СОДЕРЖАНИЕ 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДИСЦИПЛИНЫ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ 4 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 5 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ 8 4. КОНТРОЛЬ И ДИСЦИПЛИНЫ ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ 11 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы: Рабочая программа учебной дисциплины ОП 13. «Кухня народов России» разработана в соответствии с ФГОС СПО по профессии 43.01.09 Повар, кондитер. Учебная дисциплина ОП 13. «Кухня народов России» относится к общепрофессиональным учебным дисциплинам, дополнительного профессионального блока. Учебная дисциплина ОП 13. «Кухня народов России» обеспечивает формирование общих и профессиональных компетенций по всем видам деятельности ФГОС СПО по профессии 43.01.09 Повар, кондитер. 1.2. Цели и планируемые результаты освоения дисциплины Таблица 1 Код ОК ОК 01 ОК 10 Умения Знания -Разрабатывать последовательность технологических операций при изготовлении национальных блюд - применять нормативную документацию по технологии кулинарной продукции национального ассортимента -Подбирать и рационально использовать сырьё соответствующее определённой национальной кухне -Оформлять и подавать блюда в соответствии с национальными традициями. - Основные способы, методы, приёмы, режимы механической и тепловой кулинарной обработки продуктов, использующихся национальными кухнями народов России; - Основные виды посуды, инвентаря кухонь народов России. -Ассортимент национальных блюд народов России, Особенности технологии приготовления и подачи блюд в национальных кухнях народов России; - Особенности преломления в народных традициях современных технологий кулинарного искусства. 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы Таблица 2 Объем часов Вид учебной работы Максимальная учебная нагрузка 38 Обязательная аудиторная учебная нагрузка в том числе: теоретическое обучение лабораторные работы практические занятия консультация 36 8 28 1 Промежуточная аттестация проводится в форме экзамена 4 1 2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Наименование разделов и тем 1 Тема 1. Этапы развития русской кухни Тема 2. Особенности технологии приготовления и ассортимент продукции русской кухни Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся 2 Содержание учебного материала Этапы развития русской кухни: IX-XIII в. в. – древнерусская кухня; XIII-XVII в. в. – кухня Московского государства; XVIII в. - кухня петровскоекатерининского периода; 60-е годы XVIII-начало XIXв – петербургская кухня; вторая половина XIXв – реформа русской кухни при активном участии французских поваров; XXв – советский период; новый этап в становлении русской кухни- со времён распада Советского Союза. Содержание учебного материала Традиции, режим питания, особенности кухни и кулинарные предпочтения. Технология приготовления холодных блюд и закусок. Особенностиприготовления горячих закусок, супов, вторых блюд. Ассортимент Сладких блюд (десертов) и напитки. Особенности оформления и подачи блюд и напитков. В том числе, практических занятий 1.« Особенность русской национальной кухни» 2.«Технология приготовления русских щей и каши пшенной» 3.« Обилие и разнообразие продуктов, используемых для приготовления блюд Русской кухни» Объём часов 3 1 Коды компетенций, формированию которых способствует элемент программы 5 ОК 1-3, ОК 5-9 7 ОК 1-3, ОК 5-10 6 5 Наименование разделов и тем 1 Тема 3. Особенности технологии и ассортимент блюд народов Башкирии и Чувашии Тема 4. Особенности технологии и ассортимент блюд народов Кабардино – Балкарии и Татарстана Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся 2 Содержание учебного материала Традиции, обычаи, режим питания, особенности кухни Башкирии, Чувашии и кулинарные предпочтения. Классификация и ассортимент холодных блюд и закусок. Технология приготовления супы, вторые блюда. Разнообразие сладких блюд и напитков. Особенности оформления и подачи блюд и напитков. В том числе, практических занятий 1.Составить технологические карты приготовления блюд по выбору. Содержание учебного материала Традиции, обычаи, режим питания, особенности кухни Кабардино – Балкарии и Татарстана и кулинарные предпочтения. Особенность добавления приправы и специй. Классификация и ассортимент холодных блюд и закусок. Технология приготовления супы, вторые блюда. Разнообразие сладких блюд и напитков. Особенности оформления и подачи блюд и напитков. В том числе, практических занятий 1.Составить технологические карты приготовления блюд по выбору. 2.Презентавать презентацию на тему: «Обилие и разнообразие продуктов, используемых для приготовления блюд Кабардино – Балкарии и Татарстана. Объём часов 3 4 Коды компетенций, формированию которых способствует элемент программы 5 ОК 1-3, ОК 5-10 3 8 ОК 1-3, ОК 5-10 6 6 Наименование разделов и тем 1 Тема 5. Особенности технологии приготовления и ассортимент блюд народов Карелии, Калмыкии Тема 6. Особенности технологии приготовления и ассортимент блюд народов Якутии Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся 2 Содержание учебного материала Традиции, обычаи, режим питания, особенности кухни Карелии, Калмыкии и кулинарные предпочтения. Классификация и ассортимент холодных блюд и закусок. Технология приготовления супы, вторые блюда. Разнообразие сладких блюд и напитков. Особенности оформления и подачи блюд и напитков. В том числе, практических занятий 1.Составить технологические карты приготовления блюд по выбору. 2.Составить технологические карты приготовления напитков. 3. Приготовление блюд. Содержание учебного материала Традиции, обычаи, режим питания, особенности кухни Якутии и кулинарные предпочтения. Классификация и ассортимент холодных блюд и закусок. Технология приготовления супы, вторые блюда. Разнообразие сладких блюд и напитков. Особенности оформления и подачи блюд и напитков. В том числе, практических занятий 1.Составить технологические карты приготовления сладких блюд по выбору. 2.Составить технологические карты приготовления напитков. 3.Защитить презентация на тему « Разнообразие вторых горячих блюд Якутии» 4.Приготовление блюд. Консультация Промежуточная аттестация в форме экзамена Всего Объём часов 3 8 Коды компетенций, формированию которых способствует элемент программы 5 ОК 1-3, ОК 5-10 6 8 ОК 1-3, ОК 5-10 6 1 1 38 7 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3.1. Материально-техническое обеспечение реализации программы учебной дисциплины. Реализация учебной дисциплины осуществляется с использованием материальнотехнической базы, обеспечивающей проведение всех видов учебных занятий обучающихся, предусмотренных программой учебной дисциплины и соответствующей действующим санитарным и противопожарным правилам и нормам: Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета: 1. Рабочее место преподавателя 2. Рабочие места обучающихся 3. Таблицы, схемы 4. Технологические карты 5. Плакаты 6. Посуда для подачи Технические средства обучения: 1. ПК 2. Ноутбук 3. Мультимедийный проектор 3.2. Информационное обеспечение обучения Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы, рекомендуемые для использования в образовательном процессе. 3.2.1. Печатные издания 1. Усов В.В. Русская кухня: Блюда из овощей, грибов, молока и яиц, круп и муки. Выпечка: учеб. Пособие для студ. Сред. Проф. Образования / В.В. Усов. – М.: Издательский центр «Академия», 2012.- 416 с. 2. Русское застолье (Кулинарные рецепты от русских писателей),- М.: Изд-во ЭКСМОПресс, 2015. – 304 с., илл. 3. Православная кулинария: В 2 кн.Кн. 1 / Сост. Л.И. Ничипопович. – Мн.: Харвест, 1915. – 592 с. 4. Православная кулинария: В 2 кн.Кн. 2 / Сост. Л.И. Ничипопович. – Мн.: Харвест, 1915. – 592 с. 5. Габаев А.Х., Мамедов Н.В., Хатранова Т.А., Кабаидзе С.В. Кухня народов Кавказа / Ростов н/Д: «Феникс», 2002. – 424 с. 6. Сюткины О. и П. Непридуманная история русской кухни – М., АСТ, 2012 7. Сюткина О. Непридуманная история советской кухни-М, АСТ, 2013 8. Сырников М. Настоящая русская еда-М,ЭКСМО,2010 9. Ковалёв Н.И. Русская кухня: учебное пособие для ВУЗов/ Н.И. Ковалёв, М.Н. Кутина, Н.Я. Карцев-М., Деловая литература,2000 10. Похлёбкин В.В. Большая энциклопедия кулинарного искусства: все рецепты В.В.Похлёбкина: энциклопедия. Авт. Похлёбкин В.В., Худож И.,Озеров А.-М., Центрополиграф, 2003 11. Рецепты мировой кухни: русская кухня, европейская кухня, восточная кухня. Кухня стран Америки, кухня Австралии: производственно-практическое издание. Автор-составитель Н.А. Передей – М., Вече, 2004 12. Сбитнева Е.М. Лучшие блюда народов СССР, М., Вече, 2004 8 3.2.2. Электронные издания: www.millionmenu.ru/ кулинария Миллион меню www.supercook.ru/большая российская кулинария www.eda-recepty.com- национальная кухня народов СайтOn–lineбиблиотеки [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.bestlibrary.ru. – (дата обращения 01.08.2016) Научная библиотека МГУ[Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.lib.msu.su/. – (дата обращения 01.08.2016) Сайт ГАПОУ ТО «Тюменский техникум индустрии питания, коммерции и сервиса» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: mck.ttipkis.ru/mk.html#demo 3.2.3. Дополнительные источники: 1. Андросов, В.П. Производственное обучение профессии «Повар»: в четырех частяхТекст /В. П. Андросов, Т.В Пыжова, Л. В Овчинникова. Часть 4: блюда из яиц итворога, сладкие блюда и горячие напитки, блюда лечебного питания, изделия из дрожжевого теста. – М: Издательский центр: Академия, 2014 – 160с. 2. Самородова, И. П. Организация процесса приготовления и приготовление полуфабрикатов для сложной кулинарной продукции / И. П. Самородова.- М: Академия, 2015. 191 с. 3. Технология приготовления пищи: учебное пособие / В.И. Богушева. - 2-е изд., стер. Ростов н/Д: Феникс, 2015. - 374 с. 9 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ Результаты обучения ЗНАТЬ: Основные способы, методы, приёмы, режимы механической и тепловой кулинарной обработки продуктов, использующихся национальными кухнями народов России; - основные виды посуды, инвентаря кухонь народов России. -Ассортимент национальных блюд народов России, - особенности технологии приготовления и подачи блюд в национальных кухнях народов России; - особенности преломления в народных традициях современных технологий кулинарного искусства УМЕТЬ: -Разрабатывать последовательность технологических операций при изготовлении национальных блюд - применять нормативную документацию по технологии кулинарной продукции национального ассортимента -Подбирать и рационально использовать сырьё соответствующее определённой национальной кухне -Оформлять и подавать блюда в соответствии с национальными традициями Критерии оценки - полнота ответов, точность формулировок, не менее 70% правильных ответов; - не менее 61% правильных ответов; - актуальность темы, адекватность результатов поставленным целям, полнота ответов, точность формулировок, адекватность применения профессиональной терминологии; - не менее 61% правильных ответов Формы контроля и методы оценки Текущий контроль при проведении: -письменного/устного опроса; -тестирования; -оценки результатов внеаудиторной (самостоятельной) работы (докладов, рефератов, презентаций и т.д.); Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета в виде: -тестирования. 10