ОУД.06 Основы безопасности жизнедеятельности, 2022

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Свердловской области
«Камышловский гуманитарно-технологический техникум»

УТВЕРЖДАЮ:
Д иректор ГАПОУ СО
«К амы ш ловский гуманитарно-

те
2022 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ОБЩ ЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИ СЦ И П ЛИ Н Ы
ОУД.Об «ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ
ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
для профессии СПО
по профессии 35.01.13 «Т ракторист-м аш инист сельскохозяйственного производства»
Ф орма обучения - очная
Срок обучения 2 года 10 мес. на базе основного общ его образования
П рофиль получаемого профессионального образования: технологический

Пышма, 2022

Рабочая программа профессионального модуля разработана на основе Федерального
государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по
профессии 35.01.13 «Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства» от 2 августа
2013 года, приказ №740.
Составитель: Поплеухин Сергей Александрович — преподаватель Государственного
бюджетного
профессионального
образовательного
учреждения
Свердловской
области
«Камышловский гуманитарно-технологический техникум», высшая квалификационная категория.
Рассмотрена на заседании предметной (цикловой) комиссии педагогических работников
филиала ГАПОУ СО «КГТТ»
П редседатель:______ _____________ Т.А. Сушинских
СОГЛАСОВАНО:
Заместитель директора по УПР
Н.А. Польдяева
СОГЛАСОВАНО:
Заместитель директора по УМР
ЛСшр/.
х .А . Мадыгина

с1

СОДЕРЖАНИЕ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА........................................................................................................................ 4

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ................................................................. 6
2. ОБЪЕМ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РА БО ТЫ ......................................................10
3. СОДЕРЖАНИЕ И ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМ ЕТА.....................11
4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА............................................... 14
5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО П РЕД М ЕТА ........................ 16
6. ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ, ВНЕСЁННЫХ В РАБОЧУЮ ПРОГРАММУ.......................23

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» разработана на
основе:
^
федерального государственного образовательного стандарта среднего общего
образования (далее - ФГОС СОО);
У
примерной основной образовательной программы среднего общего образования
(далее - ПООП СОО);
У
федерального
государственного
образовательного
стандарта
среднего
профессионального образования (далее - ФГОС СПО) 35.01.13 «Тракторист-машинист
сельскохозяйственного производства»;
У
примерной рабочей программы общеобразовательной учебной дисциплины «Основы
безопасности жизнедеятельности» (для профессиональных образовательных организаций);
У
учебного
плана
по
профессии
35.01.13
«Тракторист-машинист
сельскохозяйственного производства»;
У
рабочей программы воспитания по профессии 35.01.13 «Тракторист-машинист
сельскохозяйственного производства»
Программа учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» разработана в
соответствии с Концепцией преподавания общеобразовательных дисциплин с учетом
профессиональной направленности программ среднего профессионального образования,
реализуемых на базе основного общего образования, утвержденной распоряжением Министерства
просвещения Российской Федерации от 30.04.2021 № Р-98, на основании письма Департамента
государственной
политики
в
сфере
среднего
профессионального
образования
и
профессионального обучения Министерства просвещения Российской Федерации от 30.08.2021 №
05-1136 «О направлении методик преподавания».
Содержание рабочей программы по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности»
разработано на основе:
синхронизации образовательных результатов ФГОС СОО (личностных, предметных,
метапредметных) и ФГОС СПО (ОК, ПК) с учетом профильной направленности профессии/
специальности.
Содержание программы образовательной дисциплины направлено на достижение
следующих целей и задач:
Цели освоения ОД (в соответствии с требованиями ФГОС СОО, ориентацией на результаты
ФГОС СПО):
- повышение уровня защищенности жизненно важных интересов личности, общества и
государства от внешних и внутренних угроз;
-снижение отрицательного влияния человеческого фактора на безопасность личности в быту, на
производстве и в обществе;
- формирование антитеррористического поведения, отрицательного отношения к приему
психоактивных веществ, в том числе наркотиков;
- обеспечение профилактики асоциального поведения обучающихся.
Задачи освоения ОД (в соответствии с требованиями ФГОС СОО, ориентацией на результаты
ФГОС СПО):
-воспитание у студентов ответственности за личную безопасность в быту и на рабочем месте,
безопасность общества и государства; ответственного отношения к личному здоровью как
индивидуальной, профессиональной и общественной ценности; ответственного отношения к
сохранению окружающей природной среды как основы в обеспечении безопасности
жизнедеятельности личности, общества и государства;
- развитие у студентов духовных и физических качеств личности, обеспечивающих безопасное
поведение в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального
характера, а также в условиях профессиональной деятельности; потребности вести здоровый образ
жизни для поддержания высокой работоспособности; необходимых моральных, физических и
4

психологических качеств для выполнения конституционного долга и обязанности гражданина
России по защите Отечества;
- освоение знаний: о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях
природного, техногенного и социального характера, а также в условиях профессиональной
деятельности; о государственной системе защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций
мирного и военного времени, в том числе на объектах профессиональной деятельности;
- формирование умений: оценки ситуаций, опасных для жизни и здоровья; безопасного поведения
в опасных и чрезвычайных ситуациях; использования средств индивидуальной и коллективной
защиты; оказания первой помощи при неотложных состояниях.

5

1.
1.1.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

Место учебного предмета в структуре основной образовательной программы:

Учебная дисциплина «Основы безопасности жизнедеятельности» является обязательной
частью общеобразовательного цикла основной образовательной программы в соответствии с
ФГОС по профессии 35.01.13 «Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства»

1.2. Планируемые результаты освоения дисциплины:
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии общих компетенций:
О К 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии,
проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее
достижения, определенных руководителем.
О К З. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль,
оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за
результаты своей работы.
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения
профессиональных задач.
О К 5.
Использовать
информационно-коммуникационные
технологии
в
профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами,
руководством, клиентами.
ОК 7. Организовать собственную деятельность с соблюдением требований охраны труда
и экологической безопасности
ОК 8. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных
профессиональных знаний (для юношей).
Содержание
общеобразовательной
дисциплины
«Основы
безопасности
жизнедеятельности» (базовый уровень) направлено на достижение всех личностных (далее - ЛР),
метапредметных (далее - МР) и предметных (далее - ПР) результатов обучения,
регламентированных ФГОС СОО и с учетом примерной основной образовательной программой
среднего общего образования (ПООП СОО).
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Освоение содержания учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности»
обеспечивает достижение обучающимися следующих результатов:
личностных:
ЛР 1 - сформированность целостного представления об основных направлениях обеспечения
национальной безопасности Российской Федерации и основных приоритетах национальной
безопасности (национальной обороне, государственной и общественной безопасности;
Л Р 2 - выбор направления самостоятельной подготовки в области безопасности
жизнедеятельности в сфере будущей профессиональной деятельности и в повседневной жизни с
учётом индивидуальных возможностей и потребностей;
ЛР 3 - сформированность современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности,
способствующей снижению отрицательного влияния человеческого фактора на безопасность
личности, общества и государства;
ЛР 4 - осознание терроризма и экстремизма как социальных явлений, представляющих серьёзную
угрозу личности, обществу, государству и национальной безопасности;
ЛР 5 - сформированность нравственных позиций и личных качеств, способствующих
противостоянию террористической и экстремистской идеологии;

Л Р 6 - сформированность потребностей в соблюдении норм и правил здорового образа жизни,
выработка устойчивого негативного отношения к курению, употреблению алкоголя и
наркотиков;
Л Р 7 - осознание значения семьи для жизни современного общества и благоприятной
демографической ситуации в стране;
Л Р 8 - сформированность убеждения в необходимости освоения основ медицинских знаний и
выработки умений в оказании первой помощи при неотложных состояниях;
Л Р 9 - морально-психологическая и физическая подготовленность к успешной профессиональной
деятельности, в том числе к военной службе в современных условиях;
Л Р 10 - воспитание патриотизма, уважения к историческому и культурному прошлому России и её
Вооружённым Силам;
Л Р 11 - воспитание потребности в правовой подготовке и освоение основных положений
законодательства Российской Федерации в области обороны государства, воинской обязанности и
военной службы граждан;
Л Р 12 - уяснение значения роли гражданской обороны в области защиты населения страны от
чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени и выработка убеждения в необходимости
овладения навыками в области гражданской обороны,
метапредметных:
М Р 1 - умение обоснованно объяснять особенности современных процессов мирового развития в
условиях глобализации, которые формируют новые угрозы и риски для безопасности
жизнедеятельности
личности,
общества,
государства
и
национальной
безопасности
России;
М Р 2 - умение характеризовать основные направления перехода Российской Федерации к новой
государственной политике в области национальной безопасности;
М Р 3 - поиск в различных информационных источниках и самостоятельный отбор информации о
наиболее характерных чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального
характера, имевших место за последнее время в стране. Анализ причин их возникновения и
последствий; систематизация рекомендаций населению по правилам безопасного поведения для
минимизации последствий различных чрезвычайных ситуаций;
М Р 4 - умение характеризовать терроризм и экстремизм как социальное явление, представляющее
серьёзную угрозу личности, обществу, государству и национальной безопасности России;
М Р 5 - умение логически обоснованно доказывать следующие положения: — любые акты
терроризма являются преступлениями, не имеющими оправдания; — террористическая
деятельность бесцельна; — наказание за любую террористическую деятельность наступает
неизбежно;
М Р 6 - умение обосновывать значение здорового образа жизни как индивидуальной системы
поведения человека для обеспечения его духовного, физического и социального благополучия);
М Р 7 - умение подбирать из различных информационных источников убедительные примеры
пагубного влияния курения, употребления алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ
на здоровье человека, а также умение отстаивать свою точку зрения по этому вопросу при
общении в кругу сверстников;
М Р 8 - умение характеризовать назначение и функции семьи в современном обществе и логично
обосновывать влияние благополучных семейных отношений на здоровье личности, общества и
демографическую безопасность в государстве;
М Р 9 - умение логично обосновывать важность и значение владения методами оказания первой
помощи при неотложных состояниях;
М Р 10 - умение осмысливать и понимать основные стратегические цели совершенствования
национальной обороны государства для предотвращения глобальных и региональных войн и
конфликтов, а также в целях осуществления стратегического сдерживания в интересах
обеспечения военной безопасности страны;
М Р 11 - умение характеризовать роль и место Вооружённых Сил Российской Федерации в
обеспечении национальной безопасности страны;

7

МР 12 - умение обосновывать необходимость обучения граждан Российской Федерации
начальным знаниям в области обороны и подготовки их по основам военной службы для
успешного выполнения ими конституционного долга и обязанности по защите Отечества,
предметных:
ПР 1 - сформированность представлений о культуре безопасности жизнедеятельности, в том числе
о культуре экологической безопасности как о жизненно важной социально-нравственной позиции
личности, а также как о средстве, повышающем защищенность личности, общества и государства
от внешних и внутренних угроз, включая отрицательное влияние человеческого фактора;
ПР 2 - знание основ государственной системы, российского законодательства, направленных на
защиту населения от внешних и внутренних угроз;
ПР 3 - сформированность представлений о необходимости отрицания экстремизма, терроризма,
других действий противоправного характера, а также асоциального поведения;
ПР 4 - сформированность представлений о здоровом образе жизни как о средстве обеспечения
духовного, физического и социального благополучия личности;
ПР 5 - знание распространенных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и
социального характера;
ПР 6 - знание факторов, пагубно влияющих на здоровье человека, исключение из своей жизни
вредных привычек (курения, пьянства и т. д.);
ПР 7 - знание основных мер защиты (в том числе в области гражданской обороны) и правил
поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;
ПР 8 - умение предвидеть возникновение опасных и чрезвычайных ситуаций по характерным для
них признакам, а также использовать различные информационные источники;
ПР 9 - умение применять полученные знания в области безопасности на практике, проектировать
модели личного безопасного поведения в повседневной жизни и в различных опасных и
чрезвычайных ситуациях;
ПР 10 - знание основ обороны государства и воинской службы: законодательство об обороне
государства и воинской обязанности граждан; права и обязанности гражданина до призыва, во
время призыва и прохождения военной службы, уставные отношения, быт военнослужащих,
порядок несения службы и воинские ритуалы, строевая, огневая и тактическая подготовка;
ПР 11 - знание основных видов военно-профессиональной деятельности, особенностей
прохождения военной службы по призыву и контракту, увольнения с военной службы и
пребывания в запасе;
ПР 12 - владение основами медицинских знаний и оказания первой помощи пострадавшим при
неотложных состояниях (при травмах, отравлениях и различных видах поражений), включая
знания об основных инфекционных заболеваниях и их профилактике.

8

П рим ерны е тем ы рефератов (докладов), сообщений, презентаций
• Эволюция среды обитания, переход к техносфере.
• Взаимодействие человека и среды обитания.
• Стратегия устойчивого развития как условие выживания человечества.
• Основные пути формирования культуры безопасности жизнедеятельности в
современном обществе.
• Здоровый образ жизни — основа укрепления и сохранения личного здоровья.
• Факторы, способствующие укреплению здоровья.
• Организация студенческого труда, отдыха и эффективной самостоятельной работы.
• Роль физической культуры в сохранении здоровья.
• Пути сохранения репродуктивного здоровья общества.
• Алкоголь и его влияние на здоровье человека.
• Табакокурение и его влияние на здоровье.
• Наркотики и их пагубное воздействие на организм.
• Компьютерные игры и их влияние на организм человека.
• Особенности трудовой деятельности женщин и подростков.
• Характеристика ЧС природного характера, наиболее вероятных для данной
местности и района проживания.
• Характеристика ЧС техногенного характера, наиболее вероятных для данной местности и района
проживания.
• Терроризм как основная социальная опасность современности.
• Космические опасности: мифы и реальность.
• Современные средства поражения и их поражающие факторы.
• Оповещение и информирование населения об опасности.
• Инженерная защита в системе обеспечения безопасности населения.
• Правовые и организационные основы обеспечения безопасности жизнедеятельности.
• МЧС России — федеральный орган управления в области защиты населения от чрезвычайных
ситуаций.
• Структура Вооруженных Сил Российской Федерации. Виды и рода войск.
• Основные виды вооружения и военной техники в Российской Федерации.
• Военная служба как особый вид федеральной государственной службы.
• Организация и порядок призыва граждан на военную службу в Российской Федерации.
• Боевые традиции Вооруженных Сил Российской Федерации.
• Символы воинской чести.
• Патриотизм и верность воинскому долгу.
• Дни воинской славы России.
• Города-герои Российской Федерации.
• Города воинской славы Российской Федерации.
• Профилактика инфекционных заболеваний.
• Первая помощь при острой сердечной недостаточности.
• СПИД — чума XXI века.
• Оказание первой помощи при бытовых травмах.
• Духовность и здоровье семьи.
• Здоровье родителей — здоровье ребенка.
• Формирование здорового образа жизни с пеленок.
• Как стать долгожителем?
• Рождение ребенка — высшее чудо на Земле.
• Политика государства по поддержке семьи.

9

2. ОБЪЕМ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ
Вид учебной работы

Объем в часах

Максимальная учебная нагрузка

108

Объем образовательной программы учебного предмета

72

Основное содержание

48

в т. ч.:
теоретическое обучение

28

лабораторные/практические занятия

20

Самостоятельная работа

28

Профессионально ориентированное содержание

24

в т. ч.:
теоретическое обучение

8

лабораторные/практические занятия

16

Самостоятельная работа

8

10

3. СОДЕРЖАНИЕ И ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
_____________ «ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»_____________
Количество
Консу
часов
льтац
обязательной
ИИ
Наименование разделов и тем
аудиторной
Всего
(Само
нагрузки
ст
В том числе
Раб)
Теор.
Практ.
1-й курс 2-й семестр.
Основное содержание
Тема 1 Введение
4
2
2
Введение. Цели и задачи ОБЖ.
4
2
2
16
6
4
6
Тема 2 Обеспечение личной безопасности и сохранения здоровья

Коды общих компетенций
(указанны х в разделе 1.2) и
личностны х м етапредметны х,
предметных результатов,
ф ормированию которы х
способствует элемент п рограм м ы

Ши
ФР
раз
дел
а
тем
ы

№
урока

1
1.1
2

1-2
1-2
3-14

2.1

3-4

Угроза снижения психологического здоровья населения

4

2

-

2

2.2

5-6

Техносфера как источник негативных факторов

4

2

-

2

2.3

7-8

Правила и безопасность дорожного движения.

4

2

-

2

2.4

9-10

Отработка моделей поведений в ЧС на транспорте

2

-

2

-

2.5

11-12

2

-

2

-

3

13-28

Отработка навыков самообороны при нападении в подъезде, в лифте, в
замкнутом пространстве, на улице
Тема 3 Государственная система обеспечения безопасности населения

28

12

4

12

3.1

13-14

Изучение и отработка моделей поведения при ЧС

4

2

-

2

ПР 7, ПР 9, ЛР 11, МР 5, МР 3
0К1-8

3.2

15-16

4

2

-

2

ПР 7, ПР 9, ЛР 11, МР 5, МР 7
ОК 1-8

3.3

17-18

Единая государственная система предупреждения и ликвидации
чрезвычайных ситуаций (РСЧС)
Современные средства поражения и их поражающие факторы

4

2

-

2

ПР 5, ПР 7, М Р 2,
ОК1-8

:

’

,

-

-

ОК1-8
ПР 1, ПР 4, ПР 5, ПР 6, ПР 7, ПР 9,
ЛР 12, ЛР 14,
МР 1, МР 2, МР 4, МР 3, МР 5
ОК1-8

ПР 6, ПР
ОК1-8
ПР 1, ПР
ОК1-8
П Р 5, ПР
М РЗ,
0К1-8
ПР 1, ЛР

8, ЛР 11, ЛР 12, МР 2
5, ПР 8 ЛР 14, МР 4
7, П Р 9, ЛР 14, МР 1,

14, М Р 4

ПР 7, ПР 9, ЛР 11,М Р5

ПР 2, ПР 5, ПР 7, ПР 8, ПР 9, ЛР 11,
МР 2, МР 3, МР 5,
ОК 1-8

11

3.4

19-20

Правила безопасного поведения при угрозе террористического акта

4

2

-

2

3.5

21-22

Модели поведения при стрельбе, при захвате в качестве заложника

4

2

-

2

3.6

23-24

Государственные службы по охране здоровья и безопасности граждан

4

2

-

2

3.7

25-26

2

-

2

-

3.8

27-28

2

-

2

-

4

29-42

Отработка навыков пользования СИЗ: противогаз (ватно-марлевая
повязка, респиратор).
Отработка навыков поведения при стрельбе, при захвате в качестве
заложника
Тема 4 Основы обороны государства и воинская обязанность

20

6

8

6

4.1

29-30

4.2

3, ПР 5, ПР 8, МР 2
3, ПР 5, ПР 8, МР 2
11, МР 2, МР 6
7, ЛР 11, ЛР 12

ПР 9, МР 2
ОК 1-8
ПР 2, ПР 10, ПР 11, ЛР 1, Л Р2,
ЛР 3, МР 5
ОК1-8
ПР 2, ПР 10, ПР 11, ЛР 1.Л Р 2,
ЛР 3, МР 5
ОК1-8
ПР 10, ПР П .Л Р З , МР 1, МР 4
ОК1-8

4

2

31-32

История создания Вооруженных Сил России. Порядок прохождения
военной службы
Воинская обязанность и воинский учет. Уставы ВС РФ

4

2

-

2

4.3

33-34

Определение воинских званий военнослужащих ВС РФ

2

-

2

-

ПР 10, ПР 11, Л Р З ,М Р 1, МР 4
ОК1-8

4.4

35-36

Общее устройство и тактико-технические данные автомата Калашникова.

4

2

-

2

4.5
4.6
4.7
5

37-38
39-40
41-42
43-48

Порядок неполной разборки и сборки автомата АК-74
Приемы и правша стрельбы из автомата Калашникова
Строевая подготовка в составе взвода
Тема 5 Основы медицинских знаний

2
2
2
8

-

2
2
2
4

-

П Р2, ПР 10, ПР 11, ЛР 1, ЛР 2,
ЛР 3, МР 5
ОК1-8
ПР 10, ПР 11, Л Р З , МР 1, МР 4

5.1

43-44

5.2

45-46

5.3

47-48

6

49-56

Оказание первой помощи при попадании инородного тела в верхние
4
дыхательные пути, искусственная вентиляция легких.
Оказание первой помощи при остановке сердца, искусственной
2
вентиляции легких
2
Отработка основных приемов удаления инородных тел из верхних
дыхательных путей
Профессионально ориентированное содерж ание
Тема 6 Обеспечение личной безопасности и сохранения здоровья
10

6.1

49-50

Здоровье и здоровый образ жизни

6.2

51-52

Планирование действий на ближайшие 5-10 лет
12

2
2

-

-

2

ПР 1, ПР
ОК 1-8
ПР 1, ПР
ОК 1-8
П Р2, ЛР
ОК1-8
ПР 5, ПР
ОК1-8

2
2

ОК1-8
ПР 10, ПР 11, Л Р З, МР 1, МР 4
ПР 7, ПР 12, ЛР
ОК1-8
П Р7, ПР 12, ЛР
МР 1, МР 2, МР
ОК 1-8
ПР7, ПР 12, ЛР
ОК1-8

12, МР 1
12,
3
12, МР 1

-

2

-

-

2

-

ПР 7, ПР 12, ЛР 12, МР 1
ОК1-8

2

6

2

4

2

-

2

2

-

2

-

ПР 2, ПР
ЛР 3, МР
ОК1-8
ПР 2, ПР
ЛР 3, МР
ОК1-8
ПР 7, ПР
ОК1-8

10, ПР 11, ЛР 1, Л Р2,
5
10, ПР 11, ЛР I, ЛР 2,
5
12, ЛР 12, МР 1

2

-

2

-

ПР 7, ПР 12, ЛР 12, МР 1
ОК1-8

2

-

2

-

П Р7, ПР 12, ЛР 12, МР 1
0К1-8

18

6

6

6

Действие населения в очагах применения ОМП

4

2

“

2

4

2

-

2

4

2

-

2

2

-

69-70

Изучение моделей поведения при ЧС на учебном полигоне,
производственном участке проведения профессиональных работ
Порядок и правила действий при пожаре с использованием первичных
средств пожаротушения в условиях профессиональной деятельности
Изучение и отработка моделей поведения при ЧС на учебном полигоне,
производственном участке проведения профессиональных работ
Отработка порядка и правил действий при пожаре с использованием
первичных средств пожаротушения в условиях профессиональной
деятельности
Ознакомление с работой службы по охране здоровья и безопасности
граждан в районе (экскурсия)
Тема 8 Основы медицинских знаний

П Р2, ПР
ЛР 3, МР
ОК1-8
ПР 2, ПР
ЛР 3, МР
ОК1-8
ПР 2, ПР
ЛР 3, МР
ОК1-8
ПР 2, ПР
ЛР 3, МР
ОК1-8
ПР 7, ПР
ОК1-8

8.1

69-70

8.2

71-72

6.3

53-54

57-68

Составление научно обоснованного пищевого рациона для работника по
профессии
Изучение комплекса опасностей на рабочем месте специалиста
(мастерской, учебном полигоне, производстве)
Тема 7 Государственная система обеспечения безопасности населения

6.4

55-56

7
7.1

57-58

7.2

59-60

7.3

61-62

7.4

63-64

7.5

65-66

7.6

67-68

8

2

-

2

10, ПР 11, ЛР 1, ЛР 2,
5
10, ПР 11, ЛР 1, ЛР 2,
5
10, ПР 11, ЛР 1, ЛР 2,
5
10, ПР 11, ЛР 1 .Л Р 2 ,
5
12, ЛР 12, МР 1

П Р7, ПР 12, Л Р 12, МР
ОК1-8

2

1

2

-

2

-

ПР 7, ПР 12, ЛР 12, МР 1
ОК1-8

4

-

4

-

Оказание первой помощи при электротравмах в работе специалиста

2

-

2

-

Решение ситуационных задач

2

-

2
36

-

П Р7, ПР 12, ЛР 12, МР 1
ОК1-8
ПР 7, ПР 12, ЛР 12, МР 1
ОК1-8
ПР 7, ПР 12, ЛР 12, МР 1
ОК1-8

Всего: | 108

13

36

36

4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫУЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
4.1. Материально-техническое обеспечение_____________________________
№ Наименование специальных Оснащенность специальных помещений и помещений
помещений и помещений для
п/п
для самостоятельной работы
самостоятельной работы
1

Кабинет ОБЖ; аудитория для
групповых и индивидуальных
консультаций,
текущего
контроля.

1. Доска учебная
2. Рабочее место преподавателя
3.Комплект учебной мебели
4.Посадочные места по количеству учащихся
5.Наглядные пособия
6.Плакаты тематические
7.Компьютер в комплекте (1 шт.)
8.
Мультимедийное оборудование;
9.Периферийное оборудование и оргтехника.
10.Локальная
сеть интернет

4.2. Рекомендуемая литература (из федерального перечня)
а) основная учебная литература:
1) Смирнов А.Т. Основы безопасности 10 кл. Для общеобразовательных,
проф. уровни/ А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников; под. ред. А.Т. Смирнова;
«Просвещение». -М: Просвещение, 2021
2) Смирнов А.Т. Основы безопасности 11 кл. Для общеобразовательных,
проф. уровни/ А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников; под. ред. А.Т. Смирнова;
«Просвещение». -М: Просвещение, 2021

учреждений: базовый и
Рос. акад. наук, изд-во
учреждений: базовый и
Рос. акад. наук, изд-во

б) дополнительная учебная литература:
1. Военная доктрина Российской Федерации // Вестник военной информации. - 2020.
2. Дуров В.А. Отечественные награды / В.А. Дуров. — М.: Просвещение, 2013.
3. Дуров В.А. Русские награды XVIII — начала XX в. / В.А. Дуров. - 2-е изд., доп. - М., 2013.
4. Конституция Российской Федерации (действующая редакция).
5. Основы подготовки к военной службе: Кн. для учителя / В.А. Васнев, С.А. Чиненный. — М.,
2012 .
6. П етр о в С .В . П ер вая п ом ощ ь в эк с тр е м а л ь н ы х си ту ац и ях : практическое пособие / С.В.
Петров, В.Г. Бубнов. - М., 2012.
7. Семейный кодекс Российской Федерации (действующая редакция).
8. Смирнов А.Т. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни: тестовы й контроль
знаний старш еклассников: 10— 11 кл. / А.Т. Смирнов, М.В.Маслов; под ред. А.Т.
Смирнова. - М., 2012.
9. Уголовный кодекс Российской Федерации (последняя редакция).
10. Федеральные законы «О статусе военнослужащих», «О воинской обязанности и военной
службе», «Об альтернативной гражданской службе», «О внесении изменений в Федеральный
закон «О воинской обязанности и военной службе» № 61-ФЗ и статью 14 Закона РФ «Об
образовании», «О противодействии терроризму» // Собрание законодательства Российской
Федерации: официальное издание. - М., 1993— 2007.

14

г) интернет-ресурсы:
1. 4. ЬПр://1ЬеоЬ§.Ьулт1/тс1ехЛШг1 Нормативные документы, методические материалы по ОБЖ.
2. Шр://Могт1с.пагос1.ги/оЪ§.Ъ{т1 Основы безопасности жизнедеятельности
3. Ьйр://ОЬ].ш/Всероссийский научно-исследовательский институт по проблемам гражданской
обороны и чрезвычайных ситуаций
4. Ьйр://ап1у-спт.Ьохта11.Ы2 Искусство выживания
5. 11йр://тулу.§оо(1П&.пагос1.т Все о пожарной безопасности
6. ЬПр://\\г\у\у.11зеа.га Первая медицинская помощь
7. ЬПр://\ул\^.5раз-ех1:гете.ш Россия без наркотиков
8. ЬПр:/ / § о зпаског.ги Федеральный центр гигиены и эпидемиологии
9. Ьйр://2(М.1зер1:етЪег.ш/ - газета «Здоровье детей"
10. ЬПр://\у\у\у.кт-зс11001.т/ Мультипортал компании «Кирилл и Мефодий»
11. ЬНр://\у\у\^.8раз-ех1гете.ш/ Портал детской безопасности
12. ЬИр://Ь23 .ги/Ьзпс Учебное пособие по ОСНОВАМ ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ.
1 3 .11йр://Ь23.ги/11зЬ9 Учебные атласы по медицинской подготовке.
14. ЬНр://\у\у\у.шИ.гиМинистерство Обороны
15. ЬПр:/Аулу\у.78.тсЬз.еоу.гиМЧС Санкт-Петербурга
1 6 .11Цр://\улу\у.а11епе.ги/ес1и/за!З.Ь1:тКниги. пособия по ОБЖ
17. т& @ ш 5 зтаа.ги Журнал ОБЖ. Основы безопасности жизни
18. НДр://ки1т(:а.с!ап.зи Журнал «Основы безопасности жизнедеятельности»
1 9 .1Щр:/Лу\улу.зс11оо1-оЪ2.ога Основы безопасности жизнедеятельности.

15

5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
5.1. Контроль и оценка результатов освоения учебного предмета
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляются преподавателем в процессе занятий.
Результаты обучения
(личностные, предметные, метапредметные)
Личностные результаты:
сформированность целостного представления об основных
направлениях обеспечения национальной безопасности Российской
Федерации и основных приоритетах национальной безопасности
(национальной обороне, государственной и общественной
безопасности.
выбор направления самостоятельной подготовки в области
безопасности жизнедеятельности в сфере будущей
профессиональной деятельности и в повседневной жизни с учётом
индивидуальных возможностей и потребностей.
сформированность современного уровня культуры безопасности
жизнедеятельности, способствующей снижению отрицательного
влияния человеческого фактора на безопасность личности, общества
и государства.
осознание терроризма и экстремизма как социальных явлений,
представляющих серьёзную угрозу личности, обществу, государству
и национальной безопасности

сформированность нравственных позиций и личных качеств,
способствующих противостоянию террористической и
экстремистской идеологии

Код
результ
атов
ЛР 1

ЛР 2

ЛРЗ

ЛР 4

ЛР 5

Основные показатели оценки результата

проявление мировоззренческих установок на
готовность молодых людей к работе на благо
Отечества;
участие в реализации просветительских
программ, поисковых, археологических, военно­
исторических, краеведческих отрядах и
молодежных объединениях;
проявление правовой активности и навыков
правомерного поведения, уважения к Закону;
сформированность гражданской позиции;
участие в волонтерском движении;
проявление мировоззренческих установок на
готовность молодых людей к работе на благо
Отечества
отсутствие социальных конфликтов среди
обучающихся, основанных на
межнациональной, межрелигиозной почве;
участие в реализации просветительских
программ, поисковых, археологических, военно­
исторических, краеведческих отрядах и
молодежных объединениях;
отсутствие фактов проявления идеологии
терроризма и экстремизма среди обучающихся;
отсутствие социальных конфликтов среди
обучающихся, основанных на
межнациональной, межрелигиозной почве;

Текущий
контроль
опрос

опрос

опрос

опрос

опрос

16

сформированность потребностей в соблюдении норм и правил
здорового образа жизни;
выработка устойчивого негативного отношения к курению,
употреблению алкоголя и наркотиков.
осознание значения семьи для жизни современного общества и
благоприятной демографической ситуации в стране.

ЛР 6

сформированность убеждения в необходимости освоения основ
медицинских знаний и выработки умений в оказании первой
помощи при неотложных состояниях

ЛР 8

морально-психологическая и физическая подготовленность к
успешной профессиональной деятельности, в том числе к военной
службе в современных условиях

ЛР 9

воспитание патриотизма, уважения к историческому и культурному
прошлому России и её Вооружённым Силам

ЛР 10

воспитание потребности в правовой подготовке и освоение
основных положений законодательства Российской Федерации в
области обороны государства, воинской обязанности и военной
службы граждан

ЛР 11

ЛР 7

17

готовность к общению и взаимодействию с
людьми самого разного статуса, этнической,
религиозной принадлежности и в
многообразных обстоятельствах;
добровольческие инициативы по поддержки
инвалидов и престарелых граждан;
конструктивное взаимодействие в учебном
коллективе/бригаде;
участие в реализации просветительских
программ, демонстрация навыков здорового
образа жизни и высокий уровень культуры
здоровья обучающихся;
положительная динамика в организации
собственной учебной деятельности по
результатам самооценки, самоанализа и
коррекции ее результатов;
участие в исследовательской и проектной
работе;
оценка собственного продвижения, личностного
развития;
положительная динамика в организации
собственной учебной деятельности по
результатам самооценки, самоанализа и
коррекции ее результатов;
участие в исследовательской и проектной
работе;
проявление культуры потребления информации,
умений и навыков пользования компьютерной
техникой, навыков отбора и критического
анализа информации, умения ориентироваться в
информационном пространстве;
демонстрация навыков здорового образа жизни
и высокий уровень культуры здоровья
обучающихся;

опрос

опрос

опрос

опрос

опрос

опрос

уяснение значения роли гражданской обороны в области защиты
населения страны от чрезвычайных ситуаций мирного и военного
времени и выработка убеждения в необходимости овладения
навыками в области гражданской обороны.
умение обоснованно объяснять особенности современных процессов
мирового развития в условиях глобализации, которые формируют
новые угрозы и риски для безопасности жизнедеятельности
личности, общества, государства и национальной безопасности
России

Л Р 12

конструктивное взаимодействие в учебном
коллективе/бригаде

опрос

МР 1

Работа
над
индивидуальным
проектом

умение характеризовать основные направления перехода
Российской Федерации к новой государственной политике в области
национальной безопасности.

МР 2

поиск в различных информационных источниках и самостоятельный
отбор информации о наиболее характерных чрезвычайных
ситуациях природного, техногенного и социального характера,
имевших место за последнее время в стране. Анализ причин их
возникновения и последствий; систематизация рекомендаций
населению по правилам безопасного поведения для минимизации
последствий различных чрезвычайных ситуаций

М РЗ

ЗНАТЬ: как построить и реализовать планы во
временной перспективе
УМЕТЬ: управлять временем, контролировать и
корректировать деятельность на основе
предварительного планирования, умение
использовать ресурсные возможности для
достижения целей
ЗНАТЬ: способы продуктивного общения и
взаимодействия в процессе совместной
деятельности, методы разрешения конфликтов
УМЕТЬ: адекватно использовать речевые
средства для получения информации, дискуссии
и аргументации своей позиции; представлять и
сообщать в письменной и устной форме;
находить и выдерживать дистанцию общения,
соответствующую нормам социального
института; умение полно и точно выражать свои
мысли в соответствии с задачами и условиями
коммуникации; вступать в диалог, а также
участвовать в коллективном обсуждении
проблем; готовность спрашивать,
интересоваться чужим мнением и высказывать
свое
ЗНАТЬ: системы общенаучных понятий
УМЕТЬ: критически оценивать и
интерпретировать информацию, получаемую из
различных источников; самостоятельно строить
свой образовательный маршрут, удовлетворять
свои познавательные потребности, строить
логические доказательства,
умение устанавливать логические связи

18

Самостоятельн
ые работы

Работа
над
индивидуал ьн ым
проектом
Самостоятельн
ые работы

умение характеризовать терроризм и экстремизм как социальное
явление, представляющее серьёзную угрозу личности, обществу,
государству и национальной безопасности России

МР 4

умение логически обоснованно доказывать следующие положения:
— любые акты терроризма являются преступлениями, не имеющими
оправдания.
террористическая деятельность бесцельна

МР 5

наказание за любую террористическую деятельность наступает
неизбежно.

МР 6

19

формировать познавательные стратегии;
строить план проверки гипотез и адекватно
реализовывать его
ЗНАТЬ: системы общенаучных понятий
Проектная
УМЕТЬ: критически оценивать и
деятельность
интерпретировать информацию, получаемую из Практическая
различных источников; самостоятельно строить работ а
свой образовательный маршрут, удовлетворять
свои познавательные потребности, строить
логические доказательства,
умение устанавливать логические связи,
формировать познавательные стратегии
ЗНАТЬ: средства ИКТ, требования ТБ, гигиены, Проектная
ресурсосбережения, правовые и этические
деятельность
нормы информационной безопасности
Практические
УМЕТЬ: целенаправленно искать и
работ ы
использовать информационные ресурсы,
необходимые для решения учебных и
практических задач с помощью средств ИКТ;
использовать компьютерные технологии для
решения информационных и
коммуникационных учебных задач, в том числе:
написание писем, сочинений, докладов,
создание презентаций и др.;
использовать информацию с учетом этических и
правовых норм; создавать информационные
ресурсы разного типа, соблюдать
информационную гигиену и правила
информационной безопасности.
ЗНАТЬ: назначение и функции различных
Практические
социальных институтов;
работ ы
УМЕТЬ: определять назначение и функции
различных социальных институтов;

умение обосновывать значение здорового образа жизни как
индивидуальной системы поведения человека для обеспечения его
духовного, физического и социального благополучия

МР 7

умение подбирать из различных информационных источников
убедительные примеры пагубного влияния курения, употребления
алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ на здоровье
человека, а также умение отстаивать свою точку зрения по этому
вопросу при общении в кругу сверстников

МР 8

умение характеризовать назначение и функции семьи в современном
обществе и логично обосновывать влияние благополучных
семейных отношений на здоровье личности, общества и
демографическую безопасность в государстве

МР 9

20

ЗНАТЬ: гражданские и нравственные ценности
УМЕТЬ: осознанно использовать стратегии
совладания, совладать со страхами,
тревожностью, неуверенностью; противостоять
внешним помехам деятельности, оценивать свои
действия и эмоциональную саморегуляцию
УМЕТЬ: подбирать слова, соподчиненные
ключевому слову, определяющие его признаки и
свойства;
выстраивать логическую цепочку, состоящую из
ключевого слова и соподчиненных ему слов;
выделять общий признак двух или нескольких
предметов или явлений и объяснять их
сходство;
объединять предметы и явления в группы по
определенным признакам, сравнивать,
классифицировать и обобщать факты и явления;
выделять явление из общего ряда других
явлений;
определять обстоятельства, которые
предшествовали возникновению связи между
явлениями, из этих обстоятельств выделять
определяющие, способные быть причиной
данного явления, выявлять причины и следствия
явлений;
строить рассуждение на основе сравнения
предметов и явлений, выделяя при этом общие
признаки;
делать вывод на основе критического анализа
разных точек зрения
ЗНАТЬ: системы общенаучных понятий
УМЕТЬ: строить логические доказательства,
умение устанавливать логические связи,
формировать познавательные стратегии

Практические
работы

Проектная
деятельность
Практические
работы

Проектная
деятельность
Практические
работы

умение логично обосновывать ваясность и значение владения
методами оказания первой помощи при неотложных состояниях

М Р 10

умение осмысливать и понимать основные стратегические цели
совершенствования национальной обороны государства для
предотвращения глобальных и региональных войн и конфликтов, а
также в целях осуществления стратегического сдерживания в
интересах обеспечения военной безопасности страны

М Р 11

умение характеризовать роль и место Вооружённых Сил Российской
Федерации в обеспечении национальной безопасности страны

М Р 12

сформированность представлений о культуре безопасности
жизнедеятельности, в том числе о культуре экологической
безопасности как о жизненно важной социально-нравственной
позиции личности, а также как о средстве, повышающем
защищенность личности, общества и государства от внешних и
внутренних угроз, включая отрицательное влияние человеческого
фактора
знание основ государственной системы, российского
законодательства, направленных на защиту населения от внешних и
внутренних угроз

ПР 1

ПР 2

сформированность представлений о необходимости отрицания
экстремизма, терроризма, других действий противоправного
характера, а также асоциального поведения

П РЗ

сформированность представлений о здоровом образе жизни как о
средстве обеспечения духовного, физического и социального
благополучия личности

ПР 4

знание распространенных опасных и чрезвычайных ситуаций
природного, техногенного и социального характера

ПР 5

21

Проектная
деятельность
Практические
работы
Проектная
деятельность
Практические
работы
Проектная
деятельность
Практические
работы
Проектная
деятельность
Практические
работы

Проектная
деятельность
Практические
работы
Проектная
деятельность
Практические
работы
Проектная
деятельность
Практические
работы
Проектная
деятельность
Практические

работ ы
знание факторов, пагубно влияющих на здоровье человека,
исключение из своей жизни вредных привычек (курения, пьянства и
т. д.

ПР 6

знание основных мер защиты (в том числе в области гражданской
обороны) и правил поведения в условиях опасных и чрезвычайных
ситуаций

ПР 7

умение предвидеть возникновение опасных и чрезвычайных
ситуаций по характерным для них признакам, а также использовать
различные информационные источники

ПР 8

умение применять полученные знания в области безопасности на
практике, проектировать модели личного безопасного поведения в
повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных
ситуациях
знание основ обороны государства и воинской службы:
законодательство об обороне государства и воинской обязанности
граждан; права и обязанности гражданина до призыва, во время
призыва и прохождения военной службы, уставные отношения, быт
военнослужащих, порядок несения службы и воинские ритуалы,
строевая, огневая и тактическая подготовка;
знание основных видов военно-профессиональной деятельности,
особенностей прохождения военной службы по призыву и
контракту, увольнения с военной службы и пребывания в запасе;
владение основами медицинских знаний и оказания первой помощи
пострадавшим при неотложных состояниях (при травмах,
отравлениях и различных видах поражений), включая знания об
основных инфекционных заболеваниях и их профилактике

ПР 9

П Р10

Проектная
деятельность
Практические
работы
Проектная
деятельность
Практические
работы
Проектная
деятельность
Практические
работы
Проектная
деятельность
Практические
работы
Проектная
деятельность

П Р 11

Проектная
деятельность

П Р 12

Проектная
деятельность

22

6. ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ, ВНЕСЁННЫХ В РАБОЧУЮ ПРОГРАММУ
№
п/п

№ пункта
рабочей
программы

Дата
внесения
изменений
и
дополнений

После
внесения
изменений
изменений и
дополнений
и
дополнений

До

Дата и №
протокола
рассмотрения
цикловой
комиссией

Дата и №
протокола
рассмотрения
методическим
советом/
педагогическим
советом


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».