М инистерство образования и молодежной политики Свердловской области Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области «Камышловский гуманитарно-технологический техникум» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.14 «ВВЕДЕНИЕ В ПРОФЕССИОНАЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ» для специальности СПО 38.02.05. «Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров» Форма обучения - очная Срок обучения 2 года 10 месяцев Уровень освоения: базовый Профиль получаемого профессионального образования: естественнонаучный Камышлов,2022 Рабочая программа дисциплины естественнонаучного цикла разработана на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования для специальности среднего профессионального образования 38.02.05. «Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров» (приказ М инистерства образования и науки Российской Ф едерации № 835 от 28.07.14 г.) Разработчик: П лотникова Татьяна А лександровна - преподаватель высш ей квалификационной категории ГАПОУ СО «КГТТ». Рассмотрена на заседай профессиональных ди^ци Председатель W предметной (цикловой) комиссии педагогических работников ^А П О У СО «КГТТ» Е.В. Чудинова СОГЛАСОВАНО: Заместитель директора по УПР Н.А. П ольдяева СОГЛАСОВАНО: Заместитель директора по УМР Т.А. М адыгина 7 СОДЕРЖ АНИЕ 1. ПАСПОРТ РАБО ЧЕЙ П РО ГРА М М Ы УЧЕБНОЙ ДИ СЦ ИП ЛИ Н Ы 4 2. СТРУКТУРА И СО ДЕРЖ А Н ИЕ УЧЕБНОЙ ДИ СЦ ИП ЛИ Н Ы 6 3. УСЛОВИЯ РЕА ЛИ ЗА ЦИ И РАБОЧЕЙ ПРОГРАМ М Ы У ЧЕБН ОЙ ДИ СЦИПЛИНЫ 14 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ У ЧЕБН ОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 16 5. ЛИСТ И ЗМ ЕН ЕНИ Й И ДОПОЛНЕНИ Й , ВНЕСЕННЫ Х В РАБОЧУЮ ПРОГРАМ М У 1. П А С П О Р Т П Р О Г Р А М М Ы У Ч Е Б Н О Й Д И С Ц И П Л И Н Ы 1.1. Область прим енения програм м ы П рограмма учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной програм м ы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 38.02.05. «Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров». 1.2. М есто дисциплины в структуре основной проф ессиональной образовательной программы: програм м а учебной дисциплины входит в цикл естественнонаучных дисциплин. 1.3. Учебный курс дисциплины «Введение в профессиональную деятельность» направлен на решение следую щ их задач в учебно-воспитательном процессе: психологическая помощ ь вновь поступившим студентам в правильности выбора профессии в адаптационный период; развитие познавательной сферы, которая вклю чает в себя активную учебную деятельность, воспитание творческой активности; развитие когнитивной сферы, которая включает в себя знания о труде и профессии, знания о качествах личности, необходимых для профессии и наличие этих качеств у себя; развитие профессиональной и мотивационной сферы, которая вклю чает в себя трудовые и профессиональные интересы, готовность личности к трудовой деятельность; развитие коммуникативной сферы, которая вклю чает в себя деловое общение, готовность личности к самоуправлению , самоорганизации и самосоверш енствованию , профессиональную компетентность. Процесс изучения данной дисциплины предусматривает: ознакомление студентов со своей будущей специальностью , квалификационной характеристикой будущего специалиста, с основами профессиональных технологий, сферами деятельности, определение психологических качеств, присущ их лю дям данной профессии; - ознакомление с системой подготовки товароведа-эксперта в техникуме; - ознакомление с библиотечно-библиографическим фондом ОУ, необходимого студенту для профессиональной подготовки и будущей карьеры; - ознакомление студентов с основами самоуправления и самоорганизации в техникуме; - ознакомление студентов с учебным процессом, сроками, видами и формами аттестации, способами активизации процесса обучения, работы с учебной литературой, с конспектом лекций, самообразования студента и другое. 1.4. Требования к уровню усвоения дисциплины В результате изучения дисциплины студент должен знать: - сущность и социальную значимость своей будущей специальности; - оценки социальной значимости своей будущей профессии; - типичные и особенные требования работодателя к работнику (в соответствии с будущей специальностью); - права и обязанности, обучаю щихся техникума; - этические нормы взаимоотнош ений в учебном заведении; - основные положения стандарта специальности; - основы самостоятельной познавательной деятельности студента; - формы аттестации; -алгоритм исследовательской деятельности; - функции товароведа-эксперта, квалификационную характеристику выпускника сферы и виды деятельности специалиста; - профессиональные термины и определения; -виды и типы проблем, сущ ествую щ их в различных сферах жизнедеятельности человека; -источники информации и их особенности; -обобщённый алгоритм реш ения проблемы; -способы представления результатов реш ения проблемы; -значение понятия информация; -общую логику разреш ения любой проблемы; -выбор необходимых источников информации при реш ении проблемы; -выбор оптимальных способов презентации результатов реш ения проблемы. Обучающийся должен уметь: -сравнивать; -классифицировать; -обобщать; -анализировать; -выстраивать доказательства; -подбирать аргументы; -работать с различны ми документами; -организовывать наблю дение с целью сбора информации; -проводить анализ возможных источников ошибок. - изучать самостоятельно учебный материал и дополнительную литературу; - строить правильные деловые взаимоотнош ения с преподавателями и студентами. Результатом освоения общ епрофессиональной дисциплины является овладение обучающимися общ ими (ОК) компетенциями: - OK 1. Понимать сущ ность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. - ОК 2. О рганизовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. - ОК 3. Принимать реш ения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. - ОК 4. Осущ ествлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. - ОК 5. Владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с использованием информационно-коммуникационных технологий. - ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. - ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий. - ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повыш ение квалификации. I - ОК 9. О риентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности. 1.5. Результатом освоения дисциплины является достижение обучаю щ имися следующих личностных результатов: Код Н аименование личностного результата JIP2. Проявляющий активную гражданскую позицию, демонстрирую щ ий приверженность принципам честности, порядочности, открытости, экономически активный и участвующий в студенческом и территориальном самоуправлении, в том числе на условиях добровольчества, продуктивно взаимодействую щ ий и участвую щ ий в деятельности общ ественных организаций. JIP4. Проявляющий и демонстрирую щ ий уважение к лю дям труда, осознающий ценность собственного труда. Стремящ ийся к формированию в сетевой среде личностно и профессионального конструктивного «цифрового следа». JIP5. Демонстрирую щ ий приверженность к родной культуре, исторической памяти на основе любви к Родине, родному народу, малой родине, принятию традиционных ценностей многонационального народа России. JIP7. Осознающий приоритетную ценность личности человека; уважаю щ ий собственную и чужую уникальность в различных ситуациях, во всех формах и видах деятельности JIP10. Заботящийся о защ ите окружаю щ ей среды, собственной и чужой безопасности, в том числе цифровой. JIP13. Соблюдающий в своей профессиональной деятельности этические принципы: честности, независимости, профессионального скептицизма, противодействия коррупции и экстремизму, обладающий системным мыш лением и умением принимать реш ение в условиях риска и неопределенности 1.6. Реком ендуем ое количество часов на освоение програм м ы дисциплины : 0 м аксим альной учебной нагрузки обучаю щ егося - 81 час, в том числе: - обязательной аудиторной учебной нагрузки обучаю щ егося - 54 часа; - сам остоятельной работы обучаю щ егося - 27 часов. 2. С ТРУ К Т У РА И С О ДЕРЖ А Н И Е У Ч ЕБН О Й Д И С Ц И П Л И Н Ы 2.1. О бъем учебной дисциплины и виды учебной работы В ид учебной работы Объем часов М аксимальная учебная нагрузка (всего) 81 О бязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) 54 в том числе: практ ические занят ия С амостоятельная работа обучаю щ егося (всего) Промеж уточная аттестация в форме дифференцированного зачёта 30 27 2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины С одерж ание учебного м атериала, лабораторн ы е и практические работы , сам остоятельная работа обучаю щ ихся, к урсовая работа Н аименование разделов и тем С одерж ание учебного м атериала Цель и задачи дисциплины . 1 проф ессии/специальности Самост оят ельная работ а обучаю щ ихся Подготовить сообщ ение ««П очему я выбрал профессию - товаровед?» 2 П роблем а вы бора С одерж ание учебного м атериала Тема 2.2. Сущность и содержание профессиональной деятельности товароведа-эксперта Значение исследований учёны х Катона С тарш его, Плинея, М. Себициуса, М. Киттары. Роль товароведения в развитии человеческого общ ества: 2 обеспечения безопасности для ж изни и здоровья населения, охраны окруж аю щ ей среды, экономии всех видов ресурсов. С одерж ание учебного м атериала П редмет товароведения, этапы становления. Л ичны е качества 1 будущ его специалиста. Сфера и виды деятельности товароведа. Ф ормируемые общ ие и 2 профессиональные компетенции. 1 Практическая работа 1 2 Личные и профессиональные требования к работнику. Карьера, (встреча со специалистами торговых организаций/ предприятий разных ОПФ) Составление, используя различные источники, функциональных обязанностей в соответствии с выбранной специальностью Раздел 3. Основы товароведения Тема 3.1. Ф орм ируем ы е ОК, ЛР OKI Со держ ание учеинсно MdicpiidJid 1 Азбука товароведа: основные термины, понятия и определения ЛР4 1 2 3 2 8 Раздел 2. П отребительский ры нок России Тема 2.1. История развития товароведения У ровень освоения 4 Раздел 1. Будущ ая профессия- товаровед Тема 1.1. Введение О бъем часов ; -л”-. -7 ’ O K I,2,3,7 Л Р 4,5,10 2 1 1 1 6 1 1 4 2 2 2 14 1 1 U K z ,3 54 , о 5У ‘ Теоретические аспекты курса 2 Рынок капитала, товаров и труда. Продукция и услуга. С одерж ание учебного м атериала Задачи товароведения. О сновные и потребительские свойства 1 товаров Понятие и методология качества, классиф икации и фальсиф икации 2 товара П рактическое занятие Тема 3.2. Д остоинства и недостатки м етодов определения показателей Потребительская 1 качества (упражнение) стоимость товара и показатели качества С оставление перечня вопросов к анкетированию для выявления 2 покупательских предпочтений. П равила составления анкет. О рганолептическая оценка качества натурального образца класса 3 продовольственны х товаров Бальная оценка качества натурального образца класса 4 непродовольственных товаров Самост оят ельная работ а обучаю щ ихся Подготовить сообщ ение «П рактические проблемы товароведения и пути их реш ения» 10 Раздел 4. Общ есистемны е особенности торгового дела 24 С одерж ание учебного м атериала 1 Тема 4.1. Товарная экспертиза Э кономическая сущ ность экспертизы , её виды Практическая работа 1 Значение подготовки товароведов для экономики страны (семинар) С одерж ание учебного м атериала Тема 4.2. Сертификация товаров и услуг Тема 4.3. Упаковка и хранение 1 Роль стандартизации и сертиф икации в сф ере торговли Практическая работа Ознакомление с реквизитами документов, содержанием 1 (упражнение) С одерж ание учебного м атериала 1 Цель хран ени я и основополагаю щ ие пр и н ц и п ы 2 Роль упаковки в торгово-технологическом процессе продаж и товаров Практическая работа ЛР 2,7,13 1 1 1 8 2 2 2 2 2 2 5 1 3 1 4 4 2 3 1 1 2 2 6 1 1 4 2 1 2 О К 1,3,5,6 Л Р 4,7,10,13 Экскурсия на торговые предприятия, с целью выявления недостатков в упаковке товаров и их хранении С одерж ание учебного м атериала Основные признаки торговых предприятий, их функционирование. 1 Торговые услуги 3 Основы санитарии и гигиены в сфере торговли 4 Нормативная документация торговых предприятий Роль м аркетинга в повы ш ении эф ф ек ти вн о сти деятельности 5 п редп риятия П рактическое занятие Экскурсия на торговые предприятия, с целью ознакомления с их 1 типизацией и специализацией Ознакомление с перечнем документов, используемых в торговле, и 2 их назначением (упражнение) 1 Тема 4.4. Предприятия торговли 2 П онятие учебного процесса, сроки, виды и формы аттестации. Требования к результатам освоения основны х образовательны х программ Исследовательская и творческая 1 1 1 1 1 6 4 2 2 ОК 1,3,8,9 ЛР 4,7,10,13 6 С одерж ание учебного м атериала Тема 5.1. Структура и содержание учебного процесса 10 6 Раздел 5. Система подготовки товароведа-эксперта в ОУ 1 4 работа как формы учебной 1 1 1 деятельности 3 4 Приемы подготовки к экзаменам, зачетам, контрольным работам Учебная и производственная практика: значение в подготовке будущего специалиста, цели и характеристика 1 с документацией 1 2 П рактическое занятие Ознакомление (упражнение) 1 образовательного учреждения 2 2 Дифференцированный зачет 2 Самост оят ельная работ а обучаю щ ихся Подготовка индивидуального проекта по темам: 1. Упаковка - фактор сохранности и конкурентоспособности товара 23 3 2. Право на информацию и защ ита прав потребителей в России 3 .Анализ ф ункционирования и развития м агазинов-дискаунтеров в У Ф О (У ральском федеральном округе) 4.Экология и безопасность потребительских товаров. 5.Импорт и политика импортозамещ ения в Свердловской области 6. Правонаруш ения в сфере торговли и виды ответственности за них 7. Штриховое кодирование как вид товарной и торговой информации 8. О ргализация малого бизнеса в сфере торговли, проблем ы и перспективы 9. Товарные знаки как средства идентификации товаров. 10. Современные технологии в торговле. 11. Электронная торговля в России на рубеже XXI века. 12. М аркетинг и его влияние на продвилсение товара. 13. Торговые сети: особенности, преимущества, недостатки 14. Франчайзинг розничной торговли в условиях российского рынка 15. Брэндинг: основы, особенности, перспективы. 16. Возликновение крупных торговых компаний на рубелсе XIII - XIX вв. 17. М ерчандайзинг и его роль в организации торгового пространства магазина. 18. Реклама- двигатель торговли 19. Товарные марки как метод повышения эффективности продвижения товара 20.Пиктограмма и планограмма -валсные элементы интегрированных маркетинговых коммуникаций 21. М икромир магазина как инструмент влияния на покупателя 22. Аромамаркетинг- современный инструмент для роста продаж. 23. Цветовое реш ение как фактор стимулирования продалс Всего: Цля характеристики уровня освоения учебного материала использую тся следую щ ие обозначения: I - ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств); I - репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством); 3-продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, реш ение проблемных задач) 81 3. У С Л О В И Я РЕ А Л И ЗА Ц И И П РО ГРА М М Ы Д И С Ц И П Л И Н Ы При реализации рабочей програм м ы для ф орм ирования представлений обучаю щ ихся в образовательном процессе предусмотрено использование активных форм проведения занятий (экскурсии, кейс-м етод реш ения ситуационны х заданий, подготовка проектов и сообщ ений) в сочетании с внеаудиторной самостоятельной работой. 3.1. Требования к миним альном у м атериально-техническом у обеспечению Реализация програм м ы дисциплины требует наличия учебного кабинета О борудование учебного кабинета: - посадочны е м еста по количеству студентов, - рабочее м есто преподавателя. Технические средства обучения: - ноутбук - телевизор. 3.2. И нф орм ационное обеспечение обучения I П еречень реком ендуем ы х учебны х изданий, И нтернет-ресурсов, дополнительной литературы Основная литература 1. А боимова Н.Э. Организация и технология розничной торговли: учебник для СПО. - М.: ИЦ «Академия»,2015 2. И ванов Г.Г. О рганизация ком м ерческой деятельности: учебник для СПО / Э лектронная библиотека. - М.: ИЦ «А кадемия»,2015 3. М усалов Н.П. У правление структурным подразделением организации в сфере торговли и коммерции: учебник для СПО. - М.: ИЦ «Академия», 2015 4. Райкова Е.Ю . Теоретические основы товароведения: учебник для СПО. - М.: ИЦ «Академия»,2015 Дополнит ельная литература 1.Белоусова С.Н. Маркетинг: учебное пособие для студентов СПО. - Ростов н/Д: Феникс,2012 4. К О Н ТРО Л Ь И О Ц ЕН К А РЕЗУ Л ЬТА ТО В О С В О ЕН И Я ДИ СЦ И П Л И Н Ы Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осущ ествляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и тестирования, контрольны х работ, а также вы полнения студентам и дом аш них заданий. Результаты обучения (освоенны е умения, усвоенны е знания, сформированные ОК, ЛР) Ф ормы и методы контроля и оценки результатов обучения Уметь: V I -сравнивать; У2-классифицировать; УЗ-обобщать; У4-анализировать; У 5-выстраивать доказательства; Уб-подбирать аргументы; У7-работать с различными документами; П рактические задания У 8-организовывать наблю дение с целью сбора Реш ение ситуационны х задач информации; У9-проводить анализ возможны х источников ошибок. У 10- изучать самостоятельно учебный материал и дополнительную литературу; V IIстроить правильные деловые взаимоотнош ения с преподавателями и студентами Знать: 31- сущность и социальную значимость своей будущей специальности; 32- оценки социальной значимости своей будущей профессии; 33типичные и особенные требования работодателя к работнику (в соответствии с будущей специальностью ); 34права и обязанности, обучающихся техникума; У стны й опрос, тестирование 35- этические нормы взаимоотнош ений в Защ ита проекта учебном заведении; Д иф ф еренцированны й зачёт 36основные положения стандарта специальности; 37- основы самостоятельной познавательной деятельности студента; 38- формы аттестации; 39-алгоритм исследовательской деятельности; 310-функции товароведа-эксперта, квалификационную характеристику выпускника сферы и виды деятельности специалиста; 311профессиональные термины и определения; 312-виды и типы проблем, сущ ествую щ их в различных сферах жизнедеятельности человека; 313-источники информации и их особенности; 314-обобщ ённый алгоритм реш ения проблемы; 315-способы представления результатов решения проблемы; 316 -значение понятия информация; 317-общую логику разреш ения любой проблемы; 318-выбор необходимых источников информации при реш ении проблемы; 319 -выбор оптим альны х способов презентации результатов реш ения проблемы. Общие компетенции: ОК 1. П онимать сущ ность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. ОК 2. О рганизовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. ОК 3. П ринимать реш ения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. ОК 4. Осущ ествлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. ОК 5. Владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с использованием информационно коммуникационных технологий. ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общ аться с коллегами, руководством, потребителями. ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий. ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повыш ение квалификации. ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности. Л ичностны е результаты : JIP2. Проявляю щ ий активную гражданскую позицию, демонстрирую щ ий приверженность принципам честности, порядочности, открытости, экономически активный и участвую щ ий в студенческом и территориальном самоуправлении, в том числе У стны й опрос, тестирование П рактические задания Реш ение ситуационны х задач Защ ита проекта Д иф ф еренцированны й зачёт 1 П рактические занятия П роектная деятельность Д иф ф еренцированны й зачёт на условиях добровольчества, продуктивно взаимодействую щ ий и участвующ ий в деятельности общ ественных организаций. ЛР4. Проявляю щ ий и демонстрирую щий уважение к лю дям труда, осознаю щий ценность собственного труда. Стремящийся к формированию в сетевой среде личностно и профессионального конструктивного «цифрового следа». ЛР5. Д емонстрирую щ ий приверженность к родной культуре, исторической памяти на основе любви к Родине, родному народу, малой родине, принятию традиционных ценностей многонационального народа России. JIP7. Осознаю щ ий приоритетную ценность личности человека; уважаю щ ий собственную и чужую уникальность в различных ситуациях, во всех формах и видах деятельности JTP10. Заботящийся о защ ите окружающей среды, собственной и чужой безопасности, в том числе цифровой. JIP13. Соблю даю щий в своей профессиональной деятельности этические принципы: честности, независимости, профессионального скептицизма, противодействия коррупции и экстремизму, обладаю щий системным мыш лением и умением принимать реш ение в условиях риска и неопределенности____________________________________________________ 5. Л И С Т И ЗМ ЕН ЕН И Й И Д О П О Л Н Е Н И Й , В Н ЕС ЁН Н Ы Х В РА БО Ч У Ю ПРОГРАМ М У* № п/п № пункта рабочей программы Дата внесения изменений и дополнений После До изменений и внесения изменений и дополнений дополнений Дата и протокола рассмотрения цикловой комиссией № Дата и № протокола рассмотрения методическим советом/ педагогическим советом *лист изменений и дополнений, внесённых в рабочую программу, располагается на отдельном листе (с новой страницы)