Министерство образования и молодежной политики Свердловской области Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области «Камышловский гуманитарно-технологический техникум» УТВЕРЖДАЮ: Директор ГАПОУ СО «Камышловский гуманитарнотехнолх>гдаеский техникум» <"■ Бочкарева 01.06.20^2г. / ОСНОВНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ РАБОЧИХ, СЛУЖАЩИХ по профессии среднего профессионального образования 35.01.13 Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства квалификации - тракторист-машинист сельскохозяйственного ,» производства водитель автомобиля категории «С> форма обучения - очная , К ам ы ш л о в, 2022 КГТТ-ППССЗ-35.0 1.13 -2022 СОГЛАСОВАНО: Утверждена приказом директора ГА П О У СО «Камышловский гуманитарно-технологический техникум» № 294а-од от 01.06.2022г. Главнйй инженер ООО «Шлининск ий» ________ ^ _______ О.А. Скакунов Образовательная программа подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии среднего профессионального образования 35.01.13 Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Свердловской области «Камъшшовскийгуманитарно - технологический техникум» разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по профессии 110800.02 Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства (в соответствии с Приказом Министерства образования и науки РФ от 5 июня 2014 г. N632 «Об установлениисоответствия профессий и специальностей среднего профессионального образования, перечни которых утверждены приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 октября 2013 г. N1199, профессиям начального профессионального образования, перечень которых утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 сентября 2009 г. N354, и специальностям среднего профессионального образования, перечень которых утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 сентября 2009 г. N355»), укрупненная группа специальностей 35.00.00 СЕЛЬСКОЕ, .ТЕСНОЕ И РЫБНОЕ ХОЗЯЙСТВО. Разработчики: Мадыгина Татьяна Александровна, заместитель директора по учебнометодической работе Польдяева Наталья Александровна, заместитель директора по учебно производственнойработе Коновапов Николай Дмитриевич, пртодаватетьГАПОуСТЮСО«К111» Скакунов Олег Анатольевич ГлавныйинженерООО «Калининский» Каргапольпева Надежда Алексеевна ДиректорООО«Калинински№> Правообладатель программы: Государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования Свердловской области «Камышловский гуманитарно-технологический техникум» 624865 Свердловская область, г. Камышлов, ул. Северная, 63, тел. (34375) 2-38-40 Нормативный срок освоения программы - 2 года 10 месяцев Квалификации выпускника - тракторист-машинист сельскохозяйственного производства, водитель автомобиля кат «С» Программа рекомендована к использованию методическим советом ГАПОУ СО «КГТТ»(протокол№ 51от 18.05.20231.) Согласовано с педагогическим советом протокол № 34 от 01.06.2022г. 2 КГТТ-ППКРС-35.01.13 АННОТАЦИЯ образовательной программы среднего профессионального образования Данная образовательная программа разработана Государственным автономным профессиональным образовательным учреждением Свердловской области «Камышловский гуманитарно-технологический техникум» в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования по профессии 35.01.13 Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства (в соответствии с Приказом Министерства образования и науки РФ от 5 июня 2014 г. N 632 «Об установлении соответствия профессий и специальностей среднего профессионального образования, перечни которых утверждены приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 октября 2013 г. N 1199, профессиям начачьного профессионального образования, перечень которых утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 сентября 2009 г. N 354, и специальностям среднего профессионального образования, перечень которых утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 сентября 2009 г. N 355»), Приказом Министерства образования и науки РФ от 09.04.2015 г. N 389 «О внесении изменений в федеральные государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования»), и представляет собой комплекс нормативно-методической документации, регламентирующей содерясание, организацию и оценку результатов подготовки студентов по данной профессии. Нормативный срок освоения программы - 2 г. 10 мес. при очной форме обучения. Основная цель подготовки по данной образовательной программе - студент, прошедший подготовку и государственную итоговую аттестацию должен быть готов к профессиональной деятельности в качестве тракториста-машиниста сельскохозяйственного производства или слесаря по ремонту сельскохозяйственных машин и оборудования в организациях (на предприятиях) сельского хозяйства, независимо от их организационно-правовых форм. Образовательная программа разработана с учетом потребностей регионального рынка труда. Реализация образовательной программы согласована с главным инженером СПК «Кол хоз им. Кирова» - социальным партнером техникума, с которым заключен договор о взаимном сотрудничестве. В соответствии с потребностями работодателей и специф>икой деятельности техникума введен профессиональный модуль «Выполнение слесарных работ по ремонту и техническому обслуживанию сельскохозяйственных машин и оборудования»» за счет объема времени, отведенного на вариативную часть, и увеличены часы на профессиональный модуль «Эксплуатация и техническое обслуживание сельскохозяйственных машин и оборудования» Программы учебных дисциплин и профессиональных модулей прошли процедуру внутренней экспертизы на соответствие нормативным требованиям, рассмотрены и рекомендованы предметными (цикловыми) комиссиями техникума. Содержание ОП СПО включает: - общие положения (в т.ч. требования к поступающим; нормативный срок освоения программы; характеристику профессиональной деятельности выпускников и требования к результатам освоения образовательной программы); - учебный план, утвержденный директором техникума; - календарный график учебного процесса, утвержденный директором техникума; - программы учебных дисциплин: 12-ти дисциплин общеобразовательного цикла(включая элективный курс «Человек и право»), 7-ми дисциплин общепроф>ессионального цикла, программу «Физическая культура» - программы 3-х профессиональных модулей, в т.ч. 1-ого профессионального модуля, введенного за счет вариативной части; - фактическое ресурсное обеспечение образовательной программы (в т.ч. кадровое, учебно методическое, информационное и материально-техническое обеспечение учебного процесса); характеристику среды техникума, обеспечивающей развитие общих и профессиональных компетенций выпускников; - методическое обеспечение системы оценки качества освоения образовательной программы. 3 КГТТ-ППКРС-35.01.13 Заместитель директора по УПР Заместитель директора по УМР Заведующая филиалом 4 КГТТ-ППКРС-35.01.13 ТЕРМИНЫ, ОПРЕДЕЛЕНИЯ И ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ СОКРАЩЕНИЯ Б программе используются следующие термины и их определения, а также сокращения: К ом пет енция - способность применять знания, умения, личностные качества и практический опыт для успешной деятельности в определенной области. • П р оф есси он ал ьн ы й м о д у л ь (ПМ ) - часть образовательной программы, имеющая определённую логическую завершённость по отношению к планируемым результатам подготовки, и предна значенная дта освоения профессиональных компетенций в рамках каждого из видов профес сиональной деятельности. В и ды деят ел ьн ост и (ВД) - профессиональные функции, каждая из которых обладает относи тельной автономностью и определена работодателем как необходимый компонент содержа ния образовательной программы. Р езу л ьт ат ы п о д г о т о в к и - освоенные компетенции и умения, усвоенные знания, обеспечива ющие соответствующую квалификацию и уровень образования. ПМ - профессиональный модуль; О К - общая компетенция; П К - профессиональная компетенция. Ф ГО С - Федеральный государственный образовательный стандарт СПО - среднее профессиональное образование П П КРС - программа подготовки квалифицированных рабочих, служащих РУП - рабочий учебный пиан РП - рабочие программы учебных дисциплин и профессиональных модулей М Д К - междисцишгинарный курс ВК Р - выпускная квалификационная работа ГИЛ - государственная итоговая аттестация ОД - общеобразовательные дисциплины ОП - общепрофессиональный цикл П - профессиональный цикл Ф К - раздел «Физическая культура» УП - учебная практика ПП - производственная практика 5 КГТТ-ППКРС-35.01.13 СО ДЕРЖ А Н И Е 1. ОБЩИЕ П О Л О Ж ЕН И Я .................................................................................................................................... 1.1. Образовательная программа подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии 35.01.13 Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства............. 1.2. Нормативно-правовые основы разработки ОП С П О ....................................................................... 1.3. Общая характеристика ОП С П О ............................................................................................................... 1.3.1. Цель (миссия) ОП СПО по профессии 35.01.13 Тракторист-мапгинист сельскохозяйственного производства................................................................................................... 1.3.2. Срок освоения ОП СПО по профессии 35.01.13 Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства................................................................................................... 1.3.3. Трудоемкость ОП СПО по профессии 35.01.13 Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства................................................................................................... 1.3.4. Требования к абитуриенту по профессии 35.01.13 Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства................................................................................................... 1.3.5. Востребованность вы пускников.............................................................................................................. 1.3.6. Возможности продолжения образования вы пускника................................................................. 1.3.7. Основные пользователи ОП С П О .......................................................................................................... 2. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЫПУСКНИКОВ И ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОП С П О .................................................................. 2.1. Область профессиональной деятельности вы пускника................................................................. 2.2. Объекты профессиональной деятельности вы пускника................................................................ 2.3. Виды профессиональной деятельности вы пускника....................................................................... 2.4. Задачи профессиональной деятельности вы пускника................................................................... 2.5. Компетентностная модель выпускника с полным перечнем профессиональных и обнщх компетенций, дополненным с учетом требований работодателей............................ 2.6. Матрица соответствия требуемых компетенций и формирующих их составных частей ОП СПО по профессии 35.01.13 Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства....................................................................................................................................................... 3. ДОКУМЕНТЫ, ОПРЕДЕЛЯЮ Щ ИЕ СОДЕРЖАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО П Р О Ц ЕС С А ......................................................................................................... 3.1. Календарный учебный гр а ф и к ................................................................................................................. 3.2. Учебный п л а н ..................................................................................................................................................... 3.3. Распределение объема часов вариативной части между циклами учебного п л а н а ........... 3.4. Рабочие программы учебных дисциплин (профессиональных модулей) ОП СПО по профессии 35.01.13 Тракторист-мапгинист сельскохозяйственного производства............. 3.5. Организация учебной и производственной п р ак ти к ...................................................................... 4. ФАКТИЧЕСКОЕ РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОП СПО ПО ПРОФЕССИИ 35.01.13 ТРАКТОРИСТ-МАШ ИНИСТ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО П РО И ЗВО Д С ТВА ................ 4.1. Кадровое обеспечение учебного п р оц есса........................................................................................... 4.2. Учебно-методическое и информационное обеспечение учебного п р о ц есса........................ 4.3. Материально-техническое обеспечение учебного п р оц есса........................................................ 4.4. Базы п р ак ти к ...................................................................................................................................................... 5. ХАРАКТЕРИСТИКА СРЕДЫ ТЕХНИКУМА, ОБЕСПЕЧИВАЮ Щ ЕЙ РАЗВИТИЕ ОБЩ ИХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ВЫ П У С К Н И К О В............................. 6. НОРМАТИВНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОСВОЕНИЯ ОП СПО ПО ПРОФЕССИИ 35.01.13 ТРАКТОРИСТ-МАШ ИНИСТ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО П РО И ЗВО Д С ТВА .............................................................................. 6.1. Текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестац и я................................................ 6.2. Государственная итоговая аттестация выпускников ОП СПО по профессии 35.01.13 Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства...................................................... 7. РЕГЛАМЕНТ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПЕРИОДИЧЕСКОГО ОБНОВЛЕНИЯ ОП СПО ПО ПРОФЕССИИ 35.01.13 ТРАКТОРИСТ-МАШ ИНИСТ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО П РО И ЗВО Д СТВА................................................................................................................................................ 6 7 7 7 8 8 9 9 10 10 10 10 10 10 10 11 11 11 13 13 13 13 15 15 15 17 18 19 20 20 21 22 22 24 25 КГТТ-ППКРС-35.01.13 1. ОБЩ ИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1.1. Образовательная программа подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии СПО 35.01.13 Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства Образовательная программа среднего профессионального образования реализуется Гос ударственным автономным образовательным учреждением среднего профессионального образования Свердловской области «Камьппловский гуманитарно-технологический техникум» по программе подготовки квалифицированных рабочих, служапщх на базе основного общего образования. Образовательная программа представляет собой систему документов, разработанную и утвержденную ГАПОУ СО «КГТТ» с учетом требований регионального рынка труда на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (ФГОС СПО) по профессии 110800.02 Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 740 от 02.08.2013 г. (в соответствии с Приказом Министерства образования и науки РФ от 5 июня 2014 г. N 632 «Об установлении соответствия профессий и специальностей среднего профессионального образования, перечни которых утверждены приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 октября 2013 г. N 1199, профессиям начального профессионального образования, перечень которых утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 сентября 2009 г. N 354, и специальностям среднего профессионального образования, перечень которых утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 сентября 2009 г. N 355»). Приказом Министерства образования и науки РФ от 09.04.2015 г. N 389 «О внесении изменений в федеральные государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования»), ОП СПО регламентирует цель, ожидаемые результаты, содержание, условия и техноло гии организации образовательного процесса, оценку качества подготовки выпускника по дан ной профессии и включает в себя учебный план, рабочие программы дисциплин, профессио нальных модулей и другие методические материалы, обеспечивающие качественную подго товку студентов. ОП СПО реализуется в совместной образовательной, научной, производственной, обще ственной и иной деятельности всех участников образовательного процесса. Возможна сетевая форма реализации программы подготовки квалифицированных рабо чих, служащих с использованием ресурсов нескольких образовательных организаций. В реали зации программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих с использованием се тевой формы наряду с образовательными организациями также могут участвовать медицин ские организации, организации культуры, физкультурно-спортивные и иные организации, обладающие ресурсами, необходимыми для осуществления обучения, проведения учебной и производственной практики и осуществления иных видов учебной деятельности, предусмот ренных программой подготовки квалифицированных рабочих, служащих. 1.2. Нормативно-правовые основы разработки образовательной программы Нормативную правовую основу разработки образовательной программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии среднего профессионального образо вания 35.01.13 Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства составляют: - Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-Ф3; - Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по профессии 110800.02 Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства, утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 740 от 02.08.2013 г. (в соответствии с Приказом Министерства образования и науки РФ от 5 июня 2014 г. N 632 «Об установлении соответствия профессий и специальностей среднего профессионального образования, перечни которых утверждены приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 октября 2013 г. N 1199, профессиям начального профессионального образования, перечень которых утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 сентября 2009 г. N 354, и 7 КГТТ-ППКРС-35.01 Л 3 специальностям среднего профессионального образования, перечень которых утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 сентября 2009 г. N 355»); - Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Часть II «Сред нее (полное) общее образование» (утв. приказом Минобразования России от 05.03.2004 г. № 1089) - до обязательного введения с 2020 г. ФГОС среднего общего образования, утвержденного при казом. Минобрнауки России 17.05.2012 г. N° 413 (распоряжение Правительства РФ от 07.09.2010 г. № 1507-р); - Приказ Министерства образования и науки РФ от 29.10.2013 г. № 1199 «Об утверждении перечня профессий и специальностей среднего профессионального образования»; - Приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования» от 14.06.2013 г. № 464 (в редакции Приказа Минобрна уки России от 22.01.2014 г. № 31); - Приказ Министерства образования и науки РФ от 16.08.2013 г. N 968 «Об утверждении По рядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования» (с дополнениями и изменениями); Приказ Министерства образования и науки РФ от 18.04.2013 г. N 291 «Об утверждении По ложения о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образо вательные программы среднего профессионального образования» - Разъяснения по реализации образовательных программ среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований ФГОС и профиля получае мого профессионального образования (одобрено решением научно-методического совета Центра профессионального образования ФГАУ «ФИРО», протокол № 1 от «10» апреля 2014 г.); Письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Министерства образования и науки РФ № 06-259 от 17.03.2015 г. «Рекомендации по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образователь ных программ среднего профессионального образования на базе основного общего обра зования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования»; Письмо Министерства образования и науки РФ Центр профессионального образова ния и систем квалификации ФГАУ ФИРО протокол № 3 от 25.05.2017 « Об уточнении Ре комендаций по организации получения среднего общего образования в пределах освое ния образовательных программ среднего профессионального образования на базе основ ного общего образования с учетом требований федеральных государственных образова тельных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессио нального образования»; - Устав ОУ; - Положение о порядке разработки и утверждения образовательных программ среднего профессионального образования в ГАПОУ СО «Камыпшовский гуманитарно-техноло гический техникум»; - Положение о порядке разработки и требованиях к содержанию и оформлению рабочих программ учебных дисциплин, профессиональных модулей ГАПОУ СО «Камыпшовский гуманитарно-технологический техникум» Положение о текущем контроле знаний и промежуточной аттестации студентов ГАПОУ СО «Камыпшовский гуманитарно-технологический техникум» 1.3. Общая характеристика образовательной программы 1.3.1. Цель (миссия) ОП СПО по профессии 35.01.13 Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства КГТТ-ППКРС-35.01 Л 3 ОП СПО имеет своей целью развитие у обучающегося личностных качеств, а также фор мирование общих и профессиональных компетенций в соответствие с требованиями ФГОС СПО по данной профессии. Выпускник данной образовательной программы будет профессионально готов к дея тельности по эксплуатации и техническому обслуживанию сельскохозяйственных машин и оборудования. Образовательная программа ориентирована на реализацию следующих принципов: - приоритет практикоориентированных знаний выпускника; - ориентация на развитие местного и регионального сообщества; - формирование потребности к постоянному развитию и инновационной деятельности в профессиональной сфере, в том числе и к продолжению образования; - формирование готовности принимать решения и профессионально действовать в нестан дартных ситуациях. 1.3.2. Срок освоения ОП СПО по профессии . 35.01.13 Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства Уровень образования, Наименование Срок получения СПО по необходимый для приема квалификации ППКРС в очной форме на обучение (профессий по ОК 016-94) обучения1 Тракторист-машинист сель среднее общее образование 10 месяцев скохозяйственного произ водства основное общее образование 2 года 10 месяцев2 Водитель автомобиля Сроки получения СПО независимо от применяемых образовательных технологий увели чиваются для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья - не более чем на 6 месяцев. 1.3.3. Трудоемкость ОП СПО по профессии 35.01.13 Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства Д.ля определения трудоемкости освоения ОП СПО применяется система зачетных единнц, при этом одна зачетная единица соответствует 36 академическим часам. У чебн ы е ц и клы Часы Число недель Аудиторная нагрузка 2772 7/7/ Самостоятельная работа 1386 Учебная практика 684 19 Производственная практика 20 720 Промежуточная аттестация 5 2 Государственная итоговая аттестация Каникулы 24 Итого: 147 Б образовательном процессе при обучении профессии применяются активные и интер активные формы проведения занятий (компьютерные симуляции, деловые и ролевые игры, разбор конкретных ситуаций, тренинги, групповые дискуссии, конкурсы, выполнение творче ских заданий, работа в малых группах, экскурсии, обсуждение и разрешение проблем) в соче тании с внеаудиторной работой для формирования и развития общих и профессиональных компетенций студентов. Учебная деятельность студентов предусматривает учебные занятия (урок, практическое занятие, лабораторное занятие, консультация, лекция), самостоятельную работу, практику, а также другие виды учебной деятельности, определенные учебным планом. 1.3.4. Требования к абитуриенту по профессии СПО 35.01.13 Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства 1 Н езависимо от применяемы х образовательны х технологий 2 О бразовательны е орган изац ии, осущ ествляю щ ие подготовку квалиф ицированны х рабочих, служащ их на базе основного общ его образования, реализую т ф едеральны й государственны й образовательный стан д ар т среднего об щ его образования в пределах П П К РС , в том числе с учетом получаем ой п р оф ессии СП О 9 КГТТ-ППКРС-35.01 Л 3 Абитуриент должен иметь документ государственного образца об основном общем обра зовании. На первый курс принимаются лица, имеющие документ государственного образца об основном общем образовании. В соответствии с ч. 4 ст. 68 Федерального закона «Об образовании в РФ» прием на обуче ние по образовательной программе среднего профессионального образования является обще доступным. Б случае если численность поступающих превышает количество мест, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет бюджетных ассигнований бюджета Свердловской области (25 человек), при приеме на обучение по данной образовательной программе учиты ваются результаты освоения поступающими образовательной программы основного общего шта среднего общего образования, указанные в представленных поступающими документах об образовании. 1.3.5. Востребованность выпускников Выпускники по профессии 35.01.13 Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства востребованы в организациях и на предприятиях сельского хозяйства в должно стях тракториста-машиниста сельскохозяйственного производства, слесаря по ремонту сель скохозяйственных машин и оборудования, водителя автомобиля. 1.3.6. Возможности продолжения образования выпускника Выпускник, освоивший ОП СПО по профессии 35.01.13 Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства подготовлен к освоению ОП СПО (программы подго товки специалистов среднего звена), а также ОП ВПО укрупненной группы специальностей «Сельское, лесное и рыбное хозяйство». 1.3.7. Основные пользователи ОП СПО Основными пользователями образовательной программы среднего профессионального образования являются: - преподаватели, сотрудники техникума; - студенты по специальности; - администрация и коллективные органы управления техникумом; - абитуриенты и их родители; - работодатели. 2. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЫПУСКНИКОВ И ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ 2.1. Область профессиональной деятельное™ Область профессиональной деятельности выпускников: выполнение механизированных работ по возделыванию и уборке сельскохозяйственных культур; эксплуатация, техническое обслуживание и ремонт тракторов, комбайнов, сельскохозяйственных машин, механизмов, установок, приспособлений и другого инженерно-технологического оборудования сельскохо зяйственного назначения, управление автомобильным транспортом. 2.2. Объекты профессиональной деятельности выпускника - тракторы, самоходные сельскохозяйственные маплтны; - прицепные и навесные устройства; - оборудование животноводческих ферм и комплексов; - механизмы, установки, приспособления и другое инженерно-техническое оборудование сельскохозяйственного назначения; - автомобили категории «С»; 10 КГТТ-ППКРС-35.01 Л 3 - инструменты, оборудование, стационарные и передвижные средства для монтажа, ремонта и технического обслуживания сельскохозяйственных машин и оборудования; технологические процессы монтажа, ремонта и технического обслуживания сельскохозяй ственных машин и оборудования; сырье и сельскохозяйственная продукция; технологические операции в сельском хозяйстве. 2.3. Виды деятельности выпускника - эксплуатация и техническое обслуживание сельскохозяйственных машин и оборудования; выполнение слесарных работ по ремонту и техническому обслуживанию сельскохозяй ственных машин и оборудования; транспортировка грузов. 2.4. Задачи профессиональной деятельности выпускника в обл аст и экстыуатации и т ехн и ч еского обсл у ж и ван и я сел ьскох озя й ст вен н ы х маш ин и оборудования: - безопасно управлять тракторами и самоходными сельскохозяйственными машинами; - выполнять механизированные работы в сельском хозяйстве; - проводить техническое обслуживание сельскохозяйственных машин и оборудования. в област и вы п ол н ен и я сл еса р н ы х р а б о т по р ем он т у и т ехническом у обсл у ж и ван и ю сел ьскох озя й ст вен н ы х м аш ин и о б о р у д о в а н и я : - выполнять работы по ремонту и техническому обслуживанию сельскохозяйственных машин и оборудования; - проводить ремонт, наладку и регулировку узлов и деталей тракторов, самоходных и других сельскохозяйственных машин и оборудования; - выполнять работы по консервации и сезонному хранению сельскохозяйственных машин и оборудования. в обл аст и т р ан сп о р т и р о вк и гр у зов: - безопасно управлять автомобилями категории «С»; - транспортировать грузы с соблюдением требований безопасности. 2.5. Компетентностная модель выпускника с полным перечнем профессиональных и общих компетенций, дополненным с учетом требований работодателей О бщ ие ком пет енции вы п ускн и к а Код ОК 1 ОК 2 О КЗ ОК 4 ОК 5 ОК6 ОК 7 Н аименование Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достиже ния, определенных руководителем Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за резуль таты своей работы Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональ ной деятельности Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами Организовывать собственную деятельность с соблюдением требований охраны тру да и экологической безопасности 11 КГТТ-ППКРС-35.01.13 ОК 8 Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профес_________сиональных знаний (для юношей)1___________ П р о ф есси о н а л ьн ы е ком пет енции вы п у скн и к а Вид деятельности Код ПК 1.1 Эксплуатация и техническое об служивание сель скохозяйственных машин и обору дования ПК 1.2 ПК 1.3 ПК 1.4 ПК 2.1 Выполнение сле сарных работ по ремонту и техни ческому обслужи ванию сельскохо зяйственных ма шин и оборудо вания ПК 2.2 ПК 2.3 ПК 2.4 П К 2.5 ПК 2.6 ПК 3.1 ПК 3.2 ПК 3.3 Т ранспортировка грузов ПК 3.4 ПК 3.5 ПК 3.6 ' Наименование Управлять тракторами и самоходными сельскохозяйственными машинами всех видов на предприятиях сельского хозяйства Выполнять работы по возделыванию и уборке сельскохозяй ственных культур в растениеводстве Выполнять работы по обслуживанию технологического обору дования животноводческих комотексов и механизированных ферм Выполнять работы по техническому обслуживанию тракторов, сельскохозяйственных машин и оборудования в мастерских и пунктах технического обслуживания Выполнять работы по техническому обслуживанию сельскохо зяйственных машин и оборудования при помощи стационар ных и передвижных средств технического обслуживания и ре монта Проводить ремонт, наладку и регулировку отдельных узлов и деталей тракторов, самоходных и других сельскохозяйственных машин, прицепных и навесных устройств, оборудования жи вотноводческих ферм и комплексов Проводить профилактические осмотры тракторов, самоходных и других сельскохозяйственных машин, прицепных и навесных устройств, оборудования животноводческих ферм и комплексов Выявлять причины несложных неисправностей тракторов, са моходных и других сельскохозяйственных машин, прицепных и навесных устройств, оборудования животноводческих ферм и комплексов и устранять их Проверять на точность и испытывать под нагрузкой отремон тированные сельскохозяйственные машины и оборудование Выполнять работы по консервации и сезонному хранению сель скохозяйственных машин и оборудования Управлять автомобилями категории «С» Выполнять работы по транспортировке грузов Осуществлять техническое обслуживание транспортных средств в пути следования Устранять мелкие неисправности, возникающие во время экс плуатации транспортных средств Работать с документацией установленной формы Проводить первоочередные мероприятия на месте дорожнотранспортного происшествия В с о о т в е т с т в и и с Ф е д е р а л ь н ы м з а к о н о м о т 2 8 .0 3 .1 9 9 8 г. N 5 3 -Ф 3 «О в о и н с к о й о б я з а н н о с т и и в о е н н о й сл уж бе» 12 КГТТ-ППКРС-35.01.13 2.6. Матрица соответствия требуемых компетенций и формирующих их составных частей ОП СПО по профессии 35.01.13 Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства Матрица соответствия требуемых компетенций и формирующих их составных частей ОП СПО (Приложение 1) - составная часть ОП СПО, в которой определяются учебные дисци плины и модули всех циклов учебного плана данного направления и профиля подготовки, формирующие конкретные общие и профессиональные компетенции в соответствии с компетентностной моделью выпускника. 3. ДОКУМ ЕНТЫ , ОПРЕДЕЛЯЮ Щ ИЕ СОДЕРЖАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА Согласно ч. 3 ст. 68 Федерального закона «Об образовании в РФ» получение среднего профессионального образования на базе основного общего образования осуществляется с од новременным получением среднего общего образования в пределах образовательной про граммы среднего профессионального образования, в том числе с учетом получаемой специ альности/профессии. В этом случае ОП СПО, реализуемая на базе основного общего образо вания, разрабатывается на основе требований соответствующих федеральных государствен ных образовательных стандартов среднего общего и среднего профессионального образования с учетом получаемой специальности СПО. Согласно п. 12 «Порядка организации и осуществ ления образовательной деятельности по образовательным, программам среднего профессио нального образования» (приказ Минобрнауки РФ от 14.06.2013 г. № 464) образовательная про грамма СПО включает в себя учебный план, календарный учебный график, рабочие про граммы учебных предметов, курсов, дисциплин и профессиональных модулей, оценочные и методические материалы, а также иные компоненты, обеспечивающие воспитание и обучение студентов. 3.1. Календарный учебный график В графике учебного процесса указывается последовательность реализации ОП СПО по профессии 35.01.13 Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства по годам, включая теоретическое обучение, практики, промежуточные и итоговую аттестации, кани кулы. График учебного процесса ОП СПО по профессии 35.01.13 Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства представлен в Приложении 2. 3.2. учебны й план Учебный план определяет такие качественные и количественные характеристики ОП СПО по профессии 35.01.13 Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства как (п. 12 «Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образователь ным программам среднего профессионального образования», утв. приказом Минобрнауки РФ от 14.06.2013 г. № 464): - объемные параметры учебной нагрузки в целом, по годам обучения и по семестрам; - перечень учебных дисциплин, профессиональных модулей и их составных элементов (междисциплинарных курсов, учебной и производственной практик); - последовательность изучения учебных дисциплин и профессиональных модулей; - виды учебных занятий; распределение различных форм промежуточной аттестации по годам обучения и по се местрам; - распределение по семестрам и объемные показатели подготовки и проведения государ ственной итоговой аттестации. 13 КГТТ-ППКРС-35.01.13 Максимальный объем учебной нагрузки обучающегося составляет 54 академических часа в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной учебных нагрузок. Максимальный объем обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося в оч ной форме обучения составляет 36 академических часов в неделю. Обязательная аудиторная нагрузка обучающегося предполагает лекции, практические и лабораторные занятия. Соотношение часов между аудиторной и внеаудиторной (самостоя тельной) работой обучающегося составляет в целом 50/50. Самостоятельная работа организу ется в форме выполнения междисциплинарных проектов, подготовки рефератов, самостоя тельного изучения отдельных дидактических единиц и т.п. ОП СПО по профессии 35.01.13 Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства предусматривает изучение следующих учебных циклов: - общеобразовательного (ОД); - общепрофессионального (ОП); - профессионального (П) и разделов: - физическая культура; - учебная практика; - производственная практика; - промежуточная аттестация; - государственная итоговая аттестация. Обязательная часть ППКРС по циклам составляет около 80% от общего объема времени, отведенного на их освоение. Вариативная часть (около 20% - для ППКРС) дает возможность расширения и (или) углубления подготовки, определяемой содержанием обязательной части, получения дополнительных компетенций, умений и знаний, необходимых для обеспечения конкурентоспособности выпускника в соответствии с запросами регионального рынка труда и возможностями продолжения образования. Вариативная часть ОП СПО распределена техни кумом самостоятельно с учетом требований работодателей. Обоснование распределения вари ативной часта согласовано с работодателем (Приложение 3). Учебные дисциплины общеобразовательного цикла представлены на двух уровнях - ба зовом и профильном. Оба уровня стандарта среднего общего образования имеют общеобразо вательный характер, однако они ориентированы на приоритетное решение разных комплек сов задач. Базовый уровень стандарта учебной дисциплины ориентирован на формирование об щей культуры и в большей степени связан с мировоззренческими, воспитательными и разви вающими задачами общего образования, задачами социализации. Профильный уровень стандарта учебной дисциплины выбирается исходя из личных склонностей, потребностей обучающегося и ориентирован на его подготовку к последующему профессиональному образованию или профессиональной деятельности. Общепрофессиональный цикл состоит из общепрофессиональных дисциплин. Профессиональный цикл состоит из профессиональных модулей в соответствии с ви дами деятельности. В состав профессионального модуля входит междисциплинарный курс. При освоении студентами профессиональных модулей проводятся учебная практика и произ водственная практика. Обязательная часть общепрофессионального учебного цикла ППКРС предусматривает изучение дисциплины «Безопасность жизнедеятельности». Объем часов на дисциплину «Без опасность жизнедеятельности» составляет 32 часа, из них на освоение основ военной службы 70% от общего объема времени, отведенного на дисциплину. Учебный план ОП СПО по специальности 35.01.13 Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства приведен в Приложении 4. 14 КГТТ-ППКРС-35.01.13 3.3. Распределение объема часов вариативной части между циклами учебного плана В соответствии с ФГОС СПО по профессии 35.01.13 Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства вариативная часть составляет 144 часа обязательных учебных занятий. Вариативная часть увеличена на 165 часов, за счет высвободившихся часов общеобразовательных дисциплин. В общепрофессиональный цикл добавлена дисциплина «Экономические и правовые основы в профессиональной деятельности», с ц ел ью освоен и я п р оч н ы х зн ан и й п о эк о н о м и к е д л я ф о р м и р о ван и я к у л ь ту р ы б езо п асн о го п о вед ен и я во вр ем я вы п о л н ен и я п р о и зво д стве н н ы х зад ач н а п р ед п р и яти и и у сп еш н о й адап тац и и вы п у скн и ко в н а со вр е м ен н о м р ы н к е труда. Так же вариативная часть использована на введение новых элементов ОП СПО в соответствии с потребностями работодателей и спецификой деятельности образовательного учреждения. Индекс П.00 ПМ01 ВПМ.02 Наименование циклов (раздела), дисциплин (междисциплинарных курсов) Максималь ная учебная нагрузка, час. Обязательная учебная нагрузка, час. Документ, на основании кото рого введена ва риантная часть Профессиональный цикл Эксплуатация и техническое обслуживание сельскохозяйственных машин и оборудования Выполнение слесарных работ по ремонту и техническому обслуживанию сельскохозяйственных машин и оборудования 292 +186 75 +50 Протокол № __ совместного совещания с ра ботодателями от г. 3.4. Рабочие программы учебных дисциплин (профессиональных модулей) ОП СПО по профессии 35.01.13 Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства Рабочая программа учебной дисциплины/профессионального модуля - документ, определяюпщй результаты обучения, критерии, способы и формы их оценки, а также содержание обучения и требования к условиям реализации учебной дисциплин и профессионального мо дуля. Рабочие программы учебных дисциплин и профессиональных модулей представлены в Приложении 5. 3.5. Организация учебной и производственной практик Согласно п. 7.12 ФГОС СПО по профессии 35.01.13 Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства практика является обязательным разделом ОП СПО. Она представляет собой вид учебной деятельности, направленной на формирование, закрепление, развитие практических навыков и компетенции в процессе выполнения определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью. При реализации ОП СПО по профессии 35.01.13 Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства предусматри ваются следующие виды практик: учебная и производственная. Учебная практика и производственная практика проводятся при освоении студентами профессиональных компетенций в рамках профессиональных модулей и реализуются кон центрированно в несколько периодов и рассредоточено, чередуясь с теоретическими заняти ями в рамках профессиональных модулей. Практики закрепляют знания и умения, приобретаемые студентами в результате освое ния теоретических курсов, вырабатывают навыки, необходимые для успешной дальнейшей профессиональной деятельности и способствуют комплексному формированию общих и профессиональных компетенций студентов. 15 КГТТ-ППКРС-35.01.13 - Планирование и организация практики на всех ее этапах обеспечивает: последовательное расширение круга формируемых у студентов умений, навыков, практического опыта и их усложнение по мере перехода от одного этапа практики к дру гому; - целостность подготовки специалистов к выполнению основных трудовых функций; - связь практики с теоретическим обучением. Учебная практика направлена на формирование у студентов практических профессио нальных умений, приобретение первоначального практического опыта, реализуется в рамках модулей по видам профессиональной деятельности для последующего освоения ими общих и профессиональных компетенций по избранной профессии. Производственная практика направлена на формирование у обучающегося общих и профессиональных компетенций, приобретение практического опыта и реализуется в рамках профессиональных модулей по каждому из видов деятельности, предусмотренных ФГОС СПО. Содержание всех этапов практики определяется требованиями к умениям и практиче скому опыту по каждому из профессиональных модулей в соответствии с ФГОС СПО. При реализации ППКРС по профессии 35.01.13 Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства предусматривается прохождение учебной практики в учебных мастерских техникума с использованием кадрового и методического потенциала тех никума. Производственная практика проводится в организациях/предприятиях, направление де ятельности которых соответствует профилю подготовки студентов, на основе договоров, за ключаемых между ГАПОУ СО «КГТТ» и этими организациями. Учебная практика проводится как непрерывно, так и путем чередования с теоретиче скими занятиями по дням (неделям) при условии обеспечения связи между содержанием учебной практики и результатами обучения в рамках модулей по видам профессиональной деятельности. Производственная практика по модулю проводится непрерывно после освоения соответ ствующих МДК и прохождения учебных практик в полном объеме. Так как профессиональный модуль является частью образовательной программы, имею щей определённую логическую завершённость по отношению к заданным ФГОС СПО резуль татам образования, предназначенной для освоения профессиональных компетенций в рамках каждого вида деятельности, то учебная и производственная практики проводятся в рамках освоения конкретного профессионального модуля и, следовательно, условия организации и проведения данных видов практики описываются в рабочих программах данных профессио нальных модулей. Сроки проведения учебной практики Профессиональный модуль Продолжительность Компетенции 42 ПМ.01 Эксплуатация и техниче ское обслуживание сельскохозяй ственных машин и оборудования 11 часов (инд. вожд. трактора) 211 часов 8 часов (инд. вожд. трактора) 136часов ВПМ.02 Выполнение слесарных работ по ремонту и техническому обслуживанию сельскохозяй ственных машин и оборудования ПМ.ОЗ Транспортировка грузов 3 О К 1 -8 ПК 1 .1 - 1 .4 30 часов 16 4 4 5 5 5 24 180 Семестр ОК 1 - 8 ПК 2.1 - 2.6 ОК 1 - 8 6 4 КГТТ-ППКРС-35.01.13 ИТОГО: (инд. вожд. автомобиля) 30 часа (инд. вожд. автомобиля) 12часа (инд. вожд. автомобиля) 684 часа ПК 3 .1 - 3 .6 5 6 Целями учебной практики являются: закрепление теоретических знаний, полученных при изучении общепрофессиональных дисциплин и МДК; - развитие и накопления специальных навыков; - приобретение практических навыков в будущей профессиональной деятельности или в отдельных ее разделах. Задачи учебной практики: закрепить знания и умения, приобретаемые обучающимся в результате освоения теорети ческих курсов; - выработать практические навыки и способствовать комплексному формированию общих и профессиональных компетенций обучающихся. По профессиональному модулю ПМ.01 учебная практика включает в себя занятия по ин дивидуальному вождению трактора в объеме 19 часов, которое проводится вне сетки расписа ния учебных занятий. По профессиональному модулю ПМ.ОЗ учебная практика включает в себя занятая по ин дивидуальному вождению автомобиля в объеме 72 часов, которое проводится вне сетки распи сания учебных занятий. Аттестация по итогам учебной практики проводится в форме зачета (в соответствии с учебным планом). - Сроки проведения производственной практики Профессиональный модуль Пр од олжите л ьно сть Компетенции 216 часов ПМ.01 Эксплуатация и техническое об служивание сельскохозяйственных ма шин и оборудования 108 часов 180 часов Семестр 4 О К1 -8 ПК 1 .1 - 1 .4 5 6 БПМ.02 Выполнение слесарных работ по ремонту и техническому обслуживанию ОК 1 - 8 216часов сельскохозяйственных маш ин и обору ПК 2.1 - 2.6 6 дования ИТОГО: 720 часов Цель производственной практики: - непосредственное участие обучающегося в деятельности организации/ предприятия; - закрепление теоретических знаний, полученных во время аудиторных занятий, учебной практики; - приобретение профессиональных умений и навыков, практического опыта; - приобщение обучающегося к социальной среде организации с целью приобретения соци ально-личностных компетенций, необходимых для работы в профессиональной сфере. Аттестация по итогам производственной практики проводится в форме дифференциро ванного зачета на основании предоставленных отчетов и отзывов с мест прохождения прак тики. 4. ФАКТИЧЕСКОЕ РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОП СПО ПО ПРОФЕССИИ 35.01.13 ТРАКТОРИСТ-М АШ ИНИСТ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА 17 КГТТ-ППКРС-35.01.13 ОП СПО обеспечивается учебно-методической документацией по всем дисциплинам, междисциплинарным курсам и профессиональным модулям ОП СПО. Внеаудиторная работа сопровождается методическим обеспечением и обоснованием рас чета времени, затрачиваемого на ее выполнение. 4.1. Кадровое обеспечение учебного процесса Реализация ОП СПО по профессии 35.01.13 Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства обеспечивается педагогическими кадрами техникума, имеющими высшее или среднее профессиональное образование, соответствующее профилю преподаваемой дисци плины, ПМ и систематически занимающ ееся научно-методической деятельностью. Мастер производственного обучения должен иметь на 1-2 разряда по профессии рабочего выше, чем предусмотрено ФГОС СПО для выпускников. Все педагогические работники, реализующие данную ОП СПО получают дополнитель ное профессиональное образование по программам повышения квалификации, в том числе в форме стажировки в профильных организациях не реже 1 раза в 3 года. Доля ш татны х п едагогов, реализую щ их дисциплины и модули проф ессионального цикла со ставл я ет 100% . Д оля п едагоги ч ески х работников (в приведенны х к целочисленны м значениям ставо к), обесп ечи ваю щ и х освоен и е обучаю щ им ися проф ессиональны х м одулей, им ею щ их опы т деятельн ости не менее 3 л ет в организациях, направление д еятельн ости которы х со о тветству ет области проф ессиональной д еятельн ости : 1 3 .0 0 6 Эксплуатация тракторов, комбайнов и сельско хозяй ствен н ы х машин в у сл ови ях се л ьско х озя й ствен н ого производства, в общ ем числе педагоги чески х работников, реализую щ их о бразовательн ую програм м у, со ставл я ет не менее 25 процентов. Ведется постоянная работа по взаимному обмену педагогическим опытом в форме про ведения открытых занятий, взаимного посещения лекций и практических занятий преподава телями. Порядок и распределение обязанностей преподавательского состава регламентируются приказами, распоряжениями, инструкциями и другими локальными актами техникума. С целью обеспечения качества подготовки специалистов в техникуме создана и функци онирует система повыш ения квалификации и переподготовки специалистов. Техникум еже годно формирует план повышения квалификации сотрудников на текущий год. Контроль качества обучения в рамках повышения квалификации производится путем анализа отчетов преподавателей на заседаниях предметных (цикловых) комиссий по факту прохождения обучающих курсов преподавателями. 4.2. учебно-методическое и информационное обеспечение учебного процесса Реализация ОП СПО по профессии 35.01.13 Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства обеспечивается доступом каждого обучающегося к базам данных и библиотеч ным фондам, формируемым по полному перечню дисциплин (модулей) ОП СПО. Во время самостоятельной подготовки студенты обеспечены доступом к сети Интернет в информаци онном центре и библиотеке техникума. Каждый студент обеспечен не менее чем одним учебным печатным и/или электронным изданием по каждой дисциплине профессионального цикла и одним учебно-методическим печатным и/или электронным изданием по каждому междисциплинарному курсу (включая электронные базы периодических изданий). Библиотечный фонд укомплектован печатными и/ или электронными изданиями основ ной и дополнительной учебной литературы по дисциплинам всех циклов, изданными за по следние 5 лет. Библиотечный фонд, помимо учебной литературы включает официальные, справочно библиографические и периодические издания в расчете 1-2 экземпляра на каждые 100 студен18 КГТТ-ППКРС-35.01.13 тов. Справочно-информационный фонд формируется в соответствии с учебными планам и, на основе анализа книгообеспеченности по учебным дисциплинам, профессиональными моду лями, а также информационными запросами пользователей. При комплектовании фонда от дается предпочтение учебной .литературе, рекомендованной ФИРО, с ГРИФами УМО, Феде ральных Министерств, а также целевую направленность учебной литературы. При реализации ППКРС используются учебные издания, в том числе электронные, определенные организацией, осуществляющей образовательную деятельность (ст. 18 п. 9 ФЗ «Об образовании в РФ»). При отсутствии по изучаемым дисциплинам учебных изданий с ГРИФом в основную .литературу могут быть включены издания без грифа. При оценке обеспе ченности дисциплин учитываются как традиционные печатные, так и электронные учебные издания. Фонд периодических изданий представлен отраслевыми изданиями, соответствующими профилям подготовки в техникуме. Образовательное учреждение предоставляет обучающемуся возможность оперативного обмена информацией и доступ к современным профессиональным базам данных и информа ционным ресурсам сети Интернет в методическом кабинете филиала техникума в соответ ствии с графиком работы. При обучении по специальностям СПО используются внешние электронные ресурсы ресурсы открытого информационного пространства, доступ к которым возможен с любого компьютера, имеющего доступ в Интернет: - электронные образовательные ресурсы открытого доступа: ■ Федеральный центр информационных образовательных ресурсов - ННрУАстг.есккш / - электронные ресурсы открытого доступа: ■ Ъир:/Д\пуш.е1ес1:го1аЪег.ги - страницы данного сайта предоставляют общую информацию и понятия об электротехническом производстве современного мира и знакомят с электротехни ческими профессиями; ■ ЫфУ/^ел^то.ги/—Ьоокй/е1ес1го1есЬ/ЕЬ_'ГЕСНК'.НТМ - сведения од электротехнике; ■ 11Йр://т]ес^ог.{Ъ 1 о сп т е а .со т /у к с 1_ 1 .Ь1: т 1 - диагностика инжекторного двигателя; • ЬМр:/Дуу/ш.рк-а§гота 51:ег.ги/ - сайт производственной компании «Агромастер»; ■ ЬНр://уи§8паЬа§го.ги - сайт ОАО «Ю гСнадАгро»; ■ Ьир^/^ллгуу.спзЬЬ.гц/аксИ]/ - сельскохозяйственная электронная библиотека знании; ■ Ьир://а§гопоту.ги/ - информационный портал о сельском хозяйстве России, призванный предоставлять оперативную информацию о ситуации в сельскохозяйственном секторе эконо мики страны; ■ ЬН:р://’1ААлг^.е(1 и.ги/тос 1и 1 ей.рЬр?ор=тос 11оас1 &пате=\/УеЬ_ 1лпкн&Ше=тс1ех&1 0р=у 1е\у1 тк&(лс1=1763 - федерау1ьный портал «Российское образование» (предоставлен свободный до ступ к полным текстам различных видов изданий но сельскому хозяйств}/); ■ Ьир://та1епа11.ги/ - все о материалах и материаловедении; ■ ЬМр:/Дчт\т\г.з1е8агпоес1е1о.ги/ - электронный ресурс «Слесарное дело»; • ЬИр:/Дк1:шпЬоо1<:.ги/аи1:Ьо1/Ша§еп1:__уепа8/й1е8агпое_с1е1о__ргакНсЬе8кое__ро8оЫе_ с11уа_81 езагуа/геас1_оп1те.Ь1:т1?ра§е=1 - электронный ресурс «Слесарное дело: Практическое пособие для слесаря »; ■ ЬЦр:/Ду\\глл'.с1ото81езаг.ги/ - электронный ресурс «Слесарное дело подробно в вопросах и отве тах» ■ Ъир://ги.^11арес11а.ог§Ллч1а/Слесарь - электронный ресурс «Слесарь - Википедия ■ Ьир:/Дул\гуу.сЬе12ауос1.ги/-эл ект рон н ы й ресурс «Измерительный инструмент•>; ■ 11ир://ллгту.те§а81е8аг.ги/ - электронный ресурс «Мегп Слесарь»; ■ Ь11р://пасЬегсЬу.ги/- электронный ресурс « Черчение - Техническое черчение»; ■ к(:1:р://\уллгуу.§геЬ.ги/3/1裏гаНка-сЬегсЬепхе/С05Т.Ы:т - электронный ресурс «Разработка чертежей: правила их выполнения и госты»; ■ и\<.гетЪгк.сот/тар/- электронный ресурс «Техническое черчение»; » ЬНр://ау1оЫ81:ог.ги/ - на страницах сайта представлена информация о том, как выявишь нет привносит в тракторах и автомобилях, и каким образом можно устранить их. Предостав тется много материала, и имеются наглядные иллюстрации на подобные темы; - Ьир:/Дгак^ог-гетоп1.игш.гц/ - электронный ресурс о ремонте и диагностике тракторов; 19 КГТТ-ППКРС-35.01 ЛЗ ■ Ь11:р://т1:2-80.ги/1:ек11по1о§1сЬейк11-рго(:5е55-гетоп1а-с1та8И.Ь1т1 - все о ремонте и эксплуа тации тракторов МТЗ; ■ ЬМр://<1ос8.сп{с1.ги/с1оситеп1:/§051-18524-85 - ГОСТ 18524-85. Тракторы сельскохозяйствен ные. Сдача тракторов в капитальный ремонт и выпуск из капитального ремонта. Iехпнча кнс условия; ° ЬНр://т1гиск8.ги/ - все о грузовиках и спецтехнике; » Ьир://зх1еН.ги/с1а1:а.Ы:т - статьи, информация, инструкции, описания, практические работы по сельскохозяйственным, машинам и тракторам. Кроме печатных периодических изданий пользователям доступны электронные версии более 3200 российских научно-технических журналов, в том числе более 2000 журналов в от крытом доступе на платформе ЬКр:/Аууууу.еНЬгагу.ги. а также- соопнспны с саГмы периодиче ских изданий, позволяющие ознакомиться со свежим номером в режиме он-лайн, т .ю в ы м ар хивом издания. Кроме того, пользователям доступны электронные версии более 150001) мин и учебников в электронно-библиотечной системе «КнигаФонд» (ЬИ:р://\ууу\у.кп1еа(ипс1.ш Л ' Б образовательном процессе используется только лицензионное и свободно распростра няемое программное обеспечение. Имеется официальный сайт уутлгуу.катеН.ги, на котором находится информация о техни куме, графики учебного процесса, учебные планы по направлению, информации о нк/ударственной итоговой аттестации выпускников, нормативно-правовые докум о и ы и прочее. 4.3. Материально-техническое обеспечение учебного процесса Техникум располагает материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов дисциплинарной и междисциплинарной подготовки, лабораторной и практиче ской работы обучающегося, которые предусмотрены рабочим учебным планом, и соотич • ствующей действующим санитарным и противопожарным нравн мм и нормам. Кабинеты: - русского языка и литературы; - История и общеобразовательные дисциплины; - математики и физики; - информатики; - устройства и технического обслуживания автомобиля; - устройства тракторов и сельскохозяйственных машин; - основ законодательства в сфере дорожного движения, основ безопасного управления транспортным средством; Мастерские: - мастерская по ремонту тракторов и сельскохозяйственных машин; - слесарная мастерская; Полигон: - закрытая площадка для вождения автомобилей; - гараж с учебными автомобилями категории «С»; - гараж с учебными тракторами; - площадка для вождения тракторов; Спортивный комплекс: - спортивный зал; - тренажерный зал; Залы: - библиотека. 4.4. Базы практики Основными базами практики студентов являются: СПК «Калининский», СПК «Колхоз им. Кирова», ООО «Дерней», с которыми у техникума оформлены договорные отношения. 20 Имеющиеся базы практики студентов обеспечиваю! воз.мож!юсI в прохождения прикшки г.. ■• ми студентами в соответствии с учебным планом. 5. ХАРАКТЕРИСТИКА СРЕДЫ ТЕХНИКУМА, ОБЕСПЕЧИВАЮ Щ ЕЙ РАЗВИТИЕ ОБЩИХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫ Х КОМПЕТЕНЦИЙ ВЫПУСКНИКОВ В техникуме сформирована социокультурная среда, сочла к ппая ус ю в п я , н е п б х о л п м м е для всестороннего развития и социализации л и ч н о с т и , сохранения з д о р о в ь я пу.'ичгши с п о собствующая развитию воспитательного компонента образован: плюю процесса, в к ночам раз витие студенческого самоуправления, участие студентов в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов. Основными формами социальной поддержки незащищенных студентов, реализующи мися в КГТТ, являются: 1. Стипендиальное обеспечение студентов. Осуществляется через выплаты академич есы 1\ 11 (или) с оц и ал ь ны х стипендий. Стипендия выплачивается в соответствии с 11орядко.м на ш а ч е п п я I о с у д а р с тво! и и>п акадомической стипендии и (или) государственной социальной стипендии студентам техни кума, обучающимся по очной форме обучения за счет бюджетных ассигнований бюджета Свердловской области. 2. Материальная поддержка студентов. Осуществляется в соответствии с Положением о порядке про; ю с гаи юния мачерип поюп помощи обучающимся в техникуме. Ведущая роль в воспитании принадлежит Iтед а готическом у сосч атл'. I IракеI в е п п ы п ■ю н 1 1 студентов, их мировоззрение формируются всем ходом учебного процесса и всеми, кто к этом}’ процессу причастен. Техникум - это в первую очередь, молодежь, жадно стремящаяся к выра ботке своей жизненной программы. Преподаватель до.лжен передавать студентам не только знания, но и свой жизненный опыт, мировоззрение, свои заветные мысли. Формирование и развитие общекультурных и социально- т ч н о о т п ы х к и м и п е п п п п вы пускников осуществляется на основе органического в з а п м о д е н с л пп.» у ч с б п о и > и ь о и ш ы к п> ного процессов, а также в ходе реализации о б р а ч о в а ч е ч ь п ы х п р о г р а м м , п п р ш р а м м и. и ч и правленного воспитания во внеучебное время. При э т о м вовлечение студентов в творческую деятельность, органически связанную с ее профессиональным становлением, т.е. в исследова тельскую, проектную, практическую работу, является одним из наиболее радикальных спосо бов воспитания студенческой молодежи, позволяющим эффективно решать широкий спектр воспитательных задач. Ежегодно в техникуме проводится научно-практическая конференция сI V ччгют. и шмпиады по дисциплинам и специальностям. Студенты активно у ч а с т в у к п в к о н к у р с а х ра л и ч ного уровня, представляя свои исследовательские и творческие работы. Воспитательная работа техникума осуществляется через реализацию комплекса мероприятий, включен ных в модули: - Модуль « Кл юч ев ы е дела П О О » Реализация проектов: «Профессионал», «Первокурсник». «Радуга». «Студе нче ское самоуправление" - Модуль «Кураторство и поддержка» Реализация проектов: «Первокурсник». «Здоровье». «Новое решение». « Р а д ч а » . >1- I ражлании". про граммы « Пс ихолого- педагог иче ское сопровождение инк.чючнвного оо\ ченпи" - Модуль «Студенческое самоуправление»: Реализация проектов: «Я — гражданин», «Студе нче ское самоуправление», «Радуга». «Первокурсник». - Модуль «Вз аим од е йс тв ие с родителями» Реализация проектов: «Первокурсник», «Здоровье», «Я-гражданин». «Профессионал». - Модуль «Правовое сознание» Реализация проектов: «Я - гражданин», «Зеленый росток». «Первокурсник». »С|> к ч м е с ко с самоуправ ление», «Здоровье». - Модуль «Профессиональный выбор» Реализация проектов: «Профессионал», «Первокурсник», «Студенческое самоуправление». - Модуль «Цифровая среда» Реализация проектов: « Сту де нче ско е самоуправление», «Профессионал», «Я-гражданин», «Здоровье». 21 КГТТ-ППКРС-35.01.13 - М одуль «О рганизация предм етн о-эстети ческой среды » Реализация проектов: «Зелены й росток», «П роф ессионал», «П ервокурсни к». (приложение: рабочая програм ма воспитания 3 5 .0 1 .1 3 «Трактори ст-м аш и н и ст сельскохозяй ствен н ого производства» Реализация основных направлений внеучебной деятельности осуществляется через ме ханизм внедрения целевых программ, разработку и реализацию проектов, отражающих от дельные стороны студенческого образа жизни, виды воспитания, конкретные потребности формирования личности будущего специалиста. Эти специальные программы и проекты раз рабатываются по мере необходимости и создания условий для их реализации. Проектная дея тельность студентов является структурообразующим принципом работы. Формы проектной деятельности: индивидуальная, групповая, коллективная. Техникум создает открытую образовательную среду для взаимодействия с партнерами. Так, по названным направлениям организовано сотрудничество по вопросам развития студен ческого самоуправления и активизации досуговой и спортивно-оздоровительной студенческой деятельности с администрацией города, учреждениями культуры, спортивными организаци ями, образовательными учреждениями и средствами массовой информации. Взаимодействия осуществляются на основе планов совместных мероприятий и разовых договоренностей. В воспитательных мероприятиях техникума принимают систематическое участие потен циальные работодатели, социальные партнеры. Систематически ведется мониторинг состояния здоровья студентов, реализуются про граммы профилактики наркозависимости, профилактики ВИЧ-заболевания. В рамках проекта «Я - волонтер» проходит пропаганда здорового образа жизни среди студентов и населения: по профилактике и борьбе со СПИДом и инфекционным заболеваниями (акциях «АнтиСПИД», «День без табака», «Нет наркотикам», «Меняю сигарету на конфету», выпуск стенгазет, кон курс плакатов, просмотр тематических фильмов, подготовка и демонстрация презентаций и т.п.). В техникуме действует социально-психологическая служба, которая проводит психоло гические консультации для студентов, родителей и педагогов, социально-психологические мониторинги. Проводятся тренинги, экскурсии и встречи с первокурсниками техникума в рамках программы адаптационных мероприятий для студентов 1 курса, социально-психоло гическая диагностика с целью выявления проблем у первокурсников, социалъно-психологическое курирование студентов из категорий «дети-сироты» и «дети, оставшиеся без попечения родителей». Систематически ведется работа спортивных секций и творческих объединений. В техникуме организована возможность питания для студентов и сотрудников. Буфет находится в учебном корпусе и рассчитан на 48 посадочных мест. 6. НОРМАТИВНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОСВОЕНИЯ ОП СПО ПО ПРОФЕССИИ 35.01.13 ТРАКТОРИСТ-МАШ ИНИСТ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА В соответствии с ФГОС СПО по профессии 35.01.13 Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства (п. 8.1.) и Федеральным законом «Об образовании в Рос сийской Федерации» (ст. 58, 59) оценка качества освоения студентами ППКРС включает теку щий контроль знаний, промежуточную и государственную итоговую аттестацию. Оценка качества подготовки студентов и выпускников осуществляется в двух основных направлениях: - оценка уровня освоения дисциплин; - оценка компетенций обучающихся. 6.1. Текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация Текущий контроль знаний осуществляется в соответствии с рабочими программами дис циплин и профессиональных модулей. Текущий контроль результатов подготовки осуществ22 КГТТ-ППКРС-35.01.13 ОП.02 4 ОУД.02 ОП.05 МДК.01.01 5 МДК.01.02 МДК.03.01 3 МДК.01.01 6 МДК.01.02 МДК.02.01 Основы материаловедения и технология слесарных работ Литература Безопасность жизнедеятельности Технология механизированных работ в сельском хозяйстве Эксплуатация и техническое обслуживание сельскохозяй ственных машин и оборудования Теоретическая подготовка водителей автомобиля категории «С» Технология механизированных работ в сельском хозяйстве Эксплуатация и техническое обслуживание сельскохозяй ственных машин и оборудования Технология слесарных работ по ремонту и техническому об служиванию сельскохозяйственных машин и оборудования Для аттестации студентов на соответствие их персональных достижений поэтапным тре бованиям ОП СПО по профессии 35.01.13 Тракторист-машинист сельскохозяйственного про изводства (текущая и промежуточная аттестация) техникум создает и утверждает фонды оце ночных средств для проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттеста ции и позволяющие оценить знания, умения и освоенные компетенции. Эти фонды включают контрольные вопросы и типовые задания для практических заня тий, контрольных работ, зачетов и экзаменов; тесты и компьютерные тестирующие про граммы; примерную тематику рефератов и т.п., а также иные формы контроля, позволяющие оценить степень сформированности компетенций студентов. ГАПОУ СО «КГТТ» создает условия для максимального приближения программ текущей и промежуточной аттестации студентов по дисциплинам и междисциплинарным курсам профессионального цикла к условиям их будущей профессиональной деятельности - для чего, кроме преподавателей конкретной дисциплины (междисциплинарного курса), в качестве внешних экспертов активно привлекаются преподаватели, читающие смежные дисциплины и потенциальные работодатели. Подробно процедура организации и проведения текущей и промежуточной аттестации студентов описана в Положении о текущем контроле знаний и промежуточной аттестации обучающихся ГАПОУ СО «Камышловский гуманитарно-технологический техникум». 6.2. Государственная итоговая аттестация выпускников ОП СПО по профессии 35.01.13 Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства Государственная итоговая аттестация выпускника образовательной организации сред него профессионального образования является обязательной и осуществляется после освоения ОП СПО по профессии 35.01.13 Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства в полном объеме. К государственной итоговой аттестации допускаются лмца, выполнившие требования, предусмотренные курсом обучения по ОП СПО по профессии 35.01.13 Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства, и успешно прошедшие все промежуточные аттестацион ные испытания по теоретическому и практическому этапам обучения, предусмотренные утвержденным рабочим учебным планом. Видом государственной итоговой аттестации в соответствии с ФГОС СПО по профессии 35.01.13 Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства является защита выпуск ной квалификационной работы (выпускная практическая квалификационная работа и пись менная экзаменационная работа). Тематика выпускной квалификационной работы соответствует содержанию профессио нального модуля ПМ.01 «Эксплуатация и техническое обслуживание сельскохозяйственных машин и оборудования». 24 КГТТ-ППКРС-35.01.13 В соответствии с утвержденным рабочим учебным планом на защиту ВКР отводится 1 неделя. Темы выпускных квалификационных работ должны обсуждаться на заседании предмет ной (цикловой) комиссии и утверждаться приказом директором техникума по согласованию с работодателями. Требования к содержанию, объему и структуре ВКР определены техникумом в Положе нии о государственной итоговой аттестации на основании Порядка проведения государствен ной итоговой аттестации выпускников по программам СПО, утвержденного федеральным ор ганом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной по литики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования. Оценка качества освоения ППКРС осуществляется государственной экзаменационной комиссией по результатам выполнения и защиты ВКР, промежуточных аттестационных испы таний и на основании документов, подтверждаюнщх освоение обучающимся компетенций. Членами государственной экзаменационной комиссии по медиане оценок освоенных выпуск никами профессиональных и общих компетенций определяется интегральная оценка качества освоения образовательной программы среднего профессионального образования. Подробно процедура организации и проведения государственной итоговой аттестации выпускников по профессии СПО 35.01.13 Тракторист-машинист сельскохозяйственного произ водства описана в Программе государственной итоговой аттестации выпускников ГАПОУ СО «Камышловский гуманитарно-технологический техникум» по данной профессии (Прило жение 6). Лицам, прошедшим соответствующее обучение в полном объеме и аттестацию, выдается документ государственного образца об освоении образовательной программы среднего про фессионального образования по профессии 35.01.13 Тракторист-машинист сельскохозяйствен ного производства. 7. РЕГЛАМЕНТ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПЕРИОДИЧЕСКОГО ОБНОВЛЕНИЯ ОП СПО ПО ПРОФЕССИИ 35.01.13 ТРАКТОРИСТ-МАШ ИНИСТ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА ОП СПО по данной профессии разрабатывается самостоятельно техникумом на основании ФГОС СПО, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 02.08.2013 г. № 740. Утверждается ОП СПО директором техникума после рассмотрения и одобрения методическим советом, и согласования с работодателями. В состав ОП СПО входят компоненты, определяющие условия и сроки ее реализации: календарный учебный граф ик и учебный план подготовки по данной специальности; рабочие программы учебных дисциплин и профессиональных модулей на весь период обучения; программа преддипломной практики и государственной итоговой аттестации выпускника. ОП СПО составляется в 2-х экземплярах, подписи у т в е р ж д а ю щ и х щ щ скрепляются печатью. Первый экземпляр ОП СПО может находиться в предметной (цикловой) комиссии, второй - обязательно передается в методический кабинет техникума. Электронный вариант ОП СПО в формате .рсУ может располагаться на сайте техникума (\ л гту .к а те Н .т). Изменения, вносимые в ОП СПО, рассматриваются на методическом совете техникума и утверждаются директором. ОП СПО является основой для разработки студентам индивидуальных образовательных программ. Индивидуальные образовательные программы рассматриваются на методическом совете техникума и утверждаются директором. ОП СПО разрабатывается на период действия ФГОС СПО по профессии 35.01.13 Тракто рист-машинист сельскохозяйственного производства. ОП СПО может ежегодно обновляться с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы. Основанием для внесения ежегодных дополнений и изменений являются: предложения педагогов техникума относительно изменений технологий и содержания обучения; результаты самообследования, администра 25 КГТТ-ППКРС-35.01.13 тивных проверок, внутреннего аудита; изменения в учебно-методическом, кадровом и материально-техническом обеспечении реализации ОП СПО и др. условия. Изменения и дополнения, вносимые в структуру, содержание и компоненты ОП СПО по представлению ПЦК, участвующих в ее реализации, рассматриваются на Методическом совете техникума, утверждаются директором техникума после одобрения Методическим советом. Полное обновление образовательной программы среднего профессионального образования производится при утверждении новых ФГОС СПО по данной профессии; при утверждении нового учебного плана; в случае других существенных изменений, вносимых в ОП СПО. 26