Министерство образования и молодежной политики Свердловской области Государственное автономное проф ессиональное образовательное учреждение Свердловской области «Камышловский гуманитарно-технологический техникум» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОПД.02 «ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТОВАРОВЕДЕНИЯ» для специальности СПО 38.02.05. «Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров» Форма обучения - очная Срок обучения 2 года 10 месяцев Уровень освоения: базовы й Профиль получаемого профессионального образования: естественнонаучный Камыш лов, 2022 Рабочая программа общеобразовательной дисциплины разработана на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образо вания для специальности среднего профессионального образования 38.02.05. «Товароведе ние и экспертиза качества потребительских товаров» (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 835 от 28.07.14 г.) Разработчик: Плотникова Татьяна Александровна - преподаватель высшей квалифика ционной категории ГАПОУ СО «Камыпшовский гуманитарно-технологический техникум» Рассмотрена на заседании предметной (цикловой) комиссии педагогических работниЭ «КГТТ» СОГЛАСОВАНО: Замеетй-тёдь дире ректора по УПР Н.А.Польдяева СОГЛАСОВАНО: Заместитель директора по УМР Т.А. Мадыгина СОДЕРЖАНИЕ 1. Паспорт рабочей программы учебной дисциплины........................ 2. Структура и содержание учебной дисциплины................................ 3. Условия реализации рабочей программы учебной дисциплины 4. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины 1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 1.1. Область применения программы Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образова тельной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 38.02.05. «Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров». 1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной про граммы: программа учебной дисциплины относится к циклу общепрофессиональных дис циплин. 1.3. Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины: В результате освоения дисциплины обучающийся должен умет ь: - распознавать классификационные группы товаров; - анализировать стадии и этапы технологического цикла товаров; В результате освоения дисциплины обучающийся должен знат ь: - основные понятия товароведения; - объекты, субъекты и методы товароведения; - общую классификацию потребительских товаров и продукции производственного назначения, классификацию продовольственных и непродовольственных товаров по однородным группам; - виды, свойства, показатели ассортимента; - основополагающие характеристики товаров; - товароведные характеристики товаров однородных групп (групп продовольственных или непродовольственных товаров); - классификацию ассортимента, оценку качества; - количественные характеристики товаров; - факторы, обеспечивающие формирование и сохранение товароведных характеристик; - виды потерь, причины возникновения, порядок списания. Результатом освоения общепрофессиональной дисциплины является овладение обучающими ся обидами (ОК) компетенциями: - OK 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, прояв лять к ней устойчивый интерес. - О К 2. О рганизовы вать собственную деятельность, вы бирать типовы е м етоды и сцособы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. ■; - ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. - ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффектив ного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного разви тия. - ОК 5. Владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с использованием информационно-коммуникационных технологий. - ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руковод ством, потребителями. - ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), резуль тат выполнения заданий. - ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. - ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной дея тельности. профессиональными (ПК)компетенциями: ПК 1.1. Выявлять потребность в товарах. ПК 1.2. Осуществлять связи с поставщиками и потребителями продукции. ПК 1.3. Управлять товарными запасами и потоками. ПК 1.4. Оформлять документацию на поставку и реализацию товаров. ПК 2.1. Идентифицировать товары по ассортиментной принадлежности. ПК 2.2. Организовывать и проводить оценку качества товаров. ПК 2.3. Выполнять задания эксперта более высокой квалификации при проведении товаро ведной экспертизы. ПК 3.1. Участвовать в планировании основных показателей деятельности организации. ПК 3.2. Планировать выполнение работ исполнителями. ПК 3.3. Организовывать работу трудового коллектива. ПК 3.4. Контролировать ход и оценивать результаты выполнения работ исполнителями. ПК 3.5. Оформлять учетно-отчетную документацию. Личностными результатами: Код Наименование личностного результата ЛР21 Мотивация к самообразованию и развитию ЛР22 Самостоятельный и ответственный в принятии решений во всех сферах своей деятельно сти, готовый к исполнению разнообразных социальных ролей, востребованных бизнесом, об ществом и государством ЛР23 Готовый к профессиональной конкуренции и конструктивной реакции на критику ЛР24 Сохранение традиций и поддержание престижа своей образовательной организации 1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины: ■ максимальной учебной нагрузки обучающегося - 72 часа, в том числе: - обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 48 часов; - самостоятельной работы обучающегося - 24 часа. 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы Вид учебной работы Объем часов Максимальная учебная нагрузка (всего) 72 Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) 48 в том числе: 18 пртопические занятия Самостоятельная работа обучающегося (всего) Итоговая аттестация в форме экзамена 24 2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся Раздел 1. Основы товароведения Содерж ание учебного материала Тема 1.1. М етоды, объ ек ты и субъекты товароведения. Кодирование товаров 1 П редм ет и задачи ди сциплины . О сн овны е п он ятия. П рин ц ипы т о ва роведения. О бъекты и субъекты деятельности. О сн овоп ол агаю щ и е хар актер и сти ки товаров. Взаим освязь со стоим остью . 3 М етоды товароведения. Ш три ховое коди рован и е товар ов внеаудит орная сам ост оят ел ьн ая р а б о т а обучаю щ ихся Азучитъ термины и понятия по теме. Работа со штрих-кодом (расшифровать не менее 4-х образцов штрих кодов продовольственных и непродовольственных товаров Содерж ание учебного материала 2 1 Тема 1.2. К лассиф икация ю треби тельски х товаров 2 П ризнаки класси ф икации. И ер архи чески и и ф асетн ы й м етоды класси ф икации. Т овароведная и общ ая класси ф и кац и я п р одовол ьствен н ы х и н еп р о д овольствен н ы х товаров. П рактическая работа Т рен и н г «К лассиф икация и коди рован и е товар ов, устан овлен и е п од 1 лин ности ». Объем часов Уровень освоения Формируемые ОК, ПК, ЛР 40 6 2 2 2 2 2 2 2 3 6 2 2 2 2 2 2 2 П К1.1-1.3,1.4, 2.1-2.3, 3 .1 .- 3 .5 OKI-9 ЛР 21,22,23,24 Внеаудит орная сам эст оят ельная р а б о т а обучаю щ ихся °абота с документацг ieii. Ответить на вопросы по темам 1.1 и 1.2.-4 Работа с дополнительными источни сами информации «П коведение экспертизы подлинности без лабораторных исследований» -1 Содержание учебного материала А ссорти м ент товаров: пон яти е и класси ф икац ия. Х ар ак тер и сти к и ас сортим ента. 1 2 У правлен ие ассортим ентом : п он яти е и задачи. О сн овн ы е н ап р авле ния ф орм ирования ассортим ента. С п ец иф и ческие ф акторы ф орм и рован и я п р ом ы ш л ен н ого и то р го во го ассортим ента. Т оварн ая инф ормация: виды , средства, п равовая осн ова, требован и я к 4 инф орм ации. П ракти ческие зан яти я 3 Тема 1.3. Ассортимент товаров 5 3 14 2 2 2 2 2 2 2 2 2 6 П оказатели ассортим ента товар ов и м етоди ка их расчёта, (упр аж н е ние) 2 2 2 1 2 И нтер акти вн ы й кей с-м етод «П ои ск н едостаю щ и х и и зли ш н и х р екви зитов на упаковке и в м аркировке товар ов». 2 2 3 О знаком лен ие с видам и товар н о-соп р оводи тел ьн ы х д оку м ен тов и их содерж анием . Тестирование. 1 Сам ост оят ельная р а б о т а обучаю щ ихся Човторишь основные термины и понятия-1 Работа с таблицей (основные идеи концепций формирования поргового ассортимента)-1 Работа с инфорлшционними знаками-1 Решение задач по теме -1 Подобрать и тсшифроватъ маркировки товаров-1. Работа с дополнительными источниками информации по темам: <Стратегия и тактика управления ассортиментом», «Структурирование ассортимента»-! 7 3 7 Раздел 2. Качество товаров Содержание учебного материала Качество товаров, номенклатура потребительских свойств и показателей, 1 критерии их выбора при оценке качества Градации качества. Классификация дефектов. Тема 2.1. Основные понятия качества товаров 32 ПК 1.1-1.4, 2.1-2.3; 3.1-3.5 OKI-9 ЛР 21,22,23,24 Лабораторно-практические занятия Товарное качество продовольственных товаров, (упражнение) Лабораторная работа: Определение дефектов качества товаров по натураль ным образцам. С ам ост оят ельная р а б о т а обучаю щ ихся эабота с дополнительными источниками информации по темам: «Качество как объект управления в конку рентном пространстве», «Правовое обеспечение качества» - 2. Работа с нормативно-технической докуменпацией (Анализ номенклатуры потребительских свойств и показателей качества товаров) -2 Содержание учебного материала Факторы, формирующие и сохраняющие качество товаров 2 Товарные потери: виды, причины возникновения, порядок списания Тема 2.2. Практические занятия Обеспечение качества Расчет естественной убыли и актируемых потерь. и количества товаров Документальное оформление товарных потерь 8 I Сам ост оят ельная р а б о т а обучаю щ ихся эаботп с дополнительными источниками информации: качество, количество, петля качества, политика качества, ин:трументы качества, стандарт, фактор товарного качества, анализ факторов-2. Заполнение документов-1. Составлеше кроссворда (не менее 10 слов)-! Тема 2.3. Оценка качества и управление качеством товаров Содержание учебного материала Показатели качества продукции и услуги. Виды и методы определения 1 уровня качества. Системы управления качеством. Политика предприятия по обеспечению 3 качества продукции. Практические занятия Контроль качества товаров. Расчет приёмочных и браковочных чисел товар 1 ных партий и приёмочного уровня дефектности. Контрольная работа по 2 разделу. Сам ост оят ельная р а б о т а обучаю щ ихся: П одгот овка к аттестации-!. 5 3 6 2 2 2 2 2 2 2 1 3 Э кзам ен Всего: 72 Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения: L- ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств); I - репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством) 3 - продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач) 9 3. условия РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ 3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению Реализация програм м ы ди сц ип лины требует нали чия учебного кабинета «Това роведение п родовольствен н ы х и непродовольственнвгх товаров». О борудование учебного кабинета: - п осадочны е м еста по коли честву обучаю щ ихся, - рабочее м есто преподавателя. Технические средства обучения: - ноутбук и телевизор. 3.2. Информационное обеспечение обучения Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы Основные источники: 1. Райкова Теоретические основы товароведения: учебник для студентов СПО, М: Академия, 2019г Дополнительные источники: 1. Дубцов Г.Г. Товароведен ие продовольственны х товаров: учебн и к для студентов СПО, М: А кадем ия, 2012г 2. Колочев С.П. Теоретические основы товароведение учебник для студентов СПО, СПб.: Л ань- Трейд, 2012г. 3. Страхова С.А. Теоретические основы товароведен ия и экспертизы , тесты, М: Д аш кова и К 2012г. 4. Ходы кин А.П. Товароведен ие неп родовольственны х товаров: учебник М: «Даш ков и К» 201 Ог 5. Райкова Тория товароведения: уч. пособие для студентов СП О , М: Академия, 2008г. 6. Гранаткина Н.В. Т овароведение и организация торговли продовольственны м и товарами: уч. пособие для п роф ессионального образования, М: А кадемия 2008 г. 7. Д убцов Г.Г. Товароведен ие продовольственны х товаров: учебни к для студентов СПО, М: А кадем ия, 2012г. 8. М уравина И.В. О сновы товароведения: уч. пособие для проф ессионального об разования - М: А кадем ия 2007г. 9. Н иколаева, М .А. Товароведен и е потребительских товаров. Теоретические осно вы. - М: Н О РМ А , 1997г. 10. П еченеж ская И .А. Теоретические основы товароведен ия и экспертизы товаров: М.: А кадемия 2004г. 11. Райкова Теория товароведения: уч. пособие для студентов СП О , М: Академия, 2002г. 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осущ ествляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторны х работ, тестирования, а также вы полнения обучаю щ имися индивидуальны х заданий. Результаты обучения (освоен ные умения, усвоенные зна ния,) Формируемые ОК, ПК, ЛР У2распознавать классификацион ные группы товаров; ПК 1.1-1.3; 2.1-2.3;3.1-3.3 ОК1-9 ЛР21-24 У2анализировать стадии и этапы технологического цикла товаров; ПК 1.4,3.4,3.5 ОК1-9 ЛР21-24 31 основные понятия товароведения ПК 1.4,2.1,2.2.,3.4,3.5 OKI-9 ЛР21-24 ПК 1.1-1.3,2.3,3.4 ОК1-9 ПК 2.1,2.2,2.3,3.4 ОК1-9 ЛР21-24 32объекты, субъекты и методы това роведения; ЗЗобщую классификацию потреби тельских товаров и продукции про изводственного назначения, клас сификацию продовольственных и непродовольственных товаров по однородным группам; ПК1.3,2.1 34виды, свойства, показатели ассор ОК1-9 ЛР21-24 тимента; 35основополагающие характеристи ПК2.2,3.5 ОК1-9 ЛР21-24 ки товаров; Збтовароведные характеристики то ПК1.2-1.4,2.3,3.1-3.5 ОК1-9 ЛР21-24 варов однородных групп (групп продовольственных или непродо вольственных товаров): классифи кацию ассортимента, оценку каче ства; ПК 1.1-1.3,2.1,2.2,3.4 37количественные характеристики ОК1-9 ЛР21-24 товаров; ПК 2.1,2.2,2.3,3.4 38факторы, обеспечиваюпще фор мирование и сохранение товаровед ОК1-9 ЛР21-24 ных характеристик; 39виды возникновения потерь, ПК 1.4,2.1,2.2.,3.4,3.5 ОК1-9 ЛР21-24 причины порядок списания Формы и методы кон троля и оценки ре зультатов обучения Тестирование, реш ение задач, практические задания Тестирование, решение задач, практические задания Вы полнение устных, письменных, индиви дуальны х, тестовых за даний. П роверка соответствия вы полнения контроль ных заданий требова ниям к результатам освоения дисциплины Вы полнение сам остоя тельной работы. 1 ] 1 11 5. ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ, ВНЕСЁННЫХ В РАБОЧУЮ ПРОГРАММУ* № п/п № пункта рабочей программы Дата После Дата и № протоко До внесения внесения изменений и ла рассмотрения изменений изменений и дополнений цикловой комисси и дополне дополнений ей ний Дата и № про токола рас смотрения ме тодическим советом/ педа гогическим со ветом *лист изменений и дополнений, внесённых в рабочую программу, располагает ся на отдельном ли сте (с новой страницы) 12