ОПД.13 Психология общения, 2022

Министерство образования и молодёжной политики Свердловской области
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Свердловской области
«Камышловский гуманитарно

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
ОП. 13 «ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ»

по специальности СПО
38.02.05 «Товароведение и экспертиза
качества потребительских товаров»
Форма обучения: очная
Срок обучения: 2 года 10 месяцев
Уровень освоения: базовый

Рассмотрена на заседании предметной (цикловой) комиссии педагогических
'Дисциплин ГАПОУ СО «КГТТ»
___ Е.В. Чудинова

СОГЛАСОВАНО:
Заместжель директора по УПР

СОГЛАСОВАНО:

Составитель: Дегтянникова Анастасия Александровна, преподаватель
ГАПОУ СО «КГТТ»
Содержание программы реализуется в процессе освоения студентами
основной образовательной программы с получением среднего общего образования,
разработанной в соответствии с учётом требований ФГОС СПО 38.02.05
«Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров»

СОДЕРЖАНИЕ
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА................................................................................................... 4
2. ОБЪЕМ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА И ВИДЫ УЧЕБНОЙ Р А Б О Т Ы .................................. ,7
3. СОДЕРЖАНИЕ И ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО
ПРЕДМЕТА.......................................................................................................................................... 8
4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО
ПРЕДМЕТА........................................................................................................................................ 10
5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО
ПРЕДМЕТА.........................................................................................................................................11
6. ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ, ВНЕСЕННЫХ В РАБОЧУЮ ПРОГРАММУ

3

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа
общеобразовательной учебной дисциплины «Психология общения»
предназначена для
изучения основных
вопросов психологии в пределах
освоения
общеобразовательных программ среднего профессионального образования на базе основного
общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных
стандартов и получаемой специальности среднего профессионального образования.
Программа учебного предмета «Психология общения» разработана на основе:
^ федерального государственного образовательного стандарта среднего
профессионального образования (далее - ФГОС СПО) 38.02.05 «Товароведение и
экспертиза качества потребительских товаров»
S учебного плана по специальности 38.02.05 «Товароведение и экспертиза качества
потребительских товаров»
S рабочей программы воспитания по специальности 38.02.05 «Товароведение и
экспертиза качества потребительских товаров».
Программа учебного предмета «Психология общения» разработана в соответствии с Концепцией
преподавания общеобразовательных дисциплин с учетом профессиональной направленности
программ среднего профессионального образования, реализуемых на базе основного общего
образования, утвержденной распоряжением Министерства просвещения Российской Федерации
от 30.04.2021 № Р-98, на основании письма Департамента государственной политики в сфере
среднего профессионального образования и профессионального обучения Министерства
просвещения Российской Федерации от 30.08.2021 № 05-1136 «О направлении методик
преподавания».
Содержание рабочей программы по предмету «Психология общения» разработано на основе:
синхронизации образовательных результатов ФГОС СПО (ОК, ПК) с учетом профильной
направленности профессии/ специальности.
Содержание программы образовательной дисциплины направлено
на достижение
следующих целей и задач:
Цель дисциплины: повышение уровня знаний в области психологии и применение их в
рамках профессии.
Данная цель реализуется через решение психолого-педагогических задач, обеспечивающих
становление личности студента:
- формирование общ их представлений студентов о психологии как науке;
- оказание студентам помощи в открытии внутреннего мира человека, пробуждение интереса к
другим людям и к самому себе;
- развитие интеллектуальной сферы (общих и специальных способностей, познавательной
направленности и пр.);
- развитие самосознания (чувства собственного достоинства, адекватной самооценки);
- раскрытие сущности личностной направленности (потребностей, желаний, целей, смыслов,
идеалов, ценностных ориентаций);
- развитие эмоциональной сферы (чувств, переживаний, настроений и пр.), понимания чувств и
переживаний других людей;
- обнаружение и преодоление негативных проявлений в привычках и манерах поведения;
- воспитание у студентов эмоционально-ценностного отношения к человеку, развитию,
активности, творчеству, психологической культуре, познанию, здоровью.

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1.
Место учебного предмета в структуре основной образовательной программ
Учебная дисциплина «Психология общения» входит в общепрофессиональный цикл (вариатив)
основной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 38.02.05
«Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров»
1.2. Планируемые результаты освоения дисциплины:
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии общих и профессиональных
компетенций:
Код
Наименование
о к .з

Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них
ответственность

ОК.6

Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством,
потребителями

ОК. 7

Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат
выполнения заданий

ПК 3.3

Организовывать работу трудового коллектива

ПК 3.4

Контролировать ход и оценивать результаты выполнения работ исполнителями

ЛР.1.

Осознающий себя гражданином и защитником великой страны.

Л Рб

Проявляющий уважение к людям старшего поколения и готовность к участию в
социальной поддержке и волонтерских движениях.

ЛР 7.

Осознающий приоритетную ценность личности человека; уважающий собственную и
чужую уникальность в различных ситуациях, во всех формах и видах деятельности.

ЛР 8.

Проявляющий и демонстрирующий уважение к представителям различных
этнокультурных, социальных, конфессиональных и иных групп. Сопричастный к
сохранению, преумножению и трансляции культурных традиций и ценностей
многонационального российского государства.

ЛР 9.

Соблюдающий и пропагандирующий правила здорового и безопасного образа жизни,
спорта; предупреждающий либо преодолевающий зависимости от алкоголя, табака,
психоактивных веществ, азартных игр и т.д. Сохраняющий психологическую
устойчивость в ситуативно сложных или стремительно меняющихся ситуациях

ЛР 11.

Проявляющий уважение к эстетическим ценностям, обладающий основами эстетической
культуры

ЛР 12.

Принимающий семейные ценности, готовый к созданию семьи и воспитанию детей;
демонстрирующий неприятие насилия в семье, ухода от родительской ответственности ,
отказа от отношений со своими детьми и их финансового содержания.

ЛР 21.

Осознающий потребность в труде, уважении к труду и людям труда, трудовым
достижениям, добросовестное, ответственное и творческое отношение к разным видам
трудовой деятельности

ЛР 22.

Мотивация к самообразованию и развитию

5

ЛР 23.

Самостоятельный и ответственный в принятии решений во всех сферах своей
деятельности, готовый к исполнению разнообразных социальных ролей, востребованных
бизнесом, обществом и государством

ЛР 24.

Готовый к профессиональной конкуренции и конструктивной реакции на критику

В результате изучения дисциплины студент должен:
уметь:
- правильно организовать психологический контакт с клиентами (потребителями услуг);
- давать психологическую характеристику личности, применять приёмы делового общения и
правила культуры поведения;
- следовать этическим правилам, нормам и принципам в профессиональной деятельности;
знать:
- основные понятия общей психологии, сущность психических процессов;
- основы психологии личности;
- современные представления о личности, ее структуре и возрастных изменениях;
- особенности психологии инвалидов и лиц пожилого возраста;
- основные правила профессиональной этики и приемы делового общения в коллективе.

Примерные темы монологических выступлений (докладов),
индивидуальных проектов
1. Деловые совещания
2. Некорректные тактические приемы деловых партнеров
3. Конструктивные приемы ведения переговоров.
4. Массовая и групповая дискуссия, приемы дискуссии.
5. Диалог
6. Цель, значимость спора и его участники.
7. Презентация и самопрезентация.
8. Публичные выступления.
9. Личность и общественное мнение в коллективе.
10. Совместимость и срабатываемость.
11. Гендерные различия в формировании проявления профессионального стресса.
12. Психологические технологии управления стрессом в организации.
13. Подходы к устранению психосоматических расстройств.
14. Критерии психического здоровья.
15. Современное представление о стрессе в зарубежной и отечественной психологии.
16. Синдром посттравматического стресса.
17. Профессиональное выгорание и стресс.
18. Взаимосвязь боли и стресса.
19. Стихийные бедствия и стресс.
20. Студенческий стресс (экзаменационный стресс).
21. Возрастные особенности стресса (возраст и стресс).
22. Стресс во время полёта/стресс у авиаторов.
23. Взаимосвязь алкоголизма / курения со стрессом.
24. Личность руководителя и стресс.
25. Техники манипуляции (плюсы и минусы).
26. Агрессивность как психологическая основа конфликта
27. Закономерности воздействия толпы на психическое состояние личности.
28. Технологии разрешения конфликтов
6

2.ОБЪЕМ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ
Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
в том числе:
практические занятия
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
в том числе:
работа с литературой в библиотеке, работа в сети Интернет; подготовка
рефератов, докладов, сообщений, презентаций; составление кроссвордов;
подготовка к контрольному опросу, тестовым заданиям; решение
ситуационных задач; исследование по психологическим методикам,
интерпретация результатов; отработка приемов саморегуляции.
Итоговая аттестация по текущей успеваемости

48
32
8
24
16

16

3. СОДЕРЖАНИЕ И ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ»
Количество часов

Наименование
разделов и тем

№
урока

1-2
Тема 1.
Понятие общения.
Вербальные и
:вербальные средства
общения

3-4

5-6
7-8

9-10
Тема 2.
Деловое общение в
рабочей группе,
онфликты и пути их
решения

11-12
13-14

Содержание учебного материала, лабораторные и практические
работы, самостоятельная работа обучающихся

Содержание учебного материала
Общение как социально-психологический механизм взаимодействия в
профессиональной деятельности
Практическое замятие
Определение уровня своей общительности ( тест В.Ф Ряховского)
Содержание учебного материала
Вербальные средства общения.
Невербальные средства общения.
Практическое занятие
Упражнения направленные на развитие коммуникабельности
Самостоятельная работа
Подготовка сообщений в соответствии с заданием преподавателя
Содержание учебного материала
Коммуникативный потенциал деловых партнеров. Деловое общение в
рабочей группе.
Практическое замятие
Психологическое тестирование типов темперамента, особенностей черт
характера
Практическое занятие
8

Т

П

С/Р

2

Коды общих
и
профессиона
льных
компетенций
(указанных в
разделе 1.2),
формирован
ию которых
способствует
элемент
программы
ОК.З, JTP.7,
22-24

2
2
2
п
J

ОК. 3,7,
ЛР.7,22-24
ПК. 3.3

2

2
2

способностей.

15-16
17-18
19-20

21-22

Тема 3.
;ловая коммуникация
социальных групп

23-24
25-28

29-32

Практическое занятие
Конфликты и пути их решения. Стрессы. Обретение
стрессоустойчивости в деловом общении
Содержание учебного материала
Управление конфликтами. Правила поведения в условиях конфликта
Практическое занятие
Правила поведения в условиях конфликта
Самостоятельная работа
Подготовка сообщений в соответствии с темой
Практическое занятие
Профилактика стрессов в деловом общении. Антистрессовое
подчинение.
Самостоятельная работа
Подготовка сообщений в соответствии с темой
Практическое занятие
Индивидуальная стратегия и тактика стрессоустойчивого поведения
Практическое занятие
Формы деловой коммуникации
Самостоятельная работа
Подготовка сообщений в соответствии с темой
Практическое занятие
Деловой этикет
Самостоятельная работа
Решение кейсовых заданий
итого

9

2
2
2
3
2
3
2
4
3
4
4
8

24

16

ПК.3.3, 3.4
ОК.6,7
ЛР. 1,6-9, 1112

4.УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
При реализации рабочей программы для формирования и развития общих и профессиональных
компетенций (умений и знаний) обучающихся в образовательном процессе предусмотрено
использование активных и интерактивных форм проведения занятий (анализ конкретных
ситуаций, мозговой штурм, деловая игра, ознакомление с лекционным материалом) в сочетании с
внеаудиторной самостоятельной работой.
Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета. Оборудование
учебного кабинета: доска, стенд, рабочие места кабинета -25 посадочных мест, рабочее
место преподавателя.
Технические средства обучения: компьютер, мультимедиапроектор с лицензионным
программным обеспечением.
Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных
изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной
литературы
Основные источники:
1. Рыжиков С.Н, Демидова Ю.М. Психология общения практикум. КноРус.2020 г.
2. Самыгин С.И. Психология делового общения. Феникс, РнД. 2020 г.
3. Столяренко Л.Д . Психология общения. Феникс, РнД.2020 г.
Дополнительные источники:
1. Ефимова Н.С. Психология общения: Практикум по психологии. Форум. 2018 г.
2. Якуничева О.Н, Прокофьева А.П. Психология общения. Лань. 2021 г.
Интернет ресурсы:www.koob.ruwww.Psvchology.ru

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется
преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ,
тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов,
исследований.
Результаты обучения (освоенные
Формы и методы контроля и
умения, усвоенные знания)
оценкирезультатов
обучения
Умения:
Применять техники и приёмы
Практические
занятия, внеаудиторная
эффективного общения в
самостоятельная работа
профессиональной деятельности;
Использовать приёмы саморегуляции
Практические
занятия, внеаудиторная
поведения в процессе межличностного
самостоятельная работа.
общения;
Позитивно решать различные проблемныеи
Практические
занятия, внеаудиторная
конфликтные ситуации;
самостоятельная работа.
Преодолевать трудности и избегать
поражений, быть успешным в учёбе и
будущей работе.
Знания:
Взаимосвязь общения и деятельности;
Цели, функции, виды и уровни общения;
Роли и ролевые ожидания в общении;
Виды социальных взаимодействий;
Механизмы взаимопонимания в общении;
Техники и приёмы общения, правила
слушания, ведения беседы, убеждения;
Этические принципы общения;
Источники, причины, виды и способы
разрешения конфликтов

Практические
занятия,
самостоятельная работа.

внеаудиторная

Устный
опрос,
внеаудиторная
самостоятельная работа
Устный
опрос,
внеаудиторная
самостоятельная работа
устный опрос
устный опрос
устный опрос
Практические занятия, опрос,
внеаудиторная самостоятельная работа
Устный опрос, тестирование
Практические занятия, опрос,
внеаудиторная самостоятельная работа

Результаты (освоенные
общие и
профессиональные
компетенции)
ОК 3. Принимать решения в
стандартных и
нестандартныхситуациях и
нести за них
ответственность.
ОК 6. Работать в
коллективе и команде,
эффективно общаться с
коллегами, руководством,
потребителями
ПК 3.3. Организовывать
работу трудового
коллектива
ОК 7. Брать на себя
ответственность за
работу членов команды
(подчиненных),
результат выполнения
заданий
ПК 3.4. Контролировать
ход и оценивать
результаты выполнения
работ исполнителями
JTP.1. Осознающий себя
гражданином и
защитником великой
страны.
ЛР 6 Проявляющий
уважение к людям
старшего поколения и
готовность к участию в
социальной поддержке и
волонтерских
движениях.
ЛР 7. Осознающий
приоритетную ценность
личности человека;
уважающий
собственную и чужую
уникальность в
различных ситуациях,
во всех формах и видах
деятельности.
ЛР 8. Проявляющий и
демонстрирующий
уважение к
представителям
различных
этнокультурных,
социальных,

Основные показатели
оценки результата

Формы и методы
контроля иоценки

Обладать способностью
разрешать социально
значимые проблемы

Доклады, эссе,
внеаудиторная
работа

Выполнять коллективные
поручения, оказывать
помощьколлективу на
практике для достижения
эффективного результата
работы, знать нормы этики
и психологию делового
общения.

Доклады, эссе,
внеаудиторная
работа

Обладать чувством
ответственности за
принятиерешений в
различных ситуациях

Доклады, эссе,
внеаудиторная
работа

Становление гражданской
позиции, чувство
собственного достоинства,
уверенность в будущем

12

Беседы, тренинги,
диспуты

конфессиональных и
иных групп.
Сопричастный к
сохранению,
преумножению и
трансляции культурных
традиций и ценностей
многонационального
российского
государства.
ЛР 9. Соблюдающий и
пропагандирующий
правила здорового и
безопасного образа
жизни, спорта;
предупреждающий либо
преодолевающий
зависимости от
алкоголя, табака,
психоактивных веществ,
азартных игр и т.д.
Сохраняющий
психологическую
устойчивость в
ситуативно сложных
или стремительно
меняющихся ситуациях
ЛР 11 .Проявляющий
уважение к
эстетическим
ценностям, обладающий
основами эстетической
культуры
ЛР 12. Принимающий
семейные ценности,
готовый к созданию
семьи и воспитанию
детей;
демонстрирующий
неприятие насилия в
семье, ухода от
родительской
ответственности, отказа
от отношений со своими
детьми и их
финансового
содержания.
ЛР 21.Осознающий
потребность в труде,
уважении к труду и
людям труда, трудовым
достижениям,
добросовестное,
ответственное и
творческое отношение к
13

разным видам трудовой
деятельности
JIP 22.Мотивация к
самообразованию и
развитию
JIP 23.Самостоятельный
и ответственный в
принятии решений во
всех сферах своей
деятельности,готовый к
исполнению
разнообразных
социальных ролей,
востребованных
бизнесом, обществом и
государством
ЛР 24.Готовый к
профессиональной
конкуренции и
конструктивной реакции
на критику

I

5. ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ, ВНЕСЁННЫХ В РАБОЧУЮ ПРОГРАММУ*

№
п/п

№ пункта
рабочей
программы

Дата
внесения
изменений
и
дополнений

До
внесения
изменений и
дополнений

После
изменений и
дополнений

15

Дата и №
протокола
рассмотрения
цикловой
комиссией

Дата и №
протокола
рассмотрения
методическим
советом/
педагогическим
советом


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».