ОУД.13 Биология, 2023

Министерство образования и молодёжной политики Свердловской области
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Свердловской области
«Камышловский гуманитарно-технологический техникум»

Ш

'г

^ерЩ ^П О У С О

.^Й^йгышлов^кий гуманитарно^^М й& д^гйче|кий техникум»
в- "-у т.Е.Е. Бочкарева

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
ОУД. 13 «Биология»
основной образовательной программы
подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии
23.01.17 «Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей»
профиль обучения: технологический
уровень образования: базовый

г. Камышлов, 2023

Содержание программы реализуется в процессе освоения студентами основной образовательной
программы с получением среднего общего образования, разработанной в соответствии с
требованиями ФГОС СОО, а также с учётом требований ФГОС СПО
23.01.17 «Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей»

Рассмотрена на заседании предметной (цикловой) комиссии педагогических работников
общеобразовательны
н ГАПОУ СО «КГТТ»
Председатель
JI.A. Цытыркина

СОГЛАСОВАНО:

СОГЛАСОВАНО:
Заместитель директора по УМР
___ Т.А. Мадыгина

Составитель: Машьянова О.Н., преподаватель первой квалификационной категории

СОДЕРЖАНИЕ
1. Пояснительная записка
………………………………………………...4
2. Объем общеобразовательной дисциплины и виды учебной работы ..14
3. Содержание и тематическое планирование общеобразовательной
дисциплины…………………………………………………………………..15
4. Условия реализации программы дисциплины…………………….
. 22
5. Контроль и оценка результатов освоения общеобразовательной
дисциплины……………………………………………………………….….25
6. Лист изменений и дополнений, внесенных в рабочую
программу…………………………………………………………………….16

3










Пояснительная записка
Программа общеобразовательной дисциплины «Биология» разработана на основе:
 федерального государственного образовательного стандарта среднего общего
образования (утверждённый приказом Минобразования и науки РФ от 17.05. 2012 г. №
413 с изменениями и дополнениями 12.08.2022г.);
 примерной основной образовательной программы среднего общего образования (далее
– ПООП СОО);
 федерального
государственного
образовательного
стандарта
среднего
профессионального образования (далее – ФГОС СПО) 23.01.17. «Мастер по
обслуживанию и ремонту автомобилей»
 примерной рабочей программы общеобразовательной дисциплины «Биология» (для
профессиональных образовательных организаций);
 учебного плана по профессии 23.01.17. «Мастер по обслуживанию и ремонту
автомобилей»
 Методическими материалами по обязательной общеобразовательной дисциплине
«Биология»
Программа общеобразовательной дисциплины «Биология» разработана в соответствии
с Концепцией преподавания общеобразовательных дисциплин с учетом профессиональной
направленности программ среднего профессионального образования, реализуемых на базе
основного общего образования, утвержденной распоряжением Министерства просвещения
Российской Федерации от 30.04.2021 № Р-98, на основании письма Департамента
государственной политики в сфере среднего профессионального образования и
профессионального обучения Министерства просвещения Российской Федерации от
30.08.2021 № 05-1136 «О направлении методик преподавания».
Содержание рабочей программы по общеобразовательной дисциплине «Биология»»
разработано с учётом:
синхронизации образовательных результатов ФГОС СОО (личностных, предметных,
метапредметных) и ФГОС СПО (ОК, ПК) с учетом профессионализации.
Содержание программы общеобразовательной дисциплины направлено
на
достижение следующих целей и задач.
Цель: формирование у студентов представления о структурно-функциональной
организации живых систем разного ранга как основы принятия решений в отношении
объектов живой природы и в производственных ситуациях.
Задачи дисциплины:
сформировать понимание строения, многообразия и особенностей живых систем разного
уровня организации, закономерностей протекания биологических процессов и явлений в
окружающей среде, целостной научной картины мира, взаимосвязи и взаимозависимости
естественных наук;
развить умения определять живые объекты в природе; проводить наблюдения за
экосистемами для выявления естественных и антропогенных изменений, интерпретировать
результаты наблюдений,
сформировать навыки проведения простейших биологических экспериментальных
исследований с соблюдением правил безопасного обращения с объектами и
оборудованием;
развить умения использовать информацию биологического характера из различных
источников;
сформировать умения прогнозировать последствия своей деятельности по отношению к
окружающей среде, собственному здоровью; обосновывать и соблюдать меры
профилактики заболеваний.

4

 сформировать понимание значимости достижений биологической науки и технологий в
практической деятельности человека, развитии современных медицинских технологий и
агробиотехнологий.
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
1.
Место общеобразовательной дисциплине в структуре основной
образовательной программы:
Общеобразовательная дисциплина «Биология» является обязательной частью
общеобразовательного цикла основной образовательной программы в соответствии с
ФГОС по профессии 23.01.17. «Мастер по обслуживанию и ремонту автомобилей»
1.2. Планируемые результаты освоения дисциплины:
Содержание общеобразовательной дисциплины «Биология» (базовый уровень) направлено
на достижение личностных, метапредметных и предметных (далее – Пр) результатов
обучения, регламентированных ФГОС СОО и с учетом федеральной основной рабочей
программой по «Биологии».
Личностные результаты освоения основной образовательной программы обучающимися
должны отражать готовность и способность обучающихся руководствоваться
сформированной внутренней позицией личности, системой ценностных ориентации,
позитивных внутренних убеждений, соответствующих традиционным ценностям
российского общества, расширение жизненного опыта и опыта деятельности в процессе
реализации основных направлений воспитательной деятельности, в том числе в части:
гражданского воспитания:
сформированность гражданской позиции обучающегося как активного и ответственного
члена российского общества;
осознание своих конституционных прав и обязанностей, уважение закона и правопорядка;
принятие традиционных национальных, общечеловеческих гуманистических и
демократических ценностей;
готовность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии,
дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам;
готовность вести совместную деятельность в интересах гражданского общества,
участвовать в самоуправлении в общеобразовательной организации и детско-юношеских
организациях;
умение взаимодействовать с социальными институтами в соответствии с их функциями и
назначением;
готовность к гуманитарной и волонтерской деятельности;
патриотического воспитания:
сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к
своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою
Родину, свой язык и культуру, прошлое и настоящее многонационального народа России;
ценностное отношение к государственным символам, историческому и природному
наследию, памятникам, традициям народов России, достижениям России в науке,
искусстве, спорте, технологиях и труде;
идейная убежденность, готовность к служению и защите Отечества, ответственность за его
судьбу;
духовно-нравственного воспитания:
осознание духовных ценностей российского народа;
сформированность нравственного сознания, этического поведения;
способность оценивать ситуацию и принимать осознанные решения, ориентируясь на
морально-нравственные нормы и ценности;
осознание личного вклада в построение устойчивого будущего;
5

ответственное отношение к своим родителям и (или) другим членам семьи, созданию семьи
на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни в соответствии с традициями
народов России;
эстетического воспитания:
эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического
творчества, спорта, труда и общественных отношений;
способность воспринимать различные виды искусства, традиции и творчество своего и
других народов, ощущать эмоциональное воздействие искусства;
убежденность в значимости для личности и общества отечественного и мирового искусства,
этнических культурных традиций и народного творчества;
готовность к самовыражению в разных видах искусства, стремление проявлять качества
творческой личности;
физического воспитания:
сформированность здорового и безопасного образа жизни, ответственного отношения к
своему здоровью;
потребность в физическом совершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной
деятельностью;
активное неприятие вредных привычек и иных форм причинения вреда физическому и
психическому здоровью;
трудового воспитания:
готовность к труду, осознание ценности мастерства, трудолюбие;
готовность к активной деятельности технологической и социальной направленности,
способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такую деятельность;
интерес к различным сферам профессиональной деятельности, умение совершать
осознанный выбор будущей профессии и реализовывать собственные жизненные планы;
готовность и способность к образованию и самообразованию на протяжении всей жизни;
экологического воспитания:
сформированность экологической культуры, понимание влияния социальноэкономических процессов на состояние природной и социальной среды, осознание
глобального характера экологических проблем;
планирование и осуществление действий в окружающей среде на основе знания целей
устойчивого развития человечества;
активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде;
умение прогнозировать неблагоприятные экологические последствия предпринимаемых
действий, предотвращать их;
расширение опыта деятельности экологической направленности;
ценности научного познания:
сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития
науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, способствующего
осознанию своего места в поликультурном мире;
совершенствование языковой и читательской культуры как средства взаимодействия между
людьми и познания мира;
осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять проектную и
исследовательскую деятельность индивидуально и в группе.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы должны
отражать:
Овладение универсальными учебными познавательными действиями:
а) базовые логические действия:
самостоятельно формулировать и актуализировать проблему, рассматривать ее
всесторонне;
устанавливать существенный признак или основания для сравнения, классификации и
обобщения;
6

определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их достижения;
выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых явлениях;
вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям, оценивать
риски последствий деятельности;
развивать креативное мышление при решении жизненных проблем;
б) базовые исследовательские действия:
владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками
разрешения проблем;
способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических
задач, применению различных методов познания;
овладение видами деятельности по получению нового знания, его интерпретации,
преобразованию и применению в различных учебных ситуациях, в том числе при создании
учебных и социальных проектов;
формирование научного типа мышления, владение научной терминологией, ключевыми
понятиями и методами;
ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и
жизненных ситуациях;
выявлять причинно-следственные связи и актуализировать задачу, выдвигать гипотезу ее
решения, находить аргументы для доказательства своих утверждений, задавать параметры
и критерии решения;
анализировать полученные в ходе решения задачи результаты, критически оценивать их
достоверность, прогнозировать изменение в новых условиях;
давать оценку новым ситуациям, оценивать приобретенный опыт;
разрабатывать план решения проблемы с учетом анализа имеющихся материальных и
нематериальных ресурсов;
осуществлять целенаправленный поиск переноса средств и способов действия в
профессиональную среду;
уметь переносить знания в познавательную и практическую области жизнедеятельности;
уметь интегрировать знания из разных предметных областей;
выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные подходы и решения;
ставить проблемы и задачи, допускающие альтернативные решения;
в) работа с информацией:
владеть навыками получения информации из источников разных типов, самостоятельно
осуществлять поиск, анализ, систематизацию и интерпретацию информации различных
видов и форм представления;
создавать тексты в различных форматах с учетом назначения информации и целевой
аудитории, выбирая оптимальную форму представления и визуализации;
оценивать достоверность, легитимность информации, ее соответствие правовым и
морально-этическим нормам;
использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении
когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований
эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических
норм, норм информационной безопасности;
владеть навыками распознавания и защиты информации, информационной безопасности
личности.
Овладение универсальными коммуникативными действиями:
а) общение:
осуществлять коммуникации во всех сферах жизни;
распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков,
распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты;
владеть различными способами общения и взаимодействия;
аргументированно вести диалог, уметь смягчать конфликтные ситуации;
7

развернуто и логично излагать свою точку зрения с использованием языковых средств;
б) совместная деятельность:
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы;
выбирать тематику и методы совместных действий с учетом общих интересов и
возможностей каждого члена коллектива;
принимать цели совместной деятельности, организовывать и координировать действия по
ее достижению: составлять план действий, распределять роли с учетом мнений участников,
обсуждать результаты совместной: работы;
оценивать качество своего вклада и каждого участника команды в общий результат по
разработанным критериям;
предлагать новые проекты, оценивать идеи с позиции новизны, оригинальности,
практической значимости;
координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и
комбинированного взаимодействия;
осуществлять позитивное стратегическое поведение в различных ситуациях, проявлять
творчество и воображение, быть инициативным.
Овладение универсальными регулятивными действиями:
а) самоорганизация:
самостоятельно осуществлять познавательную деятельность, выявлять проблемы, ставить
и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных
ситуациях;
самостоятельно составлять план решения проблемы с учетом имеющихся ресурсов,
собственных возможностей и предпочтений;
давать оценку новым ситуациям;
расширять рамки учебного предмета на основе личных предпочтений;
делать осознанный выбор, аргументировать его, брать ответственность за решение;
оценивать приобретенный опыт;
способствовать формированию и проявлению широкой эрудиции в разных областях
знаний, постоянно повышать свой образовательный и культурный уровень;
б) самоконтроль:
давать оценку новым ситуациям, вносить коррективы в деятельность, оценивать
соответствие результатов целям;
владеть навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и
мыслительных процессов, их результатов и оснований;
использовать приемы рефлексии для оценки ситуации, выбора верного решения;
уметь оценивать риски и своевременно принимать решения по их снижению;
в) эмоциональный интеллект, предполагающий сформированность:
самосознания, включающего способность понимать свое эмоциональное состояние, видеть
направления развития собственной эмоциональной сферы, быть уверенным в себе;
саморегулирования, включающего самоконтроль, умение принимать ответственность за
свое поведение, способность адаптироваться к эмоциональным изменениям и проявлять
гибкость, быть открытым новому;
внутренней мотивации, включающей стремление к достижению цели и успеху, оптимизм,
инициативность, умение действовать, исходя из своих возможностей;
эмпатии, включающей способность понимать эмоциональное состояние других, учитывать
его при осуществлении коммуникации, способность к сочувствию и сопереживанию;
социальных навыков, включающих способность выстраивать отношения с другими
людьми, заботиться, проявлять интерес и разрешать конфликты;
г) принятие себя и других людей:
принимать себя, понимая свои недостатки и достоинства;
принимать мотивы и аргументы других людей при анализе результатов деятельности;
признавать свое право и право других людей на ошибки;
8

развивать способность понимать мир с позиции другого человека.

Код и наименование
формируемых
компетенций
ОК 01. Выбирать способы
решения задач
профессиональной
деятельности
применительно к
различным контекстам;

Планируемые результаты освоения дисциплины
Общие

Дисциплинарные (предметные)1

В части трудового воспитания:
- готовность к труду, осознание
ценности мастерства, трудолюбие;
- готовность к активной
деятельности технологической и
социальной направленности,
способность инициировать,
планировать и самостоятельно
выполнять такую деятельность;
- интерес к различным сферам
профессиональной деятельности,
Овладение универсальными
учебными познавательными
действиями:
а) базовые логические действия:
- самостоятельно формулировать и
актуализировать проблему,
рассматривать ее всесторонне;
- устанавливать существенный
признак или основания для
сравнения, классификации и
обобщения;
- определять цели деятельности,
задавать параметры и критерии их
достижения;
- выявлять закономерности и
противоречия в рассматриваемых
явлениях;
- вносить коррективы в
деятельность, оценивать
соответствие результатов целям,
оценивать риски последствий
деятельности;
- развивать креативное мышление
при решении жизненных проблем
;
б) базовые исследовательские
действия:
- владеть навыками учебноисследовательской и проектной
деятельности, навыками
разрешения проблем;
- выявлять причинноследственные связи и
актуализировать задачу, выдвигать
гипотезу ее решения, находить
аргументы для доказательства
своих утверждений, задавать
параметры и критерии решения;

- сформированность знаний о месте и
роли биологии в системе научного
знания; функциональной грамотности
человека для решения жизненных
проблем;
- сформированность умения
раскрывать содержание
основополагающих биологических
терминов и понятий: жизнь, клетка,
ткань, орган, организм, вид,
популяция, экосистема, биоценоз,
биосфера; метаболизм (обмен веществ
и превращение энергии), гомеостаз
(саморегуляция), биосинтез белка,
структурная организация живых
систем, дискретность, саморегуляция,
самовоспроизведение (репродукция),
наследственность, изменчивость,
энергозависимость, рост и развитие,
уровневая организация;
- сформированность умения
раскрывать содержание
основополагающих биологических
теорий и гипотез: клеточной,
хромосомной, мутационной,
эволюционной, происхождения жизни
и человека;
- сформированность умения
раскрывать основополагающие
биологические законы и
закономерности (Г. Менделя, Т.
Моргана, Н.И. Вавилова, Э. Геккеля,
Ф. Мюллера, К. Бэра), границы их
применимости к живым системам;
- приобретение опыта применения
основных методов научного познания,
используемых в биологии:
наблюдения и описания живых
систем, процессов и явлений;
организации и проведения
биологического эксперимента,
выдвижения гипотез, выявления
зависимости между исследуемыми
величинами, объяснения полученных
результатов и формулирования
выводов с использованием научных
понятий, теорий и законов;
- сформированность умения выделять
существенные признаки вирусов,
клеток прокариот и эукариот;

Дисциплинарные (предметные) результаты указываются в соответствии с их полным перечнем во ФГОС СОО
от 17.05.2012г. № 413 (в последней редакции от 12.08.2022)

9

- анализировать полученные в
ходе решения задачи результаты,
критически оценивать их
достоверность, прогнозировать
изменение в новых условиях;
- уметь переносить знания в
познавательную и практическую
области жизнедеятельности;
- уметь интегрировать знания из
разных предметных областей;
- выдвигать новые идеи,
предлагать оригинальные подходы
и решения;
- способность их использования в
познавательной и социальной
практике;

одноклеточных и многоклеточных
организмов, видов, биогеоценозов и
экосистем; особенности процессов
обмена веществ и превращения
энергии в клетке, фотосинтеза,
пластического и энергетического
обмена, хемосинтеза, митоза, мейоза,
оплодотворения, развития и
размножения, индивидуального
развития организма (онтогенеза),
борьбы за существование,
естественного отбора,
видообразования, приспособленности
организмов к среде обитания, влияния
компонентов экосистем,
антропогенных изменений в
экосистемах своей местности,
круговорота веществ и превращение
энергии в биосфере;
- сформированность умения решать
биологические задачи, составлять
генотипические схемы скрещивания
для разных типов наследования
признаков у организмов, составлять
схемы переноса веществ и энергии в
экосистемах (цепи питания, пищевые
сети)

- сформированность умений
ОК 02. Использовать
современные средства
поиска, анализа и
интерпретации
информации и
информационные
технологии для
выполнения задач
профессиональной
деятельности

В области ценности научного
познания:
- сформированность
мировоззрения, соответствующего
современному уровню развития
науки и общественной практики,
основанного на диалоге культур,
способствующего осознанию
своего места в поликультурном
мире;
- совершенствование языковой и
читательской культуры как
средства взаимодействия между
людьми и познания мира;
- осознание ценности научной
деятельности, готовность
осуществлять проектную и
исследовательскую деятельность
индивидуально и в группе;
Овладение универсальными
учебными познавательными
действиями:
в) работа с информацией:
- владеть навыками получения
информации из источников
разных типов, самостоятельно
осуществлять поиск, анализ,
систематизацию и интерпретацию
информации различных видов и
форм представления;
- создавать тексты в различных
форматах с учетом назначения
информации и целевой аудитории,

10

критически оценивать информацию
биологического содержания,
включающую псевдонаучные знания
из различных источников (средства
массовой информации, научнопопулярные материалы);
интерпретировать этические аспекты
современных исследований в
биологии, медицине, биотехнологии;
рассматривать глобальные
экологические проблемы
современности, формировать по
отношению к ним собственную
позицию;
сформированность умений создавать
собственные письменные и устные
сообщения на основе биологической
информации из нескольких
источников, грамотно использовать
понятийный аппарат биологии

выбирая оптимальную форму
представления и визуализации;
- оценивать достоверность,
легитимность информации, ее
соответствие правовым и
морально-этическим нормам;
- использовать средства
информационных и
коммуникационных технологий в
решении когнитивных,
коммуникативных и
организационных задач с
соблюдением требований
эргономики, техники
безопасности, гигиены,
ресурсосбережения, правовых и
этических норм, норм
информационной безопасности;
- владеть навыками распознавания
и защиты информации,
информационной безопасности
личности;

ОК 04. Эффективно
взаимодействовать и
работать в коллективе и
команде.

- готовность к саморазвитию,
самостоятельности и
самоопределению;
-овладение навыками учебноисследовательской, проектной и
социальной деятельности;
Овладение универсальными
коммуникативными
действиями:
б) совместная деятельность:
- понимать и использовать
преимущества командной и
индивидуальной работы;
- принимать цели совместной
деятельности, организовывать и
координировать действия по ее
достижению: составлять план
действий, распределять роли с
учетом мнений участников
обсуждать результаты совместной
работы;
- координировать и выполнять
работу в условиях реального,
виртуального и комбинированного
взаимодействия;
- осуществлять позитивное
стратегическое поведение в
различных ситуациях, проявлять
творчество и воображение, быть
инициативным
Овладение универсальными
регулятивными действиями:
г) принятие себя и других
людей:
- принимать мотивы и аргументы
других людей при анализе
результатов деятельности;
- признавать свое право и право
других людей на ошибки;

11

- приобретение опыта применения
основных методов научного познания,
используемых в биологии:
наблюдения и описания живых
систем, процессов и явлений;
организации и проведения
биологического эксперимента,
выдвижения гипотез, выявления
зависимости между исследуемыми
величинами, объяснения полученных
результатов и формулирования
выводов с использованием научных
понятий, теорий и законов;

- развивать способность понимать
мир с позиции другого человека;

ОК 07. Содействовать
сохранению окружающей
среды,
ресурсосбережению,
применять знания об
изменении климата,
принципы бережливого
производства,
эффективно действовать в
чрезвычайных ситуациях.

ПК 2.1 Осуществлять
техническое
обслуживание
автомобильных
двигателей

В области экологического
воспитания:
- сформированность
экологической культуры,
понимание влияния социальноэкономических процессов на
состояние природной и
социальной среды, осознание
глобального характера
экологических проблем;
- планирование и осуществление
действий в окружающей среде на
основе знания целей устойчивого
развития человечества;
активное неприятие действий,
приносящих вред окружающей
среде;
- умение прогнозировать
неблагоприятные экологические
последствия предпринимаемых
действий, предотвращать их;
- расширение опыта деятельности
экологической направленности;
- овладение навыками учебноисследовательской, проектной и
социальной деятельность.
В области экологического
воспитания
- умение прогнозировать
неблагоприятные экологические
последствия предпринимаемых
действий, предотвращать их;
- расширение опыта деятельности
экологической направленности;

- сформированность умения
применять полученные знания для
объяснения биологических процессов
и явлений, для принятия практических
решений в повседневной жизни с
целью обеспечения безопасности
своего здоровья и здоровья
окружающих людей, соблюдения
здорового образа жизни, норм
грамотного поведения в окружающей
природной среде; понимание
необходимости использования
достижений современной биологии и
биотехнологий для рационального
природопользования.

- владение основополагающими
понятиями и представлениями о
живой
природе, ее уровневой организации и
эволюции; уверенное пользование
биологической терминологией и
символикой;
- владение основными методами
научного познания,используемыми
при биологических исследованиях
живых объектов и экосистем:
описанием, измерением, проведением
наблюдений; выявление и оценка
антропогенных изменений в природе;

Примерные темы монологических выступлений (докладов)
Клеточная теория строения организмов. История и современное состояние.
Наследственная информация и передача ее из поколения в поколение.
Успехи современной генетики в медицине и здравоохранении.
История развития эволюционных идей до Ч. Дарвина.
«Система природы» К. Линнея и ее значение для развития биологии.
Современные представления о механизмах и закономерностях эволюции.
Современные представления о зарождении жизни. Рассмотрение и оценка
различных гипотез происхождения
8. Современный этап развития человечества. Человеческие расы. Опасность расизма.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.

12

9. Воздействие человека на природу на различных этапах развития человеческого
общества.
10. Влияние окружающей среды и ее загрязнения на развитие организмов.
11. Влияние курения, употребления алкоголя и наркотиков родителями на
эмбриональное развитие ребенка.
12. Витамины, ферменты, гормоны и их роль в организме. Нарушения при их недостатке
и избытке.
13. Причины и границы устойчивости биосферы к воздействию деятельности людей.
14. Биоценозы (экосистемы) разного уровня и их соподчиненность в глобальной
экосистеме — биосфере.
15. Видовое и экологическое разнообразие биоценоза как основа его устойчивости.
16. Повышение продуктивности фотосинтеза в искусственных экологических системах.
17. Различные экологические пирамиды и соотношения организмов на каждой их
ступени
18. Пути повышения биологической продуктивности в искусственных экосистемах.
19. Роль правительственных и общественных экологических организаций в
современных развитых странах.
20. Рациональное использование и охрана невозобновляемых природных ресурсов (на
конкретных примерах).
21. Опасность глобальных нарушений в биосфере. Озоновые «дыры», кислотные
дожди, смоги и их предотвращение.
Перечень мероприятий
(в соответствие с календарем памятных и знаменательных дат)
1609 Изготовлен первый микроскоп - Галилей
1665 Обнаружена клеточная структура пробковой ткани - Р.Гук
1674 Открыты бактерии и простейшие - А.Левенгук
1831 Открыто клеточное ядро – Р.Броун.
1839 Сформулирована клеточная теория – Т.Шванн и М.Шлейден
1865 Опубликованы Законы наследственности – Г.Мендель
1868 Открыты нуклеиновые кислоты – Ф.Мишер
1871 Установлено,что белки состоят из аминокислот – Н.Н.Любавин
1892. Открыт вирус – Д. Ивановский
1880 Открыты витамины – Н.Лунин
1926г Опубликован труд В. И. Вернадского « Биосфера»

13

2. ОБЪЕМ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ
РАБОТЫ
Вид учебной работы

Объем в часах

Объем образовательной программы дисциплины

72

в т.ч.
Основное содержание

72

в т. ч.:
теоретическое обучение

40

в т.ч. профессионально-ориентированное содержание

2

практические занятия

20

в т.ч. профессионально-ориентированное содержание

8

лабораторные занятия

4

в т.ч. профессионально-ориентированное содержание

2

Контрольная работа

6

Промежуточная аттестация (дифференцированный зачет)

2

Всего:

72

3. СОДЕРЖАНИЕ И ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«Биология»

14

Наименование разделов
и тем

Содержание учебного материала (основное и профессиональноориентированное), лабораторные и практические занятия, прикладной
модуль (при наличии)

1
2
Раздел 1. Клетка – структурно-функциональная единица живого
Основное содержание
Теоретическое обучение:
Тема 1.1.
Современные отрасли биологических знаний. Связь биологии с другими науками:
Биология как наука.
Общая характеристика биохимия, биофизика, бионика, геногеография и др. Роль и место биологии в
формировании современной научной картины мира. Уровни организации живой
жизни
материи. Общая характеристика жизни, свойства живых систем. Химический состав
клеток
Основное содержание
Теоретическое обучение:
Клеточная теория (Т. Шванн, М. Шлейден, Р. Вирхов). Основные положения
современной клеточной теории. Типы клеточной организации: прокариотический и
эукариотический. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Строение
прокариотической клетки. Строение эукариотической клетки. Неклеточные формы
жизни (вирусы, бактериофаги)
Лабораторные занятия:
Тема 1.2.
Приобретение опыта применения техники микроскопирования при выполнении
Структурнолабораторных работ:
функциональная
1.Лабораторная работа «Строение клетки (растения, животные, грибы) и
организация клеток
клеточные включения (крахмал, каротиноиды, хлоропласты, хромопласты)»
Подготовка микропрепаратов, наблюдение с помощью микроскопа, выявление
различий между изучаемыми объектами, формулирование выводов
Практические занятия:
Вирусные и бактериальные заболевания. Общие принципы использования
лекарственных веществ. Особенности применения антибиотиков. Представление
устных сообщений с презентацией, подготовленных по перечню источников,
рекомендованных преподавателем

Объем
часов

Формируемые
компетенции

3
18
2
2

4

ОК 02

6
2

2
ОК - 01
ОК - 02
ОК - 04

2

Тема 1.3. Структурнофункциональные
факторы
наследственности

Тема 1.4.
Обмен веществ и
превращение энергии в
клетке
Тема 1.5. Жизненный
цикл клетки. Митоз.
Мейоз

Контрольная работа №1

Основное содержание
Теоретическое обучение:
Хромосомная теория Т. Моргана. Строение хромосом. Хромосомный набор клеток,
гомологичные и негомологичные хромосомы, гаплоидный и диплоидный
набор. Нуклеиновые кислоты: ДНК, РНК нахождение в клетке, их строение и
функции. Матричные процессы в клетке: репликация, биосинтез белка, репарация.
Генетический код и его свойства
Практические занятия:
Решение задач на определение последовательности нуклеотидов, аминокислот в
норме и в случае изменения последовательности нуклеотидов ДНК
Основное содержание
Теоретическое обучение:
Понятие метаболизм. Ассимиляция и диссимиляция – две стороны метаболизма.
Типы обмена веществ: автотрофный и гетеротрофный, аэробный и анаэробный.
Пластический обмен. Фотосинтез. Хемосинтез
Основное содержание
Теоретическое обучение:
Клеточный цикл, его периоды. Митоз, его стадии и происходящие процессы.
Биологическое значение митоза. Мейоз и его стадии. Поведение хромосом в
мейозе. Кроссинговер. Биологический смысл мейоза
Молекулярный уровень организации живого

Раздел 2. Строение и функции организма
Основное содержание
Теоретическое обучение:
Тема 2.1. Строение
Многоклеточные организмы. Взаимосвязь органов и системы органов в
организма
многоклеточном организме. Гомеостаз организма и его поддержание в процессе
жизнедеятельности
Основное содержание
Тема 2.2.
Теоретическое обучение:

16

4
2
ОК - 01
ОК - 02
2

2
2
ОК - 02

2
2

ОК - 02
ОК - 04

2
20
2
2

2
2

ОК - 02
ОК - 04

ОК - 02

Формы размножения
организмов

Тема 2.3.
Онтогенез растений,
животных и человека

Тема 2.4.
Закономерности
наследования

Тема 2.5. Сцепленное
наследование признаков

Тема 2.6.
Закономерности
изменчивости

Формы размножения организмов. Бесполое и половое размножение. Виды
бесполого размножения. Половое размножение. Гаметогенез у животных.
Сперматогенез и оогенез. Строение половых клеток. Оплодотворение
Основное содержание
Теоретическое обучение:
Индивидуальное развитие организмов. Эмбриогенез и его стадии.
Постэмбриональный период. Стадии постэмбрионального развития у животных и
человека. Прямое и непрямое развитие. Биологическое старение и смерть.
Онтогенез растений
Основное содержание
Теоретическое обучение:
Основные понятия генетики. Закономерности образования гамет. Законы Г.
Менделя (моногибридное и полигибридное скрещивание). Взаимодействие генов
Практические занятия:
Решение задач на определение вероятности возникновения наследственных
признаков при моно-, ди-, полигибридном и анализирующем скрещивании,
составление генотипических схем скрещивания
Основное содержание
Теоретическое обучение:
Законы Т. Моргана. Сцепленное наследование генов, нарушение сцепления.
Наследование признаков, сцепленных с полом
Практические занятия:
Решение задач на определение вероятности возникновения наследственных
признаков при сцепленном наследовании, составление генотипических схем
скрещивания
Основное содержание
Теоретическое обучение:
Изменчивость признаков. Виды изменчивости: наследственная и ненаследственная.
Закон гомологических рядов в наследственной изменчивости (Н.И. Вавилов).
Мутационная теория изменчивости. Виды мутаций и причины их возникновения.
Кариотип человека. Наследственные заболевания человека. Генные и хромосомные
болезни человека. Болезни с наследственной предрасположенностью. Значение

17

2
2
ОК - 02
ОК - 04

4
2

2

ОК - 02
ОК - 04

4
2

2

ОК - 01
ОК - 02

4
2
ОК - 01
ОК - 02
ОК - 04

медицинской генетики в предотвращении и лечении генетических заболеваний
человека
Практические занятия:
Решение задач на определение типа мутации при передаче наследственных
признаков, составление генотипических схем скрещивания
Контрольная работа №2 Строение и функции организма
Раздел 3. Теория эволюции
Основное содержание
Теоретическое обучение:
Тема 3.1. История
Первые эволюционные концепции (Ж.Б. Ламарк, Ж.Л. Бюффон). Эволюционная
эволюционного учения. теория Ч. Дарвина. Синтетическая теория эволюции и ее основные положения.
Микроэволюция
Микроэволюция. Популяция как элементарная единица эволюции. Генетические
основы эволюции. Элементарные факторы эволюции. Естественный отбор –
направляющий фактор эволюции. Видообразование как результат микроэволюции
Основное содержание
Теоретическое обучение:
Тема 3.2.
Макроэволюция. Формы и основные направления макроэволюции (А.Н. Северцов).
Макроэволюция.
Пути достижения биологического прогресса. Сохранение биоразнообразия на
Возникновение и
Земле.
развитие жизни на
Гипотезы и теории возникновения жизни на Земле. Появление первых клеток и их
Земле
эволюция. Прокариоты и эукариоты. Происхождение многоклеточных организмов.
Возникновение основных царств эукариот
Основное содержание
Теоретическое обучение:
Тема 3.3.
Антропология – наука о человеке. Систематическое положение человека. Сходство
Происхождениечеловека и отличия человека с животными. Основные стадии антропогенеза. Эволюция
– антропогенез
современного человека.
Человеческие расы и их единство. Время и пути расселения человека по
планете. Приспособленность человека к разным условиям среды
Раздел 4. Экология
Тема 4.1. Экологические Основное содержание
факторы и среды жизни Теоретическое обучение:

18

2

2
6
2
2
ОК - 02
ОК - 04

2
2
ОК - 02
ОК - 04

2
2
ОК - 02
ОК - 04

18
2
2

ОК - 01
ОК - 02

Тема 4.2. Популяция,
сообщества, экосистемы

Тема 4.3. Биосфера
- глобальная
экологическая система

Тема 4.4. Влияние
антропогенных
факторов на биосферу

Среды обитания организмов: водная, наземно-воздушная, почвенная,
внутриорганизменная. Физико-химические особенности сред обитания организмов.
Приспособления организмов к жизни в разных средах. Понятие экологического
фактора. Классификация экологических факторов. Правило минимума Ю. Либиха.
Закон толерантности В. Шелфорда
Основное содержание
Теоретическое обучение:
Экологическая характеристика вида и популяции. Экологическая ниша вида.
Экологические характеристики популяции. Сообщества и экосистемы. Биоценоз и
его структура. Связи между организмами в биоценозе. Структурные компоненты
экосистемы: продуценты, консументы, редуценты. Круговорот веществ и поток
энергии в экосистеме. Трофические уровни
Практические занятия:
Трофические цепи и сети. Основные показатели экосистемы. Биомасса и
продукция. Экологические пирамиды чисел, биомассы и энергии. Правило
пирамиды энергии.
Решение практико-ориентированных расчетных заданий по переносу вещества и
энергии в экосистемах с составление трофических цепей и пирамид биомассы и
энергии
Основное содержание
Теоретическое обучение:
Биосфера – живая оболочка Земли. Развитие представлений о биосфере в трудах
В.И. Вернадского. Области биосферы и ее компоненты. Живое вещество биосферы
и его функции.
Закономерности существования биосферы. Особенности биосферы как глобальной
экосистемы. Динамическое равновесие в биосфере. Круговороты веществ и
биогеохимические циклы. Глобальные экологические проблемы современности
Основное содержание
Теоретическое обучение:
Антропогенные воздействия на биосферу. Загрязнения как вид антропогенного
воздействия. Антропогенные воздействия на атмосферу. Воздействия на
гидросферу. Воздействия на литосферу. Антропогенные воздействия на

19

ОК - 07

4
2

2

ОК - 01
ОК - 02
ОК - 07

2
2
ОК - 01
ОК - 02
ОК - 07

4
2

ОК - 01
ОК - 02
ОК - 04
ОК - 07
ПК 2.1.

биотические сообщества. Углубленно изучаются отходы, связанные с
определенной профессией/специальностью
Практические занятия:
Практическое занятие «Отходы производства»
*В том числе профессионально-ориентированное содержание практического
занятия
Практическое занятие «Отходы производства». На основе федерального
классификационного каталога отходов определять класс опасности отходов;
агрегатное состояние и физическую форму отходов, образующихся на рабочем
месте / на этапах производства, связанные с определенной
профессией/специальностью
Основное содержание
Теоретическое обучение:
Здоровье и его составляющие. Факторы, положительно и отрицательно влияющие
на организм человека. Проблема техногенных воздействий на здоровье человека
(электромагнитные поля, бытовая химия, избыточные шумы, радиация и т.п.).
Адаптация организма человека к факторам окружающей среды. Принципы
формирования здоровьесберегающего поведения. Физическая активность и
здоровье. Биохимические аспекты рационального питания
Тема 4.5. Влияние
социальноЛабораторные занятия:
экологических
2.Лабораторная работа «Влияние абиотических факторов на человека (низкие и
факторов на здоровье
высокие температуры)»
человека
Изучение механизмов адаптации организма человека к низким и высоким
температурам и объяснение полученных результатов и формулирование выводов
(письменно) с использованием научных понятий, теорий и законов
*В том числе профессионально-ориентированное содержание лабораторного
занятия
В качестве триггеров снижающих работоспособность использовать условия
осуществления профессиональной деятельности: шум, температура, физическая
нагрузка и т.д.
Теоретические аспекты экологии
Контрольная работ №3
Профессионально-ориентированное содержание (содержание прикладного модуля)
20

2
2

4
2

2

2

2

2

ОК - 02
ОК - 04
ОК - 07

Раздел 5. Биология в жизни
Основное содержание
Теоретическое содержание:
Биотехнология как наука и производство. Основные направления современной
биотехнологии. Методы биотехнологии. Объекты биотехнологии. Этика
биотехнологических и генетических экспериментов. Правила поиска и анализа
Тема 5.1. Биотехнологии
биоэкологической информации из различных источников (научная и учебнов жизни каждого
научная литература, средства массовой информации, сеть Интернет и другие)
Практические занятия:
Кейсы на анализ информации о научных достижениях в области генетических
технологий, клеточной инженерии, пищевых биотехнологий. Защита кейса:
представление результатов решения кейсов (выступление с презентацией)
Тема 5.2.1. Биотехнологии в промышленности для специальности 38.02.05
Основное содержание
Практические занятия:
Развитие промышленной биотехнологии и ее применение в жизни человека, поиск
Тема 5.2.1.
и анализ информации из различных источников (научная и учебно-научная
Биотехнологии в
литература, средства массовой информации, сеть Интернет и другие)
промышленности
Кейсы на анализ информации о развитии промышленной биотехнологий (по
группам)
Защита кейса: Представление результатов решения кейсов (выступление с
презентацией)
Промежуточная аттестация
Всего:

Дифференцированный зачет

8
4
2

2

ПК 2.1

2
2
4
4
4

2

ОК - 01
ОК - 02
ОК - 04
ПК 2.1

2
2
72

21

ОК - 01
ОК - 02
ОК - 04

4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы учебного предмета требует наличия учебного кабинета биологии
Оборудование учебного кабинета (наглядные пособия):
 Стенд «Инструкция по технике безопасности и охране труда».
 Информационный стенд с разделами:
 «Информация»
 «Техника безопасности в кабинете биологии»
 «Оказание первой помощи»
 «Готовимся к зачету»
 «Биология в профессии»
Плакаты:
 «Эволюция человека»;
 «Развитие органическог
 «Виды. Образование видов»;
 «Индивидуальное развитие организма»;
 «Жизненный цикл клетки»;
 «Мейоз»;
 «Строение клетки»;
 «Ядро. Хромосомы»;
 «Фотосинтез»;
 «Энергетический обмен клетки»;
 «Строение и репликация ДНК»;
 «Биосинтез белка. Транскрипция»;
 «Биосинтез белка. Трансляция»;
 «Дигибридное скрещивание»;
 «Моногибридное скрещивание».
УМК
 Рабочие программы
 Контрольно – оценочные средства
 Методические указания по выполнению внеаудиторных самостоятельных работ.
 Практикум по проведению лабораторных и практических работ
 Опорные конспекты, кроссворды
 Алгоритмы решения экологических, генетических и химических задач
 Методические рекомендации по работе с источниками информации(работа с книгой и т. д.)
 Дидактический раздаточный материал с элементами интерактивного обучения
 Комплект учебно-наглядных пособий по учебной дисциплине «Биология»:
Технические средства обучения:



Ноутбук «Асеrr»
Телевизор «SAMSUNG»
4.2 Информационное обеспечение обучения
Основные источники
Для студентов

1. Сухорукова, Л.Н. Биология /базовый уровень/ 10-11 кл.-М.: Просвещение,2019
2. Каменский, А.А. Биология: Общая биология: учебник. – М.: Дрофа, 2018
Для преподавателей
1. Федеральный закон от 29.11.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации».
2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 № 413 «Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего
(полного) общего образования».
3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 29.12.2014 № 1645 «О внесении
изменений в Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 № 413 “Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего
(полного) общего образования”».
4. Письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих
кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259 «Рекомендации по
организации получения среднего общего образования в пределах освоения
образовательных программ среднего профессионального образования на базе
основного общего образования с учетом требований федеральных государственных
образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего
профессионального образования».
5. Габриелян О.С., Лысова Г.Г. Химия: книга для преподавателя: учеб.-метод. пособие.
— М., 2012.
6. Габриелян О.С. и др. Химия для профессий и специальностей технического профиля
(электронное приложение).
Дополнительные источники
Для студентов
1. Беляев Д.К., Дымшиц Г.М., Кузнецова Л.Н. и др. Биология (базовый уровень). 10
класс. — М., 2014.
2. Ионцева А.Ю. Биология. Весь школьный курс в схемах и таблицах. — М., 2014.
Лукаткин А.С., Ручин А.Б., Силаева Т.Б. и др. Биология с основами экологии:
учебник для студ. учреждений высш. образования. — М., 2014.
3. Мамонтов С.Г., Захаров В.Б., Козлова Т.А. Биология: учебник для студ.
учреждений высш. образования (бакалавриат). — М., 2014.
4. Сивоглазов В.И., Агафонова И.Б., Захарова Е.Т. Биология. Общая биология:
базовый уровень, 10—11 класс. — М., 2014.
5. Сухорукова Л.Н., Кучменко В.С., Иванова Т.В. Биология (базовый уровень). 10—
11 класс. — М., 2014.

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.

Для преподавателей
Биология: в 2 т. / под ред. Н.В.Ярыгина. — М., 2010.
Биология: руководство к практическим занятиям / под ред. В.В.Маркиной. — М.,
2010.
Дарвин Ч. Сочинения. — Т. 3. — М., 1939.
Дарвин Ч. Происхождение видов. — М., 2006.
Кобылянский В.А. Философия экологии: краткий курс: учеб. пособие для вузов. —
М.,2010.
Орлова Э.А. История антропологических учений: учебник для вузов. — М., 2010.
Пехов А.П. Биология, генетика и паразитология. — М., 2010.
Чебышев Н.В., Гринева Г.Г. Биология. — М., 2010.
23

Интернет-ресурсы
1. www sbio.info (Вся биология. Современная биология, статьи, новости,
библиотека).
2. www.window.edu.ru (Единое окно доступа к образовательным ресурсам
Интернета по биологии).
3. www.5ballov.ru/test (Тест для абитуриентов по всему школьному курсу биологии).
4. www vspu.ac. ru/deold/bio/bio. htm (Телекоммуникационные викторины по
биологии — экологии на сервере Воронежского университета).
5. www.biology.ru (Биология в Открытом колледже. Сайт содержит электронный
учебник по биологии, On-line тесты).
6. www.informika.ru (Электронный учебник, большой список интернет-ресурсов).
7. www.nrc.edu.ru (Биологическая картина мира. Раздел компьютерного
учебника,разрабо-танного
в
Московском
государственном
открытом
университете).
8. www. nature. ok. ru (Редкие и исчезающие животные России — проект
Экологического центра МГУ им. М.В.Ломоносова).
9. www.kozlenkoa.narod.ru (Для тех, кто учится сам и учит других; очно и
дистанционно, биологии, химии, другим предметам).
10. www.schoolcity.by (Биология в вопросах и ответах).
11. www bril2002.narod.ru (Биология для школьников. Краткая, компактная, но
достаточно подробная информация по разделам: «Общая биология», «Ботаника»,
«Зоология», «Человек»
5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Общая/профессиональная
компетенция
ОК 01. Выбирать способы
решения задач профессиональной
деятельности применительно к
различным контекстам;

ОК 02. Использовать современные
средства поиска, анализа и
интерпретации информации и
информационные технологии для
выполнения задач
профессиональной деятельности
ОК 04. Эффективно
взаимодействовать и работать в
коллективе и команде.

ОК 07. Содействовать сохранению
окружающей среды,
ресурсосбережению, применять
знания об изменении климата,
принципы бережливого
производства, эффективно
действовать в чрезвычайных
ситуациях.

Раздел/Тема
Р 1. Темы 1.2,1.3.
Р 2. Темы 2.5, 2.6.
Р 4. Темы 4.1,4.2,4.3,4.4.
Р 5. Темы 5.1,5.2.1,5.2.2,5.2.3.
Р 1. Темы 1.1,1.2,1.3,1.4,1.5.
Р 2.Темы 2.1,2.2,2.3,2.4, 2.5,
2.6.
Р 3. Темы 3.1,3.2,3.3.
Р 4. Темы 4.1,4.2, 4.3,4.4.
Р 5. Темы 5.1,5.2.1,5.2.2,
5.2.3.
Р 1. Темы 1.2, 1.5.
Р 2. Темы 2.1,2.3,,2.4,2.6.
Р 3. Темы 3.1,3.2,3.3.
Р 4. Темы 4.3,4.4.
Р 5. Темы 5.1,5.2.1,5.2.3.

Р 4. Темы 4.1,4.2,4.4.

24

Тип оценочных
мероприятий
Заполнение таблицы
Тестирование,
Практические и
лабораторные занятия
Выполнение теста
Контрольная работа №1
Практические занятия
Выполнение и защита
лабораторных занятий
Биологический диктант
Разноуровневые задания
Фронтальный опрос
Деловая (ролевая) игра
Кейс-задания
Выполнение теста
Оцениваемая дискуссия по
вопросам лекции
Устный опрос
Конспекты
Рефераты
Сообщения
Практические и
лабораторные занятия
Кейсы - задания
Выполнение теста
Контрольная работа №2

ПК 2.1. Осуществлять техническое
обслуживание автомобильных
двигателей.
.

Р 5. Темы 5.1,5.2.

25

Фронтальный контроль
Практические занятия
Выполнение теста
Составление схем
круговорота веществ
Решение практикоориентированных
расчетных заданий по
переносу вещества и
энергии в экосистемах на
составление цепей и
пирамид биомассы и
энергии.

6. ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ, ВНЕСЕННЫХ В РАБОЧУЮ ПРОГРАММУ

№
п/п

№ пункта
рабочей
программы

Дата
внесения
изменений и
дополнений

До
внесения
изменений и
дополнений

После
изменений и
дополнений

1
2

26

Дата и №
протокола
рассмотрения
цикловой
комиссией

Дата и №
протокола
рассмотрения
методическим
советом/
педагогическим
советом


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».