ОПД.02 Теоретические основы товароведения, 2022

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Государственное автономное проф ессиональное образовательное учреждение
Свердловской области

«Камышловский гуманитарно-технологический техникум»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОПД.02 «ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТОВАРОВЕДЕНИЯ»
для специальности СПО
38.02.05. «Товароведение и экспертиза качества
потребительских товаров»
Форма обучения - очная
Срок обучения 2 года 10 месяцев
Уровень освоения: базовы й

Профиль получаемого профессионального
образования: естественнонаучный

Камыш лов, 2022

Рабочая программа общеобразовательной дисциплины разработана на основе Федерального
компонента государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образо­
вания для специальности среднего профессионального образования 38.02.05. «Товароведе­
ние и экспертиза качества потребительских товаров» (приказ Министерства образования
и науки Российской Федерации № 835 от 28.07.14 г.)

Разработчик: Плотникова Татьяна Александровна - преподаватель высшей квалифика­
ционной категории ГАПОУ СО «Камыпшовский гуманитарно-технологический техникум»
Рассмотрена на заседании предметной (цикловой) комиссии педагогических работниЭ «КГТТ»

СОГЛАСОВАНО:
Замеетй-тёдь дире
ректора по УПР
Н.А.Польдяева
СОГЛАСОВАНО:
Заместитель директора по УМР
Т.А. Мадыгина

СОДЕРЖАНИЕ
1. Паспорт рабочей программы учебной дисциплины........................
2. Структура и содержание учебной дисциплины................................
3. Условия реализации рабочей программы учебной дисциплины
4. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины

1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образова­
тельной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 38.02.05. «Товароведение и
экспертиза качества потребительских товаров».
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной про­
граммы: программа учебной дисциплины относится к циклу общепрофессиональных дис­
циплин.
1.3. Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен умет ь:
- распознавать классификационные группы товаров;
- анализировать стадии и этапы технологического цикла товаров;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знат ь:
- основные понятия товароведения;
- объекты, субъекты и методы товароведения;
- общую классификацию потребительских товаров и продукции производственного
назначения, классификацию продовольственных и непродовольственных товаров по
однородным группам;
- виды, свойства, показатели ассортимента;
- основополагающие характеристики товаров;
- товароведные характеристики товаров однородных групп (групп продовольственных
или непродовольственных товаров);
- классификацию ассортимента, оценку качества;
- количественные характеристики товаров;
- факторы, обеспечивающие формирование и сохранение товароведных характеристик;
- виды потерь, причины возникновения, порядок списания.
Результатом освоения общепрофессиональной дисциплины является овладение обучающими­
ся обидами (ОК) компетенциями:
- OK 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, прояв­
лять к ней устойчивый интерес.
-

О К 2. О рганизовы вать собственную деятельность, вы бирать типовы е м етоды и сцособы

выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. ■;
- ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них
ответственность.
- ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффектив­
ного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного разви­
тия.
- ОК 5. Владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с
использованием информационно-коммуникационных технологий.
- ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руковод­
ством, потребителями.
- ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), резуль­
тат выполнения заданий.
- ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития,
заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
- ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной дея­
тельности.
профессиональными (ПК)компетенциями:
ПК 1.1. Выявлять потребность в товарах.

ПК 1.2. Осуществлять связи с поставщиками и потребителями продукции.
ПК 1.3. Управлять товарными запасами и потоками.
ПК 1.4. Оформлять документацию на поставку и реализацию товаров.
ПК 2.1. Идентифицировать товары по ассортиментной принадлежности.
ПК 2.2. Организовывать и проводить оценку качества товаров.
ПК 2.3. Выполнять задания эксперта более высокой квалификации при проведении товаро­
ведной экспертизы.
ПК 3.1. Участвовать в планировании основных показателей деятельности организации.
ПК 3.2. Планировать выполнение работ исполнителями.
ПК 3.3. Организовывать работу трудового коллектива.
ПК 3.4. Контролировать ход и оценивать результаты выполнения работ исполнителями.
ПК 3.5. Оформлять учетно-отчетную документацию.

Личностными результатами:
Код
Наименование личностного результата
ЛР21 Мотивация к самообразованию и развитию
ЛР22 Самостоятельный и ответственный в принятии решений во всех сферах своей деятельно­
сти, готовый к исполнению разнообразных социальных ролей, востребованных бизнесом, об­
ществом и государством
ЛР23 Готовый к профессиональной конкуренции и конструктивной реакции на критику
ЛР24 Сохранение традиций и поддержание престижа своей образовательной организации
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
■ максимальной учебной нагрузки обучающегося - 72 часа, в том числе:
- обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 48 часов;
- самостоятельной работы обучающегося - 24 часа.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

72

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

48

в том числе:
18

пртопические занятия
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
Итоговая аттестация в форме экзамена

24

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование
разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы,
самостоятельная работа обучающихся
Раздел 1. Основы товароведения
Содерж ание учебного материала

Тема 1.1.
М етоды, объ ек­
ты и субъекты
товароведения.
Кодирование
товаров

1

П редм ет и задачи ди сциплины . О сн овны е п он ятия. П рин ц ипы т о ва­
роведения.

О бъекты и субъекты деятельности. О сн овоп ол агаю щ и е хар актер и сти ­
ки товаров. Взаим освязь со стоим остью .
3 М етоды товароведения. Ш три ховое коди рован и е товар ов
внеаудит орная сам ост оят ел ьн ая р а б о т а обучаю щ ихся
Азучитъ термины и понятия по теме. Работа со штрих-кодом (расшифровать не менее 4-х образцов штрих­
кодов продовольственных и непродовольственных товаров
Содерж ание учебного материала
2

1

Тема 1.2.
К лассиф икация
ю треби тельски х
товаров

2

П ризнаки класси ф икации. И ер архи чески и и ф асетн ы й м етоды
класси ф икации.

Т овароведная и общ ая класси ф и кац и я п р одовол ьствен н ы х и н еп р о­
д овольствен н ы х товаров.

П рактическая работа
Т рен и н г «К лассиф икация и коди рован и е товар ов, устан овлен и е п од­
1 лин ности ».

Объем
часов

Уровень
освоения

Формируемые
ОК, ПК, ЛР

40
6
2

2

2

2

2

2

2

3

6
2
2

2

2

2
2

2

П К1.1-1.3,1.4,
2.1-2.3,
3 .1 .- 3 .5
OKI-9
ЛР 21,22,23,24

Внеаудит орная сам эст оят ельная р а б о т а обучаю щ ихся
°абота с документацг ieii. Ответить на вопросы по темам 1.1 и 1.2.-4 Работа с дополнительными источни­
сами информации «П коведение экспертизы подлинности без лабораторных исследований» -1
Содержание учебного материала
А ссорти м ент товаров: пон яти е и класси ф икац ия. Х ар ак тер и сти к и ас­
сортим
ента.
1

2

У правлен ие ассортим ентом : п он яти е и задачи. О сн овн ы е н ап р авле­
ния ф орм ирования ассортим ента.

С п ец иф и ческие ф акторы ф орм и рован и я п р ом ы ш л ен н ого и то р го во ­
го ассортим ента.
Т оварн ая инф ормация: виды , средства, п равовая осн ова, требован и я к
4
инф орм ации.
П ракти ческие зан яти я
3

Тема 1.3.
Ассортимент
товаров

5

3

14

2

2
2

2

2

2

2

2

2

6

П оказатели ассортим ента товар ов и м етоди ка их расчёта, (упр аж н е­
ние)

2

2

2

1

2

И нтер акти вн ы й кей с-м етод «П ои ск н едостаю щ и х и и зли ш н и х р екви ­
зитов на упаковке и в м аркировке товар ов».

2

2

3

О знаком лен ие с видам и товар н о-соп р оводи тел ьн ы х д оку м ен тов и их
содерж анием . Тестирование.

1

Сам ост оят ельная р а б о т а обучаю щ ихся
Човторишь основные термины и понятия-1 Работа с таблицей (основные идеи концепций формирования
поргового ассортимента)-1 Работа с инфорлшционними знаками-1 Решение задач по теме -1 Подобрать и
тсшифроватъ маркировки товаров-1. Работа с дополнительными источниками информации по темам:
<Стратегия и тактика управления ассортиментом», «Структурирование ассортимента»-!

7

3

7

Раздел 2. Качество товаров
Содержание учебного материала
Качество товаров, номенклатура потребительских свойств и показателей,
1
критерии их выбора при оценке качества
Градации качества. Классификация дефектов.
Тема 2.1.
Основные
понятия
качества товаров

32
ПК 1.1-1.4,
2.1-2.3; 3.1-3.5
OKI-9
ЛР 21,22,23,24

Лабораторно-практические занятия
Товарное качество продовольственных товаров, (упражнение)

Лабораторная работа: Определение дефектов качества товаров по натураль­
ным образцам.
С ам ост оят ельная р а б о т а обучаю щ ихся
эабота с дополнительными источниками информации по темам: «Качество как объект управления в конку­
рентном пространстве», «Правовое обеспечение качества» - 2. Работа с нормативно-технической докуменпацией (Анализ номенклатуры потребительских свойств и показателей качества товаров) -2
Содержание учебного материала
Факторы, формирующие и сохраняющие качество товаров
2 Товарные потери: виды, причины возникновения, порядок списания
Тема 2.2.
Практические занятия
Обеспечение
качества
Расчет естественной убыли и актируемых потерь.
и количества
товаров
Документальное оформление товарных потерь

8

I

Сам ост оят ельная р а б о т а обучаю щ ихся
эаботп с дополнительными источниками информации: качество, количество, петля качества, политика качества, ин:трументы качества, стандарт, фактор товарного качества, анализ факторов-2. Заполнение документов-1. Составлеше кроссворда (не менее 10 слов)-!

Тема 2.3.
Оценка качества и
управление
качеством товаров

Содержание учебного материала
Показатели качества продукции и услуги. Виды и методы определения
1
уровня качества.
Системы управления качеством. Политика предприятия по обеспечению
3
качества продукции.
Практические занятия
Контроль качества товаров. Расчет приёмочных и браковочных чисел товар­
1 ных партий и приёмочного уровня дефектности. Контрольная работа по 2
разделу.

Сам ост оят ельная р а б о т а обучаю щ ихся: П одгот овка к аттестации-!.

5

3

6
2

2

2

2

2
2

2

1

3

Э кзам ен
Всего:

72

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
L- ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
I - репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3 - продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)

9

3. условия

РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация програм м ы ди сц ип лины требует нали чия учебного кабинета «Това­
роведение п родовольствен н ы х и непродовольственнвгх товаров».
О борудование учебного кабинета:
- п осадочны е м еста по коли честву обучаю щ ихся,
- рабочее м есто преподавателя.
Технические средства обучения:
- ноутбук и телевизор.

3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий,
Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1. Райкова Теоретические основы товароведения: учебник для студентов СПО, М:
Академия, 2019г
Дополнительные источники:
1. Дубцов Г.Г. Товароведен ие продовольственны х товаров: учебн и к для студентов
СПО, М: А кадем ия, 2012г
2. Колочев С.П. Теоретические основы товароведение учебник для студентов
СПО, СПб.: Л ань- Трейд, 2012г.
3. Страхова С.А. Теоретические основы товароведен ия и экспертизы , тесты, М:
Д аш кова и К 2012г.
4. Ходы кин А.П. Товароведен ие неп родовольственны х товаров: учебник М:
«Даш ков и К» 201 Ог
5. Райкова Тория товароведения: уч. пособие для студентов СП О , М: Академия,
2008г.
6. Гранаткина Н.В. Т овароведение и организация торговли продовольственны м и
товарами: уч. пособие для п роф ессионального образования, М: А кадемия 2008
г.
7. Д убцов Г.Г. Товароведен ие продовольственны х товаров: учебни к для студентов
СПО, М: А кадем ия, 2012г.
8. М уравина И.В. О сновы товароведения: уч. пособие для проф ессионального об­
разования - М: А кадем ия 2007г.
9. Н иколаева, М .А. Товароведен и е потребительских товаров. Теоретические осно­
вы. - М: Н О РМ А , 1997г.
10. П еченеж ская И .А. Теоретические основы товароведен ия и экспертизы товаров:
М.: А кадемия 2004г.
11. Райкова Теория товароведения: уч. пособие для студентов СП О , М: Академия,
2002г.

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осущ ествляется преподавателем
в процессе проведения практических занятий и лабораторны х работ, тестирования, а
также вы полнения обучаю щ имися индивидуальны х заданий.

Результаты обучения (освоен­
ные умения, усвоенные зна­
ния,)

Формируемые ОК,
ПК, ЛР

У2распознавать классификацион­
ные группы товаров;

ПК 1.1-1.3; 2.1-2.3;3.1-3.3
ОК1-9
ЛР21-24

У2анализировать стадии и этапы
технологического цикла товаров;

ПК 1.4,3.4,3.5
ОК1-9 ЛР21-24

31 основные понятия товароведения

ПК 1.4,2.1,2.2.,3.4,3.5
OKI-9 ЛР21-24
ПК 1.1-1.3,2.3,3.4
ОК1-9
ПК 2.1,2.2,2.3,3.4
ОК1-9 ЛР21-24

32объекты, субъекты и методы това­
роведения;
ЗЗобщую классификацию потреби­
тельских товаров и продукции про­
изводственного назначения, клас­
сификацию продовольственных и
непродовольственных товаров по
однородным группам;
ПК1.3,2.1
34виды, свойства, показатели ассор­
ОК1-9 ЛР21-24
тимента;
35основополагающие характеристи­ ПК2.2,3.5
ОК1-9 ЛР21-24
ки товаров;
Збтовароведные характеристики то­ ПК1.2-1.4,2.3,3.1-3.5
ОК1-9 ЛР21-24
варов однородных групп (групп
продовольственных или непродо­
вольственных товаров): классифи­
кацию ассортимента, оценку каче­
ства;
ПК 1.1-1.3,2.1,2.2,3.4
37количественные характеристики
ОК1-9 ЛР21-24
товаров;
ПК 2.1,2.2,2.3,3.4
38факторы, обеспечиваюпще фор­
мирование и сохранение товаровед­ ОК1-9 ЛР21-24
ных характеристик;
39виды
возникновения
потерь, ПК 1.4,2.1,2.2.,3.4,3.5
ОК1-9 ЛР21-24
причины порядок списания

Формы и методы кон­
троля и оценки ре­
зультатов обучения
Тестирование, реш ение
задач,
практические задания
Тестирование, решение
задач,
практические задания

Вы полнение
устных,
письменных,
индиви­
дуальны х, тестовых за­
даний.
П роверка соответствия
вы полнения контроль­
ных заданий требова­
ниям
к
результатам
освоения дисциплины
Вы полнение сам остоя­
тельной работы.

1
]
1

11

5. ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ, ВНЕСЁННЫХ В РАБОЧУЮ ПРОГРАММУ*

№
п/п

№ пункта
рабочей
программы

Дата
После
Дата и № протоко­
До
внесения
внесения
изменений и ла
рассмотрения
изменений
изменений и дополнений
цикловой комисси­
и дополне­ дополнений
ей
ний

Дата и № про­
токола
рас­
смотрения ме­
тодическим
советом/ педа­
гогическим со­
ветом

*лист изменений и дополнений, внесённых в рабочую программу, располагает ся на отдельном ли­
сте (с новой страницы)

12


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».