ОУД.12 Человек и право, 2022

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Свердловской области
«Камышловский гуманитарно-технологический техникум»

УТВЕРЖДАЮ:
Директор ГАПОУ СО
«Камышловский гуманитарно-

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОУД.12 «ЧЕЛОВЕК И ПРАВО»
для профессии СПО
по профессии 35.01.13 «Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства»
Форма обучения - очная
Срок обучения 2 года 10 мес. на базе основного общего образования
Профиль получаемого профессионального образования: технологический

Пышма, 2022

Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины разработана на осно­
ве требований ФГОС среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства
образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. № 413 (с изменениями и дополнениями от
29.12.2014 г., 31.12.2015 г.) и в соответствии с Примерной программой общеобразовательной
учебной дисциплины «Человек и право»), рекомендованной ФГАУ «ФИРО» для реализации
основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего
образования с получением среднего общего образования (протокол № 3 от 21 июля 2015 г.),
примерной основной образовательной программы среднего общего образования, одобренная
решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (про­
токол от 28 июня 2016 г. № 2/16-3) и уточнениями, одобренными Научно-методическим со­
ветом Центра профессионального образования и систем квалификаций ФГАУ «ФИРО»
(Протокол № 3 от 25 мая 2017 г.).

Разработчик:А ксентьева Татьяна Юрьевна - преподаватель ГАПОУ СО «КГТТ»

Рассмотрена на заседании предметной (цикловой) комиссии педагогических работников об­
щеобразовательных дисциплин ГАПОУ СО «КГТТ»

СОГЛАСОВАНО:
Заместитель директора по УПР

СОГЛАСОВАНО:
Заместитель директора по УМР
]к & &
_ Т.А. Мадыгина

СОДЕРЖАНИЕ

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ «ЧЕЛОВЕК И ПРАВО»
3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ
ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

П О Я С Н И ТЕ Л ЬН А Я ЗАПИСКА
Программа общеобразовательной учебной дисциплины «Человек и право» предназна­
чена для изучения обществознания в профессиональных образовательных организациях, реа­
лизующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ос­
новной профессиональной образовательной программы СПО (ОПОП СПО - ППКРС) на базе
основного общего образования.
Программа разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования,
предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины «Че­
ловек и право», в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего
образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального об­
разования на базе основного общего образования с учетом Примерной основной образователь­
ной программы среднего общего образования, одобренной решением федерального учебно­
методического объединения по общему образованию (протокол от 28 июня 2016 г. № 2/16-з)
с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получае­
мой специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государ­
ственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от
17.03.2015 № 06-259), с учетом уточнений Примерных программ общеобразовательных учеб­
ных дисциплин для профессиональных образовательных организаций, одобренных НМС ЦПО
и СК ФГАУ «ФИРО» протокол № 3 от 25 мая 2017 г.
Содержание программы «Человек и право» направлено на достижение следующих це­
лей:
• воспитание гражданственности, социальной ответственности, правового самосозна­
ния, патриотизма, приверженности конституционным принципам Российской Федерации;
• развитие личности на стадии начальной социализации, становление правомерного со­
циального поведения, повышение уровня политической, правовой и духовно-нравственной
культуры подростка;
° углубление интереса к изучению социально-экономических и политико-правовых
дисциплин;
• умение получать информацию из различных источников, анализировать, системати­
зировать ее, делать выводы и прогнозы;
• содействие формированию целостной картины мира, усвоению знаний об основных
сферах человеческой деятельности, социальных институтах, нормах регулирования обще­
ственных отношений, необходимых для взаимодействия с другими людьми в рамках отдель­
ных социальных групп и общества в целом;
• формирование мотивации к общественно полезной деятельности, повышение стрем­
ления к самовоспитанию, самореализации, самоконтролю;
• применение полученных знаний и умений в практической деятельности в различных
сферах общественной жизни.
В программу включено содержание, направленное на формирование у студентов ком­
петенций, необходимых для качественного освоения ОПОП СПО на базе основного общего
образования с получением среднего общего образования, — программы подготовки 35.01.13
«Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства».
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ЧЕЛОВЕК И
ПРАВО»
Учебная дисциплина «Человек и право» имеет интегративный характер, основанный на
комплексе общественных наук, таких как философия, социология, экономика, политология,
культурология, правоведение, предметом которых являются научные знания о различных ас­
пектах жизни, развитии человека и общества, влиянии социальных факторов на жизнь каждого
человека.

Содержание учебной дисциплины направлено на формирование четкой гражданской
позиции, социально-правовой грамотности, навыков правового характера, необходимых обу­
чающимся для реализации социальных ролей, взаимодействия с окружающими людьми и со­
циальными группами.
Особое внимание уделяется знаниям о современном российском обществе, проблемах
мирового сообщества и тенденциях развития современных цивилизационных процессов, роли
морали, религии, науки и образования в жизни человеческого общества, а также изучению
ключевых социальных и правовых вопросов, тесно связанных с повседневной жизнью.
Отбор содержания учебной дисциплины осуществлялся на основе следующих принци­
пов: учет возрастных особенностей обучающихся, практическая направленность обучения,
формирование знаний, которые обеспечат обучающимся профессиональных образовательных
организаций СПО успешную адаптацию к социальной реальности, профессиональной дея­
тельности, исполнению общегражданских ролей.
Реализация содержания учебной дисциплины «Человек и право» предполагает диффе­
ренциацию уровней достижения студентами различных целей. Так, уровень функциональной
грамотности может быть достигнут как в освоении наиболее распространенных в социальной
среде средствах массовых коммуникаций понятий и категорий общественных наук, так и в
области социально-практических знаний, обеспечивающих успешную социализацию в каче­
стве гражданина РФ.
На уровне ознакомления осваиваются такие элементы содержания, как сложные теоре­
тические понятия и положения социальных дисциплин, специфические особенности социаль­
ного познания, законы общественного развит™, особенности функционирования общества
как сложной, динамично развивающейся, самоорганизующейся системы.
В процессе освоения учебной дисциплины у студентов закладываются целостные пред­
ставления о человеке и обществе, деятельности человека в различных сферах, экономической
системе общества, социальных нормах, регулирующих жизнедеятельность гражданина. При
этом они должны получить достаточно полные представления о возможностях, которые суще­
ствуют в нашей стране для продолжения образования и работы, самореализации в разнообраз­
ных видах деятельности, а также о путях достижения успеха в различных сферах социальной
жизни.
В профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную
программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного
общего образования, изучение обществознания имеет свои особенности в зависимости от про­
филя профессионального образования. Это выражается в содержании обучения, количестве
часов, выделяемых на изучение отдельных тем программы, глубине их освоения обучающи­
мися, объеме и характере практических занятий, видах внеаудиторной самостоятельной ра­
боты студентов.
При освоении профессий СПО технического профиля профессионального образования
интегрированная учебная дисциплина «Человек и право» включающая экономику и право,
изучается на базовом уровне ФГОС среднего общего образования.
При проведении учебных занятий используются следующее:
1. формы организации учебных занятий: беседа, лекция, опрос, урок-консультация,
дискуссия, практическое занятие, урок-игра, урок-исследование, «мозговой штурм», урок-суд
и т.д.
2. методы обучения: словесный, практический, наглядный, эвристический, проблем­
ный, исследовательский, метод проектов,
3. образовательные технологии: проблемное обучение; коллективную систему обуче­
ния; исследовательские методы в обучении; проектные методы обучения; обучение в сотруд­
ничестве (командная, групповая работа); информационно-коммуникационные технологии;
здоровьесберегающие технологии и др.

Особенности организации внеаудиторной самостоятельной работы:
Широкое разнообразие самостоятельной работы студентов предполагает работу с
библиотечным каталогом, самостоятельный подбор необходимой литературы, составление
библиографии, чтение литературных источников и самостоятельное изучение их материала,
работу со словарем и справочником, составление словаря, разработку глоссария, поиск необ­
ходимой информации в сети Интернет при широком использовании электронных образова­
тельных ресурсов, конспектирование и реферирование содержания теоретического материа­
ла, составление логико-структурной схемы и заполнение таблицы, подготовку доклада, его
тезисов и устного сообщения для выступления на занятии, на семинарском или практиче­
ском занятии, написание реферата, эссе, выполнение творческих заданий, создание мульти­
медийных презентаций.
Изучение общеобразовательной учебной дисциплины «Человек и право «завершается
подведением итогов в форме дифференцированного зачёта в рамках промежуточной атте­
стации студентов в процессе освоения основной ОПОП СПО с получением среднего общего
образования (ППКРС), по профессии 35.01.13 «Тракторист-машинист сельскохозяйствен­
ного производства».
МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Учебная дисциплина «Человек и право»является учебным предметом обязательной
предметной области «Общественные науки» ФГОС среднего общего образования.
Учебная дисциплина «Человек и право»изучается в общеобразовательном цикле
учебного плана ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего
общего образования ППКРС.
В учебных планах ППКРС учебная дисциплина «Человек и право»входит в состав
общих общеобразовательных учебных дисциплин, формируемых из обязательныхпредметных областей ФГОС среднего общего образования.
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии общих компетен­
ций:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к
ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее дос­
тижения, определенных руководителем.
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый кон­
троль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты
своей работы.
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения
профессиональных задач.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессио­
нальной деятельности.
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиен­
тами.
ОК 7. Организовать собственную деятельность с соблюдением требований охраны
труда и экологической безопасности.
Содержание общеобразовательной дисциплины «Человек и право» направлено на
достижение всех личностных (далее - ЛР), метапредметных (далее - МР) и предметных (да­
лее - ПР) результатов обучения, регламентированных ФГОС СОО и с учетом примерной ос­
новной образовательной программой среднего общего образования (ПООП СОО).

Коды
результатов
ЛР 1
ЛР2

ЛРЗ

ЛР 5

ЛР 6
ЛР 7

ЛР 8

ЛР 9

ЛР 10
ЛР 12

ЛР 13

ЛР 15

ЛР 17
МР 01

Планируемые результаты освоения дисциплины включают
Осознающий себя гражданином и защитником великой страны.
Проявляющий активную гражданскую позицию, демонстрирующий
приверженность принципам честности, порядочности, открытости,
экономически активный и участвующий в студенческом и террито­
риальном самоуправлении, в том числе на условиях добровольче­
ства, продуктивно взаимодействующий и участвующий в деятельно­
сти общественных организаций.
Соблюдающий нормы правопорядка, следующий идеалам граждан­
ского общества, обеспечения безопасности, прав и свобод граждан
России. Лояльный к установкам и проявлениям представителей суб­
культур, отличающий их от групп с деструктивным и девиантным
поведением. Демонстрирующий неприятие и предупреждающий со­
циально опасное поведение окружающих.
Демонстрирующий приверженность к родной культуре, историче­
ской памяти на основе любви к Родине, родному народу, малой ро­
дине, принятию традиционных ценностей
многонационального
народа России.
Проявляющий уважение к людям старшего поколения и готовность
к участию в социальной поддержке и волонтерских движениях.
Осознающий приоритетную ценность личности человека; уважаю­
щий собственную и чужую уникальность в различных ситуациях, во
всех формах и видах деятельности.
Проявляющий и демонстрирующий уважение к представителям раз­
личных этнокультурных, социальных, конфессиональных и иных
групп. Сопричастный к сохранению, преумножению и трансляции
культурных традиций и ценностей многонационального россий­
ского государства.
Соблюдающий и пропагандирующий правила здорового и безопас­
ного образа жизни, спорта; предупреждающий либо преодолеваю­
щий зависимости от алкоголя, табака, психоактивных веществ,
азартных игр и т.д. Сохраняющий психологическую устойчивость в
ситуативно сложных или стремительно меняющихся ситуациях.
Заботящийся о защите окружающей среды, собственной и чужой
безопасности, в том числе цифровой.
Принимающий семейные ценности, готовый к созданию семьи и
воспитанию детей; демонстрирующий неприятие насилия в семье,
ухода от родительской ответственности, отказа от отношений со сво­
ими детьми и их финансового содержания.
Демонстрирующий готовность и способность вести диалог с дру­
гими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие
цели и сотрудничать для их достижения в профессиональной дея­
тельности
Проявляющий гражданское отношение к профессиональной дея­
тельности как к возможности личного участия в решении обще­
ственных, государственных, общенациональных проблем
Проявляющий ценностное отношение к культуре и искусству, к
культуре речи и культуре поведения, к красоте и гармонии
Умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять
планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать

МР 02

МР 03

МР 04

МР 05

М Р 06
МР 07

МР 08

МР 09

ПРб 01

ПРб 02
ПРб 03

ПРб 04

ПРб 05
ПРб 06
ПРб 07

и корректировать деятельность; использовать все возможные ре­
сурсы для достижения поставленных целей и реализации планов де­
ятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях.
Умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе сов­
местной деятельности, учитывать позиции других участников дея­
тельности, эффективно разрешать конфликты.
Владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и
проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способ­
ность и готовность к самостоятельному поиску методов решения
практических задач, применению различных методов познания.
Готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, владение навыками получения необхо­
димой информации из словарей разных типов, умение ориентиро­
ваться в различных источниках информации, критически оценивать
и интерпретировать информацию, получаемую из различных источ­
ников.
Умение использовать средства информационных и коммуникацион­
ных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и орга­
низационных задач с соблюдением требований эргономики, техники
безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических
норм, норм информационной безопасности.
Умение определять назначение и функции различных социальных
институтов.
Умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определя­
ющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных
ценностей.
Владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно из­
лагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые сред­
ства.
Владение навыками познавательной рефлексии как осознания совер­
шаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и ос­
нований, границ своего знания и незнания, новых познавательных
задач и средств их достижения.
Сформированность знаний об обществе как целостной развиваю­
щейся системе в единстве и взаимодействии его основных сфер и
институтов
Владение базовым понятийным аппаратом социальных наук
Владение умениями выявлять причинно-следственные, функцио­
нальные, иерархические и другие связи социальных объектов и про­
цессов
Сформированность представлений об основных тенденциях и воз­
можных перспективах развития мирового сообщества в глобальном
мире
Сформированность представлений о методах познания социальных
явлений и процессов
Владение умениями применять полученные знания в повседневной
жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений
Сформированность навыков оценивания социальной информации,
умений поиска информации в источниках различного типа для ре­
конструкции недостающих звеньев с целью объяснения и оценки
разнообразных явлений и процессов общественного развития

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Введение. «Человек и право» как учебный курс. Социальные науки. Специфика объ­
екта их
изучения. Актуальность изучения курса при освоении профессий СПО и специальностей СПО.
Раздел 1. Ч еловек, индивид личность.
Тема 1.1. Развитие человека. Философские представления о социальных качествах
человека. Человек, индивид, личность. Потребности, способности и интересы. Социализация
личности. Самосознание и социальное поведение. Цель и смысл человеческой жизни. Свобода
как условие самореализации личности. Свобода человека и ее ограничители (внутренние —
со стороны самого человека и внешние — со стороны общества).
Тема 1.2. Деятельность и взаимодействие. Деятельность и мышление. Виды деятель­
ности. Творчество. Человек в учебной и трудовой деятельности. Человек в группе. Многооб­
разие мира общения. Межличностное общение и взаимодействие. Проблемы межличностного
общения в молодежной среде. Особенности самоидентификации личности в малой группе на
примере молодежной среды. Межличностные конфликты. Истоки конфликтов в среде моло­
дежи.
Раздел 2. Общество.
Тема 2.1 Основные знания о современном обществе. Представление об обществе как
сложной динамичной системе. Подсистемы и элементы общества. Специфика общественных
отношений. Основные институты общества, их функции. Общество и природа. Значение тех­
ногенных революций: аграрной, индустриальной, информационной. Противоречивость воз­
действия людей на природную среду. Многовариантность общественного развития. Эволюция
и революция как формы социального изменения. Понятие общественного прогресса. Смысл и
цель истории. Цивилизация и формация. Общество: традиционное, индустриальное, постин­
дустриальное (информационное). Особенности современного мира. Процессы глобализации.
Антиглобализм, его причины и проявления. Современные войны, их опасность для человече­
ства. Терроризм как важнейшая угроза современной цивилизации. Социальные и гуманитар­
ные аспекты глобальных проблем.
Раздел 3. Социальные отношения.
Тема 3.1. Социальная составляющая общества. Социальные отношения. Понятие о
социальных общностях и группах. Социальная стратификация. Социальная мобильность. Со­
циальная роль. Многообразие социальных ролей в юношеском возрасте. Социальные роли че­
ловека в семье и трудовом коллективе. Социальный статус и престиж. Социальный контроль.
Виды социальных норм и санкций. Самоконтроль. Девиантное поведение, его формы, прояв­
ления. Профилактика негативных форм девиантного поведения среди молодежи. Опасность
наркомании, алкоголизма. Социальная и личностная значимость здорового образа жизни. Со­
циальный конфликт. Причины и истоки возникновения социальных конфликтов. Пути разре­
шения социальных конфликтов.
Тема 3.2. Основы межнациональных отношений. Этнические общности. Межнаци­
ональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их разрешения. Конституционные
принципы национальной политики в Российской Федерации.
Тема 3.3. Семья - ячейка общества. Семья как малая социальная группа. Семья и
брак. Современная демографическая ситуация в Российской Федерации. Семейное право и се­
мейные правоотношения. Понятие семейных правоотношений. Порядок, условия заключения
и расторжения брака. Права и обязанности супругов. Брачный договор. Правовые отношения
родителей и детей. Опека и попечительство.
Тема 3.4. Социальная политика РФ. Особенности социальной стратификации в со­
временной России. Демографические, профессиональные, поселенческие и иные группы. Мо­
лодежь как социальная группа. Особенности молодежной политики в Российской Федерации.
Раздел 4. Культурные ценности.

Тема 4.1. Культурные ценности современного мира. Понятие о культуре. Духовная
культура личности и общества, ее значение в общественной жизни. Культура народная, мас­
совая и элитарная. Экранная культура — продукт информационного общества. Особенности
молодежной субкультуры. Проблемы духовного кризиса и духовного поиска в молодежной
среде. Формирование ценностных установок, идеалов, нравственных ориентиров. Взаимодей­
ствие и взаимосвязь различных культур. Культура общения, труда, учебы, поведения в обще­
стве. Этикет. Учреждения культуры. Государственные гарантии свободы доступа к культур­
ным ценностям. Мораль. Основные принципы и нормы морали. Гуманизм. Добро и зло. Долг
и совесть. Моральный выбор. Моральный самоконтроль личности. Моральный идеал. Религия
как феномен культуры. Мировые религии. Религия и церковь в современном мире. Свобода
совести. Религиозные объединения Российской Федерации. Искусство и его роль в жизни лю­
дей. Виды искусств.
Тема 4.2. Образование и наука в РФ. Наука. Естественные и социально-гуманитарные науки. Значимость труда ученого, его особенности. Свобода научного поиска. Ответ­
ственность ученого перед обществом. Образование как способ передачи знаний и опыта. Роль
образования в жизни современного человека и общества. Правовое регулирование образова­
ния. Порядок приема в образовательные учреждения профессионального образования. Си­
стема образования в Российской Федерации. Государственные гарантии в получении образо­
вания. Профессиональное образование.
Раздел 5. Трудовая деятельность человека.
Тема 5.1. Человек и труд. Основные виды профессиональной деятельности. Выбор
профессии. Профессиональное самоопределение. Формирование характера, учет особенно­
стей характера в общении и профессиональной деятельности. Престижность профессиональ­
ной деятельности.
Тема 5.2. Трудовое право РФ. Трудовое право и трудовые правоотношения. Понятие
трудовых правоотношений. Занятость и трудоустройство. Органы трудоустройства. Порядок
приема на работу. Трудовой договор: понятие и виды, порядок заключения и расторжения.
Правовое регулирование трудовой деятельности несовершеннолетних. Коллективный дого­
вор. Роль профсоюзов в трудовых правоотношениях. Трудовые споры и порядок их разреше­
ния. Заработная плата.
Раздел. 6 Информация в современном мире.
Тема 6.1. Информация в современном мире. Общие понятия об информации, инфор­
мационных технологиях и информационной среде. История возникновения и развития инфор­
мационных технологий. Роль ИТ в экономике. ИТ и занятость населения. Потребность совре­
менного общества в ИТ. Информационные технологии в XXI в. Информационные технологии
в государственном управлении. Определение понятия информационно-психологической без­
опасности. Основные виды информационно-психологических воздействий. Виртуальная ре­
альность и её воздействие на нравственное, духовное, эмоциональное и физическое здоровье
школьников. Игромания, компьютерные манипуляции, фишинг, киберугрозы и пропаганда
других опасных явлений в Интернете. Способы Защиты от нежелательной информации в Ин­
тернете. Нравственноэтические проблемы информационного общества.
Тема 6.2. Глобальные информационные сети. Понятие «информационные сети».
Виды информационных сетей. Социальные сети в РФ. Сайт «Госуслуги». Актуальность про­
блемы обеспечения безопасности информационных технологий. Основные термины и опреде­
ления. Субъекты информационных отношений, их интересы и безопасность. Конфиденциаль­
ность, целостность, доступность. Пути нанесения ущерба. Цели и объекты защиты. Законода­
тельство в информационной сфере. Виды защищаемой информации. Государственная тайна
как особый вид защищаемой информации; система защиты государственной тайны; правовой
режим защиты государственной тайны. Конфиденциальная информация. Лицензионная и сер­
тификационная деятельность в области защиты информации. Основные законы и другие нор­
мативно-правовые документы, регламентирующие деятельность организации в области за­

щиты информации. Защита информации ограниченного доступа. Ответственность за наруше­
ние законодательства в информационной сфере. Информация как объект преступных посяга­
тельств. Информация как средство совершения преступлений. Отечественные и зарубежные
стандарты в области информационной безопасности.
Раздел 7. П олитика и государство.
Тема 7.1 устройство государства. Понятие власти. Типы общественной власти. Поли­
тика как общественное явление. Политическая система, ее внутренняя структура. Политиче­
ские институты. Государство как политический институт. Признаки государства. Государ­
ственный суверенитет. Внутренние и внешние функции государства. Особенности функцио­
нального назначения современных государств. Межгосударственная интеграция, формирова­
ние надгосударственных институтов — основные особенности развития современной полити­
ческой системы. Формы государства: формы правления, территориально-государственное
устройство, политический режим. Типология политических режимов. Демократия, ее основ­
ные ценности и признаки. Условия формирования демократических институтов и традиций.
Правовое государство, понятие и признаки.
Тема 7.2. Конституционное право РФ. Конституционное право, как отрасль россий­
ского права. Основы конституционного строя Российской Федерации. Система государствен­
ных органов Российской Федерации. Законодательная власть. Исполнительная власть. Инсти­
тут президентства. Местное самоуправление. Правоохранительные органы Российской Феде­
рации. Судебная система Российской Федерации. Адвокатура. Нотариат. Понятие граждан­
ства. Порядок приобретения и прекращения гражданства в РФ. Основные конституционные
права и обязанности граждан в России. Право граждан РФ участвовать в управлении делами
государства. Право на благоприятную окружающую среду. Обязанность защиты Отечества.
Основания отсрочки от военной службы. Личность и государство. Политический статус лич­
ности. Политическое участие и его типы. Причины и особенности экстремистских форм поли­
тического участия. Политическое лидерство. Лидеры и ведомые. Политическая элита, особен­
ности ее формирования в современной России.
Тема 7.3. Избирательная система в РФ . Отличительные черты выборов в демократи­
ческом обществе. Абсентеизм, его причины и опасность. Избирательная кампания в Россий­
ской Федерации. Роль средств массовой информации в политической жизни общества.
Раздел 8. Право и ответственность.
Тема 8.1. Основные положения права. Юриспруденция как общественная наука.
Право в системе социальных норм. Правовые и моральные нормы. Система права: основные
институты, отрасли права. Частное и публичное право. Основные формы права. Нормативные
правовые акты и их характеристика. Порядок принятия и вступления в силу законов в РФ.
Действие нормативных правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц.
Тема 8.2. Виды поведения и ответственность человеиса в современном обществе.
Правовые отношения и их структура. Правомерное и противоправное поведение. Виды про­
тивоправных поступков. Юридическая ответственность и ее задачи.
Тема 8.3. Основные отрасти права в РФ. Гражданское право и гражданские правоот­
ношения. Физические лица. Юридические лица. Гражданско-правовые договоры. Правовое
регулирование предпринимательской деятельности. Имущественные права. Право собствен­
ности на движимые и недвижимые вещи, деньги, ценные бумаги. Право на интеллектуальную
собственность. Основания приобретения права собственности: купля-продажа, мена, наследо­
вание, дарение. Личные неимущественные права граждан: честь, достоинство, имя. Способы
защиты имущественных и неимущественных прав. Правовые основы социальной защиты и
социального обеспечения. Административное право и административные правоотношения.
Административные проступки. Административная ответственность. Уголовное право. Пре­
ступление как наиболее опасное противоправное деяние. Состав преступления. Уголовная от­
ветственность. Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних. Обстоятель­
ства, исключающие уголовную ответственность.

Тема 8.4. М еждународное право в современном мире. Международная защита прав
человека в условиях мирного и военного времени. Способы защиты прав человека
П рим ерны е темы индивидуальны х проектов
• Влияние характера человека на его взаимоотношения с окружающими людьми.
• Современная массовая культура: достижение или деградация?
• Наука в современном мире: все ли достижения полезны человеку?
• Кем быть? Проблема выбора профессии.
• Современная молодежь: проблемы и перспективы (на примере Пышминского город­
ского округа).
• Этносоциальные конфликты в современном мире.
• Развитие прав человека: от древности до наших дней.

Тематическое планирование
При реализации содержания элективного курса «Человек и право» в пределах освое­
ния ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего обра­
зования (ППКРС) максимальная учебная нагрузка обучающихся составляет по професси­
ям СПО технического профиля профессионального образования —258 часов. Из них ауди­
торная (обязательная) нагрузка обучающихся, включая практические занятия, - 172 час;
внеаудиторная самостоятельная работа студентов - 86 часов.

Самостоятельная
работа

Семинарские за­
нятия

Практических
занятий

всего

Теоретических
занятий

Наименование разделов и тем

Максимальная
учебная нагрузка
студента

Количество аудитор­
ных часов при очной
форме обучения
В том числе:

Введение

2

2

2

-

-

-

Раздел 1. Человек, индивид личность

12

8

6

2

-

4

Раздел 2. Общество

12

8

6

2

-

4

Раздел 3. Социальные отношения
Раздел 4. Культурные ценности
Раздел 5. Трудовая деятельность чело­
века
Раздел. 6 Информация в современном
мире
Раздел 7. Политика и государство
Раздел 8. Право и ответственность
Дифференцированный зачет

29
30

20
20

14
14

4
4

2
2

9
10

30

20

14

4

2

10

18

12

10

2

0

6

36
87
2

24
56
2

20
46

2
6
2

2
4

12
31

-

-

Всего:

258

172

132

12 ; |

86

-

28

Семинар

Наименование разделов и тем

Практика

№
уро­
ка

Теория

Шифр
раздела
темы

Количество часов
обязательной аудиторной
нагрузки
В том числе

2
8
2

2
6
2

2

0

2

2

2

2

Всего

Самост.
раб.

1 курс 1сем.
1-2
Введение
Раздел 1. Человек, индивид личность
3-4
Тема 1.1.
Биологическое и социальное в человеке
Развитие чело­
5-6
Социализация индивида
века
7-8
Деятельность человека
Тема 1.2
Деятельность и
взаимодейст­
вие

9-10

ПЗ. Межличностное общение и взаимодейст­
вие

Самостоятельная работа студентов:
Составить таблицу «Сходства и различия человека и
животного»
Составить схему «Агенты социализации»
Написать сообщение «Труд в жизни человека»
Раздел 2. Общество
11-12 Понятие «общество». Типы общества
Тема 2.1 Ос­
13-14 Глобализация современного общества
новные знания 15-16 Глобальные проблемы современности
о современном
обществе
17-18 ПЗ. Россия в глобальном мире

2

4

2

ЛР1, ЛР2, ЛРЗ, ЛР5,
ЛР6, ЛР7, ЛР8, ЛР9,
ЛР10, ЛР12, ЛР13,
ЛР15, ЛР17, МР01,
МР02, МР03, МР04,
МР05, МР06, МР07,
МР08, МР09, ПР601,
ПР602, ПР603,
ПР604, ПР605,
ПР606, ПРб 07, ОК16, 9,10

1
1
2
8
2
2
2
2

6
2
2
2 :

2

0

4

2
_

ЛР1, ЛР2, ЛРЗ, ЛР5,
ЛР6, ЛР7, ЛР8, ЛР9,
ЛР10, ЛР12, ЛР13,
ЛР15, ЛР17, МР01,
МР02, МРОЗ, МР04,
МР05, МР06, МР07,
МР08, МР09, ПР601,

ПР602, ПР603,
ПР604, ПР605,
ПР606, ПРб 070К1-6,
9,10
Самостоятельная работа студентов:
Составить таблицу «Типы общества»
Написать сообщение «Глобальные проблемы совре­
менности»
Раздел 3. Социальные отношения
Тема 3.1
Социальная
составляющая
общества
Тема 3.2
Основы меж­
национальных
отношений
Тема 3.3
Семья - ячейка
общества
Тема 3.4
Социальная
политика РФ

1
3
20

14

19-20

Социальная структура общества

2

2

21-22

Социальная стратификация и мобильность

2

2

23-24

Социальный конфликт

2

2

25-28

Межнациональные отношения

4

4

29-30

Национальная политика в РФ

2

2

2

2

31-32

Семья и брак
ПЗ. Права, обязанности и ответственность
33-34
членов семьи
СЕМИНАР Социальное обеспечение граждан
35-36
РФ
37-38 ПЗ. Особенности молодежной политики РФ
Самостоятельная работа студентов:
Составить таблицу «Социальная структура общества
современной России»
Составить схему «Этапы социального конфликта»
Найти и изучит нормативные акты о национальной
политике в РФ
Написать сообщение «Права и обязанности членов
семьи»
Составить схему «Социальное обеспечение граждан
РФ»

2

4

9

2

о
2

2

2
2

2
1
0
:>
2
1

ЛР1.ЛР2, ЛРЗ, ЛР5,
ЛР6, ЛР7, ЛР8, ЛР9,
ЛР10, ЛР12, ЛР13,
ЛР15, ЛР17, МР01,
МР02, МР03, МР04,
МР05, МР06, МР07,
МР08, МР09, ПР601,
ПР602, ПР603,
ПР604, ПР605,
ПР606, ПРб 070К1-6,
9.10

Раздел 4. Культурные
39-40
41-42
Тема 4.1.
43-44
Культурные
ценности со­
45-46
временного
47-48
мира
49-50

ценности
Понятие «Культура». Виды культуры
Массовая культура в 21 веке
ПЗ Общечеловеческие ценности и мораль в 21
веке
Искусство
Религия
СЕМИНАР. Государственные гарантии свобо­
ды доступа к культурным ценностям в РФ
51-52 Наука
53-54 Образование
Тема 4.2
Образование и 55-56 Система образования в РФ
наука в РФ
ПЗ. Государственные гарантии получения об­
57-58
разования в РФ
Самостоятельная работа студентов:
Написать сообщение «Общечеловеческие ценности в
молодежной среде»
Составить таблицу «Религиозные конфессии в РФ»
Составить схему «Система образования в РФ»
Найти и изучить нормативные акты РФ об образова­
нии
Раздел 5. Трудовая деятельность человека
59-60 Человек на рынке труда
Тема 5.1
СЕМИНАР. Профессиональное самоопределе­
Человек и труд 61-62
ние
Трудовое право РФ: понятие, принципы, субъ­
63-64
екты
Трудовой договор: понятие, основные поло­
65-68
жения
Тема 5.2
Трудовое пра­
Права и обязанности работника и работодате­
69-72
во РФ
ля
Ответственность сторон в трудовых отноше­
73-74
ниях
75-76 ПЗ Защита трудовых прав

20
2
2

14
2
2

: 2
2
2

4

10

ЛР1, ЛР2, ЛРЗ, ЛР5,
ЛР6, ЛР7, ЛР8, ЛР9,
ЛР10, ЛР12,ЛР13,
ЛР15, ЛР17, МР01,
МР02, МР03, МР04,
МР05, МР06, МР07,
МР08, МР09, ПР601,
ПР602, ПР603,
ПР604, ПР605,
ПР606, ПРб 070К1-6,
9,10

10

ЛР1, ЛР2, ЛРЗ, ЛР5,
ЛР6, ЛР7, ЛР8, ЛР9,
ЛР10, ЛР12, ЛР13,
ЛР15, ЛР17, МР01,
МР02, МР03, МР04,
МР05, МР06, МР07,
МР08, МР09, ПР601,
ПР602, ПР603,
ПР604, ПР605,
ПР606, ПРб 070К1-6,
9,10

2
2
2

2
2
2
2

2

2
2
2
2

2

2

2
2
2
4
20
2

14
2

4

2

2

2

2

4

4

4

4,

2

2

2

2

2

ПЗ. Правовое регулирование трудовой дея­
тельности несовершеннолетних
Самостоятельная работа студентов:
Написать эссе «Моя профессия - мое будущее!»
Составить трудовой договор
Составить таблицу «Права и обязанности работника и
работодателя»
Написать сообщение «Способы защиты трудовых
прав работника»
Раздел. 6 Инфо ^мация в современном мире
Тема 6.1 Ин­
Информация: понятие, виды и способы пере­
79-80
формация в
дачи
современном
81-82 Власть в информационном обществе
мире
83-84 Человек в глобальных информационных сетях
77-78

Тема 6.2
Глобальные
информацион­
ные сети

85-86

ПЗ. Г осуслуги онлайн

Способы защиты прав в информационной сре­
де
Законодательство РФ по защите информаци­
89-90
онного пространства
Самостоятельная работа студентов:
Написать сообщение «Развитие глобальных информа­
ционных сетей»
Зарегистрироваться на сайте Госуслуги и ознакомить­
ся с предоставляемыми услугами
87-88

1 курс 2 сем.
Раздел 7. Политика и государство
Тема 7.1 уст­
1-2
Государство: понятие, признаки и функции
ройство госу­
3-6
Государственное устройство
дарства
7-8
Конституция РФ
Тема 7.2
Конституци­
Конституционные права и обязанности граж­
9-10
онное право
дан РФ

2

2
2
3
2
3

12

10

2

2

2

2

2

2

2

2

0

6

2

2

2

2

2

ЛР1, ЛР2, ЛРЗ, ЛР5,
ЛР6, ЛР7, ЛР8, ЛР9,
ЛР10, ЛР12, ЛР13,
ЛР15, ЛР17, МР01,
МР02, МР03, МР04,
МР05, МР06, МР07,
МР08, МР09, ПР601,
ПР602, ПР603,
ПР604, ПР605,
ПР606, ПРб 070К1-6,
9,10

2
4

24
2

20
2

4

4

2

2

2

2

2

2

12
ЛР1,ЛР2, ЛРЗ, ЛР5,
ЛР6, ЛР7, ЛР8, ЛР9,
ЛР10, ЛР12, ЛР13,
ЛР15, ЛР17, МР01,
МР02, МР03, МР04,
МР05, МР06, МР07,

РФ

11-12
13-16
17-18
19-20
21-22

СЕМИНАР. Гражданство РФ
Органы государственной власти
Судебная система РФ
Политические партии
Избирательная кампания в РФ
Тема 7.3 Из­
бирательная
ПЗ. Право граждан избирать и быть избран­
23-24
система в РФ
ными
Самостоятельная работа студентов:
Составить схему «Получение гражданства РФ»
Написать эссе: «Если б я был Президентом РФ»
Составить схему «Политические режимы»
Написать эссе «правовое государство: миф или реаль­
ность?»
Составить таблицу «Права, свободы и обязанности
граждан по Конституции РФ»
Раздел 8. Право и ответственность
Тема 8.1.
Основные по­
ложения права
Тема 8.2. Ви­
ды поведения
и ответствен­
ность человека
в современном
обществе

Тема 8.3. Ос­
новные отрас­
ти права в РФ

2
4
2
2
2

2

2

2

2
3
2
3
2
36

30

25-26

Право: сущность и особенности

2

2

27-28
29-30

Нормы права. Источники права
Субъекты права

2

2

о

33-34

СЕМИНАР Правомерное и противоправное
поведение
Юридическая ответственность

2

2

35-36

Способы защиты прав человека

2

2

37-38
39-42
43-46

Отрасли права в РФ
Гражданское право: основные положения
Гражданско-правовой договор
Способы защиты имущественных и неимуще­
ственных прав
ПЗ. Решение задач по гражданскому праву
Административное право: основные положе­
ния
-■
....

2
4
4

2
4
4

2

2

31-32

47-48
49-50
51-54

МР08, МР09, ПР601,
ПР602, ПР603,
ПР604, ПР605,
ПР606, ПРб 070К1-6,
9,10

4
2
2
2

2

2

2

2
4

4

4

18

ЛР1, ЛР2, ЛРЗ, ЛР5,
ЛР6, ЛР7, ЛР8, ЛР9,
ЛР10, ЛР12, ЛР13,
ЛР15, ЛР17, МР01,
МР02, МР03, МР04.
МР05, МР06, МР07,
МР08, МР09, ПР601,
ПР602, ПР603,
ПР604, ПР605,
ПР606, ПРб 070К1-6,
9,10

Административные правонарушения
Административное наказание
Защита прав граждан в административном
59-60
праве
ПЗ. Решение задач по административному
61-62
праву
Самостоятельная работа студентов:
Составить схему «Нормативно правовые акты РФ»
Написать сообщение «Причины противоправного по­
ведения в молодежной среде»
Решение правовых задач
Составить договор возмездного оказания услуг
Составить таблицу «Сходства и отличия гражданского
и трудового договоров»
55-56
57-58

2 курс 1 сем.
Раздел 8. Право и ответственность
Уголовное право: основные положения
1-4
Уголовное преступление
5-6
Тема 8.3. Ос­
Уголовное наказание
7-8
новные отрас­
ПЗ. Особенности уголовной ответственности
ти права в РФ
9-10
несовершеннолетних
11-12 Решение задач по уголовному праву
13-14 Международное право
Тема 8.4 Меж­
Международные юридические гарантии прав
15-16
дународное
человека
право в совре­
СЕМИНАР Международная защита прав че­
менном мире
17-18
ловека в мирное и военное время
Самостоятельная работа студентов:
Решение правовых задач
Составить таблицу «Способы защиты прав человека в
мирное и военное время»
Написать сообщение «Психологический портрет пре­
ступника»
19-20 Дифференцированный зачет

2
2

2
2

2

2
2

2

2
4
4
5
3

18
4
2
2

14
4
2
2

2

2

2

13

2

2
2

2
2

2

2
2

2

5
3
5
2

2

ЛР1, ЛР2, ЛРЗ, ЛР5,
ЛР6, ЛР7, ЛР8, ЛР9,
ЛР10, ЛР12, ЛР13,
ЛР15, ЛР17, МР01,
МР02, МР03, МР04,
МР05, МР06, МР07,
МР08, МР09, ПР601,
ПР602, ПР603,
ПР604, ПР605,
ПРб06,ПРб 070К1-6,
9,10

всего

172

132

28

12

86

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Освоение программы учебной дисциплины «Человек и право» предполагает наличие в
профессиональной образовательной организации, реализующей образовательную программу
среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего об­
разования, учебного кабинета, в котором имеется возможность обеспечить свободный доступ
в Интернет во время учебного занятия и период внеучебной деятельности обучающихся.
Помещение кабинета должно удовлетворять требованиям Санитарно-эпидмиологических правил и нормативов (СанПиН 2.4.2 № 178-02) и быть оснащено типовым оборудова­
нием, указанным в настоящих требованиях, в том числе специализированной учебной мебе­
лью и средствами обучения, достаточными для выполнения требований к уровню подготовки
обучающихся.
В кабинете должно быть мультимедийное оборудование, посредством которого участ­
ники образовательного процесса могут просматривать визуальную информацию по праву, со­
здавать презентации, видеоматериалы, иные документы.
В состав учебно-методического и материально-технического обеспечения программы
учебной дисциплины «Обществознание» входят:
• наглядные пособия (комплекты учебных таблиц, плакатов, портретов выдающихся
ученых и др.);
• информационно-коммуникационные средства;
• библиотечный фонд.
В библиотечный фонд входят учебники, учебно-методические комплекты (УМЬС),
обеспечивающие освоение учебной дисциплины «Человек и право», рекомендованные или
допущенные для использования в профессиональных образовательных организациях, реали­
зующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения
ОПОП СПО на базе основного общего образования.
Библиотечный фонд может быть дополнен энциклопедиями, справочниками, научной
и научно-популярной литературой по экономике, социологии, праву и т. п. В процессе освое­
ния программы учебной дисциплины Человек и право» студенты должны иметь возможность
доступа к электронным учебным материалам по обществознанию, имеющимся в свободном
доступе в сети Интернет (электронным книгам, практикумам, тестам и др.), сайтам государ­
ственных, муниципальных органов власти.
Рекомендуемая литература
Основная
Важенин А.Г. Обществознание для профессий и специальностей технического, есте­
ственно-научного, гуманитарного профилей: учебник: Рекомендовано ФГАУ «ФИРО». — 8е изд., стер., - М., ОИЦ «Академия», 2019.
Горелов А.А., Горелова ТА. Обществознание для профессий и специальностей соци­
ально-экономического профиля: учебник: Рекомендовано ФГАУ «ФИРО». — 5-е изд., стер. ,
- М., ОИЦ «Академия», 2018.
Боголюбов Л. Н. и др. Обществознание. 10 класс. Базовый уровень. — М., Издатель­
ство "Просвещение", 2019.
Боголюбов Л. Н. и др. Обществознание. 11 класс. Базовый уровень. — М., Издатель­
ство "Просвещение", 2019.
Певцова Е.А. Право для профессий и специальностей социальноэкономического про­
филя: учебник: Рекомендовано ФГАУ «ФОТО». — 7-е изд., стер., - М., ОИЦ «Академия»,
2020 .
Певцова Е.А. Основы правовой культуры (базовый и углубленный уровни). 10 класс:
в 2 ч., - М., «Русское слово- учебник», 2019.
Певцова Е.А. Основы правовой культуры (базовый и углубленный уровни). 11 класс:
в 2 ч., - М., «Русское слово- учебник», 2019.

Певцова Е. А. Правовая защита молодежи при трудоустройстве. - М, ОИЦ «Академия», 2020.
Дополнительная
Для студентов
Боголюбов Л.Н., Аверьянов Ю А. Обществознание: учебник 10 класс - М., «Просвеще­
ние», 2016 г.
Боголюбов Л.Н., Лазебникова А.Ю, Литвинова В. А. Обществознание: учебник 11 класс
- М ., «Просвещение», 2016 г.
Важенин А.Г. Обществознание: учебное пособие 11 е изд. М.: «Академия», 2012 г.
Кравченко А.И. Обществознание: учебник 10 класс - М.: «Русское слово - учебник»,
2013 г.
Кравченко А.И., Певцова Е. А. Обществознание: учебник для 11 класса общеобразоват.
учреждений/ - 3-е изд. - М.: ООО «Русское слово -учебник», 2013 г.
Право 10 класс: учеб. для общеобразоват. организаций: профил. уровень - 7-е изд. - М.:
Просвещение, 2013 г.
Право 11 класс: учеб. Для общеобразоват. организаций: профил. уровень- 7-е изд. - М.:
Просвещение, 2013 г.
Гуревич П.С. Обществознание. 11 класс, уч еб н и к -М .: «Мнемозина», 2010 г.
Важенин А.Г. Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно-научного, гуманитарного профилей: Контрольные задания: учеб. пособие: Рекомен­
довано ФГАУ «ФИРО». — 4-е изд., стер., - М., ОИЦ «Академия», 2019.
Важенин А.Г. Обществознание для профессий и специальностей технического, есте­
ственно-научного, гуманитарного профилей: Практикум: учеб. пособие: Рекомендовано
ФГАУ «ФИРО». — 4-е изд., стер., - М., ОИЦ «Академия», 2019.
Горелов А. А., Горелова Т.А. Обществознание для профессий и специальностей соци­
ально-экономического профиля: Практикум: учеб. пособие: Рекомендовано ФГАУ «ФИРО». 1-е изд., стер., - М., ОИЦ «Академия», 2019.
Певцова Е.А. Право для профессий и специальностей социальноэкономического про­
филя: Практикум: учеб. пособие: Рекомендовано ФГАУ «ФИРО». - 1-е изд., - М., ОИЦ «Ака­
демия», 2019.
Для преподавателей
Об образовании в Российской Федерации: федер. закон от 29.12. 2012 № 27Э-ФЗ (в ред.
Федеральных законов от 07.05.2013 № 99-ФЗ, от 07.06.2013 № 120-ФЗ, от 02.07.2013 № 170ФЗ, от 23.07.2013 № 203-Ф3, от 25.11.2013 № 317-Ф3, от 03.02.2014 № 11-ФЗ, от 03.02.2014 №
15-ФЗ, от 05.05.2014 № 84-ФЗ, от 27.05.2014 № 135-Ф3, от 04.06.2014 № 148-ФЗ, с изм., вне­
сенными Федеральным законом от 04.06.2014 № 145-ФЗ, в ред. от 03.07.2016, с изм. от
19.12.2016.)
Приказ Министерства образования и науки РФ от 31 декабря 2015 г. N 1578 "О внесе­
нии изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего
образования, утвержденныйМинистерством образования и науки Российской Федерации от 17
мая 2012 г. N413"
Примерная основная образовательная программа среднего общего образования, одоб­
ренная решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию
(протокол от 28 июня 2016 г. № 2/16-з).
Певцова Е.А. Право для профессий и специальностей социальноэкономического про­
филя: Книга для преподавателя: учеб. пособие: Рекомендовано ФГАУ «ФИРО». Электронный
формат, - М., ОИЦ «Академия».
Интернет-ресурсы
’йд*ду.орепс1а53.ги (Открытый класс: сетевые образовательные сообщества).
\^л^.8сЬоо1-со11есПоп.еёи.ги (Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов).
\у\у\у.ГезЦуа1.1зер1:етЬег.ги (Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»),
лушш.Ьазе.дагаЩ.ги («ГАРАНТ» — информационно-правовой портал).

КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Предметные ре­
зультаты обуче­
ния
ОК 01.

Методы оценки

Задания, направленные
на формирование знаний обосновах
строительства.
Задания,
направленные
на
формирование
уменийустанавливатьпричинно-следственныесвязи.
1 . Задания,
направленные на формирование умений проводить поиск информации
шисьменных источниках. Задания, направленные на формирование
уменийработатьсиллюстративнымматериалом(фото, схемы). Устный
опрос, письменный опрос, фронтальная беседа.
Оценка результатов выполнения заданий дифференцированного зачета.
ОК 02.
Задания, направленные на формирование знаний обосновах
строительства.
Задания,
направленные
на
формирование
уменийустанавливатьпричинно-следственныесвязи.
Задания,
направленные на формирование умений проводить поиск информации
шисьменных источниках. Задания, направленные на формирование
уменийработатьсиллюстративнымматериалом(фото, схемы). Устный
опрос, письменный опрос, фронтальная беседа.
Оценка результатов выполнения заданий дифференцированного зачета.
ОКОЗ.
Задания, направленные на формирование знаний обосновах
строительства.
Задания,
направленные
на
формирование
уменийустанавливатьпричинно-следственныесвязи.
Задания,
направленные на формирование умений проводить поиск информации
шисьменных источниках. Задания, направленные на формирование
уменийработатьсиллюстративнымматериалом(фото, схемы). Устный
опрос, письменный опрос, фронтальная беседа.
Оценка результатов выполнения заданий дифференцированного зачета.
ОК04. ЛР07
Задания, направленные на формирование знаний обосновах
строительства.
Задания,
направленные
на
формирование
уменийустанавливатьпричинно-следственныесвязи.
Задания,
направленные на формирование умений проводить поиск информации
шисьменных источниках. Задания, направленные на формирование
уменийработатьсиллюстративнымматериалом(фото, схемы). Устный
опрос, письменный опрос, фронтальная беседа.
Оценка результатов выполнения заданий дифференцированного зачета.
ОК 05.
Задания, направленные на формирование знаний обосновах
строительства.
Задания,
направленные
на
формирование
уменийустанавливатьпричинно-следственныесвязи.
Задания,
направленные на формирование умений проводить поиск информации
шисьменных источниках. Задания, направленные на формирование
уменийработатьсиллюстративнымматериалом(фото, схемы). Устный
опрос, письменный опрос, фронтальная беседа.
Оценка результатов выполнения заданий дифференцированного зачета.
ОК
06. Задания, направленные на формирование знаний обосновах
ЛР01,03,05,08,11,12 строительства.
Задания,
направленные
на
формирование
уменийустанавливатьпричинно-следственныесвязи.
Задания,
направленные на формирование умений проводить поиск информации
шисьменных источниках. Задания, направленные на формирование

ОК07

уменийработатьсиллюстративнымматериалом(фото, схемы). Устный
опрос, письменный опрос, фронтальная беседа.
Оценка результатов выполнения заданий дифференцированного зачета.
Задания,
направленные на формирование знаний обосновах
строительства.
Задания,
направленные
на
формирование
уменийустанавливатьпричинно-следственныесвязи.
Задания,
направленные на формирование умений проводить поиск информации
шисьменных источниках. Задания, направленные на формирование
уменийработатьсиллюстративнымматериалом(фото, схемы). Устный
опрос, письменный опрос, фронтальная беседа.
Оценка результатов выполнения заданий дифференцированного зачета.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».