ОПД.17 Арбитражный процесс, 2023

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Свердловской области

«Камышловский гуманитарно-технологический техникум»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОПД.17 «АРБИТРАЖНЫЙ ПРОЦЕСС»

для специальности СПО
40.02.01 «Право и организация социального обеспечения»
Форма обучения - очная
Срок обучения - 2 года 10 мес. на базе основного общего образования
Профиль получаемого профессионального образования:
социально-экономический

Камышлов, 2023
1

Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного
стандарта по специальности среднего профессионального образования 40.02.01 «Право и
организация социального обеспечения» (Приказ МОН РФ от 12.05.2014 г. N 508 «Об
утверждении ФГОС СПО по специальности 40.02.01 Право и организация социального
обеспечения»).
Учебная дисциплина «Арбитражный процесс» относится к вариативной части
профессионального цикла и направлена на выработку умений применения в практической
деятельности полученных знаний и норм арбитражного процессуального права при разрешении
споров между различными субъектами в сфере предпринимательской деятельности и
экономических отношений.

Разработчик: Чудинова Елена Васильевна - преподаватель высшей квалификационной
категории Государственного автономного профессионального образовательного учреждения
Свердловской области «Камышловский гуманитарно-технологический техникум»

Рассмотрена на заседании предметной (цикловой) комиссии педагогических работников
профессиональных дисциплин ГАПОУ СО «КГТТ»
Председатель

л

Ж-

Е.В.Чудинова

СОГЛАСОВАНО:
Зам ее^тель директора по УПР
Н.А. Польдяева
СОГЛАСОВАНО:
Заместитель директора по УМР
Т.А.Мадыгина

2

СО Д ЕРЖ А Н И Е

1. Паспорт программы учебной дисциплины .............................................................................

4

2. Структура и содержание учебной дисциплины ......................................................................

6

3. Условия реализации программы учебной дисциплины .......................................................

10

4. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины ......................................

11

5. Лист изменений и дополнений, внесённых в рабочую программу....................................

13

3

1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1. Область применения программы:
Программа
учебной дисциплины
является
частью
основной
профессиональной
образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 40.02.01. «Право и
организация социального обеспечения».
Программа
учебной дисциплины
может
быть
использована
в
дополнительном
профессиональном образовании и профессиональной подготовке, в которых предусмотрено
освоение знаний и умений в области арбитражного процесса.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной
программы:
дисциплина
«Арбитражный
процесс»
является
общепрофессиональной
дисциплиной профессионального цикла.
1.3. Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины:
Целью преподавания курса «Арбитражный процесс» является приобретение студентами
необходимых теоретических и практических знаний в области арбитражного законодательства.
В процессе преподавания учебной дисциплины и самостоятельного изучения её студентами на
основе комплексного подхода к
обучению должны решаться следующие задачи:
образовательная — вооружить
студентов знаниями по арбитражному процессу,
определяющему основы обеспечения в Российской Федерации права на защиту интересов
юридических
и
физически
лиц;
- практическая - выработать у студентов навыки и умения по применению в практической
деятельности
полученных
знаний
арбитражного
процесса;
- воспитательная - формировать у студентов убеждённость в том, что вопросы правового
регулирования споров в арбитражном процессе относятся к числу важных в социальноэкономической жизни.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
применять на практике нормы арбитражно-процессуального права;
составлять различные виды арбитражно-процессуальных документов;
применять нормативные правовые акты при разрешении практических ситуаций;
анализировать
правовое
содержание
институтов
арбитражного
процессуального
законодательства, их особенности, содержание правовых актов арбитражного процесса и
применять их положения на практике.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации;
- порядок судебного разбирательства, обжалования, исполнения и пересмотра постановлений
арбитражных судов;
- формы защиты прав граждан и юридических лиц в сфере экономической деятельности;
виды и порядок арбитражного судопроизводства;
- основные стадии арбитражного процесса;
- понятие арбитражных правоотношений;
- предмет, метод, источники арбитражного процессуального права;
- систему арбитражных судов;
- формы реализации прав физических и юридических лиц на судебную защиту;
правила судебной защиты нарушенных прав в сфере предпринимательской и иной
экономической деятельности.
4

1.4. Результатом освоения дисциплины является определенный этап сформированности
следующих профессиональных и общих компетенции:
Код
Наименование компетенций
ПК 1.1. Осуществлять профессиональное толкование нормативных правовых актов для
реализации прав граждан в сфере пенсионного обеспечения и социальной защиты.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них
ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного
выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной
деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством,
потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат
выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития,
заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях постоянного изменения правовой базы.
ОК 12. Проявлять нетерпимость к коррупционному поведению.

1.5. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
и максимальной учебной нагрузки обучающегося- 48 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 32 часа;
самостоятельной работы обучаю щ егося-16 часов.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

48

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

32

в том числе:
практические занятия

6

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

16

Итоговая аттестация по текущей успеваемости

5

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины

Наименование
разделов и тем

Содержание учебного материала, практические работы, самостоятельная
работа
Обучающихся

Объем
часов

Уровень
освоения

ОК 3-9, 12;
ПК 1.1

48
Содержание учебного материала
Тема 1.
История становления
Становление и развитие арбитражных судов в России. Современная судебная
арбитражных судов в
система в Российской Федерации. Задачи и функции арбитражного процесса.
России. Система,
Разрешение коммерческих споров за рубежом. Влияние международного права на
задачи и функции
экономическое правосудие в России.
арбитражных судов
Самостоятельная работа
Работа с положениями ФКЗ «О судебной системе РФ» и ФКЗ «Об арбитражных судах в РФ»,
составление схем, отражающих систему арбитражных судов РФ, структуру ВАС РФ, ФАСО,
апелляционных арбитражных судов и арбитражных судов субъектов.
Содержание учебного материала
Арбитражный процесс, его понятие и стадии. Предмет арбитражного
процессуального права. Соотношение арбитражного процессуального права с
Тема 2.
иными отраслями российского законодательства. Источники арбитражного
Понятие и предмет
процессуального права. Организационные (судоустройственные) и
арбитражного
функциональные (судопроизводственные) принципы арбитражного
процессуального
процессуального права.
права. Источники и
Принципы законности, отправления правосудия арбитражным судом,
принципы
независимости судей арбитражного суда, равенства организаций и граждан перед
арбитражного
законом и судом, гласности, государственного языка арбитражного
процессуального
судопроизводства.
права
Принципы диспозитивности, состязательности, процессуального равноправия
сторон, сочетание устности и письменности в процессе, непосредственности.
Самостоятельная работа
Провести сравнительный анализ принципов арбитражного и гражданского процессуального права.
Содержание учебного материала
Тема 3.
Подведомственность Понятие компетенции арбитражного суда. Основные критерии
подведомственности дел. Виды подведомственности арбитражным судам.
и подсудность дел

2

Формируемые
О К ,П К

1

2

2

1

2

4

3
6

арбитражных судов.
Участники
арбитражного
процесса

Коллизии подведомственности и порядок их разрешения. Подсудность дел
арбитражным судам (понятие и виды). Процессуально-правовые последствия
несоблюдения правил подсудности. Участники арбитражного процесса.
Представительство.
Практическое занятие
Решение задач и практических ситуаций по вопросам темы (определение
подведомственности и подсудности дел, правового статуса участников
арбитражного процесса, представителей). Деловая игра.
Самостоятельная работа
Исследование судебной практики по вопросам темы. Подготовка к практическому занятию
Содержание учебного материала
Исковая форма защиты прав в арбитражном процессе. Понятие иска, его
элементы и виды.

Тема 4.
Иск в арбитражном
процессе.
Доказательства и
доказывание.
Обеспечительные
меры в арбитражном
процессе. Судебные
расходы

2

2

Понятие доказательств, их классификация, относимость и допустимость средств
доказывания. Доказывание в арбитражном процессе и его стадии. Субъекты и
объекты доказывания. Распределение обязанностей по доказыванию. Виды
доказательств и их значение. Обеспечение доказательств. Осмотр и исследование
доказательств. Оценка достоверности и достаточности доказательств и её
правила. Судебные поручения в арбитражном процессе.
Понятие и значение обеспечительных мер. Классификация и признаки
обеспечительных мер. Обеспечение иска. Порядок применения обеспечительных
мер. Исполнение определения суда об обеспечении иска. Возмещение убытков,
причинённых неисполнением мер обеспечения иска. Защита ответчика против
обеспечительных мер.
Понятие и виды судебных расходов. Государственная пошлина, её размеры,
порядок уплаты. Освобождение от уплаты государственной пошлины и возврат.
Издержки, связанные с рассмотрением дела в арбитражном суде. Распределение
судебных расходов между сторонами. Отсрочка, рассрочка и уменьшение размера
судебных расходов. Судебный штраф.
Практическое занятие
Решение задач и практических ситуаций по вопросам темы (определение вида,
предмета, фактического и правового основания иска в арбитражном процессе;
определение обеспечительных мер арбитражного суда; определение размера

4

о

2

7

государственной пошлины с использованием НК РФ)
Самостоятельная работа
Работа с АП К РФ, Н К РФ (размеры государственной пошлины при обращении в арбитражные суды).
Составление искового заявления в арбитражный суд. Подготовка к практическому занятию.
Содержание учебного материала
Понятие,
виды и значение процессуальных сроков. Порядок исчисления,
Тема 5.
приостановления, восстановления и продления процессуальных сроков. Основные
Процессуальные
процессуальные сроки. Судебные извещения. Последствия пропуска
сроки. Судебные
процессуальных сроков. Непредставление отзыва на исковое заявление.
извещения.
Примирительные
процедуры. Мировое Способы (меры) примирения сторон судом. Сущность мирового соглашения.
Форма, содержание и порядок заключения мирового соглашения. Утверждение
соглашение
мирового соглашения.
Самостоятельная работа
Составление отзыва на исковое заявление, разработка проекта мирового соглашения
Содержание учебного материала
Судебное разбирательство в арбитражном суде первой инстанции.
Протоколирование судебного заседания. Судебные прения.
Тема 6.
Определения арбитражного суда, их понятие, виды и законная сила.
Судебное
Постановления арбитражного суда, понятие и виды. Решения арбитражного суда.
разбирательство в
Основные требования, предъявляемые к судебному решению. Формы окончания
арбитражном суде.
судебного
разбирательства без вынесения судебного решения.
Судебные акты
арбитражного суда
Практическое занятие
Решение задач и практических ситуаций по вопросам темы (анализ правильности
соблюдения норм АПК РФ при проведении судебного заседания и вынесении
решений и определений арбитражным судом)
Самостоятельная работа
Исследование судебной практики по вопросам темы Подготовка к практическому занятию
Содержание учебного материала
Тема 7.
Производство в судах Инстанционность в арбитражном процессе. Основные системы пересмотра
судебных актов в арбитражном процессе. Понятие апелляционного производства
апелляционной и
в арбитражном процессе. Право апелляционного обжалования и его субъекты.
кассационной
Производство в апелляционной инстанции и её полномочия. Основания к
инстанций.
Пересмотр судебных изменению или отмене решения в апелляционном порядке. Постановление
апелляционной инстанции.
актов в порядке

3

2

2

3

6

3

2

2

6

2

8

надзора. Исполнение
судебных актов
арбитражных судов

Понятие кассационного производства в арбитражном процессе. Право
кассационного обжалования и его субъекты. Производство в кассационной
инстанции и её полномочия. Основания к изменению или отмене решения в
кассационном порядке. Постановление кассационной инстанции.
Характеристика производства в порядке надзора как стадии арбитражного
процесса. Объект проверки в порядке надзора. Порядок принесения заявления и
представления в порядке надзора. Стадии надзорного производства. Сроки
рассмотрения. Полномочия Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ по
пересмотру дел в порядке надзора.
Общие правила исполнительного производства.

Самостоятельная работа
Подготовка апелляционной жалобы на решение арбитраэ/сного суда. Работа с положениями ФЗ «Об
исполнительном производстве»
Всего:

2
48

9

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета дисциплин
права.
Оборудование учебного кабинета:
посадочные места по количеству обучающихся;
рабочее место преподавателя;
шкафы для хранения дидактических материалов;
Технические средства обучения:
компьютер с лицензированным программным обеспечением;
экран и мультимедиапроектор.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий,
Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Нормативно-правовые акты:
1. Конституция Российской Федерации, принята 12 декабря 1993 г. (в последней
редакции)
2. Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. №1-ФКЗ «О судебной
системе
в
Российской
Федерации»
(в
последней
редакции)
3. Федеральный конституционный закон от 28 апреля 1995 г. №1-ФКЗ «Об арбитражных
судах
в
Российской
Федерации»
(в
последней
редакции)
4. Арбитражный процессуальный кодекс РФ от 24 июля 2002 г. №95-ФЗ (в последней
редакции)
5. Федеральный закон от 24 июля 2002 г. №100-ФЗ «О третейских судах в Российской
Федерации»
6. Федеральный закон от 21 июля 1997 г. №119-ФЗ «Об исполнительном производстве» (в
последней
редакции)
7. Гражданский процессуальный кодекс РФ от 14 ноября 2002 г. №138-Ф3 (в последней
редакции)
8. Федеральный закон от 26 октября 2002 г. №127-ФЗ «О несостоятельности
(банкротстве)»
(в
последней
редакции)
Перечень рекомендуемых учебных изданий
Основные источники:
1. Власов, А. А. Арбитражный процесс Российской Федерации : учебное пособие для
среднего профессионального образования / А. А. Власов. — М осква: Издательство
Юрайт, 2022. — 236 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-04678-6.
— Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL:
https://urait.ru/bcode/492328
2. Власов, А. А. Арбитражный процесс России : учебник и практикум для среднего
профессионального
образования /
А. А. Власов,
Н. А. Сутормин. —
Москва :
Издательство Юрайт, 2022. — 387 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5534-13558-9. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL:
https://urait.ru/bcode/496558
3. Григорьева, Т.А. Арбитражный процесс,- М.: НОРМА ,2013
Дополнительные источники:
10

Фомичева, Р. В. Меры по обеспечению исполнения решений в арбитражном процессе :
учебное пособие для вузов/ Р. В. Фомичева ; под редакцией Т. А. Григорьевой.—
М осква: Издательство Юрайт, 2 022.— 172 с .— (Высшее образование).— ISBN 978-5534-11007-4. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL:
https://urait.ru/bcode/495415
Информационные справочно-правовые системы:
«КонсультантПлюс», «Гарант» или другие.
Интернет-ресурсы:
http:// www.minjust.ru/
http:// www.vsrf.ru/
http:// www.arbitr.ru/
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль
и
оценка
результатов
освоения
дисциплины
осуществляется
преподавателем в процессе проведения практических занятий, устного и письменного
опроса, тестирования по основным темам курса
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания,
ОК, ПК)

Формы и методы контроля и оценки
результатов обучения

Умения:
- применять на практике нормы арбитражно­
процессуального права;
Решение правовых задач с использованием
- составлять различные виды арбитражно­
АПК РФ, иных нормативно-правовых
процессуальных документов;
актов и судебной практики
- применять нормативные правовые акты при
разрешении практических
ситуаций.
Знания:
- Арбитражный процессуальный кодекс
Российской Федерации;
- порядок судебного разбирательства,
обжалования, исполнения и пересмотра
постановлений арбитражных судов;
- формы защиты прав граждан и
юридических лиц в сфере экономической
деятельности;
- виды и порядок арбитражного
судопроизводства;
- основные стадии арбитражного процесса
ПК 1.1. Осуществлять профессиональное
толкование нормативных правовых актов для
реализации прав граждан в сфере
пенсионного обеспечения и социальной
защиты
ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски и
принимать решения в нестандартных
ситуациях и нести за них ответственность

Решение правовых задач с использованием
АПК РФ, иных нормативно-правовых
актов и судебной практики
Составление арбитражно-процессуальных
документов

Решение правовых задач с использованием
АПК РФ, иных нормативно-правовых
актов и судебной практики
Составление арбитражно-процессуальных
документов
Решение правовых задач с использованием
АПК РФ, иных нормативно-правовых
актов и судебной практики
11

OK 4. Осуществлять поиск и использование
информации, необходимой для
эффективного выполнения
профессиональных задач,
профессионального и личностного развития
ОК 5. Использовать информационно­
коммуникационные технологии в
профессиональной деятельности

ОК 6. Работать в коллективе и команде,
обеспечивать ее сплочение, эффективно
общаться с коллегами, руководством,
потребителями
ОК 7. Брать на себя ответственность за
работу членов команды (подчиненных),
результат выполнения заданий
ОК 8. Самостоятельно определять задачи
профессионального и личностного развития,
заниматься самообразованием, осознанно
планировать повышение квалификации
ОК 9. Ориентироваться в условиях
постоянного изменения правовой базы
ОК 12. Проявлять нетерпимость к
коррупционному поведению

Составление арбитражно-процессуальных
документов
Решение правовых задач с использованием
АПК РФ, иных нормативно-правовых
актов и судебной практики
Составление арбитражно-процессуальных
документов
Решение правовых задач с использованием
АПК РФ, иных нормативно-правовых
актов и судебной практики
Составление арбитражно-процессуальных
документов
Решение правовых задач в ходе деловой
игры с использованием АПК РФ, иных
нормативно-правовых актов и судебной
практики
Решение правовых задач в ходе деловой
игры с использованием АПК РФ, иных
нормативно-правовых актов и судебной
практики
Решение правовых задач с использованием
АПК РФ, иных нормативно-правовых
актов и судебной практики
Решение правовых задач с использованием
АПК РФ, иных; нормативно-правовых
актов и судебной практики
Решение правовых задач в ходе деловой
игры с использованием АПК РФ, иных
нормативно-правовых актов и судебной
практики

12

5 ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ, ВНЕСЁННЫХ В РАБОЧУЮ
ПРОГРАММУ*

№
п/п

№ пункта
рабочей
программы

Дата
внесения
изменений
и
дополнений

До
внесения
изменений и
дополнений

После
изменений и
дополнений

Дата и №
протокола
рассмотрения
цикловой
комиссией

Дата и №
протокола
рассмотрения
методическим
советом/
педагогическим
советом

13


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».