М инистерство образования и молодежной политики Свердловской области Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области «Камышловский гуманитарно-технологический техникум» УТВЕРЖДАЮ: ГАПОУ СО жур: 1 ••:«Кам&шловский «Камьгы.ьчовский гумаь гуманитарно•гехно|10 ЕИчесйий техникум» / Е.Е. Бочкарева isM Шг п; [Уг-^н ^7Прика^;?;^ 9 4 а - ОД ' 'o -'o ’> 7O t :;0 1 .0 6 .2 D 2 2 г 'О П РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ ОП.ОЗ «Материаловедение» для профессии СПО 23.01.17 Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей Форма обучения - очная Срок обучения - 2 года 10 мес. на базе основного общего образования Профиль получаемого профессионального образования: технологический Камышлов, 2022 Рабочая программа профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (ФГОС СПО) по профессии 23.01.17 Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 9 декабря 2016 года № 1581), примерной основной образовательной программы подготовки квалифицированных рабочих, служащ их 23.01.17 М астер по ремонту и обслуживанию автомобилей (per. в государственном реестре примерных основных образовательных про-грамм 31.05.2017 № 23.01.17 - 170531, организация разработчик дополнительного - Ф едеральное профессионального государственное образования бю джетное «У чебно-методический учреждение центр по образованию на железнодорож ном транспорте» (ФГБУ ДПО «УМ Ц Ж ДТ»). Разработчик: Бронских Евгений Михайлович - преподаватель высшей квалификационной категории ГАПОУ СО «Камышловский гуманитарно-технологический техникум» Рассмотрена на заседании предметно (цикловой) профессионального щ *^ ^ У СО «КГТТ» Председатель ПЦК 77 А.Т. Чуркина СОГЛАСОВАНО: СОГЛАСОВАНО: [ести Заместитель директора по УМР Л/и Т.А. Мадыгина Л-<и7/_____ СОГЛАСОВАНО 2 комиссии педагогических работников СОДЕРЖАНИЕ 1. 2. 3. 4. 5. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ, ВНЕСЕННЫХ В РАБОЧУЮ ПРОГРАММУ 3 4 6 9 11 12 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.03. «Материаловедение» 1.1. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы Рабочая программа учебной дисциплины «Материаловедение» является обязательной частью общепрофессионального цикла основной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по профессии 23.01.17 Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей. Учебная дисциплина «Материаловедение» наряду с учебными дисциплинами общепрофессионального цикла обеспечивает формирование общих и профессиональных компетенций для дальнейшего освоения профессиональных модулей. 1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины Код ПК, ОК Умения Знания использовать материалы в ОК 1-10 профессиональной деятельности; ПК 2.1 - определять основные свойства ПК 3.1 - 3.5 материалов по маркам; - выбирать материалы на основе анализа их свойств для конкретного применения. основные свойства, классификация, характеристики применяемых в профессиональной деятельности материалов; - физические и химические свойства горючих и смазочных материалов; - области применения материалов; - характеристики лакокрасочных покрытий автомобильных кузовов; требования к состоянию лакокрасочных покрытий. В результате освоения дисциплины обучающийся осваивает элементы компетенций: ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие ОК 04. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей; применять стандарты антикоррупционного поведения ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях ОК 09. Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности ОК 10. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и 4 иностранном языках ПК 2.1. Осуществлять техническое обслуживание автомобильных двигателей. ПК 3.1. Производить текущий ремонт автомобильных двигателей. ПК 3.2. Производить текущий ремонт узлов и элементов электрических и электронных систем автомобилей. ПК 3.3. Производить текущий ремонт автомобильных трансмиссий. ПК 3.4. Производить текущий ремонт ходовой части и механизмов управления автомобилей. ПК 3.5. Производить ремонт и окраску кузовов Личностные результаты ЛР 13 Готовность обучающегося соответствовать ожиданиям работодателей: ответственный сотрудник, дисциплинированный, трудолюбивый, нацеленный на достижение поставленных задач, эффективно взаимодействующий с членами команды, сотрудничающий с другими людьми, проектно мыслящий. ЛР 20 Ценностное отношение обучающихся к своему здоровью и здоровью окружающих, ЗОЖ и здоровой окружающей среде и т.д. 5 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы Вид учебной работы Объем в часах Объем образовательной нагрузки 45 Объем учебной дисциплины 40 в том числе: теоретическое обучение 24 лабораторные занятия 4 практические занятия: 12 Консультации 5 Промежуточная аттестация: дифференцированный зачет 6 2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Наименова Содержание учебного материала и ние Объем формы организации деятельности разделов и в часах обучающихся тем 1 2 3 Раздел 1. Металлы и сплавы 28 Тема 1.1. Содержание учебного материала: 4 Строение и 1. Понятие о металлах и сплавах. свойства Кристаллические решетки металлов. 2 металлов Аллотропические превращения металлов 2 2. Типы связей. Кристаллизация металлов. Строение слитка. Основы теории сплавов Уровен ь освоени я Коды компетенций, формированию которых способствует элемент программы 4 2 ОК 01. – ОК 10. ПК 3.1. – ПК 3.3 ЛР 13, 20 ОК 01. – ОК 10. ПК 3.1; ПК 3.3 – ПК 3.5 Лабораторные работы: 1. Изучение микроструктуры металлов и сплавов 4 2 2. Определение твердости, пластичности, ударной вязкости металлов Практические занятия: 3. Построение диаграммы состояния сплавов первого рода Тема 1.2. Содержание учебного материала: Железоугле 1. Технология термической обработки родистые сталей: отжиг, нормализация, закалка, сплавы отпуск, старение 2. Классификация сталей. Углеродистые стали. Легированные стали, их свойства. Инструментальные стали. Маркировка сталей 3. Классификация чугунов. Структура и свойства чугунов. Белые, серые, ковкие, высокопрочные, легированные, антифрикционные чугуны 2 ОК 01. – ОК 10. ПК 3.1; ПК 3.3 – 3.5 ЛР 13, 20 ОК 01. – ОК 10. 2 2 ОК 01. – ОК 10. Практические занятия: 1. Анализ диаграммы «железо - углерод» 2. Сравнение свойств стали до и после закалки 3.Определение состава легированных сталей и чугуна Содержание учебного материала: 1. Сплавы на основе меди, алюминия, титана: свойства, применение Практические занятия: 1. Изучение состава сплавов цветных металлов 4 1 1 Тема 1.3. Цветные металлы и сплавы 7 6 2 2 2 ОК 01. – ОК 10. ПК 3.1 2 ОК 01. – ОК 10. ПК 3.3; ПК 3.4 2 ОК 01. – ОК 10. ПК 3.1 2 ОК 01. – ОК 10. ОК 01. – ОК 10. ПК 3.3 – ПК 3.4 ОК 01. – ОК 10. ПК 3.3 – ПК 3.5 2 6 6 2 2 2 2 ОК 01. – ОК 10. ПК 3.1 ОК 01. – ОК 10. Раздел 2. Неметаллические материалы Тема 2.1 Полимерн ые материалы 12 Содержание учебного материала: 1. Состав и строение полимеров. Пластические массы 8 2 2. Резины. Клеящие материалы. 2 3.Лакокрасочные материалы Практические занятия: 1. Технологические свойства пластических масс 4 4 1 2.Определение качества бензина 1 Дифференцированный зачет Промежуточная аттестация: дифференцированный зачет Консультации 2 Всего: 45 8 5 2 ОК 01. – ОК 10. ПК 3.1; ПК 3.5 ЛР 13, 20 ОК 01. – ОК 10. ПК 3.5 2 ОК 01. – ОК 10. ПК 3.5 ЛР 13, 20 ОК 01. – ОК 10. ПК 2.1 ЛР 13, 20 3.УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3.1. Для реализации программы учебной дисциплины предусмотрены следующие специальные помещения: Кабинет «Материаловедение», оснащенный оборудованием: - посадочные места по количеству обучающихся; - рабочее место преподавателя; - комплект учебно-наглядных пособий (электронные) «Материаловедение»; - объемные модели металлической кристаллической решетки; - стенд; - образцы металлов (стали, чугуна, цветных металлов и сплавов); - образцы неметаллических материалов; - твердомеры; - микроскопы металлографические и техническими средствами обучения: - программное обеспечение общего и профессионального назначения, комплект учебнометодической документации. 3.2. Информационное обеспечение реализации программы Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы, рекомендуемых для использования в образовательном процессе В техникуме имеются электронные библиотеки: Электронная библиотека BOOK.RU https://www.book.ru/ Электронная библиотека Издательский центр "Академия" http://academia-moscow.ru/ Электронная библиотека Юрайт https://www.biblio-online.ru/ Печатные издания Для студентов: Виноградов, В.М. Технологические процессы ремонта автомобилей: учебное пособие для СПО.- М.: Академия,2020 (электронная библ-ка) Геленов, А.А. Автомобильные эксплуатационные материалы: учебное пособие для СПО.М.: Академия, 2020 (электронная библ-ка) Для преподавателя: 1. Виноградов, В.М. Технологические процессы ремонта автомобилей: учебное пособие для СПО.- М.: Академия,2020(электронная библ-ка) 2. Геленов, А.А. Автомобильные эксплуатационные материалы: учебное пособие для СПО.- М.: Академия, 2020(электронная библ-ка) 9 3. Материаловедение и слесарное дело : учебник / Ю.Т. Чумаченко, Г.В. Чумаченко. — Москва : КноРус, 2016(электронная библ-ка) 4. Адаскин, А.М. Материаловедение (металлообработка): учебник для СПО. - М.: Академия, 2014 5. Адаскин, А.М. Материаловедение (металлообработка): учебник для СПО. - М.: Академия, 2002 6. Моряков, О.С. Материаловедение: учебник для СПО. – М.: академия, 2015 7. Моряков, О.С. Материаловедение: учебник для СПО. – М.: академия, 2017(электронная библ-ка) 8. Геленов, А.А. Автомобильные эксплуатационные материалы: учебное пособие для СПО.- М.: Академия,2015 9. Геленов, А.А. Автомобильные эксплуатационные материалы: учебное пособие для СПО.- М.: Академия, 2012 10. Виноградов, В.М. Технологические процессы ремонта автомобилей: учебное пособие для СПО.- М.: Академия,2012 11. Картошкин, А.П. Топливо для автотракторнов техники: справочник: учеб. пособ. – М.: Академия,2013 Электронные издания (электронные ресурсы) https://ru/wiripedia.org/wiki/ Электронный учебник: techliter.ru/load/uchebnirki_posobya_lekcii/materialovedenie/43 Дополнительные источники 1. Кириченко, Н.Б. Автомобильные эксплуатационные материалы: учебное пособие/ Н. Б. Кириченко. – М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 208 с. 2. Черепахин, А.А. Материаловедение: учебное пособие/ А.А. Черепахин, И.И. Колтунов, В.А. Кузнецов. – М.: Издательство Кнорус, 2016г. – 240 с. 3. Электронные учебники: For-students/ru. 10 4. КОНТРОЛЬ ДИСЦИПЛИНЫ И ОЦЕНКА Результаты обучения знать: - основные свойства, классификацию, характеристики применяемых в профессиональной деятельности материалов; - физические и химические свойства горючих и смазочных материалов; - области применения материалов; - марки и модели автомобилей, их технические характеристики и особенности конструкции; - характеристики лакокрасочных покрытий автомобильных кузовов; - оборудование и материалы для ремонта кузова; требования к состоянию лакокрасочных покрытий. уметь: - использовать эксплуатационные материалы в профессиональной деятельности; - определять основные свойства материалов по маркам; - выбирать материалы на основе анализа их свойств, для конкретного применения РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ Критерии оценки УЧЕБНОЙ Формы и методы оценки Демонстрировать - Оценка знание основных тестирования свойств, классификации, характеристик применяемых в профессиональной деятельности материалов; физических и химических свойств горючих и смазочных материалов; - области применения материалов Использование эксплуатационных материалов в соответствии с поставленной задачей, и основными свойствами. 11 результатов Экспертная оценка результатов деятельности студентов при выполнении и защите лабораторных и практических занятий 5.ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ, ВНЕСЁННЫХ В РАБОЧУЮ ПРОГРАММУ № п/п № пункта Дата рабочей внесения программы изменений и дополнений До внесения изменений и дополнений После изменений и дополнений 1 2 12 Дата и № протокола рассмотрения цикловой комиссией Дата и № протокола рассмотрения методическим советом/ педагогическим советом