Министерство образования и молодежной политики Свердловской области Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области «Камышловский гуманитарно-технологический техникум» СО анитарноТехникум» Бочкарева РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОПД.08 «М ЕТРО Л О ГИ Я И СТАН ДА РТИ ЗА Ц И Я» для специальности СПО 38.02.05. «Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров» Форма обучения - очная Срок обучения 2 года 10 месяцев Уровень освоения: базовый Профиль получаемого профессионального образования: естественнонаучный Камышлов/2022 Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 38.02.05. «Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров» (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 679 от 22.06.2010 г.). Разработчик: Плотникова Татьяна Александровна - преподаватель высшей квалифика ционной категории Государственного автономного профессионального образовательного учреждения Свердловской области «Камышловский гуманитарно-технологический техникум» Рассмотрена на заседаншк п-редметной (цикловой) комиссии педагогических работни ков профессиональных дисциплин ГАПОУ СО «КГТТ» Председатель А) ,И\ч Е.В. Чудинова (JЩг СОГЛАСОВАНО: Защё^игель директора по УПР Н.А. Польдяева СОГЛАСОВАНО: Заместитель директора по УМР Т.А.Мадыгина / | СОДЕРЖАНИЕ 1. Паспорт рабочей программы учебной дисциплины...................... 2. Структура и содержание учебной дисциплины............................... 3. Условия реализации рабочей программы учебной дисциплины 4. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины 1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 1.1. Область применения программы Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образова тельной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 38.02.05. «Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров». 1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной про граммы: программа учебной дисциплины относится к циклу общепрофессиональных дис циплин. 1.3. Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины: Б результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь: - применять требования нормативных документов к основным видам продукции (услуг) и процессов; - оформлять технологическую и техническую документацию в соответствии с действую щей нормативной базой; - использовать в профессиональной деятельности документацию систем качества; приводить несистемные величины измерений в соответствие с действующими стандар тами и международной системой единиц СИ; - определять возможную фальсификацию; оформлять заявки на проведение сертификации актов отбора образцов (проб); - расшифровывать маркировку штрих-кода; В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать: - основные понятия метрологии; - задачи стандартизации, ее экономическую эффективность; - формы подтверждения соответствия; - основные положения систем (комплексов) общетехнических и организационнометодических стандартов; - терминологию и единицы измерения величин в соответствии с действующими стандар тами и международной системой единиц СИ; - основные понятия качества продукции и декларации соответствия; - знаки соответствия; - обязанности и функции субъектов сертификации; законодательную и нормативную базу сертификации в РФ. Результатом освоения общепрофессиональной дисциплины является овладение обу чающимися общими (ОК) компетенциями: OK 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, про являть к ней устойчивый интерес. ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффек тивного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. ОК 5. Владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с использованием информационно-коммуникационных технологий. ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руковод ством, потребителями. ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), резуль 4 тат выполнения заданий. ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной дея тельности. профессиональными (ПК)компетенциями: ПК 1.1. Выявлять потребность в товарах. ПК 1.2. Осуществлять связи с поставщиками и потребителями продукции. ПК 1.3. Управлять товарными запасами и потоками. ПК 1.4. Оформлять документацию на поставку и реализацию товаров. ПК 1.5 Осуществлять контроль за функционированием оборудования для защиты от несанкционированного выноса товаров ПК 1.6 Выполнять операции по реализации товаров с использованием торгового ин вентаря ПК 1.7 Применять POS-средства и материалы при выкладке товаров ПК 1.8 Проводить идентификации товарных запасов на соответствие сертификатам ПК 2.1. Идентифицировать товары по ассортиментной принадлежности. ПК 2.2. Организовывать и проводить оценку качества товаров. ПК 2.3. Выполнять задания эксперта более высокой квалификации при проведении то вароведной экспертизы. ПК 3.1. Участвовать в планировании основных показателей деятельности организации. ПК 3.2. Планировать выполнение работ исполнителями. ПК 3.3. Организовывать работу трудового коллектива. ПК 3.4. Контролировать ход и оценивать результаты выполнения работ исполнителя ми. ПК 3.5. Оформлять учетно-отчетную документацию. Личностными результатами: Код Наименование личностного результата ЛР 7 Осознающий приоритетную ценность личности человека; уважающий собствен ную и чужую уникальность в различных ситуациях, во всех формах и видах деятельно сти.; ЛР 9 Соблюдающий и пропагандирующий правила здорового и безопасного образа жизни, спорта; предупреждающий либо преодолевающий зависимости от алкоголя, табака, психоактивных веществ, азартных игр и т.д. Сохраняющий психологическую устойчивость в ситуативно сложных или стремительно меняющихся ситуациях.; ЛР 10 Заботящийся о защите окружающей среды, собственной и чужой безопасности, в том числе цифровой.; ЛР 13Соблюдающий в своей профессиональной деятельности этические принципы: честности, независимости, профессионального скептицизма, противодействия кор рупции и экстремизму, обладающий системным мышлением и умением принимать решение в условиях риска и неопределенности; ЛР 20 Способный к трудовой профессиональной деятельности как к возможности уча стия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных про блем; ЛР 24 Сохранение традиций и поддержание престижа своей образовательной органи зации 5 1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины: ■ максимальной учебной нагрузки обучающегося - 72 часа, в том числе: - обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 48 часов; - самостоятельной работы обучающегося - 24 часа. 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы Вид учебной работы Объем часов Максимальная учебная нагрузка (всего) Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) 72 48 в том числе: практические занятия 18 Самостоятельная работа обучающегося (всего) 24 Итоговая аттестация в форме экзамена 1 2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся Объем часов Уровень освоения Раздел 1. Основы метрологии 27 Тема 1.1. Содержание учебного материала Общие понятия о 1 Понятое и предмет метрологии. Цели и задачи метрологии 2 Основные понятия метрологии. Объекты и субъекты метрологии Самостоятельная работ а обл/чающихся эабота с дополнительными источниками информации по темам: «Правовые основы метрологии», «Метроло•ическая экспертиза», «Международные и региональные метрологические организации» Содержание учебного материала 1 Виды, методы, средства измерений. Характеристика и поверка средств 2 Классификация средств измерений Ответственность за нарушение метрологических правил. Сертификация 3 средств измерений 8 2 2 2 4 3 19 2 2 2 Практические занятия Тема 1.2. Измерения в метрологии 8 Установка весов по уровню. Тест. 2 2 Правила взвешивания на механических и электронных весах (упражнение) 2 3 Поверка весов на точность, чувствительность, постоянство показаний ВНЦ (весов настольных циферблатных) упражнение Поверка весов на точность, чувствительность, постоянство электронных весов (упражнение) Самостоятельная работ а обучающихся Тодготовка к текущему контролю. Работа с дополнительными источниками информации по темам: «Исчория развития метрологии», «Факторы, влияющие на результаты измерений»; Изучение текста законов ’Ф «Об обеспечении единства измерений», «О техническом регулировании» Раздел 2. Основы стандартизации ^идерл^ание учеинши материала 1ема 2.1. Стандартизация в 1 Сущность, функции, цели, принципы, задачи и эффективность стандарти- О К 1-9 ПК 1.11.4,1.6,1.7, 2.1 2.3, 3.1 - 3.4 ЛР 7,9,10,13,20,24 2 1 4 Ф ормируемы е ОК, ПК, ЛР 2 2 2 5 3 22 ZZ 2 2 ОК 1-9 ПК 1.1 1.5, 2.1 - 2.3, 3.1 - торговле зации Комплексные системы стандартов Техническое регулирование. Закон «О техническом регулировании». 3 Структура и основное содержание 4 Государственный надзор и контроль за соблюдением требований ГОСТов Практические занятия 2 ! 1 Ознакомление с составом и обязательностью требовании нормативных до кументов (отработка умений) 2 Изучение структуры, содержания и требований технических условий на продукцию. Тест 3.5. ЛР 7,9,10,13,20,24 2 2 2 8 2 2 Z 3 Ознакомление с статьями Законов РФ: «О стандартизации» и «О защите прав потребителей» (отработка умений) 4 Работа с ГОСТом по определению внешнего вида консервированной продукции, герметичности тары и состояния внутренней поверхности та ры 2 2 Самостоятельная работ а обучающихся Троработатъ дополнительные источники информации по темам: «Американский национальный инсти тут стандартов и технологии»; «Британский институт стандартов»; «Немецкий институт стандарюв»; «Японский комитет промышленных стандартов»; «Французская ассоциация по стандартизации» 6 Раздел 3. Сертификация в торговле 23 Тема 3.1. Оценка подтверждения соответствия сачества товаров и услуг Содержание учебного материала 3 11 1 Основные понятия сертификации. Цели, принципы подтверждения соот ветствия. 2 Роль сертификации в повышении качества товаров. Оформление серти фиката соответствия. 2 3 Добровольная и обязательная сертификация. Декларация и знаки соответ- 2 2 Z ОК 1-9 ПК 1.1 1.4,1.8, 2.1-2.3, 3.1 - 3.5. ЛР 7,9,10,13,20,24 9 ствия Самостоятельная работ а облучающихся °асшифровка знаков соответствия; штрих- кодов; маркировок шары. Подготовка к текущему контролю. Содержание учебного материала 1 Виды средств сертификации и их характеристика Тема 3.2. 2 Правовые основы подтверждения соответствия Субъекты, Состояние и перспективы развития сертификации и других форм под средства и мето 3 тверждения соответствия. Тест. ды сертифика Практические занятия ции Ознакомление с сертификатами соответствия на продовольственные и непро довольственные товары. Работа с документами. Самостоятельная работ а обучающихся 1одготовка к промежуточной аттестации Экзамен Всего: 5 3 12 2 2 2 2 2 2 4 2 3 72 ]дя характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения: - ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств); ! - репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством) i - продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач) 10 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ 3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Метрология, стандартизация и сертификация». Оборудование учебного кабинета: - посадочные места по количеству обучающихся, * - рабочее место преподавателя, - учебно-методические материалы. Технические средства обучения: - ноутбук, телевизор, принтер. 3.2. Информационное обеспечение обучения Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы Основные источники: 1. Качурина Т.А. Метрология и стандартизация: учебник для СПО. - М.: ИЦ «Акаде мия»,2015 Дополнительные источники: 1. Лифиц И.М. Стандартизация, метрология и подтверждение соответствия: учебник для бакалавров. - М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт,2012 2. Козлова А.В. Стандартизация, метрология, сертификация в общественном питании: учебник для студентов СПО. - М.: Мастерство,2001 Нормативные документы: 1. Госстандарт России. Государственная система обеспечения единства измерений. Ин струкция. Порядок осуществления государственного логического надзора за количе ством товаров, отчуждаемых при совершении торговых операций. М., 1993. 2. ГОСТ Р 1.0 —92. Государственная система стандартизации Российской Федерации. Ос новные положения. 3. ГОСТ Р 1.2 —92. Государственная система стандартизации российской Федерации. По рядок разработки государственных стандартов. 4. ГОСТ Р 1.3 —92. Государственная система стандартизации Российской Федерации. По рядок голосования, утверждения и регистрации технических условий. 5. ГОСТ Р 1.4 —2002. Государственная система стандартизации Российской Федерации. Стандарты предприятий. Общие положения. 6. ГОСТ Р 1.5 —92. Государственная система стандартизации Российской Федерации. Об щие требования к построению, изложению, оформлению и содержанию стандартов. 7. ГОСТ Р 2.114 —70 ЕСКД. Технические условия. Правила построения, изложения и оформления. 8. ГОСТ Р 5 1074 —97. Продукты пищевые. Информация для потребителей. Обшце требо вания. 9. ГОСТ Р 8.579 —2001. Государственная система обеспечения единства измерений. Требо вания к количеству фасованных товаров в упаковках любого вида при их производстве, расфасовке, продаже и импорте. 10. ГОСТ Р НСО 9000 — 2001. Системы менеджмента качества. Основные положения и сло варь. 11. ГОСТ Р ИСО 9001 — 2001. Системы менеджмента качества. Требования. 12. ГОСТ Р НСО 9004 — 2001. Системы менеджмента качества. Рекомендации по улучше нию деятельности. 13. ИСО 9000:2000. Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь. 14. ИСО 9001:2000. Системы менеджмента качества. Требования. 15. ИСО 9004:2000. Системы менеджмента качества. Рекомендации по улучшению деятель- ности. 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в про цессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.___________________________________________ Элемент дисциплины Текущий контроль Форма контроля Раздел 1. Основы Тестовое задание метрологии Практическое заня тие Раздел 2. Основы Тестовое задание стандартиз ации Практическое заня тие Раздел 3. Тестовое задание Сертификация в Практическое заня торговле тие Итоговый контроль Проверяемые З,у У-1,4, 3-1,3,4,5 Форма контроля Проверяемые Экзамен 3-1-9 У 1-7 З,у 3-1-9 У 1-7 3-2,3,4,5,6 У-6,7 3-8,9, Освоенные умения, Формируемые усвоенные знания ОК, ПК, ЛР У1 применять требова ПК1.1-1.3Д, 6,2.1ния нормативных доку 2.3;3.1-3.3 ментов к основным видам O K I-9 продукции (услуг) и про ЛР 7,9,13,20,24 цессов; У2 оформлять техноло ПК 1.4,3.4,3.5 гическую и техническую O K I-9 документацию в соответ ЛР 7,9,13,20,24 ствии с действующей нормативной базой; УЗ использовать в про ПК фессиональной деятель 1.4,2.1,2.2.,3.4,3.5 ности документацию си ОК1-9 стем качества; ЛР 7,9,13,20,24 У4 приводить несистем ПК1.1-1.3,2.3,3.4 ные величины измерений O K I-9 в соответствие с действу ЛР13,20,24 ющими стандартами и международной системой единиц СИ; У5 определять возможную ПК 2.1,2.2,2.3,3.4 фальсификацию O K I-9 ЛР13,20,24 Экзамен 3-1-9 У 1-7 Экзамен Показатели оценки ре зультата Правильно работает с стандартами при вы полнении операций торгово технологического про цесса продажи товаров Правильно оформляет техническую докумен тацию в соответствии с действующей норма тивной базой Осуществляет контроль за соблюдением обяза тельных требований НД, а также требований на добровольной основе ГОСТ, ГОСТ Р, ТУ, со гласно установленным требованиям Правильно переводит внесистемные единицы измерений в единицы Международной систе мы (СИ) Задания для проверки Тест1,2 Практическая работа1 Практическая работа1Тест Практическая работа1 Тест1 I Практические работы по разделам 1,2,3 Демонстрирует способ Практические ность определять воз работы по можную фальсифика разделам 1,2,3 цию 12 У6 расшифровывать мар кировку штрих-кода ПК1.3Д .7,2.1 O K I-9 JIP13,20,24 Способен точно рас шифровать маркировку штрих-кода Практические работы по разделам 1,2,3 У7 оформлять заявки на П К2.2Д5 проведение сертифика O K I-9 ции актов отбора образ JIP13,20,24 цов (проб). Правильно оформляет заявку на проведение сертификации актов от бора образцов (проб). Практические работы по разделам 1,2,3 ПК1.2-1.4,2.3,3.13.5 O K I-9, ЛР13 ПК1.132 задачи стандартиза ции, ее экономическую 1.3,1.5,21,2.2,3.4 O K I-9 ЛР7ДЗ эффективность; Полностью освоены ос новные понятия метро логии Полностью освоены за дачи стандартизации, ее экономическая эффек тивность Полностью освоены формы подтверждения соответствия качества Основные положения государственной системы стандартизации РФ осво ены полностью Полностью освоена терминология и единицы измерения величин в со ответствии с действую щими стандартами и международной систе мой единиц СИ Основные понятия каче ства продукции и декла рации соответствия осво ены полностью Полностью освоены знаки соответствия Обязанности и функции субъектов сертификации полностью освоены Законодательная и нор мативная база сертифи кации в РФ полностью освоена Тест 1 Устный опрос 31 основные метрологии; понятия 33 формы подтверждения соответствия качества; 34 основные положения государственной системы стандартизации РФ; 35 терминологию и еди ницы измерения величин в соответствии с действу ющими стандартами и международной системой единиц СИ; ПК 21,2.2,2.3,3.4 ОК1-9 Л И З ,20 ПК 1.4,21,2.2.,3.4,3.5 O K I-9 ЛР13,20 ПК1.2-1.4,2.3,3.13.5 ОК1-9 ЛР13,20 36 основные понятия ка ПК1.2-1.4,2.3,31чества продукции и де 3.5 O K I-9 ЛР13,20 кларации соответствия; 3 7 зн аки соответстви я; 38 обязанности и функ ции субъектов сертифи кации; ПК1.2,2.1,2.2 O K I-9 ЛР13,20 П К 1.2-1.4,1.8, 2 .2 ,2 1 ,3 .2 ,3 .4 O K I-9 ЛР20 ПК1.1-1.3;2.139 законодательную и 2.3;3.1-3.3 нормативную базу сер O K I-9 тификации в РФ. ЛР7,9,10,24 Тест2 Устный опрос Тест2 Тест2 Тест 1,2 Устный опрос Тест 3 Устный опрос Тест 3 Устный опрос Тест 3 Устный опрос Тест 3 Устный опрос 13