Учебный план школа-интернат 1-4 классы 1 вариант (2023-2024)

Пояснительная записка
к учебному плану для обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями),
(вариант 1) 1-4 классы
Учебный план образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) (далее - учебный план) обеспечивает
введение в действие и реализацию требований Стандарта, определяет общий
объем нагрузки и максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся,
состав и структуру обязательных предметных областей по классам (годам
обучения).
Организация временного режима обучения обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) соответствует их особым
образовательным потребностям и учитывает их индивидуальные
возможности.
Устанавливается следующая продолжительность учебного года:
1 класс – 33 учебных недели; 2,3,4 классы – 34 учебных недели. Для
обучающихся 1 класса устанавливаются в течение года дополнительные
недельные каникулы в соответствии с календарным учебным графиком.
Для профилактики переутомления обучающихся в годовом
календарном учебном плане предусмотрены равномерно распределенные
периоды учебного времени и каникул.
В целях сохранения и укрепления здоровья обучающихся
устанавливается продолжительность учебной недели – 5 дней (при
соблюдении гигиенических требований к максимальным величинам
недельной образовательной нагрузки согласно действующему СанПиН
2.4.2.3648-20 от 28.09.2020 г. № 28).
Продолжительность учебных занятий не превышает 40 минут. При
определении продолжительности занятий в 1 классе используется
«ступенчатый» режим обучения: в первом полугодии (в сентябре, октябре −
по 3 урока в день по 35 минут каждый, в ноябре-декабре − по 4 урока по 35
минут каждый; январь-май − по 4 урока по 40 минут каждый).
Продолжительность перемен между уроками составляет не менее 10 минут.
Между началом коррекционных, внеклассных, факультативных занятий,
кружков, секций и последним уроком
устраивается перерыв
продолжительностью не менее 20 минут.
Учебный план включает обязательную часть, включающую в себя
следующие предметные области: язык и речевая практика, математика,
естествознание, искусство, физическая культура, технологии.
Часть, формируемая участниками образовательных отношений, в
количестве 3 часов направлена на увеличение количества часов по предметам
обязательной части во 2, 3,4 классе: мир природы и человека -1 час; ручной
труд -1час, а также введен курс «Культура безопасности жизнедеятельности»
– 1 час. Включение данного курса в учебный план обусловлено тем,
чтобезопасность - необходимое условие дальнейшего развития общества,
государства и цивилизации в целом. В настоящее время решение проблем
безопасности невозможно без учета человеческого фактора. Поэтому
развитие норм безопасного поведения и уровня подготовленности каждого
человека являются определяющими факторами с точки зрения недопущения

развития опасных и чрезвычайных ситуаций и минимизации их негативных
последствий.
Основные задачи реализации содержания предметных областей
Предметная область «Язык и речевая практика»
Учебные предметы: русский язык, чтение, речевая практика.
Основные задачи реализации содержания:
Русский язык. Формирование первоначальных навыков чтения и письма
в процессе овладения грамотой. Формирование элементарных представлений
о русском (родном) языке как средстве общения и источнике получения
знаний. Использование письменной коммуникации для решения практикоориентированных задач.
Чтение. Осознание значения чтения для решения социально значимых
задач, развития познавательных интересов, воспитания чувства прекрасного,
элементарных этических представлений, понятий, чувства долга и
правильных жизненных позиций. Формирование и развитие техники чтения,
осознанного чтения доступных по содержанию и возрасту литературных
текстов. Формирование коммуникативных навыков в процессе чтения
литературных произведений.
Речевая практика. Расширение представлений об окружающей
действительности. Обогащение лексической и грамматико-синтаксической
сторон речи. Развитие навыков связной устной речи. Развитие навыков
устной коммуникации и их применение в различных ситуациях общения.
Ознакомление со средствами устной выразительности, овладение нормами
речевого этикета.
Предметная область «Математика»
Учебный предмет: математика.
Основные задачи реализации содержания:
Математика.Овладение началами математики (понятием числа,
вычислениями, решением арифметических задач и др.). Овладение
способностью пользоваться математическими знаниями при решении
соответствующих возрасту житейских задач (ориентироваться и
использовать меры измерения пространства, времени, температуры и др. в
различных видах практической деятельности). Развитие способности
использовать некоторые математические знания в жизни
Предметная область «Естествознание»
Учебный предмет: мир природы и человека.
Основные задачи реализации содержания:
Мир природы и человека. Формирование представлений об
окружающем мире: живой и неживой природе, человеке, месте человека в
природе, взаимосвязях человека и общества с природой. Развитие
способности к использованию знаний о живой и неживой природе и
сформированных представлений о мире для осмысленной и самостоятельной
организации безопасной жизни в конкретных природных и климатических
условиях.

Предметная область «Искусство»
Учебные предметы: рисование, музыка.
Основная задача реализации содержания:
Рисование. Формирование умений и навыков изобразительной
деятельности, ихприменение для решения практических задач. Развитие
художественного вкуса: умения отличать «красивое» от «некрасивого»;
понимание красоты как ценности; воспитание потребности в
художественном творчестве.
Музыка. Формирование и развитие элементарных умений и навыков,
способствующих адекватному восприятию музыкальных произведений и их
исполнению. Развитие интереса к музыкальному искусству; формирование
простейших эстетических ориентиров.
Предметная область «Физическая культура»
Учебный предмет: физическая культура.
Основные задачи реализации содержания:
Физическая культура. Формирование установки на сохранение и
укрепление здоровья, навыков здорового и безопасного образа жизни;
соблюдение индивидуального режима питания и сна. Воспитание интереса к
физической культуре и спорту, формирование потребности в
систематических занятиях физической культурой и доступных видах спорта.
Формирование и совершенствование основных двигательных качеств:
быстроты, силы, ловкости и др. Формирование умения следить за своим
физическим состоянием, величиной физических нагрузок, адекватно их
дозировать. Овладение основами доступных видов спорта (легкой атлетикой,
гимнастикой, лыжной подготовкой и др.) в соответствии с возрастными и
психофизическими особенностями обучающихся. Коррекция недостатков
познавательной сферы и психомоторного развития; развитие и
совершенствование волевой сферы. Воспитание нравственных качеств и
свойств личности.
Предметная область «Технологии»
Учебный предмет: ручной труд
Основные задачи реализации содержания:
Ручной труд. Овладение элементарными приемами ручного труда,
общетрудовыми умениями и навыками, развитие самостоятельности,
положительной мотивации к трудовой деятельности. Получение
первоначальных представлений о значении труда в жизни человека и
общества, о мире профессий и важности выбора доступной профессии.
Курс «Культура безопасности жизнедеятельности»
Формирование культуры безопасности как качества личности,
представленное в виде совокупности знаний и осознанныхдействий,
направленных на понимание опасных и безопасных факторов в окружающей
действительности.
Обязательным элементом структуры Учебного плана является
«Коррекционно-развивающая
область»,
которая
представлена
коррекционными курсами: ритмика, развитие психомоторики и сенсорных
процессов, логопедические занятия.

Основные задачи реализации содержания:
Ритмика. Развитие умения слушать музыку, выполнять под музыку
различные движения, в том числе и танцевальные, с речевым
сопровождением или пением. Развитие координации движений, чувства
ритма, темпа, коррекция общей и речевой моторики, пространственной
ориентировки. Привитие навыков участия в коллективной творческой
деятельности.
Развитие психомоторики и сенсорных процессов. Формирование
учебной мотивации, стимуляция сенсорно-перцептивных, мнемических и
интеллектуальных
процессов.
Гармонизация
психоэмоционального
состояния, формирование позитивного отношения к своему «Я», повышение
уверенности в себе, развитие самостоятельности, формирование навыков
самоконтроля. Развитие способности к эмпатии, сопереживанию;
формирование продуктивных видов взаимоотношений с окружающими (в
семье, классе), повышение социального статуса ребенка в коллективе,
формирование и развитие навыков социального поведения.
Логопедические занятия. Формирование и развитие различных видов
устной речи (разговорно-диалогической, описательно-повествовательной) на
основе обогащения знаний об окружающей действительности. Обогащение и
развитие словаря, уточнение значения слова, развитие лексической
системности,
формирование
семантических
полей.
Развитие
и
совершенствование грамматического строя речи. Развитие связной речи.
Коррекция недостатков письменной речи (чтения и письма).
Всего на коррекционно-развивающую область отводится 6 часов в
неделю.Выбор коррекционных индивидуальных и групповых занятий, их
количественное соотношение может осуществляться общеобразовательной
организацией самостоятельно, исходя из психофизических особенностей
обучающихся с умственной отсталостью на основании рекомендаций
психолого-медико-педагогической комиссии и индивидуальной программы
реабилитации инвалида. Время, отведенное на реализацию коррекционноразвивающей области, не учитывается при определении максимально
допустимой недельной нагрузки, но учитывается при определении объемов
финансирования. Индивидуальные занятия проводятся в течение учебного
дня и во внеклассное время.
Выбор направлений внеурочной деятельности и распределение на них
часов самостоятельно осуществляется общеобразовательной организацией в
рамках общего количества часов, предусмотренных примерным учебным
планом (4 часа).
Внеурочная деятельность в школе осуществляется по направлениям,
которые
рекомендованы
Федеральной
адаптированной
основной
общеобразовательной программой для обучающихся с умственной
отсталостью: коммуникативная деятельность, художественно-эстетическая
творческая деятельность, проектная деятельность.
Основная цель внеурочной деятельности в школе является создание
условий для достижения обучающегося необходимого для жизни в обществе
социального опыта и формирования принимаемой обществом системы
ценностей, создание условий для всестороннего развития и социализации
каждого обучающегося с умственной отсталостью, создание воспитывающей

среды, обеспечивающей развитие социальных, интеллектуальных интересов
обучающихся в свободное время.
Внеурочная деятельность в 1,2,3,4 классе осуществляется по программам
внеурочной деятельности: «Разговоры о важном», «Мой любимый край»,
«Путешествие в сказку», «Легоконструирование».
Основные задачи реализации содержания:
«Разговоры о важном»
Развитие у обучающегося ценностного отношения к Родине, природе,
человеку, культуре, знаниям, здоровью.
«Мой любимый край»
Привитие интереса к истории и культуре родного края, воспитание
уважения и любви к своей Родине.
«Путешествие в сказку»
Содействовать развитию эмоционально-волевой и познавательной сферы
обучающихся через знакомство со сказками.
«Легоконструирование»
Совершенствование коммуникативных навыков при работе в паре,
коллективе. Формирование познавательной активности, стремление к
умственной деятельности.
Результативность внеурочной деятельности предполагает: приобретение
обучающимися с умственной отсталостью социального знания,
формирования положительного
отношения к
базовым ценностям,
приобретения опыта самостоятельного общественного действия.
Образование на дому является формой получения образования и
организовано по программе: общеобразовательные программы обучающихся
с умственной отсталостью.
Образование детей на дому осуществляется в отношении детей, которые
по состоянию здоровья временно или постоянно не могут посещать
образовательное учреждение. Основанием для организации образования на
дому является заявление родителей (законных представителей) и заключение
клинико - экспертной комиссии лечебно-профилактического учреждения
(больницы, поликлиники).
С целью реализации Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273
«Об образовании в Российской Федерации» в части обеспечения права
каждого человека на образование и недопустимости дискриминации в сфере
образования необходимо при определении учебной нагрузки детям,
находящимся на индивидуальном обучении на дому, в том числе детяминвалидам, обучающимся дистанционно, руководствоваться Федеральными
государственными
образовательными
стандартами,
постановлением
Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28
сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении СанПин 2.4.2.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи».
Нормативно-правовой основой организации индивидуального обучения на
дому является постановление Правительства Свердловской области от 23
апреля 2015 года N 270-ПП «Об утверждении порядка регламентации и
оформления отношений государственной и муниципальной образовательной
организации и родителей (законных представителей) обучающихся,

нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов в части
организации обучения по основным общеобразовательным программам на
дому или в медицинских организациях, находящихся на территории
Свердловской области».
Для обучающихся разрабатывается адаптированная образовательная
программа по всем предметам обязательной части учебного плана и
коррекционным курсам. Индивидуальный учебный план составляется с
учетом индивидуальных особенностей и состоянием здоровья обучающихся.
Промежуточная аттестация проводится два раза год по окончании
первого полугодия и учебного года. Промежуточная аттестация проводится
со второго по девятый класс.
В 2-4 классах промежуточная аттестация проводится по предметам:
письмо и развитие речи, математика. По письму и развитию речи,
математике в форме административных контрольных работ.
Сроки проведения промежуточной аттестации: для 2-4 классов – 1822 декабря 2023 года; 20-24 мая 2024 года.

Недельный учебный план для обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями),
(вариант 1) 1-4 класс на 2023-2024 учебный год
Предметные
области

1. Язык и речевая
практика
2. Математика
3. Естествознание
4. Искусство
5. Физическая
культура
6. Технологии
Итого часов:

Классы
Учебные
предметы

1.Обязательная часть
Русский язык
Чтение
Речевая практика
Математика
Мир природы
и человека
Музыка
Рисование
Адаптивная физическая
культура
Ручной труд

Количество часов в
неделю

1

2

3

4

3
3
2
3
2

3
4
2
4
2

3
4
2
4
2

3
4
2
4
2

2
1
3

1
1
3

1
1
3

1
1
3

2
2
2
2
21 22 22 22
2.Часть, формируемая участниками образовательных
отношений
Интеграция
Культура безопасности
1
1
1
предметных областей:
естествознание
и
человек и общество

жизнедеятельности

Максимально допустимая нагрузка

21

23

23

Внеурочная деятельность, в том числе
Коррекционные курсы
1. Ритмика
1
1
1
2. Развитие психомоторики и сенсорных процессов
2
2
2
3. Логопедические занятия
3
3
3
6
6
6
Итого часов:
Внеурочная деятельность по направлениям
Коммуникативная деятельность
«Разговоры о важном»
1
1
1
«Мой любимый край»
1
1
1
Художественно-эстетическая творческая деятельность
«Путешествие в сказку»
1
1
1

23

1
2
3
6

1
1

1

Проектная деятельность
Легоконструирование

Итого:

1
31

1
33

1

33

1
33


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».