своей профессиональной деятельности этические принципы: честно сти, независимости, профессионального скептицизма, противодействия коррупции и экстре мизму, обладающий системным мышлением и умением принимать решение в условиях риска и неопределенности JIP 14Готовый соответствовать ожиданиям работодателей: проектно-мыслящий, эффективно взаимодействующий с членами команды и сотрудничающий с другими людьми, осознанно выполняющий профессиональные требования, ответственный, пунктуальный, дисциплиниро ванный, трудолюбивый, критически мыслящий, нацеленный на достижение поставленных целей; демонстрирующий профессиональную жизнестойкость JIP 1Ю ткрытый к текущим и перспективным изменениям в мире труда и профессий ЛР22Самостоятельный и ответственный в принятии решений во всех сферах своей деятель ности, готовый к исполнению разнообразных социальных ролей, востребованных бизнес'ом, обществом и государством ЛР23Готовый к профессиональной конкуренции и конструктивной реакции на критику ЛР24Сохранение традиций и поддержание престижа своей образовательной организации. 1.6. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины: * максимальной учебной нагрузки обучающегося - 54 часов, в том числе: - обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося -3 6 часов; - самостоятельной работы обучаю щ егося-1 8 часов. 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖ АНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы Вид учебной работы Объем часов М аксимальная учебная нагрузка (всего) Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) 54 36 в том числе: практические занятия 20 Самостоятельная работа обучающегося (всего) 18 Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета 2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Наименование разде лов и тем Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся Объем часов Раздел 1. Бизнес-план как основа реализации предпринимательской идеи 8 Содержание учебного материала 1 Банк идей. Этапы разработки и реализации предпринимательской идеи Тема 1.1. 2 Понятие бизнес-плана: характеристика, цели составления, состав и Понятие структура разделов предпринимательской идеи и бизнес-плана Практические занятия Ознакомление с реальным бизнес-планом, разработанным в условиях 1 конкретного предприятия (упражнение). Самостоятельная работа обучающихся: Изучение и анализ проектов предпринимательских идей 8 Раздел 2. Содержание основных разделов бизнес-плана 34 Тема 2.1. Анализ и методика оценки рынка сбыта, конкурентоспособно сти фирмы и товара Содержание учебного материала Методы исследования рынка, оценка его конъюнктуры и позицио 1 нирование, SWOT- анализ. Тест. Практические занятия Составление соответствующего раздела бизнес-плана по выбран 1 ной идее (упражнение) Самостоятельная работа обучающихся Изучение бизнес-процессов, техники анализа внешней и внутренней среды Содержание учебного материала Характеристика технологического процесса, составление производ Тема 2.2. 1 ственной программы, расчет потребности в сырье и материалах, Производственный прироста оборотных средств план Практические занятия 1 Составление соответствующего раздела (упражнение) Самостоятельная работа обучающихся Работа с источниками информации для составления производственного плана Содержание учебного материала Тема 2.3. 1 Уровень освоения ОК 2, 3, 4, 5, 8,9 1 2 4 2 3 ОК 1-9 8 2 1 ПК 1.1-1.4 3,1-3.5 2 ЛР 4,10,13,14, 19,22,23,24 4 4 2 ПК 1.1; 1.2; 3,1 ЛР 4, 14.19, 22-24 1 2 Ф ормируемые ОК,ПК,ЛР 3 6 2 1 2 2 2 2 3 6 1 ..... 7 Система управления предприятием, кадровая политика. Правовое обеспечение деятельности Практические занятия 1 Составление соответствующего раздела бизнес-плана (упражнение) Самостоятельная работа обучающихся Работа с источниками информации для составления юридического плана Содержание учебного материала Тема 2.4. Анализ рисков, организационные меры по профилактике нейтрали 1 Оценка рисков и зации рисков лимитирующих Практические занятия факторов 1 Составление соответствующего раздела бизнес-плана (упражнение) Содержание учебного материала Тема 2.5 Потребность в инвестициях, источники их финансирования. Тест ! Стратегия финансиро 1 Оценка эффективности проекта. вания. План инвести ций и возврата кре Практические занятия дита 1 Оценка эффективности проекта по выбранной идее (упражнение) Самостоятельная работа обучающихся Работа с источниками информации для составления финансового плана Содержание учебного материала 1 Основы разработки раздела бизнес-плана - резюме Тема 2.6 Резюме проекта Практические занятия 1 Составление раздела бизнес-плана «резюме» по выбранной идее Самостоятельная работа обучающихся Работа с источниками информации для составления резю ме Организационный и юридический планы 1 2 2 2 2 3 3 1 2 2 6 2 1 2 1 2 2 2 2 3 5 1 2 2 2 Раздел 3. Рекомендации по оформлению и анализу бизнес-плана 10 Содержание учебного материала Инвестиционная заявка. Продвижение бизнес-плана, безопасность 1 Тема 3.1. деловой безопасности. Оформление и анализ Практические занятия бизнес-плана Использования программных продуктов при формировании бизнес1 плана (отработка умений). Самостоятельная работа обучающихся Изучение компьютерных программ для разработки бизнес-плана. Подготовка к аттестации Дифференцированный зачёт 10 2 1 2 3 О К 2 , 3 ,4 , 5, 8,9 1 2 4 4 2 ПК 1.1 ;1.2; 3,1 ЛР 4, 14.19, 22-24 3 2 8 Всего: Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения: 1 - ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств); 2 - репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством) 3 - продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач) 9 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ 3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета. Оборудование учебного кабинета: - посадочные места по количеству обучающихся, - рабочее место преподавателя Технические средства обучения: - компьютер, ноутбук - телевизор. 3.2. Информационное обеспечение обучения Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы Основные источники: 1. Иванов Г.Г. Организация коммерческой деятельности: учебник для СПО,- М.: ИЦ «Акаде мия», 2019 Дополнительные источники: 1. Баринов В.А. Бизнес-планирование: уч. п особи е-М .: ФОРУМ : ИНФРА 2006г 2. Борисова О.В. Бизнес - планирование деятельности предприятий торговли: уч. пособие для студентов СПО,-М Академия ,2009 г.. 3. Буров В.П. Бизнес - план фирмы теория и практика- уч. пособие- М: ИНФРА ,2006г. 4. Гомола А.И. Бизнес- планирование : уч. пособие для студентов СПО , М.: Академия , 2006г. Обучающие, контролирующие, расчетные компьютерные программы и другие средства освоении дисциплины 1. Информационно-справочная система «Консультант Плюс»; 2. Компьютерная программа «Альт-Инвест 4,0»; 3. Компьютерная программа «Project Expert» 7. 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований. Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) Формы и методы контроля и оценки результатов обучения Умения: использовать для планирования, функци онирования и развития предприятия ос новные принципы и методы бизнес-планирования; — определять четкие и ясные цели б и зн ес плана; Практические занятия, внеаудиторная самостоятельная работа, семинары с применением активных форм обучения, индивидуальные и групповые консультации, разработка собственных проектов, - вести эффективное интерактивное обще ние в интернете, представлять и защи щать свои письменные работы; превращать информацию в знания, при менять и делиться полученным знанием; выбирать конкретные применения зна ний и умений к анализу ситуации; Знания: современные методики и требования к разработке бизнес-проекта; структуру и основные разделы, разраба тываемые в бизнес-плане; методы продвижения и реализации гото вого бизнес-проекта; определение планирования и его основ ных понятий; методы, алгоритмы и инструменты бизнес-планирования. ОК 1. Понимать сущность и социальную зна чимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес ПК 1.1 Выявлять потребность в товарах ПК 1.2 Осуществлять связи с поставщиками и потребителями продукции ПК 1.3 Управлять товарными запасами и пото ками ПК 1.4Оформлять документацию на поставку и реализацию товаров ПК 3.1 Участвовать в планировании основных показателей деятельности организации ПК Запланировать выполнение работ испол нителями ПК 3.3Организовывать работу трудового кол лектива ПК 3.4Контролировать ход и оценивать ре зультаты выполнения работ исполнителями ПК 3.5Оформлять учетно-отчетную докумен тацию ОК 2. Организовывать собственную деятель ность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оцени вать их эффективность и качество ПК 1.1 Выявлять потребность в товарах ПК 1.2 Осуществлять связи с поставщиками и потребителями продукции ПК 1.3 Управлять товарными запасами и пото ками ПК 1.4 Оформлять документацию на поставку и реализацию товаров ПК 3.1 Участвовать в планировании основных показателей деятельности организации ПК Запланировать выполнение работ испол нителями их представление и обсуждение Презентация практической работы Практические занятия, внеаудиторная самостоятельная работа, семинары с применением активных форм обучения, индивидуальные и групповые консультации, разработка собственных проектов, их представление и обсуждение, презентация практической работы, тестирование выполнение устных, письменных, тест овых контрольных заданий. практические занятия по решению ситуацион ных задач и составлению правовых докумен тов ПК 3.3Организовывать работу трудового кол лектива ПК 3.4Контролировать ход и оценивать ре зультаты выполнения работ исполнителями ПК 3.5Оформлять учетно-отчетную докумен тацию ОК 3 Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них от ветственность ПК 1.1 Выявлять потребность в товарах ПК 1.2 Осуществлять связи с поставщиками и потребителями продукции ПК 1.3 Управлять товарными запасами и пото ками ПК 1.4 Оформлять документацию на поставку и реализацию товаров ПК 3.1 Участвовать в планировании основных показателей деятельности организации ПК Запланировать выполнение работ испол нителями ПК 3.3Организовывать работу трудового кол лектива ПК 3.4Контролировать ход и оценивать ре зультаты выполнения работ исполнителями ПК 3.5Оформлять учетно-отчетную докумен тацию ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, про фессионального и личностного развития ПК 1.1 Выявлять потребность в товарах ПК 1.2 Осуществлять связи с поставщиками и потребителями продукции ПК 1.3 Управлять товарными запасами и пото ками ПК 1.40формлять документацию на поставку и реализацию товаров ПК 3.1 Участвовать в планировании основных показателей деятельности организации ПК Запланировать выполнение работ испол нителями ПК 3.3Организовывать работу трудового кол лектива ПК 3.4Контролировать ход и оценивать ре зультаты выполнения работ исполнителями ПК 3.5Оформлять учетно-отчетную докумен тацию ОК 5. Использовать информационно-комму никационные технологии в профессиональной деятельности собственного труда. Стремящийся к формиро ванию в сетевой средс личностно и професси онального конструктивного «цифрового следа». практическое занятие в форме деловой игры 1 практические занятия по решению ситуацион ных задач и составлению правовых докумен тов практические занятия по решению ситуацион ных задач и составлению правовых докумен тов 12 JIP 10 Заботящийся о защите окружающей среды, собственной и чужой безопасности, в том числе цифровой. ОК 6. Работать в коллективе и команде, обес печивать ее сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями ПК 1.2 Осуществлять связи с поставщиками и потребителями продукции ПК 1.4 Оформлять документацию на поставку и реализацию товаров ПК 3.1 Участвовать в планировании основных показателей деятельности организации ПК Запланировать выполнение работ испол нителями ПК 3.3Организовывать работу трудового кол лектива ПК 3.4Контролировать ход и оценивать ре зультаты выполнения работ исполнителями ОК 7 Брать на себя ответственность за ра боту членов команды (подчиненных), резуль тат выполнения заданий ПК 1.2 Осуществлять связи с поставщиками и потребителями продукции ПК 1.40формлять документацию на поставку и реализацию товаров ПК 3.1 Участвовать в планировании основных показателей деятельности организации ПК Запланировать выполнение работ испол нителями ПК 3.3Организовывать работу трудового кол лектива ПК 3.4Контролировать ход и оценивать ре зультаты выполнения работ исполнителями ОК 8. Самостоятельно определять задачи про фессионального и личностного развития, за ниматься самообразованием, осознанно пла нировать повышение квалификации ПК 1.1 Выявлять потребность в товарах ПК 1.2 Осуществлять связи с поставщиками и потребителями продукции ПК 1.3 Управлять товарными запасами и пото ками ПК 1.40формлять документацию на поставку и реализацию товаров ПК 3.1 Участвовать в планировании основных показателей деятельности организации ПК Запланировать выполнение работ испол нителями ПК 3.3Организовывать работу трудового кол лектива ПК 3.4Контролировать ход и оценивать ре зультаты выполнения работ исполнителями ПК 3.5Оформлять учетно-отчетную докумен тацию практическое занятие в форме деловой игры практические занятия по решению ситуацион ных задач дифференцированный зачёт 13 ОК 9. Ориентироваться в условиях постоян ного изменения правовой базы ПК 3.1 Участвовать в планировании основных показателей деятельности организации ПК 3.3. Организовывать работу трудового коллектива практические занятия по решению ситуацион ных задач и составлению правовых докумен тов практическое занятие в форме деловой игры 5.ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ, ВНЕСЁННЫХ В РАБОЧУЮ ПРОГРАММУ* № п/п 1 2 № пункта рабочей про граммы Дата После Дата и № прото До внесения из изменений и кола рассмотрения внесения изменений менений и дополнений цикловой комис сией и дополне дополнений ний Дата и № про токола рас смотрения ме тодическим советом/ педа гогическим советом j