ОУД.11 Информатика, 2022

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Свердловской области
«Камыш ловский гуманитарно-технологический техникум»

УТВЕРЖДАЮ:
Директор ГАПОУ СО
«Камышловский гуманитарноа

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИ СЦИПЛИНЫ
ОУД.11 «ИНФОРМАТИКА»
для профессии СПО
по профессии 35.01.13 «Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства»
Форма обучения - очная
Срок обучения 2 года 10 мес. на базе основного общего образования
Профиль получаемого профессионального образования: технологический

Пышма, 2022

Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины разработана на
основе требований

ФГОС

среднего

общего

образования,

утвержденного

приказом

Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. № 413 (с изменениями и
дополнениями от 29.12.2014 г., 31.12.2015 г.) и в соответствии с Примерной программой
общеобразовательной учебной дисциплины «Информатика»), рекомендованной ФГАУ
«ФИРО» для реализации основной профессиональной образовательной программы СПО
на базе основного общего образования с получением среднего общего образования
(протокол № 3 от 21 июля 2015 г.), примерной основной образовательной программы
среднего общего образования, одобренная решением федерального учебно-методического
объединения по общему образованию (протокол от 28 июня 2016 г. № 2/16-з) и
уточнениями, одобренными Научно-методическим советом Центра профессионального
образования и систем квалификаций ФГАУ «ФИРО» (Протокол № 3 от 25 мая 2017 г.).

Разработчик:

Чуркина

Анна

Тимофеевна

-

преподаватель

высшей

квалификационной категории ГАПОУ СО «КГТТ»

Рассмотрена на заседании предметной (цикловой) комиссии педагогических работников
филиала ГА П ОУ СО «КГТТ»
Председатель

_______ Т.А.Сушинских

СОГЛАСОВАНО:
Заместитель директора по УПР

СОГЛАСОВАНО:
Заместитель директора по УМР
Т.А. М адыгина

2

Содержание
Пояснительная записка..................................................................................................................................4
Общая характеристика учебной дисциплины..................................................................................... 5
Место учебной дисциплины в учебном плане .....................................................................................6
Результаты освоения учебной дисциплины ........................................................................................ 6
Содержание учебной дисциплины ......................................................................................................... 9
Тематическое планирование ...................................................................................................................... 13
Характеристика основных видов деятельности студентов ........................................................... 20
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение программы учебной
дисциплины «И нф орм атика»..................................................................................................................... 23
Литература .................................................................................................................................................... 24

3

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа
общеобразовательной
учебной
дисциплины
«Информатика»
предназначена для изучения информатики и информационно-коммуникационных
технологий
в профессиональных
образовательных
организациях,
реализующих
образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения основной
профессиональной образовательной программы СПО (ОПОП СПО) на базе основного
общего образования при подготовке квалифицированных рабочих и служащих по
профессии «Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства».
Программа разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования,
предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины
«Информатика», в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего
общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего
профессионального образования на базе основного общего образования с учетом
Примерной основной образовательной программы среднего общего образования,
одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему
образованию (протокол от 28 июня 2016 г. № 2/16-з) с учетом требований федеральных
государственных образовательных стандартов и получаемой специальности среднего
профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в
сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259). с
учетом уточнений Примерных программ общеобразовательных учебных дисциплин для
профессиональных образовательных организаций, одобренных НМС ЦПО и СК ФГАУ
«ФИРО» протокол № 3 от 25 мая 2017 г.
Содержание программы «Информатика» направлено на достижение следующих
целей:
© формирование у обучающихся
представлений
о роли информатики и
информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в современном обществе,
понимание основ правовых аспектов использования компьютерных программ
иработы в Интернете;
• формирование у обучающихся умений осуществлять поиск и использование
информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных
задач, профессионального и личностного развития;
® формирование у обучающихся умений применять, анализировать, преобразовывать
информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом
ИКТ. в том числе при изучении других дисциплин;
о развитие у обучающихся познавательных интересов, интеллектуальных и
творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и
средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;
0 приобретение обучающимися опыта использования информационных технологий в
индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числепроектной.
деятельности;
• приобретение обучающимися знаний этических аспектов информационной
деятельности и информационных коммуникаций в глобальных сетях; осознание
ответственности
людей,
вовлеченных
в
создание
и
использование
информационных систем, распространение и использование информации;
• владение информационной культурой, способностью анализировать и оценивать
информацию с использованием информационно-коммуникационных технологий,
средств образовательных и социальных коммуникаций.
В программу включено содержание, направленное на формирование у студентов
компетенций, необходимых для качественного освоения основной профессиональной
образовательной программы СПО на базе основного общего образования с получением
4

среднего общего образования, программы подготовки квалифицированных рабочих и
служащих.
Программа учебной дисциплины «Информатика» является рабочей программой,
включает
содержаниеучебного
материала,
последовательность
его
изучения,
распределение учебных часов, тематику практических занятий, проектной деятельности,
рефератов, виды самостоятельных работ, учитывая специфику программ подготовки
квалифицированных рабочих и служащих по профессии «Тракторист-машинист
сельскохозяйственного производства».
Программа может использоваться другими профессиональными образовательными
организациями, реализующими образовательную программу среднего общегообразования
в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования (ПГ1КРС).

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ИНФОРМАТИКА»
Одной из характеристик современного общества является использование
информационных технологий, средств ИКТ и информационных ресурсов во всех сферах
жизнедеятельности
человека.
Поэтому
перед
образованием,
в
том
числе
профессиональным, стоит проблемаформирования -информационной компетентности
специалиста (способности индивида решать учебные, бытовые, профессиональные задачи
с использованием информационных и коммуникационных технологий), обеспечивающей
его конкурентоспособность на рынке труда.
При освоении профессий СПО технического профиля профессионального
образования информатика изучается на базовом уровне ФГОС среднего общего
образования, но некоторые темы — более углубленно, учитывая специфику осваиваемой
профессии.
Учебная дисциплина «Информатика» включает следующие разделы:
• «Информационная деятельность человека»;
• «Информация и информационные процессы»;
• «Средства информационных и коммуникационных технологий (ИКТ)»;
• «Информационные структуры (электронные таблицы и базы данных)»;
• «Технологии создания и преобразования информационных объектов»;
• «Телекоммуникационные технологии».
Изучение информатики на базовом уровне предусматривает освоение учебного
материала
всеми
обучающимися,
когда в основной
школе
обобщается
и
систематизируется учебный материал по информатике в целях комплексного
продвижения студентов в дальнейшей учебной деятельности. Особое внимание при этом
уделяется изучению практико-ориентированного учебного материала, способствующего
формированию у студентов общей информационной компетентности, готовности к
комплексному использованию инструментов информационной деятельности.
Освоение учебной дисциплины «Информатика», учитывающей специфику
осваиваемой профессии «Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства»,
предполагает углубленное изучение отдельных тем, активное использование различных
средств ИКТ, увеличение практических занятий, различных видов самостоятельной
работы, направленных на подготовку обучающихся к профессиональной деятельности с
использованием ИКТ.
В содержании учебной дисциплины курсивом выделен материал, который при
изучении информатики контролю не подлежит.
Изучение общеобразовательной учебной дисциплины «Информатика» завершается
подведением итогов в форме экзамена в рамках промежуточной аттестации студентов в
процессе освоения ОПОП СПО с получением среднего общего образования.
5

МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В УЧЕБНОМ
ПЛАНЕ
Учебная дисциплина «Информатика» входит в состав обязательной предметной
области «Математика и информатика» ФГОС среднего общего образования.
В
профессиональных
образовательных '
организациях,
реализующих
образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП
СПО на базе основного общего образования, учебная дисциплина «Информатика»
изучается в общеобразовательном цикле учебного плана ОПОП СПО на базе основного
общего образования с получением среднего общего образования (ППКРС).

РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Освоение содержания учебной дисциплины «Информатика» обеспечивает
достижение студентами следующих результ ат ов:
ли чност н ы х:
— чувство гордости и уважения к истории развития и достижениям отечественной
информатики в мировой индустрии информационных технологий;
— осознание своего места в информационном обществе;
— готовность и способность к самостоятельной и ответственной творческой
деятельности с использованием информационно-коммуникационных технологий;
— умение использовать достижения современной информатики для повышения
собственного интеллектуального развития в выбранной профессиональной деятельности,
самостоятельно формировать новые для себя знания в профессиональной области,
используя для этого доступные источники информации;
— умение выстраивать конструктивные взаимоотношения в командной работе по
решению общих задач, в том числе с использованием современных средств сетевых
коммуникаций;
— умение управлять своей познавательной деятельностью, проводить самооценку
уровня собственного интеллектуального развития, в том числе с использованием
современных электронных образовательных ресурсов;
—
умение
выбирать
грамотное
поведение
при
использовании
разнообразныхсредств
информационно-коммуникационных
технологий
как
в
профессиональной деятельности, так и в быту;
— готовность к продолжению образования и повышению квалификации
визбранной профессиональной деятельности на основе развития личных информационно­
коммуникационных компетенций;
м ет апредм ет ны х:
— умение определять цели, составлять планы деятельности и определять средства,
необходимые для их реализации;
— использование различных видов познавательной деятельности для решения
информационных задач, применение основных методов познания (наблюдения, описания,
измерения, эксперимента) для организации учебно-исследовательской и проектной
деятельности с использованием информационно-коммуникационных технологий;
— использование различных информационных объектов, с которыми возникает
необходимость сталкиваться в профессиональной сфере в изучении явлений и процессов;
— использование различных источников информации, в том числе электронных
библиотек, умение критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую
из различных источников, в том числе из сети Интернет;
6

— умение анализировать и представлять информацию, данную в электронных
форматах на компьютере в различных видах;
— умение использовать средства информационно-коммуникационных технологий
в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением
требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и
этических норм, норм информационной безопасности;
— умение публично представлять результаты собственного исследования, вести
дискуссии, доступно и гармонично сочетая содержание и формы представляемой
информации средствами информационных и коммуникационных технологий;
предм ет ны х:
— сформированность представлений о роли информации и информационных
процессов в окружающем мире;
— владение навыками алгоритмического мышления и понимание методов
формального описания алгоритмов, владение знанием основных алгоритмических
конструкций, умение анализировать алгоритмы;
— использование готовых прикладных компьютерных программ по профилю
подготовки;
— владение способами представления, хранения и обработки данных на
компьютере;
— владение компьютерными средствами представления и анализа данных в
электронных таблицах;
— сформированность представлений о базах данных и простейших средствах
управления ими;
— сформированность представлений о компьютерно-математических моделях и
необходимости анализа соответствия модели и моделируемого объекта (процесса);
— владение типовыми приемами написания программы на алгоритмическом языке
для решения стандартной задачи с использованием основных конструкций языка
программирования;
— сформированность базовых навыков и умений по соблюдению требований
техники безопасности, гигиены и ресурсосбережения при работе со средствами
информатизации;
— понимание основ правовых аспектов использования компьютерных программи
прав доступа к глобальным информационным сервисам;
— применение на практике средств защиты информации от вредоносных
программ, соблюдение правил личной безопасности и этики в работе с информацией и
средствами коммуникаций в Интернете.
Способствует формированию общ их компет енций:
О К 2 . Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее
достижения, определенных руководителем.
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый
контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за
результаты своей работы.
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного
выполнения профессиональных задач.
ОК 5.
Использовать
информационно-коммуникационные
технологии
в
профессиональной деятельности.
ОК 7. Организовать собственную деятельность с соблюдением требований охраны
труда и экологической безопасности.

7

С о д е рж ан ие о б щ е о б р а з о ва те л ьн ой д и сц и п л и н ы « И н ф ор м ат и ка » ( баз овый у ровень) направлено на
д о ст и же ни е всех л и ч н о с т н ы х результатов (далее - ЛР):

Коды
результатов
Л Р 04

Л Р 05

Л Р 07

Л Р 09

ЛР 10
Л Р 13

Планируемые результаты освоения дисциплины включают
С ф о р м и р о в а н н о с т ь мировоззрения, с о о т в е т с т в ую щ е го с о вр ем енно м у у р о в н ю
развития науки и о б ще ст в ен но й практики, о сно в а нн ог о на д и ал оге культур, а та кже
р а з л ич н ых
фо р м
о б ще ст ве нно г о
сознания,
осо зна ние
своего
места
в
по л ик у ль т ур но м мире
С ф о р м и р о в а н н о с т ь основ са мора звит ия и с а мо в о с пит а ния в соответствии с
о б ще ч е л о в е ч е с к и м и ценностями и идеалами г ра жд анс ко го общества; готовность и
с пос о бн ос т ь к с амос тоят ельной, т ворче ской и о тв етственной деятельности
Н ав ыки с о тр у дни че ст ва со с ве рстниками, дет ьми мл а дш ег о возраста, в зрослыми в
обр аз ов ат ел ьно й , о б ще с тв е нно полезной, у ч еб но -и сс ле до ва те льс ко й , проектной и
д р у г и х видах деятельности
Гот ов но ст ь и с пос обнос ть к образ ов ан ию, в том числе са мо о бр аз ов ани ю, на
пр от я же ни и всей жизни; созна те льное о т н ош ен и е к не пр ер ыв но му о б раз ов ан ию
как у с л о в и ю у с п еш н ой пр оф ес сио на льно й и о б ще с тв е нн ой д еятельности
Э с те т ич е ск ое о т н о ш ен и е к миру, включая эстетику быта, научного и т ехниче ског о
тво р че ст ва , спорта, о б щ е с т в е н н ы х о т но ше ний
О с о з н а н н ы й выбор б уду щ ей профессии и в озм ожн ос те й реализации со бс тв енн ых
ж и з н е н н ы х планов; о т но ш е н и е к п ро ф ес сио на ль но й д ея те ль но с ти как в озможности
учас тия в р еше н ии л ич ны х, о б ще с тв енны х, г ос уда рс тве нных, о б ще на ц ио на л ьн ых
проблем

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Технический профиль профессионального образования. Профессия

спо
Введение
Роль информационной деятельности в современном обществе, его экономической,
социальной, культурной, образовательной сферах. Значение информатики при освоении
профессий СПО.

1. И нформ ационная деятельность человека
1.1. Основные этапы развития информационного общества. Этапы развития
технических средств и информационных ресурсов.
Практические занятия
Информационные ресурсы общества.
Образовательные информационные ресурсы.
Работа с программным обеспечением.
Инсталляция программного обеспечения (в соответствии с техническим
направлением профессиональной деятельности), его использование и обновление.
1.2. Виды профессиональной информационной деятельности человека с
использованием технических средств и информационных ресурсов (в соответствии с
техническим
направлением
профессиональной
деятельности).
Стоимостные
характеристики информационной деятельности. Правовые нормы, относящиеся к
информации, правонарушения в информационной сфере, меры их предупреждения.
Практические занятия
Лицензионные и свободно распространяемые программные продукты.
Организация обновления программного обеспечения с использованием сети
Интернет.

2. И нформ ация и информационны е процессы
2.1. Подходы к понятию и измерению информации. Информационные объекты
различных видов. Универсальность дискретного (цифрового) представления информации.
Представление информации в двоичной системе счисления.
Дискретное
(цифровое)
представление текстовой,
графической, звуковой
информации и видеоинформации.
Представление информации в различных системах счисления.
2.2. Основные информационные процессы и их реализация с помощью
компьютера: обработка информации.
2.2.1.
Принципы
обработки
информации
при
помощи
компьютера.
Арифметические и логические основы работы компьютера. Элементная база компьютера.
2.2.2. Алгоритмы и способы их описания. Этапы решения задач с использованием
компьютера:
формализация,
программирование
и
тестирование.
Переход
от
неформального описания к формальному.
Практические занятия
Примеры построения алгоритмов и их реализации на компьютере.
Основные алгоритмические конструкции и их описание средствами языков
программирования.
Использование логических высказываний и операций в алгоритмических
конструкциях.
Примеры построения алгоритмов с использованием конструкций проверки
условий, циклов и способов описания структур данных.
Разработка несложного алгоритма решения задачи.
2.2.3. Компьютер как исполнитель команд. Программный принцип работы
компьютера.
9

Практические занятия
Среда программирования.
Тестирование программы.
Программная реализация несложного алгоритма.
2.2.4. Компьютерные модели различных процессов.
Практические занятия
Проведение исследования на основе использования готовой компьютерной модели.
Конструирование программ на основе разработки алгоритмов процессов различной
природы.
2.3.
Основные информационные процессы и их реализация с помощью
компьютеров: хранение, поиск и передача информации.
2.3.1. Хранение информационных объектов различных видов на разных цифровых
носителях. Определение объемов различных носителей информации. Архив информации.
Практические занятия
Создание архива данных.
Извлечение данных из архива.
Запись информации на внешние носители различных видов.

3. Средства информационны х и ком муникационны х технологий
3.1.
Архитектура
компьютеров.
Основные
характеристики
компьютеров.
Многообразие компьютеров. Многообразие внешних устройств, подключаемых к
компьютеру. Виды программного обеспечения компьютеров.
Примеры комплектации компьютерного рабочего места в соответствии с целями
его использования для различных направлений профессиональной деятельности (в
соответствии с направлениями технической профессиональной деятельности).
Практические занятия
Операционная система.
Графический интерфейс пользователя.
Примеры использования внешних устройств, подключаемых к компьютеру, в
учебных целях. Программное обеспечение внешних 'устройств. Подключение внешних
устройств к компьютеру и их настройка.
3.2. Объединение компьютеров в локальную сеть. Организация работы
пользователей в локальных компьютерных сетях.
Практические занятия
Программное и аппаратное обеспечение компьютерных сетей.
Сервер. Сетевые операционные системы.
Понятие о системном администрировании.
Разграничение прав доступа в сети.
Подключение компьютера к сети.
Администрирование локальной компьютерной сети.
3.3. Безопасность, гигиена, эргономика, ресурсосбережение. Защита информации,
антивирусная защита.
Практические занятия
Защита информации, антивирусная защита.
Эксплуатационные требования к компьютерном.}' рабочему месту.
Комплекс профилактических мероприятий для компьютерного рабочего места в
соответствии с его комплектацией для профессиональной деятельности.

4. Технологии
объектов
4.1.
процессов.

создания

и

преобразования

информационных

Понятие об информационных системах и автоматизации информационных

10

4.1.1. Возможности настольных издательских систем: создание, организация и
основные способы преобразования (верстки) текста.
Практические занятия
Использование систем проверки орфографии и грамматики.
Создание компьютерных публикаций на основе использования готовых шаблонов
(для выполнения учебных заданий из различных предметных областей).
4.1.2. Возможности динамических (электронных) таблиц. Математическая
обработка числовых данных.
Практическое занятие
Использование различных возможностей динамических (электронных) таблиц для
выполнения учебных заданий из различных предметных областей.
4.1.3. Представление об организации баз данных и системах управления ими.
Структура данных и система запросов на примерах баз данных различного назначения:
юридических, библиотечных, налоговых, социальных, кадровых и др. Использование
системы управления базами данных для выполнения учебных заданий из различных
предметных областей.
Практическое занятие
Формирование запросов для работы с электронными каталогами библиотек,
музеев, книгоиздания. СМИ в рамках учебных заданий из различных предметных
областей.
4.1.4. Представление о программных средах компьютерной графики и черчения,
мультимедийных средах. Многообразие специализированного программного обеспечения
и цифрового оборудования для создания графических и мультимедийных объектов.
Практические занятия
Создание и редактирование графических и мультимедийных объектов средствами
компьютерных презентаций для выполнения учебных заданий из различных предметных
областей.
Использование презентационного оборудования.
Аудио- и видеомонтаж с использованием специализированного программного
обеспечения.
4.1.5.
Демонстрация
систем
автоматизированного
проектирования
и
конструирования.
Практическое занятие
Компьютерное черчение.

5. Телеком м уникационны е технологии
5.1.
Представления
о
технических
и
программных
средствах
телекоммуникационных технологий. Интернет-технологии, способы и скоростные
характеристики подключения, провайдер.
Практические занятия
Браузер.
Примеры работы с интернет-магазином, интернет-СМИ. интернет-турагентством,
интернет-библиотекой и пр.
5.1.1. Поиск информации с использованием компьютера. Программные поисковые
сервисы. Использование ключевых слов, фраз для поиска информации. Комбинации
условия поиска.
Практические занятия
Поисковые системы.
Пример поиска информации на государственных образовательных порталах.
5.1.2. Передача информации между компьютерами. Проводная и беспроводная
связь.
Г1р а кт 11 ч е с к и е з а н я Т11 я
Модем.
11

Единицы измерения скорости передачи данных.
Подключение модема.
Создание ящика электронной почты и настройка его параметров.
Формирование адресной книги.
5.1.3. Методы создания и сопровождения сайта.
Практическое занятие
Средства создания и сопровождения сайта.
5.2. Возможности сетевого программного обеспечения для организации
коллективной деятельности в глобальных и локальных компьютерных сетях: электронная
почта, чат, видеоконференция, интернет-телефония.
Практические занятия
Организация форумов, общие ресурсы в сети Интернет, использование
тестирующих систем в учебной деятельности в локальной сети образовательного
учреждения. Настройка видео веб-сессий.
5.3.
Управление
процессами.
Представление
об
автоматических
и
автоматизированных системах управления. Представление о робототехнических системах.
Практические занятия
АСУ различного назначения, примеры их использования.
Примеры оборудования с программным управлением.
Демонстрация использования различных видов АСУ на практике.

П римерны е темы рефератов (докладов), индивидуальны х проектов
1. Информационная деятельность человека
• Умный дом.
Коллекция ссылок на электронно-образовательные ресурсы
образовательной организации по профильным направлениям подготовки.
2. Информация и информационные процессы
• Сортировка массива.
• Создание структуры базы данных библиотеки.
• Простейшая информационно-поисковая система.
• Конструирование программ.
3. Средства ИКТ
• Профилактика ПК.
• Инструкция по безопасности труда и санитарным нормам.
• Автоматизированное рабочее место (АРМ) специалиста.
• Мой рабочий стол на компьютере»
• Администратор ПК, работа с программным обеспечением.
4. Технологии создания и преобразования информационных объектов
• Ярмарка профессий.
• Звуковая запись.
• Музыкальная открытка.
• Плакат-схема.
• Эскиз и чертеж (САПР).
• Реферат.
5. Телекоммуникационные технологии
• Резюме: ищу работу.
• Защита информации.
• Личное информационное пространство.

12

на

сайте

ТЕМ АТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Введение
Раздел 1. Информационная
деятельность человека
Раздел 2. Информация и
информационные процессы
Раздел 3. Средства ИКТ
Раздел 4. Технологии создания и
преобразования информационных
объектов
Раздел 5. Телекоммуникационные
технологии
Всего:

С а мо сто ятел ь н а я р абота

Практических
занятий

всего

Теоретических
занятий

Максимальная
учебная нагрузка
студента

При
реализации
содержания
общеобразовательной
учебной
дисциплины
«Информатика» в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования
сполучением среднего общего образования (ППКРС) максимальная учебная нагрузка
обучающихся составляет:
— 282 часа,
из них аудиторная (обязательная) нагрузка обучающихся, — 188 часов,
в том числе лабораторные и практические занятия - 92 часа.
самостоятельная работа — 94 часа.
Количество
аудиторных часов
при очной форме
обучения
В том
числе:
Наименование разделов и тем

2

2

У

12

8

8

84

56

36

?0

28

34

22

12

10

12

114

76

26

50

38

36

28

п

п

12

162

188

96

92

94

2

Экзамен

13

-

-

4

№
урока

Всего

1 курс1сем.
1-2

1.

Наименование разделов и тем

3-10

3-4

5-6

7-8
9-10

Введение
Роль информационной деятельности в
современном обществе: экономической,
социальной, культурной, образовательной
сферах. Входной контроль
Раздел 1. Информационная деятельность
человека
История развития информационного
общества. Этапы развития технических
средств и информационных ресурсов.
Профессиональная информационная
деятельность человека.
Информационные и образовательные
ресурсы общества.
Классификация программного обеспечения.
Инсталляция программного обеспечения.
Лицензионные и свободно распространяемые
программные продукты. Правовые нормы,
относящиеся к информации.
Самостоятельная работа
написать эссе «компьютеры в моей будущей

2
2

Теория

Р
разде
ла
темы

Коды общих компетенций
(указанных в разделе 1.2) и
личностных результатов,
формированию которых
способствует элемент
программы

2
ОК 2, ОК 3, ОК 4, ОК 5,
ОК 7, ЛР 04, ЛР 05, ЛР 07,
ЛР 09, ЛР 10. ЛР 13

2

12

8

7

9

1

9

9

9

2

2

14

Самостоятельная
работа

Шиф

Практика

Количество часов
обязательной аудиторной
нагрузки
В том числе

4

ОК 2, ОК 3, ОК 4, ОК 5,
ОК 7. ЛР 04, ЛР 05, ЛР 07,
ЛР 09. ЛР 10. ЛР 13

профессии»
подготовить доклад по теме «Умный дом»
создать коллекцию ссылок на электронно­
образовательные ресурсы
2.

11-40
1-26

Раздел 2. Информация и информационные
процессы

84

36

11-12

Представление информации. Количество и
единицы информации. Хранение, поиск,
передача информации.

2

2

Подходы к измерению информации.

4

4

Системы счисления. Двоичная арифметика.

4

4

4

2

2

4

2

2

Кодирование графической информации.

4

2

2

Кодирование звуковой информации.

2

2

Кодирование текстовой информации.

4

2

Контрольная работа по теме «Кодирование
информации»

7

Логические переменные и логические
операции.

6

4

2

7

6

4

13-14
15-16
17-18
19-20
21-22
23-24
25-26
27-28
29-30
31-32
33-34
35-36
37-38
39-40
1 курс2сем.
1-2
3-4
5-6
7-8
9-10

Перевод чисел в различные системы
счисления.
Перевод чисел из двоичной системы
счисления. Проверочная работа.

Алгоритмы и способы их описания.
Компьютер как исполнитель команд.
Программный принцип работы компьютера.
Примеры построения алгоритмов и их

15

20

2
2

2

2

28

ОК 2. ОК 3. ОК 4, ОК 5,
ОК 7, ЛР 04, ЛР 05, ЛР 07,
ЛР 09. ЛР 10, ЛР 13

11-12
13-14
15-16
17-18
19-20
21-22
23-24
25-26

3.

27-48

реализации на компьютере.
Основные алгоритмические конструкции и их
описание средствами языков
программирования.
Основные алгоритмические конструкции и их
описание средствами языков
программирования. Проверочная работа.
Запись информации на различные носители.
Создание архива и извлечение данных из
архива.
Самостоятельная работа
Решение задач по темам «Измерение
количества информации», «Системы
счисления», «Кодирование информации»
Подготовка докладов по темам «Носители
информации и их характеристика»
«АСУ в социально-экономических сферах
деятельности»
Раздел 3. Средства ИКТ

Архитектура компьютеров, характеристики
27-28
29-30 ' компьютеров. Внешние устройства.
31-32
"> ~) л
эПз-зч
Виды программного обеспечения.
Операционные системы. Работа с
35-36
графи ческим и нтерфейсом.
Подключение нового устройства, настройка
37-38
параметров (сканера, принтера).
Объединение компьютеров в сеть. Локальные
39-40
41-42
сети.
43-44
Сервер. Сетевые операционные системы.

6

4

2
2

2

2
2

2

2

34

12

6

6

9

2

10

9

9

9

2

4

2

1

2

16

2

12

ОК 2, ОК 3, О К 4, ОК 5,
ОК 7, ЛР 04, ЛР 05, Л Р 0 7,
ЛР 09, ЛР 10, ЛР 13

45-46
47-48

49-66
1-20
4.
1-22
1-16
49-50
51-52
53-54
55-56
57-58
59-60
61-62
63-64
65-66
2 курсЗсем.
1-2
3-4
5-6
7-8
9-10
11-12
13-14
15-16

Понятие о системном администрировании.
Защита информации, антивирусная защита.
Техника безопасности при работе с
компьютером.
Контрольная работа «Средства
информационных и коммуникационных
технологий»
Самостоятельная работа
Подготовка докладов по темам «Мой рабочий
стол на компьютере», «Оргтехника и
специальность»
Раздел 4. Технология создания и
преобразования информационных
процессов

2

2

2

2

114

26

50

Ввод текста и проверка орфографии в
М8Шогс1.

4

2

2

Редактирование и форматирование текста

6

2

4

Рисунки и таблицы в М З ’Могс!.

6

2

4

Дифференцированный зачет

9

2

Списки в МЗ^огс!.

1

2

Оформление документа в МЗШ оп!

6

2

4

Создание публикаций в МЗРиЬНзЬег.

4

2

2

Ввод и редактирование данных в
Ехсе1.

6

2

4

17

38

ОК 2, О К З .О К 4, ОК 5,
ОК 7, ЛР 04, ЛР 05, ЛР 07.
ЛР 09. ЛР 10, ЛР 13

17-18
19-20
2 курс 4 сем.
1-2
3-4
5-6
7-8
9-10
11-12
13-14
15-16
17-18
19-20
21-22
3 курс 5сем.
1-2
3-4
5-6
7-8
9-10
11-12
13-14
15-16

Абсолютная и относительная ссылка.

2

Абсолютная и относительная ссылка.
Сортировка данных.
Функции в Ехсе1.

2

2
2
2

2

6

2

4

4

2

2

Автоматизация информационных процессов,
понятие ИС.

2

2

Создание таблиц в Ассезз.

6

2

4

4

2

9

Формы в Ехсе1.

Формы в Ассезз.
Поиск данных в Ассезз.
Отчеты в Ассезз.

2

7

4

4

Подготовка презентаций.

2

2

Гиперссылки.

4

2

•

9

Самостоятельная работа
Оформ л е н и е реф ерата,
электронный журнал.
Сообщение «функции в Ехсе1»
Создание презентации, базы данных
5.

17-40

Раздел 5. Телекоммуникационные
технологии

36

8

17-18

Оборудование и программное обеспечение

4

4

18

16

12

ОК 2. ОК 3, О К 4. ОК 5.
О К 7 Л Р 0 4 . Л Р 05. Л Р 0 7 .
ЛР 09, ЛР 10, ЛР 13

19-20
21-22
23-24
25-26
27-28
29-30
31-32
33-34
35-36
37-38
39-40

для телекоммуникационных технологий.
Интернет технологии, способы подключения,
провайдеры. Сетевое программное
обеспечение для коллективной работы.
Электронная почта. Чат. Видеоконференции.
Принципы работы с браузерами.
Мастер создания сайтов.

Модем. Единицы измерения скорости
передачи данных. Подключение модема.
Создание ящика электронной почты и
настройка его параметров. Ресурсы для
Интернет-общения.
Поиск информации на государственных
образовательных порталах.
Самостоятельная работа
Подготовка докладов по темам
«Телекоммуникации: конференции,
интервью, репортаж», «Резюме: ищу
работу», «Личное информационное
пространство»
Экзамен

4

2

2

2

2

6

2

4

4

2

2

2

2

2

2

2

19

Х АРАК ТЕРИС ТИК А ОСНО ВНЫ Х ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
СТУДЕНТОВ
Характеристика основных видов учебной деятельности
студентов (на уровне учебных действии)

Содержание
обучения

Поиск сходства и различия протекания информационных
процессов у человека, в биологических, технических и
с о ц и ал ьн ы х с и с те м а х .
Классификация информационных процессов по принятому
основанию.
Выделение основных информационных процессов в
реальных системах

Введение

1. И Н Ф О Р М А Ц И О Н Н А Я Д Е Я Т Е Л Ь Н О С Т Ь Ч Е ЛО В Е К А

Классификация информационных процессов по примятому
основанию.
Владение системой базовых знаний, отражающих вклад
информатики в формирование современной научной картины
мира. Исследование с помощью информационных моделей
структуры и поведения объекта в соответствии с поставленной
задачей. Выявление проблем жизнедеятельности человека в
условиях информационной цивилизации и оценка
предлагаемых путей их разрешения.
Использование ссылок и цитирования источников
информации. Знание базовых принципов организации и
функционирования компьютерных сетей.
Владение нормами информационной этики и права.
Соблюдение принципов обеспечения информационной
безопасности, способов и средств обеспечения надежного
функционирования средств ИКТ
2.

И Н Ф О Р М А Ц И Я И И Н Ф О Р М А Ц И О Н Н Ы Е П Р ОЦ Е СС Ы

2.1. Представление и
обработка инфор­
мации

2.2. Алгоритмизация
и программирование

Оценка информации с позиций ее свойств (достоверности,
объективности, полноты, актуальности и т.п.). Знание о
дискретной форме представления информации. Знание
способов кодирования и декодирования информации.
Представление о роли информации и связанных с ней
процессов в окружающем мире.
Владение компьютерными средствами представления и
анализа данных.
Умение отличать представление информации в различных
с и стем ах счисления.
Знание математических объектов информатики.
Представление о математических объектах информатики, в
том числе о логических формулах
Владение навыками алгоритмического мышления и
понимание необходимости формального описания алгоритмов.
Умение понимать программы, написанные на выбранном для
изучения универсальном алгоритмическом языке высокого
уровня. Умение анализировать алгоритмы с использованием
таблиц. Реализация технологии решения конкретной задачи с
помощью конкретного программного средства выбирать метод
ее решения. Умение разбивать процесс решения задачи на
этапы. Определение по выбранному методу решения задачи,
какие алгоритмические конструкции могут войти в алгоритм

20

2.3. Компьютерное
моделирование

Представление о компьютерных моделях.
Оценка адекватности модели и моделируемого объекта, целей
моделирования.
Выделение в исследуемой ситуации объекта, субъекта,
модели. Выделение среди свойств данного объекта
существенных свойств с точки зрения целей моделирования

2.4. Реализация
основных
информационных
процессов с по­
мощью
компьютеров

Оценка и организация информации, в том числе получаемой
из средств массовой информации, свидетельств очевидцев,
интервью. Умение анализировать и сопоставлять различные
источники информации

3 . С Р Е Д С Т В А И Н Ф О Р М А Ц И О Н Н Ы Х II К О М М У Н И К А Ц И О Н Н Ы Х Т Е Х Н О Л О Г И И

3.1. Архитектура
компьютеров

3.2. Компьютерные
сети

3.3. Безопасность,
гигиена,
эргономика,
ресурсосбережение.
Защита информа­
ции, анти вирусная
защита

Умение анализировать компьютер с точки зрения единства его
аппаратных и программных средств.
Умение анализировать устройства компьютера с точки зрения
организации процедур ввода, хранения, обработки, передачи,
в ы во да и и ф о р м а ц и и .
Умение определять средства, необходимые для осуществления
информационных процессов при решении задач. Умение
анализировать интерфейс программного средс тва с позиции
исполнителя, его среды функционирования, системы команд и
системы отказов.
Выделение и определение назначения элементов окна
программы
Представление о типологии компьютерных сетей.
Определение программного и аппаратного обеспечения
ком п ьютер и о й сети.
Знание возможностей разграничения прав доступа в сеть
Владение базовыми навыками и умениями по соблюдению
требований техники безопасности, гигиены и
ресурсосбережения при работе со средствами
информатизации.
Понимание основ правовых аспектов использования
компьютерных программ и работы в Интернете. Реализация
анти в ирус н о й защи т 1.1 ко м п ь юте ра

4 . Т Е Х Н О Л О Г И И С О З Д А Н И Я И П Р Е ОБ Р А З О В А Н И Я И Н Ф О Р М А Ц И О Н Н Ы Х
О Б Ъ ЕК Т О В

Представление о способах хранения и простейшей обработке
данных. Владение основными сведениями о базах данных и
средствах доступа к ним; умение работать с ними. Умение
работать с библиотеками программ.
Опыт использования компьютерных средств представления и
анализа данных.
Осуществление обработки статистической информации с
п о м о щ ь ю ко м п ь юте р а.
Пользование базами данных и справочными системами

21

5. Т ЕЛ Е КОМ М V Н 11К А Ц И О Н Н Ы Е ГЕ X П О Л О ГИ М

Представление о технических и программных средствах
телекоммуникационных технолог] 1й. Знание способов
подключения к сети Интернет.
Представление о компьютерных сетях и их роли в
современном мире. Определение ключевых слов, фраз для
поиска информации. Умение использовать почтовые сервисы
для передачи информации. Определение общих принципов
разработки и функционирования интернет-приложений.
Представление о способах создания н сопровождения сайта.
Представление о возможностях сетевого программного
обеспечения.
Планирование индивидуальной и коллективной деятельности
с использованием программных инструментов поддержки
управления проектом.
Умение анализировать условия и возможности применения
программного средства для решения типовых задач

22

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕИ МАТЕРИАЛЬНОТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЕРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ИНФОРМАТИКА»
Реализация программы учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета
«Информатика».
Оборудование учебного кабинета:
— посадочные места по количеству обучающихся;
— рабочее место преподавателя;
— наглядные учебные пособия
— комплект заданий для практических и самостоятельных работ.
Технические средства обучения:
— 11 компьютеров;
— Программное обеспечение.

23

ЛИТЕРАТУРА
Интернет-ресурсы
ул^у.1:сюг.ес1и.ги (Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов
— ФЦИОР).
’Л'-улу.зсЬоо1-со11ес1:юп.ес1и.ш (Единая коллекция цифровых образовательных
ресурсов).
\у\уу/лпШИ.ш/5ШсНез/соиг5е5 (Открытые интернет-курсы «Интуит» по курсу
«Информатика»).
\у\уу/.1тзлПе.ипезсо.ог§ (Открытые электронные курсы «ИИТО ЮНЕСКО» по
информационным технологиям).
1Шр://шлПе.ипезсо.ог§/риЬНса1:юп5 (Открытая электронная библиотека «ИИТО
ЮНЕСКО» по ИКТ в образовании).
^\У'л\те§аЬоок.ги (Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия, разделы «Наука /
Математика.Кибернетика» и «Техника / Компьютеры и Интернет»),
\улу\улс1:.ес1и.ги (портал
«Информационно-коммуникационные технологии
в
образовании»),
\уулу.с11§П:а1-ес1и.ш (Справочник образовательных ресурсов «Портал цифрового
образования»),
\\чу\у.\утс1о\л/.ес1и.ш (Единое окно доступа к образовательным ресурсам Российской
Федерации).
утлу.1теезсЬоо1.а1Шпих.ги (портал Свободного программного обеспечения).
ту\у.Ьеар.а1Ш1шх.ог§/15зиез/1:ех1:Ьоокз (учебники и пособия по Епшх).
\у^у\у.Ьоокз.а1Ш1шх.ш/а1ШЬгагу/орепоШсе (электронная книга «ОрепОГйсе.огу:
Теория и практика»).
Дополнительные источники
Матвеева А.Г .Информационная культура часть 1. 10-1 1кл.: учебное пособие. Екатеринбург.: Ц: Учебная книга, 2006 г.
Матвеева А.Г. Информационная культура часть 2. 10-11 кл.: учебное пособие. Екатеринбург.: Ц: Учебная книга, 2007 г.
Ивашина М.В.. Гейн А.Г., Брюхова О.В. и др. Человек и информация.
Екатеринбург: Центр «Учебная книга», 2007 г.
Михеева Е.В. Практикум по информационным технологиям в профессиональной
деятельности. М.: Издательский центр «Академия», 2005 г.
Лапчик М.П. Методика преподавания информатики. М.: Издательский центр
«Академия», 2001 г.
Семакин Е.Г., Шестаков А.П. Основы программирования. М.: Мастерство. 2002 г.
Могилев А.В. и др. Практикум по информатике. М.: Издательский центр
«Академия», 2001 г.
Киселев С.В. Оператор ЭВМ. М.: Издательский центр «Академия». 2006 г.
Уваров В.М. Практикум по основам информатики и вычислительной техники. N4.:
Издательский центр «Академия», 2005 г.

24


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».