ОУД.07 Астрономия, 2022

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Свердловской области
«Камышловский гуманитарно-технологический техникум»

УТВЕРЖДАЮ:
Директор ГАПОУ СО

>

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ОБЩ ЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦ И П ЛИ НЫ
РУД.07 «АСТРОНОМИЯ»
для профессии СПО
по профессии 35.01.13 «Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства»
Форма обучения - очная
Срок обучения 2 года 10 мес. на базе основного общего образования
Профиль получаемого профессионального образования: технологический

Пышма, 2022

Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины разработана на основе
требований ФГОС среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства
образования и науки Российской Федерации № 456 от 07.05.2014 г. и в соответствии с
примерной
программой
общеобразовательной
учебной
дисциплины
«Астрономия»,
рекомендованной
ФГАУ
«ФИРО»
для
реализации
основной
профессиональной
образовательной программы СПО на базе основного общего образования с получением
среднего общего образования (протокол № 3 от 21 июля 2015 г.).Примерной основной
образовательной программы среднего общего образования, программаодобренная решением
федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 28
июня 2016 г. № 2/16-з) и уточнениями, одобренными Научно-методическим советом Центра
профессионального образования и систем квалификаций ФГАУ «ФИРО» (Протокол № 3 от 25
мая 2017 г.).

Разработчик: Коновалов Николай Дмитриевич - преподаватель высшей квалификационной
категории ГАПОУ СО «КГТТ»
Рассмотрена на заседании предметной (цикловой) комиссии педагогических работников
общеобразовательных дисциплин ГАПОУ СО «КГТТ»
Председатель
________Т.А. Сушинских

СОГЛАСОВАНО:

СОГЛАСОВАНО:
Заместитель директора по УМР
_____ Т.А.Мадыгина

СОДЕРЖАНИЕ

1 ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4 КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
5 ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ, ВНЕСЁННЫХ В РАБОЧУЮ ПРОГРАММУ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа учебного предмета «Астрономия» разработана на основе:
^
федерального
государственного
образовательного
стандарта
среднего общего образования (далее - ФГОС СОО);
^
примерной основной образовательной программы среднего общего
образования (далее - ПООП СОО);
федерального государственного образовательного стандарта среднего
профессионального образования (далее - ФГОС СПО) 35.01.13 «Трактористмашинист сельскохозяйственного производства».
^
примерной рабочей программы общеобразовательной учебной
дисциплины
«Астрономия»
(для
профессиональных
образовательных
организаций);
^
учебного плана по профессии 35.01.13 «Тракторист-машинист
сельскохозяйственного производства».
^
рабочей
программы
воспитания
по
профессии
35.01.13
«Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства».
^
Программа учебного предмета «Астрономия» разработана в
соответствии с Концепцией преподавания общеобразовательных дисциплин с
учетом
профессиональной
направленности
программ
среднего
профессионального образования, реализуемых на базе основного общего
образования, утвержденной распоряжением Министерства просвещения
Российской Федерации от 30.04.2021 № Р-98, на основании письма
Департамента государственной политики в сфере среднего профессионального
образования и профессионального обучения Министерства просвещения
Р о сси й ск о й Ф ед ер ац и и от 30.08.2021 № 05-1136 «О н ап р ав л ен и и м етод и к
преподавания».
Содержание программы образовательной дисциплины направлено
на достижение следующих целей и задач:
Цель освоения образовательной дисциплины «Астрономия»:
-формирование представлений о современной естественнонаучной картине
мира, о единстве физических законов, действующих на Земле и во Вселенной,
обэволюции всех космических тел и их систем, а также самой Вселённой.
Задачи освоения образовательной дисциплины «Астрономия»:
- формирование понимания принципиальной роли астрономии в познании
фундаментальных законов природы и современной естественно-научной
картинымира;
- ф о р м и р о ван и е зн ан и й о ф и зи ч еск о й п ри род е н еб есн ы х тел и си стем ,

строении и эволюции Вселенной, пространственных и временных масштабах
4

Вселенной, наиболее важных астрономических открытиях, определивших
развитиенауки и техники;
- формирование умений объяснять видимое положение и движение небесных
тел принципами определения местоположения и времени по астрономическим
объектам, навыков практического использования компьютерных приложений
дляопределения вида звездного неба в конкретном пункте для заданного
времени;
- формирование познавательных интересов, интеллектуальных и творческих
способностей в процессе приобретения знаний по астрономии с
использованиемразличных источников информации и современных
образовательных технологий;
- формирование умения применять приобретенные знания для решения
практических задач в повседневной жизни;
- формирование научного мировоззрения;
- формирование навыков использования естественно-научных, особенно
физико-математических знаний для объективного анализа устройства
окружающего мира напримередостиженийсовременнойастрофизики,
астрономииикосмонавтики.

5

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«АСТРОНОМИЯ»

1.1. Область применения рабочей программы
Учебная дисциплина «Астрономия» является обязательной частью
общеобразовательного цикла основной образовательной программы в
соответствии с ФГОС по профессии 35.01.13 «Тракторист-машинист
сельскохозяйственного производства»
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной
образовательной программы:
Дисциплина «Астрономия» является общей (базовой) дисциплиной
общеобразовательного цикла.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам
освоения учебной дисциплины:
Содержание программы образовательной дисциплины «Астрономия»
направлено на достижение следующих целей и задач:
Цель освоения образовательной дисциплины «Астрономия»:
-формирование представлений о современной естественнонаучной картине
мира, о единстве физических законов, действующих на Земле и во Вселенной,
обэволюции всех космических тел и их систем, а также самой Вселенной.
Задачи освоения образовательной дисциплины «Астрономия»:
- формирование понимания принципиальной роли астрономии в познании
фундаментальных законов природы и современной естественно-научной
картинымира;
- формирование знаний о физической природе небесных тел и систем,
строении и эволюции Вселенной, пространственных и временных масштабах
Вселенной, наиболее важных астрономических открытиях, определивших
развитиенауки и техники;
- формирование умений объяснять видимое положение и движение небесных
тел принципами определения местоположения и времени по астрономическим
объектам, навыков практического использования компьютерных приложений
дляопределения вида звездного неба в конкретном пункте для заданного
времени;
- формирование познавательных интересов, интеллектуальных и творческих
способностей в процессе приобретения знаний по астрономии с
использованиемразличных источников информации и современных
образовательных технологий;
- формирование умения применять приобретенные знания для решения
практических задач в повседневной жизни;
- формирование научного мировоззрения;
6

- формирование навыков использования естественно-научных, особенно
физико-математических знаний для объективного анализа устройства
окружающего мира напримередостиженийсовременнойастрофизики,
астрономииикосмонавтики.
1.4.
Результатом освоения дисциплины является определенный этап
сформированности следующих общих компетенций:
ОК. 1 Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии,
проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК.2 Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и
способов ее достижения, определенных руководителем.
ОК. 3 Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и
итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести
ответственность за результаты своей работы.
ОК. 4 Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного
выполнения профессиональных задач.
ОК.5 Использовать информационно-коммуникационные технологии в
профессиональной деятельности.
ОК. 6 Работать в команде, эффективно общаться с коллегами,
руководством, клиентами.
ОК. 7 Организовать собственную деятельность с соблюдением
требований охраны труда и экологической безопасности.
ОК. 8 Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением
полученныхпрофессиональных знаний (для юношей).
Планируемые результаты освоения учебной дисциплины:
- личностные: осознание принципиальной роли астрономии в познании
фундаментальных законов природы и формировании современной
естественнонаучной картины мира; развитие познавательных интересов,
интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний
по астрономии с использованием различных источников информации и
современных информационных технологий; — использование приобретенных
знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни;
самостоятельно добывать новые для себя знания, используя для этого
доступные источники информации; управлять своей познавательной
деятельностью, проводить самооценку уровня
- метапредметные: овладение умениями объяснять видимое положение
и движение небесных тел принципами определения местоположения и времени
по астрономическим объектам, навыками практического использования
ко м п ью тер н ы х п р и л о ж ен и й для определения вида звездного неба в конкретном
пункте для заданного времени; приобретения знаний по астрономии с
7

использованием различных источников информации и современных
информационных технологий;
предметные: представлять роль и место астрономии в современной
научной картине мира; физической сущности наблюдаемых во Вселенной
явлений;
владеть основополагающими астрономическими понятиями,
закономерностями, законами и теориями; уверенно использовать
терминологию и символику;
обнаруживать зависимость между астрономическими физическими
величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы;
применять полученные знания для объяснения условий протекания
физических явлений в природе, профессиональной сфере и для принятия
практических решений в повседневной жизни; иметь собственную позицию по
отношению к информации, получаемой из разных источников.
1.5.
Результатом
освоения
дисциплины
является
обучающимися следующих личностных результатов:
Код
ЛР 13

ЛР16

ЛР 18
ЛР 19
ЛР 22

ЛР 23
ЛР24

достижение

Наименование личностного результата
Демонстрирующий готовность и способность вести диалог с
другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить
общие цели и сотрудничать для их достижения в
профессиональной деятельности
Принимающий основы экологической культуры, соответствующей
современному уровню экологического мышления, применяющий
опыт экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и
практической деятельности в жизненных ситуациях и
профессиональной деятельности
Умение реализовать лидерские качества в профессиональной
деятельности
Стрессоустойчивость, коммуникабельность
Осознающий потребность в труде, уважения к труду и людям
труда, трудовым достижениям, добросовестное, ответственное и
творческое отношение к разным видам трудовой деятельности
Мотивация к самообразованию и развитию
Самостоятельный и ответственный в принятии решений во всех
сферах своей деятельности, готовый к исполнению разнообразных
социальных ролей, востребованных бизнесом, обществом и
государством

8

1.6. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
- максимальной учебной нагрузки обучающегося - 78 часов, в том числе:
- обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 52 часа;
- самостоятельной работы обучающегося - 26 часов.

9

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1 ОБЪЕМ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ
Объем в
часах

Вид учебной работы
Объем образовательной программы учебного предмета

78

Основное содержание
в т. ч.:
теоретическое обучение

26

лабораторные/практические занятия

26

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

26

В том числе:
- работа с учебной литературой, заполнение таблиц

4

- подготовка сообщений

16

- подготовка презентаций

6

Промежуточная аттестация (экзамен/дифференцированный
зачет)

10

зачет

2.2. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «АСТРОНОМИЯ»

Наименование разделов

1

№ урока

2
1-2

Объем
в часах
Наименование тем

3
Предмет «Астрономия»

Теорети
ческие
занятия
4
2

Практи
ческие
занятия
5
0

Раздел 1.
Строение солнечной
системы

Коды общих компетенций
(указанных в разделе 1.2) и
личностных метапредметных,
предметных результатов,
формированию которых
способствует элемент
программы
6
ОК.2 - ОК6.
ЛР13, ЛР18, ЛР19, ЛР22, ЛР23

3-4
5-6
7-8
9-10
11-12

Теоретические
гипотезы
происхождения Солнечной системы
Планеты земной группы
Планеты-гиганты
Малые тела Солнечной системы
Астероидно-кометная опасность
Самостоятельная
работа
обучающихся: работа с учебной
литературой. Заполнить таблицу с
физическими
характеристиками
планет Солнечной системы.

2

0

0
0
2
0

2
2
0
2

4

Раздел 2.
Физическая природа тел
солнечной системы

ОК.2 - ОК6.
ЛР16, ЛР18, ЛР19, ЛР22, ЛР23,
ЛР24
13-14
15-16
17-18

Земля и его особенности
Луна и её особенности
Особенности планет земной группы

0
2
0

2
0
2

Наименование разделов

№ урока

19-20
21-22

Объем
в часах
Наименование тем

Особенности планет-гигантов
Астероидный пояс
Самостоятельная
работа
обучающихся:
подготовить
презентации по темам
1. Земля и его особенности
2. Луна и её особенности
3. Астероидный пояс
2 курс 4 семестр

Теорети
ческие
занятия
0
2

Практи
ческие
занятия
2
0

Коды общих компетенций
(указанных в разделе 1.2) и
личностных метапредметных,
предметных результатов,
формированию которых
способствует элемент
программы

2
2
2
ОК.2 - ОК6.
Л Р 13, Л Р18, ЛР19, ЛР22, ЛР23

Раздел 3.
Солнце и звезды
1-2
3-4
5-6
7-8
9-10
11-12
13-14

Методы изучения звёзд
Физические особенности Солнца
Основные характеристики звёзд
Переменные
и
нестационарные
звёзды
Внутреннее строение звёзд
Эволюция звёзд
Открытие экзопланет
Самостоятельная
работа
обучающихся:
подготовить
сообщения по темам
1. Физические особенности Солнца
2. Основные характеристики звёзд
3. Внутреннее строение звёзд
12

2
0
2
2

0
2
0
0

0
0
2

2
2
0

2
2
2

Наименование разделов

Объем
в часах

№ урока

Наименование тем
Теорети
ческие
занятия
2
2

4. Открытие экзопланет
5. Эволюция звёзд

Практи
ческие
занятия

Раздел 4.
Строение и эволюция
Вселенной

Коды общих компетенции
(указанных в разделе 1.2) и
личностных метапредметных,
предметных результатов,
формированию которых
способствует элемент
программы

ОК.2 - ОК6.
ЛР13, ЛР18, ЛР19, ЛР22, ЛР23
15-16
17-18
19-20
21-22
23-24
25-26
27-28

29-30

Наша Галактика
Звёздные скопления, межзвёздные
газ и пыль
Другие галактики
Определение расстояния до галактик
Активные ядра галактик
Проблема тёмной энергии
Теория Большого взрыва
Самостоятельная
работа
обучающихся:
подготовить
сообщения по темам
1. Наша Г алактика
2. Проблема тёмной энергии
3. Теория Большого взрыва
Зачет

0
2

2
0

2
0
2
0
0

0
2
0
2
2

2
2
2
2
26

Всего

0
26
52 + 26 (с.р.)

13

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
При реализации рабочей программы для формирования и развития
общих
компетенций
обучающихся
в
образовательном
процессе
предусмотрено использование активных и интерактивных форм проведения
занятий (представление презентаций и сообщений, решение ситуационных
задач) в сочетании с внеаудиторной самостоятельной работой.
3.1 Требования к минимальному материально-техническому
обеспечению
Освоение программы учебного предмета «Астрономия» предполагает
наличие учебного кабинета.
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
Технические средства обучения:
- ноутбук с лицензионным программным обеспечением и телевизор.
3.2 Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов,
дополнительной литературы
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Для студентов:
Основные источники:
1. Кунаш, М.А. Астрономия: учебная подготовка. - Ростов на/Д: Феникс, 2019
Интернет- ресурсы:
1.
Шр8://т{егпеи1гок.ги/1е580п/р11у81С5/11-к1а§8/а§{гопо1туа/ууес1еще-уаз^гопотгуи

Дополнительные источники:
2. Астрономия: учебник для общеобразоват. учеб, заведений / И.В.Галузо, В.А.
Голубев, А.А.Шимбалев. -Минск: Адукацыя, 2015.
3. Мякишев, Г.Я.. Физика: учебник с диском 11 класс. - М: Просвещение, 2014
(раздел Астрономия) Диск.
Для преподавателей:
1. Кунаш М.А. Астрономия: учеб.пособие для колледжей. Феникс, 2019.
2.Астрономия: учебник для общеобразоват. учеб, заведений / И.В.Галузо, В.А.
Голубев, А.А.Шимбалев. -Минск: Адукацыя, 2019.
Интернет- ресурсы:
1.
1й{р8://ш{егпе{игок.ги/1е580п/р11у81С§/11-к1а55/а8{гопотгуа/ууес1еше-уа8{гопогшуи

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется
преподавателем в процессе проведения теоретических и практических занятий,
тестирования, а также выполнения обучающимися внеаудиторной самостоятельной
работы.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные
знания, ПК, ОК, ЛР)
ОК.1 Понимать сущность и
социальную значимость будущей
профессии, проявлять к ней
устойчивый интерес.
ЛР.22 Осознающий потребность в
труде, уважения к труду и людям
труда, трудовым достижениям,
добросовестное, ответственное и
творческое отношение к разным видам
трудовой деятельности
ОК.2 Организовывать собственную
деятельность, исходя из цели и
способов ее достижения,
определенных руководителем.
ЛР.23 Мотивация к самообразованию
и развитию
ОК. 3 Анализировать рабочую
ситуацию, осуществлять текущий и
итоговый контроль, оценку и
коррекцию собственной деятельности,
нести ответственность за результаты
своей работы.
ЛР.19 Стрессоустойчивость,
коммуникабельность
ЛР.24 Самостоятельный и
ответственный в принятии решений во
всех сферах своей деятельности,
готовый к исполнению разнообразных
социальных ролей, востребованных
бизнесом, обществом и государством
ОК.4 Осуществлять поиск
информации, необходимой для
эффективного выполнения
профессиональных задач.
ОК.5 Использовать информационно­
коммуникационные технологии в
профессиональной деятельности.
ОК. 6 Работать в команде, эффективно
общаться с коллегами, руководством,

Формы н методы контроля и оценки результатов
обучения
Участвует в научно-практических конференциях,
профориентационной работе
- формирование портфолио

Выполняет задания по самостоятельной
внеаудиторной работе (рефераты, сообщения,
презентации)
- проверка качества подготовки сообщений и
презентаций
Выполняет задания по самостоятельной
внеаудиторной работе (рефераты, сообщения,
презентации)
- устный и письменный опрос, тестирование

Выполняет задания по самостоятельной
внеаудиторной работе (рефераты, сообщения,
презентации)
- устный и письменный опрос, тестирование
Выполняет задания по самостоятельной
внеаудиторной работе (рефераты, сообщения,
презентации)
- устный и письменный опрос, тестирование
Выполняет практические занятия в составе звена,
участвует в защите выполненного задания

клиентами.
ЛР 13. Демонстрирующий готовность
и способность вести диалог с другими
людьми, достигать в нем
взаимопонимания, находить общие
цели и сотрудничать для их
достижения в профессиональной
деятельности
ЛР. 18 Умение реализовать лидерские
качества в профессиональной
деятельности

- устный и письменный опрос, тестирование

ОК. 7 Организовать собственную
деятельность с соблюдением
требований охраны труда и
экологической безопасности.
ЛР.16 Принимающий основы
экологической культуры,
соответствующей современному
уровню экологического мышления,
применяющий опыт экологически
ориентированной рефлексивнооценочной и практической
деятельности в жизненных ситуациях
и профессиональной деятельности

Соблюдает во время занятий требования СЭС
(правильная осанка, проветривание кабинета), ведет
здоровый образ жизни
- наблюдение

16

5. ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ, ВНЕСЁННЫХ В РАБОЧУЮ ПРОГРАММУ
№
п/п

№ пункта
рабочей
программы

Дата
внесения
изменений
и
дополнений

До
внесения
изменений и
дополнений

После
изменений и
дополнений

17

Дата и №
протокола
рассмотрения
цикловой
комиссией

Дата и №
протокола
рассмотрения
методическим
советом/
педагогическим
советом


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».