ОП.16 ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ И ОСНОВЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ,2023

СОДЕРЖАНИЕ
1.
2.
3.
4.

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ
СТРУКТУРА
И
СОДЕРЖАНИЕ
УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

стр. 4
стр. 14
стр. 18
стр. 19

4

1.ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ И ОСНОВЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины «Финансовая грамотность и основы
предпринимательской деятельности» является частью основной профессиональной
образовательной программы по профессии СПО: "Повар, кондитер".
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной
образовательной программы: учебная дисциплина «Финансовая грамотность и основы
предпринимательской деятельности» относится к дополнительному профессиональному
блоку. Часы на данную дисциплину выделены из вариативной части ОПОП.

Код
компетенции

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения
учебной дисциплины:
Цели учебной дисциплины:
 приобретение знаний о существующих в России финансовых институтах и финансовых
продуктах, а также о способах получения информации об этих продуктах и институтах из
различных источников;
 развитие умения использовать полученную информацию в процессе принятия решений
о сохранении и накоплении денежных средств, при оценке финансовых рисков, при
сравнении преимуществ и недостатков различных финансовых услуг в процессе выбора;
 формирование знаний о таких способах повышения благосостояния, как
инвестирование денежных средств, использование пенсионных фондов, создание
собственного бизнеса.
Освоение содержания учебной дисциплины «Финансовая грамотность и основы
предпринимательской деятельности» обеспечивает достижение обучающимися
Формулировка
компетенции

Знания, умения

ОК 01 Выбирать
способы Умения: распознавать задачу и/или проблему в
решения
задач профессиональном
и/или
социальном
контексте;
профессиональной
анализировать задачу и/или проблему и выделять её
деятельности,
составные части; определять этапы решения задачи;
применительно
к выявлять и эффективно искать информацию, необходимую
различным
для решения задачи и/или проблемы; составить план
контекстам
действия; определить необходимые ресурсы; владеть
актуальными методами работы в профессиональной и
смежных сферах; реализовать составленный план;
оценивать результат и последствия своих действий
(самостоятельно или с помощью наставника)
следующих результатов:

5

Знания: актуальный профессиональный и социальный
контекст, в котором приходится работать и жить; основные
источники информации и ресурсы для решения задач и
проблем в профессиональном и/или социальном контексте.
алгоритмы выполнения работ в профессиональной и
смежных областях; методы работы в профессиональной и
смежных сферах; структуру плана для решения задач;
порядок
оценки
результатов
решения
задач
профессиональной деятельности.
ОК 02 Осуществлять поиск, Умения: определять задачи для поиска информации;
анализ
и определять
необходимые
источники
информации;
интерпретацию
планировать процесс поиска; структурировать получаемую
информации,
информацию; выделять наиболее значимое в перечне
необходимой
для информации;
оценивать
практическую
значимость
выполнения
задач результатов поиска; оформлять результаты поиска
профессиональной
Знания: номенклатура информационных источников,
деятельности
применяемых в профессиональной деятельности; приемы
структурирования информации; формат оформления
результатов поиска информации
ОК 03 Планировать
и Умения: определять актуальность нормативно-правовой
реализовывать
документации
в
профессиональной
деятельности;
собственное
применять современную научную профессиональную
профессиональное и терминологию; определять и выстраивать траектории
личностное развитие. профессионального развития и самообразования
Знания: содержание актуальной нормативно-правовой
документации; современная научная и профессиональная
терминология; возможные траектории профессионального
развития и самообразования
ОК 04 Работать
в Умения: организовывать работу коллектива и команды;
коллективе
и взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами
команде, эффективно в ходе профессиональной деятельности.
взаимодействовать с Знания:
психологические
основы
деятельности
коллегами,
коллектива, психологические особенности личности;
руководством,
основы проектной деятельности
клиентами.
ОК 05 Осуществлять
Умения: грамотно излагать свои мысли и оформлять
устную
и документы
по
профессиональной
тематике
на
письменную
государственном языке, проявлять толерантность в
коммуникацию
на рабочем коллективе
государственном
Знания: особенности социального и культурного
языке
с
учетом контекста; правила оформления документов и построения
особенностей
устных сообщений.
социального
и
культурного
контекста.
ОК 06 Проявлять
Умения: описывать значимость своей профессии;
гражданскоприменять стандарты антикоррупционного поведения

6

патриотическую
Знания: сущность гражданско-патриотической позиции,
позицию,
общечеловеческих
ценностей;
значимость
демонстрировать
профессиональной деятельности по профессии; стандарты
осознанное
антикоррупционного поведения и последствия его
поведение на основе нарушения
традиционных
общечеловеческих
ценностей,
Знания: правила экологической безопасности при ведении
применять стандарты
профессиональной деятельности; основные ресурсы,
антикоррупционного
задействованные в профессиональной деятельности; пути
поведения
обеспечения ресурсосбережения.

ОК 09 Использовать
информационные
технологии
профессиональной
деятельности

Знания: роль физической культуры в общекультурном,
профессиональном и социальном развитии человека;
основы
здорового
образа
жизни;
условия
профессиональной деятельности и зоны риска физического
здоровья для профессии; средства профилактики
перенапряжения.
Умения:
применять
средства
информационных
технологий для решения профессиональных задач;
в использовать современное программное обеспечение
Знания:
современные
средства
и
устройства
информатизации; порядок их применения и программное
обеспечение в профессиональной деятельности.

Знания: правила построения простых и сложных
предложений на профессиональные темы; основные
общеупотребительные
глаголы
(бытовая
и
профессиональная лексика); лексический минимум,
относящийся к описанию предметов, средств и процессов
профессиональной
деятельности;
особенности
произношения; правила чтения текстов профессиональной
направленности
ОК 11 Использовать знания Умения:
выявлять
достоинства
и
недостатки
по
финансовой коммерческой идеи; презентовать идеи открытия
грамотности,
собственного дела в профессиональной деятельности;
планировать
оформлять бизнес-план; рассчитывать размеры выплат по
предпринимательску процентным ставкам кредитования;
ю деятельность в определять
инвестиционную
привлекательность
профессиональной
коммерческих идей в рамках профессиональной
сфере
деятельности; презентовать бизнес-идею; определять
источники финансирования
Знание: основы предпринимательской деятельности;
основы финансовой грамотности; правила разработки
бизнес-планов;
порядок выстраивания презентации; кредитные банковские
продукты

7

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 36 часа, в том числе:
 обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 36 часов;
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Максимальная учебная нагрузка (всего)
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
в том числе:
практические занятия
контрольные работы
Текущий контроль

Объем часов
36
36
26

8

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Основы финансовой грамотности»
Наименование разделов
и тем
1
Раздел 1.
Основы финансовой
грамотности.
Тема 1.1.
Банковская система
России.

Тема 1.2.
Фондовый рынок.

Тема 1.3.
Страхование.

Тема 1.4.
Налоги.
Тема 1.5.
Пенсионное страхование.
Тема 1.6.
Финансовые механизмы
работы фирмы.
Тема 1.7.

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия,
самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект)
(если предусмотрены)
2

Содержание учебного материала
1. Банковская система России.
Текущие счета и дебетовые карты.
2. Сберегательные вклады.
Кредиты. Услуги банков.
Практические занятия
1. Решение задач.
Практическая работы
1. Практическая работа № 1 «Банки».
Содержание учебного материала
1. Риск и доходность.
Облигации. Акции.
2. Фондовая биржа. Рынок FOREX.
Содержание учебного материала
1. Страхование имущества.
2. Страхование здоровья и жизни.
Практические занятия
1. «Страхование».
Содержание учебного материала
1. Налоги. Налоговая декларация.
Содержание учебного материала
1. Обязательное и добровольное пенсионное страхование.
Содержание учебного материала
1. Взаимоотношения работодателя и сотрудников.
Эффективность компании, банкротство и безработица.
Содержание учебного материала

Объем часов

3

1
1

2
2
2

2

2
2
1
1

9

Бизнес и основы
предпринимательской
деятельности

Тема 1.8.
Финансовые риски.

1. Успех организации. Бизнес. Предпринимательская деятельность.
2. Теоретические основы бизнеса.
Практические занятия
1. Решение задач.
2. Оформление пакета документов для открытия ИП, регистрация самозанятых граждан.
3. Документооборот в индивидуальном предпринимательстве.
Содержание учебного материала
1. Контроль рисков собственных сбережений.
2. Экономические кризисы.
3. Финансовое мошенничество.
Практические занятия
1. Описание и анализ одного из экономических кризисов по предложенной ситуации.

2
4
2
4
2
2

4
36

10

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Материально-техническое обеспечение дисциплины
Для реализации программы дисциплины имеется учебный кабинет экономики.
Оборудование учебного кабинета:
- рабочее место преподавателя;
- посадочные места по количеству обучающихся;
Технические средства обучения:
- мультимедийный проектор;
- ноутбук;
- экран;
- аудиовизуальные средства – схемы и рисунки к лекциям в виде слайдов и электронных
презентаций;
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной
литературы
Основные источники:
1. Абаев А. Л. Исследование поведения потребителей финансовых услуг: ответственное
отношение к получению кредита / А. Л. Абаев, Л. А. Корчагова // Практический
маркетинг. - 2019. - № 9. - С. 19-24.
2. Архипов А. П. О востребованности страхования в обществе / А. П. Архипов, Е. В.
Коломин // Страховое дело. - 2019. - № 2.
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется
преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также
выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Освоение
содержания
учебной
дисциплины обеспечивает достижение
обучающимися следующих результатов:
 личностных:
 гражданская позиция активного и
ответственного члена российского
общества, осознающего как своё право
на получение банковского вклада в
размере страхового лимита, так и свою
обязанность возвращать кредиты;
 владение навыками сотрудничества
со сверстниками и взрослыми в
образовательной,
учебно-

Формы и методы контроля и оценки
результатов обучения
Устный опрос, экспертное наблюдение в
ходе практических работ; отчеты по
практическим работам; письменный опрос;
тестирование;
оценка
выполнения
внеаудиторной самостоятельной работы.

11

исследовательской деятельности и
жизни семьи;
 ответственное отношение к семье стремление
к
повышению
её
благосостояния путём правильного
использования
услуг
финансовых
организаций и осознанного неприятия
рисков, связанных с получением этих
услуг;
 понимание устройства банковской
системы в России, её значимости для
каждого человека;
 осознание того, что вступление в
отношения
с
банком
должно
осуществляться не спонтанно, под
воздействием
рекламы,
а
по
действительной необходимости и со
знанием способов взаимодействия;
 понимание
сути
банковских
вкладов и зависимости доходности от
многих условий;
 понимание необходимости оценки
своего финансового состояния и
возможностей при взятии кредита как
дополнительного
финансового
обязательства;
 понимание
сути
кредита
и
основных условий кредитования;
 понимание того, к чему может
привести
неисполнение
своих
кредитных
обязательств
и
как
уменьшить риски;
 осознанное
неприятие
рисков,
связанных с игрой на рынке FOREX;
 осознание того, что деньги могут
работать и приносить доход;
 понимание возможной доходности
и
рискованности
осуществления
операций на фондовом рынке;
 готовность к образованию, в том
числе
самообразованию,
при
осуществлении каких - либо операций
на фондовом рынке;
 осознание того, что инвестирование
средств в фондовый рынок требует
серьёзной работы и анализа, а также
постоянного внимания, чтобы вовремя
уловить важные изменения;
 понимание
того,
что
инвестиционные риски выше, чем
риски по банковским вкладам;
 гражданская
позиция
ответственного члена российского
12

общества, осознающего свои права на
получение налоговых вычетов и
обязанность
платить
налоги,
уважающего закон и правопорядок;
 нравственное сознание и поведение
в
отношении
уплаты
налогов,
основанное на понимании того, на что
идут налоги в государстве;
 ответственное отношение к семье,
связанное
с
пониманием
необходимости своевременной уплаты
налогов и осознанным неприятием
рисков, связанных с их неуплатой;
 гражданская позиция активного и
ответственного члена российского
общества, осознающего как своё право
на получение пенсии, так и обязанность
получать не «серую», а официальную
зарплату;
 бережное,
ответственное
и
компетентное отношение к своему
здоровью посредством инвестирования
в него денежных средств, в том числе с
использованием такой услуги, как
добровольное
медицинское
страхование;
 готовность к самостоятельной,
творческой
и
ответственной
деятельности по нахождению способов
увеличения своей будущей пенсии;
 осознание того, что нужно не
только полагаться на государственную
пенсионную систему, но и создавать
свои программы накопления средств на
старость, в том числе используя
страхование жизни;
 понимание существования рисков в
окружающем мире и возможности их
снижения через систему страхования;
 осознание того, что человек может
сам повлиять на своё будущее;
 осознанный
выбор
будущей
профессии и возможностей реализации
собственных
жизненных
планов;
отношение
к
профессиональной
деятельности как возможности участия
в решении личных и общественных
проблем;
 гражданская позиция активного и
ответственного члена российского
общества, осознающего права и
обязанности
наёмного
работника,
уважающего закон и правопорядок,
13

обладающего чувством собственного
достоинства;
 готовность и способность к
образованию,
в
том
числе
самообразованию, на протяжении всей
жизни; сознательное отношение к
непрерывному
образованию
как
условию успешной профессиональной
деятельности и роста личных доходов;
 владение
этикой
трудовых
отношений;
 понимание
роли
финансового
менеджмента в условиях современной
российской экономики и важности
ведения
правильной
бухгалтерии
фирмы;
 понимание причин банкротства
фирм для осознанного принятия
решения о дальнейшем сотрудничестве
с данной фирмой;
 понимание роли профсоюзов в
улучшении
положения
наёмных
работников и связи деятельности
профсоюзов с безработицей;
 владение навыками сотрудничества
со сверстниками и взрослыми при
реализации групповых проектов;
 способность к творческой и
ответственной
деятельности
при
разработке бизнес-планов;
 ответственное отношение к семье,
выражающееся
в
понимании
рискованности занятия бизнесом и
возможности потерпеть неудачу;
 осознанный
выбор
будущей
профессии и возможностей реализации
собственных жизненных планов через
понимание
сложности
и
ответственности занятия бизнесом;
 гражданская
позиция
члена
российского общества, осознающего не
только
свои
права,
но
и
ответственность перед другими людьми
за
возможное
непредумышленное
нанесение им материального ущерба
через
страхование
гражданской
ответственности;
 готовность к труду и образованию,
в том числе самообразованию, на
протяжении всей жизни как условию
успешной
предпринимательской
деятельности;
 осознание
необходимости
14



продуманного начала своей бизнес деятельности;
 гражданская
позиция
ответственного члена российского
общества, уважающего закон и не
поддающегося на уловки финансовых
мошенников;
 ответственное отношение к своей
семье, основанное на понимании
наличия
финансовых
рисков
в
современной
экономике
и
необходимости иметь финансовую
подушку безопасности на случай
чрезвычайных жизненных ситуаций;
 понимание необходимости быть
осторожным в финансовой сфере,
проверять поступающую информацию
из различных источников (из рекламы,
от граждан, из учреждений);
 осознание
того,
что
деньги
необходимо хранить в надёжном месте;
 понимание того, как строятся
финансовые пирамиды и как не
попасться
на
предложения
их
организаторов;
метапредметных:
 организовывать
собственную
деятельность,
выбирать
типовые
методы
и
способы
выполнения
профессиональных задач, оценивать их
эффективность и качество;
 принимать решения в стандартных
и нестандартных ситуациях и нести за
них ответственность;
 осуществлять
поиск
и
использование
информации,
необходимой
для
эффективного
выполнения профессиональных задач,
профессионального и личностного
развития;
 использовать
информационнокоммуникационные
технологии
в
профессиональной деятельности;
 работать в коллективе и команде,
эффективно общаться с коллегами,
руководством, потребителями;
 брать на себя ответственность за
работу членов команды (подчинённых),
результат выполнения заданий;
 самостоятельно определять задачи
профессионального и личностного
развития,
заниматься
самообразованием,
осознанно
15

планировать повышение квалификации;
 пользоваться
разнообразными
финансовыми
услугами,
предоставляемыми
банками,
для
повышения своего благосостояния;
 оценивать надёжность банка;
 сравнивать условия по вкладам для
выбора
наиболее
оптимального
варианта
для
решения
своих
финансовых задач;
 оценивать
необходимость
использования кредитов для решения
своих финансовых проблем и проблем
семьи и связанные с этим риски;
 оценивать
необходимость
приобретения жилья в ипотеку и
выбирать подходящий вариант;
 принимать
решение
о
необходимости
инвестирования
денежных средств тем или иным
способом;
 соотносить доходность и риск при
размещении сбережений в банках и
паевых
инвестиционных
фондах
(ПИФах);
 различать средства граждан в
банках,
которые
застрахованы
Системой страхования вкладов (ССВ),
от
тех
средств,
которые
не
застрахованы ССВ;
 учитывать
сумму
страхового
лимита при размещении денежных
средств на банковских депозитах;
 обращаться
за
страховым
возмещением по вкладу или текущему
счёту, если у их банка отозвали
лицензию;
 пользоваться своими банковскими
картами по всему миру;
 не путать дебетовую карту с
кредитной;
 использовать банковскую карту для
оплаты в торговых точках;
 использовать банковскую карту для
оплаты покупок в Интернете;
 пользоваться банкоматами;
 различать вклад с капитализацией
процентов и вклад без капитализации
процентов;
 рассчитывать ожидаемый доход от
размещения сберегательного вклада без
капитализации и с капитализацией
процентов;
16

 делать выбор между различными
видами сберегательных вкладов;
 определиться со сроком вклада;
 выбирать, в какой валюте хранить
деньги;
 правильно выбирать банк для
размещения сберегательного вклада;
 в
случае
необходимости
внимательно читать договор с банком;
 оценивать
целесообразность
и
реальность взятия кредита;
 рассчитывать размер ежемесячной
выплаты по кредиту;
 определить, во сколько обойдётся
кредит и может ли семья его себе
позволить;
 оценивать
отношение
между
расходами и использованием кредитной
ответственности;
 различать банковский кредит и
микрокредит;
 соотносить вид кредита с его
целью;
 пользоваться рефинансированием
ипотечного кредита;
 отличать
сберегательный
сертификат от сберегательного вклада;
 определять стоимость пая ПИФа
при покупке и продаже;
 определять,
насколько
рискованным является ПИФ;
 пользоваться кредитной картой;
 различать ситуации, когда стоит, а
когда не стоит пользоваться кредитной
картой;
 получать
необходимую
информацию на официальных сайтах
ЦБ, коммерческих банков и Агентства
по страхованию вкладов;
 находить
и
интерпретировать
рейтинги банков;
 при необходимости получать ряд
финансовых
консультаций
разной
степени точности и беспристрастности;
 идентифицировать ту рекламу,
которая может оказывать влияние на
людей, чтобы заставить их купить
банковские продукты;
 оценивать
необходимость
осуществления операций с ценными
бумагами в зависимости от жизненных
обстоятельств и общеэкономической
ситуации в стране;
17

 выбирать наиболее оптимальный
вариант инвестирования в конкретных
экономических ситуациях;
 оценивать
степень
риска
конкретного
инвестиционного
продукта;
 соотносить доходность и риск при
размещении сбережений в ценных
бумагах;
 снижать риски с помощью услуг
страховых организаций;
 отличать систематический риск от
несистематического;
 снижать риски при формировании
инвестиционного портфеля;
 рассчитывать изменение стоимости
денег во времени;
 сравнивать
облигацию
и
сберегательный вклад с точки зрения их
преимуществ и недостатков;
 различать
государственные
и
корпоративные облигации с точки
зрения их рискованности;
 определять, когда стоит покупать
облигации;
 находить
и
интерпретировать
рейтинги надёжности облигаций;
 сравнивать такие ценные бумаги,
как акции и облигации, с точки зрения
их преимуществ и недостатков для
держателей;
 сокращать риск при вложении
денег
в
акции,
пользуясь
определёнными правилами;
 компетентно следить за новостями
компании, чьи акции приобретены на её
сайте и в прессе;
 оценивать ситуацию в экономике
по динамике биржевых индексов и
принимать адекватные решения по
своим ценным бумагам;
 отличать доверительное управление
ценными бумагами от ПИФа;
 различать
два
способа
инвестирования в фондовый рынок —
через брокера и через управляющую
компанию;
 выбирать ПИФы с активным или
пассивным
инвестированием
в
зависимости от личного отношения к
риску;
 различать
плавающий,
фиксированный
и
регулируемый
18

валютные курсы;
 противостоять соблазну поиграть
на рынке FOREX, чтобы не потерять
все свои сбережения;
 отличать налоги, которые платят
физические лица, от налогов, которые
платят юридические лица;
 рассчитывать
величину
подоходного налога (НДФЛ);
 отличать
доходы,
которые
облагаются по ставке 13 %, от доходов,
которые
облагаются
по
ставке,
отличной от 13 %;
 различать налоги на доходы и
налоги, связанные с имуществом;
 рассчитывать
величину
транспортного налога;
 различать пропорциональные и
прогрессивные налоги с точки зрения
их преимуществ и недостатков;
 заполнять налоговую декларацию и
своевременно подавать её в налоговые
органы;
 оформить
идентификационный
номер налогоплательщика (ИНН);
 пользоваться личным кабинетом
налогоплательщика в Интернете для
получения информации о своей
налоговой задолженности;
 отличать
стандартные
и
социальные налоговые вычеты от
имущественных вычетов;
 различать пени и штраф;
 беспроблемно организовывать свои
отношения с государством в налоговой
сфере;
 быстро реагировать на изменение
налогового
законодательства
(по
общим вопросам) и определять своё
поведение
в
соответствии
с
изменениями;
 различать обязательное пенсионное
страхование
(государственное)
и
добровольные
(дополнительные)
пенсионные накопления;
 рассчитывать
пенсионные
отчисления со своей официальной
зарплаты в ПФР и в НПФ;
 проверять
состояние
своего
лицевого счёта в ПФР;
 определять
приблизительный
размер будущей пенсии и его
возможные
изменения,
пользуясь
19

пенсионным калькулятором;
 проверять, делает ли работодатель
пенсионные отчисления;
 делать дополнительные накопления
в
негосударственных
пенсионных
фондах (НПФ);
 правильно выбирать НПФ;
 пользоваться
корпоративным
пенсионным планом;
 сравнивать
альтернативные
способы накопления на пенсию;
 находить актуальную информацию
о пенсионной системе и накоплениях в
сети Интернет;
 рассчитывать и прогнозировать, как
могут
быть
связаны
величина
накоплений
на
протяжении
трудоспособного
возраста
и
ежемесячный доход после окончания
трудовой карьеры;
 сопоставлять
различные
предложения пенсионных накоплений и
находить
наиболее
оптимальный
вариант;
 отслеживать в прессе и на сайте
Министерства труда и социальной
защиты изменения в российской
пенсионной системе и учитывать их
при создании своих пенсионных
накоплений;
 правильно составлять резюме при
поиске работы;
 оценивать, как быстро могут
окупиться вложения, сделанные на
начальном этапе создания бизнеса;
 различать
организационноправовые формы предприятия с точки
зрения их преимуществ и недостатков
для
ведения
бизнеса
находить
актуальную информацию по стартапам
и ведению бизнеса;
 составлять
бизнес-план
по
алгоритму;
 находить идеи для собственного
дела;
 выделять круг вопросов, которые
надо обдумать при создании своего
бизнеса, а также типы рисков, такому
бизнесу угрожающие;
 придумывать
нестандартные
решения для бизнеса;
 оценивать
предложения
по
созданию и ведению бизнеса;
20

 владеть языковыми средствами —
ясно, логично и точно излагать свою
точку зрения, использовать адекватные
языковые средства;
 владеть навыками познавательной
рефлексии;
 сохранять свои сбережения в
периоды высокой инфляции;
 принимать меры для защиты своих
сбережений от резкого падения курса
рубля;
 сокращать кредитный риск своего
капитала;
 снижать ценовой (рыночный) риск;
 распознавать
различные
виды
финансового мошенничества;
 различать номинальный и реальный
ВВП;
 находить данные о ВВП России на
сайте Федеральной службы статистики;
 оценить
необходимость
добровольного
страхования
и
правильно
выбрать
страховую
компанию;
 рационально вести себя в случае
экономического кризиса;
 не
попадаться
на
уловки
телефонных и интернет-мошенников;
 защищать личную информацию, в
том числе в сети Интернет;
 пользоваться банковской картой с
минимальным финансовым риском;
 отличать финансовую пирамиду от
добросовестных
финансовых
организаций;
 находить актуальную информацию
на сайтах компаний и государственных
служб;
 сопоставлять
полученную
информацию из различных источников;
 отслеживать
в
Интернете
информацию об инфляции, изменении
валютного курса и экономических
кризисах и учитывать её при принятии
собственных финансовых решений,
связанных
с
расходами
и
сбережениями;
 критически
относиться
к
рекламным
предложениям
из
различных источников;
 оценивать риски предлагаемых
вариантов инвестирования денежных
средств;
21



предметных:
 как работает банковская система в
России;
 каков стандартный набор услуг
коммерческого банка;
 как
коммерческие
банки
зарабатывают деньги;
 что такое банкротство банка;
 кто и как регулирует коммерческие
банки в России;
 что такое Система страхования
вкладов (ССВ) и зачем она нужна;
 что подлежит, а что не подлежит
страхованию через ССВ;
 чем отличается дебетовая карта от
кредитной;
 для чего нужна дебетовая карта;
 что делать, если вы потеряли
банковскую карту;
 каковы преимущества и недостатки
банковских карт по сравнению с
наличными деньгами;
 как
работают
сберегательные
вклады;
 для чего может быть полезен
сберегательный вклад;
 в
чём
отличие
вклада
с
капитализацией процентов от вклада
без капитализации процентов;
 в чём особенности вклада с
возможностью пополнения и вклада с
возможностью
частичного
снятия
средств;
 как выбрать банк для открытия
вклада;
 как определить надёжность банка;
 зачем нужно внимательно читать
банковские контракты;
 в каких случаях стоит брать
кредиты в банке;
 что
делать,
чтобы
узнать
эффективную ставку по кредиту;
 что нужно, чтобы взять кредит;
 об особенностях микрокредитов,
предоставляемых микрофинансовыми
организациями;
 какие существуют виды кредитов;
 что такое ипотека и как ею лучше
воспользоваться
для
улучшения
жилищых условий;
 каковы основные показатели, на
которые нужно смотреть при выборе
ипотеки;
22

 почему выгодно воспользоваться
рефинансированием
ипотечного
кредита;
 как ПИФы приносят доход;
 что драгоценные металлы тоже
являются средством сбережения;
 что такое кредитная карта;
 почему надо быть осторожным с
кредитной картой;
 что такое риск;
 какие
риски
связаны
с
использованием банковских услуг;
 что чем больше риск, тем выше
должна быть доходность;
 что риски тем ниже, чем на
больший срок сделаны инвестиции;
 почему иногда растут или падают в
цене отдельные компании, а иногда
весь рынок;
 почему диверсификация является
золотым
правилом
успешных
инвестиций;
 какие
отрасли
относятся
к
контрциклическим;
 почему изменяется стоимость денег
во времени;
 какие
риски
связаны
с
облигациями;
 какой доход приносят облигации;
 что
такое
корпоративная
облигация;
 почему государство выпускает
облигации;
 что акции бывают двух типов:
обыкновенные и привилегированные;
 из чего складывается доходность
акций;
 почему акции более рискованный
инструмент, чем облигации;
 от чего зависят цены акций;
 что такое IPO;
 как работает фондовая биржа;
 кто может торговать на фондовой
бирже;
 чем может быть полезен биржевой
индекс;
 как на практике можно получить
доступ к торгам на бирже;
 что такое комиссия, выплачиваемая
брокеру за услуги;
 на что обратить внимание при
выборе агента;
 какие
риски
связаны
с
23

инвестированием денежных средств в
ценные бумаги;
 какой валютный курс используется
в России;
 как определяются курсы валют на
валютной бирже;
 как
государство
может
регулировать курсы валют;
 как
физические
лица
могут
торговать иностранной валютой;
 каковы четыре типа риска, с
которыми сталкиваются участники
рынка FOREX;
 что рынок FOREX наименее
надёжное вложение средств;
 что такое страхование и от каких
рисков оно защищает;
 какие
виды
страхования
существуют в России, какие из них
являются обязательными, а какие —
добровольными;
 что такое налоги и зачем они
нужны;
 какие доходы облагаются налогом;
 какие существуют виды налогов на
имущество;
 кто должен платить тот или иной
налог;
 в каких случаях необходимо
самостоятельно подавать налоговую
декларацию;
 почему нужно платить налоги;
 чем грозит неуплата налогов;
 что такое ИНН и зачем он нужен;
 в каких случаях необходимо
подавать налоговую декларацию;
 каковы сроки подачи налоговой
декларации
и
штрафы
за
несвоевременную подачу;
 какие доходы не облагаются
налогом;
 какие бывают налоговые вычеты и
в каких случаях их можно получить;
 какие есть виды пенсии и кому они
положены;
 какие
существуют
способы
накопления на пенсию;
 как
работает
государственная
пенсионная система в России;
 что происходит с деньгами,
направленными в Пенсионный фонд РФ
(ПФР);
 что такое страховое свидетельство
24

обязательного
пенсионного
страхования;
 что учитывает новая формула
расчёта пенсий;
 что делает негосударственный
пенсионный фонд (НПФ) с деньгами
вкладчиков;
 с какого возраста выплачивается
пенсия;
 почему важно получать не «серую»,
а официальную зарплату;
 почему государственные пенсии не
могут быть высокими в будущем;
 почему стоит не только полагаться
на государство в вопросах накопления
 пенсии, а думать о дополнительных
(добровольных)
пенсионных
накоплениях;
 о том, что некоторые компании
практикуют
корпоративные
пенсионные планы;
 какие существуют альтернативные
способы накопления на пенсию;
 почему важно инвестировать в своё
здоровье;
 что такое предпринимательство;
 каковы преимущества и недостатки
предпринимательской деятельности;
 какими
качествами
должен
обладать предприниматель;
 каковы
основные
показатели
эффективности фирмы;
 какие факторы влияют на прибыль
компании;
 чему равна справедливая стоимость
компании;
 чем полезен метод приведённых
денежных потоков;
 как
можно
повысить
эффективность
бизнеса
путём
устранения потерь на производстве;
 каковы
типичные
ошибки
начинающих предпринимателей;
 каковы основные этапы создания
собственного бизнеса;
 каковы основные правила создания
нового бизнеса;
 какие бывают источники денежных
средств для создания бизнеса;
 каковы основные правовые аспекты
ведения бизнеса;
 каковы преимущества и недостатки
различных организационно-правовых
25

форм предприятия;
 как зарегистрировать предприятие;
 что такое бизнес-план и зачем он
нужен;
 какие разделы входят в бизнесплан;
 о том, что создание собственного
бизнеса связано с большими рисками;
 какие существуют программы (в
стране, регионе, городе), направленные
на
поддержку
молодых
предпринимателей;
 куда
можно
обратиться
за
помощью
в
случае
открытия
собственного дела;
 чем опасна для экономики в целом
и для каждой отдельной семьи высокая
инфляция;
 какие риски связаны с резким
снижением курса рубля по отношению
к доллару или евро;
 с чем связан кредитный риск;
 с чем связан ценовой (рыночный)
риск;
 как снизить физический риск;
 с чем связан предпринимательский
риск;
 что при столкновении с риском
мошенничества необходимо обратиться
в правоохранительные органы;
 каковы негативные последствия
экономических кризисов как для
экономики в целом, так и для
отдельных людей;
 как важен такой статистический
показатель, как валовой внутренний
продукт (ВВП);
 почему
большая
дебиторская
задолженность
подвергает
фирмы
риску во время кризисов;
 каковы
примеры
последних
экономических кризисов;
 как
вести
себя
в
случая
экономического кризиса;
 о том, что существует финансовое
мошенничество;
 как работают фальшивомонетчики;
 в чём заключается опасность
взаимодействия с фальшивыми банками
и
 как от них защититься;
 почему
нельзя
высылать
и
сообщать по телефону свои паспортные
26

данные
 неизвестным лицам;
 что
существуют
поддельные
платёжные терминалы;
 как работает финансовая пирамида
и чем она опасна для своих вкладчиков;
 каковы
основные
способы
сокращения финансовых рисков;
 куда обращаться в случаях потери
(кражи)
документов
(паспорта,
банковской карты, сберкнижки и др.);
 какова
мера
ответственности
государства в случаях финансового
мошенничества.

27


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».