Министерство образования и молодежной политики Свердловской области Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области «Камышловский гуманитарно-технологический техникум» УТВЕРЖДАЮ: Директор ГАПОУ СО > РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОБЩ ЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦ И П ЛИ НЫ РУД.07 «АСТРОНОМИЯ» для профессии СПО по профессии 35.01.13 «Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства» Форма обучения - очная Срок обучения 2 года 10 мес. на базе основного общего образования Профиль получаемого профессионального образования: технологический Пышма, 2022 Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 456 от 07.05.2014 г. и в соответствии с примерной программой общеобразовательной учебной дисциплины «Астрономия», рекомендованной ФГАУ «ФИРО» для реализации основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (протокол № 3 от 21 июля 2015 г.).Примерной основной образовательной программы среднего общего образования, программаодобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 28 июня 2016 г. № 2/16-з) и уточнениями, одобренными Научно-методическим советом Центра профессионального образования и систем квалификаций ФГАУ «ФИРО» (Протокол № 3 от 25 мая 2017 г.). Разработчик: Коновалов Николай Дмитриевич - преподаватель высшей квалификационной категории ГАПОУ СО «КГТТ» Рассмотрена на заседании предметной (цикловой) комиссии педагогических работников общеобразовательных дисциплин ГАПОУ СО «КГТТ» Председатель ________Т.А. Сушинских СОГЛАСОВАНО: СОГЛАСОВАНО: Заместитель директора по УМР _____ Т.А.Мадыгина СОДЕРЖАНИЕ 1 ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 4 КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 5 ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ, ВНЕСЁННЫХ В РАБОЧУЮ ПРОГРАММУ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа учебного предмета «Астрономия» разработана на основе: ^ федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (далее - ФГОС СОО); ^ примерной основной образовательной программы среднего общего образования (далее - ПООП СОО); федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (далее - ФГОС СПО) 35.01.13 «Трактористмашинист сельскохозяйственного производства». ^ примерной рабочей программы общеобразовательной учебной дисциплины «Астрономия» (для профессиональных образовательных организаций); ^ учебного плана по профессии 35.01.13 «Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства». ^ рабочей программы воспитания по профессии 35.01.13 «Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства». ^ Программа учебного предмета «Астрономия» разработана в соответствии с Концепцией преподавания общеобразовательных дисциплин с учетом профессиональной направленности программ среднего профессионального образования, реализуемых на базе основного общего образования, утвержденной распоряжением Министерства просвещения Российской Федерации от 30.04.2021 № Р-98, на основании письма Департамента государственной политики в сфере среднего профессионального образования и профессионального обучения Министерства просвещения Р о сси й ск о й Ф ед ер ац и и от 30.08.2021 № 05-1136 «О н ап р ав л ен и и м етод и к преподавания». Содержание программы образовательной дисциплины направлено на достижение следующих целей и задач: Цель освоения образовательной дисциплины «Астрономия»: -формирование представлений о современной естественнонаучной картине мира, о единстве физических законов, действующих на Земле и во Вселенной, обэволюции всех космических тел и их систем, а также самой Вселённой. Задачи освоения образовательной дисциплины «Астрономия»: - формирование понимания принципиальной роли астрономии в познании фундаментальных законов природы и современной естественно-научной картинымира; - ф о р м и р о ван и е зн ан и й о ф и зи ч еск о й п ри род е н еб есн ы х тел и си стем , строении и эволюции Вселенной, пространственных и временных масштабах 4 Вселенной, наиболее важных астрономических открытиях, определивших развитиенауки и техники; - формирование умений объяснять видимое положение и движение небесных тел принципами определения местоположения и времени по астрономическим объектам, навыков практического использования компьютерных приложений дляопределения вида звездного неба в конкретном пункте для заданного времени; - формирование познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний по астрономии с использованиемразличных источников информации и современных образовательных технологий; - формирование умения применять приобретенные знания для решения практических задач в повседневной жизни; - формирование научного мировоззрения; - формирование навыков использования естественно-научных, особенно физико-математических знаний для объективного анализа устройства окружающего мира напримередостиженийсовременнойастрофизики, астрономииикосмонавтики. 5 1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «АСТРОНОМИЯ» 1.1. Область применения рабочей программы Учебная дисциплина «Астрономия» является обязательной частью общеобразовательного цикла основной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии 35.01.13 «Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства» 1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: Дисциплина «Астрономия» является общей (базовой) дисциплиной общеобразовательного цикла. 1.3. Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоения учебной дисциплины: Содержание программы образовательной дисциплины «Астрономия» направлено на достижение следующих целей и задач: Цель освоения образовательной дисциплины «Астрономия»: -формирование представлений о современной естественнонаучной картине мира, о единстве физических законов, действующих на Земле и во Вселенной, обэволюции всех космических тел и их систем, а также самой Вселенной. Задачи освоения образовательной дисциплины «Астрономия»: - формирование понимания принципиальной роли астрономии в познании фундаментальных законов природы и современной естественно-научной картинымира; - формирование знаний о физической природе небесных тел и систем, строении и эволюции Вселенной, пространственных и временных масштабах Вселенной, наиболее важных астрономических открытиях, определивших развитиенауки и техники; - формирование умений объяснять видимое положение и движение небесных тел принципами определения местоположения и времени по астрономическим объектам, навыков практического использования компьютерных приложений дляопределения вида звездного неба в конкретном пункте для заданного времени; - формирование познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний по астрономии с использованиемразличных источников информации и современных образовательных технологий; - формирование умения применять приобретенные знания для решения практических задач в повседневной жизни; - формирование научного мировоззрения; 6 - формирование навыков использования естественно-научных, особенно физико-математических знаний для объективного анализа устройства окружающего мира напримередостиженийсовременнойастрофизики, астрономииикосмонавтики. 1.4. Результатом освоения дисциплины является определенный этап сформированности следующих общих компетенций: ОК. 1 Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. ОК.2 Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем. ОК. 3 Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы. ОК. 4 Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач. ОК.5 Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. ОК. 6 Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами. ОК. 7 Организовать собственную деятельность с соблюдением требований охраны труда и экологической безопасности. ОК. 8 Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученныхпрофессиональных знаний (для юношей). Планируемые результаты освоения учебной дисциплины: - личностные: осознание принципиальной роли астрономии в познании фундаментальных законов природы и формировании современной естественнонаучной картины мира; развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний по астрономии с использованием различных источников информации и современных информационных технологий; — использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни; самостоятельно добывать новые для себя знания, используя для этого доступные источники информации; управлять своей познавательной деятельностью, проводить самооценку уровня - метапредметные: овладение умениями объяснять видимое положение и движение небесных тел принципами определения местоположения и времени по астрономическим объектам, навыками практического использования ко м п ью тер н ы х п р и л о ж ен и й для определения вида звездного неба в конкретном пункте для заданного времени; приобретения знаний по астрономии с 7 использованием различных источников информации и современных информационных технологий; предметные: представлять роль и место астрономии в современной научной картине мира; физической сущности наблюдаемых во Вселенной явлений; владеть основополагающими астрономическими понятиями, закономерностями, законами и теориями; уверенно использовать терминологию и символику; обнаруживать зависимость между астрономическими физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы; применять полученные знания для объяснения условий протекания физических явлений в природе, профессиональной сфере и для принятия практических решений в повседневной жизни; иметь собственную позицию по отношению к информации, получаемой из разных источников. 1.5. Результатом освоения дисциплины является обучающимися следующих личностных результатов: Код ЛР 13 ЛР16 ЛР 18 ЛР 19 ЛР 22 ЛР 23 ЛР24 достижение Наименование личностного результата Демонстрирующий готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения в профессиональной деятельности Принимающий основы экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, применяющий опыт экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях и профессиональной деятельности Умение реализовать лидерские качества в профессиональной деятельности Стрессоустойчивость, коммуникабельность Осознающий потребность в труде, уважения к труду и людям труда, трудовым достижениям, добросовестное, ответственное и творческое отношение к разным видам трудовой деятельности Мотивация к самообразованию и развитию Самостоятельный и ответственный в принятии решений во всех сферах своей деятельности, готовый к исполнению разнообразных социальных ролей, востребованных бизнесом, обществом и государством 8 1.6. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины: - максимальной учебной нагрузки обучающегося - 78 часов, в том числе: - обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 52 часа; - самостоятельной работы обучающегося - 26 часов. 9 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2.1 ОБЪЕМ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ Объем в часах Вид учебной работы Объем образовательной программы учебного предмета 78 Основное содержание в т. ч.: теоретическое обучение 26 лабораторные/практические занятия 26 Самостоятельная работа обучающегося (всего) 26 В том числе: - работа с учебной литературой, заполнение таблиц 4 - подготовка сообщений 16 - подготовка презентаций 6 Промежуточная аттестация (экзамен/дифференцированный зачет) 10 зачет 2.2. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «АСТРОНОМИЯ» Наименование разделов 1 № урока 2 1-2 Объем в часах Наименование тем 3 Предмет «Астрономия» Теорети ческие занятия 4 2 Практи ческие занятия 5 0 Раздел 1. Строение солнечной системы Коды общих компетенций (указанных в разделе 1.2) и личностных метапредметных, предметных результатов, формированию которых способствует элемент программы 6 ОК.2 - ОК6. ЛР13, ЛР18, ЛР19, ЛР22, ЛР23 3-4 5-6 7-8 9-10 11-12 Теоретические гипотезы происхождения Солнечной системы Планеты земной группы Планеты-гиганты Малые тела Солнечной системы Астероидно-кометная опасность Самостоятельная работа обучающихся: работа с учебной литературой. Заполнить таблицу с физическими характеристиками планет Солнечной системы. 2 0 0 0 2 0 2 2 0 2 4 Раздел 2. Физическая природа тел солнечной системы ОК.2 - ОК6. ЛР16, ЛР18, ЛР19, ЛР22, ЛР23, ЛР24 13-14 15-16 17-18 Земля и его особенности Луна и её особенности Особенности планет земной группы 0 2 0 2 0 2 Наименование разделов № урока 19-20 21-22 Объем в часах Наименование тем Особенности планет-гигантов Астероидный пояс Самостоятельная работа обучающихся: подготовить презентации по темам 1. Земля и его особенности 2. Луна и её особенности 3. Астероидный пояс 2 курс 4 семестр Теорети ческие занятия 0 2 Практи ческие занятия 2 0 Коды общих компетенций (указанных в разделе 1.2) и личностных метапредметных, предметных результатов, формированию которых способствует элемент программы 2 2 2 ОК.2 - ОК6. Л Р 13, Л Р18, ЛР19, ЛР22, ЛР23 Раздел 3. Солнце и звезды 1-2 3-4 5-6 7-8 9-10 11-12 13-14 Методы изучения звёзд Физические особенности Солнца Основные характеристики звёзд Переменные и нестационарные звёзды Внутреннее строение звёзд Эволюция звёзд Открытие экзопланет Самостоятельная работа обучающихся: подготовить сообщения по темам 1. Физические особенности Солнца 2. Основные характеристики звёзд 3. Внутреннее строение звёзд 12 2 0 2 2 0 2 0 0 0 0 2 2 2 0 2 2 2 Наименование разделов Объем в часах № урока Наименование тем Теорети ческие занятия 2 2 4. Открытие экзопланет 5. Эволюция звёзд Практи ческие занятия Раздел 4. Строение и эволюция Вселенной Коды общих компетенции (указанных в разделе 1.2) и личностных метапредметных, предметных результатов, формированию которых способствует элемент программы ОК.2 - ОК6. ЛР13, ЛР18, ЛР19, ЛР22, ЛР23 15-16 17-18 19-20 21-22 23-24 25-26 27-28 29-30 Наша Галактика Звёздные скопления, межзвёздные газ и пыль Другие галактики Определение расстояния до галактик Активные ядра галактик Проблема тёмной энергии Теория Большого взрыва Самостоятельная работа обучающихся: подготовить сообщения по темам 1. Наша Г алактика 2. Проблема тёмной энергии 3. Теория Большого взрыва Зачет 0 2 2 0 2 0 2 0 0 0 2 0 2 2 2 2 2 2 26 Всего 0 26 52 + 26 (с.р.) 13 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА При реализации рабочей программы для формирования и развития общих компетенций обучающихся в образовательном процессе предусмотрено использование активных и интерактивных форм проведения занятий (представление презентаций и сообщений, решение ситуационных задач) в сочетании с внеаудиторной самостоятельной работой. 3.1 Требования к минимальному материально-техническому обеспечению Освоение программы учебного предмета «Астрономия» предполагает наличие учебного кабинета. Оборудование учебного кабинета: - посадочные места по количеству обучающихся; - рабочее место преподавателя; Технические средства обучения: - ноутбук с лицензионным программным обеспечением и телевизор. 3.2 Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА Для студентов: Основные источники: 1. Кунаш, М.А. Астрономия: учебная подготовка. - Ростов на/Д: Феникс, 2019 Интернет- ресурсы: 1. Шр8://т{егпеи1гок.ги/1е580п/р11у81С5/11-к1а§8/а§{гопо1туа/ууес1еще-уаз^гопотгуи Дополнительные источники: 2. Астрономия: учебник для общеобразоват. учеб, заведений / И.В.Галузо, В.А. Голубев, А.А.Шимбалев. -Минск: Адукацыя, 2015. 3. Мякишев, Г.Я.. Физика: учебник с диском 11 класс. - М: Просвещение, 2014 (раздел Астрономия) Диск. Для преподавателей: 1. Кунаш М.А. Астрономия: учеб.пособие для колледжей. Феникс, 2019. 2.Астрономия: учебник для общеобразоват. учеб, заведений / И.В.Галузо, В.А. Голубев, А.А.Шимбалев. -Минск: Адукацыя, 2019. Интернет- ресурсы: 1. 1й{р8://ш{егпе{игок.ги/1е580п/р11у81С§/11-к1а55/а8{гопотгуа/ууес1еше-уа8{гопогшуи 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения теоретических и практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися внеаудиторной самостоятельной работы. Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания, ПК, ОК, ЛР) ОК.1 Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. ЛР.22 Осознающий потребность в труде, уважения к труду и людям труда, трудовым достижениям, добросовестное, ответственное и творческое отношение к разным видам трудовой деятельности ОК.2 Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем. ЛР.23 Мотивация к самообразованию и развитию ОК. 3 Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы. ЛР.19 Стрессоустойчивость, коммуникабельность ЛР.24 Самостоятельный и ответственный в принятии решений во всех сферах своей деятельности, готовый к исполнению разнообразных социальных ролей, востребованных бизнесом, обществом и государством ОК.4 Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач. ОК.5 Использовать информационно коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. ОК. 6 Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, Формы н методы контроля и оценки результатов обучения Участвует в научно-практических конференциях, профориентационной работе - формирование портфолио Выполняет задания по самостоятельной внеаудиторной работе (рефераты, сообщения, презентации) - проверка качества подготовки сообщений и презентаций Выполняет задания по самостоятельной внеаудиторной работе (рефераты, сообщения, презентации) - устный и письменный опрос, тестирование Выполняет задания по самостоятельной внеаудиторной работе (рефераты, сообщения, презентации) - устный и письменный опрос, тестирование Выполняет задания по самостоятельной внеаудиторной работе (рефераты, сообщения, презентации) - устный и письменный опрос, тестирование Выполняет практические занятия в составе звена, участвует в защите выполненного задания клиентами. ЛР 13. Демонстрирующий готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения в профессиональной деятельности ЛР. 18 Умение реализовать лидерские качества в профессиональной деятельности - устный и письменный опрос, тестирование ОК. 7 Организовать собственную деятельность с соблюдением требований охраны труда и экологической безопасности. ЛР.16 Принимающий основы экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, применяющий опыт экологически ориентированной рефлексивнооценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях и профессиональной деятельности Соблюдает во время занятий требования СЭС (правильная осанка, проветривание кабинета), ведет здоровый образ жизни - наблюдение 16 5. ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ, ВНЕСЁННЫХ В РАБОЧУЮ ПРОГРАММУ № п/п № пункта рабочей программы Дата внесения изменений и дополнений До внесения изменений и дополнений После изменений и дополнений 17 Дата и № протокола рассмотрения цикловой комиссией Дата и № протокола рассмотрения методическим советом/ педагогическим советом