КОС_ОГСЭ_06_История_государства_и_права (5)

Министерство образования и молодёжной политики Свердловской области
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Свердловской области
«Камышловский гуманитарно-технологический техникум»

КОМПЛЕКТ
КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
по учебной дисциплине
ОГСЭ.06 «История государства и права»
образовательной программы подготовки специалистов
среднего звена по специальности среднего профессионального
образования 40.02.01Право и организация социального обеспечения (базовой подготовки)

Камышлов, 2022

Разработчик:
ГАПОУ СО «Камышловский гуманитарно-технологический техникум»
Чудинова Е.В., преподаватель специальных дисциплин

Рассмотрено на заседании предметной (цикловой) комиссии

2

СОДЕРЖАНИЕ
1. Паспорт комплекта контрольно-оценочных средств ……………………………………………
2. Результаты освоения учебной дисциплины, подлежащие проверке ………………………...
3. Распределение оценивания результатов обучения по видам контроля ……………………..
4. Контроль и оценка освоения учебной дисциплины по темам ……………………………….
5. Задания для оценки освоения учебной дисциплины …………………………………………...
5.1. Задания для рубежного контроля по учебной дисциплине ………………………………
5.2. Задания для итогового контроля по дисциплине …………………………………………….

3

4
5
7
8
9
9

1. ПАСПОРТ КОМПЛЕКТА КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
Контрольно-оценочные средства (КОС) предназначены для контроля и оценкиобразовательных достижений студентов, освоивших программу учебной дисциплины«История государства и права».
КОС включают контрольные материалы для проведения текущего контроля.
КОС разработаны на основании:
 федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального
образования по специальности 40.02.01 «Право и организация социального обеспечения»;
 образовательной программы подготовки специалистов среднего звена по специальности
СПО 40.02.01 «Право и организация социального обеспечения»;
 рабочей программы учебной дисциплины «История государства и права».
В результате освоения учебной дисциплины «История государства и права» студент
должен обладать следующими умениями и знаниями, способствующими в дальнейшем формирование следующихобщих и профессиональных компетенций:
Умения:
У-1. Анализировать причинно-следственные изменения этапов развития общества и
государства, а также отдельных государственно-правовых институтов
У-2. Оценивать юридическое значение актов, принимаемых различными государственными органами на том или ином этапе развития государства
У-3. Применять полученные знания в учебном процессе и практической жизни.
Знания:
З-1.Основные этапы государственного и правового развития России
З-2. Центральные и местные органы власти и управления на каждом этапе развития
З-3. Правовые документы каждого этапа в истории государственности
Общие компетенции:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к
ней устойчивый интерес
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них
ответственность
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной
деятельности
ОК 6. Работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с
коллегами, руководством, потребителями
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации
ОК 9. Ориентироваться в условиях постоянного изменения правовой базы
ОК 10. Соблюдать основы здорового образа жизни, требования охраны труда
ОК 11. Соблюдать деловой этикет, культуру и психологические основы общения, нормы и
правила поведения
ОК 12. Проявлять нетерпимость к коррупционному поведению
На выполнение практических работ предусмотрено 6 часов.

4

2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ, ПОДЛЕЖАЩИЕ ПРОВЕРКЕ
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные
знания)
У-1. Анализировать причинноследственные изменения этапов развития общества и государства, а также
отдельных государственно-правовых
институтов
У-2. Оценивать юридическое значение
актов, принимаемых различными государственными органами на том или
ином этапе развития государства
У-3. Применять полученные знания в
учебном процессе и практической
жизни

З-1. Основные этапы государственного и правового развития России
З-2. Центральные и местные
органы власти и управления на каждом этапе развития

Основные показатели оценки результатов
 Особенности и временные рамки каждого этапа
развития государства и общества
 Понимание закономерностей развития основных
государственно-правовых институтов
 Определение источников права, регулирующих
общественные отношения на каждом этапе развития государства
 Осуществлять грамотное толкование исторических источников права
 Применять полученные знания при изучении
общепрофессиональных дисциплин
 Эффективно применять полученные знания при
выполнении заданий в ходе практического занятия

- Знание фактического материала (объём знаний)
- Системность знаний, интеграция материала смежных дисциплин
- Вариативность знаний (связь теории и практики)

З-3. Правовые документы каждого этапа в истории государственности

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый
интерес

ОК 2. Организовывать собственную
деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество

ОК 3. Решать проблемы, оценивать
риски и принимать решения в нестандартных ситуациях и нести за них

 ориентация в правовых проблемах социальной
защиты на различных исторических этапах;
 грамотный выбор ценностных приоритетов на
основе принципа гуманизма;
 проявление устойчивого интереса к содержанию
и технологиям деятельности в сфере социальной
защиты населения, к личности человека как
субъекта социальной защиты
 Планирование деятельности в соответствии с заданным способом и определение ресурсов для ее
осуществления
 Выбор способов достижения цели в соответствии
с заданными критериями качества и эффективности
 Выбор способов (технологии) решения задачи в
соответствии с заданными условиями и имеющимися ресурсами
 Выявление правовых проблем
 Выбор эффективного способа решения правовой
проблемы
5

ответственность

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для
эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития

ОК 5. Использовать информационнокоммуникационные технологии в
профессиональной деятельности

ОК 6. Работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за
работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации

ОК 9. Ориентироваться в условиях постоянного изменения правовой базы

ОК 10. Соблюдать основы здорового
образа жизни, требования охраны
труда
ОК 11. Соблюдать деловой этикет,
культуру и психологические основы
общения, нормы и правила поведения

 Разработка эффективных профилактических
мер по предупреждению правонарушений

 Дифференцированное применение нормативно-

правовых актов в зависимости от их юридической силы и отраслевой принадлежности для решения конкретной профессиональной задачи
 Определение уровня правового регулирования
(федеральный, региональный, местный, локальный)
 Обобщение и анализ информации, формулирование выводов
 Изложение информации с использованием профессиональной терминологии
 Осуществление профессиональной деятельности
с использованием информационно-коммуникационных технологий (текстовых редакторов,
информационно-правовых порталов и систем и
т.п.)
 Эффективная выработка совместных решений
профессиональных задач в ходе деловых игр
 Аргументированная трансляция своей точки
зрения
 Эффективность организации коллективной (командной) работы в решении профессиональных
задач в ходе деловых игр
 Точное и своевременное выполнение заданий
преподавателя
 Анализ/формулирование запроса на внутренние ресурсы (знания, умения, навыки, способы
деятельности, ценности, установки, свойства
психики) для решения профессиональной задачи
 Определение и формулирование причин успехов и неудач в деятельности
 Формулирование трудностей, с которыми
столкнулись при решении задачи, и предложение путей их преодоления/избегания в дальнейшей деятельности
 Определение действия норматитвно-правового

акта во времени, пространстве и по кругу лиц
 Отслеживание изменений нормативно-правовой
базы
 Отсутствие случаев нарушения требований охраны труда, нарушения правил внутреннего распорядка учреждения в части запрета курения, употребления алкоголя, наркотических средств
 Соблюдение норм делового общения и деловой
этики в отношениях с преподавателем и однокурсниками
 Соблюдение правил внутреннего распорядка
учреждения
6

ОК 12. Проявлять нетерпимость к
коррупционному поведению

 Недопущение конфликта интересов в отношениях с преподавательским составом

3. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ОЦЕНИВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ ПО ВИДАМ КОНТРОЛЯ
Виды аттестации

Наименование элемента умений или
знаний

Текущий
контроль

У-1. Анализировать причинно-следственные изменения этапов развития общества и государства, а также
отдельных государственно-правовых институтов

Защита реферата

У-2. Оценивать юридическое значение актов, принимаемых различными государственными органами на
том или ином этапе развития государства

Практические занятия №1-2

У-3. Применять полученные знания в учебном процессе и практической жизни

Практические занятия №1-3

З-1. Основные этапы государственного и правового
развития России

Итоговый контроль

Защита реферата

З-2. Центральные и местные органы власти и управления на каждом этапе развития

Защита реферата

З-3. Правовые документы каждого этапа в истории
государственности

Защита реферата

7

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ПО РАЗДЕЛАМ
Итоговый контроль

Текущий контроль
Элемент учебной дисциплины

Тема 1.
Древнерусское государство и право
Тема 2.
Государственность и право Удельной
Руси
Тема 3.
Государство и право Московской Руси
Тема 4.
Российская Империя в XVIII в.
Тема 5.
Российская Империя в первой половине XIX в.
Тема 6.
Российская Империя во второй половине XIX в.
Тема 7.
Конституционная монархия в России
Тема 8.
Октябрьская революция и образование советского государства и права
Тема 9.
Советское государство и право в эпоху
первых «пятилеток»
Тема 10.
Советское государство и право в период кризиса социализма и распада
СССР

Форма
контроля

Проверяемые
З, У, ОК

Форма
контроля

Проверяемые
З, У, ОК

Практические занятия №1,2

У - 2-3, ОК-3-4, ОК-6-7,
ОК-10-11

Защита реферата

У-1, З – 1-3, ОК-1-2, ОК4-5, ОК-8-9, ОК-12

Защита реферата

У-1, З – 1-3, ОК-1-2, ОК4-5, ОК-8-9, ОК-12

Практическое занятие №3

У–3, ОК-3-4, ОК-6-7,
ОК-10-11

Защита реферата
Защита реферата

У-1, З – 1-3, ОК-1-2, ОК4-5, ОК-8-9, ОК-12
У-1, З – 1-3, ОК-1-2, ОК4-5, ОК-8-9, ОК-12

Защита реферата

У-1, З – 1-3, ОК-1-2, ОК4-5, ОК-8-9, ОК-12

Защита реферата

У-1, З – 1-3, ОК-1-2, ОК4-5, ОК-8-9, ОК-12

Защита реферата

У-1, З – 1-3, ОК-1-2, ОК4-5, ОК-8-9, ОК-12

Защита реферата

У-1, З – 1-3, ОК-1-2, ОК4-5, ОК-8-9, ОК-12

Защита реферата

У-1, З – 1-3, ОК-1-2, ОК4-5, ОК-8-9, ОК-12

Защита реферата

У-1, З – 1-3, ОК-1-2, ОК4-5, ОК-8-9, ОК-12

5. ЗАДАНИЯ ДЛЯ ОЦЕНКИ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
5.1. Задания для текущего контроля
Практическое занятие №1
Тема: «Древнерусское государство и право»

Задача№1.
Новгородский купец Агафон купцу Тимофею не отдавал взятые в долг деньги,
не признавая наличие долгового обязательства.
Как решалось данное дело по Русской Правде?
Задача№2.
В Киеве при Ярославе Мудром боярский холоп, встретив на улице купца, ранее
обнаружившего его, ударил купца по лицу и скрылся в доме своего господина. На требования пострадавшего выдать ему холопа барин ответил отказом. Купец обратился с
жалобой к князю.
Какое решение должно последовать по этому поводу?
Задача№3.
Гончар Савва, придя на двор князя Изъяслава Мстиславовича с явными следами
побоев, потребовал суда над кузнецом Вавилой. В ходе судебного разбирательства видоки сказали, что зачинщиком драки был Савва.
Нужны ли свидетели в данном деле? Какое решение должен вынести суд?
Задача№4.
В 1087 году смерд Гаврила предстал перед княжеским судом по обвинению в
уничтожении коровы своего односельчанина и кражи коня из соседней деревни. В ходе судебного разбирательства вина Гаврилы была доказана.
Какое наказание ожидает смерда Гаврилу?
Задача №5.
Три смерда обокрали клеть купца Савелия, но слуги купца их поймали.
Как будут наказаны эти смерды?
Задача №6.
Смерд Агафон подал жалобу в княжеский суд на смерда Никифора. Смысл этой
жалобы состоял в том, что осенью после уборки урожая смерд Никифор пахал свой
участок собственной лошадью, в результате чего был уничтожен межевой знак и перепахана часть соседской земли.
Какое решение может принять суд по данному делу?

Задача №7.
Холоп Митрофан взял без спроса у соседа коня и съездил на нём в лес, затем
вернул коня.
Какое будет наказание холопу Митрофану?
Время выполнения:2 аудиторных часа.
Перечень объектов контроля и оценки
Наименование объектов
Основные показатели оценки
контроля и оценки
результата
 Определение источников права, регулиУ-2. Оценивать юридическое знарующих общественные отношения на
чение актов, принимаемых разкаждом этапе развития государства
личными государственными органами на том или ином этапе
- Осуществлять грамотное толкование исразвития государства
торических источников права
У-3. Применять полученные знания в учебном процессе и практической жизни

- Эффективно применять полученные знания при выполнении заданий в ходе практического занятия

Оценка

0-7

0-7
0-7

Проявление каждого критерия оценивается в 1 балл по каждой задаче
Перевод баллов в оценку:
«5» - 19-21 балл;
«4» - 16-18 баллов;
«3» - 13-15баллов.
ФОРМА ОЦЕНОЧНОГО ЛИСТА
Практического занятия №1
№
п/п

У-3

У-2
ФИО студента

кол-во
баллов

% усвоения

10

кол-во
баллов

% усвоения

Сумма
баллов

Оценка

Практическое занятие №2
Тема: «Древнерусское государство и право»

Практическое занятие проводится в форме деловой игры.
Цель – закрепление знаний, полученных в ходе изучения данной темы.
Задачи:
- развитие коммуникативных навыков и способности работать в команде;
-тренировка логического и аналитического мышления;
- расширение профессионального лексикона и кругозора
Создаются пять команд по 5 человек в каждой. Игру оценивает независимое жюри (3 человека).
Перед началом игры команды усаживаются каждая за свой стол. Жюри за отдельным
столом напротив.
Вопросы:
1). Как в Древней Руси называли воина, дружинника? Ответ: Ратник.
2). Какое событие произошло на Руси в 988 году? Ответ: Крещение Руси.
3). Какому князю мы обязаны обликом современного Кремля? Ответ: Ивану III.
4). Как звали главного бога славян? Ответ: Перун.
5). Место жилья людей, обнесенное оградой. Ответ: Городище.
6). Лыковая обувь русских крестьян на онучах. Ответ: Лапти.
7). Старинная верхняя крестьянская одежда без пуговиц, которую по бедности
подпоясывали вожжой. Ответ: Армяк.
8). Старинный способ завоевания крепостей, городов (синоним слова «блокада»).
Ответ: Измор.
9). В каком городе Древней Руси проходили народные собрания, которые назывались «вече»? Ответ: Новгород.
10). На берегах какой реки построен Новгород? Ответ: Волхов.
11). С древних времен до сегодняшних дней — представитель своей страны за
границей. Ответ: Посол.
12). Как называли шведских и немецких рыцарей, которых победили войска
Александра Невского во время Ледового побоища? Ответ: Крестоносцы.
13). Как звали первого владельца земли, на которой стоит Москва? Ответ: Боярин
Кучка.
14). Какие два царя находятся в данное время в Московском Кремле? Ответ:
Царь-пушка и Царь-колокол.
15). Какой царь велел казнить слона и за что? Ответ: Иван IV Грозный за то, что
слон не хотел встать перед ним на колени.
16). При каком царе началось книгопечатание? Ответ: При Иване Грозном.
17). Как называлась первая печатная книга в России? Ответ: «Апостол».
18). Первооткрывателем какой земли стал Ермак? Ответ: Сибирь.
19). Кто является основателем Москвы? Ответ: Юрий Долгорукий.
20). 15 мая в XII веке на пиру у боярина отравлен князь Киевский и Суздальский.
После кончины князя киевляне разграбили княжеский дворец и загородный дом за
Днепром. Даже с телом мертвого князя поступили совсем не по-княжески: его погребли не в родовой усыпальнице Мономашичей, а за пределами города, чуть ли не в чистом поле. Зато сейчас памятник этому деятелю стоит на одной из центральных площадей Москвы.
11

Кто этот князь? Юрий Долгорукий.
21). У этого князя было три имени:
первое – княжеское,
второе – христианское, данное при крещении,
и третье – имя деда со стороны матери.
Назовите все имена этого князя. Владимир Василий Мономах
22). Согласно канонам их может быть одна, три, пять.
Есть в России место, где их 33, в Ярославле – 15, но это уникальные случаи.
О чем идет речь? Православная церковь в России может быть одна-, трех или
пятиглавой. В Кижах есть 33-главая церковь, ярославская церковь Иоанна Предтечи
имеет 15 глав.
23). Этот продукт необычного вкуса занимал почетное место в свадебном и поминальном обрядах, он очень сладок и дорог.
О каком продукте идет речь? Пряник.
24). После какого события древние скифы вселялись в дома. А мы выселяемся?
После пожаров, т.к. скифы жили в глиняных домах, которые обжигали.
25). Кого в Ростове Великом нарекли именами Лебедь, Голодарь, Козел? Этими
именами были наречены большие колокола на звоннице ростовского Кремля.
26). Русская народная загадка спрашивает:
“На что глядят, а не видят? Про что ведают, а не знают?”
Древнегреческий философ Эпикур говорил: “Когда я есть, ее еще нет, когда она
есть – меня уже нет”.
О чем идет речь? Смерть.
27).Известно, что в странах Азии, например, руками едят плов.
А почему на Руси руками ели рассольник? Рассольник – это пирог с солеными
огурцами.
28). Какую деталь костюма XIII века на день пришивали, а на ночь отпарывали?Рукава в ту пору были очень узкими, поэтому их и приходилось отпарывать на
ночь, а утром снова пришивать.
29). Есть такое выражение «заварить кашу».
Что оно означает сейчас, и как оно возникло? В наши дни каша — самая обычная повседневная еда. А раньше это слово имело еще один смысл: свадебный пир, свадьба.В истории сохранились предания о свадьбе Дмитрия Донского. Принято было
устраивать кашу у отца невесты. Но Дмитрий Донской считал ниже своего достоинства
ехать к нижегородскому князю Дмитрию Константиновичу. А князь отказался ехать в
Москву к молодому Дмитрию: ведь ему было в ту пору всего 16 лет. В конце концов,
кашу устроили между двумя городами — в Коломне.
От этих хлопотливых каш, в которые втягивался порой весь город, и родилось
выражение заваривать кашу (то есть затеять сложное, а иногда и неприятное дело).
Итак, сначала слово каша употребляли в значении званый обед, праздник по поводу крестин, свадьбы», а затем и в значении «беспоря-док», «суматоха», «сумятица»,
«путаница».
30). Какой угол в доме называли «красным»? В каждой квартире есть так называемый "красный угол" - дальний восточный угол или южный угол, который и называли
красным - то есть красивым, светлым. В этом углу помещались святыни дома – языческие идолы, а в более поздний период – христианские иконы. В этом углу запрещалось
играть детям, сквернословить. Он служил местом где давались клятвы.
31). Одним из любимых украшений древнерусских женщин были подвески –
колты.
12

Почему их делали полыми? Внутрь колтов помещали пахучие травы или кусочки ткани, пропитанной ароматическим веществом. При движении котлы раскачивались и окутывали женщину приятным ароматом.
32). Какой князь в 882 году захватил Киев? Олег.
33). Кто такой был Олег и почему его назвали Вещим?
34). Какова легенда о смерти Вещего Олега?
35). Кому и за что четырежды мстила княгиня Ольга?
36). С какого века правоотношения в Древней Руси начали регулироваться законодательно? С Х века.
37). Описание внешности одного из новгородских (945-969гг.) и киевских (945972гг.) князей: «умеренного роста, не слишком высокого и не очень низкого, с густыми
бровями и светло-синими глазами, курносый, безбородый, с густыми, чрезмерно
длинными волосами над верхней губой. Голова у него была совершенно голая, но с
одной стороны её свисал клок волос — признак знатности рода; крепкий затылок, широкая грудь и все другие части тела вполне соразмерные, но выглядел он хмурым и суровым. В одно ухо у него была вдета золотая серьга; она была украшена карбункулом,
обрамлённым двумя жемчужинами. Одеяние его было белым и отличалось от одежды
его приближённых только заметной чистотой». Был убит печенегами в 972 году. Кто
это был?
38). Сколько детей было у Святослава? Назовите имена. Ярополк, Олег и Владимир.
39). В чём отличие статуса холопа, смерда и закупа?
40). Что такое «гонение следа»?
41). Кто такие «послухи» и «видоки»?
42). Что такое «обида» по РП?
43). Возмещался ли вред, причинённый здоровью, по РП?
44). Что такое «вотчина»?
45). На Руси пожар от молнии считали божественным огнём и тушили не водой,
а … молоком.
46). Откуда пошло выражение «не мытьём, так катаньем»? В старину деревенские женщины после стирки «катали» бельё с помощью специальной скалки. Хорошо
прокатанное белье оказывалось выжатым, выглаженным и чистым, даже если стирка
была не очень качественной. Сегодня для обозначения достижения цели любым способом употребляется выражение «не мытьём, так катаньем».
Время выполнения – 3аудиторных часа
Перевод баллов в оценку:
«5» - 39-42 балла;
«4» - 35-38 баллов;
«3» - 30-34 балла.

13

Перечень объектов контроля и оценки
Наименование объектов
Основные показатели оценки
контроля и оценки
результата
 Определение источников права, регулирующих общественные отношения на
У-2. Оценивать юридическое знакаждом этапе развития государства (вочение актов, принимаемых разпросы №36, 40-44)
личными государственными органами на том или ином этапе
 Осуществлять грамотное толкование исразвития государства
торических источников права (вопросы
№36, 40-44)
- Эффективно применять полученные знаУ-3. Применять полученные знания при выполнении заданий в ходе пракния в учебном процессе и практитического занятия (ответы на вопросы №1ческой жизни
35, 37-39, 45-46)

Оценка

0-6

0-6

0-40

Проявление каждого критерия оценивается в 1 балл за каждый вопрос
Перевод баллов в оценку:
«5» - 47-52 балла;
«4» - 41-46баллов;
«3» - 35-40 баллов.
ФОРМА ОЦЕНОЧНОГО ЛИСТА
Практического занятия №2
№
п/п

Название команды и её
состав

У-3

У-2
кол-во
баллов

% усвоения

14

кол-во
баллов

% усвоения

Сумма
баллов

Оценка

Практическое занятие №3
Тема: «Государственность и право Удельной Руси»

Практическое занятие проводится в форме деловой игры.
Цель – закрепление знаний, полученных в ходе изучения данной темы.
Задачи:
- развитие коммуникативных навыков и способности работать в команде;
-тренировка логического и аналитического мышления;
- расширение профессионального лексикона и кругозора
Создаются пять команд по 5 человек в каждой. Игру оценивает независимое жюри (3 человека).
Перед началом игры команды усаживаются каждая за свой стол. Жюри за отдельным столом напротив.
Задания:
1. Наиболее ранний из дошедших до нас древнерусских летописных сводов
начала XII века.
2. Имя монаха, написавшего «Повесть временных лет». Монах Нестор.
3. Братья, которые изобрели славянскую азбуку. Кирилл и Мифодий.
4. Александре, жене этого князя, было 16 лет, и она была уже пострижена в монахини, когда великий князь Ярослав велел им пожениться. Татарские женщины пугали его именем своих разбаловавшихся детей. Он не проиграл в своей жизни ни одной
битвы. Кто это?
5. Орден Александра Невского вручается проявившим отвагу и мужество армейским командирам. Однако изображение на ордене — это совсем не Александр
Невский. Ни одного прижизненного портрета великого князя не сохранилось. Кто
изображён на ордене. Николай Черкасов – актёр, сыгравший эту роль.
6. Выражение «Кто с мечом к нам войдёт, от меча и погибнет» не принадлежит
Александру Невскому. Его автор — сценарист одноимённого фильма Павленко, переделавший фразу из одной священной книги «Взявшие меч — мечом погибнут». Из какой книги взята эта фраза?
7. Что означало первоначально слово «хуяг», которое было заимствовано у монгол и впоследствии вошло в русский лексикон как «куяк»? Доспехи бригантинного
типа.
8.Как на Руси называли французский поцелуй? Татарский.В покаянных сборниках 14 века поцелуй с открытым ртом и использованием языка назывался татарским. В
18 веке подобные поцелуи стали именовать уже французскими. Эти названия отражают давнюю тенденцию обозначать вредные с точки зрения морали явления влиянием
чужеземной культуры.
15

9. Как называли себя сами представители «Золотой Орды»? «Улус Джучи (Улу
Улус) – «Великое государство». Название «Золотая Орда» впервые было употреблено
на Руси в 1566 году в историко-публицистическом сочинении «Казанская история», когда самого государства уже не существовало. До этого времени во всех русских источниках слово «Орда» использовалось без прилагательного «золотая». С XIX века термин
прочно закрепился в историографии и используется для обозначения улуса Джучи в
целом, либо (в зависимости от контекста) его западной части со столицей в Сарае.
10. В составе какого государства находилась Золотая Орда с 1224 по 1266 год?
Монгольская Империя.
11. С 1312 г. эта религия стала государственной в Золотой Орде. Ислам.
Время выполнения – 1 аудиторный час
Перевод баллов в оценку:
«5» - 39-42 балла;
«4» - 35-38 баллов;
«3» - 30-34 балла.
Перечень объектов контроля и оценки
Наименование объектов
Основные показатели оценки
контроля и оценки
результата
У-3. Применять полученные зна- Эффективно применять полученные знания в учебном процессе и практиния при выполнении заданий в ходе пракческой жизни
тического занятия

Оценка
0-11

Проявление каждого критерия оценивается в 1 балл за каждый вопрос
Перевод баллов в оценку:
«5» - 10-11 балов;
«4» - 8-9 баллов;
«3» - 6-7 баллов.
ФОРМА ОЦЕНОЧНОГО ЛИСТА
Практического занятия №2
У-3
№ п/п

Название команды и её состав

кол-во баллов

16

% усвоения

Сумма
баллов

Оценка

5.1. Контрольно-оценочные материалы для итоговой аттестации по учебной дисциплине
Дифференцированный зачёт проходит в форме защиты реферата
Задание для студентов
Подготовить реферат по выбранной из предложенного списка теме (Приложение 1), выполнить презентацию доклада.
Студент должен продемонстрировать:

1) знание фактического материала по дисциплине (объём знаний);
2) системность знаний, интеграция материала смежных дисциплин;
3) вариативность знаний (связь теории и практики);
4) владение культурой устной и письменной речи;
5) умение ориентироваться в ситуации общения, отстаивать свою профессиональную позицию.
Время защиты реферата – 10 минут, включая время на защитное слово и ответов на вопросы
Оборудование: компьютер, телевизор для просмотра презентации к реферату.
IIIб. КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ
Наименование объектов
контроля и оценки
У-1. Анализировать причинноследственные изменения этапов
развития общества и государства, а
также отдельных государственноправовых институтов
З-1. Основные этапы государственного и правового развития России
З-2. Центральные и местные органы власти и управления на каждом
этапе развития
З-3. Правовые документы каждого
этапа в истории государственности

Основные показатели оценки результата
 Особенности и временные рамки каждого этапа
развития государства и общества
 Понимание закономерностей развития основных
государственно-правовых институтов

- знание фактического материала (объём знаний)
- системность знаний, интеграция материала смежных
дисциплин
- вариативность знаний (связь теории и практики)

Ответ оценивается по пятибалльной шкале.
5 «отлично» - объём знаний студента - 90-100%, знания системны, студент свои ответы
подкрепляет примерами, отлично владеет культурой устной и письменной речи, ориентируется
в ситуации общения, при ответе на уточняющие и дополнительные вопросы отстаивает свою
профессиональную позицию;
4 «хорошо» - объём знаний студента – 80-89%, знания системны, хорошо владеет культурой устной и письменной речи, ориентируется в ситуации общения, при ответе на уточняющие и дополнительные вопросы допускает неточности;
3 «удовлетворительно» - объём знаний студента – 70-79%, удовлетворительно владеет
культурой устной и письменной речи, ориентируется в ситуации общения, но на уточняющие и
дополнительные вопросы ответить затрудняется;
2 «неудовлетворительно» - объём знаний студента – менее 70%, знания разобщённые, не
составляют единую систему, на уточняющие и дополнительные вопросы не отвечает.

17

Министерство общего и профессионального образования Свердловской области
Государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования Свердловской области
«КАМЫШЛОВСКИЙ ГУМАНИТАРНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»

ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ
для дифференцированного зачета
по учебной дисциплине ОГСЭ.06 «История государства и права»
образовательной программы подготовки специалистов среднего звена по специальности
среднего профессионального образования 40.02.01 Право и организация социального обеспечения (базовой подготовки)
Проверяемые результаты обучения: З-1-3, У-1
Группа № _______
Дата: ____________
№
п/п

Фамилия И.О.

Номер билета

Преподаватель: ____________________

18

Оценка

Кроме того, дается оценка сформированности элементов общих компетенций по итогам всей
учебной деятельности в процессе изучения учебной дисциплины. Данная оценка отражает
приращение общих компетенций, формируемых в течение всего срока обучения по специальности, и в общей оценке за дифференцированный зачет по дисциплине не учитывается:
Код и наименование
Показатели сформированности
общей компетенции
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к
ней устойчивый интерес

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач,
оценивать их эффективность и
качество

ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения
в нестандартных ситуациях и
нести за них ответственность

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития

 ориентация в правовых проблемах социальной защиты на различных исторических этапах;
 грамотный выбор ценностных приоритетов на основе
принципа гуманизма;
 проявление устойчивого интереса к содержанию и
технологиям деятельности в сфере социальной защиты населения, к личности человека как субъекта социальной защиты
 Планирование деятельности в соответствии с заданным способом и определение ресурсов для ее осуществления
 Выбор способов достижения цели в соответствии с заданными критериями качества и эффективности
 Выбор способов (технологии) решения задачи в соответствии с заданными условиями и имеющимися ресурсами
 Выявление правовых проблем
 Выбор эффективного способа решения правовой
проблемы
 Разработка эффективных профилактических мер по
предупреждению правонарушений

 Дифференцированное
применение
нормативно-

правовых актов в зависимости от их юридической силы и отраслевой принадлежности для решения конкретной профессиональной задачи
 Определение уровня правового регулирования (федеральный, региональный, местный, локальный)
 Обобщение и анализ информации, формулирование
выводов
 Изложение информации с использованием профессиональной терминологии

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности
ОК 6. Работать в коллективе и
команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с
коллегами, руководством, потребителями.

 Осуществление профессиональной деятельности с
использованием
информационно-коммуникационных технологий (текстовых редакторов, информационно-правовых порталов и систем и т.п.)
 Эффективная выработка совместных решений профессиональных задач в ходе деловых игр
 Аргументированная трансляция своей точки зрения

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды
(подчиненных), результат выполнения заданий

 Эффективность организации коллективной (командной) работы в решении профессиональных задач в
ходе деловых игр
 Точное и своевременное выполнение заданий преподавателя
 Анализ/формулирование запроса на внутренние ре-

ОК 8. Самостоятельно определять

19

задачи профессионального и
личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно
планировать повышение квалификации

ОК 9. Ориентироваться в условиях постоянного изменения правовой базы

сурсы (знания, умения, навыки, способы деятельности, ценности, установки, свойства психики) для решения профессиональной задачи
 Определение и формулирование причин успехов и
неудач в деятельности
 Формулирование трудностей, с которыми столкнулись при решении задачи, и предложение путей их
преодоления/избегания в дальнейшей деятельности
 Определение действия норматитвно-правового акта во

времени, пространстве и по кругу лиц
 Отслеживание изменений нормативно-правовой базы

ОК 10. Соблюдать основы здорового образа жизни, требования
охраны труда

 Отсутствие случаев нарушения требований охраны
труда, нарушения правил внутреннего распорядка
учреждения в части запрета курения, употребления
алкоголя, наркотических средств

ОК 11. Соблюдать деловой этикет, культуру и психологические
основы общения, нормы и правила поведения
ОК 12. Проявлять нетерпимость к
коррупционному поведению

 Соблюдение норм делового общения и деловой этики
в отношениях с преподавателем и однокурсниками
 Соблюдение правил внутреннего распорядка учреждения
 Недопущение конфликта интересов в отношениях с
преподавательским составом

20

Министерство общего и профессионального образования Свердловской области
Государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования Свердловской области
«КАМЫШЛОВСКИЙ ГУМАНИТАРНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»

ЛИСТ СФОРМИРОВАННОСТИ
элементов общих компетенций по учебной дисциплине ОГСЭ.06 «История государства и
права» образовательной программы подготовки специалистов среднего звена по специальности среднего профессионального образования 40.02.01 Право и организация социального обеспечения (базовой подготовки)
Группа № _______
Дата: ____________
№
п
/
п

Общие компетенции
Фамилия И.О.

ОК 1

ОК 2

ОК 3

ОК 4

Преподаватель __________________

21

ОК 5

ОК 6

ОК 7

ОК 8

ОК 9

ОК
10

ОК
11

ОК
12

Министерство общего и профессионального образования Свердловской области
Государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования Свердловской области
«КАМЫШЛОВСКИЙ ГУМАНИТАРНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»
Рассмотрено
на заседании
предметной
(цикловой) комиссии,
протокол № ___
от … 20__ г.
председатель ПЦК
Т.А.Плотникова

40.02.01 «Право и организация социального обеспечения»
(код и наименование профессии/специальности)

курс

2

УТВЕРЖДАЮ:
Заместитель директора
по УПР

гуманитарный
(профиль получаемого профессионального образования)

ОГСЭ.06

«История государства и права»

Н.А. Польдяева

наименование дисциплины/МДК

… … 20__ г.

Темы рефератов:
1. Политическое развитие Киевской Руси в XI-начале XII века
2. Феодальные отношения в Киевской Руси
3. Суд в Киевской Руси
4. Церковная организация Киевской Руси
5. Происхождение и состав Русской Правды
6. Феодальная раздробленность: достоинства и недостатки
7. Возникновение Новгородской феодальной республики. Памятники права
8. Основные черты права по Псковской Судной грамоте
9. Государственное устройство Золотой Орды
10. Влияние Золотой Орды на Русь
11. «Великая Яса». Основные черты монгольского права
12. Образование Русского централизованного государства
13. Деньги и денежная система в XIII-XVI вв.
14. Судебник 1497 г. и процесс становления крепостного права
15. Преступление и наказание по Судебнику 1497 г.
16. Юридический процесс по Судебнику 1497 г.
17. Образование сословно-представительной монархии в России
18. Высшие органы власти и управления в период сословно-представительной
монархии в России
19. Общая характеристика Соборного Уложения 1649 г.
20. Преступление и наказание по Соборному Уложению 1649 г.
21. Государство и церковь в XVII в.
22. Земские соборы в Русском государстве в XVI-XVII вв.
23. Городские восстания в России в первой половине XVII в.
24. Русское уголовное судопроизводство в XVI-XVII вв.
25. Наказание в русском праве XVII в.
26. Органы политического сыска и их развитие в XVII-XVIII в.
27. Генезис абсолютизма в России
28. Государство и церковь в XVIII в.
29. Кодификационная деятельность в XVIII в.
30. Судебные органы России в XVIII в.
31. Высшие органы власти и управления эпохи дворцовых переворотов
32. Разложение феодально-крепостнического строя и рост капиталистических
отношений
33. Систематизация российского законодательства в первой половине XIX в.
34. Органы государственной власти и местного самоуправления первой половины XIX в.
22

35. Виды преступлений и наказаний по «Уложению о наказаниях уголовных и
исправительных»
36. Кризис феодально-крепостнической системы и причины проведения буржуазных реформ
37. Крестьянская реформа и ее последствия с финансовой точки зрения (выкупные платежи с 1861 по 1907 гг.)
38. Конституционные проекты первой четверти XIX в.
39. Конституционные проекты декабристов о будущем устройстве России
40. Сословная политика Николая I
41. Судебная реформа. Формирование принципов буржуазного судопроизводства
42. Революционное движение и самодержавие (60-70 гг. XIX в.)
43. Реформа полиции и политического сыска
44. Основные государственные законы (в редакции) 1906 г.
45. Государственная дума: порядок формирования и функционирования
46. Министерство внутренних дел дореволюционной России
47. Развитие права в период первой российской революции и третьеиюньской
политической системы
48. Буржуазия в годы Первой мировой войны
49. Советы и Учредительное собрание: сравнительный анализ
50. Систематизация российского законодательства в первой половине XIX в.
51. Февральская революция и формирование новой государственности
52. Создание советской милиции
53. Первая советская Конституция: разработка, принятие, основные черты
54. Гражданская война в России и ее последствия
55. Образование СССР. Структура и компетенция государственных органов
56. Кодификация советского законодательства
57. Гражданский кодекс РСФСР 1922 г. (принятие, общая характеристика, вещное и обязательственное право)
58. Разработка и принятие Уголовного кодекса РСФСР 1922 г.
59. Социально-экономическое развитие страны в условиях НЭПа
60. Правоохранительные органы в условиях новой экономической политики
61. Перестройка государственного аппарата в годы Великой Отечественной войны
62. Политический режим в годы Великой Отечественной войны
63. Органы внутренних дел в годы Великой Отечественной войны
64. Изменение гражданского и хозяйственного права в годы Великой Отечественной войны
65. Изменение уголовного права в годы Великой Отечественной войны
66. Развитие внешних функций советского государства в послевоенные годы
(1945-1964 гг.)
67. Государственный механизм в 1945-1950 гг.
68. Правотворчество в период либерализации общественных отношений
69. Социально-экономическое развитие СССР в 50-60 гг. XX в.
70. Социально-экономическое развитие СССР в 60-80 гг. XX в.
71. Разработка и принятие Конституции СССР (1977 г.)
72. Перестройка. Политические и конституционные преобразования
73. Распад СССР и становление государственного механизма суверенной Российской Федерации
23

74. Органы законодательной власти в современной России (порядок формирования, полномочия)
75. Органы исполнительной власти в современной России (порядок формирования, полномочия)
76. Органы судебной власти в современной России (порядок формирования,
полномочия)
77. Полиция в системе органов государственной власти РФ
78. Форма правления в России после принятия Конституции 1993 г.
79. Форма государственного устройства в России после принятия Конституции
1993 г.
80. Политический режим в России после принятия Конституции 1993 г.

24

25


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».